Почему сталин в 1946 году поменял народных комиссаров на министров

Оглавление

Путаница с комиссарами и министрами

Как пишет историк В. И. Андриянов в своей книге «Косыгин», на мартовском пленуме ЦК ВКП (б) 1946 года И. В. Сталин заявил, что «комиссаров – чертова гибель», и население СССР зачастую не понимает, кто из них главнее. Иосиф Виссарионович полагал, что должность министра более понятная для простого народа, а институт народных комиссаров был необходим советскому государству на начальном этапе его становления.
Как отметил Сталин, закончившаяся победой СССР Вторая Мировая война продемонстрировала незыблемую мощь Советского Союза и «переходный период» для страны завершился, она уверенно заявила о себе на мирровой арене.

Организация и структура

Внутренней политической группой министерства была Коллегия. В состав Коллегии обычно входили министр, два первых заместителя министра, девять заместителей министра, начальник генерального секретариата и четырнадцать других членов. Всего в 1990 г. в Коллегию входило 27 человек. Каждый заместитель министра отвечал за свое ведомство. Остальные члены контролировали либо департамент, либо административный орган министерства. Коллегия в СССР во многом была такой же, как коллективное руководство. Коллегия координировала принятие решений по распределению конкретных задач на основе политики МЭР. Предполагалось, что этот орган рассмотрит новые директивы, предписанные министром, и отметит их успехи и неудачи. Михаила Горбачева «новое политическое мышление»был официально принят в Коллегии в 1988 году, например, путем постановки целей по улучшению дипломатических отношений и создания» достойных, человеческих, материальных и духовных условий жизни для всех наций «. Кроме того, Коллегия отметила, что улучшение международных усилий «по спасению мира» было лучшим «классовым понятием». социализм»Он считал, что, если бы социализм мог создать более мирный мир, социализм действительно осуществил бы»мировая революция.»

Главное здание Министерства иностранных дел, завершен в 1953 г.

В федеральный Министерство внешних сношений и его местные общесоюзные представительства будут регулярно собираться на федеральных Совет Министров и его отделения союзных республик для обсуждения политики, обязанностей и ответственности MER. Эта совместная встреча привела к большему участию союзных республик в реализации, разработке и координации внешней политики. Этот орган также обсуждал международные проблемы и решал такие проблемы на международной арене.

Поскольку коммунистические режимы из Восточная Европа рухнул в 1989 году, больше не существовало различия между восточноевропейскими и западноевропейскими департаментами. Для обслуживания советского дипломатического корпуса за рубежом существовал отдельный административный орган, известный как «посольские дела». В 1986 году Советское правительство создало новые департаменты MER для решения контроль над вооружениями и разоружение. MER также создал новые региональные отделения, такие как Департамент Тихого океана. Это было радикальное изменение, поскольку структура MER практически не изменилась с момента Российская империя. В советском учебнике организация и структура МЭР описываются следующим образом:

Усилия по реорганизации, которые произошли в 1986 и начале 1987 годов, привели к замене многих высокопоставленных дипломатов. Правительство также ввело новый принцип, гласящий: «Если посол проработал на одном и том же посту 4 или 5 лет, он теряет остроту восприятия. Оптимальный срок службы на одной и той же должности составляет три года в качестве максимум «.

Обязанности и ответственность

В процессе формирования государства Советского, в конце 1910 — х и начале 1920-х лет Наркомат финансов в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике был создан (РСФСР). Комиссариат не сильно отличается от императорской России «с Министерством финансов и его системы. Советское министерство финансов было сильно централизованной структурой, в отличие от его предшественника. Во время своего скромного начала основными задачами Наркомата финансов были: конфискация имущества , грабежи и реквизиция; печать и создание денег; и налогообложение .

