Басмачи: какие факты о них утаивали в ссср

Оглавление

Повод для вторжения

В январе 1929 года к власти в Афганистане пришел Хабибулла Бачаи Сакао, свергнувший вооруженным путем законного правителя – Амануллу-хана. Сам по себе военный переворот, случившийся в независимом государстве, не давал СССР права вмешиваться в ход событий, несмотря на дружественные отношения  Амануллы-хана с руководством Страны Советов. Но эмира Хабибуллу поддержали отряды басмачей, сбежавших в Афганистан из Средней Азии. Это и стало для Москвы поводом для военного вторжения в соседнюю страну.

Историк спецслужб Александр Колпакиди и писатель Александр Север – соавторы книги «Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия» (Москва, 2012 г.). В ней говорится, что советские силовики, как минимум, дважды совершали масштабные военные акции на территории Афганистана. Например, весной 1929 года отряд, состоявший из сторонников Амануллы-хана и красноармейцев, поочередно занял города Мазари-Шариф, Балх и Ташкурган. Причем, советские воины скрывались под мусульманскими именами. Например, командир отряда – бывший военный атташе Виталий Примаков – выдавал себя за кавказского турка по имени Рагиб-бей.

Впрочем, афганцев обмануть не удалось. Местное население враждебно отнеслось к вооруженным чужакам, да и наступление верных Аманулле войск на Кабул прекратилось в мае 1929 года, и красноармейцы вернулись в СССР.

В книге «Спецназ ГРУ: самая полная энциклопедия» говорится, что только под Мазари-Шарифом отряд «Рагиб-бея» перебил около двух тысяч афганцев.

Еще одна крупная военная экспедиция в соседнюю страну была предпринята руководством РККА летом 1930 года, она была санкционирована новым правителем Афганистана, Мухаммедом Надиром. Сводная кавалерийская бригада, которой командовал военачальник Яков Мелькумов, уничтожила 839 человек, признанных басмачами, эмигрантами и их пособниками. Красноармейцы разрушили и сожгли несколько кишлаков, прихватив с собой около 400 овец, 200 верблюдов и 80 лошадей.

Первый этап восстания в Ферганской долине

Претензии Иргаш-бея на руководство армией верующих получили признание духовенства Ферганской долины , и вскоре он контролировал значительную военную мощь. Широкие кампании национализации, проведенные из Ташкента, привели к экономическому коллапсу, и Ферганская долина столкнулась с голодом из- за отсутствия импорта зерна. Все эти факторы побуждали людей присоединяться к басмачам. Ташкентский Совет не смог сдержать мятеж, и конец 1918 децентрализована полосы истребителей, на общую сумму примерно 20000, контролируемой Ферганой и сельской местности вокруг Ташкент. Иргаш-бей столкнулся с конкурирующими командирами, такими как Мадамин-бей , которого поддерживали более умеренные мусульманские фракции, но он обеспечил формальное номинальное руководство движением на совете в марте 1919 года.

Когда Ташкентский Совет оказался в уязвимом военном положении, большевики оставили русских поселенцев, чтобы организовать свою защиту, создав Ферганскую крестьянскую армию . Это часто сопровождалось жестокими репрессиями за нападения басмачей со стороны советских войск и российских фермеров. Однако жесткая политика военного коммунизма вызвала резкую критику крестьянской армии на Ташкентский совет. В мае 1919 года Мадамин-бей заключил союз с поселенцами, что повлекло за собой пакт о ненападении и создание коалиционной армии. Новые союзники строили планы создания совместного российско-мусульманского государства с разделением власти и культурными правами для обеих групп. Споры по поводу исламской ориентации басмачей привели к распаду союза, однако и Мадамин, и поселенцы потерпели поражение от мусульманской волжско-татарской красной бригады. Жители Ферганской долины были измучены суровой зимой 1919-20 гг., И в марте Мадамин-бей перешел на сторону Советского Союза. Тем временем помощь голодающим достигла региона в рамках более либеральной Новой экономической политики , а земельная реформа и амнистия успокоили жителей Ферганы. В результате движение басмачей потеряло контроль над большинством населенных пунктов и в целом сократилось.

