Оглавление
Детство и юность
Евгений родился 17 сентября 1986 года в Москве. Отец, отучившись в молодости в мореходном училище, в 90-е ушел в бизнес. Он открыл собственный спортивный магазин. Мама всю жизнь занималась домом и детьми: в семье, помимо Жени, подрастал его младший брат.
В школьные годы парень впервые попробовал себя на сцене, исполнив небольшую роль в ученической постановке по произведению Марка Твена «Том Сойер». Положительные отзывы одноклассников и учителей подтолкнули Женю к выбору дальнейшего пути.
Актёр Евгений Антропов
После школы Антропов отправился поступать в театральный институт, но провалился на экзаменах. Уже спустя год ему повезло: к себе на режиссерский курс его зачислил Леонид Хейфец, преподаватель ГИТИСа.
Первоначально творческую биографию Евгений связывал прежде всего с экспериментальной режиссурой, но вскоре переключился на актерскую профессию. После вуза он не стал работать в стационарном театре, а предпочел разовые проекты в современных театральных коллективах — «Центре драматургии и режиссуры» и в Театре.doc.
Жизнь и работа
Алексей родился в семье чиновника, работавшего в Оружейной палате и Канцелярии от строений. С 1732 года Алексей работал в Канцелярии у своего родственника Андрея Матвеева . После 1739 года он был членом «малярной бригады» канцелярии Ивана Вишнякова . В составе коллектива Алексей участвовал в росписи Летнего дворца , Зимнего дворца , Аничкова дворца и других построек Санкт-Петербурга . Он также изучал портрет искусство от придворного художника Луи Каравака из Франции . В 1749 году Алексей получил звание Ученика живописца, а в конце 1750-х гг. — звание Мастера живописи.
В 1752-1755 годах работал над интерьером Андреевской церкви в Киеве . Он руководил установкой иконостаса, росписи куполов и стен. Самая известная из его фресок в церкви — Тайная вечеря в алтаре.
Писать портреты начал еще до киевского периода. Самые ранние известные его портреты — это портреты Елизаветы Российской . Он не встречался со своей моделью, а основывал картины на работах своего учителя Луи Каравака.
Неизвестная дама, 1760-е гг.
С 1755 по 1757 год работал в Москве над росписью Головкина дворца. Здесь он встретил князя Ивана Шувалова, который всю оставшуюся жизнь поддерживал творчество Антропова.
С 1757 по 1759 Антропов вернулся в Санкт-Петербург и получил дальнейшее обучение от придворного художника Пьетро Ротари из Италии . Историки считают его портрет А.М. Измайловой своего рода дипломной работой. 1760-е годы были, вероятно, наиболее продуктивным периодом творчества художника. Он написал много хороших портретов, среди которых « Портрет атамана Краснощекова» , « Портрет Румянцевой» . Иван Шувалов планировал переехать в Москву, чтобы Антропов мог преподавать искусство в Московском университете . По какой — то причине этот план был отменен , и вместо того, чтобы Антропов получил работу в Синоде в Русской Православной Церкви , там он руководил иконописи, украшенных церквей, рисовал портреты церковных иерархов и студентов курируемых искусства. Среди его учеников был Дмитрий Левицкий , который фактически жил в доме своего учителя.
В 1762 году новым императором стал Петр III из России . Антропов вскоре стал его любимым художником. За шесть месяцев правления Петра III Антропов написал не менее четырех своих портретов. После дворцового восстания новая императрица Екатерина II гораздо ниже оценила таланты Антропова. В то время художники отдавали предпочтение мягким сочетаниям красок и некоторым лестным для парадных портретов. Антропов предпочитал традиционные иконы и портреты парсуны, основанные на резком контрасте красок с темным фоном.
