Оглавление
Основные виды транспорта РФ
В хозяйственной системе любой страны транспорт имеет очень важное значение: с его помощью осуществляется связь между отдельными отраслями хозяйства страны, внутриэкономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. На транспорте в России занято около 8,5% общего числа ЭАН, его доля в ВВП страны 10,5%
На транспорте в России занято около 8,5% общего числа ЭАН, его доля в ВВП страны 10,5%.
Все данные по транспорту за 2007 год.
Основные виды транспорта РФ — ж/д, морской, автомобильный, речной, воздушный, трубопроводный. Они образуют единую транспортную сеть страны.
Формирование транспортной сети определяется:
— развитием и размещением хозяйства;
— размещением городских поселений;
— направлением и мощностью основных транспортно-экономи-ческих связей;
— расположением крупных курортных и туристических объектов.
Густота основных транспортных линей на 1000 км2: железнодорожных — 8,9 км, внутренних судоходных — 49 км, автомобильных с твердым покрытием — 281 км, магистральных трубопроводов — 12,3 км.
Значение каждого вида транспорта определяется его долей в общем грузо- и пассажирообороте.
Железнодорожный транспорт: по общей протяженности железных дорог — 85,0 тыс. км РФ занимает 2 место в мире, после США, это примерно 7,6% железных дорог мира. 50,6% из них электрифицировано.
Наибольший уровень развития и густота линий этого вида транспорта характерны для европейской части, где они имеют радиальный характер с центром схождения в Москве.
Военного периода 1939 — 1945 годов
К началу боевых действий 1939 — 1945 года общая протяжённость железных дорог составляла более 105 тысяч километров, что имело немаловажное значение в обеспечении советских войск в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Не смотря на то, что в первые годы войны значительная часть территории была оккупирована, транспортные железнодорожные перевозки имели высокую интенсивность
При этом непосредственно в самих боевых действиях участвовали механизированные части железнодорожных войск, в составе которых были 53 бронепоезда, которые довольно эффективно вели боевые действия с войсками противника. Однако в связи с существующей разницей в ширине колеи советские бронепоезда действовали в основном на территории Советского Союза, обеспечивая патрулирование приграничных участков государственной границы.
[править] Ссылки
-
Основная статья: Ссылки по теме «Железнодорожный транспорт России»
Росжелдор
РЖД
Видео
РЖД-Партнёр
Sdelanounas
- Раздел о железнодорожном транспорте на сайте sdelanounas.ru
- Японцы выбирают Транссиб
- ТВЕМА продолжает покорять железные дороги Германии
Коммерсантъ
- Тема «Деятельность РЖД»
- В России не будет высокоскоростных железных дорог
- Ъ-Власть — Кому принадлежит Россия // Коммерсантъ
- Ъ-Власть — Железнодорожный транспорт // Коммерсантъ
- Ъ-Власть — Железнодорожный транспорт // Коммерсантъ
- Ъ-Власть — Железнодорожный транспорт // Коммерсантъ
- Магистраль Москва—Казань не набирает скорость // Коммерсантъ
ЖЖ
- Якутско-Амурская магистраль. 2 мая 2015
- Дракон столбит вкусную деляну у медведя. 8 мая 2015
- Парадокс: на дворе кризис, но перевозки растут. 13 июля 2016
- Статистика пригородных перевозок в России за 2005—2018 годы: Москва и регионы
Рунет
- Железнодорожный транспорт
- Раздел о железных дорогах на сайте Первого канала
- Поезда на карте
- Сайт компании «Скоростные магистрали»
ВСМ в России
- Россия потеряла статус лидера по протяженности железных дорог
- Железные дороги Китая на пути к рыночной экономике (Продолжение)
- Высокоскоростным железнодорожным магистралям в России быть
- Высокоскоростное железнодорожное сообщение появится к 2018 году
- В России будут развивать высокоскоростные железные дороги
- Правительство дало шанс внебюджетным скоростям
- Минтранс попросит 74 млрд рублей на аэропорты к ЧМ
- Направление развития — высокоскоростные магистрали // Российское Экспертное обозрение, № 1 2007
- «Белкомур»: когда благие намерения превратятся в дорогу
- Цистерны любой ценой
- Путин ставит на рельсы
- Себестоимость железнодорожных перевозок: Учебник для вузов ж.-д. транспорта / Н. Г. Смехова, А. И. Купоров, Ю. Н. Кожевников и др.; Под ред. Н. Г. Смеховой и А. И. Купорова.— М.: Маршрут, 2003. — 494 с.