Умиротворение Ферганы длилось недолго. Летом 1920 года Советы чувствовали себя в достаточной безопасности, чтобы реквизировать продовольствие и мобилизовать мусульманских призывников. Результатом стало возобновление восстания и распространение новых групп басмачей, подпитываемых религиозными лозунгами. Возобновление конфликта приведет к распространению движения басмачей по Туркестану.

Война с афганским королём

Парадоксальным образом большую помощь Советскому Союзу в ликвидации басмачества оказали англичане

Видимо, им самим было важно иметь дело со стабильным Афганистаном

Осенью 1929 года против Калакани выступил родственник свергнутого короля Мухаммед Надир-шах. Получив оружие от англичан, ранее поддержавших Калакани против Амануллы, он в свою очередь захватил Кабул и стал королём. После этого Надир-шах развернул операции против сепаратистов на севере страны.

Деятельность Ибрагим-бека действительно стала угрожать целостности как СССР, так и Афганистана. Он провозгласил создание независимого исламского государства узбеков и таджиков. Поэтому в июне 1930 года афганское правительство одобрило ввод на север своей страны частей РККА с целью разгрома баз басмачей. Однако этот рейд, проведённый Мелькумовым, не достиг цели. Ибрагим-бек вовремя увёл из-под удара свои основные силы.

Поэтому осенью 1930 года афганские правительственные войска, вооружённые и снабжённые англичанами, под командованием Шаха Махмуд-хана, начали операции по уничтожению банд Ибрагим-бека. Но поначалу королевская армия терпела поражения, и Ибрагим-бек расширял зону своей власти. Только весной 1931 года в военной кампании наметился перелом. Главные силы Ибрагим-бека потерпели жестокое поражение под Талуканом. 16 марта в Ханабаде были публично казнены 35 пленённых курбаши Ибрагим-бека. Но ему самому опять удалось уйти.

Отражение в культуре и искусстве

В советское время тема борьбы с басмачеством как с проявлением антисоветской националистической деятельности получила широкое распространение. Борьба красных с антисоветскими повстанцами в Средней Азии стала одной из главных тем советского кинематографа в среднеазиатских республиках, киностудий «Узбекфильм», «Туркменфильм», «Таджикфильм», своеобразным аналогом вестерна (см. истерн).

В советском фильме «Джульбарс», снятом в 1935 году режиссёром Шнейдеровым, отряд басмачей, возглавляемый бывшим баем, нападает на мирный караван, бредущий в горные кишлаки. Существует также фильм М. Ромма «Тринадцать», снятый им в 1936 году, а также повесть Владимира Мильчакова «Погоня», главные герои которой помогают красноармейцам противостоять вторгшимся на территорию Советского Узбекистана басмачам.

Теме борьбы с басмачами в Средней Азии, в частности, посвящены: приключенческие художественные фильмы «Решающий шаг» (1965), «Завещание старого мастера» («Узбекфильм», 1969), «Белое солнце пустыни» (1970), «Седьмая пуля» (1972), «Алые маки Иссык-Куля» («Киргизфильм», 1972), «Это было в Коканде» («Узбекфильм», 1977), «Непобедимый» (1983), «Погоня в степи» (киностудия «Казахфильм») и др., героико-патриотические фильмы «Офицеры» (1971), «Долг» (1977) и др., фильм 4-й из телевизионного художественного цикла «Государственная граница» («Беларусьфильм», 1980—1988) «Красный песок» (1984); многосерийный телефильм «Джура, охотник из Мин-Архара» (киностудия «Таджикфильм», 1987), а также многосерийная эпопея «Огненные дороги» о предреволюционном Туркестане и становлении Советской власти, снятая на киностудии «Узбекфильм» в -1984 годах, в которой переданы мотивы и смысл басмачества как движения.

