Оглавление
Первые деревянные храмы Киевской Руси
hostingkartinok
Первые христианские храмы наши предки строили из дерева. В это время на Руси мастера-зодчие практически все строили из дерева. Славянские ремесленники умели очень профессионально, для того времени, обращаться с этим материалом. Для наших предков дерево являлось главным строительным материалом. Так что не удивительно, что большая часть церквей были из дерева. Сразу же после принятия христианства на Руси, князь Владимир приказал построить Васильевскую церковь. Эта церковь – первый православный храм на Руси .
Васильевская, потому что при крещении князь принял новое имя – Василий. Изначально церковь воздвигли из дерева, на холме, где до этого стоял Перунский истукан, один из основных славянских языческих богов. Позже, на месте старой деревянной церкви, воздвигли каменный храм. Что примечательно, из дерева храмы строили только русские мастера-зодчие. Греки и иностранные зодчие не строили из дерева. В основном в качестве строительного материала брали те породы древесины, которые были характерны для данной местности. В письменах того времени говорится, что с помощью строительных материалов, храмы из дерева возводились очень быстро и практически не имея под рукой сложных проектов. В своем большинстве деревянные храмы были однокупольные.
Князь Владимир задумал возвести храм на особом месте
Летописец Нестор писал о том, что князь Владимир
Нестор Киевский
древнерусский летописец, агиограф конца XI — начала XII веков
В древних преданиях сказано, что возведение будущего каменного храма князем Владимиром было задумано на особом месте. Когда-то там жили и приняли мученическую смерть от язычников христиане Иоанн и его сын Федор.
Еще, будучи язычником, князь Владимир пожелал принести Перуну человеческую жертву. Чтобы выбрать человека для этой жертвы, бросили жребий, и он указал на Федора.
Но когда обратились к Иоанну с требованием, чтобы тот отдал своего сына, Иоанн не только не отдал Федора, но и произнес проповедь об истинном Боге, где резко обличил язычников. Тогда разъяренная толпа бросилась на него и разрушила дом Иоанна, под обломками которого погибли отец и сын.
Позже в храме были захоронены кости братьев Владимира — Ярополка и Олега, павших в сражение за княжеский трон. Кроме того, их кости были крещены. В Десятинной церкви была похоронена и первая христианская правительница Руси, святая равноапостольная княгиня — Ольга.
Ольга, княгиня Киевская. Была похоронена в Десятинной церкви
В наши дни у нас нет возможности достоверно знать, какой вид имела первая каменная церковь на Руси, возведенная древнегреческими мастерами, но достоверно известен тот факт, что строительства такого храма, как «Десятинна церква в Киеве» в те времена не было на всей территории Древнерусского государства.
Она величаво выделялась своими размерами и имела важное религиозное значение. Храм впечатлял высотой в 35 метров, и внутреннее его помещение было 32х42 метра
Спустя только 40 лет превзойти по значимости и великолепию Десятинную церковь смогла разве что София Киевская, построенная Ярославом Мудрым.
Вид десятинной церкви. Реконструированное изображение
Город Владимир с княжескими дворцами и Десятинной церковью
12 (25) мая 996 года первый каменный храм был освящен в честь Пресвятой Богородицы и получил название — «храм Успения Пресвятой Богородицы». Этот день считается «днем ангела» церкви.
Церковь состояла из трех престолов. Первый престол предназначался самой Богородице, второй — Святителю Николаю, третий — св. Клименту. Так же собор Святой Богородицы хранил икону Святителя Николая, привезенную из Корсуня князем Владимиром.
Самой значимой святыней храма стала чудотворная икона Богородицы. Этот чудотворный образ был доставлен из Корсуни вместе с приданым супругой князя Владимира — Анной.
Существует несколько версий, что происходило с иконой Богородицы в дальнейшем, но она покинула древний Киев и в 1382 оказалась в Польше под названием «Чудотворный образ Ченстоховской Божьей Матери».
