Безрукий и безногий русский иконописец григорий журавлев (8 фото)

Оглавление

Крестьянская Мадонна

В последнем издании книги Малиновский написал об обнаруженных в архивах Свербеева письмах. Там упоминаются Кузьма Данилов, Михаил Хмелёв, Василий Попов – возможно, ученики художника. Может быть, прочитав записки писателя, родственники учеников иконописца откликнутся? Ведь пока так и не нашлась самая знаменитая икона Журавлёва «Утёвская мадонна». Она известна только по фотографиям.

«У этой иконы – особая история. В 60-х годах я увидел её фотографию, тогда же узнал, что в народе её называют «Утёвская мадонна». На иконе небольшого формата изображена крестьянка в белом платке с младенцем на руках. Лицо простое, типично заволжское. Большие тёмные глаза. На губах – чуть наметившаяся улыбка. Нет ни тени церковности, но всё же она воспринимается как икона. В этом слиянии канонизированного и простого, осознанно или нет, заложена, как мне показалось, позиция обострённо чувствующей жизнь души.

«Утёвская мадонна» хранилась в доме одной из жительниц Утёвки Подусовой. В 1964 году мы с приятелем сфотографировали её на чёрно-белую пленку. В цветном изображении почти никто икону не видел. В конце 80-х годов я приехал в Утёвку, чтобы сфотографировать икону, но нас в дом не пустили родственники. Помню отчаянную горечь в душе. Знаю, многие хотят увидеть эту икону, и ничего не могу сделать. Когда вернулся в село, женщины уже не было в живых, а икона исчезла. Сказали, что все иконы забрали родственники из Самары, но адреса их у новых обитателей дома нет.  Лет десять назад на площади Куйбышева была выставка фотографий Виктора Пылявского – храмы, снятые с параплана. В журнале отзывов я нашёл такую запись: «У моей дочери Лены есть одна из работ Журавлёва – икона с Мадонной в крестьянском головном уборе. Живём мы с ней в Самаре недалеко от места выставки». Ни телефона, ни адреса. Пытаюсь найти этого человека – пока ничего не получается».

Александр Малиновский родился в 1944 году в селе Утёвке Нефтегорского района Куйбышевской области. Окончил химико-технологический факультета самарского Политеха. Прошёл путь от рабочего до руководителя крупных нефтехимических предприятий. Доктор технических наук, профессор СамГТУ. Заслуженный изобретатель России, заслуженный инженер России, академик Российской инженерной академии. Член Союза писателей России. Автор 20 книг, в 2015 году он закончил рукопись ещё одной – «Нефтехимия Самарской области: годы, люди, производства», посвящённой этапам становления и развития большой химии и нефтехимии в нашем крае начиная со времени Петра Великого. Лауреат четырёх всероссийских литературных премий.

К настоящему времени Малиновскому удалось установить местонахождение почти 100 икон Григория Журавлёва. Самые последние находки – «Избранные святые» (Музей истории религии в Санкт-Петербурге), «Спас нерукотворный» (женский монастырь города Галич в Костромской области). Недавно обнаружилась ещё одна икона, написанная мастером для иконостаса Самарского кафедрального собора. Она с родины живописца и не уезжала, находится в храме Вознесения Христова в Кинель-Черкассах. Видимо, когда храм рушили, кто-то из верующих земляков сумел вынести образ.

А итогом сбора материалов о Журавлёве стало открытие музея в его родном селе Утёвка и экспозиций в Нефтегорском краеведческом и Самарском епархиальном музеях.

Текст: Светлана Еременко

«Грозил быть бременем для своего бедного семейства»

Внимательный взгляд умных глаз, традиционная для крестьян борода, губы, готовые к улыбке — таким предстает иконописец Журавлев на редком своем портрете, рядом с братом Афанасием. Достает он брату только до пояса — родился Григорий с руками по локоть и ногами по колено и «грозил быть бременем для своего бедного семейства». Так цветисто писали о Журавлеве в «Самарских губернских ведомостях» в январе 1885 года.

Григорий Журавлев появился на свет в 1860 году в крестьянской семье села Утёвка Самарской губернии. Его рождение стало большим горем для его матери. Вот как вспоминал об этом один из родственников иконописца: «В то время, когда родился Гриша убогим, мать очень плакала и хотела на себя от великого горя наложить руки, вместе с собой умертвить и Гришу».