Уход в Афганистан

Вслед за этим Ибрагим-бек достиг своих наивысших успехов в борьбе с советской властью. Центром его влияния стал посёлок Гиссар, где Ибрагим-бек созвал курултай полевых командиров (курбаши) и стал их предводителем.

Ибрагим-бек, несмотря на безграмотность, оказался неплохим администратором. Он упорядочил взимание податей с населения подвластной территории и из этих средств выплачивал жалованье не только полевым командирам, но и воинам. Его войско было многонациональным, в нём объединялись узбеки (сам Ибрагим-бек по национальности был узбеком), таджики, туркмены. Всех их сплачивало неприятие тех порядков, которые принесла большевистская революция в Среднюю Азию.

Борьба была долгой и упорной. Только в июне 1926 года очаги басмачества на советской территории были ликвидированы. Однако Ибрагим-беку удалось уйти на территорию Афганистана. Там, в северных провинциях, он устроил лагеря беженцев из СССР и базы повстанцев. Оттуда басмачи продолжали уходить в рейды на советскую территорию.

Стремясь к ликвидации басмачества, советское правительство всячески задабривало короля Афганистана Амануллу-хана, но тот очень вяло воевал с Ибрагим-беком. Тем не менее, последний считал короля своим врагом и поддержал вспыхнувшее против него в 1928 году восстание Хабибуллы Калакани. Когда Калакани в январе 1929 года захватил Кабул, Ибрагим-бек признал его своим повелителем.

Что такое басмачество?

В странах Центральной Азии басмачество появилось в качестве освободительного движения. За последнее столетие было снято немало фильмов, в которых его участники показаны не в лучшем свете. Это сформировало негативное отношение зрителя к басмачам. Сейчас некоторые специалисты склонны полагать, что негативный образ басмачей был создан Советской властью намеренно. Изначально басмаческое движение появилось не для борьбы с новой властью. Оно имело форму гражданской войны местного масштаба. В итоге движение стало частью внутренней борьбы в рамках Российской империи.

Как не попасть под влияние осенней хандры на работе

Покупаем осенью: за год загородная недвижимость в России резко подорожала

Персонализированные подарки и признание: как удержать лучших сотрудников

Советская идеология преподнесла образ басмачей в виде коварных и страшных бандитов. Сейчас в период пересмотра старых стандартов этих людей начали называть борцами за свободу и независимость. Так ли это на самом деле?

Сам термин «басмачи» был придуман большевиками. А вот участники движения называли себя «мужахит», а точнее «моджахедами – борцами за веру».

Коллективизация

Еще одна претензия басмачей к большевикам, разумеется, коллективизация и изъятие продовольствия. В феврале 18-го года вышел также декрет Совета народный комиссаров Туркестанского края о полной конфискации всего хлопка в любом виде и национализация хлопкового производства. От него в те годы зависели все жители тех краев, без исключения. Таким образом, обитатели Туркестана восприняли Советскую власть не только как попытку колонизировать их земли, но и посягнуть на веру, традициям. Допустить это свободолюбивые жители Ферганской долины и других областей, не могли.

Басмачи пользовались тем, что красные не знали местных географических и климатических нюансов. Их главный метод борьбы – партизанский. Они базировались в труднодоступных горных районах и внезапно нападали на большевиков. Причем не редко это происходило в густонаселенных местах в то время, когда этого невозможно было ожидать.

Вопреки тому, что мы привыкли в истернах, среди басмачей были не только местные жители. Часть царских и белых офицеров продолжали свою войну в горах Туркестана бок о бок с теми, кто восстал против царской мобилизации и отъема земель за год до революции.

