Дагестанцы-арабы

Оглавление

Исконно горские фамилии дагестанцев

Как известно, дагестанцы — это обобщенное название различных этносов, проживающих на территории этой небольшой кавказской республики. Назовем пять основных народностей Дагестана: аварцы, кумыки, даргинцы, лакцы, лезгины.

Примерами «коренных» фамилий этих народов являются следующие: Балоев, Нашхоев, Пешхоев, Галаев, Ялхороев, Виелхоев, Акиев, Киев, Миржоев, Хаихароев, Гандалоев, Белхороев, Цечоев, Мужахоев, Терлоев, Дишниев, Мулкоев, Гухоев, Чинхоев, Зумсоев, Чентиев, Хачароев, Хилдехароев, Маистоев, Мелхиев, Шароев, Цесиев, Шикароев, Киселоев, Сондухоев, Хуландоев, Хакмадоев, Химоев, Тумсоев, Вашандароев, Хакоев, Варандоев, Пхамтоев, Сатоев, Гатоев, Мяршоев, Келоев, Халгиев, Цогуноев, Нижлоев, Бегочароев, Даев, Босов. Это одни из самых распространенных дагестанских фамилий. Официально в республике насчитывается более тридцати национальностей.

Как изменялась численность населения

Из национальностей, проживающих в Дагестане, самыми многочисленными остаются аварцы:

  • 1959 г. – 22,5%;
  • 1970 г. – 24,4%;
  • 1979 г. – 25,7%;
  • 1989 г. – 27,5%;
  • 2002 г. – 29,4%;
  • 2010 г. – 29,4%.

Вторую по численности группу составляют даргинцы:

  • 1959 г. – 14%;
  • 1970 г. – 14,5%;
  • 1979 г. – 15,2%;
  • 1989 г. – 15,6%;
  • 2002 г. – 16,5%;
  • 2010 г. – 17%.

Третья группа по численности – кумыки:

  • 1959 г. – 11,4%;
  • 1970 г. – 11,8%;
  • 1979 г. – 12,4%;
  • 1989 г. – 12,9%;
  • 2002 г. – 14,2%;
  • 2010 г. – 14,9%.

Данные по русским и евреям показывают нарастающую убыль.

Русские:

  • 1959 г. – 20,1%;
  • 1970 г. – 14,7%;
  • 1979 г. – 11,6%;
  • 1989 г. – 9,2%;
  • 2002 г. – 4,69%;
  • 2010 г. – 3,6%.

Евреи:

  • 1959 г. – 2,3%;
  • 1970 г. – 2,0%;
  • 1979 г. – 1,6%;
  • 1989 г. – 1,44%;
  • 2002 г. – 0,13%;
  • 2010 г. – 0,08%.

Современная история

Императорская российская администрация разочаровала и озлобила народ Дагестана. Тяжелые налоги в сочетании с экспроприацией поместий и строительством крепостей (включая Махачкалу) побудили горцев восстать под эгидой мусульманского имамата Дагестана во главе с Гази Мухаммедом (1828–1832 гг.), Гамзат-беком (1832–1834 гг.) ) и Шамиль (1834–59). Эта Кавказская война бушевала до 1864 года, когда Шамиль был взят в плен и ханство Avaristan было отменено.

Дагестанец, фотограф Сергей Прокудин-Горский , около 1907-1915 гг.

Дагестан и Чечня воспользовались русско-турецкой войной (1877–78) для восстания против имперской России . 21 декабря 1917 года Ингушетия , Чечня и Дагестан провозгласили независимость от России и образовали единое государство под названием «Объединенные горцы Северного Кавказа», также известное как « Горная республика Северного Кавказа ». Столица самопровозглашенной страны была перенесена в Темир-Хан-Шура, Дагестан. Первым премьер-министром был чеченский политик Тапа Чермоев ; вторым премьер-министром был ингушский политик Вассан-Гирей Джабагиев , который также был автором конституции страны в 1917 году. В 1920 году он был переизбран на третий срок.

После большевистской революции в октябре 1917 года османские войска оккупировали Азербайджан и Дагестан, и этот регион стал частью недолговечной Горной республики Северного Кавказа . После более чем трех лет борьбы в гражданской войне в России , большевики (коммунисты) добились победы и Дагестанская Автономная Советская Социалистическая Республика была провозглашена 20 января 1921 г. Тем не менее, Иосиф Сталин «s индустриализация в значительной степени обойдена Дагестан и экономика стагнации, что делает республику самым бедным регионом Советской России.

