Борис пастернак: стихи

Оглавление

Детство

В еврейской семье, в Москве, в 1890 году родился Борис Пастернак. Семья будущего поэта была приобщена к искусству уже не одно поколение. Родители Бориса были людьми творческими и прививали любовь к искусству своим детям. Частыми гостями в поместье Пастернаков были известные и одаренные художники и писатели, которые тесно дружили между собой. Первым выбором жизненного пути для писателя стала музыка. Больше шести лет юный композитор и музыкант увлеченно изучал и сочинял музыкальные произведения. В 1900 году ему отказали в зачислении в 5-ю московскую гимназию из-за большого набора учащихся. Этот инцидент был решен самой дирекцией которые увидев одаренного юношу пришли к решению зачислить его через год на старший курс. В 1903 году поэт получил серьезную травму ноги, из-за которой у него осталась хромота на всю жизнь. В 1908 году Пастернак с отличием закончил гимназию получив отличные отметки по всем направлениям.

Вехи творческого пути

Первые строки автор написал ещё в 1909 году, но это был стартовый пробный опыт, в котором ещё не чувствовался единый стиль и цель. В 1913 году в Москве Борис начинает вращаться в литературных кругах и становится членом поэтической группы «Лирика». Раз ты поэт, то надо писать и в 1914 году свет увидел первый сборник стихов Пастернака под названием «Близнец в тучах». Позже эти первые стихи поэт серьёзно переработал. Также переработке подвергся и второй сборник «Поверх барьеров», который вышел в 1917 году.

В 1914 году пересекаются пути Пастернака и Маяковского, которого Борис позже назвал своей трагедией. Разные стили не стали помехой для взаимного уважения, ведь у Бориса и Владимира были схожие взгляды на жизнь. Именно Маяковский подтолкнул Пастернака к поиску своего стиля. Харизма Владимира стала стимулом для Бориса Леонидовича, он стал серьёзно относиться к творчеству и дорожить каждой строкой стихотворения.

Годом позже Цветаева, знавшая обоих поэтов, напишет, что:

Маяковский пытался быть везде, покрыть собой весь простор, Пастернак же хотел весь мир поместить внутри себя, оценить его и исправить.

Переосмысление пути не прошло даром и в 1922 году выходит сборник «Сестра моя – жизнь», который уже не подвергается переделке и признаётся поэтом началом отсчёта своей поэтической карьеры. В сборник вошли свежие стихи и стихотворения написанные на фоне революции 1917 года. По тому времени это был революционный сборник, где уже чётко просматривался стиль поэта и его стремление вложить смысл не только в каждую строчку, но и между строк. В 20-е года поэт принял решение перейти от чистой лирики к эпосу, сам он прокомментировал это решение в 1927 году так:

После этого Пастернак вместе с Маяковским и Каменским входят в ЛЕФ (Левый фронт искусств), главная цель которого была нести литературу в массы, выполняя так называемый социальный заказ. Однако экстаз духовного развития масс быстро иссяк и в этом же году Пастернак покидает ЛЕВ, из-за «ложных и неоправданных ожиданий».

Параллельно с написанием стихов Пастернак занимается переводами и вскоре становится известен, как один из лучших переводчиков Москвы.

В 30-е годы творчество переживает новый виток развития, который длится до 40-х годов. После автор будет делить своё творчество до 40-х и после, так как именно в 40-х годах происходит творческий перелом. Заметим, что в 30-е годы поэт заступился перед Сталиным за некоторых своих коллег по литературному цеху. В частности, Борис вступился за сына и мужа Ахматовой, к сожалению, Гумилёву это не помогло.

В 50-е годы Пастернак больше уделяет внимание глубине строк и подводит во многих своих работах итог жизненного и творческого пути. Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ

Отметим, что Пастернак не попал под звёздную болезнь и даже не собирался покинуть страну, что делает ему честь, так как нобелевского лауреата ждали во многих странах Запада и предлагали полный достаток и публикацию всех работ.

Рождение и детство

29 января 1890 года в Москве родился Борис Пастернак. Упомянем, что, помимо Бориса, в семье было еще 3 детей.