Икона «Ченстоховская Божья Матерь». Самая значимая икона Десятинного храма
В Соборе Святой Богородицы наряду с другими святынями, хранились святые мощи св. мч. Климента и ученика его Фивы.
По истечении времени церковь Богородицы стала местом семейного захоронения древнерусских князей. В ней нашли свое место упокоения: князь Владимир и его жена Анна.
В 1044 великим князем Ярославом Мудрым были перенесены тела братьев князя Владимира — Олега и Ярополка Святославовичей. Там были захоронены киевские князья Изяслав Ярославич, Ростислав Мстиславич и первый митрополит Киева Михаил.
Реконструкции
Церковь, построенная митрополитом Петром Могилою
Второй храм (1630-е—1828)
По инициативе митрополита Петра Могилы в 1630-х годах над юго-западным углом древнего храма была построена небольшая церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в память об утраченной святыне, в которой была выставлена одна из древнейших икон с образом св. Николая, по преданию, привезённая Владимиром из Корсуня.
Третий храм (1842—1928)
Десятинная церковь в XIX веке
В 1824 году митрополит Евгений (Болховитинов) поручил расчистить фундамент Десятинной церкви. Киевским археологом-любителем К. А. Лохвицким, а затем петербургским архитектором Н. Е. Ефимовым был впервые открыт план фундаментов, найдены остатки мраморов, мозаик, фресок. 2 августа 1828 года освятили начало строительства новой церкви, которое доверили другому петербургскому архитектору Василию Стасову. Храм был построен в русско-византийском стиле и не повторял первоначальной архитектуры древней Десятинной церкви. В ходе строительства была полностью разобрана церковь митрополита Петра Могилы XVII в., а также около половины сохранившихся к тому моменту фундаментов храма X века. Строительство храма обошлось в 100 тысяч золотых рублей. Иконостас составили из копий икон иконостаса Казанского собора в Петербурге, созданных художником Боровиковским. 15 июля 1842 года новую Десятинную церковь Успения Богородицы освятили митрополит Киевский Филарет, архиепископ Житомирский Никанор и епископ Смоленский Иосиф.
В 1908—1911 гг. фундаменты оригинальной Десятинной церкви (там где они не были повреждены стасовским зданием), были раскопаны и исследованы. Остатки фундамента были изучены лишь в 1938—1939 годах после окончательного сноса новой церкви.
При советской власти, в 1928 году, вторая Десятинная церковь, как и множество других памятников культуры и искусства, была снесена, а в 1936 году её остатки окончательно разобрали на кирпичи.
26 ноября 1996 года Национальный банк Украины ввёл в оборот две юбилейные монеты «Десятинная церковь» (из серебра и из медно-никелевого сплава), посвящённые тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве.
Планы строительства нового храма
Серебряная монета, посвящённая тысячелетию возведения Десятинной церкви в Киеве
В 2006 году на музейной территории около Десятинной церкви был установлен храм-скиния, в законности которого высказывались сомнения. В 2007 году на месте временного храма-скинии был установлен деревянный храм, который 25 июля того же года освятил предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир (Сабодан). 9 июля 2009 на заседании Священного Синода УПЦ МП было принято решение об открытии в Киеве Рождества Пресвятой Богородицы Десятинного мужского монастыря и назначении его наместником архимандрита Гедеона (Харона). В январе 2010 года начальник Главного управления градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды Киева Сергей Целовальник сообщил, что на руинах Десятинной церкви построят платформу, на которой будет новая церковь, принадлежащая Украинской православной церкви Московского патриархата. Позже, однако, им было заявлено об отказе от строительства новых объектов на фундаментах в связи с подписанными Украиной конвенциями. При этом конкурсная комиссия по определению дальнейшей судьбы остатков фундамента Десятинной церкви огласила победителями конкурса два проекта, один из которых предусматривает восстановление храма, а другой — сохранение фундаментов как археологического памятника с постройкой часовни неподалёку. Инициатива УПЦ МП не нашла полной поддержки общества и подвергалась критике в связи с тем, что информации о внешнем виде храма не сохранилось и аутентичная реконструкция невозможна.
