Покровский, борис александрович

Оглавление

Елена Коренева: сбежавшая за океан

Елена Коренева, которой в картине была предложена роль медсестры Людочки, поначалу отказалась от съёмок. Её не вдохновили ни сценарий («какой-то натужный юмор»), ни ее персонаж. Согласилась она только потому, что ее уговорила ее мама Наталья Коренева, которая работала на картине вторым режиссером. Она же, кстати, и «открыла» Олега Меньшикова, увидев его в каком-то спектакле.

Елене Кореневой хорошо удавались роли нежных, наивных и бесхитростных натур – вспомнить хотя бы ее роль Таи в «Сибириаде» или Марты, возлюбленной Барона Мюнхгаузена из фильма «Тот самый Мюнхгаузен». Роль в «Покровских воротах» ей явно удалась, но почти сразу же после выхода картины Коренева уехала в США и вышла там замуж за преподавателя русского языка и литературы. Такой «финт» актрисы привел к тому, что фильм на какое-то время положили на полку.

В Америке Коренева пробовала себя в кино, но впоследствии говорила: «Нашим соотечественникам там светят только фильмы категории «Б» – то есть, второго сорта. За несколько лет я снялась в эпизодических ролях только в двух картинах, одна из которых – «Любовники Марии» Михалкова-Кончаловского». 

Фото: ТАСС

Когда американский брак закончился разводом, Коренева стала работать официанткой в русском ресторане, объясняя это так: «В Америке это самый распространенный способ подзаработать для людей творческих: у тебя много свободного времени, а чаевые (кстати, очень неплохие) целиком идут тебе в карман». Там она познакомилась с поэтом Иосифом Бродским и танцовщиком Михаилом Барышниковым.

Хотя она и оставалась советской гражданкой, ей 3,5 года не давали визу в СССР. Впервые приехать в Москву она смогла только в 1987 году, а в начале 90-х вернулась насовсем. Она написала автобиографическую книгу с самокритичным названием «Идиотка» и начала активно сниматься в отечественных кинокартинах. Параллельно она поступила в Театр современной пьесы. В 1999 году окончила Высшие режиссёрские курсы и сняла две короткометражных картины: «Ноктюрн Шопена» и «Люся и Гриша». Она была в жюри кинофестивалей «Амурская осень – 2009» и «Лістапад» в Минске. Свои политические взгляды артистка выражала активно и радикально. Она неоднократно принимала участие в правозащитных и благотворительных акциях, оппозиционных и антивоенных митингах. Сейчас она продолжает жить в России, а на ее счету сейчас более 60 лей в кино и семь – в спектаклях.

Фильмография

Год Фильм Роль
2000

Маросейка, 12. Ставок больше нет

2000

Маросейка, 12. Ген смерти

2004 Грехи отцов

Багров (убийца Столыпина)

2005-2008 Кулагин и партнёры Алексей
2006-2007 Любовь как любовь телохранитель
2007 Мужчина должен платить Сергей
2007 Женские истории аудитор
2008 В стиле шоу Марат
2008 Позвони в мою дверь Игорь
2008 Псевдоним «Албанец» 2

лейтенант Борис Терехов

2008 Туман рассеивается сотрудник КГБ
2008 Глухарь

следователь ОВД «Пятницкий» старший лейтенант юстиции Алексей Григорьевич Черенков

2009 Глухарь. Продолжение

следователь ОВД «Пятницкий» старший лейтенант юстиции Алексей Григорьевич Черенков

2009 Великолепная пятёрка

Сергей Макаров

2009 На всех широтах…

капитан 3-го ранга

2010 Глухарь в кино

следователь ОВД «Пятницкий» старший лейтенант юстиции Алексей Григорьевич Черенков

2010 Глухарь. Возвращение

следователь ОВД «Пятницкий» старший лейтенант/капитан юстиции Алексей Григорьевич Черенков

2010 Страшные лейтенанты

следователь ОВД «Пятницкий» старший лейтенант юстиции Алексей Григорьевич Черенков

2010 Братаны-2 Яша
2011 Новая жизнь сыщика Гурова. Продолжение Макс Черных
2016 Провокатор Буснин

Первые роли

Биография Бориса Покровского свидетельствует о том, что на съемочную площадку он впервые попал еще в годы студенчества. Молодой человек дебютировал в телефильме «Маросейка, 12: Ставок больше нет», представленном на зрительский суд в 2000 году. Ему досталась эпизодическая роль таможенника.