В 1789 году Антропов принес личную жертву, передав свой единственный дом Управлению народного просвещения для организации в нем Вольной школы. В 1795 году Андропов умер от лихорадки и был похоронен на Лазаревском кладбище в Александро — Невской лавре , в Санкт — Петербурге.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Савинов А. Н. Алексей Петрович Антропов // Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. — М., 1952
- Сахарова И. М. Алексей Петрович Антропов. 1716—1795 / И. М. Сахарова. — М.: Искусство, 1974
- Чайковская О.Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. – М.: Книга, 1990
- Михайлова К.В. О некоторых портретах А.П. Антропова // Сообщения Государственного Русского музея. Вып. 5. – Л., 1957
- Молева Н., Белютин Э. Живописных дел мастера. Канцелярия от строений и русская живопись первой половины ХVIII века. – М., 1965
- Лебедев Г. В. Русская живопись первой половины ХVIII века. – М., 1938
- Коваленская Н.Н. А.П. Антропов // История русского искусства / Под ред. И.Э. Грабаря. Т. 5. – М.: Академия наук СССР, 1960
- Ильина Т.В. Русское искусство XVIII века. – М.: «Высшая школа», 1999
- Евангулова О.С. Кареев А.А. Портретная живопись в России второй половины XVIII в. – М.: Из-во Московского университета, 1994
- Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. – СПб., 1998
- Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. – М.: Изд-во «Красная площадь», 1998
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, ,
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Алексей Антропов: жизнь и творчество художника
4 (80%) 2 голос(ов)
Из биографии художника
П.С.Дрождин. Портрет А.П. Антропова с сыном перед портретом жены Елены ВасильевныЕго отец, Петр Яковлевич Антропов, отслужил 12 лет солдатом лейб-гвардии Семеновского полка, участвовал во многих военных походах Петра I, в том числе и в Полтавской битве. Вернувшись к мирной жизни, работал при Санкт-Петербургском оружейном дворе, а позже – в Канцелярии от строений, куда поступили и четыре его сына. Старший Степан пошел по стопам отца, Иван стал часовым мастером, а Алексей и младший Николай обучались искусству живописи. Все Антроповы отличались трудолюбием и добросовестностью.
Учителями живописи А. Антропова были французский художник Л. Каравакк, живший в России, а затем русские художники А. Матвеев, М. Захаров и И. Вишняков. В 1739 г. Алексей Антропов был зачислен в штат Канцелярии.
Занимался Антропов и педагогической деятельностью, в его доме постоянно проживали воспитанники, двое из которых стали известными представителями русского искусства – Д.Г. Левицкий и П.С. Дрождин. Из фактов личной жизни художника известно, что у него была жена, Елена Васильевна, и поздний единственный сын Василий, но его судьба неизвестна. В 1789 г. Антропов организовал частное училище, в котором преподавал и которому завещал все свое имущество.
Антропов скончался в Петербурге в 1795 г. и был похоронен в Александро-Невской лавре. Надгробная плита на его могиле сохранилась до наших дней. На ней надпись: «В надежде воскресения погребен на месте сем раб Божий коллежский асессор и живописи художник Алексей Петрович Антропов. Родился 1716 г. марта 14 дня. Скончался 1795 года июня 12 дня. Жития его было 79 лет 2 месяца и 28 дней».
Личная жизнь
Личная жизнь Евгения сложилась на съемках фильма «Кремень». Его избранницей стала коллега Анастасия Безбородова. Сегодня пара воспитывает двух детей. В 2013 году у супругов родился первенец Петр, первые фото которого Евгений увидел на съемочной площадке фильма «Грешник».
В 2016 году жена подарила актеру второго сына Павла. Анастасия редко снимается в кино и уделяет больше времени Московскому Новому драматическому театру, где служит с 2009 года. Семейные фотографии и новости из жизни супругов появляются в «Инстаграме» на страничке жены актера.
Евгений Антропов с женой Анастасией Безбородовой и сыном
Артист молодо выглядит, при росте 175 см его вес не превышает 72 кг. Евгений в интервью отмечает, что нередко в магазинах приходится демонстрировать паспорт: некоторые продавцы видят в нем несовершеннолетнего юношу.
У Антропова есть интересное хобби — он пишет стихи. Поэзией Евгений увлекся в старших классах, причем первоначально начал сочинять на английском языке и только потом перешел на русский. Сейчас артист периодически выступает на поэтических вечерах со своими произведениями.
