Железнодорожные магистрали россии: список и названия

Оглавление

Основные виды транспорта РФ

В хозяйственной системе любой страны транспорт имеет очень важное значение: с его помощью осуществляется связь между отдельными отраслями хозяйства страны, внутриэкономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. На транспорте в России занято около 8,5% общего числа ЭАН, его доля в ВВП страны 10,5%

На транспорте в России занято около 8,5% общего числа ЭАН, его доля в ВВП страны 10,5%.

Все данные по транспорту за 2007 год.

Основные виды транспорта РФ — ж/д, морской, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный. Они образуют единую транспортную сеть страны.

Формирование транспортной сети определяется:

— развитием и размещением хозяйства;

— размещением городских поселений;

— направлением и мощностью основных транспортно-экономи-ческих связей;

— расположением крупных курортных и туристических объектов.

Густота основных транспортных линей на 1000 км2: железнодорожных — 8,9 км, внутренних судоходных — 49 км, автомобильных с твердым покрытием — 281 км, магистральных трубопроводов — 12,3 км.

Значение каждого вида транспорта определяется его долей в общем грузо- и пассажирообороте.

Железнодорожный транспорт: по общей протяженности железных дорог — 85,0 тыс. км РФ занимает 2 место в мире, после США, это примерно 7,6% железных дорог мира. 50,6% из них электрифицировано.

Наибольший уровень развития и густота линий этого вида транспорта характерны для европейской части, где они имеют радиальный характер с центром схождения в Москве.

Военного периода 1939 — 1945 годов

К началу боевых действий 1939 — 1945 года общая протяжённость железных дорог составляла более 105 тысяч километров, что имело немаловажное значение в обеспечении советских войск в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Не смотря на то, что в первые годы войны значительная часть территории была оккупирована, транспортные железнодорожные перевозки имели высокую интенсивность

При этом непосредственно в самих боевых действиях участвовали механизированные части железнодорожных войск, в составе которых были 53 бронепоезда, которые довольно эффективно вели боевые действия с войсками противника. Однако в связи с существующей разницей в ширине колеи советские бронепоезда действовали в основном на территории Советского Союза, обеспечивая патрулирование приграничных участков государственной границы.

[править] Ссылки

Основная статья: Ссылки по теме «Железнодорожный транспорт России»

Росжелдор

РЖД

Видео

РЖД-Партнёр

Sdelanounas

  • Раздел о железнодорожном транспорте на сайте sdelanounas.ru
  • Японцы выбирают Транссиб
  • ТВЕМА продолжает покорять железные дороги Германии

Коммерсантъ

  • Тема «Деятельность РЖД»
  • В России не будет высокоскоростных железных дорог
  • Ъ-Власть — Кому принадлежит Россия // Коммерсантъ
  • Ъ-Власть — Железнодорожный транспорт // Коммерсантъ
  • Ъ-Власть — Железнодорожный транспорт // Коммерсантъ
  • Ъ-Власть — Железнодорожный транспорт // Коммерсантъ
  • Магистраль Москва—Казань не набирает скорость // Коммерсантъ

ЖЖ

  • Якутско-Амурская магистраль. 2 мая 2015
  • Дракон столбит вкусную деляну у медведя. 8 мая 2015
  • Парадокс: на дворе кризис, но перевозки растут. 13 июля 2016
  • Статистика пригородных перевозок в России за 2005—2018 годы: Москва и регионы

Рунет

  • Железнодорожный транспорт
  • Раздел о железных дорогах на сайте Первого канала
  • Поезда на карте
  • Сайт компании «Скоростные магистрали»

    ВСМ в России

  • Россия потеряла статус лидера по протяженности железных дорог
  • Железные дороги Китая на пути к рыночной экономике (Продолжение)
  • Высокоскоростным железнодорожным магистралям в России быть
  • Высокоскоростное железнодорожное сообщение появится к 2018 году
  • В России будут развивать высокоскоростные железные дороги
  • Правительство дало шанс внебюджетным скоростям
  • Минтранс попросит 74 млрд рублей на аэропорты к ЧМ
  • Направление развития — высокоскоростные магистрали // Российское Экспертное обозрение, № 1 2007
  • «Белкомур»: когда благие намерения превратятся в дорогу
  • Цистерны любой ценой
  • Путин ставит на рельсы
  • Себестоимость железнодорожных перевозок: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Н. Г. Смехова, А. И. Купоров, Ю. Н. Кожевников и др.; Под ред. Н. Г. Смеховой и А. И. Купорова.— М.: Маршрут, 2003. — 494 с.
  • «БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности». 5 мая 2015
  • «БАМ — это не только железнодорожный проект». 18 мая 2015
  • БАМу повысят пропускную способность. 22 июня 2014
  • История экономики транспорта
  • Железнодорожный транспорт России: вызовы до 2025 года
  • Железнодорожный транспорт
  • Умные на дорогах. 16 июля 2015
  • Железная дорога

