Альбер камю

Оглавление

Смерть и похороны

Днём 4 января 1960 года автомобиль, в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара, племянника издателя Гастона Галлимара, возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги и врезался в платан неподалёку от городка Вильблёвен в ста километрах от Парижа. Камю погиб мгновенно. Галлимар, который был за рулём, умер в больнице через два дня, его жена и дочь выжили. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет. Альбер Камю был похоронен на кладбище в Лурмарене в районе Люберон на юге Франции.

В 2011 году итальянская газета «Corriere della Sera» предала огласке версию, согласно которой автокатастрофа была подстроена советскими спецслужбами в качестве мести писателю за осуждение советского вторжения в Венгрию и поддержку Бориса Пастернака. В числе лиц, осведомлённых о планировавшемся убийстве, газета называла министра иностранных дел СССР Шепилова. Мишель Онфре, готовивший публикацию биографии Камю, отверг в газете «Известия» эту версию как инсинуацию.

В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон, но не получил согласия родственников Альбера Камю.

Характеристика главных героев

Главный герой произведения «Чума» доктор Бернар Риэ признаёт только факты. Ориентируясь только на логику и разум, Риэ пытается спасти жизни другим, рискуя собственной и ни разу не усомнившись в необходимости такого риска для собственной персоны. Начавшись с внезапного мора крыс, эпидемия потихоньку подобралась и к людям, на что доктор реагировал своевременно и не закрывал глаза на внезапно обрушившееся на город несчастье.

Не менее важный герой романа Коттар — противоположность доктору, хорошо характеризующий общество. Коттар невежливый, замкнутый, молчаливый.

Роман начинается с попытки Коттара совершить самоубийство, но с началом эпидемии его поведение сильно меняется. Коттар, тративший больше, чем зарабатывал, был причастен к контрабанде нормированных товаров. Коттар перепродавал сигареты и алкогольные напитки, цены на которые росли с каждым днём, и сколотил себе таким образом небольшое состояние.

«И всё же в Оране оставался один житель, который не испытывал ни усталости, ни уныния и являл собой олицетворённый образ довольства. И человеком этим был Коттар. Он по-прежнему держался особняком, но отношений с людьми не разрывал».

В конце романа этот человек был единственным, кто не радовался избавлению от «Чумы». До последнего момента он надеется на новую вспышку заболевания.

  • Чудом выздоровевший работник мэрии, представитель власти Гран Жозеф первый положил начало спада болезни.
  • Священник отец Панлю пал жертвой чумы, но отчаянно боролся и сопротивлялся до последнего.
  • Журналист Раймон Рамбер, случайно оказавшийся в городе, пытается всеми силами выбраться из него, но остаётся и до последнего борется и помогает доктору Риэ.

Жизнь в Алжире

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года во франкоалжирской семье в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, был смотрителем винного подвала в винодельческой фирме, во время Первой мировой войны служил в лёгкой пехоте, в 1914 году получил смертельное ранение в битве на Марне и умер в лазарете. Мать Кутрин Сантэ, испанка по национальности, полуглухая и неграмотная, переехала с Альбером и его старшим братом Люсьеном в район Белькур (фр.)русск. города Алжир, жили в бедности под началом своевольной бабушки. Кутрин, чтобы содержать семью, работала сперва рабочей на фабрике, затем уборщицей.

В 1918 году Альбер стал посещать начальную школу, которую закончил с отличием в 1923 году. Обычно сверстники его круга на этом бросали учёбу и шли работать, чтобы помогать семьям, но учитель начальной школы Луи Жермен смог убедить родственников в необходимости для Альбера продолжить образование, подготовил одарённого мальчика к поступлению в лицей и добился назначения стипендии. Впоследствии Камю с благодарностью посвятил учителю Нобелевскую речь. В лицее Альбер глубоко познакомился с французской культурой, много читал. Начал серьёзно заниматься футболом, играл за юношескую команду клуба «Racing Universitaire d’Alger (англ.)русск.», в дальнейшем утверждал, что спорт и игра в команде повлияли на формирование его отношения к морали и долгу. В 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, он был вынужден прервать образование и навсегда прекратить занятия спортом (хотя любовь к футболу сохранил на всю жизнь), несколько месяцев провёл в санатории. Несмотря на выздоровление, долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. Позже по состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине он не был призван в армию.