В 1999 году исламистская группировка из Чечни во главе с Шамилем Басаевым и Ибн Аль-Хаттабом начала военное вторжение в Дагестан с целью создания «независимого Исламского государства Дагестан». Оккупанты были отброшены в Чечню российскими военными. В ответ в том же году российские войска повторно вторглись в Чечню . В Дагестане в начале 2000-х годов произошел всплеск воинственности исламистов. Насилие в республике произошло в 2010-2012 годах. Этот подъем заставил некоторых людей опасаться, что Дагестан вот-вот войдет в сектантскую гражданскую войну. Дагестан стал эпицентром насилия на Северном Кавказе: Махачкала, Каспийск, Дербент, Хасавюрт, Кизляр, Сергокала, Унцукуль и Цумада стали очагами боевых беспорядков.

География края

Дагестан — самая южная и самая горная республика Российской федерации. Кавказские хребты занимают основную часть ее территории, именно здесь находится Базардюзо – самая высокая гора в России. Народы, живущие в Дагестане — настоящие горцы. Небольшая часть низменности находится лишь в северной части предгорья. Восток Дагестана омывают воды Каспийского моря. На территории республики насчитывается около 6 тысяч больших, малых и совсем маленьких рек и речушек, из них 100 относят к большим рекам (до Каспия доходят только 20 из них). Самые известные: Терек, Самур, Сулак.

Климат в целом относится к умеренно-теплому, колебания в температурных режимах и количестве осадков зависят от высотной расположенности, отдаленности от моря, окружения горными хребтами. Земельные угодья делятся на равнинные, предгорные и горные. Их география и определяет основное занятие местных жителей.

Кумыки

Кумыки тоже являются коренными жителями Дагестана. Они мусульмане суннитского толка. Считается, что язык кумыков начал складываться еще в домонгольскую эпоху. Кумыкию пересекали все путники Великого шелкового пути. Первый национальный театр в Дагестане появился именно у этого народа.

Кумыки очень гордятся своими учеными, деятелями искусства (артистами, писателями) и спортсменами. Особенная гордость народа — Герой Советского Союза Абдулхаким Исмаилов, который вместе с киевлянином Алексеем Ковалевым и минчанином Леонидом Горичевым водрузил Знамя Победы над поверженным Рейхстагом в Берлине. Два представителя кумыкского народа стали полными кавалерами ордена Славы.

Какие народности сегодня проживают в Дагестане?

Исторически ситуация в республике складывалась таким образом, что здесь проживали и доминантные этносы, и всегда находилось место для малочисленных народов. Во многом влияние на расселение той или иной этнической группы оказывали и территориальные условия.

Например, до сих пор в горной части республики проживают, в основном, аварцы, а на равнинных территориях преобладающее количество жителей – кумыки. Кстати, до того, как в республике не стал межнациональным языком русский, его роль выполнял именно кумыкский язык (тюркский).

Согласно Конституции, в список коренных народов Дагестана включены:

  • аварцы;
  • агулы;
  • азербайджанцы;
  • даргинцы;
  • кумыки;
  • лакцы;
  • лезгины;
  • таты;
  • табасараны;
  • ногайцы;
  • рутульцы;
  • русские;
  • цахуры;
  • чеченцы-аккинцы.

Однако эти 14 народностей не единственные этносы, проживающие в республике. Так, аварцы разделяются еще на насколько групп, в числе которых:

  • андийцы;
  • арчинцы;
  • ахвахцы;
  • багулалы;
  • бежтинцы;
  • ботлихцы;
  • гинухцы;
  • годоберинцы;
  • гунзибцы;
  • дидойцы;
  • каратинцы;
  • тиндинцы;
  • хваршины;
  • чамалинцы;
  • цезы.

На юге региона компактно проживает этническая группа горских евреев (таты). А даргинцы имеют в своем составе кубачинцев и кайтагцев. К населению республики можно отнести немногочисленные группы белорусов, персов, татар, осетин и украинцев. Таким образом, население Дагестана действительно многонационально, и все они гордо называют себя дагестанцами.

Народный поэт Расул Гамзатов, посвятивший всю жизнь и творчество родному краю, писал:

Интересен и вопрос о том, на каких языках говорят дагестанские народы. Довлеющим является русский язык, он в настоящее время является инструментом общения между различными национальными группами. Кроме того, существует четыре языковые группы – к ним относятся языки всех народностей. Самая малочисленная группа – иранская, на этих языках изъясняются горские евреи (таты).

Славянская языковая группа представлена русскими, белорусами, украинцами, сюда же обносится небольшая община терских казаков. На языках, относящихся к тюркской группе, разговаривают кумыки, ногайцы и азербайджанцы. Наконец, самой большой группой является нахско-дагестанская. К ней относятся: аварцы, даргинцы, чеченцы, лакцы, рутульцы, лезгины, агулы, цахуры, табасаранцы.

