Присоединение казанского ханства к россии

Оглавление

Ситуация в Казани перед присоединением

В начале 15 века некогда могущественная Золотая Орда стала распадаться на множество мелких княжеств – наступила эпоха феодальной разобщенности.

Казанское ханство выделилось как самостоятельная территория в 1447 году. Столицей его был город Казань. Население составляло около 450 тысяч человек. Основной религией была мусульманская. Представители этих народов к тому времени уже жили на территории Руси. Это помогло сделать процесс присоединения более быстрым и органичным.

В 1549 году Сафа-Гирей умирает. На престол в Казани взошел его малолетний сын. Фактически у власти стояла его мать – царица Сююмбике. Об этом узнали русские и передали новость в Москву. Русский царь не преминул воспользоваться этим фактом и атаковал ханство.

Система управления Казанским Царством

Устанавливалась русская военно-колониальная система управления. Поначалу управление носило военно-оккупационный характер, поскольку стало ясно, что на мирное присоединение других частей ханства вслед за взятием Казани рассчитывать не приходится. Власть в крае сосредоточивалась в руках воеводы, который был одновременно и командующим местными отрядами, и хозяйственно-административным руководителем. Воеводы могли наделять поместьями (верстать) служилых людей, контролировали их службу и вершили суд. Исполнение их полномочий почти не контролировалось властью, и они в какой-то степени напоминали европейских вице-королей заморских колоний.

Вместе с воеводами появились чиновники-дьяки, подьячие, толмачи-переводчики, приказчики. Военной опорой власти были отряды стрельцов. Военный гарнизон Казани в 1565 — 1568 годах состоял из 626 стрельцов, 21 пушкаря и 23 солдат «литовской выучки». Боярских детей, большинство из которых несло военную службу, насчитывалось до 150 человек . Более 400 стрельцов насчитывал Свияжский гарнизон.

С конца 1560 — начала 1570-х года для управления Казанским краем (официальное название Царство Казанское) в Москве был создан новый центральный орган — Приказ Казанского дворца. Приказ Казанского дворца стал своего рода министерством по делам национальностей и регионов Востока России, осуществляя административное, военное, судебное, финансовое управление всеми народами Поволжья и Приуралья, а до 1637 года и народов Сибири.

Приказ организовывал сбор ясака на территории края. В его составе были Разрядный и Поместный столы, ведавшие вооруженными силами и служилыми людьми, а также Денежный стол, финансировавший местные расходы и учреждения. Приказ выполнял также внешнеполитические функции, поскольку «Казанское царство» граничило с ногайскими, киргиз-кайсацкими и сибирскими землями

Важно отметить, что к XVII веку Приказ Казанского дворца контролировал огромную многонациональную территорию, заметно превышавшую территорию Казанского ханства. Так, на западе границы доходили до Касимова и Пензы, на востоке — до Уфы, а на юге — до Царицына

Это было своего рода признанием культурно-цивилизационного единства обширных территорий и диктовалось особенностями и традициями организации жизни и управления.

Элементом военно-колонизационного освоения Казанского края стало создание во второй половине XVI века десятков крепостей: Чебоксары (1555), Тетюши (1558), Алатырь, Курмыш (1565), Лаишев (1576), Царевококшайск, Козмодемьянск (1586), Уфа (1587), Малмыж, Царицын, Саратов, Цивильск, (1590), Яранск, Ядрин (1597). Каждой крепостью командовал воевода, который подчинялся приказу Казанского дворца. В крепостях строились остроги и тюрьмы, развивалась система сыска и репрессий. Таким образом, во второй половине XVI — XVII века тюрко-татарская цивилизация развивалась в условиях репрессий и насилия.

Присоединение Казани

В 1547 году новым правителем Москвы стал Иван Грозный. В этом же году он начинает Казанские походы, целью которых была победа над ханством. Всего состоялось три похода:

  • Первый поход (1547-1548). Основные битвы проходили в феврале-марте 1548 года недалеко от Казани, однако из-за погодных условий и неподготовленности армии Москвы, Иван Грозный решил отступить.
  • Второй поход (1549-1550). Не прошло и года, как Иван 4 приказал готовиться ко второму походу. Главная причина – смерть хана Сафа-Гирея. Этот поход также закончился неудачей, однако на пограничье была построена крепость Свияжск, которая должна была стать плацдармом для следующего похода.
  • Третий поход (1552). Увенчался успехом и Казанское ханство пало.