Прочее

  • Россия. ВТО. Транзит
  • Организация и управление движением на железнодорожном транспорте: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. А. Кудрявцев, В. И. Бадах, К. А. Белов и др.; под ред. В. А. Кудрявцева. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
  • Китайская высокоскоростная железная дорога придет в Россию. 8 мая 2015
  • История железнодорожного транспорта России
  • Список серий и моделей. Россия

Маршрутная сеть РЖД

Российские железные дороги имеют достаточно обширную маршрутную сеть, охватывающую практически все регионы страны. Она поделена на несколько секций (магистралей), и все региональные дороги являются филиалами компании ОАО «РЖД».

Региональные подразделения компании РЖД:

  • Восточно-Сибирская железная дорога
  • Горьковская железная дорога
  • Дальневосточная железная дорога
  • Забайкальская железная дорога
  • Западно-Сибирская железная дорога
  • Калининградская железная дорога
  • Красноярская железная дорога
  • Крымская железная дорога
  • Куйбышевская железная дорога
  • Московская железная дорога
  • Октябрьская железная дорога
  • Приволжская железная дорога
  • Свердловская железная дорога
  • Северная железная дорога
  • Северо-Кавказская железная дорога
  • Юго-Восточная железная дорога
  • Южно-Уральская железная дорога

Магистраль Санкт-Петербург — Москва

В 30-40 годах XIX века потребовал неотложного решения вопрос о соединении надежной дорогой Петербурга с центральными районами России. 1 февраля 1842 года Николай I подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва. Летом 1843 года начались строительные работы. Дорога строилась по инженерно обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. По настоянию П.П.Мельникова ширина колеи была установлена равной 5 футам или 1524 мм. Она стала стандартной для всех железных дорог России.

Архивные фотографии

Русские инженеры уже в первые годы развития железных дорог выбрали широкоподошвенный рельс. На линии Петербург – Москва были уложены такие рельсы, изготовленные на Людиновском заводе. Впоследствии этот профиль рельса распространился по всем железным дорогам мира. Первые рельсы изготавливались в основном из чугуна. Однако было установлено, что стальные рельсы изнашиваются меньше и равномернее, чем чугунные. Последние очень скоро перестали использоваться на железных дорогах. Профиль рельса за последние 140 лет изменился мало, зато его масса увеличилась с 20-24 до 75-77 кг/м. Следует отметить, что уже при строительстве дороги Санкт-Петербург – Москва шпалы пропитывали под давлением. На большинстве первых железных дорог укладывали непропитанные шпалы, древесина которых выходила из строя через 8-12 лет.

Стандарты сервиса РЖД/ФПК

В последние годы компания РЖД/ФПК постоянно обновляет подвижной состав, улучшает комфортность своих вагонов и внедряет современные технологии обслуживания пассажиров.

Сегодня уже практически все вагоны ФПК оборудованы биотуалетами, системой кондиционирования и климат-контроля. Предоставляемый сервис во многом зависит от типа пассажирского вагона. Максимальное количество удобств можно ожидать от поездки в вагоне класса «Люкс». Здесь в самом купе есть умывальник, душевая и биотуалет. Также предоставляются санитарно-гигиенические принадлежности, набор питания, постельное бельё пресса и мультимедийный портал. Во всех купейных вагонах выдается постельное бельё, но удобства уже общие на весь вагон. Наименьшее количество услуг предоставляется в плацкартных и общих вагонах.


Современные вагоны фирменного поезда компании РЖД

Послевоенный период

В последующий, послевоенный период, значение железнодорожных войск не уменьшилось, а приобрело несколько иной характер. Отказавшись от значительного количества тех же бронепоездов, железнодорожные войска начали применять несколько иную тактику и стратегию ведения боевых действий. В основном это определялось обеспечением оперативного снабжения войск и наличием стратегических ракетных комплексов мобильного типа.