Этому замыслу помешал дед новорожденного, Петр Васильевич Трайкин. Он пообещал растить мальчика и взять его на свое обеспечение.

«Величайший пример жизни»

Троицкая церковь в Утёвке

В селе Утёвка стоит храм в честь Святой Троицы. Он был построен в 1892 году, возводился семь лет «тщанием прихожан». Но большую роль в его строительстве сыграл Григорий Журавлев — по его эскизам церковь была расписана.

Старожилы рассказывают, что он просил поднимать себя на специальной люльке на кожаных ремнях под купол, чтобы лежа в ней, писать фрески. И говорят, что так сильно Григорий Николаевич сжимал кисть в зубах, что скулы сводило — разжать их можно было, только положив на них мокрые теплые полотенца.

Журавлев умер в 1916 году, 15 февраля, от скоротечной чахотки. Самарский архиерей благословил похоронить иконописца в ограде храма, благодаря усердию которого тот был построен.

Могила иконописца у алтарной части храма. Фото с сайта russkiymir.ru/ Автор фото: АНДРЕЙ СЕМАШКО

В советское время, в 1934 году, Троицкий храм был закрыт. В нем было устроено зернохранилище. Церкви здание было возвращено в 1989 году.

Сейчас здесь находится 9 икон Журавлева. По словам настоятеля, протоиерея Анатолия Копача, многие из них приносят родственники тех людей, которые хранили образа всю жизнь и тем самым спасли от уничтожения после закрытия и разорения церкви.

Великомученик Пантелеимон Целитель. Икона письма Григория Журавлёва

Уцелели лишь некоторые фрески — и приход ищет средства для их спасения.

Утёвскому священнику приходят письма из разных городов и стран — люди хотят больше знать о жизни Григория Журавлева. Отец Анатолий говорит об этом так: «Люди черпают от него надежду. Несмотря на свой недуг, Гриша показал величайший пример жизни — что не надо падать духом, что в любом состоянии можно творить».

Удивительные иконы Григория Журавлева

Самарский краевед и писатель Александр Малиновский уже несколько десятилетий собирает материалы о жизни и творчестве Журавлева. В 2013г. вышло в свет пятое издание его документальной повести «Радостная встреча» об удивительном утёвском иконописце. В книге появились главы о новых найденных иконах Журавлева.

Фото из открытых источников

Пока неизвестно, сколько всего образов написал безрукий иконописец. В настоящее время Александр Станиславович, собирающий сведения о Журавлеве с 60-х годов прошлого века, выяснил местонахождение 100 его работ. В частности упомянутая нами икона святого Николая, подаренная некогда Николаю Романову, хранится сегодня в Эрмитаже. Надпись на обороте ее гласит: «Из архива цесаревича».

Вообще же география распространения икон Журавлева весьма широка. К примеру, одна из его работ была обнаружена в 1963г. в Сербии, которая тогда была частью Югославии.

Фото из открытых источников

Но есть у иконописца одна очень необычная картина, которой Александр Малиновский дал наименование «Утёвская мадонна». Небольшого формата, она изображает крестьянку в белом платочке на голове, держащую на руках младенца. У женщины типично заволжское, простое лицо с большими темными глазами и едва наметившейся улыбкой на губах… Никакого налета церковности, однако воспринимается картина как икона.

Жительница Утёвки Александра Подусова была последней из известных владельцев этого уникального живописного произведения. Женщина говорила, что сильно любила картину-икону и относилась к ней как к семейной реликвии. К сожалению, она не уберегла «Утёвскую мадонну», и где хранится сейчас это полотно, неизвестно.

Божьим промыслом

Поиск каждой иконы – своего рода расследование, основанное на встречах с разными людьми, на результатах работы в архивах. После выхода нового издания «Радостной встречи» растёт список найденных икон, расширяется география поисков.

В 1992 году Малиновскому написали из Троице-Сергиевой Лавры, в церковно-археологическом кабинете которой до сих хранится образ «Святой Лев – папа римский», выполненный утёвским иконописцем. В 1999 году служитель одной из русских церквей в Казахстане подарил самарскому епархиальному музею икону «Кирилл и Мефодий». В 2005 году обнаружилась копия справки о смерти художника – 15 февраля 1916 года.