Если говорить о численности народов Дагестана, то можно отметить, что самая большая этническая группа – это аварцы. Они составляют около 30% от всего населения региона. Устаревшее название этого народа – авары, а кроме того, первые русские переселенцы, не разбираясь в национальных тонкостях, зачастую назвали аварцев – лезгинами.

Вторая большая группа – это даргинцы. Их численность составляет более 17% от населения РД. Даргинцы, как и аварцы, в основном, проживают в горных местностях, занимают также и предгорья центральной части республики.

На третьем месте по численности стоят кумыки – 15%. Издревле этот народ предпочитал заниматься земледелием, чему способствовало и расселение на равнинных территориях. Что же до лезгин, то они занимают четвертую позицию по количеству жителей региона – чуть более 13%. Занимают достаточно большую часть Юждага, проживая и в предгорьях, и на равнинной части республики.

Вопросы дружбы и единства дагестанских народов

Руководство республики поддерживает любые инициативы, направленные на упрочение национального единства. Известно, что национальности «дагестанец» не существует. Однако каждый житель региона, вне зависимости от того, к какой народности он относится, ощущает себя дагестанцем. Указом президента РД от 6 июля 2011 года учрежден праздник «День единства народов Дагестана».

Отмечается 15 сентября и в этот день по всей республике проходят праздничные мероприятия. К ней приурочены различные танцевальные конкурсы и развлекательные действа, отражающие единство не только народов, но и культур региона. Ведь в переводе с тюркского название республики означает «страна гор». Поэтому все жители являются горцами, населением некоей отдельной страны, которая входит в состав России и при этом сохраняет свою культурную самобытность.

Почему именно 15 сентября было выбрано? В середине XVIII столетия горцы были вынуждены объединиться в армию, чтобы противостоять персидским войскам под предводительством Надир-шаха Афшара. В Андалальской долине произошла крупная битва между горцами и персами, в которой горцы одержали верх. Именно 15 сентября объединенная горская армия начала освободительное продвижение по своей земле.

Характеристика некоторых имен дагестанцев

Одним из самых популярных имен в Дагестане является имя Али, имеющее древнее арабское происхождение. Али — это человек с большой уверенностью в себе. Его лидерские качества делают его душой компании. В карьере ему помогут и его лидерский характер, и интуиция, которая отчетливо проявляется в финансовых вопросах.

Еще одно распространенное имя у дагестанцев — Байсал (в переводе с арабского — уверенный). Люди с таким именем обожают чистоту и порядок. В трудовой сфере путь Байсала не является легким. Он не любит, когда им командуют. Конечно, это приводит к конфликтным ситуациям, что отрицательным образом сказывается на его продвижении по карьерной лестнице. Тут остается два варианта: либо Байсал откроет свой бизнес, либо сможет обуздать свой темперамент. Стоит отметить, что первый вариант более реалистичный и перспективный. Байсал наделен отличными качествами для ведения бизнеса и может достичь в нем больших результатов.

Дагестанско-нахская ветвь

Население Дагестана представлено в первую очередь народами дагестанской и нахской семей. Это прежде всего аварцы – самый многочисленный этнос Республики. Их на этих землях проживают 850 тысяч человек, что составляет 29 процентов населения. Проживают в горных регионах на западе. В некоторых районах (например, Шамильском, Казбековском, Цумадинском, Ахвахском) аварцев – до 100 процентов. В столице Республики – Махачкале – аварцев 21 процент.

На втором месте по численности в Дагестане национальность «даргинцы», их в стране 16 процентов, или 330 тысяч человек. Проживают в основном в горах и предгорьях в центре Республики и в основном заселяют сельские районы. В городах Изербаш даргинцы составляют более половины жителей – 57 %.

12 процентов населения Дагестана представлено лезгинами, которых проживает в Республике более 250 тысяч человек. В основном расселены они в южных регионах: Ахтынский, Курахский, Магарамкентский, Сулейман-Стальский, Дербенский районы.

Также дагестанско-нахская ветвь выражена лакцами (5 процентов населения), которые проживают преимущественно в Новолакском районе, табасаранами (4,5 процента), чеченцев (3 %, в основном живут в Хасавюрте, составляя треть проживающих в городе). Менее одного процента насчитывается в Дагестане агулов, цахуров, рутульцев.

