Лекция № 50. классно-урочная система

Требования к организации учебного процесса

Основные требования Коменского к организации учебного процесса следующие:

  • начало изучения предметов и явлений должно начинаться с практического и детального исследования этих предметов и явлений, а не с их словесной характеристики и описания;
  • там, где явление или предмет нельзя изучить напрямую, можно использовать макеты или изображения;
  • педагогический процесс должен быть четким и целенаправленным.

Фактически, Коменский внедрил в учебный процесс принцип наглядности, который активно используется педагогами по сей день. А его идея двигаться от простого к сложному и от частного к общему стала альтернативой главенствующим в то время схоластическому подходу к обучению. Все это создало условия для развития у детей интереса к обучению.

Замечание 1

Важное значение исследователь придавал дисциплине как со стороны учеников, так и со стороны преподавателей, важности учебного труда и развития навыков самообслуживания, учете уровня развития ребенка и имеющихся у него знаний. Если методы, которые использует преподаватель, соответствуют уровню учащихся, у последних будет развиваться интерес к познанию мира

Начиная с работ Коменского стало меняться отношение к среднему учебному заведению. Если раньше здесь давали необходимый минимум знаний, то теперь школа стала местом формирования личности.

Формы организации обучения, предложенные Коменским, до сих пор дают мощные импульсы для развития европейского общества, являются актуальными и востребованными.

Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Описать задание

Плюсы

Обеспечение систематизации и непрерывности учебного процесса

Дети разделены на отдельные классы вертикально: каждый класс – это отдельная ступень обучения. и горизонтально: на одной ступени обучения может быть несколько параллельных классов – детей одного возраста в группе.

  • Учебный процесс имеет сроки обучения, перерыв на каникулярное время.
  • Учебный материал структурирован по годам обучения.
  • Каждый класс работает по единому годовому плану, программе, расписанию уроков.
  • Для класса определено время начала и окончания занятий.
  • Дети поднимаются на ступень выше в том случае, когда успешно закончена предыдущая.

Возможность организовать воспитательную работу

Воспитание происходит в процессе обучения. Материал каждого учебного предмета несет воспитательный эффект через:

  1. Решение задач.
  2. Работу с художественным текстом.
  3. Применение знаний в нестандартной ситуации.

В классе организуются тематические беседы, выставки, конкурсы.

Для каждого класса классным руководителем составляется план воспитательной работы.

Применение разных форм обучения

Урок – основная форма организации учебного процесса

В течение установленного времени педагог организует деятельность классного коллектива, с учетом особенностей развития отдельного ученика и класса, в целом. На уроке используются разные средства и методы работы для создания благоприятной ситуации овладения детьми изучаемого материала.

В зависимости от преобладающей цели, уроки имеют разную структуру:

  1. Знакомство с новым материалом.
  2. Закрепление полученных знаний.
  3. Обобщающий урок.
  4. Контрольный урок.
  5. Комбинированный — присутствуют этапы разных видов уроков.

Экскурсия

Экскурсии могут быть очные и заочные. Заочные экскурсии организуются в классной комнате с просмотром видеофильма и последующим обсуждением.

Очные экскурсии – это организация обучения в условиях, отличных от классных. На таком занятии изучение предмета связано с передвижением учащихся. Экскурсии могут проходить:

  1. В природе.
  2. На выставке.
  3. На производстве.

Такая форма организации способствует развитию наблюдательности, бережного отношения к окружающему миру.

Домашняя работа

Эта форма работы служит не столько для закрепления изученного материала, сколько для развития навыков самостоятельной работы, навыков самообразования.

Также существуют другие формы обучения:

  1. Олимпиады очные и заочные.
  2. Кружковая работа.
  3. Внеурочная деятельность.

Взаимодействие детей в коллективе

Дети учатся взаимодействовать в коллективе, решать сообща проблемы. Учатся выслушивать разные точки зрения, высказывать и отстаивать свою

В современной школе большое внимание уделяется групповой работе. В классе организуется несколько групп, каждая получает задание

Групповая работа развивает навыки, необходимые в современной жизни. Дети учатся распределять роли в группе, выполнять обязанности, принимать компромиссные решения, презентовать результат совместной работы.

Коллектив воспитывает личность ребенка, учит его быть конкурентоспособным.

Недостатки

Ориентация на «среднего» ученика. Программы, учебные планы, учебники ориентированы на «среднего» ученика. Работа в классе ведется, в основном, фронтально. Более сильные дети не всегда получают возможность проявить свои способности. Более слабые дети, чаще всего, не успевают за темпом работы в классе.
Ограничение индивидуального подхода. Учитель работает в течение урока со всеми детьми класса. На индивидуальную работу времени не всегда хватает. Эта работа строится с учетом дифференцированного подхода. Дети получают задания в зависимости от их уровня обучения.

Невозможность проконтролировать усвоение материала каждым учащимся на каждом уроке. Контроль знаний проходит в конце изучения темы. Каждый ученик получает задание, выполняет самостоятельно и получает балл за выполнение. Полученный балл определяет уровень усвоения ученика. Промежуточный контроль осуществляется выборочно. На каждом уроке каждый ученик не может получит отметку за свои знания.

Доминирующая роль учителя. Учитель – это лидер, который управляет процессом обучения

Важно, чтобы его личность положительно влияла на развитие детей. Учитель организует, ведет урок, использует те методы и приемы, которые считает необходимым для достижения поставленных целей

Но учитель тоже ограничен рамками урока, тематическим планированием, требованиями образовательных стандартов.

За один день несколько предметов. На изучение каждой дисциплины отводится 40 – 45 минут. Даже если тема не закончена, по расписанию начинается другой урок. Детям сложно переключаться с одного предмета на другой и эффективно усваивать учебный материал.