24 июня 2011 года Международная комиссия ЮНЕСКО, а также ИКОМОС выступили против планов строительства храма на фундаменте Десятинной церкви.
С 2011 года фундамент Десятинной церкви открыт для просмотра всеми желающими.
Технология строительства
Принято считать, что храм раньше имел впечатляющие размеры. При этом он выступал в роли композиционного центра всего города.
Сооружение возведено по византийской технологии. Главный её принцип заключается в перекрытии свободного пространства здания сводами.
Определённые нюансы, например, применяемые материалы, кирпичная кладка фундамента наталкивают на мысль, что для строительства привлекались самые умелые византийские мастера. Также на некоторых кирпичах нанесены кириллические буквы, что может свидетельствовать об участии в возведении южных славян. Историки считают болгар наиболее вероятными кандидатами.
Строительство Десятинной церкви в Киеве
Возведение Десятинной церкви началось вскоре после принятия Русью христианства. Выбор места для религиозного сооружения объясняется не только близостью к княжескому дворцу, но и особым значением территории: в 978 году здесь были убиты Феодор Варяг и его сын Иоанн, которых впоследствии стали считать первыми русскими мучениками за веру. Некоторые исследователи полагают, что именно их бесстрашная стойкость в противостоянии язычникам подтолкнула князя Владимира Святославовича к религиозной реформе.
Строительство храма началось при Владимире I. По одним данным за возведение церкви принялись в 989 году, по другим — в 990 или 991 году. Работы заняли 6 лет.
Церемония закладки краеугольного камня, ознаменовавшая начало стройки, носила торжественный характер. Присутствовали не только церковные иерархи во главе с епископом Леонтием, но и бояре и простые жители Киева. В их присутствии князь Владимир заявил, что церковь будет построена на десятую часть от доходов земель, которыми он правил. Таким образом за храмом, изначально посвященным Богородице, закрепилось определение «Десятинного».
Храм стоял на главной торговой площади, его украшали не только иконы и церковная утварь, но и дорогостоящие сосуды из Херсонеса. Торжественный вид зданию придавала отделка белым мрамором, а западный вход украшали бронзовые статуи лошадей. Первым настоятелем Десятинной церкви стал духовник князя Владимира Анастас Корсунянин. Впоследствии в храме создали княжескую усыпальницу. Некоторое время в ней хранились мощи Владимира, а также его братьев Ярополка и Олега.
В XII веке церковь частично разрушилась из-за землетрясения и пережила 2 разграбления во время междоусобных войн. В 1240 году ее окончательно разрушили войска татаро-монголов. Руины лежали нетронутыми 4 столетия, пока в XVI веке фрагменты мрамора не разобрали для строительства костелов.
Возрождение храма началось при первых Романовых. Инициатором стал митрополит Петр Могила. В 1635 году под его руководством состоялись первые раскопки, были обнаружены и перезахоронены в Софийском соборе мощи князя Владимира. Примерно в то же время у юго-западного угла фундамента возвели небольшой храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он простоял до 1828 года, когда его решили разобрать в связи с восстановлением основной Десятинной церкви.
Информационный стенд рядом с остатками церковного фундамента, Мария Чахнашвили
Созданию третьего храма предшествовали масштабные раскопки, стартовавшие за 4 года до стройки. В процессе был полностью открыт план фундаментов, найдены остатки фресок и мозаик, созданных в X–XI веках. Строительство новой Десятинной церкви шло 14 лет, руководил им петербургский архитектор, академик Императорской Академии художеств Василий Стасов. Он не воссоздавал облик первого храма, а опирался на новый проект здания в русско-византийском стиле.
Освященная в 1842 году Десятинная церковь простояла меньше столетия: ее разрушили при Советской власти и к 1936 году окончательно разобрали. Тем не менее, в последующие годы тут неоднократно проводились археологические раскопки. В «нулевых» не раз поднимался вопрос о возрождении Десятинной церкви, но в итоге идею отвергли, так как полных сведений о первом облике сооружения не осталось. Кроме того в 2011 году ЮНЕСКО выступило против возведения нового храма на исторически ценном фундаменте. Его остатки открыли для просмотра всеми желающими.