Как происходило присоединение

После нескольких неудач Иван Грозный сделал выводы и не стал спешить, занявшись реорганизацией армии. Купечество Москвы массово выделяло деньги царю, так как захват Волжской территории увеличил бы их доход. В итоге в начале 1552 года царь собрал армию из 150 тысяч человек, которая должна была через полгода выступить в поход на Казань.

Крымские татары, союзники Казани, решили помочь и совершить нападение на Москву с юго-запада, заставив отказаться от похода на Казань. Однако войска Ивана Грозного не просто полностью разбили татарское войско хана Дивлет-Гирея, но и решили продолжить успех и без остановки и перерыва сразу же пойти в поход на Казань.

Татары оказались не готовыми к такому повороту. В августе 1552 года началась осада Казани. Войска Москвы взяли вражескую столицу в несколько плотных колец. Осада длилась больше двух месяцев, однако Казань не сдавалась. Тогда боярину Ивану Выродкову было доверено возглавить отряд саперов, которые заминировали часть стены Казанской крепости. В результате взрыва стена рухнула, и московские войска смогли проникнуть в город. 2 октября войска Ивана Грозного полностью захватили столицу Казанского ханства. Через неделю большая часть войска вернулась в Москву, а в Казани остался гарнизон во главе с князем Горбатым-Шуйским.  Фактически на этом присоединение Казанского ханства к России было завершено.

Завоевание Казани

23 августа по 2 октября 1552 год продолжался штурм Казани. Иван IV покорил Казань и присоединил территории ханства к Московскому государству.

Царь отправился к стенам города со своим 150 000 войском. Осада города продолжалась долгое время. Татары и их правители не хотели сдаваться и использовали различные уловки: например, Япанча, сподвижник казанского хана, устроил несколько неожиданных нападений на русскую армию из лесов, которые татары знали очень хорошо.

Однако и русская армия вела бой умеючи: воины наступали по Волге, у царя также была подготовленная пехота, кавалерия и профессиональные стрелецкие войска.

Солдаты также заложили под город мины и взорвали водопроводную систему Казани. Шесть недель спустя после этого русским удалось войти в город. Они буквально пробивались в Казань дом за домом, теряя в боях множество людей.

Некоторые воины, воспользовавшись ситуацией, стали грабить дома татар и выносить из них всё ценное. Иван Грозный, узнав об этом, приказал казнить всех мародеров.

После взятия Казани, Иван Грозный вернулся в Москву и узнал приятную новость: жена родила ему сына (однако мальчик прожил недолго).

Мусульманское население было изгнано из Казани, мечети превратили в православные храмы, и население стали насильно переводить в христианство.

Спустя 4 года, в 1556 году, Иван Грозный отправится в поход на Астрахань, с целью завоевать земли ханства и получить полный контроль над важнейшим торговым маршрутом, связанным с выходом Московского государства в Каспийское море.

«КАЗАНСКАЯ ИСТОРИЯ»

Когда же вырос великий князь Иван и пришел в великий разум, принял он после смерти отца своего всю власть великого Русского царства Московского, и воцарился, и был поставлен на царство великим поставлением царским в год 7055 (1547), января в 16 день. И был он помазан святым миром и венчан святыми бармами и Мономаховым венцом по древнему царскому обычаю, как и римские, и греческие, и прочие православные цари поставлялись. И нарекся он царем всей великой России.

И показал он себя великим самодержцем, и держал в страхе все языческие страны, и был весьма мудр, и храбр, и усерден, и очень силен телом, и легок ногами, словно гепард, и был он во всем подобен деду своему, великому князю Ивану. До него ведь никого из его прадедов не называли в России царем, и не смел никто из них венчаться на царство и зваться тем именем, остерегаясь зависти и нападения на них поганых и неверных царей.

