Старов, иван егорович

Оглавление

биография

Иван Старов родился в семье диакона. В 1755 году он поступил в Императорский Московский университет , через год переведен в гимназию Российской академии наук . В 1758 году он поступил в Императорскую Академию художеств и стал учеником Александра Кокоринова и Жана-Батиста Валлена де ла Моте . Он закончил с отличием и получил денежную стипендию и право поехать за границу для изучения искусств. С 1762 по 1768 год он путешествовал, в Париже учился у Шарля де Вайи .

В 1769 году он вернулся в Петербург и разработал проект шляхты кадетского корпуса. Для этого проекта он был принят в члены Академии. Через год Старов получил звание адъюнкт-профессора, в 1770 году — профессора. В 1772-1774 годах он возглавлял Комитет каменного строительства Москвы и Петербурга. В 1790 году Старов создал проект города Николаева у пристани между Южным Бугом и реками Ингул . В 1794 году он был назначен адъюнкт-ректором.

Старов был похоронен на Лазаревском кладбище в Александро — Невской лавре .

Личная жизнь

Старов был женат на Наталье Григорьевне Демидовой, дочери известного отечественного предпринимателя, ботаника и мецената Григория Акинфиевича. Он продолжал дело отца, основав два завода, также был известен как создатель первого на территории России частного ботанического сада, считался корреспондентом шведского ботаника Карла Линнея.

За свою карьеру тесть Старова отметился эффективным управлением демидовскими заводами

Оставаясь часто в тени, он сделал много полезного и важного для своей семьи. В частности, добился раздела наследства между братьями, дал детям первоклассное образование

Трое его сыновей на протяжении многих лет путешествовали по Европе, получая знания в самых разных отраслях. Во многом благодаря ему удалось сохранить коллекцию немецкого естествоиспытателя и врача Георга Стеллера, состоявшую из 80 уникальных растений.

Старов был поручителем на венчании сестры Натальи Пульхерии с директором академии художеств Александром Филипповичем Кокориновым.

Комплекс

Основой Таврического дворца Ивана Старова стал двухэтажный центральный корпус, расположенный в глубине парадного двора. Первоначально дворец был открыт к Неве. Данная архитектурная перспектива просуществовала до постройки напротив дворца водонапорной башни, а также других сооружений, относившихся к городской водопроводной станции.

Стоит отметить, что фасад главного корпуса отличает дорический портик, а садового — полуротонда с балконом. Два флигеля небольшого размера увенчаны купольными башнями.

В настоящее время в комплекс дворца входит дом садового мастера, построенный в 1794 году архитектором Волковым.

Иван Старов в роли градостроителя

После строительства Таврического дворца в Пе тербурге Иван Старов стал фактически «личным архитектором» Г. А. Потемкина и строил во всех его владениях. В восьмидесятых годах XVIII века Старов много работал на Юге, особенно в Херсоне и Николаеве. В Николаеве он выполнил проект планировки города, проекты собора, магистрата и каменных лавок.

Самая интересная работа на Юге ждала Старова в Екатеринославе, которому Потемкин прочил будущее «третьей столицы» Российской империи. Заложенный на левом берегу Днепра в 1776 г., город с 1784 г. начал развиваться на правом берегу (современный исторический центр Днепра).

Вопреки стереотипу, первый генеральный план Екатеринослава на Днепре разработал вовсе не Иван Старов. Первый генплан был утвержден в октябре 1786 года, а автором его был французский архитектор Клод Геруа . Этот план предполагал строительство величественного города на огромной горе в излучине Днепра. В центре должны были возвышаться огромный Преображенский собор и Соборная площадь. Этот план отличался гигантоманией и вскоре был отклонен.

После официального основания Екатеринослава на Днепре 9 (20) мая 1787 года, Потемкин срочно привлек к проектированию города Ивана Старова. Летом 1787 года архитектор впервые посетил место строительства. Первым зданием в городе стал дворец князя Потемкина, сооруженный по проекту Старова в 1787–1789 гг. (ныне Дворец культуры студентов ДНУ).

Залы и вестибюль

«Простой» Таврический дворец создавал все условия для пышной жизни. Очень богато его внутреннее оформление.