Сразу после Октябрьской революции и во время Гражданской войны в России советское правительство насильственно конфисковало собственность для поддержки своего правительства. После инфляции 1920-х годов печатание денег практически прекратилось, а конфискация товаров стала затруднительной; после многих лет конфискации собственности просто не хватало для финансирования деятельности правительства. После гражданской войны конфискация собственности прекратилась, и было введено несколько государственных налогов . Задачи министерства были сформулированы в уставе 1971 года: «Министерство финансов СССР готовит проект Государственного бюджета СССР и несет ответственность за исполнение Государственного бюджета СССР как по доходам, так и по расходам ». Во время правления Михаила Горбачева министерство потеряло большую часть своей власти. Примером может служить то, что до 1990 года все внешнеторговые инвестиции должны были утверждаться Министерством финансов, но в 1990 году министерства финансов союзных республик одобряли иностранные инвестиции

Министерство имело жизненно важное значение, и в уставе 1971 года Советское правительство предоставило министерству широкие законодательные полномочия. Поскольку почти у всех организаций были какие-то финансовые аспекты, Министерство финансов установило стандарты и правила бухгалтерского учета

Он также имел право издавать правила для подробного применения налогового законодательства. Это также общая черта министерства финансов США , хотя советские правила отличаются высокой степенью централизации, в отличие от американских. Министерство финансов обычно осуществляло свои полномочия совместно с другими государственными органами. Устав 1971 года гласит, что Министерство финансов имело право участвовать с Государственным комитетом по ценам в ценообразовании в СССР, но оно также участвовало в установлении заработной платы и выполнении пятилетних планов с Госпланом. Комитет и Государственный банк СССР (Госбанк).

Министерство финансов начало процесс подготовки бюджета с подготовки инструкций, форм и графиков для предстоящего государственного бюджета и подготовило предварительный баланс доходов и расходов с использованием данных, оцененных Государственным комитетом по планированию (Госплан). Затем этот предварительный бюджет вместе с инструкциями был направлен во всесоюзные министерства и министерства финансов союзных республик. Затем союзные отделения Министерства финансов подготовили бюджетную смету, используя информацию, полученную от нижестоящих союзных министерств, и информацию, предоставленную им общесоюзным Министерством финансов. Государственный бюджет был разработан после того, как Союзное министерство заключило компромисс со своими республиканскими и местными отделениями, и каждой советской республике был предоставлен собственный государственный бюджет. В Экономических комитетах Верховного Совета проголосовали на государственный бюджете , который, если он получил достаточную поддержку, стал бы политиком.

Идеология и формирование политики

Идеология была ключевым элементом советской внешней политики. Советская дипломатия строилась на идеях Марксизм-ленинизм; Владимир Ленин понимал, что компромисс является важным элементом внешней дипломатии, и был сторонником мирное сосуществование с капиталистическими державами. Основная цель упора на сосуществование и компромисс заключалась в том, чтобы «предотвратить нападение империалистических государств на СССР, пока он восстанавливал российскую экономику после Гражданской войны, а позже — в период промышленного развития. Поэтому «определенные договоренности с империалистическими странами в интересах социализм»иногда удавалось достичь. Взаимосвязь между политикой и идеологией оставалась активной проблемой до распад Советского Союза. По словам неизвестного бывшего директора Московский государственный институт международных отношенийвсе успешные дипломатические действия советской стороны основывались на принципах марксизма-ленинизма и советской оценке других стран в определенных областях, таких как социальное развитие. В Управление планирования внешнеполитических мероприятий, орган MER, анализировал международные отношения и пытался предсказать будущие события, хотя фактически никогда не планировал политику MER. Советский министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе утверждал, что советская внешняя политика и подход «нового мышления», изложенный Горбачевым, стали краеугольным камнем поддержания стабильных дипломатических отношений во всем мире.

