Коменский, ян амос

Оглавление

Коменский о воспитании детей в семье

Демократизм, глубокую веру в человека Коменский положил также в основу своих педагогических идей. Он был убеждён, что все люди — и мужчины, и женщины — должны получить образование, все они способны к образованию. Деля детей на шесть типов по остроте ума, темпу работы и степени прилежания, Коменский считал, что даже самые трудные дети (тупые, медлительные, ленивые) могут быть обучены. Он требовал, чтобы в каждом селении была организована школа родного языка. Все дети имеют право переходить из начальной школы в среднюю и высшую.

Ян Амос Коменский выдвинул идею систематического воспитания детей в семье. В «материнской школе» — так назвал он воспитание до шести лет — детям должна быть предоставлена возможность играть, бегать, резвиться. Необходимо воспитывать у них трудолюбие, правдивость, почтительность к старшим, вежливость. Детям следует дать широкий круг представлений об окружающей природе и общественной жизни. Они должны иметь представление о том, что такое вода, земля, воздух, огонь, дождь, снег, деревья, рыбы, реки, горы, солнце, звёзды в т. д. Знать, кто управляет городом; быть знакомыми с важнейшими событиями; научиться запоминать, что произошло вчера, неделю назад, в прошлом году. Последовательно нужно вооружать детей всё расширяющимся кругом трудовых навыков. Родители должны воспитывать у детей любовь и интерес к школе, уважение к учителю.

Всё это явилось первой продуманной системой воспитания детей в семье.

Работает

Сборник дидактики, 1657 г.

Английское издание Janua linguarum Reserata , 1631 г.

Учебник Orbis Pictus для детей, 1658 г.

Виа Люцис , 1668 г.

латинский

  • Тезаурус Linguae Bohemicae, hoc est lexicon plenissimum, grammatica accurata, idiotismorum elegantiae et emphases adagiaque («Сокровище чешского языка »), 1612–1656 гг.
  • Problemata miscellanea («Разные проблемы»), 1612, несуществующий, сгорел при подготовке к печати.
  • Sylloge quaestionum controversarum , 1613 г.
  • Grammaticae facilioris praecepta , 1614–1616
  • Theatrum Universitatis rerum , 1616–1627 гг.
  • Centrum securitatis («Центр безопасности»), 1625 г.
  • Moraviae nova et post omnes priores accuratissima delineatio autore JA Comenio («Карта Моравии»), 1618–1627
  • Janua linguarum Reserata , 1631 г.
  • Didactica magna («Великая дидактика»), 1633–1638 гг.
  • Виа Люцис, Вестигата и Вестиганда («Путь света»), 1641 г.
  • Januae Lingvarum Reseratae Aureae Vestibulum quo primus ad Latinam aditus Tyrunculis paratur («Введение в латынь»), 1648 г.
  • Schola pansophica («Школа пансофии»), 1650–1651 гг.
  • Primitiae Laborum scholasticorum , 1650–1651.
  • Eruditionis scholasticae janua, rerum & linguarum structuram externamexplainens , 1656, doi: 10.3931 / e-rara-79809 (Оцифрованное издание на e-rara ).
  • Opera didactica omnia («Писать на все учение»), 1657 г.
  • Orbis Pictus («Видимый мир в картинках»), 1658 г.
  • De bono unitatis et ordinis («О добром единстве и порядке»), 1660 г.
  • De rerum humanarum emendatione consultatio catholica («Общая консультация по улучшению всего человеческого»), 1666 г.
  • Unum essenarium («Единственное, что нужно»), 1668 г.
  • Spicilegium Didacticum , 1680 г.