Удивились, услышав об этом, все враги его: поганые цари и нечестивые короли, и похвалили его, и прославили, и прислали к нему своих послов с дарами, и назвали великим царем и самодержцем, не презирая его за это, не злословя о нем, не понося его, не завидуя. Лучше же всех написал ему об этом похвальные слова турецкий султан: «Поистине ты, самодержец, — мудрый и правоверный царь, истинный Божий слуга! Ведь удивляет нас и ужасает великая твоя слава: огненные твои хоругви отгоняют и сжигают поднимающихся на тебя, и отныне боятся тебя все орды наши и к твоим границам подступать не смеют».

Казанская история. Перевод Т. Волковой, И. Лобаковой

Это интересно: 205,Вечный мир с Польшей: кратко

Колониальная политика Московского государства

Колониальная политика Московского государства не была и не могла быть одномерной, неизменной в своей методологии и тактике. Так, сначала московская политика следовала агрессивным целям, сформулированным до 1552 года эпигонами, идеям «крестового похода» против «безбожных агарян», клятвопреступных, «проклятых безбожников — казанских татар» — митрополитом Макарием и протопопом Сильвестром.

Этому этапу колониальной политики соответствовала такая степень сопротивления татар, которая характеризуется как национально-освободительная борьба. «Казанская война», то усиливаясь, то ослабевая по степени «военизации», продолжилась вплоть до 1557 — 1558 года.

С этого момента в ней появляются элементы более мягкого и гибкого подхода в виде формулы нового архиепископа Гурия — «крестить татар, но без принуждения». Изначально выбранный приоритетно-репрессивный вариант колонизации смягчался и под воздействием не утихавших восстаний татар и других нерусских народов.

Их лояльность была необходима как для решения внутренних задач государства, так и с точки зрения активизации внешней политики России и обеспечения его безопасности. «Прагматическая направленность в русской политике, — оставалась доминирующей до конца XVII века, так же как засвидетельственная в документах, почти постоянно повторявшаяся формула в московских наказах местным воеводам к нерусским «держать ласка, и привет, и береженье».

Участники событий

Казань насчитывала суммарно 35 тысяч опытных защитников, причем русские войска включали 150 тысяч хорошо вооруженных военных и столько же артиллерийских орудий. При это царь сумел соединить воедино многочисленные роды войск, среди которых:

  • конная дивизия;
  • профессиональные лучники;
  • воины из Мордовы;
  • донские казаки;
  • артиллеристы.

Дополнительно насчитывалось несколько тысяч наемников из иностранных государств. Благодаря донским казакам появилась возможность существенно усилить первичную осаду. Сразу после этого четко спланирована тактика специализированных взрывных подкопов, которые организованы непосредственно под стенами населенного пункта. В результате это повлекло за собой положительный эффект.

Насильственная христианизация татар

Мощнейшим фактором духовно-идеологического воздействия на основы тюрко-татарской культуры явилась правительственная программа насильственной христианизации. Особая роль в освещении этого курса принадлежала митрополиту Макарию.

Взяв Казань, Иван IV приказал разрушить мечети и ханские мавзолеи, а взамен их строить новый Кремль с церквями и палатами.

В 1555 году в Казани учреждается Казанская епархия. Активными проводниками православия становятся монастыри, которым передаются земли. Так, в распоряжение архиепископа попали богатые бортные угодья на территории от Казани до Камского Устья, обширные земли получали Преображенский и Зилантов монастыри в Казани, Богородицкий монастырь в Свияжске. К концу XVII в. на территории современного Татарстана функционировало до 20 монастырей, среди которых наряду с упоминавшимися были богатейшие Кизический, Раифский, Семиозерский и др.

Процесс христианизации народов Поволжья прошел ряд этапов. Антимусульманская политика задумывалась как широкая и быстро осуществимая кампания. Однако, «не добившись зримых результатов в христианизации широких слоев татарского общества, центральная власть делает ставку на обращение в православие представителей татарской феодальной верхушки». Для власти крещение татарской элиты должно было стать свидетельством политической лояльности верхушки татарского общества.

Им были обещаны различные льготы, включая право владения русскими крепостными и возможность осуществления актов купли- продажи земли наряду с русскими землевладельцами. Гермоген предлагает взять курс на силовое насаждение православия: крестившихся перевести в особые слободы, изолировать от неправославных, контролировать строгое соблюдение ими всех обрядов и посещение церкви.