В советской истории есть много примеров соперничества между партией и государством. Во внешней политике государство было представлено MER, в то время как Международный отдел (ID) представлял партию. Подход ID к внешней политике был более идеологическим, чем подход MER, который проводил политику разрядка, буквально означающее ослабление натянутых отношений с Первый мир. Историк Ян Адамс объяснил конфликт следующим образом:

MER использовала гораздо больше своих человеческих и финансовых ресурсов для пропаганда целей и так называемых «активных мер», чем другие министерства иностранных дел, не входящие в Советский Союз. Это включало распространение взглядов, поддерживаемых Советским правительством, преследование, цензуру, глушение радиостанций, подделки и общую дезинформацию. Дезинформация стала важным компонентом повседневной советской внешней политики. Из-за этого на протяжении большей части своего существования советское МЭР имело гораздо больший бюджет, чем его коллеги из несоветских министерств, особенно если сравнивать МЭР с министерствами иностранных дел страны. Западный блок. Шеварднадзе утверждал, что Советское правительство использовал только оценку Министерства иностранных дел (так называемого до 1991 года) в 700 миллиардов рублей для поддержки «идеологической конфронтации» с Первым миром.

Наркоматы Советских Республик

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика

С небольшими изменениями и дополнениями тот же перечень народных комиссариатов РСФСР представлен и в статье 43 Конституции РСФСР 1918 г., принятой V Всероссийским съездом Советов.

Автономные республики

Статья 11 Конституции Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1918 года предусматривала возможность для «областей, отличающихся особым укладом жизни и национальным составом» создавать автономные области с образованием своих региональных Съездов Советов и своих исполнительных органов, то есть: Советы Народных Комиссаров. Так, в Киргизской Автономной Социалистической Советской Республике , образованной в 1926 году в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, в 1929 году была принята Конституция, которая гласит:

Украинская Советская Социалистическая Республика

Конституция Украинской ССР , принятый в 1919 году, в статье 14 установлено:

Однако список наркоматов в Конституции не предусмотрен.

Отношения с Советом Народных Комиссаров Советского Союза

С момента образования Советского Союза союзные республики делегировали часть своих суверенных полномочий новообразованному государству, только часть вопросов управления оставалась в их ведении. Договор о создании Советского Союза (статья 18) определяет перечень народных комиссариатов, лидеры которых были членами Совета Народных Комиссаров союзных республик:

  • Высший совет народного хозяйства ;
  • Народный комиссариат земледелия ;
  • Народный комиссариат продовольствия;
  • Народный комиссариат финансов;
  • Народный комиссариат труда ;
  • Народный комиссариат внутренних дел;
  • Народный комиссариат юстиции ;
  • Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции ;
  • Народный комиссариат просвещения ;
  • Народный комиссариат здравоохранения;
  • Народный комиссариат социального обеспечения;
  • Народный комиссариат по делам национальностей.

В Совет Народных Комиссаров Республики с правом совещательного голоса входили также представители тех Народных Комиссаров, руководство которыми стало входить в компетенцию Советского Союза:

  • Народный комиссариат иностранных дел;
  • Народный комиссариат по военным и морским делам;
  • Народный комиссариат внешней торговли ;
  • Народный комиссариат связи;
  • Народный комиссариат почт и телеграфов .

Система министерства

Министры были главными административными должностными лицами правительства. В то время как большинство министров управляли отраслями экономики, другие управляли государственными делами, такими как внешняя политика, оборона, юстиция и финансы. В отличие от парламентских систем, в которых министры являются членами парламента, советские министры не обязательно были членами Верховного Совета и не должны были избираться. Советские министры обычно поднимались внутри министерства; Однако, начав работу в одном министерстве, они могли быть назначены на аналогичную должность в другом. Таким образом, к тому времени, когда партия назначила должностное лицо на пост министра, этот человек был полностью знаком с делами министерства и был хорошо обучен тому, как избегать конфликта с партией. До конца 1980-х годов министры занимали долгие должности, обычно служили десятилетиями и часто умирали при исполнении служебных обязанностей.

Министерства и государственные комитеты не только управляли экономикой, правительством и обществом, но и могли принимать законы. Большинство министерств и государственных комитетов издали приказы и инструкции, обязательные только для их организаций. Однако некоторые министерства могут издавать приказы в рамках законодательно определенной области ответственности, которые являются обязательными для общества в целом. Эти приказы имели такую ​​же силу закона, как и постановления Верховного Совета. Например, Министерство финансов устанавливает правила для любой формы иностранной валюты.