- «БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности». 5 мая 2015
- «БАМ — это не только железнодорожный проект». 18 мая 2015
- БАМу повысят пропускную способность. 22 июня 2014
- История экономики транспорта
- Железнодорожный транспорт России: вызовы до 2025 года
- Железнодорожный транспорт
- Умные на дорогах. 16 июля 2015
- Железная дорога
Прочее
- Россия. ВТО. Транзит
- Организация и управление движением на железнодорожном транспорте: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. А. Кудрявцев, В. И. Бадах, К. А. Белов и др.; под ред. В. А. Кудрявцева. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 432 с.
- Китайская высокоскоростная железная дорога придет в Россию. 8 мая 2015
- История железнодорожного транспорта России
- Список серий и моделей. Россия
Маршрутная сеть РЖД
Российские железные дороги имеют достаточно обширную маршрутную сеть, охватывающую практически все регионы страны. Она поделена на несколько секций (магистралей), и все региональные дороги являются филиалами компании ОАО «РЖД».
Региональные подразделения компании РЖД:
- Восточно-Сибирская железная дорога
- Горьковская железная дорога
- Дальневосточная железная дорога
- Забайкальская железная дорога
- Западно-Сибирская железная дорога
- Калининградская железная дорога
- Красноярская железная дорога
- Крымская железная дорога
- Куйбышевская железная дорога
- Московская железная дорога
- Октябрьская железная дорога
- Приволжская железная дорога
- Свердловская железная дорога
- Северная железная дорога
- Северо-Кавказская железная дорога
- Юго-Восточная железная дорога
- Южно-Уральская железная дорога
Магистраль Санкт-Петербург — Москва
В 30-40 годах XIX века потребовал неотложного решения вопрос о соединении надежной дорогой Петербурга с центральными районами России. 1 февраля 1842 года Николай I подписал указ о сооружении первой русской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург — Москва. Летом 1843 года начались строительные работы. Дорога строилась по инженерно обоснованным параметрам, обеспечивающим наряду с экономической целесообразностью потребную пропускную способность с учетом перспективы. По настоянию П.П.Мельникова ширина колеи была установлена равной 5 футам или 1524 мм. Она стала стандартной для всех железных дорог России.
Архивные фотографии
Русские инженеры уже в первые годы развития железных дорог выбрали широкоподошвенный рельс. На линии Петербург – Москва были уложены такие рельсы, изготовленные на Людиновском заводе. Впоследствии этот профиль рельса распространился по всем железным дорогам мира. Первые рельсы изготавливались в основном из чугуна. Однако было установлено, что стальные рельсы изнашиваются меньше и равномернее, чем чугунные. Последние очень скоро перестали использоваться на железных дорогах. Профиль рельса за последние 140 лет изменился мало, зато его масса увеличилась с 20-24 до 75-77 кг/м. Следует отметить, что уже при строительстве дороги Санкт-Петербург – Москва шпалы пропитывали под давлением. На большинстве первых железных дорог укладывали непропитанные шпалы, древесина которых выходила из строя через 8-12 лет.
Стандарты сервиса РЖД/ФПК
В последние годы компания РЖД/ФПК постоянно обновляет подвижной состав, улучшает комфортность своих вагонов и внедряет современные технологии обслуживания пассажиров.