Художник Антропов картины
Апостол Андрей
Апостол
Господь Бог Сафаоф. Образ в куполе
Тайная вечеря. Заалтарный образ
В Москве Алексей Петрович знакомится с Шуваловым Иваном Ивановичем. Как известно, Шувалов И.И. был государственным деятелем, меценатом, оказывал значительное содействие и покровительство русской науке и искусству. Именно он был основателем Московского университета в 1755 г., при котором был создан факультет искусства. Шувалов приглашает Алексея Петровича преподавать. Но в Москве у Антропова не было постоянной работы, и он возвращается в Петербург, где в 1761 г. получает место главного художника Святейшего Синода. В соответствии со своей должностью Антропов наблюдает за работами петербургских иконописцев, пишет портреты представителей русского духовенства, а также работает с группой учеников.
Портрет метрополита Гавриила (Петрова) Новгородского и Сакнт-Петербургского
Портрет Платона II (Левшина), митрополита Московского
Портрет Феодосия Янковского, архиепископа Санкт-Петербургского и настоятеля Александро-Невской лавры
Антропов Алексей Петрович известен не только как искусный иконописец, но и знаменит своими портретами, особенно женскими. Отличительной чертой Антропова является его стремление не уходить от жизненной правды, его наблюдательность позволяет ему достоверно передавать характеры. В портретах знатных вельмож много деталей, но нет ничего лишнего.
Портрет Анны Ивановны Колычевой
Портрет Великого Князя Павла Петровича в детстве
Портрет Великой Княгини Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II Великой
Портрет Главнокомандующего графа Уильяма В.Фермора
Портрет графа Ивана Симоновича Гендрикова
Портрет графа Михаила Дмитриевича Бутурлина
Портрет графини Агриппины Леонтьевны Апраксиной
Портрет графини Елизаветы Воронцовой
Портрет графини Елизаветы Францевны Бутурлиной
Портрет графини Марии Андреевны Румянцевой
Портрет графини Татьяны Алексеевны Трубецкой
Портрет графины Анны Воронцовой
Портрет детей австрийской Императрицы Марии-Терезы
Портрет Дмитрия Ивановича Бутурлина
Портрет Екатерины II Великой
Портрет Императора Петра I Великого
Портрет Императора Петра I Великого
Портрет Императора Петра III
Портрет Императрицы Екатерины II Великой
Портрет Императрицы Екатерины II Великой
Портрет Императрицы Екатерины II Великой
Портрет Императрицы Елизаветы Петровны
Портрет неизвестной женщины
Портрет правительницы Софьи Алексеевны
Портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой
Портрет Федора Дубянского
БИОГРАФИЯ ХУДОЖНИКА
Алексей Антропов родился 14 марта 1716 г. в Санкт-Петербурге, в семье чиновника — отец художника служил в Канцелярии от строений.
С 1732 г. Алексей также учился в Канцелярии от строений в Петербурге у своего родственника А. М. Матвеева, с 1739 г. работал там же в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова.
В 1742 г. Антропов участвует, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Дж. Валериани работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.
В 1752 г. он получает самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Растрелли.
Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» — запрестольный алтарный образ. Алексей Антропов имел собственную художественную студию, в которой, в частности, работал И. Л. Колокольников.
Из Киева художник отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь он знакомится с меценатом И. И. Шуваловым, куратором созданного в 1755 г. Московского университета. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера». Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы, и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному, иконописному и финифтяному мастерству».
В доме Антропова поселились ученики из Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий. Антропов скончался 12 июня 1795 г. в Петербурге. Похоронен на некрополе Александро-Невской лавры.
Произведения
- Портрет А. М. Измайловой (1759, ГТГ)
- Портрет М. А. Румянцевой (1764, ГРМ)
- Портрет Екатерины II (1766, Областная картинная галерея, Тверь)
- Портрет архиепископа Сильвестра Кулябки (1760, ГРМ)
- Портрет Петра III (1762, ГРМ)
- Портрет атамана Ф. И. Краснощёкова (1761, ГРМ)
- Портрет А. В. Бутурлиной (1763, ГТГ)
- Портрет А. М. Голицына из экспозиции Музея искусств Узбекистана
- Портрет Ф. Я. Дубянского (1761, Эрмитаж)
- Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой (1761, ГТГ)
- Портрет В. В. Фермора (1765, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств Санкт-Петербург)
- Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (1750. Государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Саратов)
↑ Портреты Антропова
Вершиной творчества художника становятся его портреты. Среди них известны портреты членов императорской семьи. Например, портрет Петра Великого, написанный в реалистической манере. Перед зрителями предстоит лицо уже немолодого человека с усталыми глазами.