Новгородскопсковская архитектура
От софийского собора до поганкиных палат
Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).
Храмы Новгорода не поражают огромными размерами.
Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.
Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека.
На них можно полюбоваться и сейчас.
Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.
Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными.
Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.
Первый храм (996—1240)
История
Руины Десятинной церкви на рисунке 1826 года (иногда описывается как копия работы А. ван Вестерфельда, что ставится под сомнение историками) Начало строительства Десятинной церкви относят к 989 году, о чём в летописи сообщалось:
В иных летописных списках годом заложения церкви называют также 990 и 991 годы. Строилась русскими и греческими зодчими 6 лет в качестве кафедрального собора неподалёку от княжеского терема — каменного северо-восточного дворцового здания, раскопанная часть которого находится на расстоянии 60 метров от фундаментов Десятинной церкви. Неподалёку археологами найдены остатки здания, считающегося домом церковного причта, построенным одновременно с церковью (так называемый терем Ольги). Церковь освящалась дважды: по завершении строительства и в 1039 году при Ярославе Мудром.
Фундамент церкви во время раскопок в 2008 году
Князь Владимир Святославич, правивший в то время, выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов — десятину, откуда и пошло её название. На время своего строительства она была наибольшим киевским храмом. В летописях сообщалось, что Десятинную церковь украшали иконы, кресты и драгоценные сосуды из Корсуня. В украшении интерьера обильно использовался мрамор, за что современники также называли храм «мраморным». Перед западным входом Ефимовым были обнаружены остатки двух пилонов, предположительно служивших постаментами для бронзовых коней, привезенных из Херсонеса. Первым настоятелем церкви был один из «корсунских попов» Владимира — Анастас Корсунянин, которому, согласно летописи, в 996 году князь Владимир поручил сбор церковной десятины.
Некоторые ученые считают, что церковь имела посвящение празднику Успения Пресвятой Богородицы. В ней хранились мощи священномученика Климента, папы Римского, утопленного в Корсуни. В Десятинной церкви находилась княжеская усыпальница, где похоронили христианскую супругу Владимира — византийскую царевну Анну, умершую в 1011 году, а затем и самого Владимира, умершего в 1015 году. Также сюда перенесли из Вышгорода останки княгини Ольги. В 1044 году Ярослав Мудрый похоронил в Десятинной церкви посмертно «крещённых» братьев Владимира — Ярополка и Олега Древлянского. Во время нашествия монголов княжеские мощи были спрятаны. По преданию, Пётр Могила их отыскал, но в XVIII веке останки вновь исчезли.
В первой трети XII века церковь перенесла неупомянутый в летописи значительный ремонт. В это время был полностью перестроен юго-западный угол храма, перед западным фасадом появился мощный пилон, подпирающий стену. Эти меры, вероятнее всего, представляли собой восстановление храма после частичного обрушения вследствие землетрясения.
В 1169 году церковь разграбили войска князя Мстислава Андреевича, сына Андрея Боголюбского, в 1203 году — войска Рюрика Ростиславича. В 1240 году орды хана Батыя, взяв Киев, разрушили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под тяжестью забравшихся на своды местных жителей, пытавшихся спастись от монголов, однако Ю. С. Асеевым высказывалось предположение, что здание рухнуло после применения осаждающими стенобитных орудий.
Второе освящение
Причины повторного освящения, проведённого митрополитом Феопемптом в 1039 году, доподлинно неизвестны. В XIX веке высказывались предположения, что после пожара в Киеве в 1017 году церковь претерпела значительную перестройку. Некоторые современные историки оспаривают их, считая это недостаточной причиной. М. Ф. Мурьянов полагал, что основанием второго освящения мог послужить еретический или языческий акт, но более достоверной причиной в настоящее время считают установление празднования ежегодного обновления храма, характерного для византийской традиции и включавшего обряд освящения (эта версия была предложена А. Е. Мусиным). Существует и иное мнение, что повторное освящение могло быть вызвано несоблюдением византийских канонов во время первого освящения.