Семья Пастернака переехала в Москву из Одессы, что, кстати говоря, не сильно ударило по старым знакомствам творческих родителей. Отец был художником, чьи картины выкупала Третьяковская галерея. Стоит сказать, что в доме Пастернака частыми гостями были Лев Толстой, господин Рахманинов и, конечно, семья композитора Скрябина – именно с этого знакомства начинается литературный путь будущего писателя.

Пастернак биография краткая

Борис Леонидович Пастернак родился 10 февраляв Москве, в семье академика живописи Л. О. Пастернака. В доме часто собирались музыканты, художники, писатели, рос он в творческой атмосфере.

В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал как мог своё увечье.

Борис становится учеником Пятой Московской гимназии в 1905 году. Он продолжает заниматься музыкой и пробует писать произведения сам. Помимо этого будущий поэт занимается живописью.

В 1908 году Борис Леонидович становится студентом Московского университета. Он учится на философском отделении. Первые робкие стихотворные опыты пришлись на 1909 год, но тогда Пастернак не придавал им значения. После выпуска примкнул к «Мусагетам», затем к футуристическому объединению «Центрифуга». После революции лишь поддерживал связь с «ЛЕФом», однако сам больше ни в какие кружки не вступал.

Первый сборник выходит в 1916 году и называется «Поверх барьеров».

В 1921 году семья Бориса Леонидовича эмигрирует в Берлин. После этого поэт активно поддерживает связь со всеми покинувшими страну творческими деятелями. Год спустя он женится на Евгении Лурье. У них родился сын Евгений. Тогда же выходит книга стихов «Сестра моя – жизнь». В двадцатые годы вышел ещё ряд сборников, появляются первые опыты в прозе.

Следующее десятилетие посвящено работе над автобиографическими очерками «Охранная грамота». Именно в тридцатые годы Пастернак получает признание. В середине десятилетия появляется книга «Второе рождение», в которой Борис Леонидович пробует писать в духе советской эпохи.

В 1932 году разводится с Лурье и женится на Зинаиде Нейгауз. Спустя пять лет у пары рождается сын, названный в честь дедушки Леонидом.

Изначально отношение советской власти и в частности Иосифа Сталина к поэту было благосклонным. Пастернаку удалось добиться освобождения из тюрьмы Николая и Льва Гумилёвых (муж и сын Ахматовой). Он также отправляет вождю сборник стихотворений и посвящает ему два произведения.

Однако ближе к сороковым советская власть меняет своё расположение.

В сороковых годах переводит зарубежную классику – произведения Шекспира, Гёте и других. Этим и зарабатывает на жизнь.

Вершина творчества Пастернака – роман «Доктор Живаго» — создавался десять лет, с 1945 по 1955. Однако родина запретила печатать роман, поэтому «Доктор Живаго» был опубликован заграницей – в Италии в 1957 году. Это привело к осуждению писателя в СССР, исключению из Союза писателей и последующей травле.

1958 — Пастернак получил за «Доктора Живаго» Нобелевскую премию. Травля стала причиной нервного расстройства поэта, которое в итоге привело к раку лёгких и смерти. Борис Леонидович так и не успел дописать пьесу «Слепая красавица».

Умер Пастернак у себя дома, в постели, с которой уже давно не поднимался, в 1960 году, 30 мая.

Современники описывают Пастернака как человека скромного, по-детски доверчивого и наивного. Его отличала грамотная, правильно поставленная речь, богатая интересными оборотами и афоризмами.

Отношения с советской властью

В 30-х годах советское правительство признало творчество Пастернака. Его сочинения ежегодно переиздавались, а в 1934 г. ему удалось выступить с речью на съезде Союза писателей. На тот момент времени он считался ведущим советским поэтом.

В 1935 г. Борис Леонидович отправился в Париж на Международный конгресс писателей. Во время поездки у него произошел нервный срыв. Вследствие этого он стал мучиться от бессонницы и расстройства нервной системы.