Но в том, же 1990 году, при подавлении мятежа в Баку, для охраны узловых железнодорожных станций и сопровождения войск некоторая часть бронепоездов были выведены из резерва и приведены в боевую готовность.

Так, что русская железная дорога и на сегодняшний день вносит свой существенный вклад в безопасность и обороноспособность России.

Паровые двигатели

Следующей вехой развития рельсовой дороги стал паровой двигатель, который кардинально поменял концепцию этого вида транспорта. Возникла идея заменить ресурс для тяги с человека (животного) на мобильный паровоз, который мог бы передвигать вагоны по рельсам.

Воплощение этой идеи ускорилось после создания первого в истории парового двигателя. В 1769 году изобретатель из Шотландии Джеймс Уатт запатентовал тяжелую паровую машину, которую усовершенствовал к 1782 году. Обновленный вариант подходил для использования в паровозах, так как был более компактным и мощным.

Первым, кто смог представить миру повозку на паровом двигателе, стал француз Николя Кюньо. Его изобретение можно смело называть предшественником паровозов, хотя испытание закончилось провалом.

Успех пришел к Ричарду Третивику, которому в 1797 году удалось представить паровую повозку. Он занялся разработкой повозки, которая могла бы двигаться по рельсам, так как грунтовые дороги были в печальном состоянии. И, начиная с 1801 года, он создал несколько успешных моделей паровозов, которые сначала использовались на железной дороге-аттракционе.

Косвенно к резкому скачку в развитии железнодорожного сообщения приложил руку сам император Наполеон. Его войны с большинством европейских стран привели к подорожанию многих продуктов, в том числе и зерновых, которые шли на корм лошадям. Так как все крупные предприятия использовали лошадиную тягу, им пришлось срочно предпринимать меры для того, чтобы без потерь заменить лошадей на паровозы.

В качестве экспериментального участка стала использоваться Мидлтонская железная дорога, которая начала использовать паровую тягу. Она начала работу в 1758 году и сперва осуществляла перевозки за счет лошадей, которые таскали по рельсам тележки. Именно для Мидлтона в 1812 году был сконструирован первый коммерчески успешный паровоз «Саламанка».

Таким образом опыты по созданию успешного паровоза продолжались несколько десятилетий, и только в 1825 году состоялось открытие железной дороги, доступной общественности. Она была открыта официально 27 сентября, и в день открытия провезла 600 пассажиров. Тянул состав паровоз Locomotion №1, построенный изобретателем Джорджем Стефенсоном.

Дорога протянулась на 40 километров и на тот момент являлась первой, предназначенной для общего пользования. С того времени железнодорожный ажиотаж распространился на другие страны и стал настоящим прорывом в индустриальной революции.

Железнодорожный транспорт сейчас

Конечно, сейчас поезда ездят не за счет паровозов, а за счет электрической тяги. Впервые это изобретение было представлено в 1879 году, когда Вернет Сименс на выставке представил единственную на тот момент железную дорогу длиной 300 метров, работающую на электричестве. В том же году эта технология была использована на фабрике во Франции.

Затем в 1880 русский инженер Ф. Пироцкий в России запустил с помощью электрического тока вагон с 40 пассажирами. А уже в 1881 году в Берлине открыли первый железнодорожный путь в истории, работающий на электричестве.

Значительным толчком в массовой электрификации железных дорог стало окончание Первой мировой войны. Постепенно электрифицировать свои железнодорожные пути стали страны Европы, США и Россия.

Освоив поезда, работающие на электрической тяге, мир занялся развитием высокоскоростных поездов. Первые успехи были зафиксированы еще в 1903 году, когда поезд преодолел скоростной рубеж в 200 км/ч.

Европейские страны стали готовить проекты по созданию высокоскоростного движения, но первой страной с такой сетью стала Япония. В 1959 году было начато строительство дороги между Токио и Осака, движение на которой достигало 210 км/ч. На данный момент развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения не прекращается.

Тяговый подвижной состав ОАО «РЖД»

На сети ОАО «РЖД» обращается большое количество электровозов, тепловозов, паровозов, а также электропоездов различных типов, разработанных как в советское, так и в новое время.