Порой кажется, что находки случайные, но Александр Станиславович считает, что его ведёт божий промысел. Так, два года назад он решил написать книгу о самарском губернаторе Александре Свербееве. Работая в Российском государственном архиве литературы и искусства с дневниками десятого начальника Самарской губернии, вдруг обнаружил сразу четыре письма Григория Журавлёва! В одном из них, в декабре 1880 года, мастер пишет губернатору, что посылает вместе с отцом семь икон, выполненных по его заказу. В другом, датированном 1884 годом, обращается к цесаревичу Николаю
с просьбой принять написанную специально для него икону Николая Чудотворца.

«Так мы доподлинно узнали ещё о нескольких работах иконописца, – рассуждает о важности находки Малиновский. – Причём большая часть из них выполнена мастером на золоте. И совсем недавно мы нашли одну из этих икон»

Речь идёт о находке в фондах Эрмитажа. На обратной стороне иконы – надпись, которой никто из сотрудников музея долго не придавал значения: «Из архива цесаревича»

Музейщики обратили внимание на особенность изображения лика святого: на нём хорошо заметны тревожные эмоции. Здесь Журавлёв отступил от традиции, предписывающей создавать лики святых «как прозрачную гладь воды» –
без психологизма, активной мимики, без выражения каких-либо сильных чувств

«Почему так произошло? Я долго размышлял об этом. В России тревожная обстановка. Убит Александр II. В дневниках Николая Романова есть запись о том, что он страшится момента, когда станет царём. Как нужна была ему стойкость и жертвенность в служении своему народу, так характерная для Николая Чудотворца! Думал ли об этом двадцатишестилетний художник из далёкого заволжского села, писавший икону для будущего самодержца, или простодушно беспокоился о молитвенном призвании святого, имя которого носил цесаревич? Полагаю, несомненно, думал».

Утёвка – родина художника Г.Н. Журавлёва

Утёвка – старинное заволжское село, где в середине XIX века родился будущий художник-иконописец Григорий Журавлёв. Экскурсанты смогут увидеть,  где жил, где похоронен художник-иконописец, инвалид детства Григорий Журавлёв, познакомятся с его оригинальными работами, иконами, посетят храм, выполненный при его участии и расписанный им вместе с учениками в конце XIX века, полюбуются сохранившимися фресками. Оригинальный портрет — подлинник —  графическую работу художника, икону раннего периода творчества, копии ряда других работ и документов  посетители увидят  в музее Г.Н.Журавлёва, который располагается в  СДК «Мир» по адресу улица Торговая,13.

В Центре ремёсел, расположенном в старинном здании, можно приобрести  сувенирную продукцию: изделия  из глины, лозы, дерева, ткани, шерсти и других материалов, всё это выполнено  по старинным и современным технологиям. Желающие могут пройти мастер-классы( по предварительной договорённости).

Туристический маршрут:

  • Храм Святой Троицы — пер. Первомайский, 1
  • Дом художника — ул. Самарская, 18
  • Центр ремёсел — ул Крестьянская, 10
  • Озеро Приказное — ул. Крестьянская
  • Дом культуры «Мир» — ул. Торговая, 13

Друзья! Приглашаем вас посетить село Утёвку – родину  художника-иконописца  Григория Николаевича Журавлёва!

В программе:

1. Встреча группы с экскурсоводом возле Храма Святой Троицы.

2. Осмотр места, где стоял дом Журавлёвых.

3. Посещение  Храма Святой Троицы, где можно увидеть фрески и иконы, выполненные Мастером. Осмотр территории  храма и места захоронения художника.

5. Знакомство с изделиями сельских мастеров в Утёвском центре ремёсел. При желании – мастер-класс по изготовлению сувенира.Как вариант: встреча с мастерицей (куклы. кружево и др.) в музее Г.Н.Журавлёва.

6. Фото на память на берегу озера Приказное (исторический центр села Утёвка).Варианты фотосессий: в сквере возле храма, на Торговой площади, в музее.

7. Посещение музея   Г.Н.Журавлёва, где экспонируются иконы и светская работа Мастера. Фотосессия в народных костюмах.

8.Обзорная экскурсия по Утёвке. Осмотр исторического центра села. Утёвские курганы.

9.Обед в кафе (по желанию). Стоимость 250 — 300 руб.

ЖДЁМ ВАС, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ! 