В 1932—1937 годы Альбер Камю учился в Алжирском университете (англ.)русск., где изучал философию. Во время учёбы в университете также много читал, начал вести дневники, писал эссе. В это время испытал влияние А. Жида, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше. Его другом стал преподаватель Жан Гренье — писатель и философ, имевший значительное влияние на молодого Альбера Камю. Попутно Камю был вынужден работать и сменил несколько профессий: частный учитель, продавец запчастей, ассистент в метеорологическом институте. В 1934 году женился на Симоне Ийе (развод в 1939 году), экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. В 1935 году получил степень бакалавра и в мае 1936 года степень магистра философии c работой «Неоплатонизм и христианская мысль» о влиянии идей Плотина на теологию Аврелия Августина. Начал работу над повестью «Счастливая смерть». В это же время Камю входил в проблематику экзистенциализма: в 1935 году изучал произведения С. Кьеркегора, Л. Шестова, М. Хайдеггера, К. Ясперса; в 1936—1937 годы познакомился с идеями абсурдности человеческого существования А. Мальро.

На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием 1934 года в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1936 году создал самодеятельный «Театр труда» (фр. Théâtre du Travail), переименованный в 1937 году в «Театр команды» (фр. Théâtre de l’Equipe). Организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1936—1937 годы путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. В 1937 году вышел в свет первый сборник эссеистики «Изнанка и лицо».

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение социально-ориентированной политики и улучшение положения арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю пишет в основном эссе и публицистические материалы. В 1938 году издана книга «Бракосочетание». В январе 1939 года написан первый вариант пьесы «Калигула».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переехали в Оран, где давали частные уроки. Через два месяца переехали из Алжира в Париж.

Философские взгляды

Сам Камю не считал себя ни философом, ни тем более экзистенциалистом. Тем не менее работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства.


Тициан. Сизиф (1548).

В отличие от «бунтаря» Сартра и религиозных экзистенциалистов (Ясперса) Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для понимания причин, заставляющих человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа, находящего удовлетворение в отчётливом осознании тщетности и безрезультатности собственных усилий; по мнению Камю, практически такое отношение к жизни реализуется в перманентном бунте. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость, но, отвергая понимание бунта, не признающего за ним положительных аспектов, в эссе «Бунтующий человек» рассматривает бунт как способ солидарности с другими людьми и философию меры, определяющую и согласие, и несогласие с существующими реалиями; перефразируя картезианскую максиму в «я бунтую, следовательно мы существуем». Камю выделяет две формы проявления бунтарства: первая выражена в революционной деятельности, вторая, которой он отдаёт предпочтение, в творчестве. Вместе с тем, он оставался в пессимистической уверенности, что несмотря на положительную роль бунта в истории, окончательно победить зло невозможно.

Камю и его «Чума»

В 1941 году Камю жил в Париже и зарабатывал на жизнь частными уроками. Одновременно он был членом подпольной группы. В начальный период войны писатель создает одно из самых знаменитых своих произведений, получившее название «Чума». Опубликован роман был только в 1947 году. В книге Камю отразил события, происходившие в Париже во время оккупации его нацистами.

Роман отличается сложной символической формой. Чума приходит внезапно. Жители города вынуждены покинуть свои дома. Однако находятся те, кто полагает, что страшная эпидемия является карой, ниспосланной свыше. Не нужно бежать и бороться, необходимо проникнуться смирением. Такова позиция пастора, одного из героев книги. Но гибель невинного ребенка заставляет пастора пересмотреть свою позицию. Люди предпринимают действия для своего спасения. И страшная чума, которая символизирует фашизм, отступает.

