Московский спасо-андроников монастырь

Оглавление

Архитектурные и культурные достопримечательности

  • Церковь Михаила Архангела – построена под патронатом жены Петра I, Евдокии Лопухиной (в монастыре был семейный некрополь этого рода). На нижнем ярусе была размещена семейная усыпальница этого рода. Сегодня церковь является музейной экспозицией.
  • Часовня «Проща» возведена на том месте, где преподобный Сергий Радонежский простился со своим учеником Андроником, первым игуменом Спасо-Андроникова монастыря.
  • Соборный храм Спаса Нерукотворного – первое каменное монастырское творение, одноглавый храм с подчеркнуто строгим интерьером. В первой трети прошлого века здесь проводили раскопки, в ходе которых нашли мощи святых и древний престол храма. Фрагменты фресок, которыми в середине XV века расписал Спасский собор Андрей Рублев, сохранились до сегодняшнего дня.
  • Трапезная палата – памятник, сохранившийся с XVI века, являлся одним из первых подобных строений российских зодчих. Ее своды поддерживаются единственным столбом. В Трапезной палате размещены музейные выставки.
  • Музей древнерусского искусства – уникальный музей, в фондах которого хранятся более десяти тысяч древнерусских произведений искусства, включая иконы, рукописные книги, церковную утварь, колокола. Сюда свозили ценности из закрываемых монастырей. Именно так попала не одна гробница-саркофаг XVIII века на территорию Спасо-Андроникова монастыря. Наиболее древней из них является плита Прасковьи Клешниной, а лучше всего сохранился памятник Марии Головиной. Что касается некрополя самого Андроникова монастыря, отреставрировали только две плиты: Федору Волкову, основателю русского театра, а также меценату Ивану Медведникову.
  • В 1967 году на территории монастыря установили и памятник Андрею Рублеву, который позже заменили другой скульптурой, которая находится здесь и сегодня.

Начало

По легенде, именно в этой бухте митрополит киевский и всея Руси Алексий дал название будущему монастырю, который решил построить в честь спасения во время шторма. Застигнутый бурей уже по дороге домой после выполнения своей дипломатической миссии в Константинополе (Царьграде), митрополит беспокоился об иконе «Спас Нерукотворный», которую вез домой.

На самом деле версий несколько, но они разнятся только в деталях. В Константинополе Алексий был дважды, иконы привез, обет свой выполнил. На высоком берегу Яузы было найдено «место угодно»: «оно было окружено лесами и перелесками, среди коих катились светлые и полные воды Золотого Рожка и Яузы» («Историческое описание Московского Спасо-Андроникова монастыря»).

Там и возник новый монастырь. Дата основания — 1357 год. Монастырский белокаменный Собор во имя Спаса Нерукотворного считается одним из древнейших соборов Москвы (самая вероятная дата создания — 1410−1427 годы), точнее — наиболее древним из сохранившихся. Спасский собор монастыря — действующий.

Название свое монастырь получил от игумена Андроника — ученика преподобного Сергия Радонежского (память 13 июня). Место, где построили монастырь, оказалось исключительно важным: по дороге на Владимир, Муром, к Нижнему Новгороду, а также южнее — в Рязань. В то время — дорога к волжским владениям Золотой Орды («на пути в Орду, широко тогда пробитом»).

Монастырь был и «сторожевым» — на случай неприятельского набега. Там останавливались посольства, там же в 1380 году принимали возвращающееся с Куликовской битвы войско Дмитрия Донского. В монастыре похоронили умерших от ран воинов.

Священнослужители собора

В штате Спасо-Преображенского собора семеро священников, три протодиакона, два диакона и три чтеца.

Первый настоятель – протопоп Лука Иванов. С 11 августа 2014 года возглавляет Спасо-Преображенский собор протоиерей Николай Брындин.

«Большой труженик и понимающий человек», – отзываются о нем прихожане. «Каждому, кто сюда приходит, мы стараемся помочь найти Бога, подать утешение. Мы работаем над собой, чтобы люди видели не только стены, образец высокой духовной жизни, чтобы наш пример привлекал людей в это святое место», – говорит протоиерей Николай Брындин.