Известный башкирский деятель Ахмат Заки Валиди, в последствие, известный ученый тюрколог и представитель феодальной знати, Ибрагим-бек Локай. Все они побывали в рядах басмачей. Имена же руководителей басмаческого движения хорошо известны: Ибрагим-бек, Муэддин-бек, Модамин-бек, Джунайд хан. Эти люди смогли создать прочную идеологию, базирующуюся на исламе, которой прониклись даже русские белые офицеры. Именно это, а не банальные набеги, так долго не позволяло советской власти триумфально прошествовать по Средней Азии.

Враги или борцы?

Среди басмачей были совершенно разные люди. Изначально в движение пришли мужчины, недовольные экономической ситуацией. Люди хотели добиться снижения поборов и облегчения налогов. Среди борцов были и религиозные фанатики. К басмачам также примкнули отдельные шайки, которые только грабили и убивали. Такие представители не имели никаких высоких целей, кроме наживы. Именно они вызывали ненависть местного населения. С такими людьми и ассоциируются в нашем сознании басмачи.

Важные документы и не только: что нужно убрать со стола для продуктивной работы

Дальний Восток открывается юным. Работа и путешествия — проект для молодежи РФ

Как использовать ИИ в бизнесе: компании надо срочно адаптироваться в сфере цифры

Представители движения были очень разными. Одни из них воевали за веру и землю, а другие – лишь грабили и без того бедное население. Именно с последних был списан образ киношных басмачей. Представители движения восставали из-за голода и страха против большевиков. По мнению историков, в Туркменистане от голода к 1920 году умерло более миллиона человек. Коренное население было вынуждено отдавать продразверстку голодая.

История прихода России в Среднюю Азию

Царская власть пришла в Среднюю Азию не сразу и не полностью. Одни ее области попали под прямое подчинение туркестанского генерал-губернатора, другие стали протекторатами, например, Бухарский Эмират и Хивинское Ханство. Там еще долго сохранялись местные законы и порядки, включая шариат. И даже в тех областях, где было прямое правление царских чиновников, местное население в значительной степени сохраняло свой традиционный уклад. Любые попытки вмешаться в него, встречали сопротивление, подчас вооруженное. Собственно, царские власти не всегда с этим вмешательством торопились. Когда же они форсировали событие, то нередко это приводило к сопротивлению, вроде восстания 1916 года. Тогда погибли десятки тысяч человек.

Но не такими были большевики, пришедшие к власти в 1917 году. Свои порядки они считали единственно правильными и универсальными. Они стремились осчастливить как можно больше людей, подчас не взирая на их сопротивление. Их не останавливало то, что дехканам из кишлаков были чужды и непонятны идеи мировой революции. В борьбе за счастье народа, подчас помимо его воли, большевики были готовы прибегнуть к любым способам.

Например, они отправили в Среднюю Азию знаменитого Энвер пашу, известного турецкого деятеля. Пан тюркист был одним из лидеров младо турецкой революции в Османской империи. Друг и союзник Советской России, он стремился бороться против врагов: тюрков и мусульман. Под ними он понимал колониальные державы, прежде всего, Великобританию. Именно для борьбы с английским влиянием Энвер паша прибыл в Туркестан. Вот только вряд ли кто-то ожидал, что оказавшись на землях благородной Бухары, Бухара и Шариф, он перейдет на сторону басмачей и даже возглавит их силы.

Бороться с англичанами и большевиками Энвер паша не смог. Он пал в бою с красноармейцами через год после прибытия в Туркестан. Но несмотря на это, прочно вошел в российскую историю. Мы не станем давать оценку тем или иным деятелям гражданской войны, это дело неблагодарное, да и неправильное. Понятно одно, басмаческое движение было движением неоднородным и разноплановым. В нем объединились представители феодальных элит и обновленческих движений. Неграмотные дехканины и известные ученые, царские офицеры и ветераны антиколониального восстания 1916 года. Те, кто искал личной выгоды и те, кто искренно боролся за идеалы ислама.