Чеченцы-аккинцы

Народ, в основном проживающий на территории Чечни. Наименование произошло от названия села Большой Чечен. Собственное название – нохчий. Дагестанские чеченцы именуют себя аккинцы или ауховцы. Их численность 88 тыс.чел., что составляет 3% от населения Дагестанской Республики.
Большинство проживает на территории Чеченской Республики.

Также населяют Ингушетию, Дагестан, некоторые области России. Меньшими группами населены государства: Калмыкия, Северная Осетия, Казахстан, Турция, Украина, Иордания.
Чеченцы – последователи суннитской ветви ислама. Широко распространены суфийские учения в двух толкованиях: накшбанди и надири. До распространения ислама поклонялись божествам, олицетворяющим силы природы и оказывающим покровительство традиционным занятиям.

Основной элемент общества – суфийские общины-вирды и родовые кланы (тейпы). Местами сохранялось многоженство. Браки между родственниками до третьего колена были запрещены. Из обычаев сохранились гостеприимство, побратимство, взаимопомощь, кровная месть. Вопросы кровной мести и возможности примирения решались на общих сходах. При женщинах нельзя было мстить, наказывать или убивать. На сегодняшний день чеченцы живут обычными гражданскими семьями.

Жилье – дом в несколько комнат, расположенных в ряд с отдельным выходом на террасу, которая протягивается вдоль всего дома. В интерьере практически отсутствовала мебель, обустройство комнат состояло из нескольких скамеек, сундука и низкого столика. На стенах вешали ковры и шкуры, а также оружие. Очаг и зола считались священными. Старшая женщина в семье была хранительницей очага.

Основные занятия: скотоводство и земледелие. Занимались разведением породистых лошадей, крупного рогатого скота и овец. Из ремесел были развиты: кузнечное и ювелирное, производство шелка, обработка кости и рога.

Одежда мужчин состояла из рубахи, штанов, черкески и бешмета. Головной убор – высокая папаха из ценного меха, олицетворяющая достоинство мужчины. Сбить с головы папаху, означало навлечь на себя кровную месть. Женская одежда состояла из длинной рубахи-туники и штанов. По цвету одежды можно определить статус женщины и ее семейное положение.

Пищевыми предпочтениями в теплое время года являются мучные, молочные блюда и фрукты, в холодное время – мясные. Из повседневной пищи: супы, каши, блины и чебуреки, лепешки с разнообразными начинками, мясной бульон.

Исторические предпосылки объединения этносов

Вряд ли найдется еще один регион на территории РФ помимо Дагестана, где бы легко уживалось столько различных этнических групп. Не зря древний Дербент заслуженно признан одним из самых толерантных городов мира. Этнографы и историки сделали важный вывод: республика как общность народов формировалась в особых условиях, что не могло не повлиять на мировоззрение людей, живущих здесь.

Народности Дагестана – это настоящий конгломерат, в котором каждый представитель того или иного этноса четко ощущает себя носителем определенной культуры и вместе с тем осознает, что он дагестанец. В целом, можно сказать, что современный Дагестан – это Россия «в миниатюре».

Еще в XVIII столетии на Кавказе, а точнее на той территории, которую позже начали называть Дагестаном, царил феодальный строй, в котором можно было наблюдать отголоски патриархального уклада. Кстати, единство народов Дагестана в определенной мере наблюдалось уже тогда, несмотря на то, что все они были раздробленными. Здесь исторически было исключительно мало городов, а подавляющая часть населения проживала в сельской местности. При этом в горной местности патриархальный уклад был наиболее заметен, тогда как на равнинной части феодализм сформировался раньше.

В республике этнического коллективизма не наблюдалось, здесь люди проживали по территориальному принципу. Соответственно, главенствующую роль играла община, состоящая из нескольких селений. Национальные элиты управляли как общинами, так и, опосредованно, малыми населенными пунктами, принадлежавшими к той же народности, что и вся община. Дагестанские народы нельзя было назвать разобщенными, однако они не слишком стремились к более плотному взаимодействию.

https://youtube.com/watch?v=vaRaeg_RC3Q

Дагестанцы занимались, в основном, земледелием, животноводством и охотой. Была развита торговля, которая процветала в районе Дербента. Сложные условия жизни в горах не позволяли заниматься какими-либо видами промышленности, этому способствовал и патриархально-феодальный уклад.

Только после того как на Кавказ начали проникать русские, в жизни горцев стали наблюдаться изменения. Непосредственными же причинами объединения и последующей дружбы народов можно считать:

  • постоянные набеги соседей (турок и персов);
  • взаимоотношения с русскими переселенцами;
  • необходимость социально-экономического развития региона.