Или портрет императрицы Екатерины Великой, написанный в 1766 году. Екатерина стоит, облаченная в прекрасное платье с вышитым на нем гербом Российской империи, в руках у царицы скипетр и держава, а на голове великолепная корона. Екатерина внимательно и чуть насмешливо смотрит на зрителей, она умна и полна энергии властвовать.
Не менее известен портрет графини М.А. Румянцевой (1764). Перед зрителем предстает уже немолодая женщина, которая по слухам когда-то пленяла самого Петра Великого. Румянцева полновата, широколица, но ее глаза светятся умом и добротой.
Другой портрет — А.М. Измайловой (1759). Перед нами предстает совсем другая светская дама. Она тоже уже немолода, однако смотрит на зрителей с гордостью и пониманием того высокого положения, которое занимает в обществе.
Таким образом, мы рассмотрели творческий путь художника Антропова кратко. Однако в этом кратком изложении отражается и биография Антропова, и его основные достижения.
Алексей Антропов биография
Антропов Алексей Петрович (25.03.1716-23.06.1795) родился в Санкт-Петербурге. Его отец был чиновником в Канцелярии от строений. Алексей Петрович с раннего возраста начал увлекаться изобразительным искусством и уже с 15 лет учился живописи. В 1732 г. Антропов был принят в качестве ученика в Канцелярию от строений, где учился у Матвеева Андрея Матвеевича. С 1739 г. Антропов начал свою профессиональную деятельность под руководством Вишнякова Ивана Яковлевича в Канцелярии от строений в Петербурге: он принимает участие в росписи плафона и создании икон для Зимнего дворца, создает картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; под руководством Валериани создает декорации для Оперного дома, выполняет различные работы в Аничковом дворце, Петергофе, Летнем дворце и Царском Селе. К сожалению большинство из этих работ не сохранилось.
В 1752 г. Алексей Петрович отправился в Киев, где ему предстояло работать в храме Андрея Первозванного (храм был построен по проекту Бартоломео Франческо Растрелли русским архитектором Мичуриным Иваном Федоровичем). За четыре года (1752-1756 гг.) он безо всякой посторонней помощи выполняет образа для иконостаса, расписывает купол и стены. После завершения этой работы Антропов в течение месяца выполнял роспись плафонов в московском Головинском дворце на Яузе. Эти труды принесли ему репутацию искусного мастера в живописи.
История создания шедевра
В Киеве в 1752 г. был возведен собор Андрея Первозванного по замыслу знаменитого архитектора Растрелли. Для украшения стен и потолка в величественном храме привлекается Алексей Петрович Антропов – портретист, писавший картины в направлении барокко. С 1752 по 1754 годы Алексей Петрович Антропов занимается росписью алтаря и создает необыкновенное произведение искусства – Тайная вечеря заалтарный образ — выполненное в жанре религиозной живописи. Художник отобразил в своем произведении исторический библейский сюжет – последнюю трапезу Иисуса Христа, именуемую в христианском мире Тайной вечерей, после которой Иисус будет предан Иудой.
Театр и фильмы
Евгений Антропов участвовал в таких постановках ЦДР Алексея Казанцева и Михаила Рощина, как «Пуля» Натальи Мошиной, «Ночь Феникса» по мотивам рассказов Татьяны Толстой и Юрия Буйды, «Внеклассное чтение» по Толстой. В 2014 году в Театре.doc состоялась премьера спектакля Алексея Куличкова и Сергея Шевченко «9 месяцев/40 недель», в котором речь шла о периоде ожидания матерью ребенка.
Евгений Антропов в фильме «Кремень»
Карьеру в кино Евгений Антропов начал в 2007 году с фильма Алексея Мизгирева «Кремень», где сыграл главную роль недавно демобилизовавшегося парня Антона, который ради лучшей жизни решается на переезд в Москву из родного города.