В этом же году происходит арест сына и мужа Анны Ахматовой. Пастернак не остается в стороне, и сразу же заступается за них. Он пишет письмо Сталину, в котором просит освободить родных Ахматовой.

Его старания не прошли зря, и обоих арестантов выпустили на свободу. Борис Леонидович отблагодарил вождя за быстрое освобождение, отправив ему в подарок книгу с переводами грузинских поэтов.

Позже Пастернак также заступится за Гумилева и Мандельштама (см. интересные факты о Мандельштаме). Такими действиями он настроил против себя представителей органов власти. Он начинает подвергаться жесткой травле, наряду с выдвигающимися обвинениями в «ошибочности его мировоззрения».

В это же время из-под его пера выходит 2 стихотворения, в которых поэт превозносит личностью Иосифа Сталина. Однако они уже не могли помочь ему избежать опалы со стороны «заинтересованных органов».

Переводы

Из-за того, что труды Пастернака перестали издавать, он начал испытывать материальные трудности. Это побудило его взяться за переводы зарубежной поэзии. Он серьезно относился к работе и старался делать все возможное, чтобы выполнять их максимально хорошо.

Как правило, переводческой деятельностью писатель занимался у себя на даче в Переделкино. Его труды получили большое признание у критиков.

В результате Борис Леонидович смог не только поправить свое финансовое положение, но и реализовать себя как поэта.

Отечественная Война

Отправиться на фронт Пастернак не мог из-за травмы, полученной в детстве. Поэтому он решил окончить специальные курсы, и стать военным корреспондентом.

За это время ему удалось воочию увидеть все ужасы войны и собрать множество материалов на эту тему. По возвращении домой, из-под его пера выходят стихи патриотического направления.

В послевоенный период в биографии Пастернака не наблюдается заметных перемен, поэтому ему приходится по-прежнему заниматься переводческой деятельностью, чтобы прокормить семью.

Первые шаги в творчестве

Проба пера приходится на 1910 год. Его первые стихи написаны под впечатлением от поездки с семьей в Венецию и отказа любимой девушки, которой он делает предложение. Один из его коллег пишет, что по форме это были детские стихи, но по смыслу очень содержательные. После возвращения в Москву становится участником литературных кружков «Лирика» и «Мусагет», где читает свои стихи. На первых порах его влечет символизм и футуризм, но позже он выбирает независимый от любых литературных объединений путь.


Борис Пастернак 

1913–1914-й – годы наполнены множеством творческих событий. Опубликовано несколько его стихотворений, вышел сборник стихов «Близнец в тучах». Но поэт требователен к себе, считает свои творения недостаточно качественными. В 1914-м он знакомится с Маяковским, который своим творчеством и силой личности оказывает на Пастернака огромное влияние.

Борис Пастернак. Гении и злодеи

Watch this video on YouTube

В 1916 г. Пастернак живет в Пермской губернии, в уральском посёлке Всеволодо-Вильва, куда его приглашает управляющий химическими заводами Борис Збарский. Работает в конторе помощником по деловой переписке и занимается торгово-финансовой отчётностью. По широко распространенному мнению, Юрятин из знаменитого романа «Доктор Живаго» является прообразом Перми. Посещает Березниковский содовый завод на Каме. Под впечатлением от увиденного в письме к С. П. Боброву называет завод и построенный при нем по европейскому образцу поселок «маленькой промышленной Бельгией».

Анализ стихотворения «Июль» Пастернака

Б. Пастернак вошел в литературный мир в качестве поэта-символиста. Его ранние стихотворения насыщены сложными символами и образами, которые не всегда доступны для понимания рядового читателя. Постепенно Пастернак расставался со своими прежними взглядами и убеждениями. Произведения зрелого периода написаны простым и доступным языком. Одним из них является стихотворение «Июль» (1956 г.), созданное поэтом под впечатлением от отдыха на даче в Переделкино. Отказ Пастернака от символизма был неполным. Он просто переходит к более понятным образам. В данном стихотворении в этой роли выступает летний месяц июль.