Активно сниматься Покровский начал уже после окончания ГИТИСа. Актер засветился в рейтинговых телепроектах «Любовь как любовь», «Кулагин и партнеры», сыграл аудитора в «Женских историях». Первым его серьезным достижением стало участие в сериале «Грехи отцов». В этом телепроекте Борису отведена роль молодого человека по фамилии Багров, который вошел в историю как убийца Столыпина. Закрепить успех Покровскому помог сериал «Мужчина должен платить». Он блестяще справился с ролью молодого предпринимателя Сергея Белых.

Личная жизнь

Пережив в детстве развод родителей, Максим уже тогда был уверен, что его биография будет содержать один брак. С будущей супругой познакомился на концерте в начале 90-х. Татьяна Покровская с юных лет любила рок и в свободное от учебы время посещала подобные мероприятия. В браке родились двое детей – дочь Таисия и сын Илья.

Максим Покровский с женой и дочерью

В личной жизни певцу повезло, ведь жена поддерживает мнение Максима в различных вопросах, в числе которых и политика. Те, кто знаком с Покровскими, отмечают, что супруги на удивление дружные и сплоченные. Татьяна посвятила жизнь детям и семье, не работает. Женщина мечтала, чтобы Илья и Таисия росли в домашней обстановке, поэтому не отдавала малышей ни в ясли, ни в школьную «продленку». Музыкант отвечает за финансы, а избранница – за домашний очаг.

Живя в России, Покровские часто отдыхали в загородном доме, который Максим построил в подмосковной деревне Таболово. Недалеко от деревянного коттеджа расположены лес и два водохранилища. Сейчас в профилях партнеров в соцсетях не увидеть фото родных березок, зато много снимков заокеанских пейзажей, ведь сегодня супруги с наследниками живут в США.

Инна Ульянова: спасение утопающей

«Хоботов! Это мелко!», – восклицает Маргарита Павловна Хоботова, одна из самых громких и активных обитательниц коммуналки в Петровском проезде. Эта не в меру энергичная женщина, взявшаяся «спасать» своего бывшего мужа и ведущая странную и диковатую игру а-ля «тройственный союз» вызывает настоящий суеверный ужас у многих, кто смотрел «Покровские ворота». «Женщина сказочного ума! Занимается Южной Америкой!», — так описывает ее второй муж Савва Игнатьич. Маргарита Павловна способна «задушить любовью» и отдает всю себя на защиту обоих своих мужчин от страшного внешнего мира.

Фото: Малышев Николай/ТАСС

Для Инны Ульяновой, исполнительницы роли Маргариты Павловны, эта роль стала звездной

Именно благодаря ей она стала супер-узнаваемой и на нее обратили внимание режиссеры. До этого она смогла засветиться лишь в «Семнадцати мгновениях весны» в роли подвыпившей дамочки с лисой

После выхода фильма на экраны она снялась еще в нескольких характерных ролях в кино и сериалах. В 90-е годы запомнилась всей стране как дама, которая пользуется средством «Comet»: «Да, милочка, из-за такой ванны и на квартиру не клюнут». На телевидении вела программы «Дело хозяйское» и «На здоровье!». Инна Ульянова была 2 года замужем за Борисом Голдаевым, а потом она больше не выходила замуж. Детей у нее не было. 9 июня 2005 соседи актрисы вызвали «Скорую помощь», когда обнаружили, что она неделю не выходит из дома. Причиной смерти был цирроз печени. Инна Ульянова похоронена на Ваганьковском кладбище в Москве.

Сложный выбор

Кинематографический путь Бориса начался в 2000-м году с небольшой роли в телевизионном сериале «Маросейка-12». В этом проекте актер снялся в двух сериях в образе таможенника. В период с 2004 по 2007 года Бобровский играл разноплановых героев в таких картинах, как:

  • «Грехи отцов»;
  • «Кулагин и партнеры»;
  • «Женские истории»;
  • «Любовь, как любовь»;
  • «Счастливы вместе»;
  • «Мужчина должен платить».

Но из-за постоянной занятости на съемочной площадке у Бориса начались разногласия с худруком «Сатирикона», который негативно относился к совмещению съемок в сериалах с игрой на театральной сцене. Покровский долго думал, как выйти из сложной ситуации. С одной стороны, у него были живые выступления, энергетика зала, а с другой – популярность и достойная заработная плата.

После мучительных раздумий актер отдал предпочтение кинематографу.

В 2008 году Борис получил главную роль в картине «В стиле шоу», но известность принесла ему многосерийная криминальная лента Глухарь. Покровский перевоплотился в следователя Алексея Черенкова, по прозвищу «Черенок», который очень был похож на артиста в реальной жизни. Он такой же добрый, отзывчивый, но невероятно не собранный, летающий в облаках.

В том же году Борис пополнил творческую копилку такими работами, как: «Закон и порядок. Отдел оперативных расследований-3», «Псевдоним «Албанец»-2», «Туман рассеивается», «Безмолвный свидетель-3». В 2009 году вышла вторая часть детективной истории «Глухарь», в которой персонаж Покровского продолжил расследовать дела районного отдела «Пятницкий».