Под влиянием этих обращений царь Федор Иванович приказал разрушить все мечети, а ставить новые запретил, «новокрещенов всех в христианскую веру привесть крепко и утвердить», неповинующихся надлежало бить батогами, заковывать в кандалы и сажать в тюрьмы, приказано было применить и экономические меры — крещеным помещикам надо было крестить служащих у них мусульман и язычников, а тех, кто «не пожелает, они б поотпускали или распродали». Тем же указом христианам запрещалось «жити и служите добровольно и в деньгах у татар». Таким образом, в конце XVI в. политический, социальный, религиозный гнет в Казанском крае все более принимал этноконфессиональную окраску. Следствием этого курса стало заметное усиление числа и масштабов выступлений народов Поволжья и Приуралья, пришедшихся на рубеж XVI и XVII столетий.

Первая половина XVI в.

В 1502 г. улуг карачибек Кул-Мухаммад низложил Абдул-Латифа и при помощи русских послов добился возвращения в Казань хана Мухаммад-Амина (1502). Он сумел подорвать политическое (казнь в 1502 г. Кул-Мухаммада) и экономическое (изменения в системе землевладения) влияние крупной знати и усилить верховную власть.

В 1505–1507 гг. Мухаммад-Амин нанес два серьезных поражения московским войскам под Казанью, заключил ряд мирных соглашений с Москвой (1507, 1508, 1512, 1516), восстановил равноправные и добрососедские отношения между Казанским ханством и Русским государством.

После смерти Мухаммад-Амина (декабрь 1518 г.) диван во главе с улуг карачибеком Булатом Ширином в 1519 г. возвел на казанский трон касимовского хана Шах-Али, обещавшего сохранить привилегии знати. Однако усиление влияния русских советников в ханстве и попытки ограничения власти карачибеков вызвали новый заговор знати и изгнание хана.

В 1521 г. на казан. престол при поддержке своей матери, царицы Нур-Султан, был возведен крымский султан Сахиб-Гирей. Новый хан, опираясь на союз с Крымом, начал активные военные действия против Русского государства: совершил победоносный поход на Москву (1521) и заставил ее платить дань Казанскому ханству.

В 1523 г. Сахиб-Гирей вновь начал войну с Москвой и Астраханью, но после смерти крымского хана внезапно решил вернуться в Крым, посадив в 1524 г. на престол Казанское ханство своего племянника Сафа-Гирея. При поддержке знати (Булат Ширин, эмир Атуч (Отуч), аталык Талыш и др.) в 1524 г. он организовал отпор русской армии, в 1526–1528 гг. заключил мир с Москвой.

В 1530 г. русское правительство разорвало мирный договор и начало поход на Казань. Однако казанцы, при помощи войск ногайцев и астраханцев, нанесли поражение русским полкам.

Новое усиление власти хана привело к мятежу знати, опиравшейся на поддержку Москвы. В 1531 г. Сафа-Гирей был изгнан, его сторонники казнены. Промосковски настроенный диван во главе с ханбике Гаухаршад, Булатом Ширином и мурзой Кичи-Али в 1531 г. пригласил на казанской трон касимовского хана Джан-Али, который с согласия московского правительства женился на Сююмбике – дочери ногайского мурзы Юсуфа.

После смерти великого князя московского Василия III (1533) влияние Москвы в Казанском ханстве резко ослабело, что вызвало мятеж знати против политики хана и его окружения. Булат Ширин и Гаухаршад свергли в 1535 г. Джан-Али, на престол вновь был возведен Сафа-Гирей, который после смерти Джан-Али взял в жены Сююмбике.

Пользуясь междоусобной борьбой в Москве, Сафа-Гирей организовал успешный поход на Русь (1536–1537). По мере усиления его власти возрастало недовольство аристократии, которая вела переговоры с Москвой о смене правителя в ханстве (1541 и 1545). В ответ на это Сафа-Гирей казнил часть знатных казанцев, тем самым противопоставил себя казанской знати; был свергнут в результате нового заговора (во главе с Чурой Нарыковым, сейидом Беюрганом и беком Кадышем).

Заговорщики вновь пригласили на престол хана Шах-Али (см. Казанское восстание 1545–1546 гг.). Между тем Сафа-Гирей бежал к ногайскому бию Юсуфу, получив у него войско, вернулся в Казань и сверг хана Шах-Али.