Устав от феодальной раздробленности и неустойчивости взглядов местных элит, дагестанские этносы все больше взаимопонимания находили с русскими переселенцами. Не случайно горцы часто предпочитали селиться вокруг военизированных русских укреплений-крепостей – многие из таких поселений впоследствии становились крупными населенными пунктами. Казаки и русские солдаты защищали местных жителей не только от турок, но и от набегов враждебных племен. В этих условиях не только крепла дружба с переселенцами из России, но и углублялись коренные связи народов.

Во многом мировоззрение горцев отражено в моральном кодексе народов Дагестана. Этот неписаный кодекс включает не только правила этикета, но и совокупность традиций, уважение к старшим, соблюдение семейных обычаев. Как ни странно, серьезные различия в менталитетах русского и горского народов не стали камнем преткновения – напротив, послужили объединяющим их звеном.

После того как Кавказ официально стал российским, началось бурное экономическое развитие региона. Развивалась промышленность, совершенствовались сельскохозяйственные орудия труда. Таким образом, патриархальный строй на всей территории региона довольно быстро сменился на феодальный. А окончательно формирование общности дагестанцев произошло уже после революции 1917 года.

Новое руководство страны было заинтересовано в дальнейшей социальной и этнической спайке. Поэтому народы республики получили все условия для дальнейшего укрепления межэтнических связей – теперь на помощь приходили хозяйственные и административные объединения.

Языковой состав жителей Дагестана

Аварским языком владеют почти семьсот тысяч человек, даргинским – около 420000, кумыкским – почти 380000 граждан. Лакский знают около 140000 человек, лезгинский – почти 360000. Владеющих чамалинским языком 500 человек, каратинским – 230, ботлихским – больше 180, гинухским – всего один гражданин. Это данные последней Всероссийской переписи населения, которая произошла в 2010 году.

Больше двух с половиной тысяч дагестанцев постоянно используют русский язык в повседневной жизни. Из иностранных языков граждане выделили английский, немецкий, арабский, французский, турецкий, персидский, хинди и японский языки. Двое ответили, что знают эсперанто.

Только русский используют почти полмиллиона человек, знают два языка – больше двух миллионов, три языка – 115 тысяч, четыре языка – 10 тысяч, пять языков – всего семнадцать человек.

Аннотация

В связи с возрастанием
интереса к Истории отдельных 
регионов России появляется необходимость 
издания специальных учебных 
пособий, посвященных изучению истории 
родного края. В подготовленном кафедрой
Истории Отечества ДГТУ пособии 
для студентов заочной формы 
обучения рассматриваются все основные
темы курса «Истории Дагестана»
предусмотренной учебной программой,
начиная с древнейших времен до конца
XIX века. Данное пособие предназначена 
для студентов ДГТУ и способствует
более углубленному изучению данной
дисциплины.

Составитель:

Гамзаева Г.Ш. — к. и. н., доцент
кафедры Истории Отечества ДГТУ

Рецензенты:

Сафаралиев М.С. — к. и. н., доцент
кафедры Истории Отечества ДГТУ

Рашидов М.Р. — к. и. н., доцент
кафедры Истории Дагестана ДГПУ

Печатается по постановлению 
Ученого совета

ГОУ ВПО «ДГТУ»

Аннотация

Часть I

Лекция I: «Дагестан в эпоху древности»

1. Первобытно-общинный строй на территории
Дагестана

2. Ранняя этническая история народов
Дагестана

3. Дагестан в составе Кавказской Албании

Лекция II: «Зарождение и развитие феодальных
отношений в Дагестане»

1. Политическое устройство Дагестана

2. Экономическая жизнь Дагестана

3. Социальная структура Дагестана

Лекция III. «Борьба народов Дагестана
с иноземными завоевателями в YII-XIY вв.»

1. Арабские завоевания

2. Походы монголо-татар

3. Походы Тамерлана

Лекция IY. «Религия в древнем и средневековом
Дагестане»

1. Доисламские верования народов Дагестана

2. Распространение ислама в Дагестане

Лекция Y: «Дагестан в XYIII в.»

1. Социально-экономическое и политическое
развитие

2. Внешнеполитическое положение

Лекция YI: «Антиколониальная и антифеодальная
борьба народов северо-восточного Кавказа
в 20-50-ых годах XIX в.»

1. Причины восстания в Дагестане

2. Восстание под руководством Гази-Магомеда,
Гамзат-бека

3. Государство Имамат

Лекция YII: «Дагестан в пореформенный
период»

1. Реформы 60-ых гг. XIX в.

2. Проникновение капиталистических отношений
в экономику Дагестана

2. Восстание 1877 года

Лекция YIII: «Культура народов Дагестана
XIX — начале XX вв.»