В 2010 году с участием Бориса состоялась премьера полнометражных картин: «Глухарь в кино» и «Глухарь, Снова Новый». Оба проекта вышли в канун Нового года, пришлись по вкусу многим телезрителям. Через два года Покровский снялся в аналогичной многосерийной ленте «Одиссея сыщика Гурова», в образе следователя Максима Черных.

В 2013 году Покровский получил главные роли в двух полнометражных картинах: «Амулет» и «Любовь без лишних слов». Стоит отметить, что Борис прекрасно играет не только сотрудников правоохранительных органов, но и влиятельных бизнесменов, романтичных героев. Последними кинематографическими картинами, в которых снялся актер стали:

  • «Второй брак»;
  • «Провокатор»;
  • «Любовь на выживание».

Как и большинство российских артистов, Покровский обходит стороной тему личной жизни. Известно лишь, что его избранница из мира кино и у пары серьезные отношения, большие планы на совместное будущее. Борис поддерживает дружеские отношения с коллегами по проекту «Глухарь», а с его киношным другом Агапычем – актером Александром Бобровым планируют съездить на Украину, где проживают их родственники.

Мама Анна Алексеевна Некрасова

Мама Анна Алексеевна Некрасова первые военные годы оставалась в Горьком с маленькой Аллой. Практиковались концертные бригады артистов, которые приезжали к военным с выступлениями. Бригаду, в которой участвовал Игорь Ильинский, возглавляла Анна Алексеевна. Иногда Некрасова брала с собой дочь.

Детская память запечатлела, как пароход причаливает к берегу разрушенного Сталинграда. Из развалин появляются люди. Смотрят и слушают актеров. Позже мама с маленькой Аллой переехали в Москву. Некрасова стала работать режиссером в Центральном детском театре.

По маминой линии все родственники просветители и миссионеры.

Прадед Аллы Иван Яковлевич Яковлев создал чувашский алфавит.

Бабушка Некрасова Лидия Ивановна переводчик, этнограф, искусствовед. Она знала 8 языков. Свободно говорила на 12-ти.

Перед рождением внучки Лидию Некрасову посадили в ГУЛАГ за измену Родине.

Бабушка считалась добрейшим человеком. Помогала сокамерникам учить молитвы. Когда началась война, женский лагерь перестали кормить. Как и другие, Лидия Ивановна умерла от голода.

Муж бабушки Лиды Некрасов Алексей Дмитриевич удивлял 3-летних внуков чтением «Илиады» Гомера, произведениями Гоголя.

Книги[править | править код]

  • Покровский Б. А. Об оперной режиссуре. — 1973
  • Покровский Б. А. Размышления об опере. — М., 1979.
  • Покровский Б. А. Беседы об опере. — М., 1981.
  • Покровский Б. А. Ступени профессии. — М., 1984.
  • Покровский Б. А. Сотворение оперного спектакля. — М., 1985.
  • Покровский Б. А. Введение в оперную режиссуру. — Учебное пособие по курсу, 1985.
  • Покровский Б. А. Режиссура музыкального театра: Для студентов театральных ВУЗов. — М., 1985.
  • Покровский ставит советскую оперу. — М., 1989.
  • Покровский Б. А. Когда выгоняют из Большого театра. — М.: Изд-во «Артист. Режиссёр. Театр» СТД РСФСР, 1992. — 205. с. ISBN 5-87334-065-X
  • Покровский Б. А. Что, для чего и как? — М., 2003.

Личная жизнь

Покровская была 3 раза замужем и только с последним супругом испытала настоящее счастье в личной жизни.

В первый раз актриса вышла замуж в молодости за своего преподавателя Алексея Николаевича Покровского из училища им. Михаила Щепкина, который вел один из предметов у юной Алины. Брак продлился недолго в силу возраста артистки, но после развода она оставила на память фамилию супруга и никогда ее больше не меняла.

Второй раз создать семью актриса пыталась совместно с актером Владимиром Борисовичем Сошальским, с которым вместе выступала на одной сцене. Несмотря на то, что муж любил веселые вечеринки и встречи, Алина Станиславовна продержалась в отношениях с ним 10 лет. Владимир Борисович не стремился стать отцом, к моменту женитьбы на Покровской у него уже родилась дочь, тогда как актриса хотела детей.

Алина Покровская и Владимир Сошальский

После развода с Сошальским Покровская нашла женское счастье в союзе с коллегой Германом Юшко, с которым она прожила 40 лет до его смерти. В третьем браке у актрисы родился долгожданный ребенок — сын Алексей, который стал гордостью родителей, с отличием окончив исторический факультет. Алексей женат, у него есть сын Максим — единственный внук артистки.