С самого начала кинокарьеры Евгений Антропов поставил себе высокую планку. В 2008 году артист появился в драме «Жизнь взаймы», где сыграл главного героя Дениса Комарова, детдомовского выпускника, который знакомится с избалованным отпрыском семьи Адамовых. Вместе с Антроповым в фильме снялись Наталья Андрейченко, Александр Клюквин и Леонид Бичевин. Премьера киноленты состоялась в 2009 году на канале «Россия».
В этом же году выходят фильмы «Антикиллер Д.К.: любовь без памяти», в котором актер перевоплощается в персонажа Шамана, и «Колян», где Евгений играет главную роль. В киноленте Натальи Ивановой «Снегирь» Антропов вновь перевоплощается в персонажа со сложной судьбой: подростка, потерявшего мать во время родов, который решается на воспитание собственного малолетнего брата.
Евгений Антропов в роли Михаила Заварзина
После ряда ролей второго плана в проектах «Закон и порядок. Отдел оперативных расследований – 4», «Раскрутка», «Три женщины Достоевского» Евгений получает главную роль в военной драме Александра Аравина «Команда восемь» 2011 года выпуска.
В 2011 году фильмография актера пополняется еще тремя разножанровыми картинами: лирической комедией «Огуречная любовь», криминальной мелодрамой «Пандора», историческим детективом «Черные волки». В остросюжетной драме Алексея Мизгирева «Конвой» Евгению Антропову досталась роль дезертира Тимохи, а в сериале «Дурная кровь» с Марией Козаковой и Павлом Прилучным в главных ролях актер перевоплотился в персонажа Леху.
В 2013 году актер воплотил роли бойца спецгруппы в сериале «Привет от Катюши», журналиста в фильме «Прощание», сержанта ДПС в киноленте «Свиридовы», лейтенанта в драме «Умник». В 2014-м на экраны выходит фильм Дмитрия Константинова «Грешник», в котором Евгений сыграл главного героя — 20-летнего Влада. Вместе с ним в съемках приняли участие Андрей Смоляков, Любовь Аксенова, Дмитрий Куличков, Дарья Урсуляк.
Евгений Антропов на театральной сцене
В детективном сериале «Прощай, любимая…» актер представил юриста Егора Тропарева. В драме «Чудотворец», посвященной событиям перестроечного периода, Евгению посчастливилось поработать на одной площадке с Филиппом Янковским, Федором Бондарчуком, Оксаной Фандерой, Михаилом Горским, Галиной Польских. В комедии «Норвег» 2015 года выпуска с Евгением Мироновым и Ксенией Раппопорт в главных ролях Евгению Антропову досталась эпизодическая роль.
В 2016 году на канале СТС стартовала трансляция комедийного сериала «Беглые родственники» с Дмитрием Ендальцевым, Анной Андрусенко, Сергеем Жигуновым, Жанной Эппле, Анатолием Журавлевым, Агриппиной Стекловой в главных ролях. В истории про сложные семейные отношения Евгений Антропов исполнил роль полицейского, который ищет строительного афериста, отца одного из семейств.
В криминальной драме немецкого режиссера Кристиана Альварта «Безбашенный Ник» с Тилем Швайгером в главной роли Евгений вновь появляется в образе полицейского. В российском многосерийном детективе «Погоня за шедевром» актер также примеряет форму стража порядка.
Евгений Антропов в роли милиционера Тараса Зайцева
Летом 2018 года состоялась премьера сериала «Гурзуф», в котором речь пошла о расследуемом преступлении в небольшом городке начала 60-х годов. Убийство простого школьного учителя скрывает за собой целую цепочку преступлений, которые совершаются бандой в других городах. Евгений Антропов перевоплощается в этом фильме в милиционера Тараса Зайцева, помощника главного следователя Родиона Стоцкого в исполнении Петра Федорова.
Образы, изображенные на произведении искусства
Произведение искусства Тайная вечеря написана по истории из Библии. На росписи, изображенной живописцем Алексеем Петровичем Антроповым в храме, нарисованы следующие образы, составляющие участников тайной вечери:
- фигура Иисуса Христа в центре за столом;
- 12 апостолов, сидящих слева и справа от Иисуса.