1. Система образования

2. Научная мысль и медицина

3. Развитие литературы

4. Материальная культура Дагестана XIX
— начала XX вв.

Часть II

Лекция I: «Революционное движение
Дагестана в начале XX в.»

1. Социально-экономическая и политическая
обстановка в Дагестане в начале XX в.

2. Революционное движение в Дагестане
в период первой Русской революции (1905-1907
гг.)

3. Влияние первой мировой войны на социально-экономическое
политическое развитие Дагестана

4. Национально-освободительное (антиписарское)
движение в Дагестане в конце 1913 — нач.
1914 гг. XX в. Рабочее и крестьянское движение
в период первой мировой войны

Лекция II. Дагестан в период октябрьского
переворота. Борьба за упрочнения советской
власти

1. Февральская революция и ее отражение
в Дагестане

2. Октябрьская революция. Установление
Советской власти в Дагестане

3. Дагестан в период гражданской войны

Лекция III. Дагестан в 20-30 гг. XX в.

1. Дагестан в период НЭПа

2. Индустриализация в Дагестане

3. Начало коллективизации сельского
хозяйства в Дагестане

4. Культурная и политическая жизнь в
Дагестане в 20-30 гг.

Лекция IV. Дагестан в годы Великой Отечественной
войны (1941-1945 гг.)

1. Нападение Германии на Советский Союз.
Мобилизация сил народов Дагестана на
отпор врагу. Дагестанцы на фронте

2. Перестройка экономики Дагестана на
военный лад. Промышленность, сельское
хозяйство и транспорт Дагестана в годы
войны

3. Культура, наука и медицина Дагестана
в годы войны

4. Восстановление экономики Дагестана

Лекция V. Дагестан в 60-80-е годы

1. Развитие промышленности

2. Развитие сельское хозяйство

3. Наука и культура в 1960-1980 годы

Лекция VI. Дагестан в 90-е годы XX века

1. Экономическая ситуация

2. Общественно-политическая жизнь

Литература

Тюркские народности в Республике

Национальности, проживающие в Дагестане, значительным образом представлены народами тюркской языковой ветки. Так, кумыков в Республике насчитывается более 260 тысяч человек, что составляет почти 13 процентов населения. В основном они селятся в предгорных районах и в Терско-Сулакской низменности. Половина живет в городах, а остальные 52 процента – в сельской местности. 15 % жителей столицы Республики – также кумыки.

Ногайцы, 16 % которых проживают в Дагестане, — национальность, восходящая своими корнями еще к Золотой Орде. Иначе эти народы называются крымскими ногайскими (также степными) татарами. В Дагестане ногайцев проживает 33 тысячи человек, в основном в Ногайском районе, также в поселке Сулак.

Третий из представленных тюркских народов в РД – азербайджанцы. Их насчитывается 88 тысяч человек – 4 процента населения. Горожане живут в Дербенте, Дагестанских Огнях.

Национальности республики Дагестан

Первая попытка посчитать население Дагестана была предпринята военным ведомством Российской империи в конце девятнадцатого века. Но более точные данные были получены при переписи через одиннадцать лет. Выяснилось, что в Дагестане в границах того времени проживали почти 590 тысяч человек.

Если сравнивать эти цифры с полученными в переписи населения Дагестана 2010 г., то они увеличились почти в пять раз — 2 миллиона 323 тысячи человек. Прирост населения отмечен с середины 20-х до 40-х гг. прошлого века, также десятилетие до 70-х гг. и с 1989 по 2002 гг. Самая низкая численность населения в Дагестане отмечена в период с 1897 по 1926 гг., а также с 1939 г. следующие двадцать лет.

Гражданская война, засуха начала 20-х годов также отразились на демографических показателях. В это же время Дагестан начинают покидать русские, украинцы и евреи, последовала эмиграция в Турцию части дагестанцев. Это привело к падению численности населения на 20%.

Однако после середины 20-х годов ХХ века начинается резкий рост. Его связывают с естественным приростом, достигшим больше 20%. Повлиял и приток русских, украинцев, армян, татар, евреев и представителей других национальностей. Люди переезжали в Дагестанскую республику в поисках работы.

До начала Великой Отечественной войны в Дагестане проживало почти 970 тысяч человек. На численность населения республики, как и других территорий, повлияло нападение фашистов на Советский Союз. Мобилизация охватила больше 160 тысяч мужчин, часть которых не вернулась с полей сражений. С начала 50-х гг. демографы отмечают самую высокую рождаемость и естественный прирост – почти 34%.