Автор с самого начала вводит в произведение интригу. Он словно возвращается в свой таинственный воображаемый мир, населенный необычными существами. В доме появляется новый житель, которого никто не видел, но постоянно слышатся его «шаги над головой». В традиционном представлении это может быть только домовой. Он постоянно незримо вмешивается в жизнь людей и устраивает различные безобидные проказы. Этот загадочный незнакомец тщательно скрывается и умело маскируется под природные явления. Очень часто его проделки люди принимают за обычные порывы ветра.

Пастернак больше не может скрывать тайну. Он разоблачает «баловника-невежу» и признается, что его настоящее имя – июль. Однако окончательного возвращения к реальной действительности не происходит. «Призрак» перевоплощается в «дачника-отпускника». Автору жаль расстаться с полюбившимся персонажем, поэтому он наделяет июль человеческими чертами и сознанием. Самый жаркий летний месяц становится дорогим гостем поэта, снимающим у него весь дом. Пастернак использует различные художественные средства, чтобы дать полное представление о своем герое. Образ июля складывается из осознанных действий («таскающий», «вхожий»), звуков («говорящий вслух»), запахов («пропахший липой и травой»). Все это в совокупности представляет собой счастливое время года, идеально подходящее для полноценного отдыха. Летом на даче проще всего отрешиться от будничных проблем. В такой расслабленной атмосфере можно дать волю своему воображению и относиться к июлю, как к близкому другу.

Стихотворение «Июль» раскрывает тему близкой связи человека с природой. К этой мысли Пастернак пришел в позднем периоде творчества. Поэт понял, насколько прекрасен и близок человеческой душе окружающий мир. Вместо стремления к сложным выразительным формам достаточно просто его описывать. В открытой и тонко чувствующей душе естественным образом будут рождаться образы. Эти образы основаны на реальной действительности, а не порождены мучительными философскими размышлениями.

«Доктор Живаго» и травля

Книга «Доктор Живаго» — одно из самых значимых произведений поэта в прозе, во многом это автобиографичный роман, над которым Пастернак на протяжении десяти лет. Прототипом главной героини романа была его жена Зинаида Пастернак (Нейгауз). После появления в его жизни Ольги Ивинской, новой музы поэта, работа над книгой пошла намного быстрее.

Краткое содержание — Борис Пастернак «Доктор Живаго»

Краткое содержание — Доктор Живаго

Watch this video on YouTube

Повествование романа начинается от начала века и заканчивается Великой Отечественной войной. Название книги по мере написания менялось. Сначала она называлась «Мальчики и девочки», затем «Свеча горела» и «Смерти нет».

ЕГО ОЦЕНИЛИ ОЧЕНЬ ВЫСОКО, В 1957-М, КОГДА «ДОКТОР ЖИВАГО» ВЫШЕЛ В ИТАЛИИ, ЕГО БУКВАЛЬНО ЗАСЫПАЛИ ВОСТОРЖЕННЫЕ ОТЗЫВЫ ЧИТАТЕЛЕЙ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЫЗВАЛО НАСТОЯЩУЮ СЕНСАЦИЮ.

За правдивый рассказ и свой собственный взгляд на события тех лет писатель был подвергнут жестокой травле, а «Доктор Живаго» не признан руководством страны. В Советском Союзе роман печатать не стали, но его по достоинству оценили за границей. Изданный в Италии в 1957 г. роман «Доктор Живаго» получил шквал восторженных отзывов читателей и стал настоящей сенсацией.


Борис Пастернак читает телеграмму о присуждении ему Нобелевской премии 1958

«В гостиной своего загородного дома в пятнадцати милях от Москвы Борис Пастернак читает телеграмму из шведской академии, присудившего ему Нобелевскую премию по литературе. Его жена (справа) и неопознанный друг семьи слушают новость. Пастернак, советский поэт и автор Доктора Живаго сказал, что он был «удивлен», но «очень рад». Роман был впервые опубликован в Италии несмотря на протесты советских властей, а советская «Литературная газета» называла награду «враждебным политическим актом, направленным против Советского государства».» «Неопознанный друг семьи» — жена Корнея Чуковского.