В 2020 году актрисе исполнилось 80 лет, чему посвящен выпуск программы «Раскрывая тайны звезд».

Покровский Михаил Владимирович

11030027. Кафедра фармакологии и клинической фармакологии11030027. Кафедра фармакологии и клинической фармакологииОбразование

  • Уровень: Высшее образование
  • Образовательное учреждение: Кубанский медицинский институт им. Красной Армии
  • Год окончания: 1983
  • Специальность: лечебное дело
  • Квалификация: врач

Преподаваемые дисциплины

  • Биоэквивалентность лекарственных средств (06.04.01 Биология)
  • Доклинические и клинические исследования лекарственных средств (33.05.01 Фармация)
  • Доклинические исследования лекарственных средств (30.06.01 Фундаментальная медицина)
  • Клиническая фармакология (31.08.73 Стоматология терапевтическая)
  • Фармакология (31.08.18 Неонатология)
  • Фармакология, клиническая фармакология (30.06.01 Фундаментальная медицина)

Ученая степень, год присвоения

доктор медицинских наук , 1995

Ученое звание, год присвоения

Профессор, 1998

Данные о повышении квалификации

  • 2020 г., Технологии генетического редактирования Института биологии гена РАН в биомедицине и ветеринарии, 144 ч., Региональная общественная организация «Ассоциация победителей олимпиад», Удостоверение № 2000008 от 25.12.2020
  • 2020 г., Использование технологий симуляционного обучения, информационных технологий, технологий бережливого производства в профессиональной подготовке медицинских кадров, 72 ч., ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Удостоверение № 0289-1795 от 21.10.2020
  • 2020 г., Актуальные вопросы клинической фармакологии. Правила надлежащей клинической практики и освещение основных разделов (GCP), 72 ч., ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Удостоверение № 0306-14266 от 07.10.2020
  • 2020 г., Проверка знаний требований охраны труда по программе для руководителей и специалистов, осуществляющих организацию, руководство и проведения работ на рабочих местах, 40 ч., Удостоверение № 6238 от 21.08.2020
  • 2020 г., Руководитель научно-исследовательского проекта, 72 ч., ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Удостоверение № 0289-648 от 30.06.2020
  • 2017 г., Интеллектуальная собственность как фактор инновационного развития вуза, 72 ч., ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Удостоверение № 0259-1776 от 16.06.2017
  • 2016 г., Основы работы в интегрированной автоматизированной системе управления (ИАСУ) НИУ «БелГУ», 72 ч., ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Удостоверение № 0245-195 от 28.10.2016
  • 2016 г., Актуальные вопросы государственной аттестации научных кадров, 16 ч., ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», Удостоверение № 0245-3919 от 25.06.2016
  • 2013 г., Современные проблемы биологической химии, 40 ч., Сертификат № №5 от 18.10.2013
  • 2013 г., Биоэтические аспекты обращения с лабораторными животными в соответствии с правилами FELASA, 40 ч., Сертификат № F-27 от 17.03.2013
  • 2012 г., Основы управления проектами, 72 ч., Удостоверение № ПК 290-05465 от 30.11.2012
  • 2012 г., Сорбенты: получение, свойства и перспективы применения, 40 ч., Сертификат № 301-12 от 27.09.2012
  • 2012 г., Инновационнии в современной фармакологии доклинических и клинических исследований, 32 ч., Сертификат от 21.09.2012

Награды

  • 2021 г., Почетная грамота НИУ «БелГУ»
  • 2020 г., Почетное звание «Почетный работник науки и высоких технологий Российской Федерации»
  • 2019 г., Благодарственное письмо департамента здравоохранения и социальной защиты населения Белгородской области
  • 2019 г., Диплом НИУ «БелГУ»
  • 2018 г., Диплом НИУ «БелГУ»
  • 2017 г., Диплом НИУ «БелГУ»
  • 2017 г., Благодарность
  • 2017 г., Благодарность НИУ «БелГУ»
  • 2017 г., Благодарность
  • 2016 г., Почетная грамота НИУ «БелГУ»
  • 2015 г., Почетная грамота НИУ «БелГУ»
  • 2015 г., Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации
  • 2015 г., Почетная грамота НИУ «БелГУ»
  • 2014 г., Почетная грамота НИУ «БелГУ»
  • 2012 г., Почетная грамота НИУ «БелГУ»

Стаж работы

35 лет

Стаж работы по специальности

26 лет

Оставайтесь с нами:

Интересные факты

Покровский Борис ведет здоровый образ жизни. Актер регулярно посещает спортзал, ограничивает себя во вредной пище. Также он не курит, крайне редко употребляет спиртное. Клубничный морс – любимый безалкогольный напиток Бориса. Предпочтение Покровский отдает итальянской кухне, ему сложно устоять перед пастой и пиццей, если они мастерски приготовлены.