За это произведение Альбер Камю получил Нобелевскую премию.

В центре творчества Камю почти всегда находятся проблемы человеческого существования, которое писатель находит абсурдным. Высшим воплощением этого абсурда автор считает попытки улучшить общество путем применения насилия. Камю отрицательно относится к фашизму и сталинизму. Книги Альбера Камю проникнуты мыслью о том, что победить зло невозможно. Любые попытки противостоять насилию порождают еще большее зло.

“Посторонний”

Повесть “Посторонний” была опубликована в 1942 году. Согласно представлениям автора, абсурдное произведение свободно от смысла. Мир иррационален и непостижим, и абсурдный роман имитирует бессмыслицу мира. “Если бы мир был ясен, не было бы искусства, — пишет А. Камю. — Творчество — великий мим”.

В какой-то мере эта формула стала установкой автора при работе над “Посторонним”. Серьезный интерес Альбера Камю к эстетике абсурда не мог не отразиться в этой повести. Произведение, опирающееся на концепцию абсурда, обязано быть абсурдным, иначе автор, отвергающий эти правила, станет непоследовательным.

А. Камю признался: работая над “Посторонним”, он долго не мог найти принцип организации романа, и как только он его нашел, “осталось лишь написать книгу”. По его словам, роман “пошел” лишь тогда, когда он подобрал “соответствующую технику”. В конце 1938 года в “Записках” Альбер Камю кратко отметил: “Сегодня умерла мама”. Эта заметка и стала зачином повести.

Весной 1940 года, когда произведение было почти завершено, автор решил его дополнить рассказом Мерсо. Сознание приговоренного к смерти — это сознание иного, нереального мира. Сам автор писал, что Мерсо — отрицательный образ, отрицающий принятые обществом нормы.

«Записные книжки»

Помимо художественных произведений и публицистических эссе, Камю оставил большое количество записных книжек, которые после его смерти стали издавать отдельно. Там можно найти немало мудрых и свежих мыслей.

Чтобы понять цитаты и высказывания Альбера Камю, необходимо вчитываться в их самую суть, только так удастся понять, что в действительности имел в виду автор. По ним можно понять, как воспринимал писатель окружающую действительность. Например, в 1935 году он крайне резко высказывался о публичной политике.

В цитатах из «Записных книжек» Альбера Камю можно нередко обнаружить горечь, с которой он рассуждает о недолгой и короткой памяти народа, о том, как быстро забывают героев и то, что они совершили.

В значении цитат и афоризмов Камю часто помогает разобраться знание, в какое время и в каких обстоятельствах они были произнесены. Так, в статье о футболе, которую он писал для вестника Алжирского университета, он заключает:

По этим цитатам и афоризмам Камю можно сделать вывод о его личности. Например, последнее высказывание часто трактуют, как отсылку к классическим моральным ценностям — отваге, верности своему коллективу, честной игре. Таким образом, писатель противопоставляет ясные и понятные принципы тем представлениям, которые предлагают религия и общество. Это наглядный пример ясного и морального ориентира, которым Камю руководствовался в своей жизни.

«Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»

Работа Альбера Камю “Миф о Сизифе. Эссе об абсурде” была опубликована в 1942 году и состоит из четырех глав. Начинается с вывода, что абсурд — исходная точка жизни человека, связанная со смыслом жизни. Самоубийство — основная проблема произведения. Для самоубийц жизнь непонятна и поэтому приходит к концу. Такое решение возникает внезапно, а причина кроется в скуке и горечи внутри человека.

Абсурд — связующее звено между недостижимыми знаниями и человеческим разумом. Отказываясь от абсурда, человек лишает себя предпочтения. Автор пишет, что суицид не устранит проблемы. Осмысленная жизнь приводит к абсурду.