На тайную вечерю собрались ученики Всевышнего, чтобы отпраздновать иудейскую Пасху. Посреди комнаты изображен круглый стол, покрытый белой скатертью. На столе стоит блюдо, чаша и зажженная свеча. Апостолы — участники тайной вечери, внимательно смотрят на Христа, говорящего с ними. Из Библии известно, что сидеть подле Иисуса должны апостолы Петр, Иуда и Иоанн. Вероятно, справа от Христа расположился Иуда, предавший впоследствии учителя за 30 сребреников.
«Портрет Петра I»
Кратко описание картины
Иконография портретов великого русского императора Петра Первого обширна и разнообразна. Анализируя целый ряд портретных изображений русского самодержца, исследователи творчества мастеров этого времени утверждают, что прижизненные изображения Петра, как правило, исполнялись известными иностранными художниками — Ж. М. Натье, Л. Каравакком и др. Русским мастерам, работавшим с известных оригиналов, принадлежал целый ряд повторений, нередко интересных и качественных по исполнению. Сегодня этот живописный материал по большей части относится к разряду безымянных полотен, но и среди них можно встретить знакомые имена.
В коллекции Таганрогского художественного музея хранится портрет первого императора, написанный известным русским художником II половины ХVIII века А. П. Антроповым. Это произведение, являющееся копией с известного оригинала Л. Каравакка, относится к типу исторических портретов. Без оговорок таганрогское полотно можно отнести к наиболее значительным произведениям художника в ряду выполненных им копийных исторических портретов. Оно ярко выделяется новым, психологическим решением образа Петра Великого, а также реалистически правдиво передает сходство с живым историческим лицом.
Алексей Петрович Антропов (25 марта 1716, Санкт-Петербург — 23 июня 1795, Санкт-Петербург) написал портрет Петра I в 1772 году. Ему было девять лет, когда умер Петр I, портретов которого Антропову предстояло написать немало.
Во времена ученичества Антропова в России еще не была учреждена Академия художеств. Все значительные мастера числились при Канцелярии от строений. Одним из учителей Алексея Петровича Антропова был Луи Каравакк. Получив приглашение в Россию, он сделал карьеру при дворе, умея искусно польстить и преуспев в парадном портрете. Луи Каравакк стал своего рода посредником между Антроповым и европейской живописью.
А.П. Антропов повторяет оригинал Л
Каравакка во всех деталях, прописывая их более тщательно, однако образ Петра I трактует иначе, уделяя основное внимание духовному состоянию изображенного. Можно утверждать, что по идейному содержанию антроповский «Портрет Петра I» значительно отличается от оригинала Л
Каравакка. Если у последнего Петр Великий — холодный и властный правитель с округлыми, хранящими строгость и гнев глазами, то Антропов мыслит его, прежде всего, мудрым царем. Антроповский Петр не властитель, хотя он и облачен в монаршие регалии, а как бы близкий человек: зрелого возраста, с жизненным опытом, покоряющий исходящей добротой, с которой глубоко в сознании окружающих обретаются подлинные ощущения уверенности и покоя.
Искуствовед Некрылова Л.П.
Х
Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу:
«Портрет Петра 1» АнтроповТакже бесплатно скачивайте «Портрет Петра I» на странице сайта!
Библиография
- Савинов А. Н. Алексей Петрович Антропов // Русское искусство: Очерки о жизни и творчестве художников XVIII века. — М., 1952.
- Сахарова И. М. Алексей Петрович Антропов. 1716—1795 / И. М. Сахарова. — М.: Искусство, 1974. — 240 с. — 25 000 экз. (в пер., суперобл.)
- Кедрова Т. И. Произведения Антропова в Загорском музее // Сообщения Загорск. гос. историко-худож. музея-заповедн. Загорск, 1960. Вып. 3.
- Михайлова К. В. О некоторых портретах Антропова // Сообщения ГРМ. Вып. 5. Л., 1987.
- Ильина Т. В., Станюкович-Денисова Е. Ю. Русское искусство XVIII века: учебник для бакалариата и магистратуры. + CD -диск. М., 2015.