Со следователем Алексеем Черенковым, образ которого актер воплотил в сериале «Глухарь» и его продолжениях, у него нет практически ничего общего. Покровского и его героя роднит лишь одно качество – рассеянность. Оно по наследству досталось Борису от отца.

Максим Покровский сейчас

Покровский плодотворно работает в «Ногу свело!». В марте 2021 года группа разместила в Сети альбом «Парфюмерия». Проходили и концерты в России. Однако часть мероприятий пришлось перенести с весны на осень. Максим заявил, что тур по городам Сибири отложился из-за того, что на организаторов надавили люди из «важных кабинетов».

Максим Покровский сейчас

Поклонники с сочувствием отнеслись к ситуации, но нашлись и критики

Так, журналист «РЕН ТВ» Ричард Семашков не поверил Покровскому, предположив, что знаменитость решила привлечь внимание. Автора статьи возмутила и прошлогодняя песня «Молчание ягнят»: «Почему поет «нашей кровью тротуары мыли», не совсем понятно, ведь Максим Покровский уже давно счастливо живет в Америке и собой ни на московских, ни на белорусских митингах не рискует»

АКТЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ

Алина Покровская пошла по стопам матери и стала актрисой

Алина Станиславовна появилась на свет в Донецке в семье, напрямую связанной с искусством: ее мама Александра Коваленко прославилась как актриса и певица, а папа служил работником сцены. Когда родители расстались, девочке не исполнилось и года. Ее детство сложно было назвать счастливым и из-за тягот войны.

«Мне было всего полтора года, когда меня разлучили с мамой и отправили в эвакуацию с ее младшей сестрой — тетей Линой. Мы перебрались во Фрунзе и там два с половиной года жили. Потом Лина досрочно окончила медицинский институт и уехала на фронт, а меня отослали в Чимкент к маме. Я ее не узнала и какое-то время называла тетей. Потом все наладилось, мы переехали в Вологду, где мама выступала в филармонии», — делилась Покровская.

Вскоре в жизни Коваленко появился новый избранник, дирижер Валентин Александров. Отчим сумел заменить Алине папу. К тому же именно Александров привил ребенку любовь к прекрасному: ходил с ней на спектакли, в библиотеки и музеи.

«Я с детства мечтала о сцене, но долго стеснялась об этом говорить, — признавалась Покровская. — Я казалась себе неуклюжей, некрасивой, нескладной, на всех фотографиях — в последнем ряду».

Роль Любы Трофимовой стала вершиной кинокарьеры актрисы

Осуществить заветное желание она смогла с переездом в Москву: Александру Коваленко пригласил в ансамбль сам Исаак Дунаевский. Вскоре Алина выучила весь репертуар артистов, и как-то раз Дунаевский застал ее за примеркой сценического костюма. Мэтр поинтересовался, умеет ли ребенок танцевать — в труппе заболела балерина, исполнявшая партию маленькой девочки. Этот случай проложил Алине Покровской дорогу на сцену и дал необходимый опыт, чтобы в дальнейшем продолжить актерскую династию.

Звездами рождаются: 10 самых влиятельных династий шоу-бизнеса

По окончании школы девушка с первого раза поступила в Щепкинское училище. В 1962-м она устроилась в Театр Советской армии, которому в итоге посвятила всю жизнь. Актриса блистала в «Дяде Ване» и «Душе солдата», «Даме с камелиями» и «Британике». Она получала главные роли в ключевых постановках и вскоре стала местной звездой.

Последующие роли Алины Покровской в кино остались незамеченными

Кинокарьера Алины Станиславовны началась с картин «Государственный преступник» и «Урок литературы»

После этих работ на артистку обратил внимание режиссер Владимир Роговой. На роль Любы в его «Офицерах» претендовали Лариса Лужина, Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, однако в итоге честь воплотить на экране героиню выпала Покровской

Это был звездный час актрисы: после премьеры ее называли «русской Гретой Гарбо».

48 лет спустя: как сложились судьбы актеров из фильма «Офицеры»

Как ни странно, но картина Рогового так и осталась единственным громким успехом Алины Станиславовны на экране. К сожалению, роман с кино у артистки не сложился. «Компания в «Офицерах» была славная: Георгий Юматов, Вася Лановой. А сейчас приходишь на съемки, все начинают тебя сразу оценивать, а ты думаешь: «Ой, быстрее бы домой, в смысле, в родной театр». В кино я не чувствую себя свободной, — отмечала актриса. — Мне нужен зритель, глаза, дыхание зала, его энергетика».