Правление Сафа-Гирея (1546–1549) началось с казней его противников – Чуры Нарыкова, Кадыша и др. – и прихода к власти крымских и ногайских беков.

После смерти Сафа-Гирея (март 1549 г.) власть перешла к Утямыш-Гирею, его малолетнему сыну от Сююмбике. Она стала регентшей при сыне и опиралась на поддержку крымской гвардии во главе с огланом Кошчаком.

Ход противостояния

К лету 1552 года принято решение повторно выдвинуться к стенам Казани, где хан сумел обустроить качественное оборонительное сооружение. Вскоре последовала успешная переправа через Волгу с последующим началом кровопролитного сражения с 10-тысячным безжалостным войском хана Едигера.
Несмотря на ярко-выраженное превосходство татар, 3-часовой бой заставил их бежать с поля боя. Однако это позволило русскому основному войску преодолеть с легкостью переправу и приступить к организации осады казанских ворот.

Мины, гигантская осадная башня и казаки в перьях

Построенное оборонительное сооружение не позволило Ивану Грозному моментально войти в пределы населенного пункта. В результате принято решение организовать неоднозначный подход. Русское войско приступило к рытью окопов, после чего последовала закладка 50 бочек, заполненных до верха порохом. Поутру прогремела череда взрывов, после чего многотысячная дружина ринулась в город. Однако они не ожидали отчаянного сопротивления, что повлекло за собой определенные последствия в этом сражении.

Взятие Арских ворот и последний ультиматум

Продолжительное кровопролитное сражение позволило Ивану Грозному достичь определенных успехов. Вскоре русское многотысячное войско сумело взять под персональный контроль Арские ворота. Иван Грозный принимает решение остановить продвижение войск. Чтобы сохранить жизни персональной дружине, отправляется посланник к хану с последующим выдвижением ультиматума. Документ предусматривал официальное объявление поражения с последующим переходом казанских земель под полный контроль Российской империи. На принятие решение отводилось минимум времени.

Последний подкоп и взятие Казани

Не получив положительного ответа от хана, Иван Грозный принимает решение собрать имеющееся войско воедино, чтобы нанести последний удар и покончить с набегами хана на русские земли. Чтобы обеспечить свободный проход в пределы города, принято решение организовать рытье подкопов. В результате успех не заставил себя долго ждать. Молниеносное нападение застало защитников врасплох и повлекло за собой объявление поражения в скором времени.

Религия

Государственной религией в Казанском ханстве был ислам (ханафитского мазхаба). Духовенство владело обширными земельными угодьями – вакфами.

Главой духовенства Казанского ханства являлся сейид. Наиболее известные сейиды: Бараш (1491–1507), Шейх-Хусейн (1512–1516), Беюрган-сеид (1546), Мансур (1546) и Кул Шариф (1552). Все они пользовались большим почетом и уважением, принимали участие в управлении государством и дипломатических переговорах казанских ханов.

Шейхи, кази, муллы, имамы, хафизы и другие представители духовенства осуществляли богослужение, а также судопроизводство по гражданским делам по всей стране.

Есть также данные о распространении в ханстве суфизма (братство Накшбандийа).

Власть

Верховная власть в Казанском ханствео принадлежала ханам из рода Джучи: до 1518 г. ханами были потомки Улуг-Мухаммада, позднее – из династии Кичи-Мухаммада, в 1518–1552 гг. (с перерывами) – Гирея (см. Гиреи), в 1521–1551 гг. (с перерывами) – Шибана, в 1552 г. – Ахмада.

Ханами могли быть только Чингисиды, исповедовавшие ислам.

Формально ханы являлись единовластными монархами, их имена произносились во время молитвы в мечетях (например, в хутбе), они скрепляли своей печатью все законы, выполняли другие государственные функции.

Фактически же власть в Казанском ханстве принадлежала дивану, состоявшему из представителей высшей татарской знати; решающую роль в нем играли карачибеки из правящих родов Ширин, Аргын, Барын и Кипчак.

Высшую административную и военную власть осуществлял улуг (великий) карачибек, который чаще всего назначался из представителей рода Ширин (Булат Ширин, его сын Нур-Али).