Корней Чуковский пришел поздравить Бориса Пастернака с присуждением Нобелевской премии.
Слева направо: Елена Чуковская, Корней Чуковский, Борис Пастернак, Зинаида Пастернак. 1958 год

В 1958 г. Пастернаку присуждают Нобелевскую премию. Роман переводится на языки разных стран и распространяется по миру, издается в Германии, Великобритании и Голландии. Советские власти неоднократно предпринимали попытки изъять рукопись и запретить книгу, но она становилась все более популярной.


Борис Пастернак на вручении Нобелевской премии

Признание писательского таланта мировым сообществом становится для него величайшей радостью и горем одновременно. Усиливается травля не только властью, но и коллегами. Обличительные митинги проводятся на заводах, в институтах, в творческих союзах и в других организациях. Составляются коллективные письма с требованием наказать провинившегося поэта.

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.

Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.

Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.

Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора –
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.

Дата создания: январь 1959 г.

Предлагали выслать его из страны, но поэт не представлял себя без Родины. Свои горькие переживания этого периода он выражает в стихотворении «Нобелевская премия» (1959 г.), также опубликованном за границей. Под давлением массовой кампании от награды он был вынужден отказаться, а за стих его чуть было не обвинили в измене Родине. Бориса Леонидовича исключают из Союза писателей СССР, но он остается в Литфонде, продолжает публиковаться и получать гонорары.

Личная жизнь Поэта Бориса Пастернака

Биография Бориса Пастернака не может быть полной без описания его личной жизни. Поэт был женат дважды, первый раз — в молодости, второй раз — в зрелом возрасте. Была у него и третья любовь.

Все его женщины были музами, дарили счастье и были счастливы с ним. Его творческая, увлекающаяся натура, бьющие через край эмоции стали причиной непостоянства в личных отношениях. Он не опускался до измен, но быть верным одной единственной женщине не смог.

Первая его жена Евгения Лурье была художницей. С ней он познакомился в 1921 г. и считал их встречу символичной. В этот период Пастернак заканчивает работу над повестью «Детство Люверс», героиня которой была воплощением образа молодой художницы. Героиню произведения также звали Евгения. Деликатность, нежность и утонченность удивительным образом сочетались в ней с целеустремленностью и самодостаточностью. Девушка становится его женой и музой.

Борис Пастернак с женой Евгенией Лурье и сыном

Встреча с ней в душе поэта вызвала необычайный подъем. Борис был по-настоящему счастлив, у них родился первенец – сын Евгений. Сильное взаимное чувство в первые годы брака сглаживали трудности, но со временем нищета и тяжести жизни 20-х отразилась и на их семейном благополучии. Евгения стремилась реализоваться еще и как художник, поэтому часть семейных забот Пастернак взял на себя.


Борис Пастернак и Марина Цветаева

Отношения испортились, когда поэт начинает переписываться с Мариной Цветаевой, вызывая жгучую ревность жены, которая в расстроенных чувствах уезжает в Германию к родителям Пастернака. Позже она откажется от реализации своих творческих способностей и полностью посвятит себя семье. Но к этому времени у поэта появляется новая возлюбленная – Зинаида Нейгауз. Ей только 32, ему уже 40, у нее муж и двое детей.


Зинаида Нейгауз с детьми

Зинаида Нейгауз – полная противоположность первой жене. Она хорошая хозяйка и без остатка посвящает себя семье. В ней не было утонченности, присущей первой жене, но он влюбился в нее с первого взгляда. Замужество и дети избранницы поэта не остановили, он хочет быть с ней, вопреки всему. Несмотря на расставание, Пастернак всегда помогал своей прежней семье, поддерживал с ними отношения.


Борис Пастернак с Зинаидой Нейгауз

Второй брак также был счастливым. Заботливая жена обеспечивала покой и комфортные условия для работы. Родился второй сын поэта — Леонид. Как и с первой женой, счастье длилось чуть больше десяти лет. Потом муж стал задерживаться в Переделкино и постепенно отдаляться от семьи. На фоне охлаждения семейных отношений в редакции журнала «Новый мир» он знакомится с новой музой и редактором журнала Ольгой Ивинской.