Отделка помещений и меблировка – все в полной мере соответствует изысканности и богатству быта Потемкина.

При входе – двойная колоннада главного портика. Три входа ведут в просторный вестибюль. Главный из них выделялся величественными яшмовыми и гранитными столпами Триумфальных врат.

Купольный зал

Ворота располагаются в Купольном зале, который украшают оригинальные колонны, фаянсовые печи, декорированные глазурью и золотом

Этот пышно оформленный зал подготавливает к восприятию великолепного колоссальных размеров Екатерининского зала и Зимнего сада.

Большая галерея (Екатерининский зал)

Екатерининский зал – центральное помещение всего Таврического дворца. В его устройство зодчий внес элементы античной архитектуры – монументальность, строгость и изящество пропорций. При этом он сумел вдохнуть в строгие формы жизненную человеческую теплоту.

Это огромное помещение, во время торжеств и праздников оно может вместить до 5 тысяч человек. Длина зала 74,5 метра, ширина 14, 9 метра.

Богато расписан потолок. Для его подпора здесь поставили 6 покрытых лубками деревьев в виде кокосовых пальм с выкрашенными в зеленый цвет жестяными листьями.

Камины, фигурные печи, причудливая роспись плафонов и стен создают неповторимый колорит огромного зала.

Двойная ажурная колоннада отделяет его от Зимнего сада. Это создает иллюзию бесконечности дворцовых покоев. В самом центре на постаменте возвышается статуя Екатерины II работы русского скульптора Ф.И. Шубина.

Зимний сад

Все убранство сада призвано напомнить о величии и красоте окружающего мира. Разнообразные сельские пейзажи на стенах сада усиливали впечатление безграничных далей.

За множеством зеркал одинаковой величины были скрыты печи, обеспечивающие живительным теплом пространство сада.

В сочной высокой траве виднелись большие стеклянные шары, наполненные водой. В них плавали золотые и серебряные рыбки. Редкие экзотические растения пленяли взор.

Просторные долины с виднеющимися холмами, искусственные тихие водоемы, многочисленные широкие аллеи напоминали о величии природы.

Другие парадные помещения

К парадным помещениям Таврического дворца относятся:

  • Картинная галерея.
  • Гобеленовая гостиная.
  • Китайский зал.
  • Диванная.

В Белом купольном зале, в помещении с прекрасной акустикой, при Потемкине был установлен орган.

В феврале 2010 года органная фирма Барселоны по заказу изготовила и установила в Белом купольном зале Таврического дворца большой орган.

Инструмент высотой 6 метров и шириной 5 метров имеет 23 регистра. Он подходит для исполнения как старинной французской и немецкой музыки, так и органной музыки современных авторов.

Образование

Получив первоклассное образование, герой нашей статьи отправился в путешествие за границу. В качестве пенсионера Академии художеств с 1762 по 1768 годы он жил и работал в Париже. Под пенсионером Академии художеств в то время понимали выпускника императорской академии, который получал соответствующее денежное пособие. По сути, это были аналоги современных правительственных или коммерческих грантов.

Во Франции юноша имел возможность дополнительно совершенствовать свое мастерство. В большинстве случаев пенсионеры тратили деньги, чтобы отправиться в Италию или Францию, где было огромное количество возможностей для оттачивания своего таланта. Стоит отметить, что рассчитывать на пансион могли только лучшие студенты, окончившие курс с Большой золотой медалью. Начиная с XVIII века, пансион выплачивался в течение трех лет, позже этот срок увеличили до шести.

Архитектор Иван Старов так и поступил. В Париже он занимался у одного из крупнейших представителей французского классицизма Шарля Де Вайи, который оказал большое влияние и на него, и на всю русскую архитектурную традицию. Также архитектор Старов учился в Риме.

Главная загадка генплана Старова: «масонский» треугольник

Интересно отметить, что кроме оригинальной планировки нагорной части с лучевой системой улиц, центральная часть Екатеринослава в плане решена как гигантский треугольник.