Устройство древнерусского храма
Долгое время на Руси дерево служило основным строительным материалом.
Все было бы хорошо, только постоянно приходилось опасаться пожаров. Помните историю о княгине Ольге, которая послала непокорным древлянам голубей? К лапке каждого из них была привязана зажженная пакля. От поселения несчастных вмиг не осталось и следа!
С распространением христианства возникла потребность в каменном строительстве.
Правда, коснулось это в основном храмового зодчества. Повсеместно возводились крестово-купольные храмы, конструкция которых была навеяна опытом византийских зодчих. В этом можно убедиться, заглянув внутрь храма.
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. XIV в. Новгород
Над церковным зданием сооружали главный купол.
Рядом с ним могли соседствовать от четырех до двенадцати меньших куполов. Количество их не было случайным: все зависело от того, кому или чему посвящена церковь.
Если храм венчал один купол, то он означал единство Бога.
Три купола символизировали Пресвятую Троицу. Встречаются храмы с четырьмя, пятью, девятью главами. А 13-главый храм напоминает об Иисусе и 12 апостолах.
Как число, так и форма куполов имеют символическое значение.
Форма луковицы означала символ пламени свечи, заставляющий прихожан вспомнить слова Христа: «Вы — свет миру». Распространенной была шлемовидная форма, напоминающая о воинстве, о духовном сражении, которую ведет церковь с силами зла и тьмы
Центральную главу храма поддерживал барабан со световыми окнами, который опирался на четыре главных столба, находящихся внутри храма.
Таким образом, прямоугольное в плане здание церкви как бы расчленялось крестом, перекрестье которого приходилось точно на центр храма — подкупольное пространство между четырьмя главными столбами.
Все это было заимствовано из византийской архитектуры.
Главный и прочие столбы делили храм на нефы — галереи, идущие от входа к алтарю, межрядовые пространства. Нефов, как правило, было три или пять. С восточной стороны в храме располагался алтарь, где происходила наиболее важная часть христианского богослужения. Там, где находился алтарь, церковная стена выдавалась полукруглыми выступами — апсидами.
Спасский собор Андроникова монастыря
Вход в церковь был в западной части храма.
Над ним русские зодчие строили хоры — верхнюю открытую галерею, балкон, где пребывали во время богослужения именитые гости: князь, его семья и приближенные.
Древнерусские храмы привлекают своим каменным убранством. Популярными элементами декора были закомары и кокошники.
Закомарами называли полукруглое или килевидное завершение наружного участка стены, похожее своими очертаниями на прилегающий к ней внутренний свод. А ложная закомара, которая не повторяла внутренней формы свода, называлась кокошником
Возведение нового современного храма
Мраморная церковь является огромным и довольно функциональным сооружением. Во время строительства использовались дорогие стройматериалы, например, гранит, кварцит и редкие породы дерева. Вяжущим материалом была цемянка — так называется раствор тщательно разведённой извести и толчёной керамики.
С помощью него можно было возводить довольно крупные и надёжные строения.
В 1996 году выпустили 2 коллекционных монеты с изображением собора. Одну из них сделали из чистого серебра, а другую — из сплава меди и никеля. Снизу находится надпись «Духовные ценности Украины». Фотографии этих монет есть в школьных учебниках по истории Украины.
Разрушение храма Пресвятой Богородицы вполне можно назвать настоящей трагедией для огромного количества верующих, историков и просто любителей величественной архитектуры. Благодаря кооперации людей в 2006 году на месте руин возвели храм-скинию. Но сооружение было незаконным, поэтому возникло множество споров и скандалов.
В конечном итоге в 2007 году приняли решение разрушить новую церковь, а на её месте построили маленький храм из дерева. В этом же году здание освятил Блаженнейший митрополит Владимир.