В качестве примера автор приводит образ актера Дон Жуана — завоевателя и созидателя. Он любит женщин и предпочитает качеству численность, сменяя одну на другую. Дон Жуан не думает о конце жизни и не утрачивает себя. Он связывает жизнь с ролями, которые исполняет, и в нем живет множество персонажей. Спектакль, в котором он играет, — иллюстрация абсурда.

«Посторонний»

Большое количество цитат Альбера Камю на французском и других языках стали известны благодаря его произведениям. В 1942 году он написал повесть «Посторонний».

В ней повествование ведется от лица 30-летнего француза, который, как и автор, живет в колониальном Алжире. Мерсо описывает три ключевых события в своей жизни, которые проходят перед глазами читателя — это смерть его матери, убийство алжирца на пляже и суд на главным героем. Также упоминаются мимолетные и краткие отношения с девушкой.

Большое внимание в повести уделено судебному процессу, во время которого Мерсо признается, что выстрелил в алжирца «из-за солнца», что вызывает среди присяжных и в зале только смех. Зато на судей производит сильное впечатление тот факт, что герой не проронил ни слезы на похоронах своей матери, а значит, его можно характеризовать как жестокого человека, который не достоин жизни

Его приговаривают к смертной казни. В последней главе в камеру к Мерсо приходит священник, пытаясь пробудить в нем веру в Бога, но тот отказывается от иллюзий загробной жизни, он впервые за все время повествования выходит из полусонного состояния, впадая в буйное неистовство.

Цитаты из «Постороннего» Камю помогают нам лучше понять главного героя, его мысли, поступки. Ведь несмотря на свое равнодушие к окружающим, даже к родным и близким, он остается максимально честным человек, никогда не пытается притворяться, когда окружающее общество заставляет его испытывать чувства, которых у него в действительности нет, как на похоронах матери, когда он не плачет, потому что давно смирился с ее кончиной и расставанием. Эта особенность главного героя характеризуется историей, которую он находит на обрывке газеты.

В повести «Посторонний» Альбера Камю, цитаты из которой приведены в этой статье, можно отыскать немало мыслей, которые позволяют лучше разобраться в идеях автора.

История жизни Альбера Камю

После окончания войны Камю некоторое время продолжает работать в «Битве», которая теперь становится официальной ежедневной газетой. Однако политические разногласия между правыми и левыми вынудили Камю, считавшего себя независимым радикалом, в 1947 г. покинуть газету. В том же году выходит третий роман писателя, «Чума» («La Реste»), история эпидемии чумы в алжирском городе Оране; в переносном смысле, однако, «Чума» – это нацистская оккупация Франции и, шире, символ смерти и зла. Теме универсального зла посвящена и «Калигула» («Caligula», 1945), лучшая, по единодушному мнению критиков, пьеса писателя. «Калигула», в основу которой легла книга Светония «О жизни двенадцати цезарей», считается значительной вехой в истории театра абсурда. 

Будучи одной из ведущих фигур в послевоенной французской литературе, Камю в это время близко сходится с Жаном Полем Сартром. Вместе с тем пути преодоления абсурдности бытия у Сартра и Камю не совпадают, и в начале 50-х гг. в результате серьезных идеологических расхождений Камю порывает с Сартром и с экзистенциализмом, вождем которого считался Сартр. В «Бунтующем человеке» («L`Homme revolte», 1951) Камю рассматривает теорию и практику протеста против власти на протяжении столетий, критикуя диктаторские идеологии, в том числе коммунизм и прочие формы тоталитаризма, которые посягают на свободу и, следовательно, на достоинство человека. Хотя еще в 1945 г. Камю говорил, что у него «слишком мало точек соприкосновения с модной теперь философией экзистенциализма, выводы которой ложны», именно отрицание марксизма привело к разрыву Камю с промарксистски настроенным Сартром. 