Басмачество в Ферганской области[ | код]

Наиболее активное движение басмачества началось в 1918 году в Ферганской области после кровопролитного штурма Коканда и ликвидации большевиками и дашнакамиКокандской автономии. Бежавшие жители Коканда сформировали организованное сопротивление. По всей Ферганской долине и окрестностям стали создаваться отряды, которые возглавляли курбаши — полевые командиры.

Первоначально во главе сопротивления встал Кичик Эргаш (Маленький Эргаш), бывший начальник полиции Коканда. После его гибели движение возглавил Эргаш-курбаши известный как Катта Эргаш (Большой Эргаш), авторитетный кокандский мулла. К январю 1919 года общая численность его отрядов достигала 15 тысяч человек. Помимо армии Эргаша, в 1918—1919 годах в Фергане действовало до 40 повстанческих отрядов.

Крупный отряд организовал курбаши Мадамин-бек, который не признал верховенства Эргаша. В 1919 году Мадамин-бек сам возглавил движение. Его отряды неоднократно, но безуспешно пытались взять штурмом Андижан и перерезать железную дорогу. 22 августа 1919 года Мадамин-бек сумел заключить союз с Крестьянской армией русских поселенцев во главе с Константином Монстровым и 22 октября создал с ним коалиционное Временное Ферганское правительство. Под эгидой правительства отряды Мадамин-бека вновь объединились с отрядами Эргаш-курбаши и других ферганских полевых командиров.

В 1919 году басмачи контролировали почти всю Ферганскую долину, кроме крупных городов и железных дорог. Крупные силы повстанцев захватили Ош и повели наступление на Андижан, Скобелев и Наманган, но потерпели неудачу и отступили в горные районы. В феврале—марте 1920 года отряды Мадамин-бека потерпели серию тяжёлых поражений и 6 марта Мадамин-бек заключил соглашение с Красной армией, по которому он признал советскую власть, а часть его отрядов влилась состав РККА. В мае того же года Мадамин-бек был захвачен отрядом командира киргизских басмачей Хал-ходжи и казнён.

Переговоры с представителями народа (басмачами). Фергана. 1921 год

После Мадамин-бека басмачество возглавил Шер Мухаммад-бек (более известный как Куршермат), отряды которого действовали в восточной части Ферганы. К тому времени большевики смогли сформировать боеспособную армию во главе с Михаилом Фрунзе, провели мобилизацию в Туркестане, стали конфисковывать лошадей в кишлаках для нужд Красной армии, чем подрывали материальную основу басмачества. Эмир Бухары Сеид Алим-хан поддерживал нейтралитет, опасаясь разгрома эмирата (которого он в итоге всё равно не смог избежать), и не оказывал помощи ферганским повстанцам, препятствуя их сношениям с Афганистаном.

Летом 1920 года Шермухаммедбек удалось объединить часть басмаческих отрядов Ферганы в «Армию Ислама» и предпринять активное наступление в районе Андижана, Джалал-Абада, Оша, Коканда и Намангана. Во второй половине 1920 года Красная армия нанесла поражение отрядам Шермухаммедбека и его соратника Муэтдин-бека, после чего они были вынуждены перейти к тактике партизанской борьбы, налётов и диверсий. Фрунзе, достигнув успеха, перебросил войска на завоевание Бухарского эмирата, что дало возможность ферганским басмачам собраться с силами. В конце 1920 года движение получило новый размах.

К апрелю 1921 года большинство крупных отрядов было разгромлено. В начале 1923 года Куршермат эмигрировал в Афганистан, передав командование Муэтдин-беку. К первой половине 1924 года в Ферганской долине не осталось повстанческих отрядов, оставшиеся ушли в горы.