Биография
Алексей Антропов родился 14 () марта 1716 года в Санкт-Петербурге, в семье чиновника — отец художника служил в Канцелярии от строений. С 1732 года Алексей также учился в Канцелярии от строений в Петербурге у своего родственника А. М. Матвеева, у Л. Каравака, М. А. Захарова, И. Я. Вишнякова, с 1739 года работал там же в «живописной команде» у И. Я. Вишнякова. Как и многие мастера «Живописной команды», Антропов отличался универсализмом.
В 1742 году Антропов участвует, в качестве художника, в коронационных торжествах императрицы Елизаветы в Москве. В Петербурге он пишет картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе; участвует в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца, под руководством Дж. Валериани работает в Летнем дворце, в Царском Селе, в Петергофе, Аничковом дворце. Под началом Валериани и Перезинотти Антропов создаёт декорации для Оперного дома.
В 1752 году он получает самостоятельный заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», только что построенного в Киеве архитектором Мичуриным по проекту Растрелли. Наиболее значительна из его росписей собора монументальная «Тайная вечеря» — запрестольный алтарный образ.
Алексей Антропов имел собственную художественную студию, в которой, в частности, работал М. Л. Колокольников.
В 1750-х годах Антропов берет уроки у Пьетро Ротари.
Из Киева художник отправился в Москву, где расписал два плафона для Головинского дворца на Яузе. Здесь он знакомится с меценатом И. И. Шуваловым, куратором созданного в 1755 году Московского университета. Шувалов приглашает художника преподавать на создаваемом факультете искусства, а до его основания — зачисляет в университет на должность «живописного мастера». Однако в Москве у Антропова нет постоянной работы, и он возвращается в Петербург и с помощью Шувалова получает место надзирателя за живописцами и иконописцами при Синоде, с обязательством взять учеников и «обучать их не скрыто искусному живописному, иконописному и финифтяному мастерству». В доме Антропова поселились ученики с Украины, одним из которых был Дмитрий Левицкий. Учеником Антропова также был русский художник П. С. Дрождин.
В 1760 году Антропов аттестован как «мастер». С 1761 года и до конца своих дней занимал должность надзирателя за иконописцами и живописцами в Святейшем Синоде. В 1762—1763 годах художник принимал участие в оформлении коронационных торжеств Екатерины II в Москве. В Петербурге у Антропова была частная школа.
В 1789 году Антропов передал свой дом Приказу Общественного призрения для устройства в нём народного училища.
В 1773 году, находясь при ведомстве Священного Синода, Антропов числился живописцем 12 класса.
Антропов скончался 12 () июня 1795 года в Санкт-Петербурге. Похоронен на некрополе Александро-Невской лавры. Сохранилась надгробная плита с надписью:
Об авторе
Русский портретист Алексей Петрович Антропов родился 25 марта 1716 г. в городе Санкт-Петербурге, в семье отставного солдата-гвардейца из Семеновского полка. В возрасте 16 лет Алексей поступил на службу в Канцелярию от строений, где одновременно обучался искусству рисования.
Сначала Алексей Петрович Антропов стал учеником, а затем его перевели на место подмастерья в группе живописцев.При коронации императрицы Екатерины в 1742 году художник занимается рисованием картин к торжественным мероприятиям. Далее Алексей Петрович Антропов создает массу произведений искусства для родного Санкт-Петербурга:
- рисует эскизы ворот у Аничкова моста;
- расписывает плафоны в Зимнем дворце;
- создает в Летнем Дворце различные произведения искусства;
- занимается написанием икон и других картин в Царском селе, а также в Петергофе и Аничковом дворце.
Заказ на роспись собора Андрея Первозванного в Киеве, где была создана знаменитая Тайная вечеря, живописец получил в 1752 году. Это изображение, расположенное за алтарем, является лучшим произведением автора. Тайная вечеря, созданная по мотивам истории из Библии, замечательно подошла к прекрасному убранству собора.
После написания в Андреевском соборе знаменитой Тайной вечери, живописец проследовал в Москву, где расписывал плафоны для Екатерининского дворца.Далее художник возвращается в Санкт-Петербург и поступает служить в Синод наблюдателем за работниками, создающими иконы. Вдобавок, он занимается обучением молодых художников мастерству живописи.Скончался Алексей Петрович Антропов 23.06.1795г. в Санкт-Петербурге от лихорадки, вызванной продолжительной болезнью.