— Впервые на этот планировочный треугольник я из и сследователей обратил внимание еще в 2006 году в одной из статей, — отмечает Максим Эдуардович Кавун. — На генплане Старова мы видим явно не случайную увязку в единую символическую систему главных улиц и сооружений

Вершиной треугольника является дворец Потемкина. А в центре этого визуального треугольника находится Преображенский собор. Вся эта символическая схема действительно очень напоминает «масонский треугольник» Лучезарную Дельту (в просторечии называемую «глаз»). Если учесть, что сам Старов был масоном (как и большинство его коллег-архитекторов в XVIII веке), а Екатеринослав задумывался в рамках культурной концепции эпохи Просвещения, испытавшей огромное влияние масонства, то можно предположить скрытый символический смысл градостроительной концепции Старова. Однако не сегодня никаких документов конца XVIII века, объясняющих символику генплана Старова, пока не обнаружено. Поэтому остается ограничиваться только предположениями.

Потемкин предполагал отдать под основную застройку только нагорную часть. Но еще одна пророческая идея архитектора Старова заключалась в том, что он предложил заселить и окружающие низинные районы. В его проекте впервые спланирован район приднепровской части – нынешний деловой и торговый центр Днепра (кварталы в районе ЦУМа).

Старов прекрасно знал о трудностях с водоснабжением нагорной части, и фактически предугадал, что развитие города сначала будет происходить не на горе, а в низинной части. Так и произошло – до середины XIX века город развивался в районе современных улиц Воскресенской, Литейной, Баррикадной и других.

Благодаря гениальным способностям Старова, генеральный план 1792 года стал основой всего дальнейшего планировочного развития города.

Судьба здания (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

О дальнейшей судьбе этой работы архитектора Ивана Старова достоверно известно немного. Можно только утверждать, что Потемкин лишился здания, то ли проиграв его в карты, то ли продав. Шляхтич Ян Голынский, ставший новым владельцем, не уберег дворец во время пожара в 1840-е годы, когда он значительно пострадал.

Более того, со временем потомки Голынского решили его переделать в соответствии с современными им модными тенденциями. Над окнами, расположенными на втором этаже, вылепили стрельчатые сандрики, которые не сохранились до нашего времени. На центральном входе появился ризалит с гранеными пилонами в псевдоготическом стиле.

В 1917 году все ценности были национализированы большевиками, а в самом здании открыли школу. В 1950-е годы здесь разместился интернат. К тому времени дворец пришел в упадок, находился в весьма ветхом состоянии. Работы по реставрации и его восстановлению начались только в 80-е годы XX века. Их законсервировали почти на два десятилетия. В 2008 году реставрация официально завершилась. В здании теперь располагается ЗАГС и краеведческий музей.

Усадьба Никольское-Гагарино

В Москве Старов работал немного. В частности, он спроектировал дворянскую усадьбу екатерининского периода, которая до Октябрьской революции принадлежала князьям Гагариным.

Дом, построенный героем нашей статьи, возвышается на пологом холме. Он отличается живописностью, чему способствует сложно скомпонованный план, включающий в себя овальные залы и прямоугольные комнаты, напоминающие царицынские павильоны Баженова.

Дорога к самой усадьбе проходит по сосновой аллее. Парадный двор оформлен по моде тех времен. Ансамбль включает главный дом, имеющий плоский фасад, и несколько двухэтажных кирпичных флигелей, которые соединены между собой барочным декором и дугами кирпичной ограды. За дворцом находится терраса, которая спускается к реке. Также на территории усадьбы построены служебный флигель, скотный и конный хозяйственные дворы.

Среди других значимых работ Старова нужно отметить:

  • Свято-Преображенскую церковь в селе Спасское-Бобрики и дворцовый ансамбль в Богородицке (это Тульская область);
  • церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани в Ростове-на-Дону (сегодня это старейшее из сохранившихся до наших дней зданий в пределах современных границ города);
  • Екатерининский собор в Херсоне;
  • Потемкинский дворец в Екатеринославе.