Курбаши | код

Фергана

  • Эргаш-курбаши (02.1918 — 01.1921)*
  • Мадамин-бек (10.1918 — 6.03.1920, с 1919 — главный министр Временного Ферганского правительства)*
  • Муэтдин-бек (1918—1922)*
  • Аман-Палван (1918—1923)*
  • Шир Мухаммед-бек Гази (1918—1923, с 1920 — эмир Ферганы)
  • Рахманкул (в Аблыке 1918—1922)*
  • Парпи-курбаши (в Алае 1918—1922)*

Первый советский десант

Утром 27 мая эскадрилья действительно нашла и накрыла пристанище басмачей. Расстреляли больше тысячи патронов, не считая сброшенных бомб. Потом добавили ещё.

Но при виде самолётов басмачи быстро прятались среди саксаулов, благо у них в этом деле был большой опыт. В июне советские военные решили высадить десант, чтобы проверить результаты бомбёжек и узнать, куда пошли басмачи. Самолёты для десантников послали на передовой аэродром у колодца Кизылча‑Куюсы.

Десант перевозили триюнкерса» — по три бойца на самолёт, плюс лётчик и бортмеханик. Итого 15 человек во главе с командиром кавполка Борисовым. На два самолёта взяли по ручному пулемёту, на третий — станковыйМаксим» с двумя лентами. Все, кроме пулемётчиков, были с карабинами.

Лётчики и техники возлеЮнкерса» Ю-21

Шестого июня самолёты после разведки благополучно сели на ровном участке песков. Высадку прикрывали пять Р-1 и три Ю‑21.

Возле севших самолётов остались пять человек сМаксимом». Остальные разбились на две группы по пять разведчиков и принялись за дело. Бойцы нашли следы банды, поняли, куда она идёт и даже определили её состояние. Вся работа заняла три-четыре часа. Пора было отправляться обратно.

Лишнюю воду вылили за борт, и самолёты один за другим двинулись на старт. Всё шло хорошо, но у третьего самолёта не сработало магнето — и он остался в пустыне.

К счастью, взлетевшие пилоты заметили, что кого-то не хватает, и вернулись. Вскоре мотор починили и все наконец улетели к своим.

Тем временем Джунаид-хан сбежал за границу — и ещё не раз набегал то из Афганистана, то из Персии(современного Ирана). Но всё же добрым словом и новой техникой в Средней Азии установили мир.

По итогам первого в истории Советской России воздушного десанта(пусть посадочного, а не на парашютах) товарищи командиры немало раскатали губу. Они просили и дымовые шашки, и санитарные самолёты, и мотоциклы для десантников… Аюнкерсы» Ю-13 очень хвалили.

Так среди пустынных песков и зародились воздушно-десантные войска.

Басмачество в Самаркандской области[ | код]

В Самаркандской области мусульманские повстанцы и духовенство провозгласили в ноябре 1918 года независимость Матчинского бекства в верховьях р. Зеравшан. Оттуда их отряды совершали набеги на русские поселения в окрестных районах. Осенью 1919 года им удалось захватить Пенджикент, Ура-Тюбинский и Ходжентский уезды.Красная армия смогла отбить эти районы только в марте 1923 года, а 2 апреля 1923 года отряды РККА захватили столицу Матчинского бекства — кишлак Обордон.Движение за независимость в Самаркандской области началось в начале 1918 года, когда была свергнута автономия Туркестана. Региональные лидеры не были идеологически монархией, но они также были автономны. Поэтому глава бывшего правительства Башкортостана, идейный основатель движения за независимость Ахмет-Заки Валиди в 1921 году прибыл в Самарканд с более чем 30 бывшими офицерами и бригадными войсками, в результате чего объединенные силы, такие как Очилбек, Бахромбек и Холботабек, были объединены и во второй половине 1921 года и в начале 1922 года Самаркандские войска были побеждены и в 1922-23 годах оно было свергнуто, но последние группы войск действовали до 1934-37 гг.