Интересно погрузиться в атмосферу прихода, живущего в центре Санкт-Петербурга, на перекрестке главных улиц, прошлого и настоящего, церковной вечности и актуальной современности.

Ежедневно экскурсоводы храма проводят в соборе бесплатные экскурсии для организованных групп туристов.

Историческая значимость общины

На протяжении нескольких веков со дня своего существования общину использовали для заточения царских персон женского пола. Архитектура церковного комплекса, которая сложилась в период 16-17 столетья в последствии не претерпела каких-нибудь значительных изменений. Обитель является исключительным по сохранности моделью московского барокко за … Читать далее

На территории всей России находится большое количество святых мест. Есть несколько из них и в столице. Наиболее часто посещаемым считают Покровский монастырь в Москве Святой Матроны. В основном это связывают с тем, что большое количество паломников приезжают туда, чтобы приложится к мощам этой Святой. Ведь с 1998 года они хранятся именно здесь.

История обители с XIX столетия

Спустя три десятилетия после кончины Платона стало очевидно: Вифанский комплекс продолжает развиваться и действовать, расширяться и утверждаться. С каждым годом здесь становилось всё больше паломников, желающих участия в православных богослужениях. При жизни основателя верующие почитали здешние святыни и изумлялись великолепной архитектуре, отныне они стремились отстоять панихиду в память о любимом архипастыре и испросить помощи у его раки.

  • В духовной семинарии, находящейся рядом с Вифанским монастырем, также возросло число иноков, желающих осознать Божье слово. Это религиозное заведение отличалось дешевизной проживания, удаленностью от городской суеты и высоким качеством образования.
  • Так как число семинаристов и паломников возросло, митрополит Филарет благословил братию на расширение Преображенского собора. В 1831 г. основной объем храма опоясали одноэтажными пристройками, что и позволило увеличить площадь.
  • В 1841 г. появилась необходимость расширения монашеского кладбища, поэтому северную границу монастырской территории отнесли на 25 метров. Через 20 лет у восточной стены патриарших покоев воздвигли Духовскую церковь. Пятиглавое строение имело высоту 43 м. и пять престолов, проект разработал архитектор А. Малышев. В 1876 г. были отстроены Святые врата с надвратной колокольней, сооружение стилистически напоминало архитектуру Духовской церкви и имело трехъярусную конструкцию. Новые постройки значительно превышали по высоте главный собор, это определило иной облик Вифанского комплекса.


Историческое фото монастыря в начале ХХ века

В первые годы XX столетия обитель оставалась знаковым местом для отечественных паломников, не уступая в авторитете Троицкой лавре и пещерам в Чернигове. Большое число людей свято верили в могущество чудотворных останков святителя Платона, они шли сюда за исцелением от телесных и душевных недугов. Покои преподобного основателя со временем превратились в мемориальных музей, каждый прихожанин мог удостовериться в скромности Платона и его и его художественном вкусе, просто взглянув на устройство его кельи.

Уникальная роспись

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря на своих стенах имеет изумительные картины, примеры работы знаменитых в то время художников. В 1689 году мастера г. Костромы приступили к росписи стен собора. Руководителем группы был Гурия Никитин, удостоенный звания «Живописец 1 статьи». Их руками украшены были и многие храмы Москвы, Ростова, Ярославля.

Картины на стенах в основном представляют эпизоды из жизни Христа, он здесь изображен и как человек, и как божий сын. Для художников костромской школы было характерно употребление ярких, теплых цветов, удивительная точность изображения деталей одежды, жестов, мимики. Помимо сцен деяний Иисуса Христа, в центре повествования находится и святой Евфимий, настоятель монастыря. Одной из особенностей творений мастеров Костромы было изображение представителей царской семьи, их образы размещены на столпах залы.

Спасо-Евфимиев монастырь — история, написанная не на бумаге, это наследие русской культуры, которое заставляет гордиться своим народом. Что и подтверждает всевозрастающий интерес к этой христианской святыне со стороны русских и зарубежных туристов.