Просмотры:
85

Иван Егорович Старов

Старов Иван Егорович (1745—1808) — российский архитектор и градостроитель,
академик (1769) и профессор (1785) АХ. Один из основоположников русского
классицизма. Преподавал в АХ в 1769—1772 гг. В 1772—1774 гг. — архитектор
Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. В 1774 г. разработал
проекты планировки Воронежа и Пскова. С 1774 г. работал над реконструкцией
Александро-Невской лавры в Петербурге — изменил планировку ансамбля, создал
круглую в плане площадь перед въездом в лавру, выстроил большой Троицкий собор
(1778—1790) и ограду с надвратной церковью (1783—1785). Создал усадебные
ансамбли близ Петербурга. Наиболее значительная постройка — Таврический дворец
(1783—1789). В 1790-х гг. много работал на Украине, создал планировки Николаева
и Екатеринославля. С 1800 г. осуществлял строительный контроль при сооружении
Казанского собора в Петербурге.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд.
М., 2012, с. 496.

Старов Иван Егорович (12.02.1745-5.04.1808),
архитектор. Архитектурное образование получил
сначала в Москве у Д. В. Ухтомского, затем в
1758-62 в Петербургской Академии художеств у А.
Ф. Кокоринова
и Ж. Б. Валлен-Деламота. Как
пансионер (стипендиат) Академии художеств в 1762-68
работал в Париже и в Риме. После возвращения на
родину в 1769-72 Старов преподавал в Академии
художеств, в 1772-74 Старов был главным архитектором
“Комиссии о каменном строении Петербурга и
Москвы”.

В начале своей деятельности
Старов создал ряд ансамблей в стиле раннего
классицизма (Никольское-Гагарино, 1773; Богородицк,
1771-78). С 1774 Старов стал одним из ведущих
архитекторов столицы, он работал над
реконструкцией Александро-Невской лавры (изменил
планировку, построил Троицкий собор, 1778-90). В 70-80-е
Старов создал усадебные ансамбли в окрестностях
Петербурга (Тайцы, 1774-80; Пелле, 1785-89), выработав тип
загородной виллы, органично сочетающейся с
окружающей природой.

Наиболее значительная и
лучшая постройка Старова — Таврический дворец
(1783-89) в Петербурге. Дворец поражал контрастом
строгих фасадов и пышных интерьеров, зимним
садом с диковинными растениями. Дворец строился
по приказу Екатерины II для Г. А. Потемкина и
был ему подарен, затем императрица выкупила у
него дворец за 460 тыс. руб., чтобы вторично
подарить Потемкину в честь заключенного Ясского
мира (1791). После смерти Потемкина дворец, под
именем Таврический, снова стал императорским.

Л.Н. Вдовина

Биография

Таврический дворец и сад в 1914 году.

Родился в семье дьякона Московской епархии. В 1755 году был принят в воспитанники гимназии при Московском университете, через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в ученики Академии художеств к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту. Окончив обучение с золотой медалью, Старов получил право на выезд за границу «для изучения славнейших древностей» в качестве пенсионера академии. С 1762 по 1768 год он путешествовал, был в Париже, где учился у Шарля де Вайи, и в Риме.

По возвращении в Санкт-Петербург, в 1769 году он получил звание академика за проект здания для кадетского шляхетского корпуса. Годом позже Старов занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 году повышен до профессора. В 1772—1774 годах был главным архитектором «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В 1790 году разработал план по образованию города Николаева вокруг верфи между устьями рек Ингул и Южный Буг. План города отличается прямыми линиями и правильными кварталами. В 1794 году был произведён в адъюнкт-ректоры.

Иван Егорович Старов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Семья

Иван Егорович был женат на Наталье Демидовой, дочери горнопромышленника Григория Демидова; на её сестре Пульхерии был женат директор Академии художеств А. Ф. Кокоринов, вместе с «дворянином Никитой Никитичем Демидовым» бывший поручителем на их венчании в церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, «что на Петербургском острову», 30 марта 1771 года. 20 мая 1771 года молодожёны приобрели каменный дом (участок современного дома № 17) на 6-й линии Васильевского острова, где проживали до переезда на Фонтанку в 1776-м. В доме на Васильевском у Старовых родилось три сына — Александр, Пётр и Павел.