Русские в Дагестане

Русские не одну тысячу лет жили бок о бок с горцами. А в советское время они массово отправлялись в республику учить детей в школах, лечить людей в больницах, строить дома и работать по другим профессиям. Советское распределение после университетов и училищ сделало самой уважаемой и почитаемой в Дагестане профессию учителя. Поэтому неслучайно, что в Махачкале установлен памятник, посвященный труду русских учителей.

Сегодня русских в Дагестане больше 8%, это около ста пятидесяти тысяч человек. Большая доля русских в Махачкале и Каспийске, половина русского населения проживает в Кизляре. В девяностые годы Дагестан покинуло много коренных дагестанских русских из-за роста национального движения, радикального и жестокого. В то время отмечалось резкое снижение численности населения – из республики уезжали по семь-восемь тысяч русских граждан в год.

Однако в последнее время кавказские русские возвращаются. Специалисты связывают это с тоской по малой родине и земле предков, а также особым дагестанским характером. Но возвращаются они не в таком количестве, в каком покидали Дагестан: за десять лет всего около пяти тысяч человек вернулись на малую родину.

К тому же сегодня защите интересов и безопасности русских в Дагестане уделяется особое внимание со стороны правительства. Постепенно снижается число случаев ущемления прав человека по национальному признаку

Агулы

Собственное название народа – агулар, что означает «жители Агула», реже – агул шуй. Дагестанский народ, численностью – 23,3 тыс.чел., что составляет менее 1% населения, проживающий на юго-востоке Республики в труднодоступных ущельях. Также небольшие группы живут на территории регионов России.
Агулы разделяются на 4 этнографические группы, проживающие в 4-х ущельях: хлюкдере, хушандере, курахдере, агулдере.

Форма общества – сельская община, имеющая отдельную территорию и собственное хозяйство. Семья строилась на основе тухума – патриархальном, кровнородственном объединении.
Агулы, как и большинство дагестанских народов, мусульмане-сунниты шафиитского учения. К народным праздникам относятся начало полевых работ, сбор урожая и т.д. Фольклор богат лирическими песнями, плачами, сказками, пословицами и поговорками, а также разнообразными танцами. Широкое развитие получило декоративное искусство, резьба по дереву и камню.

Традиционная одежда имеет такой же тип, как и у других дагестанских народов. Поверх одежды, мужчины одевали кожаный пояс, украшенный серебром. Женская одежда состоит из платья-туники, ярких шаровар, поверх – матерчатый пояс. Голова покрыта платком и покрывалом, волосы убраны в специальный мешочек.

Основной рацион состоит из белковой и мучной пищи (хинкал, пироги, сыр) и не имеет отличий от пищевых предпочтений другого населения Республики.

Селения агулов были оснащены высокими стенами, смотровыми и оборонительными башнями, которые сообщались между собой подземными ходами. Дома устанавливались ярусами, плотно прилегающими друг к другу с узкими улочками, напоминающими лестницы.

Национальными занятиями были земледелие и скотоводство. Также выделывали кожу, обрабатывали шерсть. На сегодняшний день агулы, переселившиеся на более равнинную местность, занимаются выращиванием винограда, фруктов, овощей. В горах более популярно изготовление ковров.

Яркая лезгинка

В песенном фольклоре лезгин особое место занимают танцевальные композиции. Этот народ действительно не может представить жизни без танца. Но главным танцем, конечно, остаётся лезгинка.

Сегодня он уже стал общекавказским достоянием, причём ряд народностей борется за право считаться создателями лезгинки. Большинство историков считает, что именно на родине лезгин появился этот яркий танец.

Слово “лезгинка” берет свои корни от слова “лек”, что переводится как “орёл”. А теперь давайте вспомним движения этого танца — они действительно напоминают взмахи крыльев орла и некое подражание благородной птице.

Лезгины. Начало XX века. Дагестан. / Фотограф: Д. И. Ермаков

С другой стороны, есть сторонники версии, что основой слова “лезгинка” является “лак”. В этом случае танец связан не с горными птицами, а с кавказскими турами, круторогими баранами, живущими на склонах гор. Возможно, в танце есть некое подражание этим резвым и смелым животным.