Электровозы переменного тока

Наименование Внешний вид Тип Мощность Количество осей
ВЛ80С, ВЛ80К, ВЛ80Т Грузовой электровоз
ВЛ82М (двухсистемный) Грузовой электровоз
ВЛ85 Грузовой электровоз
2ЭС5 Грузовой электровоз
ЧС4 Пассажирский электровоз
ЧС8 Пассажирский электровоз

Электровозы постоянного тока

Наименование Внешний вид Тип Мощность Количество осей
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Пассажирский электровоз
Пассажирский электровоз

Тепловозы

Наименование Внешний вид Тип Мощность Количество осей
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
-] Пассажирский электровоз
Пассажирский электровоз

Моторвагонный подвижной состав

Наименование Внешний вид Тип Мощность Количество осей
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
Грузовой электровоз
-] Пассажирский электровоз
Пассажирский электровоз

Допаровая эра

На самом деле рельсы существовали задолго до появления парового двигателя. Считается, что первой рельсовой дорогой был волок Диолк, где рабы толкали тележки по углублениям в известняке еще в VI веке до н.э.

Затем рельсовые дороги появились в Европе, они работали за счет тяги людей или животных. Рельсы были деревянные и были широко распространены на шахтах для переправки добытой горной породы до кораблей.

История современной дороги началась в начале XVIII века, во времена индустриальной революции. Машинное производство постепенно вытеснило ручное производство, и в сфере рельсовых дорог тоже наметился прорыв.

Изобретатели озаботились созданием двигателя, который не будет приводиться в движение человеческими ресурсами. Первой «ласточкой» стал паровой двигатель Томаса Севери, который он запатентовал в 1698 году. Через несколько десятилетий он был усовершенствован и стал настоящим прорывом.

Древнейшая рельсовая дорога в мире была основана в конце XV века около города Зальцбург. Раньше подъемник Райсцуг работал за счет тяги людей или животных, но сейчас функционирует на электродвигателе.

[править] Виды транспорта

Грузовой транспорт

Основная статья: Грузовой железнодорожный транспорт России

В структуре российских железнодорожных перевозок преобладают грузовые перевозки (1278,1 млн тонн, 2019). Основные виды грузов (% от всех грузов, 2019): каменный уголь и кокс (29,5), нефть и нефтепродукты (18,2), строительные материалы (включая цемент 11,8), руды чёрных и цветных металлов (10,9), чёрные металлы и их лом (6,9), удобрения и химикаты (6,8), лесные грузы (3,3). Самые крупные отправители грузов (млн. т, 2018): Кемеровская (265,7), Свердловская (59,9), Челябинская (67,4), Иркутская (50,0), Белгородская (48,9), Тюменская (37,7), Мурманская (31,6) области, Красноярский (57,1), Пермский (46,5) и Краснодарский (32,6) края. Средняя участковая скорость движения грузового поезда 41,2 км/ч (2019).

Наибольшее количество российского подвижного состава сосредоточено в руках двух транспортных гигантов — Федеральной грузовой компании (ФГК) и Первой грузовой компании (ПГК) миллиардера Владимира Лисина.

Грузовые железнодорожные перевозки в России являются одними из самых энергоэффективных в мире. Основная причина — высокая доля перевозки грузов на экологически чистой электрической тяге (более 86 % грузов).

Объемы грузовых железнодорожных перевозок, в силу тесной зависимости от уровня промышленного производства, являются одним из наиболее достоверных, объективных индикаторов состояния российской экономики. Они характеризуют уровень объемов производства и сбыта в натуральном измерении как в целом в экономике страны, так и по отдельным товарам, отраслям и регионам, причём ежесуточно.

Пассажирский транспорт

Основная статья: Пассажирский железнодорожный транспорт России

Число пассажиров, перевозимых железнодорожным транспортом, 1196,7 млн (2019). Из них 1080,2 млн перевезено поездами внутригородского и пригородного сообщения, 116,5 млн — поездами дальнего сообщения. Наиболее крупные отправители (млн. пассажиров, 2018) — г. Москва (465,9), Московская область (308,8), г. Санкт-Петербург (61,3), Ленинградская (27,7), Новосибирская (23,9) области и Краснодарский край (19,8).