Общесоюзные и союзно-республиканские министерства

В министерскую систему входили два типа министерств: всесоюзное и союзно-республиканское.

Общесоюзные министерства курировали конкретную деятельность по всей стране и контролировались всесоюзным партийным аппаратом и правительством в Москве. У республиканских правительств не было соответствующего министерства, хотя общесоюзные министерства имели филиалы в республиках.

У министерств союзных республик было центральное министерство в Москве, которое координировало работу соответствующих министерств в правительствах республики. Республиканские партийные организации также курировали работу министерств союзных республик в своей сфере.

Конституция определяет, к какой категории относятся определенные министерства. Министерство иностранных дел было министерством союзной республики, отражая конституционное право республик на иностранное представительство. Хотя в республиках были министерства иностранных дел, центральное министерство иностранных дел в Москве фактически вело всю дипломатию для Советского Союза.

Общесоюзные министерства были более централизованы, что позволяло лучше контролировать жизненно важные функции. Казалось, что министерства союзных республик имели ограниченную автономию в нежизнеспособных сферах. На практике центральное правительство доминировало в министерствах союзных республик, хотя теоретически каждый уровень правительства обладал равной властью в своих делах.

Министерства союзных республик давали ряд практических экономических преимуществ. Представители республик в министерствах союзных республик пытались обеспечить учет интересов республик при формировании политики. Кроме того, договоренность позволяла центральному министерству устанавливать руководящие принципы, которые республики затем могли адаптировать к своим местным условиям. Центральное министерство в Москве также могло передать некоторые обязанности республиканскому уровню.

Внутренние структуры как общесоюзных, так и республиканских министерств были сильно централизованы. Центральное министерство имело большие функциональные отделы и специализированные управления. Главные управления выполняли важнейшие специализированные функции в более крупных министерствах. Специализированные функции включали зарубежные контракты, планирование, финансы, строительство, персонал и кадровые услуги. Первый отдел любого министерства, укомплектованный персоналом Комитета государственной безопасности (Комитета государственной безопасности — КГБ), контролировал безопасность.

Государственные комитеты и госорганы также были разделены на общесоюзные и союзно-республиканские организации. Государственные комитеты курировали технические вопросы, которые касались многих аспектов правительства, таких как стандарты, изобретения и открытия, трудовые и социальные вопросы, спорт, цены и статистика. Другие агентства, такие как информационное агентство ТАСС и Академия наук, курировали дела, входящие в их компетенцию.

Реорганизация Наркоматов

6 июля 1923 года по решению ЦИК были созданы общесоюзные и объединенные Наркоматы СССР. Общесоюзные управляли отраслями, которыми занимался Союз ССР. Объединенные управляли отраслями, которыми совместно ведали союзные республики и Союз ССР. В Конституции 1924 года дополнительно были закреплены республиканские Наркоматы, занимающиеся делами исключительно своей республики.

С конца 20-х гг. началась структурная перестройка народного хозяйства. Поскольку на первый план вышла индустриализация, было ликвидировано ВСНХ. На его основе образовались промышленные Наркоматы. В 1939 году крупные промышленные ведомства были разбиты на более мелкие. Например, вместо Наркомата тяжелой промышленности появились Наркоматы черной и цветной металлургии, электростанций и электропромышленности, химической промышленности и т.п.

Великая Отечественная война внесла свои коррективы в формирование Наркоматов. В 40-х гг. появились ведомства танковой промышленности, государственной безопасности и т.д. В послевоенный период многие Наркоматы были упразднены или подверглись реорганизации. В марте 1946 года в Советском Союзе было 29 общесоюзных и 19 союзно-республиканских Наркоматов. 15 марта того же года их преобразовали в одноименные министерства.

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Организация

Позиции

Ведущий офис министерства был министром финансов (не названный «Комиссары» до 1946 года), то глава в служении . Аппараты первого заместителя министра финансов рассматривались как заместитель главы министерства.

Было несколько заместителей министра финансов , каждый из которых сосредоточил свои обязанности в одной конкретной области, например, финансовом регулировании советской автомобильной промышленности .