В 2009 году во внутреннем дворе нового храма создали мужской монастырь. Уже в следующем году хотели построить ещё один собор, который был бы максимально похож на Десятинную церковь князя Владимира. Макет и проект уже разрабатывались, но местные чиновники так и не одобрили идею.
Довольно трудно переоценить важность создания подобного сооружения во времена князя Владимира. Строительство этой церкви изменило архитектурные традиции Руси, а также поспособствовало усилению христианской веры в государстве
Десятинная церковь – утерянная украинская святыня
Десятинная церковь – это один из самых древних храмов, возведенных на территории современного Киева сразу после крещения Руси. Возвел его князь Владимир. Храм строился всего 5 лет, с 991 по 996 год. К сожалению, судьба у него была довольно трагическая, уже в 1240 году он перестал существовать. Некоторые остатки церкви сохранились до наших дней и сегодня находятся в усадьбе Исторического музея.
В период, когда христианство на Руси только зарождалось, строительство церкви имело очень большое значение. Она была возведена по образцу Константинопольского храма при дворе императора. Десятинная церковь строилась специально приглашенными из Византии мастерами из совершенно новых отделочных материалов. Место для ее возведения выбрано не случайно. Там раньше жили два христианских мученика, убитых язычниками. Для искупления такого греха князь Владимир и принял решение возвести храм.
Десятинная церковь так называется, потому что князь выделил на строительство храмов десятую часть своего имущества, а она была главной сокровищницей. Известно, что ее структура и размеры были очень впечатляющие, лучше этой церкви была только София Киевская. Многие письменные источники тех времен называют Десятинную церковь мраморной, видимо, потому, что в ней было много колонн, фресок и мозаик из мрамора. По декоративному оформлению она была одной из лучших.
Десятинная церковь в Киеве изначально охраняла покой князя Владимира и его жены Анны, а также княгини Ольги. Чуть позже были перенесены останки Олега и Ярополка – братьев Владимира, а затем Изяслава Ярославовича и Ростислава Мстиславовича. Простоял храм недолго, в 1240 году на Киевскую Русь напал хан Батый со своим начисленным войском. Все киевляне пытались укрыться в церкви, но она не выдержала такой нагрузки, стены обвалились, похоронив под собой всех людей.
Десятинная церковь (а точнее ее руины) простояла вплоть до XIX века. Предпринималось несколько попыток ее изучения. Археологи отмечали, что стены храма испещрены надписями на грецком языке. Во время раскопок обнаружили и саркофаги с останками князей, а также золотыми украшениями, которые были на них.
Десятинную церковь неоднократно пытались возродить. Сначала это произошло в 1636 году, тогда был построен небольшой храм; а в 30-х годах XIX столетия построили новую десятинную церковь, но по архитектуре она совсем не напоминала свою предшественницу. Многие киевляне считали ее позором и оскорблением великого храма князя Владимира. Поэтому никто сильно не расстроился, когда в 1936 году церковь полностью разрушили, разобрав по кирпичику.
В 2005 году правительством был подписан указ о восстановлении такого архитектурного памятника и украинской святыни, как Десятинная церковь. Киев – великий город с десятками красивейших храмов, но, все же, подняв из руин эту церковь, он станет еще красивее и интереснее. Но судьба храма пока не известна, поскольку строительство до сих пор не начиналось. Ведутся ожесточенные споры на счет того, какой должна быть Десятинная церковь – восстанавливать ее первоначальный вид или строить совершенно новое строение. Придут ли стороны к компромиссу, и будет ли возведена святыня, покажет только время.
Итоги
С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских. Помимо каменных, возводились в неисчислимых количествах деревянные храмы. Которые являли собой верх совершенства в деревянном зодчестве. Дерево всегда было, пожалуй, самым главным материалом для строительства в Киевской Руси. И в этом мы можем убедиться на примере деревянных храмов. Потому что во все времена, и сейчас тоже, русский народ испытывал интерес к деревянному зодчеству.
Читайте какие столицы были в Древней Руси