«Сапсан»

С 2009 года на линиях широкой (1520 мм) колеи ж.д. России эксплуатируются новые поезда «Сапсан» технологии Siemens. Составность поезда – 4 моторных и 6 прицепных вагонов, число тележек – 20, из них 8 моторных. Питание от сети 3 кВ постоянного и 25 кВ, 50 Гц переменного тока. Номинальная мощность – 8800 кВт, максимальная скорость – 250 км/ч. Число мест для сидения – 600.

Электропоезд Сапсан

За последние 40 лет спрос на высокоскоростные железнодорожные сообщения значительно вырос. Высокоскоростные поезда, с точки зрения потребителей, превосходят другие виды транспорта по длительности поездок, уровню комфорта и безопасности, щадящему воздействию на окружающую среду. Эти преимущества в ближайшем будущем усилятся, благодаря росту протяженности линий, пригодных для движения с высокой скоростью. 

Социальные аспекты железнодорожного транспорта

Пригородные железнодорожные пассажирские перевозки — социальный вид транспорта, обеспечивающий мобильность даже малоимущим слоям населения ввиду своей дешевизны. Вместе с тем в последнее время участились случаи закрытия малопопулярных маршрутов, что приводит к росту социальной напряженности (как правило, в регионах).

С железнодорожным транспортом связаны такие социальные явления как ферроэквинология и зацепинг. Первое является вполне безобидным, в то время как зацепинг представляет собой серьезную угрозу ввиду наметившегося в последнее время роста его популярности у молодежи.

Официальное открытие движения

1 ноября 1851 г. состоялось официальное открытие движения на Петербург-Московской железной дороге. По ней пошли поезда, ведомые паровозами, построенными на Александровском заводе Петербурга. Размеры перевозок быстро росли. Уже в 1852 году дорога перевезла 719 тысяч пассажиров и 164 тысячи тонн грузов. Расстояние от Петербурга до Москвы — 650 километров — скорый поезд преодолевал за 12 часов. В 1850-54 гг. на Александровском заводе в Петербурге были построены первые отечественные пассажирские вагоны. Первые серийные грузовые вагоны в России начали выпускать в 1846 г. Они были четырехосными на двух двухосных тележках. Однако из-за того, что рама и кузов первых вагонов были деревянными, их грузоподъемность была невелика. Только в 1965 г. двухосные вагоны были исключены из обращения на железных дорогах СССР.

К 1860 году железнодорожная сеть России имела протяженность около 1590 км. После земельной реформы 1861 года и отмены крепостного права произошли изменения в экономике страны. Которое способствовало разработке системы финансовых и административных мер. Которые, в свою очередь, заложили основу новой железнодорожной политики. В частности, учредили формально обособленный от госбюджета «железнодорожный фонд», что способствовало развитию железнодорожного строительства. Периоды подъема строительства пришлись на конец 60-х – начало 70-х годов 19 века (в среднем в год сдавалось свыше 1,5 тыс. км) и на 90-е годы (свыше 2,5 тыс. км в год). К 1875 году проложили свыше 20 тыс. км железных дорог, а к концу 19 века длина сети железных дорог России составила 53,2 тыс. км. В начале 1900-х годов построили еще 22,6 тыс. км.

История железных дорог 19 век — открытие дорог для общего пользования

Основы организации тягового хозяйства и эксплуатации локомотивов на железных дорогах России заложили в 1851 году, то есть с открытием для общего пользования Николаевской (ныне Октябрьская) железной дороги. Дорога от Санкт-Петербурга до Москвы разделили на восемь тяговых участков (тяговых плеч). За длину каждого участка приняли расстояние между «большими локомотивными стоянками», которые впоследствии были переименованы в «главные», или «коренные» депо. К депо для ремонта и обслуживания приписали грузовые и пассажирские паровозы. В промежутках между «большими локомотивными стоянками» располагались «малые стоянки», где находились резервные паровозы на случай порчи локомотивов у проходящих поездов. Первые тяговые плечи для грузового движения имели протяженность примерно 80 км, а для пассажирского – 160 км. При развитии железных дорог длину тяговых плеч увеличили. К началу 80-х годов прошлого столетия она возросла для грузовых паровозов до 120 км и более, доходя на отдельных дорогах до 260 км.