Примечания

  1. Гоминьдановские войска участвовали в боевых действиях против басмачей только на территории провинции Синьцзян.
  2. Персидские войска участвовали в боевых действиях против Джунаид-хана и его басмачей только на территории Персии.
  3. Афганцы участвовали в боевых действиях против басмачей только на севере Афганистана (см. Афганский поход Красной Армии (1929), Афганский поход Красной Армии (1930)).
  4. В союзе с Мадамин-беком и его басмачами. В январе 1920 года вела боевые действия и против басмачей и против Красной армии.
  5. Осуществляла интервенцию и поставляла оружие контрреволюционным силам (Английская интервенция в Средней Азии).
  6. Сторонники Хабибуллы участвовали в боевых действиях в союзе с басмачами только на севере Афганистана (см. Афганский поход Красной Армии (1929)).
  7. В 1922 году вёл оборонительные действия против Ибрагим-бека и его басмачей.
  8. В 1922 году вёл наступательные действия против Энвера-паши и его басмачей.
  9. В марте 1920 года со своими басмачами переходит на сторону Красной армии.
  10. В тюркских языках слово «басмак» означает — совершать налёт, нападать, набегать, поэтому само слово басмач в переводе на русский язык переводилось как бандит, разбойник.
  11. Зевелев А. И., Поляков Ю. А., Чугунов А. И. Басмачество: возникновение, сущность, крах. — М.: Наука, 1981.
  12. Поляков Ю. А., Чугунов А. И. Конец басмачества. — М.: Наука, 1976. — С. 4, 20—44, 134—169.
  13. Алимова Д. А. История как история, история как наука: История и историческое сознание. / Институт истории Академии наук республики Узбекистан. — Ташкент: «Узбекистан», 2008. — С. 37—38, 58—60.
  14. [Дерябин Г. С. Охрана стальных магистралей. — М.: Транспорт, 1981. — 255 с.
  15. ↑ Правители Мира. В. Эрлихман. 2009.
  16. Куршермат в переводе на русский язык означает «Слепой Шермат», так как он был одноглазым — глаз он потерял в молодости в драке.
  17. Подробнее см. статью Революция в Бухаре.
  18. Krivosheev, G. F. Soviet Casualties and Combat Losses in the Twentieth Century. — London: Greenhill Books, 1997. — P. 41 — 290 p. — ISBN 1-85367-280-7.
  19. Валишев А. А. Рейд, не вошедший в историю. Как громили басмачество в 1929 году. // Военно-исторический журнал. — 1994. — № 8. — С.48-53.
  20. Согласно докладной записке НКГБ Таджикской ССР № 2/3913 от 8 сентября 1945 года в НКГБ СССР об итогах агентурно-оперативной и следственной работе в республике во время Великой Отечественной войны. Документ опубликован в: Ямпольский В. П. «Мусульманская плаха» для России. // Военно-исторический журнал. — 1995. — № 5. — С.24-31.
  21. Тихонов Ю. Н. Кабул-42, или как был сорван поход Гитлера в Индию. // Военно-исторический журнал. — 2000. — № 3. — С.36-41.
  22. Тихонов Ю. Н. Афганская война Третьего рейха. НКВД против абвера. — М.: ОЛМА—ПРЕСС; Образование, 2003. — 383 с.

Как нельзя грабить караваны

Жил в Туркмении Джунаид-хан, он же Мухаммед-Курбан Сердар. И любил он грабить караваны. Начал это почтенное занятие Джунаид-хан еще при царе-батюшке. А в 1918 году, когда Российская империя окончательно приказала долго жить, Сердар убил(не своими руками, конечно) хана Хивы и стал править сам. Два года всё шло отлично — правительство советского Туркестана даже признало независимость Хивы…

Джунаид-хан обиделся и принялся за старое. Время от времени он вылетал из песков во главе верных джигитов — из кочевников племени йомудов, родов Орсукчи и Кара-Салах. Стрелял, рубил, грабил, потом вновь исчезал.