чешский язык

  • O andělích («Об ангелах»), 1615 г.
  • Retuňk proti Antikristu a svodům jeho («Речь против Антихриста и его искушений»), 1617 г.
  • О старожитностех Моравы («О Моравских древностях»), 1618–1621 гг.
  • Spis o rodu erotínů (Сценарий о доме Черотин ), 1618–1621 гг.
  • Listové do nebe («Письма в небо»), 1619 г.
  • Manuálník aneb jádro celé biblí svaté («Руководство или ядро ​​всей Библии»), 1620–1623 гг.
  • Přemyšlování o dokonalosti kŕesťanské («Размышления о христианском совершенстве»), 1622 г.
  • Nedobytedlný hrad jméno Hospodinovo («Несокрушимая крепость (есть) имя Бога»), 1622 г.
  • Truchlivý , díl první («Скорбящие», том I), 1623 г.
  • O poezí české («О чешской поэзии»), 1623–1626
  • Truchlivý , díl druhý («Скорбящие», том II), 1624 г.
  • О сиробе («О бедных»), 1624 г.
  • Pres boží («Печать Бога»), 1624 г.
  • Vidění a zjevení Kryštofa Kottera, souseda a jircháře sprotavského («Видение и откровение Криштофа Коттера, Нейбурга Моего и Кожевника из Спротавы»), 1625 г.
  • Překlad některých žalmů («Перевод некоторых псалмов»), 1626 г.
  • Didaktika česká («Чешская дидактика»), 1628–1630 гг.
  • Škola hrou (Schola Ludus, Школа по пьесе) 1630
  • Labyrint světa a raj srdce (« Лабиринт мира и рай сердца ») 1631 г.
  • Brána jazyků otevřená (Ворота языков открыты) 1633
  • Орбис Пиктус , 1685 г.

Педагогическая система Я. А. Коменского

Источники выработки мировоззрения: античная философия, Ф.Бэкон, Ф.Рабле.
Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система.
Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса.

Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность.

Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому — как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперёд, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет — латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Биография

  1. Взрослая жизнь явилась продолжением дороги знаний. Молодой человек обучался в академии в Херборне, а затем в Гейдельбергском университете. В студенческие годы было положено основание его учёным трудам, которые растянулись на долгие годы.
  2. В 1612 году Коменский начал составлять полный словарь чешского языка, названный в 1656 году (год издания) «Сокровищница чешского языка». Он посвятил этой работе 44 года, занимаясь параллельно разносторонней научной и практической деятельностью.
  3. В 1614 – 1627 годы была осуществлена идея создания необычной энциклопедии, названной «Театр всех вещей».
  4. С 1614 по 1618 годы энциклопедист и лингвист занимался преподаванием гуманитарных дисциплин в школе Пршерова, которую сам когда-то окончил.
  5. С 1618 по 1621 годы Ян Коменский проживал в городе Фульнек, изучая взгляды философов Возрождения, отражённые в их произведениях. В эти три года он написал свой труд «Моравские древности» и начал составлять подробную, точную карту Моравии (закончил эту работу в 1627 году).
  6. В 1627 году учёный приступил к написанию главной работы своей жизни – «Дидактика», посвящённой теории обучения, положения которой не устарели и в 21 веке.
  7. В конце 1627 года начавшиеся гонения католической церкви на конфессии, которые не вошли в её лоно, заставили Коменского эмигрировать в Польшу. В городе Лешно он преподавал в гимназии, основанной общиной Моравского братства.
  8. В 1632 году была закончена «Дидактика» на чешском языке. Автор стал переводить её на международный язык учёного мира средних веков и эпохи Просвещения – латинский. В 1638 году перевод был закончен, и труд получил название «Великая дидактика».
  9. В 30-ые годы 17 века, наряду с основным сочинением по теории обучения, Я.А. Коменский написал учебники и пособия: «Открытая дверь к языкам», 1631 г.; «Астрономия», 1632 г.; «Физика», 1633 г.; «Материнская школа», 1632 г. – первое в своём роде руководство по воспитанию детей родителями в семье.
  10. 40-ые годы были посвящены продолжению работы над рядом учебников и развитию идей пансофии – о возможности обучить всех всему. Вера в успех такого подхода диктовалась гуманистическими веяниями века Просвещения.
  11. В 1651 году представилась возможность осуществить эти идеи на практике. Коменский был приглашён князем, владельцем трансильванских земель, для проведения реформы школ в его владениях. В городе Шарошпатак педагогу-дидактику удалось частично воплотить свои замыслы. Теоретическое обоснование пансофии, примерный учебный план образовательного заведения были даны в работе 1651 года «Пансофическая школа».
  12. В 1655 году Ян Амос вновь был в польском Лешно. В это время Польша оказалась во власти шведов. С приходом шведской армии католичество стало терять свои позиции. Моравские братья были рады приходу лютеранского протестантизма. Гонения на них в Европе отступили.
  13. С 1656 года Коменский обосновался в Амстердаме. Его идеи «обучения всех всему» получили новое направление, связанное с методикой достижения успеха. Учёный разработал метод драматизации процесса обучения – постижения знаний в ходе разыгрывания пьес. Написанные им пьесы вошли в книгу «Школа игры» (1656 г.).
  14. В 1658 году, распространяя свои идеи, Ян Амос Коменский выезжал и работал в Венгрии. Методологические поиски убедили учёного ещё в молодости в необходимости наглядного материала при обучении любому предмету. Так появился учебник «Мир чувственных вещей в картинках» (1658 г.). В нём учебные тексты сопровождались рисунками.
  15. В 1662 году была завершена ещё одна работа, начатая в молодые годы. С 1644 года Коменский размышлял о путях преобразования человеческого общества на началах Просвещения. Были напечатаны первые две части капитального труда «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» (1662 г.). Остальные пять частей были обнаружены и опубликованы лишь в 20 веке – в 1966 году, в Праге.
  16. Итоговой книгой великого учёного-педагога стало сочинение «Единственно необходимое» (1668 г.). В ней он как мыслитель и гуманист развил мысль о том, что знание должно быть полезным и осознаваться как насущное и необходимое. В этом случае обучение принесёт плоды.
  17. Ян Амос Коменский умер 15 ноября 1670 года в Амстердаме, прожив 78 лет, что для эпохи средних веков считалось редким долголетием.