Памятник Камю в городе Вильблевен

В 50-е гг. Камю продолжает писать эссе, пьесы, прозу. В 1956 г. писатель выпускает ироническую повесть «Падение» («La Chute»), в которой раскаявшийся судья Жан Баптист Кламанс признается в своих преступлениях против морали. Обращаясь к теме вины и раскаяния, Камю широко пользуется в «Падении» христианской символикой. 

В 1957 г. Камю был награжден Нобелевской премией «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести». Вручая французскому писателю премию, Андерс Эстерлинг, представитель Шведской академии, отметил, что «философские взгляды Камю родились в остром противоречии между приятием земного существования и осознанием реальности смерти». В ответной речи Камю сказал, что его творчество зиждется на стремлении «избежать откровенной лжи и противостоять угнетению». 

Когда Камю получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости; у писателя были обширные творческие планы, о чем свидетельствуют записи в блокнотах и воспоминания друзей. Однако планам этим не суждено было сбыться: в начале 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции. 

Хотя творчество Камю вызвало после его смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. Камю показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако упорно искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но тем не менее его влияние на современную литературу сомнению не подлежит. В некрологе, напечатанном в итальянской газете «Вечерний курьер» («Corriere della sera»), итальянский поэт Эудженио Монтале писал, что «нигилизм Камю не исключает надежды, не освобождает человека от решения сложной проблемы: как жить и умереть достойно». 

Могила Камю на кладбище Лурмарена.

Биография писателя

Яркие цитаты Камю можно найти практически в любом его произведении. Писатель родился в Алжире в 1913 году, тогда это была еще французская колония. Его отец погиб на Первой мировой войне, а мать, которая не умела читать и была полуглухой, переехала в Белькур, где они стали жить под началом своевольной бабушки.

Альбер с отличием окончил начальную школу, на этом этапе многие его сверстники переставали получать образование и отправлялись работать, чтобы помогать семьям. Но его учитель убедил родных, что Альберу необходимо дальше учиться. Он подготовил его к поступлению в лицей и выбил для него стипендию.

Камю был вынужден прервать образование в 1930 году, когда у него обнаружили туберкулез. Он долго лечился, по этой причине не попал в армию. В 30-е году он заканчивает Алжирский университет, в котором изучает философию.

В 1934 году он женится на юной и экстравагантной 19-летней Симоне Ийе, которая оказывается морфинисткой. Через 5 лет они расстаются. К концу обучения он увлекается социалистическими идеями, вступает в коммунистическую партию, но потом его исключают, обвинив в троцкизме.

После окончания университета руководит Алжирским домом культуры, затем начинает работать в журнале «Побережье», оппозиционных газетах, которые придерживаются левых радикальных взглядов. На их страницах он выступает за социально-ориентированную политику, улучшение положения арабских жителей Алжира. После начала Второй мировой войны цензура запрещает издание этих газет.

[править] Мировоззрение

Исходный пункт философских размышлений Альбера Камю — трагическое переживание смерти Бога, объявленное в свое время Достоевским и Ницше. Для Камю она означала потерю метафизического смысла жизни человека. По его мнению, опыт человеческого существования, которое неизбежно заканчивается смертью, приводит мыслящую личность к осознанию абсурдности земного бытия; однако это не должно обезоруживать человека, и он выбирает бунт против всех богов, который придает ценность индивидуальной жизни. Человек должен жить и действовать так, чтобы почувствовать себя счастливым в этом абсурдном мире. Трагический опыт войны и Сопротивления привел Камю к эстетике бунта, которая вела прежнее, античное значение литературы и искусства, всей духовной культуры, значение единства красоты, добра и справедливости в жизни как отдельного человека, так и всего общества. Именно они придают смысл и величие человеческой жизни, творчеству и самой смерти; осознание абсурда приводит к бунту, а бунт — к свободе, в которой человек находит смысл жизни. Альбер Камю считал, что жизнь человека — это постоянное и непрерывное творчество, возможное только в условиях свободы; без свободы нет творчества и всего того, что составляет основные измерения человеческих ценностей.