Узница во времена советской власти

Тюрьму закрыли лишь в 1905 г., однако спустя 20 лет большевики возобновили ее работу, чтоб ссылать сюда неугодных уже советскому правительству людей, по иронии судьбы, среди них были и священники. В разные годы узниками здесь отбывали срок митрополит Петр и даже ведущие экономисты Н. Кондратьев и Л. Юровский.

Спасо-Евфимиев монастырь был для НКВД чем-то вроде фильтрационного места. Во время репрессий 30-х годов сюда попадали оппозиционеры, судьба многих из них неизвестна до сих пор. А в годы Великой Отечественной войны сюда привозили бывших советских военнопленных, дабы отсеивать возможных врагов народа. А в 1943 г. по указанию Сталина здесь создаётся лагерь для немецких пленных с хорошими условиями, допускаются журналисты и на весь мир печатаются снимки, как хорошо обращаются с врагами в СССР.

После войны крепость перепрофилировали в колонию для мальчиков-подростков, но те не раз устраивали бунты, и позже здесь стали отбывать наказания девочки. Тюрьма перестала существовать только в 1967 году.

Необычная ограда собора

Вокруг Спасо-Преображенского собора разбит сквер, окруженный изящной оградой. Ограда, изготовленная в 1833 году по проекту архитектора Стасова, – особенный памятник героизму русских солдат в русско-турецкой войне 1828-1829 годов.

В войне 10 тысяч русских солдат погибли в сражениях, 5 тысяч скончались от ран и 110 тысяч умерли от болезней во время маршей. В память об этом вокруг собора построили необычное ограждение.

Ограда выстроена из трофейных орудий, взятых со стен турецких крепостей: Исмаила и Варны, Тульчи и Исакчи, Слиместрии. На стволах пушек – гербы Османской империи с именами орудий: «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть». Пушки выделены в дар храму по указу Николая I.

Ограда состоит из 102 бронзовых орудийных стволов, установленных на 34 гранитных основания, по три на каждом. Стволы орудий стоят дульным срезом вниз в знак того, что никогда не будут участвовать в войне.

Средний ствол каждого основания украшает позолоченный двуглавый орел с короной. Группы орудийных стволов соединены массивными чугунными цепями.

Створки главных ворот собора украшают щиты с бронзовым изображением медалей за русско-турецкую войну. На одной стороне медали – лавровый венок с надписью: «За турецкую войну», а на другой – крест с поверженным полумесяцем и годами «1828-1829».

Вокруг собора стояли 14 орудий, принадлежащих Преображенскому полку.

После революции золоченые двуглавые орлы на ограде, медальоны и крест на центральных воротах соборной ограды демонтировали и уничтожили. В 2004 году восстановленные элементы вернули на прежние места.

Строительство

Считается, что именно тогдашний настоятель Лавры архиепископ Платон (мирское имя Петр Левшин) основал Спасо-Вифанский монастырь (Сергиев Посад). Фото, которые хранятся в городском музее, свидетельствуют о том, что на этом месте раньше был водораздел. Это был большой участок земли между речкой Торгашей и достаточно большим прудом, в котором разводили рыбу, используемую для нужд Лавры.

Место, выбранное для обители, называлось Корбуха. До того как здесь была построена железнодорожная насыпь, с территории, на которой был построен Спасо-Вифанский монастырь, просматривались купола Троицко-Сергиевской Лавры. Новую пустынь строили четыре года: с 1783-го по 1787-й. Она представляла собой вытянутый с востока на запад длинный прямоугольник. Обитель была так названа в честь Палестинской Вифании – места, в котором произошло чудесное воскрешение праведного Лазаря. Проектом застройки руководили именитые архитекторы В. Яковлев и Н. Одоевцев. Их пригласили из Москвы специально для строительства новой обители.