Основные занятия населения

Основные занятия населения – земледелие (на основе трехпольной системы и степного перелога), скотоводство, бортничество, рыболовство.

В городах, особенно крупных, развивались ремесленные производства – железоделательное, оружейное, гончарное, ювелирное, кожевенное, деревообрабатывающее и др.

Важной отраслью хозяйства была торговля, как местная – с Верхним Прикамьем и Южным Уралом, так и международная – с Русью, странами Средней Азии и Кавказа. Наиболее важные предметы вывоза – меха, кожаные изделия, мед, хлеб; ввоза – предметы роскоши, дорогое оружие, ткани, пряности, скот и др

Наиболее важные предметы вывоза – меха, кожаные изделия, мед, хлеб; ввоза – предметы роскоши, дорогое оружие, ткани, пряности, скот и др.

Наиболее известные ярмарки – Ташаяк, на Гостином острове, Арском поле.

Крещение Казанских ханов

Менялись методы и формы колонизации. Но принципиально не менялась ее суть по отношению к нерусским народам. В ходе колониальной кампании «первой волны» (1552 — 1557-58) решалась не только задача освоения территории Казанского ханства («собирания золотоордынских земель»). Ее важнейшей политической целью оставалось стремление изменить традиционные формы и самобытность тюрко-татарской цивилизации.

Во-первых, была предпринята попытка ликвидации ханской династии и всей местной системы управления, во-вторых, разрушалась традиционная социально-экономическая система, происходило уничтожение или вытеснение татарского дворянства, осуществлялись гонения на городские сословия (купечество и ремесленников), а также притеснение крестьянства; в-третьих, началась христианизация и обрусение народов края.

Иван IV, опасаясь отпадения казанцев, сделал все, чтобы разрушить существовавшие с булгарских времен традиции государственности татарского народа. Ханская администрация ликвидируется, казанская ханская династия прерывается.

Марионеточный Шах-Али умер в Касимове в 1567 году Царица Сююмбике и ее сын, наследник престола Утямыш-Гирей были насильно увезены в Россию, где после взятия Казани 7-летнего ребенка разлучили с матерью и крестили в Чудовом монастыре под именем Александр.

В 1566 году в возрасте около 20 лет он умер при неясных обстоятельствах. Сююмбике тоже умерла вдали от родины. Хан Едигер, взятый в плен при взятии Казани, в октябре 1552 г. был крещен и умер в Москве спустя 13 лет.

Крещеные ханы при жизни формально пользовались свободой и почетным положением лиц царских кровей, а после смерти хоронились в почетных местах: Утямыш-Гирей — в Архангельском соборе в Московском Кремле, рядом с могилами московских великих князей и царей, а Едигер в Благовещенской церкви Чудова монастыря.

Внешняя политика

Казанское ханство вело активную внешнюю политику. После укрепления внутреннего положения Улуг-Мухаммад предпринял ряд походов против Московского княжества (1439, 1444).

В 1445 г. его сыновья Махмуд и Якуб разгромили под Суздалем войска великого князя московского Василия II, которого взяли в плен. Он вынужден был пойти на соглашение, обязался дать большой выкуп и платить ежегодную дань (см. Битва под Суздалем). Примерно с этого же времени имя Улуг-Мухаммада в источниках не упоминается.

В 1445 г. сын Улуг-Мухаммада Махмуд изгнал из Казани братьев Якуба и Касима, занял престол и правил до 1467 г. В период его правления установились мирные отношения с Русским государством и оформилась административно-политическая структура Казанского ханство

После смерти Махмуда (1467) ханом стал его старший сын Халил, в том же году престол занял Ибрагим, но против него знатью был организован заговор, и на престол приглашен мещерский удельный князь Касим.

При поддержке великого князя московского Ивана III Касим предпринял поход на Казань, но был разбит (1467). Московско-казанская война (1467–1469) завершилась заключением мира, состоялся обмен пленными.

В 1470-е гг. внутренне положение Казанское ханство укрепилось, оно начало расширять свои владения в Верхнее Прикамье и Вятском крае (поход 1478 г. на город Хлынов). Ответные атаки русских войск и ушкуйников были отбиты (1478).