Работы

Важнейшие из его сооружений:

Санкт-Петербург и окрестности:

  • Троицкий собор в Александро-Невской лавре (—1790 годы), там же надвратная церковь (—1785 годы);
  • Софийский собор в Софии, близ Царского Села (—1788 годы, участие в строительстве совместно с Ч. Камероном
  • Воскресенская церковь на Волковском кладбище (—1785 годы)
  • Таврический дворец (—1789 годы);
  • Князь-Владимирский собор (—1789 годы, перестройка после пожара);
  • Пеллинский дворец (1785—1789);
  • Дачные дворцы в имениях Тайцы и Сиворицы Санкт-Петербургской губернии;
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Большой Коломне (—1803 годы).

Московская область:

Усадьба Никольское-Гагарино

Тульская область:

  • Дворцовый ансамбль в Богородицке (1771—1776).
  • Свято-Преображенская церковь в Селе Спасское Бобрики (ныне г. Донской) (1778).

Татарстан:

Собор Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря в Казани.

Ростов-на-Дону:

Церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани (Старейшее из сохранившихся зданий в современных границах города Ростов-на-Дону)

Украина:

  • Екатерининский собор в Херсоне на Перекопской улице, 13 (1786 год)
  • Потёмкинский дворец в Екатеринославе (—1789 годы)
  • План города Николаева (1790 год)
  • Костел Святого Иоанна Крестителя Белой Церкви
    Костел Святого Иоанна Крестителя Белая

Белоруссия:

Дворец Потёмкина в Кричеве (1778—1787)

Как появилось название

Главнокомандующий русско-турецких войск, руководитель при создании Черноморского флота, основатель городов Херсона, Николаева, Севастополя, он был первым владельцем Таврического дворца.

В 1783 году после присоединения к России древней Тавриды (Крыма) Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического».

Шикарный дворец Екатерина II подарила всесильному фавориту за взятие турецкой крепости Исмаил. Первоначально он назывался Конногвардейским домом по наименованию слободы, в которой когда-то служил Потемкин.

Сам Потемкин жил здесь наездами, потому что должность генерал-губернатора Азова, Архангельской губернии не позволяла задерживаться на долгое время.

Свое современное название Таврический дворец получил после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II, желавшей увековечить память о присоединении Тавриды к России.

Это интересно: Прогулка по Петропавловской крепости

Возвращение на Родину

Вернувшись в Санкт-Петербург, герой нашей статьи первым делом принялся за проект шляхетского кадетского корпуса. За успешное завершение работы в 1769 году он был официально признан академиком.

После этого получил должность адъюнкт-профессора. Позднее в 1770 году был повышен до профессора.

Среди его самых масштабных проектов стоит отметить план образования города Николаева в устье рек Южный Буг и Ингул в районе построенной верфи. Данный план талантливого архитектора отличался правильными кварталами и прямыми линиями.

В 1794 году уже известный архитектор Иван Егорович Старов стал адъюнкт-ректором. На протяжении нескольких лет он был главным архитектором комиссии о каменном строении Москвы и Санкт-Петербурга.

Биография Ивана Егоровича Старова интересует многих ценителей зодчества. Архитектор умер в 1808 году в возрасте 63 лет. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище при Александро-Невской лавре.

Биография

Таврический дворец и сад в 1914 году.

Родился в семье дьякона Московской епархии. В 1755 году был принят в воспитанники гимназии при Московском университете, через год переведён из него в гимназию при Санкт-Петербургской академии наук и в 1758 году поступил в ученики Академии художеств к А. Ф. Кокоринову и Ж. Б. Валлен-Деламоту. Окончив обучение с золотой медалью, Старов получил право на выезд за границу «для изучения славнейших древностей» в качестве пенсионера академии. С 1762 по 1768 год он путешествовал, был в Париже, где учился у Шарля де Вайи, и в Риме.

По возвращении в Санкт-Петербург, в 1769 году он получил звание академика за проект здания для кадетского шляхетского корпуса. Годом позже Старов занял в академии должность адъюнкт-профессора, из которой в 1770 году повышен до профессора. В 1772—1774 годах был главным архитектором «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы». В 1790 году разработал план по образованию города Николаева вокруг верфи между устьями рек Ингул и Южный Буг. План города отличается прямыми линиями и правильными кварталами. В 1794 году был произведён в адъюнкт-ректоры.