Джунаид-хан

У басмачей было весьма неплохое оружие — британские винтовкиЛи-Энфилд», немноготрёхлинеек» и даже пара пулемётовМаксим». Курбаши(главы отдельных отрядов) щеголяли маузерами — как Абдулла вБелом солнце пустыни» — и наганами.

Найти среди бескрайних каракумских песков несколько сотен конных джигитов было практически невозможно. Даже лучшие вездеходы двадцатых годов — типаСахара» — пасовали перед громадными валами песка, вырастающими в настоящие горы. Днём жара в 50 градусов, ночью холод. А воды нет.

В 1927 году советские войска попробовали прищучить Джунаид-ханапо старинке» — отправили в пустыню конную группу при поддержке грузовиков и авиации. Банды разгромили, но хан сбежал.

Готовили нападение на СССР

Доктор исторических наук Юрий Тихонов считает, что отряды басмачей, вытесненные в Афганистан, долгое время сохраняли свою боеспособность. Они не просто совершали отдельные вылазки на территорию СССР, но и готовились к широкомасштабному наступлению. Об этом ученый написал в монографии «Афганская война Сталина. Битва за Центральную Азию» (Москва, 2008 г.).

По данным Ю.Н. Тихонова, одно лишь туркменское басмачество могло выставить более 5 тысяч вооруженных воинов на лошадях.

После нападения гитлеровской Германии на СССР эмигранты из Средней Азии стали готовить поход на Бухару, Хиву и другие города, чтобы вернуться домой с победой. Они рассчитывали, что Красная Армия, занятая отражением немецкой агрессии, просто не сможет оказать им достойного сопротивления.

Характер движения

Движение басмачей было охарактеризовано как национально-освободительное движение, которое стремилось положить конец иностранному господству над территориями Центральной Азии, которые тогда назывались Туркестаном, а также протекторатами Хивы и Бухары. Предполагается, что «basmacı» — это тюркское слово, которое относится к бандиту или мародеру, например к бандам воров, которые охотились на караваны в регионе, производное от слова basmakнабегать , давить. Термин басмачи часто использовался в советских источниках из-за его уничижительного значения.

Советы изображали движение как состоящее из разбойников, движимых исламским фундаментализмом , ведущих контрреволюционную войну при поддержке британских агентов. На самом деле басмачи представляли собой разнообразную и многогранную группу, которая получала незначительную иностранную помощь. Басмачи не были благосклонно рассматриваться западными державами , который видел басмач как потенциальные враги из — за пантюркистской и пан-исламистской идеологию , что некоторые из их лидеров , приписываемые. Однако некоторые группы басмачей получили поддержку британских и турецких спецслужб, и для того, чтобы отрезать эту помощь извне, специальные военные отряды Красной армии замаскировались под силы басмачей и успешно перехватили припасы.

Хотя многие боевики были мотивированы призывами к джихаду , басмачи пользовались поддержкой многих идеологических лагерей и основных слоев населения. В какой-то момент басмачи пользовались поддержкой джадидских реформаторов, пантюркских идеологов и левых туркестанских националистов. Крестьяне и кочевники, долгое время выступавшие против колониального правления России, враждебно отреагировали на антиисламскую политику и советскую реквизицию продуктов питания и скота. Тот факт, что большевизм в Туркестане находился под властью русских колонистов в Ташкенте, сделал царскую и советскую власть идентичными. Ряды басмачей пополнились теми, кто остался без работы из-за плохих экономических условий, и теми, кто чувствовал, что они сопротивляются нападению на их образ жизни. Первые бойцы басмачей были бандитами, как следует из их названия, и они вернулись к грабежу, когда движение прекратилось позже. Хотя басмачи были относительно едины в определенных моментах, движение в целом пострадало от раздробленности. Соперничество между различными лидерами и более серьезные этнические споры между киргизами и узбеками или туркменами создавали серьезные проблемы для движения.