Борис Пастернак и Ольга Ивинская

Борис не хотел оставлять жену, поэтому неоднократно пытается разорвать отношения с Ольгой. В 1949 году за связь с опальным поэтом Ивинскую арестовывают и отправляют на 5 лет в лагеря. На протяжении этих лет он помогает ее матери и детям – опекает и обеспечивает финансово.

Тяжелые испытания сказываются на его здоровье. В 1952 году он оказывается в больнице с инфарктом. После возвращения из лагерей Ольга работает у Пастернака неофициальным секретарем. Они не расстаются до конца его жизни.

Не слишком позднее открытие

Андре Мальро, Всеволод Мейерхольд, Борис Пастернак. 5 марта 1936г.

Признаюсь, что талант Пастернака я открыл для себя поздно. Впрочем, я успел взять свою сытую долю обогащения от оставленного поэтом наследия. Проанализировав, почему от меня ускользало его творчество, я выделил две причины и первая из них это – школьная программа конца 80-х, в которой почти не упоминался Пастернак. (Факты из биографии поэта, приведённые выше, объясняют это).

Причина вторая была связана с моим личным отношением к поэзии, как таковой. В школе я старался изучать литературу шире, чем предлагалось. Начинал, как и все школьники, с хрестоматийного Жюля Верна, Купера и Стивенсона, пристрастился к Кассилю, Булычёву и Крапивину, увлекался Бредбери, Уэльсом, Ефремовым, подсел на Марк Твена, Джека Лондона, Сетон-Томпсона, и под занавес многолетней общеобразовательной эпопеи напрочь окопался в прозе Ремарка.

Итак, всё дело было в прозе!

Поэзию я не особо любил! Мне с учителем литературы повезло, но поэзия так и не стала моей страстью.  Конечно же, я прилежно учил куски из «Онегина», чтобы сдать экзамен, и до сих пор помню пару строк из монолога Чацкого «Горе от ума». Сдается мне, что  практика зубрежки стихотворений на уроках литературы часто производит обратный эффект – прививает не любовь к поэзии, а отталкивает от неё. …

Продолжая о поэзии,немного оговорюсь: как бы это не звучало парадоксально, но предпочтение поэзии – в её чистом виде – я не давал, за исключением той поэзии, положенной на музыку и имеющей запоминающийся мотив. (Этот бонус отношу на счет рок-групп, которыми увлекался в юношестве. Ну и понятное дело, что и свои стихи нет-нет писал, чтобы петь их в кругу друзей под гитару).

Залп тяжёлой артиллерии

Итак, я предпочитал поэзии классиков и современников – прозу, и делал это довольно долгое время. Были попытки через моих знакомых прицельным поэтическим огнем прорвать созданный мной бастион предпочтений. В ход шло лучшее из произведений Вероники Тушновой, Сильвы Капутикян и Эдуарда Асадова.

Фортификации моей «линии Мажено» или «Моноргейма»воздвигнутые против поэзии, трещали по швам, хотя продолжали упорно стоять, пока то – «роковое», прочтение Геннадием Хазановым не стало тем обрушившимся залпом тяжелой артиллерии, положившим конец моему непринятию поэзии.

Я сдался! Над моей крепостью был гордо водружён флаг поэзии, а древком, поддерживающим этот флаг, стал Борис Пастернак.

Моя душа воспламенилась!

Но ей ещё предстояло ощутить прилив огня от соприкосновения с творчеством Пастернака.

Творчество Бориса Пастернака.