История комплекса

В XIV веке князь Борис, правитель Суздальско-Нижегородских земель, повелел возвести защитную крепость. Древнее сооружение было построено из дерева, но частые пожары и набеги врагов уничтожили его безвозвратно. Красные каменные стены, огораживающие сейчас мужской монастырь, были возведены лишь в XVII веке. Их высота и монументальность восхищают, затраты на строительство по тому времени были более чем баснословные. Средства на восстановление шли от богатых бояр и князей — считалось, что подобная щедрость помогает замолить грехи перед богом.

Игуменом нового, тогда еще деревянного монастыря стал Евфимий Суздальский. Позже он был канонизирован Русской православной церковью. А обитель получила новое имя — Спасо-Евфимиев монастырь.

Суздаль в то время часто подвергался нападениям, и защитные стены служили единственным форпостом города. Одно из самых трагичных столкновений произошло в XV веке — тогда князь Василий II проиграл битву с татарскими ханами и даже был уведен в плен.

В гордом одиночестве

Спасо-Андроников монастырь не первый объект, который государство может вернуть Церкви. И не последний. Недавно РПЦ вернули храмы в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Скажите, вы помните, чтобы новостные выпуски уделяли этому событию приоритетное место? Обсудили, договорились, нашли устраивающее всех решение.

Почему Спасо-Андроников монастырь в эпицентре внимания?

Еду в обитель: надо увидеть своими глазами, обойти своими ногами, оценить своими чувствами. От метро «Площадь Ильича» до обители 10 минут шагом. На территорию вход свободный.

Проходя арку Святых врат упираешься в дизайнерски оформленный сборник пожертвований. И указатели: налево пойдешь — в трапезную попадешь. Прямо пойдешь — в музей войдешь.

Налево я пойду, но сначала — духовная пища. Обхожу территорию. Я бы написал, что бродил в гордом одиночестве, но взял в обитель жену. И похоже, что этим резко улучшил показатели посещаемости музея. Людей мало.

Недавно на экране телевизора появился директор музея им. Рублева. Сказал, что за год музей посещает 50 тысяч человек. Считаем: это до 140 человек в день.

Зайти на территорию можно ежедневно с 9.00 до 21.00. Таким образом, за один час в обители бывают 11 человек. Конечно, расчет грубый, летом больше, зимой меньше… Но за получасовую прогулку по обители мы встретили не больше дюжины человек.

В Спасском храме я был вообще один, если не считать женщины, торгующей в храмовой лавке. Вообще-то побыть наедине с древними иконами в храме, где можно увидеть два фрагмента росписи работы Андрея Рублева, — это невероятные ощущения.

Из уцелевших храмов Москвы он самый древний. Время постройки: 1420-1425 годы. Для сравнения: Успенский собор Московского Кремля Аристотель Фиораванти возвел примерно на полвека позже — в 1475-1479 годах.

Да, во время служб прихожан, уверен, здесь много. Но храм живет не только службами.

По-моему, в таком месте должны быть просто толпы людей. Как можно стоять в одиночестве на том самом месте, где в 1380 году Дмитрий Донской молился перед Куликовской битвой? И здесь же он благодарил Бога за победу…

Музейные экспозиции работают так: в понедельник, вторник, четверг — с 14.00 до 21.00, в пятницу и воскресенье — с 11.00 до 18.00. Билет для граждан РФ и стран СНГ стоит 299 рублей, гости из дальнего зарубежья платят 400 рублей. Пенсионеры, студенты — 150 руб., дети до 16 лет — бесплатно. Фотосъемка — 150 руб., видеосъемка — 500 рублей.

Директор музея рассказал журналистам: выручка от билетов — около 10 млн рублей в год. До 100 млн дает государство. Журналисты спросили: то есть на кону 110 млн, из-за них сыр-бор?

Говорит: есть еще спонсорские поступления. Но деньги не главное. Не только для Церкви это место сакральное. Для всех.

Согласен. Но при этом самое точное определение для столь сакральной территории — обветшалость. Штукатурка осыпалась, обнажая старые кирпичи. Везде стройматериалы: здесь куча плит, там гора песка. Как бы намек: скоро будет ремонт.