Сегодня уже практически все вагоны ФПК оборудованы биотуалетами, системой кондиционирования и климат-контроля. Предоставляемый сервис во многом зависит от типа пассажирского вагона. Максимальное количество удобств можно ожидать от поездки в вагоне класса «Люкс». Здесь в самом купе есть умывальник, душевая и биотуалет. Также предоставляются санитарно-гигиенические принадлежности, набор питания, постельное бельё пресса и мультимедийный портал. Во всех купейных вагонах выдается постельное бельё, но удобства уже общие на весь вагон. Наименьшее количество услуг предоставляется в плацкартных и общих вагонах.
Современные вагоны фирменного поезда компании РЖД
Послевоенный период
В последующий, послевоенный период, значение железнодорожных войск не уменьшилось, а приобрело несколько иной характер. Отказавшись от значительного количества тех же бронепоездов, железнодорожные войска начали применять несколько иную тактику и стратегию ведения боевых действий. В основном это определялось обеспечением оперативного снабжения войск и наличием стратегических ракетных комплексов мобильного типа.
Но в том, же 1990 году, при подавлении мятежа в Баку, для охраны узловых железнодорожных станций и сопровождения войск некоторая часть бронепоездов были выведены из резерва и приведены в боевую готовность.
Так, что русская железная дорога и на сегодняшний день вносит свой существенный вклад в безопасность и обороноспособность России.
Паровые двигатели
Следующей вехой развития рельсовой дороги стал паровой двигатель, который кардинально поменял концепцию этого вида транспорта. Возникла идея заменить ресурс для тяги с человека (животного) на мобильный паровоз, который мог бы передвигать вагоны по рельсам.
Воплощение этой идеи ускорилось после создания первого в истории парового двигателя. В 1769 году изобретатель из Шотландии Джеймс Уатт запатентовал тяжелую паровую машину, которую усовершенствовал к 1782 году. Обновленный вариант подходил для использования в паровозах, так как был более компактным и мощным.
Первым, кто смог представить миру повозку на паровом двигателе, стал француз Николя Кюньо. Его изобретение можно смело называть предшественником паровозов, хотя испытание закончилось провалом.
Успех пришел к Ричарду Третивику, которому в 1797 году удалось представить паровую повозку. Он занялся разработкой повозки, которая могла бы двигаться по рельсам, так как грунтовые дороги были в печальном состоянии. И, начиная с 1801 года, он создал несколько успешных моделей паровозов, которые сначала использовались на железной дороге-аттракционе.
Косвенно к резкому скачку в развитии железнодорожного сообщения приложил руку сам император Наполеон. Его войны с большинством европейских стран привели к подорожанию многих продуктов, в том числе и зерновых, которые шли на корм лошадям. Так как все крупные предприятия использовали лошадиную тягу, им пришлось срочно предпринимать меры для того, чтобы без потерь заменить лошадей на паровозы.
В качестве экспериментального участка стала использоваться Мидлтонская железная дорога, которая начала использовать паровую тягу. Она начала работу в 1758 году и сперва осуществляла перевозки за счет лошадей, которые таскали по рельсам тележки. Именно для Мидлтона в 1812 году был сконструирован первый коммерчески успешный паровоз «Саламанка».
Таким образом опыты по созданию успешного паровоза продолжались несколько десятилетий, и только в 1825 году состоялось открытие железной дороги, доступной общественности. Она была открыта официально 27 сентября, и в день открытия провезла 600 пассажиров. Тянул состав паровоз Locomotion №1, построенный изобретателем Джорджем Стефенсоном.
Дорога протянулась на 40 километров и на тот момент являлась первой, предназначенной для общего пользования. С того времени железнодорожный ажиотаж распространился на другие страны и стал настоящим прорывом в индустриальной революции.