Портрет Рембрандта, возможно Коменского

Влияние взглядов и идей Яна Амоса Коменского на развитие современной педагогики

Как уже говорилось, педагогическая деятельность Яна Амоса
Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии
которой заинтересована каждая цивилизованная нация. На протяжении многих лет
Россия и ее школы проявляют интерес к наследию Яна Амоса Коменского. Используя
взгляды и идеи великого педагога, они, насколько это возможно, творчески
трансформировали его методику преподавания в соответствии с российскими
потребностями и условиями, но не нарушая принципов, заложенных Коменским.

Во времена Петра I широко использовалась книга Коменского
«Мир чувственных вещей в картинках», которая, по мнению Петра I, была
особенно необходима, так как этот труд знакомил учеников с различными видами
техники, ремесел и труда, но эта книга была также инструментом для изучения
иностранных языков
. Кроме того, Ян Амос Коменский считается прародителем всех
иллюстрированных букварей. В своей книге «Мир разумных вещей в
картинках» он привел своего рода «картинный алфавит», то есть
изображения различных животных, крик которых похож на артикулированные звуки
человеческой речи.

Первоначально путь в Россию был проложен его учебниками по
языку, но в 19 и 20 веках в России стала широко применяться, изучаться и
углубляться его педагогическая система.

Теория обучения Коменского — величайшее достижение
человеческой мысли, которое не утратило своего значения и по сей день.
Отталкиваясь от прогрессивного взгляда гуманистов на природу, человека и
требования основывать наши знания на наблюдении, опыте и индукции, Коменский
заложил основу материалистического фундамента педагогики как науки. Серьезным
столпом педагогической теории Коменского был прогрессивный взгляд на природу и
человека как ее часть, объективные законы которой должны изучаться научно.
Именно изучение законов природы дало Коменскому солидную возможность построить
«науку учения». Все развитие дидактики иностранного языка и русской
педагогики является дальнейшим развитием тех идей и вопросов, которые поднимал
великий чешский педагог.

Как уже упоминалось, Я.А

Коменский уделял особое внимание
последней стадии образования, академии и познавательному путешествию, которое
обеспечивает расширение кругозора, обогащение жизненных наблюдений, углубление
профессиональной подготовки

Вклад Я.А. Каменского в развитие высшего образования
сосредоточен в основном на четырех основных проблемах:

  1. отбор молодых людей для обучения в высшем учебном заведении;
  2. содержание высшего образования;
  3. организация познавательной деятельности студентов;
  4. координировать усилия ученых в сфере высшего образования по развитию и продвижению педагогической теории.

Он видел главную цель школы, и особенно высшего образования,
в том, чтобы развить способности человека и дать ему возможность свободного,
естественного развития. В связи с этим возник вопрос о том, кто должен учиться
в академии. По мнению Коменского, это право должно достаться самым талантливым
выпускникам гимназий, «избранным умам, цвету человечества».