Лауреаты Нобелевской премии по литературе

1901—1925

Сюлли-Прюдом (1901) • Моммзен (1902) • Бьёрнсон (1903) • Ф. Мистраль / Эчегарай-и-Эйсагирре (1904) • Сенкевич (1905) • Кардуччи (1906) • Киплинг (1907) • Эйкен (1908) • Лагерлёф (1909) • Хейзе (1910) • Метерлинк (1911) • Гауптман (1912) • Тагор (1913) • Роллан (1915) • Хейденстам (1916) • Гьеллеруп / Понтоппидан (1917) • Шпиттелер (1919) • Гамсун (1920) • Франс (1921) • Бенавенте-и-Мартинес (1922) • Йейтс (1923) • Реймонт (1924) • Шоу (1925)

 

1926—1950

Деледда (1926) • Бергсон (1927) • Унсет (1928) • Манн (1929) • Льюис (1930) • Карлфельдт (1931) • Голсуорси (1932) • Бунин (1933) • Пиранделло (1934) • О’Нил (1936) • Мартен дю Гар (1937) • Бак (1938) • Силланпяя (1939) • Йенсен (1944) • Г. Мистраль (1945) • Гессе (1946) • Жид (1947) • Элиот (1948) • Фолкнер (1949) • Рассел (1950)

 

1951—1975

Лагерквист (1951) • Мориак (1952) • Черчилль (1953) • Хемингуэй (1954) • Лакснесс (1955) • Хименес (1956) • Камю (1957) • Пастернак (1958) • Квазимодо (1959) • Перс (1960) • Андрич (1961) • Стейнбек (1962) • Сеферис (1963) • Сартр (1964) • Шолохов (1965) • Агнон / Закс (1966) • Астуриас (1967) • Кавабата (1968) • Беккет (1969) • Солженицын (1970) • Неруда (1971) • Бёлль (1972) • Уайт (1973) • Юнсон / Мартинсон (1974) • Монтале (1975)

 

1976—2000

Беллоу (1976) • Алейсандре (1977) • Башевис-Зингер (1978) • Элитис (1979) • Милош (1980) • Канетти (1981) • Гарсиа Маркес (1982) • Голдинг (1983) • Сейферт (1984) • Симон (1985) • Шойинка (1986) • Бродский (1987) • Махфуз (1988) • Села (1989) • Пас (1990) • Гордимер (1991) • Уолкотт (1992) • Тони Моррисон (1993) • Оэ (1994) • Хини (1995) • Шимборская (1996) • Фо (1997) • Сарамаго (1998) • Грасс (1999) • Гао Синцзянь (2000)

 

с 2001

Найпол (2001) • Кертес (2002) • Кутзее (2003) • Елинек (2004) • Пинтер (2005) • Памук (2006) • Лессинг (2007) • Леклезио (2008) • Мюллер (2009) • Варгас Льоса (2010) • Транстрёмер (2011) • Мо Янь (2012) • Манро (2013) • Модиано (2014) • Алексиевич (2015) • Дилан (2016) • Исигуро (2017) • Токарчук (2018) • Хандке (2019) • Глюк (2020)

“Калигула”

Пьеса Альбера Камю “Калигула” написана в 1939 году. Впервые ее показал Ташкентский театр драмы в годы перестройки, и с тех пор она не сходит с российских сцен. Автор пьесы не задавался целью показать характер Калигулы как исторического персонажа. Это пьеса об исканиях человека, который в конце концов осознал, что пошел не той дорогой.

Он искал счастье, свободу, хотел изменить мир. Он показывает свою безграничную власть над всеми, но сам зависит от окружающих его людей. Стремится к одиночеству, но так и не достигает его. В итоге осознает простую истину, что “Луну не получит”, и слишком поздно понимает неизбежность того, что произошло. Абсурдный человек избирает бунт против богов.