Железнодорожный транспорт сейчас
Конечно, сейчас поезда ездят не за счет паровозов, а за счет электрической тяги. Впервые это изобретение было представлено в 1879 году, когда Вернет Сименс на выставке представил единственную на тот момент железную дорогу длиной 300 метров, работающую на электричестве. В том же году эта технология была использована на фабрике во Франции.
Затем в 1880 русский инженер Ф. Пироцкий в России запустил с помощью электрического тока вагон с 40 пассажирами. А уже в 1881 году в Берлине открыли первый железнодорожный путь в истории, работающий на электричестве.
Значительным толчком в массовой электрификации железных дорог стало окончание Первой мировой войны. Постепенно электрифицировать свои железнодорожные пути стали страны Европы, США и Россия.
Освоив поезда, работающие на электрической тяге, мир занялся развитием высокоскоростных поездов. Первые успехи были зафиксированы еще в 1903 году, когда поезд преодолел скоростной рубеж в 200 км/ч.
Европейские страны стали готовить проекты по созданию высокоскоростного движения, но первой страной с такой сетью стала Япония. В 1959 году было начато строительство дороги между Токио и Осака, движение на которой достигало 210 км/ч. На данный момент развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения не прекращается.
Тяговый подвижной состав ОАО «РЖД»
На сети ОАО «РЖД» обращается большое количество электровозов, тепловозов, паровозов, а также электропоездов различных типов, разработанных как в советское, так и в новое время.
Электровозы переменного тока
Наименование | Внешний вид | Тип | Мощность | Количество осей |
---|---|---|---|---|
ВЛ80С, ВЛ80К, ВЛ80Т | Грузовой электровоз | — | — | |
ВЛ82М (двухсистемный) | Грузовой электровоз | — | — | |
ВЛ85 | Грузовой электровоз | — | — | |
2ЭС5 | Грузовой электровоз | — | — | |
ЧС4 | Пассажирский электровоз | — | — | |
ЧС8 | Пассажирский электровоз | — | — |
Электровозы постоянного тока
Наименование | Внешний вид | Тип | Мощность | Количество осей |
---|---|---|---|---|
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Пассажирский электровоз | — | — |
— | — | Пассажирский электровоз | — | — |
Тепловозы
Наименование | Внешний вид | Тип | Мощность | Количество осей |
---|---|---|---|---|
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
-] | — | Пассажирский электровоз | — | — |
— | — | Пассажирский электровоз | — | — |
Моторвагонный подвижной состав
Наименование | Внешний вид | Тип | Мощность | Количество осей |
---|---|---|---|---|
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
— | — | Грузовой электровоз | — | — |
-] | — | Пассажирский электровоз | — | — |
— | — | Пассажирский электровоз | — | — |
Допаровая эра
На самом деле рельсы существовали задолго до появления парового двигателя. Считается, что первой рельсовой дорогой был волок Диолк, где рабы толкали тележки по углублениям в известняке еще в VI веке до н.э.
Затем рельсовые дороги появились в Европе, они работали за счет тяги людей или животных. Рельсы были деревянные и были широко распространены на шахтах для переправки добытой горной породы до кораблей.
История современной дороги началась в начале XVIII века, во времена индустриальной революции. Машинное производство постепенно вытеснило ручное производство, и в сфере рельсовых дорог тоже наметился прорыв.
Изобретатели озаботились созданием двигателя, который не будет приводиться в движение человеческими ресурсами. Первой «ласточкой» стал паровой двигатель Томаса Севери, который он запатентовал в 1698 году. Через несколько десятилетий он был усовершенствован и стал настоящим прорывом.
Древнейшая рельсовая дорога в мире была основана в конце XV века около города Зальцбург. Раньше подъемник Райсцуг работал за счет тяги людей или животных, но сейчас функционирует на электродвигателе.