Иван Егорович Старов похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Семья

Иван Егорович был женат на Наталье Демидовой, дочери горнопромышленника Григория Демидова; на её сестре Пульхерии был женат директор Академии художеств А. Ф. Кокоринов, вместе с «дворянином Никитой Никитичем Демидовым» бывший поручителем на их венчании в церкви Святого Апостола Андрея Первозванного, «что на Петербургском острову», 30 марта 1771 года. 20 мая 1771 года молодожёны приобрели каменный дом (участок современного дома № 17) на 6-й линии Васильевского острова, где проживали до переезда на Фонтанку в 1776-м. В доме на Васильевском у Старовых родилось три сына — Александр, Пётр и Павел.

В Днепре нет памятника архитектору, но есть улица и сквер

Иван Старов, несмотря на талант, многим был обязан покровительству всесильного князя Потемкина. Поэтому, когда Потемкин скоропостижно умер в 1791 г., главные идеи архитектора по строительству Екатеринослава были заморожены.

По иронии судьбы, сам генеральный план Екатеринослава, разработанный Старовым под непосредственным руководством Потемкина, был утвержден через пять месяцев после смерти князя, в феврале 1792 года. В целом реализация основных градостроительных идей Старова заняла около 100 лет!

Иван Старов пережил князя Потемкина еще на 17 лет. Архитектор умер в почете 5 (17) апреля 1808 года, оставив после себя семерых детей. Пятеро сыновей: Александр, Петр, Павел, Михаил, Иван, и две дочери: Наталья и Анастасия. Четыре сына стали архитекторами.

На могиле Ивана Старова в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге возвышается скромный обелиск, увенчанный погребальной урной и монограммой «IS». Надпись: «Статского советника и кавалера Ивана Егоровича Старова строителя церкви Александроневской Лавры в Царствование Великия Екатерины Вторыя. Представился 1808 года в первый день святыя Пасхи. Жития было 64 года и 2 м».

Династия Старовых существует и по сей день.

В Днепре нет хотя бы небольшого памятника Старову или мемориальной доски. Хотя настоящим памятником архитектору стала сама планировка центральной части города, главный проспект и величественный дворец. Кстати, генеральному плану Екатеринослава Ивана Старова в 2017 году исполнилось ровно 225 лет.

Зато еще в советское время в городе появилась улица Старова. Правда, находится она в поселке Мирный, улицам которого «повезло», многие названы в честь великих архитекторов – Баженова, Росси, или в честь великих композиторов – Штрауса и Паганини. Так что Иван Старов «попал» в неплохую компанию, хоть и довольно далеко от своих творений.

В 2015 году название «сквер Ивана Старова» получил ранее безымянный сквер, охватывающий все пространство Соборной площади, вокруг Преображенского собора. Таким образом, хоть и через 225 лет, имя архитектора увековечили в историческом центре нашего города, в значительной мере созданного им.

— Думается, на Соборной площади или на одном из бульваров нашего города, может быть создан комплекс небольших памятников-бюстов с названием «Аллея зодчих». Здесь можно было бы разместить, допустим, 20 изображений выдающихся архитекторов, создавших наш город таким, каким мы его любим. От Старов а до Ниринберга – предлагает Максим Эдуардович Кавун.

Архитектор Старов прожил долгую жизнь, прекрасно реализовался в профессиональной сфере, и умер в достатке и почете. Это история успеха для сложной профессии архитектора. Однако Старову удалось даже то, о чем только мечтает большинство архитекторов – он распланировал целый город.

##:
история, Екатеринослав, архитектура

Тема: Недвижимость, архитектура, строительство

Gorod.dp.ua на .

Работы

Важнейшие из его сооружений:

Санкт-Петербург и окрестности:

  • Троицкий собор в Александро-Невской лавре (—1790 годы), там же надвратная церковь (—1785 годы);
  • Софийский собор в Софии, близ Царского Села (—1788 годы, участие в строительстве совместно с Ч. Камероном
  • Воскресенская церковь на Волковском кладбище (—1785 годы)
  • Таврический дворец (—1789 годы);
  • Князь-Владимирский собор (—1789 годы, перестройка после пожара);
  • Пеллинский дворец (1785—1789);
  • Дачные дворцы в имениях Тайцы и Сиворицы Санкт-Петербургской губернии;
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Большой Коломне (—1803 годы).