Ремонт — это правильно. Но аккуратно сложить по периметру стройматериалы в голову не приходит? Сюда же люди идут восторгаться фресками и иконами.

Какая трагическая история связана с братом преподобного Димитрия?

У Димитрия Прилуцкого был родной брат. Ему досталось в наследство богатое отцовское имение, но неудачная торговля ввергла брата в огромные долги и нищету. Желая поправить дела, брат пришел в Спасо-Прилуцкий монастырь и попросил у Димитрия благословения на торговую поездку к языческим племенам — югре и печоре. Преподобный благословил непутевого родственника. Тот взял свои и чужие товары и отправился в путь со сборщиками великокняжеской дани.

Поездка оказалась на редкость удачной: прибыль была такая, что брат расплатился со всеми долгами. На следующий год, опять испрося благословения святого брата, торговец вновь отправился к язычникам и возвратился с еще большей прибылью.

Спасский собор, первый каменный храм в Вологде, был построен в 1537–1542 годах. Иван Грозный очень ждал окончания строительства и даже повелел освободить монастырь от всяких пошлин, пока возводился собор. Фото vk.com/spdmon

Страсть к наживе разгорелась в купце с такой силой, что на третий год он, уже не сомневаясь в успехе, привычно обратился к брату за благословением. Но преподобный остановил его: «Довольно, брат! Можешь прожить и с тем, что приобрел. Не ходи более — не погибнуть бы тебе от звероподобных людей».

Разумеется, удачливый торговец не послушался инока и отправился к югре без благословения. Домой он не вернулся. Сгинул ли в пути, был ли убит язычниками — неизвестно.

5

Тяжелое испытание

В августе 1825 года из-за неосторожности рабочих, ремонтирующих крышу, собор загорелся. Пожар полыхал 8 часов

Прихожане и священники мужественно вынесли из огня святыни, но собор спасти не смогли: от величественного здания остались только закопченные стены.

Император поручил восстановление храма архитектору Василию Стасову и пожаловал на строительство 50 тысяч из личных сбережений. Восстановили храм за 4 года. 5 августа 1829 года собор, построенный в стиле ампир, осветил митрополит Серафим. Присутствующий на церемонии государь подарил храму серебряный ковчег и украшенные драгоценными камнями ризы.

Архитектору за создание храма император подарил бриллиантовый перстень. Восстановленный Спасо-Преображенский собор в новом неизменном виде дошел до наших дней.

Как монастырь возрождается

Лишь в 1983 году усилиями неравнодушных людей — архитектора Александра Асафова и хранителя монастыря Александра Плигина — монастырский комплкс включили в проект «Наследие», а с 1991 года начались восстановительные работы. Восстановили колокольню, гостиницу, выстроили часовню во имя Всех вологодских святых.

В 2006 году было образовано архиерейское подворье «Спасо-Каменный монастырь» в составе Вологодской епархии. В 2009 году в Успенском храме отслужили первый молебен, а 17 августа 2010 года архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными.

P.S.

Паломнику

Актуальное расписание богослужений на официальном сайте

На территории монастыря находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

В древнейшем архитектурном памятнике Москвы, Спасском соборе (20-е годы XV века), в оконных проемах алтаря сохранились фрески Андрея Рублева, великого иконописца Древней Руси. В этом монастыре он был иноком и здесь же в 1430 г. был погребен.

Адрес:

105120, Москва, Андроньевская площадь, 10

(495) 678-14-67, 678-14-89

Режим работы:

Понедельник-вторник, пятница-воскресенье — с 11.00 до 18.00, касса — до 17.15. Четверг — с 14.00 до 21.00, касса — до 20.15. В среду и последнюю пятницу месяца

Главный храм

Весь огромный ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря содержит девять исторически значимых зданий. Главная церковь — Преображенский собор. Построен он на месте захоронения первого игумена, православного святого. Не раз он перестраивался, дополнялся новыми зданиями и окончательный свой вид обрел лишь в конце XVIII века. На стенах храма почти полностью сохранились фрески XVII в., изображающие деяния Христа и его апостолов. Именно под его стенами лежат останки Дмитрия Пожарского.