[править] Виды транспорта
Грузовой транспорт
-
Основная статья: Грузовой железнодорожный транспорт России
В структуре российских железнодорожных перевозок преобладают грузовые перевозки (1278,1 млн тонн, 2019). Основные виды грузов (% от всех грузов, 2019): каменный уголь и кокс (29,5), нефть и нефтепродукты (18,2), строительные материалы (включая цемент 11,8), руды чёрных и цветных металлов (10,9), чёрные металлы и их лом (6,9), удобрения и химикаты (6,8), лесные грузы (3,3). Самые крупные отправители грузов (млн. т, 2018): Кемеровская (265,7), Свердловская (59,9), Челябинская (67,4), Иркутская (50,0), Белгородская (48,9), Тюменская (37,7), Мурманская (31,6) области, Красноярский (57,1), Пермский (46,5) и Краснодарский (32,6) края. Средняя участковая скорость движения грузового поезда 41,2 км/ч (2019).
Наибольшее количество российского подвижного состава сосредоточено в руках двух транспортных гигантов — Федеральной грузовой компании (ФГК) и Первой грузовой компании (ПГК) миллиардера Владимира Лисина.
Грузовые железнодорожные перевозки в России являются одними из самых энергоэффективных в мире. Основная причина — высокая доля перевозки грузов на экологически чистой электрической тяге (более 86 % грузов).
Объемы грузовых железнодорожных перевозок, в силу тесной зависимости от уровня промышленного производства, являются одним из наиболее достоверных, объективных индикаторов состояния российской экономики. Они характеризуют уровень объемов производства и сбыта в натуральном измерении как в целом в экономике страны, так и по отдельным товарам, отраслям и регионам, причём ежесуточно.
Пассажирский транспорт
-
Основная статья: Пассажирский железнодорожный транспорт России
Число пассажиров, перевозимых железнодорожным транспортом, 1196,7 млн (2019). Из них 1080,2 млн перевезено поездами внутригородского и пригородного сообщения, 116,5 млн — поездами дальнего сообщения. Наиболее крупные отправители (млн. пассажиров, 2018) — г. Москва (465,9), Московская область (308,8), г. Санкт-Петербург (61,3), Ленинградская (27,7), Новосибирская (23,9) области и Краснодарский край (19,8).
«Сапсан»
С 2009 года на линиях широкой (1520 мм) колеи ж.д. России эксплуатируются новые поезда «Сапсан» технологии Siemens. Составность поезда – 4 моторных и 6 прицепных вагонов, число тележек – 20, из них 8 моторных. Питание от сети 3 кВ постоянного и 25 кВ, 50 Гц переменного тока. Номинальная мощность – 8800 кВт, максимальная скорость – 250 км/ч. Число мест для сидения – 600.
Электропоезд Сапсан
За последние 40 лет спрос на высокоскоростные железнодорожные сообщения значительно вырос. Высокоскоростные поезда, с точки зрения потребителей, превосходят другие виды транспорта по длительности поездок, уровню комфорта и безопасности, щадящему воздействию на окружающую среду. Эти преимущества в ближайшем будущем усилятся, благодаря росту протяженности линий, пригодных для движения с высокой скоростью.
Социальные аспекты железнодорожного транспорта
Пригородные железнодорожные пассажирские перевозки — социальный вид транспорта, обеспечивающий мобильность даже малоимущим слоям населения ввиду своей дешевизны. Вместе с тем в последнее время участились случаи закрытия малопопулярных маршрутов, что приводит к росту социальной напряженности (как правило, в регионах).
С железнодорожным транспортом связаны такие социальные явления как ферроэквинология и зацепинг. Первое является вполне безобидным, в то время как зацепинг представляет собой серьезную угрозу ввиду наметившегося в последнее время роста его популярности у молодежи.