Московская область:

Усадьба Никольское-Гагарино

Тульская область:

  • Дворцовый ансамбль в Богородицке (1771—1776).
  • Свято-Преображенская церковь в Селе Спасское Бобрики (ныне г. Донской) (1778).

Татарстан:

Собор Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря в Казани.

Ростов-на-Дону:

Церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани (Старейшее из сохранившихся зданий в современных границах города Ростов-на-Дону)

Украина:

  • Екатерининский собор в Херсоне на Перекопской улице, 13 (1786 год)
  • Потёмкинский дворец в Екатеринославе (—1789 годы)
  • План города Николаева (1790 год)
  • Костел Святого Иоанна Крестителя Белой Церкви
    Костел Святого Иоанна Крестителя Белая

Белоруссия:

Дворец Потёмкина в Кричеве (1778—1787)

Детство и юность

Степан Старчиков родился в Москве. Его отец, Сергей Александрович Старчиков (псевдоним Седой), был актером московских театров Сатиры и им. Вахтангова, участником Великой Отечественной войны. Лидия Викторовна Савенкова закончила Гнесинское училище, была солисткой оперы.

Степан Сергеевич почти не предоставил информации о своем детстве и семье. Отец умер, когда мальчику было 9 лет. До 10-го класса Степан и не помышлял о творческой профессии, хотя 12-летним снимался в эпизоде кинофильма «На дальней точке» и участвовал в 1972-м году в озвучивании гангстерской саги «Крестный отец». Но дядя был актером и художником, а бабушка по отцу – мастером художественного слова. Актером был и дедушка по отцу, поэтому Старчиков в итоге решил продолжить семейную династию по мужской линии.

В молодости и начале карьеры

Строительство начинается

На некоторое время идея возведения храма была отложена. Вернуться к ней удалось только после 1710 года, когда был взят Выборг. Санкт-Петербург больше не находился на непосредственной линии огня, город был надежно защищен с севера от возможных набегов. Петр Великий вновь лично занялся выбором места. Подходящая территория была определена на берегах Черной речки, там, где по предположениям летописцев и состоялось Невское побоище.

Будущий монастырь изначально был передан под руководство архимандрита Феодосия, лично водрузившего 2 креста на месте будущего строительства: по одному на каждом из берегов речки.

Важно отметить, что выбор места был сделан исторически неверно. Предполагалось, что именно здесь происходила битва между новгородской дружиной и войском ярла Биргера

Только позже историки смогли достоверно указать, где на самом деле Александр Невский потопил ратников, закованных в сталь: в устье реки Ижоры. И это место стало свято для каждого жителя Руси.

Другие исследователи предполагают, что при выборе места для строительства Преображенской церкви больше ориентировались на другую битву, в которой участвовал сын князя Александра Невского — Андрей. Ему принадлежит честь разрушения неприступной крепости Ландскроны, защищавшей владений Швеции в этом регионе.

Непосредственный указ о начале строительства последовал 20 февраля 1712 года. Чтобы получить средства на возведение всех необходимых зданий, к новой лавре был приписан Иверский монастырь, обладавший достаточным количеством земель и вотчин. Новодевичьему монастырю было приказано передать под управление лавры Ояцкое село, дававшее значительный доход. Крестьяне, населявшие передаваемые земли, могли 3 года не платить подати.

Князь-Владимирский собор (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Этот православный храм находится в Северной столице в квартале, ограниченном улицей Блохина, Храмовым переулком, проспектом Добролюбова и переулком Талалихина.

Первоначально храм был деревянным. Его уничтожил пожар в 1772 году. Огонь повредил и недостроенное каменное основание храма, которое к тому времени уже начали возводить.

Только в 1783 году работы были возобновлены, когда к проекту подключился Старов. Он внес решающий вклад в оформление фасадов. Храм был освящен в честь князя Владимира.