Спасо-Евфимиев монастырь раньше был огражден деревянными стенами, и въездными воротами служила арка Надвратной Благовщенской церкви. При постройке каменной крепости собор оказался на территории ансамбля. Имеет один купол, а над проездной частью располагается икона. Сегодня пропускную функцию выполняет массивная башня высотой более 20 м.

Мужественная величавость архитектуры

Внешне собор строг, торжественен и лаконичен. Расположенный рядом с Литейным проспектом, где раньше находились казармы преображенцев, храм построен в виде двадцатичетырехгранного креста.

Площадь Спасо-Преображенского собора 1180 квадратных метров при высоте 41,5 метров (высота 14-этажного здания). Вместимость храма 3 тысячи человек. Фасад зодчий украсил 12-метровым портиком из четырех классических колонн с фронтоном, здесь главный вход. Оформляют фасад лепные панно на библейские сюжеты и воинской атрибутикой на стенах. Цилиндрическая верхняя часть увенчана сводом. Ввысь на 8 метров устремился крест.

Главный купол венчает мощный световой барабан, вокруг которого возвышаются 4 главки-колокольни. На северо-западной главке – куранты, привезенные из Англии в 1854 году. На стене собора – икона с горящей лампадой, это икона Преображения Господня. В сквере рядом с храмом в 1886 году архитектором Слупским построена часовня, где хранится икона Тихвинской Богоматери – святыня Петербурга и всей России.

Спасо-Преображенский собор и время

С 1871 года при соборе действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню и детский приют, столовую и школу для солдатских детей, бесплатные квартиры. С 1912 года в нем действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (Яблочный спас) 6 августа по старому стилю у храма устраивался фруктовый базар.

После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским храмом, знамена и орудия, хранившиеся в соборе, передали в Артиллерийский музей. Революция для собора не прошла бесследно: исчезло много ценных икон. С 1950 года воинские знамена, штандарты, оружие и трофеи гвардейцев хранятся в Эрмитаже.

В годы ленинградской блокады богослужения не прекращались. Священнослужители организовали в подвалах бомбоубежище на 500 нар. Здесь спасали и лечили раненых, снабжали людей кипятком и свечами. Нуждающимся помогали дровами, деньгами, маслом для освещения.

В соборе с довоенных времен остался запас стройматериалов, и прихожанам делали из железных листов печки-буржуйки, выделяли фанеру и картон взамен выбитых стекол. В 1946-1948 годах провели реставрацию фасадов и интерьеров храма. Промыслом Божиим собор не закрывался и в советское время: это большая редкость.

III. О времени кончины иконописцев Даниила и Андрея, старцев андрониковских.

Софийский Временник, конченный 1534 годом. Кн. I. 443. Изд. 1820.

«По мале (после нашествия Эдигея) святый Игумен Никон совещевает совет благ с братьею, еже воздвигнути храм Святые Троицы, церковь каменну и монастырь отвсюду собрав и тако, всемогущему Богу произволению Его поспешествующу, церковь прекрасну воздвиже в похвалу своему отцу (святому Сергию), егоже молитвами непрестанно предваряюще в помощь присному чаду, и тако многими добротами украсив ту, но убо зря сию подписанием неукрашену, вельми болезноваше духом и тщашеся всяко и сим украсити ю, но убо от некоих братий возбраняем бе прилучившихся прискорбных скудости ради. Но преподобный побеждаем великим желанием и верою и в сем пребывая непреложен, еже узрети своими очима церковь свершену сбирает скоро живописцы, мужие изрядны вельми, всех превосходящи, в добродетели сврьшены, Даниил именем и Андрей спостник eгo и неких с ними (спешно бо сие творяше дело, яко нечто провиде духом вскоре духовных онех мужей и живописцев от жития сего и свое преставление, еже по миле и по совершении дела бысть); но убо Богу помогающу сконча ти дело преподобного, абие касаются ему усердно и велми различными подписании чудных у добревше ту, могуще зрящих удивити всех и доныне конечное се рукоделие. И память себе преподобнии оставльше, посем мало нечто пребывше, абие смиренный Андрей оставль сию жизнь ко Господу отыде прежде, также последи и спостьник его. Данило пречестивый, от Бога, добре поживши и в старости честне, благий конец прияша. Егда хотяше Данил телесного соуза разрешитися, абие видит возлюбленного ему прежде отшедшего Андрея в радости призывающа его. Данил же, видя Андрея, егоже желаше, вельми радости исполнився и братии предстоящим ему исповедаше пришествие спостника его, и тако в радости дух свой Господеви предаст».