Официальное открытие движения
1 ноября 1851 г. состоялось официальное открытие движения на Петербург-Московской железной дороге. По ней пошли поезда, ведомые паровозами, построенными на Александровском заводе Петербурга. Размеры перевозок быстро росли. Уже в 1852 году дорога перевезла 719 тысяч пассажиров и 164 тысячи тонн грузов. Расстояние от Петербурга до Москвы — 650 километров — скорый поезд преодолевал за 12 часов. В 1850-54 гг. на Александровском заводе в Петербурге были построены первые отечественные пассажирские вагоны. Первые серийные грузовые вагоны в России начали выпускать в 1846 г. Они были четырехосными на двух двухосных тележках. Однако из-за того, что рама и кузов первых вагонов были деревянными, их грузоподъемность была невелика. Только в 1965 г. двухосные вагоны были исключены из обращения на железных дорогах СССР.
К 1860 году железнодорожная сеть России имела протяженность около 1590 км. После земельной реформы 1861 года и отмены крепостного права произошли изменения в экономике страны. Которое способствовало разработке системы финансовых и административных мер. Которые, в свою очередь, заложили основу новой железнодорожной политики. В частности, учредили формально обособленный от госбюджета «железнодорожный фонд», что способствовало развитию железнодорожного строительства. Периоды подъема строительства пришлись на конец 60-х – начало 70-х годов 19 века (в среднем в год сдавалось свыше 1,5 тыс. км) и на 90-е годы (свыше 2,5 тыс. км в год). К 1875 году проложили свыше 20 тыс. км железных дорог, а к концу 19 века длина сети железных дорог России составила 53,2 тыс. км. В начале 1900-х годов построили еще 22,6 тыс. км.
История железных дорог 19 век — открытие дорог для общего пользования
Основы организации тягового хозяйства и эксплуатации локомотивов на железных дорогах России заложили в 1851 году, то есть с открытием для общего пользования Николаевской (ныне Октябрьская) железной дороги. Дорога от Санкт-Петербурга до Москвы разделили на восемь тяговых участков (тяговых плеч). За длину каждого участка приняли расстояние между «большими локомотивными стоянками», которые впоследствии были переименованы в «главные», или «коренные» депо. К депо для ремонта и обслуживания приписали грузовые и пассажирские паровозы. В промежутках между «большими локомотивными стоянками» располагались «малые стоянки», где находились резервные паровозы на случай порчи локомотивов у проходящих поездов. Первые тяговые плечи для грузового движения имели протяженность примерно 80 км, а для пассажирского – 160 км. При развитии железных дорог длину тяговых плеч увеличили. К началу 80-х годов прошлого столетия она возросла для грузовых паровозов до 120 км и более, доходя на отдельных дорогах до 260 км.
Железные дороги в составе ОАО «РЖД»
В состав ОАО «РЖД» входят следующие железные дороги:
Октябрьская железная дорога
Протяжённость: 10379 км; количество работающих — 73000 человек |
Начальник дороги |
Октябрьская дирекция инфраструктуры |
||
Московская железная дорога
Протяжённость: 8984 км; количество работающих — 59000 человек |
Начальник дороги |
Московская дирекция инфраструктуры |
||
Куйбышевская железная дорога
Протяжённость: 4728 км; количество работающих — 51511 человек |
Начальник дороги |
Куйбышевская дирекция инфраструктуры |
||
Северная железная дорога
Протяжённость: 5956 км; количество работающих — 51410 человек |
Начальник дороги |
Северная дирекция инфраструктуры |
||
Северо-Кавказская железная дорога
Протяжённость: 6352 км; количество работающих — 60122 человек |
Начальник дороги |
Северо-Кавказская дирекция инфраструктуры |
||
Горьковская железная дорога
Протяжённость: 5331 км; количество работающих — 47561 человек |
Начальник дороги |
Горьковская дирекция инфраструктуры |
||
Свердловская железная дорога
Протяжённость: 7152 км; количество работающих — 45000 человек |
Начальник дороги |
Свердловская дирекция инфраструктуры |
||
Приволжская железная дорога