Отделы

В Министерстве финансов было два департамента, оба из которых были сильно централизованы, но иногда находились под прямым контролем местных комитетов партийного контроля КПСС . У двух департаментов был свой собственный бюджет . Начальник Управления ревизионного контроля рекомендован министром финансов и утвержден Советом Министров , начальник Управления ревизионного контроля союзных республик рекомендован министром финансов и Советом Министров республики.

Департамент ревизионного контроля Министерства финансов соблюдение финансовой дисциплины с помощью следующих средств: соблюдение законов, контроль финансовой дисциплины, осуществления контроля за исполнение государственного бюджета, контроль за деятельность финансовых органов, контролирующее государственное страхование рабочих, рассматривая деятельность Государственного банка , контроль за аудиторскими функциями внутреннего финансового контроля и контроль за деятельностью руководителя и его старших бухгалтеров.

Департамент ревизионного контроля министерств финансов союзных республик : Контролируемое выполнение государственного бюджета республики министерства финансов и их местных партнеров. Управление также контролировало предприятия и учреждения, непосредственно подчиненные Советскому правительству. Департамент бюджета был отдел , который принимал участие в разработке проекта бюджета на советских республик .

Примечания

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Министерства СССР» в других словарях:

Национально государственное устройство и численность населения СССР, союзных и автономных республик (на 1 января 1976) | Союзные и автономные | Террито | Населе | Автоно | Нацио… …

Развитие экономики и культуры, постоянная забота советского государства о благосостоянии и здоровье населения способствуют благоприятному течению демографических процессов в СССР, население которого выросло к 1976 по сравнению с 1913… … Большая советская энциклопедия

Бывшее крупнейшее государство мира по площади, второе по экономической и военной мощи и третье по численности населения. СССР был создан 30 декабря 1922, когда Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР) объединилась с… … Энциклопедия Кольера

Алексеевский Евгений Евгеньевич (р. 1906), министр мелиорации и водного хозяйства СССР с 1965,Герой Социалистического Труда (1976). Член КПСС с 1925. С 1923 на комсомольской, партийной, с 1931 на государственной работе в Таджикской ССР, с … Большая советская энциклопедия

Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики иностранцы… … Большая советская энциклопедия

Клубные учреждения и парки культуры и отдыха Клубные учреждения. В России первый клуб, т. н. Английский, был открыт в 1770 в Петербурге для высших слоев общества, впоследствии он стал популярен и в литературных кругах (членами… … Большая советская энциклопедия

Философия Будучи неотъемлемой составной частью мировой философии, философская мысль народов СССР прошла большой и сложный исторический путь. В духовной жизни первобытных и раннефеодальных обществ на землях предков современных… … Большая советская энциклопедия

Развитие культуры и просвещения народов СССР имеет многовековую историю. Ещё в 4 5 вв. в Грузии и Армении при церквах и монастырях появились первые школы. В Фасисе (близ современного г. Поти) в 4 в. существовала «Высшая риторическая… … Большая советская энциклопедия

Строительство крупная отрасль народного хозяйства. Его доля в валовом общественном продукте страны в 1975 составила 10,6%. В строительстве работает 10,6 млн. чел., или 14% общей численности рабочих и служащих, занятых в материальном… … Большая советская энциклопедия
Подробнее

Отказались от «старой революционной шинели»

Такую аналогию с Совнаркомом приводит другой отечественный историк и автор множества политических биографий Святослав Рыбас. Святослав Юрьевич развивает мысль В. И. Андриянов о том, что И. В. Сталин преобразовывая Совнарком в Совмин, в частности, преследовал цель создания государственного органа по образцу остальных мировых государств – в структуре управлению западных странах были именно министерства.
Как пишет Рыбас, в созданном 19 марта 1946 года Совете министров председательский пост занял сам Сталин, он же возглавил министерство обороны. Коллегиальность принятия решений при правлении И. В. Сталина не существовала – все ключевые вопросы в управлении страной Иосиф Виссарионович принимал единолично.