Требования Коменского к личности преподавателя высшей школы,
из которых он считал наиболее важными: профессиональная компетентность, умение
сделать преподавание увлекательным и полезным, стремление постоянно пополнять
знания, владение профессиональной и педагогической культурой, актуальны и
сегодня. Согласно Коменскому, учителя средней школы должны быть членами
«дидактического совета» — государственного органа, отвечающего за
развитие педагогической теории, внедрение и распространение новых знаний.
Впоследствии эта идея воплотилась в виде педагогических общественных
организаций, ассоциаций, академий педагогических наук и т.д.

Я.А. Коменский также говорил о таком методе обучения, как
самостоятельная работа учеников. Самостоятельная работа — это именно тот метод
обучения, с помощью которого преподаватель организует учебно-познавательную
деятельность студентов на занятиях и при подготовке к ним.

Самостоятельная работа студентов направлена, прежде всего,
на углубленное освоение программного материала. С этой целью студенты
самостоятельно изучают психолого-педагогическую литературу, которая имеет
отношение к предстоящей лекции и помогает закрепить полученные знания, а также
расширить и углубить те темы, которые были недостаточно освещены на лекции.

Во-вторых, самостоятельная работа выполняется студентами во
время подготовки к семинарам и лабораторно-практическим курсам коллоквиумам, к
зачетам и экзаменам, а также во время аудиторных занятий.

При подготовке к занятиям самостоятельная работа принимает
форму индивидуальной и групповой работы студентов.

Факты из биографии, взгляды, мировоззрение

Не раз приходилось Коменскому покидать родную землю, видеть, как гибнут в огне военных пожаров его рукописи и книги, начинать сызнова то, что было уже сделано. Религиозные войны и иноземные нашествия сотрясали Чехию, родину Коменского. И потому, наверное, столь постоянно, столь неизменно звучит в книгах Коменского мечта о мире, о совершенном устройстве человеческого общества. Вернейший путь к этому Коменский видел в просвещении — не случайно одна из последних работ его, «Ангел мира», формулирует идею создания международной организации, охраняющей повсюду мир и распространяющей просвещение, — идею, на столетия опередившую свою эпоху.

Но и в ту пору, в разобщенной и терзаемой войнами Европе, деятельность Коменского была поистине интернациональной. Невозможно оценить, скольким обязана Коменскому чешская культура. Но память Коменского имеют основание чтить и в Англии — здесь были впервые изданы лучшие его книги; и в Швеции — им был подготовлен проект реформы шведской школы и написаны для нее многие учебники; и в Венгрии — здесь тоже работал Коменский; и в Голландии —здесь он провел последние годы, здесь было издано первое собрание его педагогических работ.

Коменский был членом секты «чешских братьев». В религиозной оболочке эта секта выступала против власти богачей, против феодальных порядков. В книге «Лабиринт мира и рай сердца» Коменский писал, что одни пресыщаются, другие голодают, одни забавляются, другие рыдают.

В XVII веке земли и политическая власть Чехии находились в руках немецких феодалов. В деятельности Коменского борьба против угнетателей народа естественно слилась с борьбой за национальную независимость Чехии, с борьбой против войн, за мир между народами. «Люди, — писал Коменский, — являются гражданами одного и того же мира, и ничто не мешает им установить широкое объединение на основе человеческой солидарности, общих знаний, прав, религии».

Коменский, естественно, не мог в ту эпоху правильно определить пути уничтожения социальных противоречий. Он думал, что их можно преодолеть средствами религии, нравственного совершенствования, воспитания. Но в противовес средневековой церкви он подчёркивал, что человек не «раб божий», а «творец вселенной».

Причины трудностей научных занятий

Коменский выделял следующие причины сложности научных занятий:

  • рабский метод постановки занятий;
  • порочный способ усвоения вещей;
  • неполнота метода.

Эти предпосылки лежат в основе методов педагогики, разработанных чехом. Его целью становится изжить из процесса обучения зубрежку, монотонность и равнодушие учеников и предложить взамен творческие диалоги, вникание в суть явлений и процессов, свободу мысли.

Также Коменский рассуждал о необходимости демонстрационного подкрепления при объяснении или о наглядности. Здесь его идеи распространялись не только на задействование зрительного канала восприятия, но и всех органов чувств для полноты ощущения окружающего мира.