  • Первые стихи Б. Пастернак пишет  в 1909 году . Увлечение литераторством молодой поэт скрывает. На стадии творческих поисков он вступает в футуристическую литературную группу «Центрифуга» и принимает участие в собраниях представительства символизма – издательства «Мусагет». Определив свое направление творческих способностей, Пастернак печатается в московской литературной группе «Лирика».
  •  1914 год  – публикация первого сборника прозы Бориса Леонидовича «Близнец в тучах». Второй стихотворный шедевр под названием «Поверх барьера» свет увидит через три года.
  •  В 1921 году  семья Пастернак эмигрирует в Венецию. Италия помогла раскрыть поэтический талант писателя.
  • Читательскую симпатию и всеобщее признание ему подарила третья книга стихотворений «Сестра моя – жизнь», выпущенная  в 1922 году , которую сам автор считал ярким выражением своих творческих мыслей.
  • Становление и развитие таланта Бориса Леонидовича прошло под влиянием дружбы с Владимиром Маяковским.  В 1920-27 годах  они участвовали в литературной группе «ЛЕФ». В это же время публикуется книга «Тема и варриация» и начинается работа над автобиографической повестью «Спекторский».
  •  В конце 1920-х  были дописаны авторские заметки о юности, первом чувстве любви и заграничных поездках « Охранная грамота».
  •  В 1931 году  Борис Леонидович уезжает на Кавказ. В Грузии он пишет стихотворный цикл «Волны» книга «Второе рождение». Писатель зарабатывает на жизнь переводами известных произведений великих драматургов – У. Шекспира, Ф. Шиллера, И.Ф. Гёте.
  •  С 1934 году  Борис Леонидович активно участвует в съездах Совета писателей.  К концу 1930-х годов  отношение коллег по перу к Пастернаку меняется – от него ждут лирическое воспевание советского строя, а не чувственные стихи о природе.
  • В начале Великой Отечественной войны семья пастернак выехала под Казань.  В 1943 году  под впечатлением встречи с подразделением, освободившим Орёл, писатель напишет стихотворную прозу  «Смерть сапёра», «Преследование», «Разведчики», очерк «Освобожденный город» и «Поездка в армию». 
  •  Роман  «Доктор Живаго» (1945-55 гг.)  называют вершиной авторской прозы. Прототипом образа главной героини была выбрана О. Ивинская – работница журнала «Новый мир», с которой у Пастернака был роман. В России произведение восприняли как оппозиционное. За пособничество в распространении О. Ивинская подвергнута репрессиям и осуждена на 4 года колонии.
  • Впервые резонансная проза «Доктора Живаго» напечатана итальянским издателем Д. Фельтринелли  в 1958году . История жизни интеллигенции на фоне драматических событий XX столетия, рассказанная посредством биографии доктора-поэта восторженно принята зарубежными критиками. В том же году, по протекции французского писателя А. Камю, Борис Леонидович был награжден Нобелевской премией.
  • Советская власть поняла, что награда была выдана автору за «антисоветскую» пропаганду и ответила Постановлением ЦК КПСС « О клевете романа Б. Л. Пастернака». А газета «Правда» выпустила тираж с фельетоном, где «Доктора Живаго» именовали прозаичным мусором. Пастернак был исключен из Союза писателей с запретом на выезд и переписку с заграничными издателями. От позорной депортации из России автора спасло письмо «покаяние» под диктовкой спецслужб и звонок Н. Хрущеву от индийского премьер-министра.
  •  1987год  – Бориса Леонидовича посмертно реабилитируют и восстановят его членство в писательском союзе.
  •  Последний цикл стихотворений «Когда разгуляется» написан Пастернаком в 1956-59 годах. 

Личная жизнь

Со своей первой женой Пастернак познакомился в 1921 году. Спустя год после встречи молодые люди втайне поженились, а через два года у них родился сын Евгений. Однако к 1965 году Евгения Владимировна умирает от сильнейшего воспаления легких, заставляя Бориса Леонидовича на несколько месяцев замкнуться в себе.

Со своей второй женой – Зинаидой Николаевной Нейгауз – писатель и поэт прожил недолго. Пара часто ссорилась и не могла найти компромиссов, поэтому в 1948 году, когда Борис встречает свою третью и последнюю любовь – Ольгу Ивинскую – он бросает семью и начинает новую жизнь. К слову, после его смерти жена была обвинена в измене родине и вынуждена была провести в заключении целых четыре года, после чего её отпустили и позднее оправдали.