В наше время считается памятником архитектуры в стиле, переходном от барокко к классицизму. Его главный объем венчает мощное пятиглавие, а интерьер разделен на три нефа внушительными пилонами.

Известные проекты

Архитектор Старов в стиле классицизма создал практически все свои сооружения. Одной из самых первых ярких его работ стал Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Место для него было определено еще итальянским архитектором Трезини, именно к этой точке планировалось прокладывать Невский проспект. Первоначальный проект создал Швертфегер. Это должно было быть грандиозное сооружение с двумя внушительными колокольнями, увенчанными шпилями. Собор был заложен в 1722 году. Однако при осадке здания появились трещины, поэтому реализация проекта была приостановлена на неопределенный срок. В 1744 году стройку начали разбирать до «подошвы». К 1755 году собор разобрали, хоть он и был уже готов вчерне.

В 1763 году был объявлен новый конкурс среди архитекторов, но императрице Екатерине II не понравился ни один из проектов. Только в 1774 году к строительству вернулись вновь, поручив его Старову. Императрица через два года утвердила предложенный им проект. В 1778 году состоялась торжественная закладка храма. Освящение состоялось в 1790-м. С этого момента собор святого Александра Невского, работы архитектора Старова, фактически стал капитульным храмом ордена.

Усадьба Никольское-Гагарино

В Москве Старов работал немного. В частности, он спроектировал дворянскую усадьбу екатерининского периода, которая до Октябрьской революции принадлежала князьям Гагариным.

Дом, построенный героем нашей статьи, возвышается на пологом холме. Он отличается живописностью, чему способствует сложно скомпонованный план, включающий в себя овальные залы и прямоугольные комнаты, напоминающие царицынские павильоны Баженова.

Дорога к самой усадьбе проходит по сосновой аллее. Парадный двор оформлен по моде тех времен. Ансамбль включает главный дом, имеющий плоский фасад, и несколько двухэтажных кирпичных флигелей, которые соединены между собой барочным декором и дугами кирпичной ограды. За дворцом находится терраса, которая спускается к реке. Также на территории усадьбы построены служебный флигель, скотный и конный хозяйственные дворы.

Среди других значимых работ Старова нужно отметить:

  • Свято-Преображенскую церковь в селе Спасское-Бобрики и дворцовый ансамбль в Богородицке (это Тульская область);
  • церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани в Ростове-на-Дону (сегодня это старейшее из сохранившихся до наших дней зданий в пределах современных границ города);
  • Екатерининский собор в Херсоне;
  • Потемкинский дворец в Екатеринославе.

Работы

Важнейшие из его сооружений:

Санкт-Петербург и окрестности:

  • Троицкий собор в Александро-Невской лавре (—1790 годы), там же надвратная церковь (—1785 годы);
  • Софийский собор в Софии, близ Царского Села (—1788 годы, участие в строительстве совместно с Ч. Камероном
  • Воскресенская церковь на Волковском кладбище (—1785 годы)
  • Таврический дворец (—1789 годы);
  • Князь-Владимирский собор (—1789 годы, перестройка после пожара);
  • Пеллинский дворец (1785—1789);
  • Дачные дворцы в имениях Тайцы и Сиворицы Санкт-Петербургской губернии;
  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Большой Коломне (—1803 годы).

Московская область:

Усадьба Никольское-Гагарино

Тульская область:

  • Дворцовый ансамбль в Богородицке (1771—1776).
  • Свято-Преображенская церковь в Селе Спасское Бобрики (ныне г. Донской) (1778).

Татарстан:

Собор Казанской иконы Божией Матери Богородицкого монастыря в Казани.

Ростов-на-Дону:

Церковь Сурб-Хач на территории бывшей Нахичевани (Старейшее из сохранившихся зданий в современных границах города Ростов-на-Дону)

Украина:

  • Екатерининский собор в Херсоне на Перекопской улице, 13 (1786 год)
  • Потёмкинский дворец в Екатеринославе (—1789 годы)
  • План города Николаева (1790 год)
  • Костел Святого Иоанна Крестителя Белой Церкви
    Костел Святого Иоанна Крестителя Белая

Белоруссия:

Дворец Потёмкина в Кричеве (1778—1787)