Протяжённость: 4276 км; количество работающих — 40000 человек |
Начальник дороги |
Приволжская дирекция инфраструктуры |
||
Юго-Восточная железная дорога
Протяжённость: 4182 км; количество работающих — 40384 человек |
Начальник дороги |
Юго-Восточная дирекция инфраструктуры |
||
Западно-Сибирская железная дорога
Протяжённость: 6000 км; количество работающих — 63363 человека |
Начальник дороги |
Западно-Сибирская дирекция инфраструктуры |
||
Восточно-Сибирская железная дорога
Протяжённость: 5312 км; количество работающих — 42114 человек |
Начальник дороги |
Восточно-Сибирская дирекция инфраструктуры |
||
Южно-Уральская железная дорога
Протяжённость: 4545 км; количество работающих — 40000 человек |
Начальник дороги |
Южно-Уральская дирекция инфраструктуры |
||
Забайкальская железная дорога
Протяжённость: 3321 км; количество работающих — 46104 человек |
Начальник дороги |
Забайкальская дирекция инфраструктуры |
||
Красноярская железная дорога
Протяжённость: 3157 км; количество работающих — 40000 человек |
Начальник дороги |
Красноярская дирекция инфраструктуры |
||
Калининградская железная дорога
Протяжённость: 617 км; количество работающих — 4189 человек |
Начальник дороги |
Калининградская дирекция инфраструктуры |
||
Дальневосточная железная дорога
Протяжённость: 6826 км; количество работающих — 40000 человек |
Начальник дороги |
Дальневосточная дирекция инфраструктуры |
Также на территории России действуют: Малые (детские) железные дороги, Крымская железная дорога в форме государственного предприятия. В качестве дочернего предприятия ОАО «РЖД» принадлежит ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», расположенная на территории Армении.
Популярные поезда РЖД
В последние годы компания РЖД активно обновляет свои пассажирские поезда. Среди большого количества пассажирских и фирменных поездов выделяются несколько “топовых” продуктов РЖД, пользующихся особой популярностью у пассажиров:
- Высокоскоростные поезда “Сапсан” из Москвы в Санкт-Петербург и Нижний Новгород;
- Высокоскоростные поезда “Стриж” из Москвы в Нижний Новгород и Берлин;
- Высокоскоростной поезд “Аллегро” из Санкт-Петербурга в Хельсинки;
- Скоростные поезда “Ласточка” для коротких маршрутов с большим пассажиропотоком;
- Двухэтажные поезда РЖД для самых высокозагруженных маршрутов.
Северная железная дорога — разрешение на строительство
1859 году начали строительство Троице-Сергиевской железной дороги, протяжением 65,7 версты. В 1862 году строительство было окончено, и на дороге началось движение поездов. В 1867 году правление общества обратилось в правительство с просьбой о продолжении дороги до Ярославля. Предполагалось построить трассу по сложившемуся гужевому тракту на Переславль. В 1868 году выдали разрешение на строительство, но устав, представленный правлением общества, был изменен. Изменилась и длина трассы. Она должна была пройти на Александров, а не на Переславль как предполагалось ранее. Длина участка от Троице-Сергиевского Посада до Ярославля определялась в 196 верст. А вся протяженность дороги от Москвы до Ярославля составляла 262 версты.
Дорога была построена к 1 января 1870 года, а движение по ней открыто 18 февраля. По тем временам темпы строительства можно было назвать скоростными. За два года построили 200 верст путей. Трасса пересекала реки Серую, Нерль, Сару, Устье и другие, почти через все построили металлические мосты. На крупных станциях, таких, как Александров, Ростов, Ярославль, взвили каменные здания вокзалов. Соединив Москву с крупным губернским городом Ярославлем, дорога приобрела значение магистральной. Для получения прибыли необходимо было увеличить поток грузов. Чтобы привлечь купцов и промышленников Волги, владельцы дороги снизили тарифы на перевозки. Это привело к тому, что волжские торговцы предпочли везти свои товары не по Московско-Нижегородской, а по Московско-Ярославской дороге. В частности, это относится ко всем хлебным грузам Поволжья.