Архитектура собора

Суздаль всегда был интересен людям, увлекающимся изучением русского зодчества. Над постройкой многочисленных храмов трудились талантливейшие мастера того времени. Некоторые до сих пор приезжают в это место не только для того, чтобы полюбоваться красивыми зданиями, но и чтоб научиться мастерству древних строителей.

Одним из таких неповторимых сооружений является Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря. Суздаль уже в XVI веке был богат на прекраснейшие образцы архитектурного искусства. Его центральный кремль — Собор Рождества Богородицы — ведет свою историю аж с 1222 г. и был заложен еще Юрием Долгоруким.

Когда более четырехсот лет назад первый Преображенский храм сгорел, за основу постройки взяли именно стиль старейшего Суздальского кремля. Но впоследствии, неоднократно перестраиваясь, собор все больше обретал аскетичный вид. Он представляет собой белокаменное монументальное сооружение. По периметру расположены окна, декорированные арками с колоннами, а вдоль стен — галерея XVIII века.

Рядом с алтарем на столбах выгравированы изображения представителей династии Романовых и русских князей. Много фресок внутри здания рассказывают историю первого игумена монастыря — святого Евфимия. В советское время каменные плиты, под которыми покоился Дмитрий Пожарский, были разобраны, и только в 2008 году федеральные власти профинансировали восстановление часовни над его могилой.

Историческая справка о Спасо-Прилуцком монастыре

Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде по праву можно назвать одним из крупнейших и древних в северной части России. Он представляет собой целый архитектурный ансамбль, который раскинулся на берегу реки Вологды. Сказать, что данный комплекс является памятником архитектуры — лишь отметить очевидное.

Точкой отсчета истории монастыря является далекий 1371 год, а основателем был святой Дмитрий Прилуцкий (поэтому название его звучит еще как Спасо-Прилуцкий Дмитриев монастырь), ученик Сергия Радонежского. Он построил первую деревянную церковь и две кельи для монахов. Данное строительство вызвало интерес князя московского Дмитрия Донского, и состоятельные лица Москвы того времени всячески помогали в обустройстве церкви. Таким образом, храм попал под покровительство московских князей.

Как и все древние сооружения, Спасо-Прилуцкий монастырь богат историей. В конце 15 века его использовали как место ссылки углицких княжичей, а в начале 17 века он был несколько раз подвержен нападениям и грабежам, частично были сожжены постройки и большая часть архива. Несмотря на это, к концу столетия, храм был восстановлен и начал отстраиваться в каменном исполнении. Была сооружена каменная стена, колокольня, вертикальная доминанта и разнообразные хозяйственные и жилые постройки. В 1811 году, во время пожара, сгорело все внутреннее оформление. В 1812 году, перед нападением французов на Москву, сюда были привезены драгоценности из различных монастырей, и хранились в Спасском соборе вплоть до ее освобождения.

При Советской власти Спасо-Прилуцкий монастырь был закрыт. Произошло это в 1924 году. Все ценности были переданы Вологодскому музею, а остальное имущество было роздано различным учреждениям. В 30-е годы в зданиях монастыря находилась тюрьма, в 50-70-е годы — военные склады. В те же годы начали реставрировать некоторые постройки, возвращая им изначальный облик. Лишь 24 февраля 1992 года Спасо-Прилуцкий монастырь полностью был возвращен Русской православной церкви.