Сделав выбор в пользу театра, Алина Покровская все же засветилась еще в нескольких фильмах: «Нежданный гость», «Трое в лодке, не считая собаки», «Слабости сильной женщины». Кроме того, артистка рано начала работать на радио, а ее голос до сих пор востребован в дубляже. Так, звезда участвовала в озвучивании «Унесенных ветром».

Семья Бориса Покровского. Детство, учеба и начало карьеры

Будущий актер родился в конце ноября 1977 года в столице нашей страны.

Мама мальчика занималась административной работой в учреждении культуры, а отец Покровского — Владимир Валерьевич —  журналист и писатель, известный человек в литературных кругах России. Его произведения в жанре научной фантастики часто публиковались в различных журналах.

Родители Бориса Покровского устраивали вечеринки, на которых собиралась интересная публика — представители творческой интеллигенции.

Актер вспоминает, что его отец дружил с братьями Стругацкими и Виктором Пелевиным.

Актер Борис Покровский

Несмотря на отличные физические данные и успехи в спорте, мальчика тянуло на сцену. Он старался развивать свои творческие способности, неплохо пел и любил выступать на концертах и праздничных мероприятиях. Актерский талант передался ему от отца, который в молодости играл в студенческих спектаклях.

С коллегами из телесериала «Глухарь»

По окончании школы у юноши не возникло сомнений в выборе учебного заведения. Отслужив в армии, он поступил в театральный институт. В годы учебы Борис принимал участие во многих спектаклях на сцене родного ВУЗа.

После получения диплома Покровского пригласили на работу в один из творческих коллективов Москвы — театр «Сатирикон». 

Звания и награды[править | править код]

  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1955)
  • Народный артист РСФСР (1957)
  • Народный артист СССР (1961)
  • Сталинская премия первой степени () — за постановку оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева в ЛМАТОБ).
  • Сталинская премия первой степени () — за постановку оперного спектакля «Вражья сила» А. Н. Серова
  • Сталинская премия второй степени () — за постановку оперного спектакля «Проданная невеста» Б. Сметаны
  • Сталинская премия первой степени () — за постановку оперного спектакля «Садко» Н. А. Римского-Корсакова
  • Ленинская премия () — за постановку опер советских композиторов в ГАБТ и МГКАМТ
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства за 1994 год () — за оперные спектакли последних лет
  • Государственная премия Российской Федерации (2004) — за постановку оперных спектаклей «Сорочинская ярмарка» М. П. Мусоргского и «Юлий Цезарь и Клеопатра» Г. Ф. Генделя, поставленные на сцене Московского государственного академического камерного музыкального театра
  • Два ордена Ленина (1967, 1976)
  • Два ордена Трудового Красного Знамени (1972, 1982)
  • Орден «Знак Почёта»
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (23 января 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (29 января 2002 года) — за выдающиеся заслуги в области музыкального искусства
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (23 января 1997 года) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в развитие отечественного музыкального искусства
  • Медаль Пушкина (4 июня 1999 года) — в ознаменование 200-летия со дня рождения А. С. Пушкина, за заслуги в области культуры, просвещения, литературы и искусства
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Медаль «В память 850-летия Москвы»
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
  • Медаль «Ветеран труда»
  • Орден Креста земли Марии 3 класса (2004, Эстония)
  • Премия города Москвы в области литературы и искусства (2002) — за постановку оперы «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского
  • Российская оперная премия «Casta diva» в номинации За благородное служение опере (1996)
  • Театральная премия «Золотая маска» (1996) — за спектакли Камерного музыкального театра
  • Международная премия К. Станиславского (Международный Фонд К. С. Станиславского, 2002)
  • Театральная премия «Золотая маска» (2004) в номинации «За честь и достоинство» (2004)
  • Премия имени Г. А. Товстоногова «за выдающийся вклад в развитие театрального искусства», вручавшейся в рамках награждения высшей театральной премией Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2004)
  • Премия «Триумф» ()
  • Почётный Президент Международного института театра (1986)

Биография[править | править код]

Родился 10 (23) января 1912 года в Москве на Малой Молчановке. Его дед был священником, имел приход на Варварке. Отец Александр Александрович Покровский служил инспектором частного реального училища, после революции работал учителем русского языка, директором единой трудовой школы. Мать Елизавета Тимофеевна происходила из купеческого сословия, была домохозяйкой. Сёстры — Милица и Ксения. С 10 лет занимался музыкой у Е. Ф. Гнесиной.

В 1929 году, после окончания школы, по призыву советского правительства осваивать рабочие специальности, поступил в школу ФЗУ. В 1930—1933 годах работал аппаратчиком на Дорогомиловском химическом заводе им. М. В. Фрунзе.