Железные дороги в составе ОАО «РЖД»

В состав ОАО «РЖД» входят следующие железные дороги:

Октябрьская железная дорога

Протяжённость: 10379 км; количество работающих — 73000 человек

Начальник дороги

Октябрьская дирекция инфраструктуры

Московская железная дорога

Протяжённость: 8984 км; количество работающих — 59000 человек

Начальник дороги

Московская дирекция инфраструктуры

Куйбышевская железная дорога

Протяжённость: 4728 км; количество работающих — 51511 человек

Начальник дороги

Куйбышевская дирекция инфраструктуры

Северная железная дорога

Протяжённость: 5956 км; количество работающих — 51410 человек

Начальник дороги

Северная дирекция инфраструктуры

Северо-Кавказская железная дорога

Протяжённость: 6352 км; количество работающих — 60122 человек

Начальник дороги

Северо-Кавказская дирекция инфраструктуры

Горьковская железная дорога

Протяжённость: 5331 км; количество работающих — 47561 человек

Начальник дороги

Горьковская дирекция инфраструктуры

Свердловская железная дорога

Протяжённость: 7152 км; количество работающих — 45000 человек

Начальник дороги

Свердловская дирекция инфраструктуры

Приволжская железная дорога

Протяжённость: 4276 км; количество работающих — 40000 человек

Начальник дороги

Приволжская дирекция инфраструктуры

Юго-Восточная железная дорога

Протяжённость: 4182 км; количество работающих — 40384 человек

Начальник дороги

Юго-Восточная дирекция инфраструктуры

Западно-Сибирская железная дорога

Протяжённость: 6000 км; количество работающих — 63363 человека

Начальник дороги

Западно-Сибирская дирекция инфраструктуры

Восточно-Сибирская железная дорога

Протяжённость: 5312 км; количество работающих — 42114 человек

Начальник дороги

Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры

Южно-Уральская железная дорога

Протяжённость: 4545 км; количество работающих — 40000 человек

Начальник дороги

Южно-Уральская дирекция инфраструктуры

Забайкальская железная дорога

Протяжённость: 3321 км; количество работающих — 46104 человек

Начальник дороги

Забайкальская дирекция инфраструктуры

Красноярская железная дорога

Протяжённость: 3157 км; количество работающих — 40000 человек

Начальник дороги

Красноярская дирекция инфраструктуры

Калининградская железная дорога

Протяжённость: 617 км; количество работающих — 4189 человек

Начальник дороги

Калининградская дирекция инфраструктуры

Дальневосточная железная дорога

Протяжённость: 6826 км; количество работающих — 40000 человек

Начальник дороги

Дальневосточная дирекция инфраструктуры

Также на территории России действуют: Малые (детские) железные дороги, Крымская железная дорога в форме государственного предприятия. В качестве дочернего предприятия ОАО «РЖД» принадлежит ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», расположенная на территории Армении.

Популярные поезда РЖД

В последние годы компания РЖД активно обновляет свои пассажирские поезда. Среди большого количества пассажирских и фирменных поездов выделяются несколько “топовых” продуктов РЖД, пользующихся особой популярностью у пассажиров:

  • Высокоскоростные поезда “Сапсан” из Москвы в Санкт-Петербург и Нижний Новгород;
  • Высокоскоростные поезда “Стриж” из Москвы в Нижний Новгород и Берлин;
  • Высокоскоростной поезд “Аллегро” из Санкт-Петербурга в Хельсинки;
  • Скоростные поезда “Ласточка” для коротких маршрутов с большим пассажиропотоком;
  • Двухэтажные поезда РЖД для самых высокозагруженных маршрутов.

Северная железная дорога — разрешение на строительство

1859 году начали строительство Троице-Сергиевской железной дороги, протяжением 65,7 версты. В 1862 году строительство было окончено, и на дороге началось движение поездов.  В 1867 году правление общества обратилось в правительство с просьбой о продолжении дороги до Ярославля. Предполагалось построить трассу по сложившемуся гужевому тракту на Переславль. В 1868 году выдали разрешение на строительство, но устав, представленный правлением общества, был изменен. Изменилась и длина трассы. Она должна была пройти на Александров, а не на Переславль как предполагалось ранее. Длина участка от Троице-Сергиевского Посада до Ярославля определялась в 196 верст. А вся протяженность дороги от Москвы до Ярославля составляла 262 версты. 