вид на Спасский собор и колокольню с водяной башни

На этом я заканчиваю свой рассказ о нашем посещении Спасо-Прилуцкого монастыря в Вологде. Конечно, невозможно передать всю информацию словами и фотографиями, поэтому, если окажетесь в Вологде, непременно его посетите. У нас же на следующий день была запланирована поездка в Ферапонтов монастырь и Кирилло-Белозерский монастырь.

Вы можете посмотреть фотографии в большом размере.

Митрополит Платон и основание обители

Послужной список Платона

весьма широк и разнообразен. Он былректором Сергиевой семинарии, придворнымпроповедником Екатерины Второй и обучал Закону Божьему наследника Павла Первого. Состоял он вчленах Святейшего Синода и руководилСлавяно-латинской академией , изучал французских энциклопедистов и общался с представителями Англиканской церкви, боролся за утверждение единоверия в России. Именно Платонкороновал российских императоров — Павла Первого, а позже и Александра Первого.

Митрополит Платон

Одним из деяний Платона, которое осталось потомкам на века, было создание в 80-х гг. 18 столетия

Спасо-Вифанского скита. В месте, называемом Корбухой, находящимся примерно в четырех километрах от Сергиевой Лавры, в течение четырех лет создавалась новая пустынь. Она получила свое название в честьПалестинской Вифании – того самого места, где воскрес праведный Лазарь.

Спасо-Преображенский собор монастыря

Архитектурно монастырский комплекс был вытянут с запада на восток, а созданием монастырского ансамбля занимались известные московские зодчие Н.Одоевцев и В.Яковлев

Постепенно на монастырских землях появилось сооружение Спасо-Преображенского храма

и несколько братских корпусов, митрополичий дом с домовой Духовской церковью, кельи для гостей и монастырский некрополь. Были сооружены и хозяйственные строения с конюшнями и каретным сараем.

Ансамбль Спасо-Вифанской обители в начале 20 столетия

Весь архитектурный ансамбль был сгруппирован внутри каменной ограды, по центру которой находились Святые врата

. Надвратная Колокольня над Святыми вратами очень украшала новосозданный монастырский комплекс.

По окончании строительства в Спасо-Вифанскую обитель был перенесен деревянный гроб Сергия Радонежского из Троицкой Лавры.

Историческая справка

Город этот находится во Владимирской области, основан был еще в начале первого века нашей эры. В «Повести временных лет» упоминается в 1024 г., в XII столетии он был центром княжества. В темные Средние века Суздаль пережил и захваты литовцами, и разгром татарами, и губительные пожары, и даже смертельные болезни.

С 60-х годов 19 в. руководство страны ведет особую политику развития — с этого времени Суздаль становится в первую очередь городом-музеем. Упор на его туристическое будущее с новой силой стали делать уже в 2000 годах. Тогда эта историческая территория вошла в состав Золотого кольца России, повсеместно стали строиться гостиницы, организовываться туристические пути.

Одно из красивейших сооружений, славящееся своей уникальной росписью и мозаикой — Спасо-Евфимиев монастырь. Ежегодно его посещают тысячи туристов.

Некоторые факты

Как и все исторические места, Спасо-Евфимиев монастырь имеет свои тайны и предания. В разное время здесь побывали многие известные личности — в XIX веке сюда приезжал молодой Александр II, а позже и его внук Николай II с дочерьми.

Именно здесь похоронен один из спасителей русской земли от литовских захватчиков — Дмитрий Пожарский. Монастырь входил в вотчину его семьи, все они нашли покой в этих стенах.

Много историй связано с тюремным корпусом. В период Великой Отечественной войны здесь располагался образцово-показательный лагерь для военнопленных офицеров и высших руководителей Вермахта. Жил в нем и сам генерал-фельдмаршал Паулюс. Условия нахождения были просто курортными: уставших и оголодавших на войне людей отмыли и вылечили, для них проводились концерты, заключенные мастерили сувениры. Правда, все это не просто благотворительность, лагерь — одна из идей Иосифа Сталина.