Параллельно занимался музыкой и окончил театрально-музыкальное училище им. А. К. Глазунова по классу фортепьяно. В 1933—1937 годах учился на режиссёрском факультете ГИТИСа имени А. В. Луначарского на курсе Ю. Завадского. Его однокурсником был Г. Товстоногов.

После окончания института в 1937 году был направлен в Горьковский театр оперы и балета им. А. С. Пушкина. Дипломный спектакль — опера «Кармен» Ж. Бизе — стал в том же году его режиссёрским дебютом. В 1938—1943 годах — режиссёр (с 1939 — художественный руководитель) театра. Поставил в Горьком (ныне Нижний Новгород) 12 опер и оперетт.

В 1943 году перешёл в Большой театр в Москве. В 1952, 1955—1963 и 1970—1982 годах — главный режиссёр Большого театра, где поставил 41 спектакль.

Могила Покровского на Новодевичьем кладбище Москвы.

Осуществил первую постановку оперы «Война и мир» С. Прокофьева в Ленинграде (1946, Ленинградский академический Малый театр оперы и балета). По его просьбе С. Прокофьев написал вальс Наташи Ростовой, ставший символом этой оперы.

В 1947 году постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) о формализме в музыке была осуждена поставленная им опера «Великая дружба» В. Мурадели, однако каких-либо мер по отношению к режиссёру не последовало.

В 1972 году основал Московский камерный музыкальный театр (ныне Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского), получивший в 1997 году к 25-летию звание «Академического». Поставил здесь 75 произведений, из них — древнейшую русскую оперу XVII века «Ростовское действо» (1982) и одну из первых итальянских опер XVI века — «Эвридику» Я. Пери (1994), а также «Похождения повесы» И. Стравинского — первая постановка в России, «Дирижёр оркестра» Д. Чимарозы, «Жизнь с идиотом» А. Шнитке и другие.

Много работал за рубежом. Был первым постановщиком опер С. Прокофьева, получивших всеобщую известность — «Война и мир» в Софийской народной опере (1957), «Огненный ангел» в Праге (1981).

Всего поставил более 180 спектаклей.

С 1949 года преподавал в ГИТИСе на кафедре музыкального театра, с 1954 — профессор, с 1959 — заведующий кафедрой музыкального театра.

Автор многих книг об оперной режиссуре.

Народный депутат СССР от творческих союзов (1989—1991).

Скончался 5 июня 2009 года в Москве. Похоронен 8 июня 2009 года на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

  • Первая супруга — Анна Алексеевна Некрасова (1913—2003), режиссёр Центрального детского театра, педагог, Народная артистка РСФСР (1990).
    • Дочь — Алла Борисовна Покровская (1937—2019), актриса, театральный режиссёр, Народная артистка РСФСР (1985).
    • Зять — Олег Николаевич Ефремов (1927—2000), актёр, режиссёр театра и кино, педагог, театральный деятель, Герой Социалистического Труда (1987), Народный артист СССР (1976).
      • Внук

        Правнуки — Никита (род. 1988), актёр; Николай (род. 1991), актёр; Анна-Мария (2000); Вера (2005); Надежда (2007); Борис (2010).

        — Михаил Олегович Ефремов (род. 1963), актёр театра и кино, театральный режиссёр, телеведущий, Заслуженный артист России (1995).

    • Сын — Александр Борисович Покровский (род. 1944), пианист, концертмейстер Московской консерватории.
  • Вторая супруга

    Падчерица — Мария Сергеевна Лемешева (род. 1944), оперная певица, Народная артистка России (2007); дочь Сергея Яковлевича Лемешева (1902—1977), оперного певца, оперного режиссёра, педагога, Народного артиста СССР (1950). Муж — Владимир Ильич Агронский (род. 1945), дирижёр Камерного музыкального театра оперы им. Б. А. Покровского, Народный артист России (2007).

    — Ирина Ивановна Масленникова (1918—2013), оперная певица, педагог, профессор Московской консерватории, Народная артистка РСФСР (1957).

Биография[править | править код]

В 1945 году был принят в труппу МХАТа. В 1977 году покинул театр из-за расхождений во взглядах с Олегом Ефремовым.

С конца 1940-х годов снимался в кино, в том числе в фильмах «Звезда» (1949) и «Верные друзья» (1954).

Большую известность получил и как исполнитель песен и романсов. В 1960—1980-х годах исполнил на телевидении 12 музыкально-поэтических композиций, в которых были представлены лучшие стихи и песни эпохи в интерпретации артиста, аккомпанировавшего себе на малой венской семиструнной гитаре. Как минимум в пяти из этих фильмов-концертов, а также в трёх грампластинках А. Покровского, аккомпанемент (вместе с другими музыкантами) исполняет инструментальный ансамбль под управлением Анатолия Цадиковского. Лауреат телеконкурсов «Песня-74» («Песня о фабричном гудке») и «Песня-75» («Бери шинель, пошли домой»).