Дорога была построена к 1 января 1870 года, а движение по ней открыто 18 февраля. По тем временам темпы строительства можно было назвать скоростными. За два года построили 200 верст путей. Трасса пересекала реки Серую, Нерль, Сару, Устье и другие, почти через все построили металлические мосты. На крупных станциях, таких, как Александров, Ростов, Ярославль, взвили каменные здания вокзалов. Соединив Москву с крупным губернским городом Ярославлем, дорога приобрела значение магистральной.  Для получения прибыли необходимо было увеличить поток грузов. Чтобы привлечь купцов и промышленников Волги, владельцы дороги снизили тарифы на перевозки. Это привело к тому, что волжские торговцы предпочли везти свои товары не по Московско-Нижегородской, а по Московско-Ярославской дороге. В частности, это относится ко всем хлебным грузам Поволжья. 

После смерти Ивана Федоровича Мамонтова в 1869 году, все больше стал заниматься делами общества его сын — Савва Иванович Мамонтов, который вскоре стал директором дороги. С. И. Мамонтов был просвещенным и талантливым человеком, он старался привлекать к работе в службах дороги известных инженеров и ученых. Так, заместителем начальника службы пути стал заведующий кафедрой «Строительное искусство» императорского Московского инженерного училища (ныне МИИТ) профессор И. М. Федорович, а инженером технического отдела дороги — преподаватель кафедры «Железные дороги» того же учебного заведения, будущий академик В.Н. Образцов. 

США: самая длинная сеть железных дорог

Соединенные Штаты Америки могут похвастать самыми длинными железными дорогами в мире – здесь они протянулись более, чем на 257 тыс. км. Правда, в то же время американскую железнодорожную сеть можно назвать еще и одной из самых заброшенных на планете: на сегодняшний день меньше 1% линий электрифицировано (то есть на них реализована возможность использовать электропоезда и другой электроподвижной состав), на значительной части железнодорожной сети пассажирское движение и вовсе отсутствует, а популярность этого вида сообщения у местного населения довольно низка – одним словом, сегодня американский железнодорожный транспорт переживает не лучшие времена, хотя когда-то он процветал.

Строить железные дороги в США начали в первой половине XIX века, при этом с самого начала развитием сектора занимались частные компании. Во время Гражданской войны, которая пришлась на 1861-1865 годы, железнодорожный транспорт развивался особенно активно, ведь с его помощью перевозили людей, оружие, провизию. Предприниматели, вкладывавшие средства в этот бизнес, быстро богатели, из-за чего протяженность американской железнодорожной сети неуклонно росла, а поезда в начале ХХ века стали ведущим средством как пассажирских, так и грузовых перевозок. Уже к 1917 году суммарная длина линий превысила отметку в 400 тыс. км, а количество коммерческих предприятий, работающих в этом секторе, перевалило за 1,5 тыс. Однако с передачей железнодорожной инфраструктуры под управление государства после Первой мировой войны и с активным развитием других видов транспорта постепенно востребованность железных дорог в стране стала падать. Самый сильный кризис в отрасли пришелся на шестидесятые годы прошлого столетия, когда поклонение автомобилю поощрялось едва ли не на государственном уровне, а общественный транспорт, напротив, начали считать ненужным. Уже к семидесятым подавляющая часть пассажирских маршрутов была сокращена, и с тех пор ситуация изменилась ненамного, хотя в последние годы местами маршруты и пытаются восстанавливать. Однако, учитывая, что летать на самолете по стране часто дешевле, чем ездить поездами (а еще быстрее и удобнее), поезда для путешествий выбирают преимущественно туристы и люди с аэрофобией.

ФПК – Федеральная пассажирская компания

Услугами по перевозке пассажиров и грузов в дальнем сообщении с 1 апреля 2010 года занимается дочерняя компания ОАО «РЖД» – ФПК (Федеральная пассажирская компания). Штаб квартира ФПК расположена в Москве. Федеральной пассажирской компании принадлежат все пассажирские вагоны, а вот услуги локомотивной тяги и диспетчеризации по–прежнему предоставляет РЖД. В деятельности компании можно выделить следующие направления:

  • пассажирские  перевозки в дальнем следовании внутри страны (здесь ФПК является монополистом на подавляющем большинстве направлений);
  • международная перевозка пассажиров в дальнем следовании;
  • грузоперевозки в дальнем следовании;
  • обслуживание пассажиров;
  • ремонт и техобслуживание подвижного состава.