После смерти Ибрагима (1479) в Казанском ханстве началась междоусобная борьба, в которой победу одержал Ильхам (1479–1487), изгнавший претендента на престол султана Мухаммад-Амина. Последний, заручившись поддержкой Москвы, начал войну против Ильхама (поход 1482 г.).

Предположительно в 1484–1485 гг. Мухаммад-Амин занял Казань, но вскоре был свергнут. В ответ на усиление власти Ильхама был организован поход русских войск на Казань (1487), который закончился ее взятием после долгой осады и низложением хана.

В период правления хана Мухаммад-Амина (1487–1495) Казанское ханство фактически находилось под московским протекторатом и проводило единую с Москвой внешнюю политику, в частности, воевало против Большой Орды (1493).

Мухаммад-Амин ограничил власть дивана, что вызвало в 1495 г. взрыв недовольства знати. Он был изгнан с престола. Карачибеки Кул-Мухаммад, Урак, Садыр и Агиш возвели на престол сибирского царевича Мамука из рода Шибана. Но и его правление не удовлетворяло карачибеков, в 1496 г. на ханский трон был посажен младший брат Мухаммад-Амина Абдул-Латиф, живший на Руси. Он также пытался ограничить политическое влияние знати (в 1499 г. подавил мятеж во главе с карачибеком Ураком), что привело к конфликту с аристократами.

Осада Казани

Летом 1552 года русская армия в очередной раз выдвинулась в сторону рубежей ханства. В середине августа первые полки переправились через Волгу и вступили в сражение с 10-тысячным войском хана Едигера. Несмотря на численное превосходство татар, после трехчасового кровопролитного сражения они были обращены в бегство. Теперь все главные русские силы смогли в течение недели преодолеть течение и глубину реки, после чего армия Ивана Грозного приступила к осаде Казани.

Защитников осажденного города насчитывалось 33 тысячи человек. У русского войска был значительный перевес: 150 тысяч человек, а также 150 артиллерийских орудий. Армия русского царя состояла из многих родов войск:

  • конница;
  • стрельцы;
  • отряды татарского хана Шигалея;
  • мордовские воины;
  • донские казаки;
  • иностранные наемные войска.

Донские казаки усилили осаду, с их появлением русская сторона приступила к тактике взрывных подкопов под стенами города. В итоге это принесло желаемый успех.

Решающий штурм начался 2 октября 1552 года. Казанцы упорно оборонялись, привлекая к защите города даже женщин и детей. А вот русский царь и его полк не принимали участие в прорыве укреплений. Иван 4 во время сражения усердно молился в походной церкви. Тем временем русские войска начали врываться в город и, решив, что победа уже достигнута, стали захватывать трофеи. За что и поплатились: защитники Казани нанесли контрудар и перехватили инициативу.

К Ивану Грозному поскакали гонцы с просьбой срочно ввести в бой царский полк. Но сделал он это лишь когда «услышал» призывный звон московских колоколов. Полк царя поставил решающую точку в штурме Казани.

ЧУДЕСА ПОД КАЗАНЬЮ В 1552 ГОДУ

При изучении рассказов о чудесах, которые сопутствовали важнейшим событиям XVI в., наше внимание привлекло Чудо о свечении под Казанью 1552 г. Описание рассматриваемого Чуда помещено в Житии Даниила Переяславского, а также в 24 тит

10 гл. 17 ст. Степенной книги

Важно отметить, что, как было установлено в историографии, и Житие Даниила, написанное между 1556 и 1562 г., и Степенная книга, составленная по поручению митрополита Макария на рубеже 50–60-х годов XVI в., создавались одним лицом — духовником Ивана IV благовещенским протопопом Андреем (впоследствии митрополит Афанасий)

И откры оконце храмины, еще нощи глубоце сущи, и видит явьствено, а не во сне, над градом Казанию светъ необычен; и разливашеся свет по всему граду, и во свете мнози столпи пресветлии, яко огнени блещахуся, и яко свещи к небеси воспалахуся. Возбуди же ту некоего велможу, спяща, уязвлена стрелою на брани, иже ближнии у благочестиваго царя, яко да и той видит таковый чюдный свет над градом и во граде… Възвещено же бысть и сие видение христолюбивому царю.

Усачев А. С. Об исторической ценности древнерусских сообщений о чудесах (на материале чуда  свечении под Казанью 1552 г.)