Похоронен на Ваганьковском кладбище (26 участок).

Виктор Борцов: обаятельный тюфяк

Сначала предполагалось, что роль немногословного и симпатичного «тюфяка», мужа Маргариты Павловны Саввы Игнатьевича сыграет Никита Михалков, но тот нашел сценарный материал неинтересным и отказался. Тогда режиссер Козаков решил взять на роли обитателей «скворечника» малоизвестных артистов. Одним из них стал Виктор Борцов. Он мало говорит и тяжело смотрит: «Щас я вам покажу, где здесь хунд беграбен, то есть собака зарыта!». Эти и другие его меткие словечки в разные времена вырезали из картины – худсовет говорил, что ими он «искажает образ советского воина». Но потом, с послаблением цензуры «натюрлих» и «ферштейн», исполняемые героями полька «Мой отец запрещал…» и песня «Розамунда» были возвращены.

Фото: Кадр из фильма «Покровские ворота»

После выхода «Покровских ворот» Борцов сыграл множество ролей в хорошем кино, правда, далеко не главных. Например, роль подпитого посетителя привокзального ресторана в «Вокзале для двоих», Гаврилу в «Гардемаринах, вперед!», Протасова в «Марше Турецкого» и еще около 30 разных ролей. Его основная работа была в Малом театр, где он работал с 1957 года и переиграл там весь классический репертуар. Умер он, когда ему было в 74 года.

Фильмы

Несмотря на то, что актриса считала театр главным в своей жизни, фильмография Аллы Покровской внушает уважение. На счету Аллы Борисовны несколько десятков совершенно разноплановых ролей, каждая из которых по-своему запомнилась зрителям. А уж фото Аллы Покровской украшало в то время коллекцию, пожалуй, каждого киномана.

Алла Покровская (кадр из фильма «Кодовое название «Южный гром»)

Среди наиболее ярких киноработ Покровской можно назвать роли в фильмах «Июльский дождь», «Следствие ведут знатоки», «Семейная мелодрама», «Кодовое название «Южный гром», «Охота на лис», «Крутой маршрут» и, конечно, «Высоцкий. Спасибо, что живой», где Алле Борисовне досталась роль матери Владимира Высоцкого.

Анатолий Равикович: театр на первом месте

Анатолию Равиковичу роль Хоботова далась с трудом. О съёмочном процессе он вспоминал как о «муках, которые кончились только с последним словом на озвучивании». Например, та сцена, когда медсестра Людочка (Елена Коренева) делает ему укол, переснималась несколько раз, потому что, по мнению режиссера, Хоботов неубедительно говорил фразу: «Как вы это делали, вы так это делали! Вы… прекрасно кололи». Актер это воспринимал как доказательство собственной несостоятельности в профессии. Но сам Андрей Миронов хотел сыграть этого персонажа, а выбрали в итоге Равиковича!

Хоботов – это постоянно попадающий в нелепые ситуации, плохо приспособленный к жизни человек. Он чувствительный и ранимый, как большой ребенок, и никак не может отвязаться от навязчивого участия своей бывшей жены. Себя он считает «независимым умом», который «не боится банальностей». Очень волнительно наблюдать за развитием сюжета: справиться ли Хоботов, хватит ли у него смелости? Так и хочется «болеть» за него: «Давай, Хоботов, покажи им!»

Роль Хоботова для Равиковича была первой крупной киноработой и быстро привлекла к нему внимание режиссеров. Однако этот успех артист развивать не спешил, позиционируя себя, прежде всего, артистом театра

Фото: Кадр из фильма «Покровские ворота»

В шестидесятые Равикович работал в театре имени Ленсовета, а с 1988 года перешел Санкт-Петербургском театре Комедии им. H. П. Акимова. В нем он играл Аметистова в «Зойкиной квартире», Кюрма в «Биографии», Тартарена в «Тартарене из Тараскона» A. Доде, Ромула Августула в «Ромуле Великом», Сарафанова в «Свидании в предместье». Также он играл в Театре Антона Чехова («Поза эмигранта» «Ужин с дураком») и Театре Хазанова («Ночь в Венеции»). В кино он сыграл из заметных – роль кардинала Мазарини в «Трех мушкетерах», а из «проходных» – еще около 30 ролей. Последние годы жизни актёр страдал от последствий давнего инфаркта, но продолжал работать. В 2000-е годы Равикович написал книгу воспоминаний «Негероический герой».