После смерти Ивана Федоровича Мамонтова в 1869 году, все больше стал заниматься делами общества его сын — Савва Иванович Мамонтов, который вскоре стал директором дороги. С. И. Мамонтов был просвещенным и талантливым человеком, он старался привлекать к работе в службах дороги известных инженеров и ученых. Так, заместителем начальника службы пути стал заведующий кафедрой «Строительное искусство» императорского Московского инженерного училища (ныне МИИТ) профессор И. М. Федорович, а инженером технического отдела дороги — преподаватель кафедры «Железные дороги» того же учебного заведения, будущий академик В.Н. Образцов.
США: самая длинная сеть железных дорог
Соединенные Штаты Америки могут похвастать самыми длинными железными дорогами в мире – здесь они протянулись более, чем на 257 тыс. км. Правда, в то же время американскую железнодорожную сеть можно назвать еще и одной из самых заброшенных на планете: на сегодняшний день меньше 1% линий электрифицировано (то есть на них реализована возможность использовать электропоезда и другой электроподвижной состав), на значительной части железнодорожной сети пассажирское движение и вовсе отсутствует, а популярность этого вида сообщения у местного населения довольно низка – одним словом, сегодня американский железнодорожный транспорт переживает не лучшие времена, хотя когда-то он процветал.
Строить железные дороги в США начали в первой половине XIX века, при этом с самого начала развитием сектора занимались частные компании. Во время Гражданской войны, которая пришлась на 1861-1865 годы, железнодорожный транспорт развивался особенно активно, ведь с его помощью перевозили людей, оружие, провизию. Предприниматели, вкладывавшие средства в этот бизнес, быстро богатели, из-за чего протяженность американской железнодорожной сети неуклонно росла, а поезда в начале ХХ века стали ведущим средством как пассажирских, так и грузовых перевозок. Уже к 1917 году суммарная длина линий превысила отметку в 400 тыс. км, а количество коммерческих предприятий, работающих в этом секторе, перевалило за 1,5 тыс. Однако с передачей железнодорожной инфраструктуры под управление государства после Первой мировой войны и с активным развитием других видов транспорта постепенно востребованность железных дорог в стране стала падать. Самый сильный кризис в отрасли пришелся на шестидесятые годы прошлого столетия, когда поклонение автомобилю поощрялось едва ли не на государственном уровне, а общественный транспорт, напротив, начали считать ненужным. Уже к семидесятым подавляющая часть пассажирских маршрутов была сокращена, и с тех пор ситуация изменилась ненамного, хотя в последние годы местами маршруты и пытаются восстанавливать. Однако, учитывая, что летать на самолете по стране часто дешевле, чем ездить поездами (а еще быстрее и удобнее), поезда для путешествий выбирают преимущественно туристы и люди с аэрофобией.
ФПК – Федеральная пассажирская компания
Услугами по перевозке пассажиров и грузов в дальнем сообщении с 1 апреля 2010 года занимается дочерняя компания ОАО «РЖД» – ФПК (Федеральная пассажирская компания). Штаб квартира ФПК расположена в Москве. Федеральной пассажирской компании принадлежат все пассажирские вагоны, а вот услуги локомотивной тяги и диспетчеризации по–прежнему предоставляет РЖД. В деятельности компании можно выделить следующие направления:
- пассажирские перевозки в дальнем следовании внутри страны (здесь ФПК является монополистом на подавляющем большинстве направлений);
- международная перевозка пассажиров в дальнем следовании;
- грузоперевозки в дальнем следовании;
- обслуживание пассажиров;
- ремонт и техобслуживание подвижного состава.