Творчество
В составе команды Вишнякова он работал над монументально-декоративными росписями в Зимнем (1744-1745), Летнем (1748), Царскосельском (1749) и других дворцах. В 1750 г. писал декорации под руководством итальянских мастеров Д. Валериани и А. Перезинотти.Большинство из этих работ не сохранилось.В 1752 г. он получил заказ на «письмо икон в куполе и прочих местах нового храма Андрея Первозванного», построенного в Киеве архитектором И. Мичуриным по проекту Ф. Растрелли. Алексей Антропов расписал кафедру, купол, создал ряд икон иконостаса и образов в алтаре.
Иконостас храма Андрея Первозванного
А. Антропов. Апостол Андрей. Икона из иконостаса Андреевской церкви в КиевеХудожник писал также и портреты – сначала ещё в стиле парсун, а затем всё более современные.
А. Антропов. Портрет Елизаветы Петровны (1753-1755). Холст, масло. 82,2 х 67 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)После работы в Киеве авторитет Алексея Петровича Антропова как живописца значительно укрепился, и ему было поручена роспись плафонов в Головинском дворце (Москва), где часто гостила императрица.
С 1758 г. художник работает в Петербурге, где вновь поступает в распоряжение Канцелярии от строений. Почувствовав необходимость в продолжении образования, он берёт частные уроки, в этот период его больше всего интересует портретная живопись. Славу одного из лучших русских портретистов ему принес портрет статс-дамы Анастасии Михайловны Измайловой. За эту работу ему было повышено жалованье и присвоен чин подпоручика.
А. Антропов. Портрет А. М. Измайловой (1759). Холст, масло. 57,2 х 44,8 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)В течение последующих двух лет художник создал целую галерею замечательных портретов: архиепископа С. Кулябки, княгини Т.А. Трубецкой, духовника императрицы Ф.Я. Дубянского и др.
А. Антропов. Портрет княгини Татьяны Алексеевны Трубецкой (1761). Холст, масло. 54 х 42 см. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Портрет казачьего атамана Ф. И. Краснощёкова, героя Семилетней войны, создан Антроповым в характерном для украинских портретов XVIII в. стиле – художник был знаком со своеобразным искусством местных портретистов.
А. Антропов. Портрет казачьего атамана Ф. И. Краснощёкова (1761). Холст, масло. 61 х 48,5 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
С 1761 г. Антропов работает в Синоде надзирателем за живописцами и иконописцами. В его обязанности входило писать и поправлять иконы, исполнять портреты, рисовать чертежи внутреннего убранства церквей, а также обучать новых мастеров.
А. Антропов. Портрет великой княгини Екатерины Алексеевны (конец 1750-х гг.). Холст, масло. 56 х 49 см. Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. РадищеваК торжествам, посвященным вступлению на престол императрицы Екатерины II, в 1762 г. художник вместе с подмастерьем Д. Левицким подготовил 8 её портретов для триумфальных ворот в разных частях Москвы. Портрет государыни Антропов написал и для Троице-Сергиевой лавры. Впоследствии он не раз возвращался к образам царской семьи. В период с 1764 по 1766 г. Антропов написал множество копий с портретов Екатерины II и юного Павла, исполненных в основном иностранными авторами.
А. Антропов. «Портрет Екатерины II» (1766). Холст, масло. 241 х 176 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Особое место среди парадных портретов занимает портрет графа Виллима Виллимовича Фермора – видного государственного деятеля. Граф Ви́ллим Ви́ллимович Фермо́р (1702-1771) – русский государственный и военный деятель, генерал-аншеф, генерал-губернатор Смоленска. Во время Семилетней войны командовал русской армией при Цорндорфе, под его руководством русские войска впервые заняли Восточную Пруссию с Кенигсбергом.
А. Антропов. Портрет В.В. Фермора (1765)Вернувшись в Петербург, художник был утвержден в прежней должности в Синоде.
А. Антропов. Автопортрет (1784). Холст, масло. 61 х 47 см. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
- < Назад
- Вперёд >