Все работы чешского педагога пронизаны мыслью, что грамотное обучение всегда находится в гармонии с природой, поскольку личность – ее неотъемлемая часть, подчиняющаяся общим природным законам. Коменский предлагал внимательно присмотреться к этим законам и заимствовать в них все необходимое для организации процесса воспитания, к примеру, порядок для школы.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Основные идеи педагогики и философии Коменского

Ян Коменский важную роль в воспитании детей отводил именно примеру взрослых.

Кроме того в основе его пансофии лежит систематическое повторение уже пройденного материала и объяснения, как эти знания могут пригодиться в жизни.

Нравственные качества у детей нужно развивать раньше, чем они научатся говорить. В то же время нужно делать всё, чтобы разум ребёнка всё время узнавал что-то новое. А детей нужно воспитывать лишь в духе гуманизма.

Учитель — это не профессия, а призвание.

Познания всегда приходит через три источника: веру, чувства и разум.

У каждого познания есть три ступени: эмпирическая (личный опыт), научная и практическая.

Вся школа жизни, по Коменскому, делиться на семь ступеней: школа рождения, потом младенчества, после неё — школа детства, школа отрочества, когда возникает тяга к наукам, искусству и ремеслам, после — школа юности, школа жизненной практики и последняя — школа старости.

Воспитательное влияние

Класс латинского языка от Orbis Pictus

Наиболее постоянное влияние Коменский оказал на практическую просветительскую работу. Немногие люди с его дней имели большее влияние, хотя на протяжении большей части восемнадцатого и начала девятнадцатого века его отношение к нынешнему прогрессу в образовательной мысли и практике было мало признано. Практическое воспитательное влияние Коменского было тройным. Сначала он был учителем и организатором школ не только среди своего народа, но позже в Швеции и отчасти в Голландии. В своей « Didactica Magna» («Великая дидактика») он обрисовал систему школ, которая является точным аналогом существующей американской системы детского сада, начальной школы, средней школы, колледжа и университета.

Во-вторых, влияние Коменского заключалось в формулировании общей теории воспитания. В этом отношении он является предшественником Руссо , Песталоцци , Фребеля и т. Д. И первым сформулировал идею «образования в соответствии с природой», столь влиятельную во второй половине восемнадцатого и начале девятнадцатого века. Влияние Коменского на образовательную мысль сравнимо с влиянием его современников, Бэкона и Декарта , на науку и философию

Фактически, на него во многом повлияли мысли этих двоих; и его важность во многом объясняется тем фактом, что он впервые применил или попытался систематически применить принципы мышления и исследования, недавно сформулированные этими философами, к организации образования во всех его аспектах. Краткое изложение этой попытки дано в « Didactica Magna» , завершенной около 1631 г., но опубликованной только через несколько лет.

Третий аспект его образовательного влияния заключался в том, что он оказал влияние на предмет и метод обучения через серию учебников совершенно нового характера. Первым из них был « Janua Linguarum Reserata» («Врата открытых языков»), выпущенный в 1631 году. Позже за ним последовал более простой текст, « Вестибулум» , и более продвинутый, « Атриум» , и другие тексты. В 1658 году был опубликован Orbis Pictus , вероятно, самый известный и широко распространенный из школьных учебников. Это было также первое успешное применение иллюстраций к работе по обучению, хотя и не первая иллюстрированная книга для детей, как часто утверждается.

Рельеф Коменского в Доланах, Чехия

Все эти тексты основывались на одних и тех же фундаментальных идеях: (1) изучение иностранных языков через разговорный язык; (2) получение идей через предметы, а не через слова; (3) начать с предметов, наиболее знакомых ребенку, чтобы познакомить его как с новым языком, так и с более отдаленным миром предметов; (4) дать ребенку всесторонние знания об окружающей его среде, физическом и социальном, а также обучить религиозным, моральным и классическим предметам; (5) превращение приобретения сборника знаний в удовольствие, а не в задачу; и (6) сделать обучение универсальным

Важность коменского влияния в образовании была признана с середины девятнадцатого века. Образовательные сочинения Коменского насчитывают более сорока наименований

В 1892 году 300-летие Коменского широко отмечалось педагогами, и тогда было создано Коменское общество по изучению и публикации его произведений.