Другие сайты и страницы, посвящённые Г. Журавлёву:

  • http://samarskieizvestia.ru/page-15686.html
  • http://museumdoma.ru/ikona-zhurawlyow/
  • http://utevka-primer.ucoz.ru/zhur_mus.html
  • http://boguslava.ru/viewtopic.php?id=2444
  • http://volnaa.blogspot.ru/2014/06/blog-post.html

«Стал писать образа… удовлетворительно»

Христос Спаситель; Богоматерь с Младенцем. Рисунок, нач. 20 в. Иконописец Г. Н. Журавлёв. Изображение с сайта russkiymir.ru/ Фото: АНДРЕЙ СЕМАШКО

Именно благодаря деду Григорий стал посещать сельскую школу, за два года выучился читать. Но когда дед умер, учиться пришлось дома — помогал в этом земский учитель Троицкий. «Затем, познакомившись с употреблением карандаша, принялся учиться письму и рисованию, вставляя для сего карандаш между зубами», — снова сообщают «Самарские епархиальные ведомости».

Когда Григорию исполнилось 15 лет, он вместе с братом Афанасием отправился в губернский город, в Самару. У него была мечта — во что бы то ни стало выучиться писать иконы. С просьбой обучить его приемам живописи юноша обратился к местному живописцу Травкину.

Григорий и Афанасий Журавлёвы. Рисунок Людмилы Кулагиной. Изображение с сайта russkiymir.ru/ Фото: АНДРЕЙ СЕМАШКО

Травкин так поразился необыкновенному ученику, что даже поселил его у себя на квартире и обучил азам иконописи. После этого Григорий Журавлев, запасшись красками, кистями, столом со специальными приспособлениями, а также терпением, вернулся в родную Утёвку и начал набивать… не руку, конечно. Вырабатывать навык, оттачивать мастерство — и создавать кистью и карандашом, зажатыми во рту, удивительные иконы.

Помогала Григорию бабушка, которая чистила кисти, готовила краски, усаживала его особым образом. Брат Афанасий мастерил деревянные заготовки для икон.

«Через пять лет беспрерывного труда этот живописец-самоучка стал писать “образа” настолько удовлетворительно, что решился несколько экземпляров икон своей работы подарить высокопоставленным лицам города Самары», — пишет самарская пресса XIX века.

«Цесаревич милостиво принял икону»

Икона Святителя Николая Чудотворца письма Григория Журавлёва, Преподнесённая в дар цесаревичу, будущему императору Николаю Второму. Хранится в Эрмитаже.Изображение: chiffa-lis.livejournal.com

Высокопоставленным лицам города Самары иконы Журавлева так понравились, что он стал получать заказы

Губернское Земское собрание даже назначило ему ежегодную пенсию в 60 рублей — «приняв во внимание бедственное положение семейства Журавлева и его личные труды по части самоусовершенствования в искусстве живописи»

Так безрукий и безногий иконописец стал кормильцем семьи — ведь и за иконы ему платили: например, 50 рублей за образ, что было немало, учитывая, что земские учителя и врачи получали в конце XIX века 10-15 рублей жалованья.

Познакомился Григорий Николаевич и с самарским губернатором Александром Дмитриевичем Свербеевым, состоял с ним в переписке. В 1884 году Журавлев обратился к своему покровителю с просьбой передать цесаревичу Николаю, будущему императору Николаю II, специально написанную для него икону святителя Николая Чудотворца.

Сопроводил иконописец свой подарок таким письмом (сохранился его черновик, сделанный карандашом):

«Ваше Императорское Высочество! Покорнейше прошу Вас допустить препровождаемую сию икону до Вашего Высочайшего Имени потому, что я не имею у себя рук и ног. И написал сию икону по вразумлению Всемогущего Бога, который допустил меня на Свет Божий. И даровал мне дар. Потом открылось движение моего рта, которым я управляю свое мастерство по повелению Божию».

«Цесаревич милостиво принял икону, писанную крестьянином Журавлевым, соизволил пожаловать ему единовременное пособие сто рублей из собственной Его Императорского Величества суммы», — писали самарские журналисты в 1885 году об успехе своего земляка.

Говорят, что иконописец-самоучка даже писал семейный портрет царской семьи, для чего специально ездил в Санкт-Петербург. Однако, никакими документами этот факт не подтвержден — может быть, рассказчиками этой легенды очень бы хотелось верить, что простой крестьянский сын, без рук, без ног, смог дойти до самого царя.