Бывший солист и ветеран знаменитого ансамбля “Лезгинка” придерживается второй версии, причём отмечает сакральное значение танца:

Лезгины, танцующие лезгинку в с. Ахты, Дагестанская область, 1900 год

Даргинцы

Даргинцы, дарган, дарганти (самоназвание),
народ в России, коренное население Дагестана. Численность в России (вместе с
вошедшими в их состав кайтагцами и кубачинцами) 353,3 тыс. человек, в том
числе в Дагестане 280,4 тыс. человек. Живут также в Ставропольском крае
(32,7 тыс. человек) и Калмыкии (12,9 тыс. человек). Общая численность 365
тыс. человек. Язык даргинский нахско-дагестанской группы северокавказской
семьи; важнейшие диалекты — акушинский (на его основе литературный язык),
цудахарский, урахинский (хюркилинский), сирхинский, мекегинский, хайдакский,
муэринский, губденский, кадарский, кубачинский, чирагский, мегебский.
Распространён русский язык. Письменность на основе русского алфавита.
Верующие — мусульмане-сунниты.

К 9 веку (в связи с событиями 6-7 веков) относятся первые свидетельства
арабских авторов о Кайтаге и Зирихгеране (Кубачи). Первое упоминание
этнонима Даргинцы — 15 век. В 14 веке утвердился ислам. К началу 19 века на
территории Даргинцев находились Кайтагское уцмийство, ряд союзов сельских
общин (в горных селениях), частично — Тарковское шамхальство. После
вхождения Дагестана в состав России (1813) Даргинцы приняли участие в
освободительной борьбе горцев Дагестана и Чечни под руководством Шамиля
(1834-59), активно участвовали в антиколониальном восстании 1877. С 1921
Даргинцы в составе Дагестанской АССР, с 1991 — Республика Дагестан. В
советское время часть Даргинцев переселилась на равнину.

С 16 века складываются три хозяйственно-культурных ареала: 1)
нижнепредгорный (с частью равнины) — пашенное земледелие (ячмень, пшеница,
просо, кукуруза, бобовые) и стационарное скотоводство (крупный рогатый
скот); 2) среднегорный — пашенное земледелие и отгонное (осенью)
овцеводство; 3) высокогорный — отгонное (весной) овцеводство и пашенное
земледелие.

Развиты, в основном в горных районах, домашние промыслы, особенно
обработка шерсти (сукно, ковры, паласы, вязаные изделия), металла, дерева,
камня, кожи. Наиболее известны оружие, ювелирные изделия из Кубачи,
сельскохозяйственные орудия, оружие — из Харбука, клинки из Амузги,
гончарные изделия (в том числе поливные) из Сулевкента, сукна из Хаджалмахи,
резной камень из Сутбука и Холаая, деревянные орудия, утварь из Кайтага,
кожи цудахарцев, сафьян и женская обувь Губдена и др. Широко практиковалось
отходничество. Со 2-й половины 19 века усиливается проникновение
товарно-денежных отношений. Современное хозяйство Даргинцев базируется на
традиционных занятиях. В земледелии и скотоводстве внедрены новые
высокопродуктивные культуры и породы. Сформировалась национальная
интеллигенция.

Основу социальной организации Даргинцев составляла сельская община —
джамаат. Общины образовывали союзы сельских обществ. Большая часть Даргинцев
входила в Акушинскую конфедерацию, объединявшую союзы общин Акуша, Цудахар,
Мекеги, Усиша, Урахи, Муги, временами Сирха. Преобладающая форма семьи —
малая, однако ещё в начале 20 века встречались неразделённые семьи.
Сохранялись тухумы — патрилинейные группы семей, ведущих происхождение от
одного предка.

Горные селения Даргинцев в основном скученные, террасообразные, в
предгорье расселение более свободное, дома имеют дворы. Древнейшее жилище
однокамерное, с очагом посередине. Основной тип жилища в горах — двух- и
многоэтажные дома с плоской крышей, в предгорье — двухэтажные и одноэтажные
дома. За годы советской власти появились новые общественные здания и более
широкие улицы, дома (чаще двухэтажные, с верандой) с железными и черепичными
двускатными крышами.

Мужская традиционная одежда общедагестанского типа — рубаха, штаны,
бешмет, черкеска, бурка, овчинные шубы-накидки, кожаная и войлочная обувь;
женская — платье-рубаха, широкие или узкие штаны, в ряде селений платье типа
архалука, различные шубы и кожаная обувь; головной убор — чухта (имел
локальные варианты) и покрывало, богато отделанные серебряными украшениями и
вышивками.

Традиционная пища — мучная и мясо-молочная, а также овощи, фрукты,
зелень, ягоды.

Развиты народное искусство, фольклор (предания, легенды, сказки,
пословицы и поговорки, героические песни, баллады и др.). Сохраняется
традиционная календарная и семейная обрядность, отражающая пережитки
доисламских представлений.

Использованы материалы статьи М.О.Османова в  кн.: Народы
и религии мира. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 2000