Не думай о секундах свысока… история знаменитой песни

Оглавление

Интересные факты о съемках фильма

Представить себе Штирлица в исполнении кого-то, кроме Вячеслава Тихонова, сейчас просто невозможно, однако поначалу его кандидатура не рассматривалась.

Автор сценария «Семнадцати мгновений весны» Юлиан Семенов хотел, чтобы роль советского разведчика исполнил актер Арчил Гомиашвили, известный зрителям по роли Остапа Бендера в «12 стульях» Гайдая. Также рассматривалась кандидатура Олега Стриженова, однако тот не захотел оставить игру во МХАТе на три года ради съемок в кино (именно столько снимались «Семнадцать мгновений весны»). Сам же Тихонов попал в фильм случайно – его кандидатуру предложил кто-то из ассистентов режиссера Татьяны Лиозновой.

Статья по теме

«Железная леди советского кино». Характер Татьяны Лиозновой закалила война

Вымышленный персонаж

Штирлиц никогда не существовал в реальности – этого персонажа придумал писатель и киносценарист Юлиан Семенов. Однако есть легенда, что его прототипом был заместитель шефа немецкой разведки Вилли Леман (кличка Брайтенбах). Леман работал на СССР по собственной инициативе, его никто не вербовал. Следы Лемана в истории теряются в 1942 году, когда его арестовало гестапо без формулировки обвинения. Конечно, скорее всего, Вилли Леман погиб, но Татьяна Лиознова все же оставила финал «Семнадцати мгновений весны» открытым, предоставив зрителю самому решить, что же случилось со Штирлицем.

Жена появилась вдруг

Жена Штирлица появилась в фильме лишь благодаря инициативе Вячеслава Тихонова – сценарий ее появления не предполагал. Знакомый Тихонова, некий разведчик КГБ, рассказал актеру, что иногда тем, кто работал под прикрытием за пределами СССР, привозили родных для свидания, и актер поделился с Лиозновой идеей. Режиссер согласилась, посчитав, что так в картине будет больше драматизма. Пробы на роль жены полковника Исаева проходили певица Мария Пахоменко и актриса Светлана Светличная, однако Татьяна Лиознова посчитала их кандидатуры неудачными.

Запись композиций

Выбрать исполнителя оказалось непростым делом. Композиции пробовали исполнять многие артисты, но режиссеру не нравились их версии. Вот как об этом вспоминает Вера Таривердиева:

Статья по теме

Пристроили «бесхозную мелодию». История песни из «Весны на Заречной улице»

— Пробовались практически все советские певцы – от Магомаева до Мулермана. Уже была готова фонограмма с записью Муслима Магомаева. Но Лиозновой все время казалось, что его, пусть и очень хорошему, исполнению чего-то не хватает. Она рискнула и попросила записать песни Иосифа Кобзона. Это было попадание в «десятку»! Магомаев обиделся. С Иосифом Кобзоном муж делал песни в течение месяца. Они работали над голосом. Татьяна Лиознова хотела, чтобы он был неузнаваем. В конце концов добились идеального исполнения.

Когда Магомаев услышал версию Кобзона, он согласился, что она идеально вписывается в фильм. Но все равно чувствовал досаду из-за того, что не получилось стать исполнителем композиций.

— Я записал песни к фильму, но, увы, мой голос не соединился с образом советского разведчика Штирлица-Тихонова, — признался певец. — С песней «Мгновения» ещё можно было покрутить и так, и этак — спеть пожёстче или более проникновенно. А с песней «Я прошу, хоть ненадолго…»… Как Микаэл Таривердиев ни изощрялся, ни варьировал, всё-таки это интонационно, мелодически напоминало «Историю любви» Франсиса Лея. Эту песню я так и спел — по-американски, по-фрэнксинатровски… Татьяна Михайловна просто сказала: «Нет» (эта маленькая женщина умеет отказать с жёсткой безапелляционностью). И предложила переделать. Я отказался. Я такой, какой есть, и подделываться под разведчика не могу, не хочу и не буду. Я никогда ни под кого не подстраиваюсь…

О негативной реакции Муслима Магометовича на выбор исполнителя вспоминал и и сам Микаэл Леонович:

— А Магомаев обиделся на меня тогда страшно. Дело не в том, что он пел плохо или хорошо. Просто для этой картины нужен был не его голос. Голос Кобзона попал в изображение, прямо в «десятку».

участок

12 февраля 1945 года, Германия. Макс Отто фон Штирлиц , уважаемый штандартенфюрер СС в Аусланд-СД , на самом деле советский шпион Максим Исаев, проникший в немецкий истеблишмент много лет назад. Хотя Адольф Гитлер полон решимости продолжить Вторую мировую войну , Вальтер Шелленберг убеждает Генриха Гиммлера провести секретные переговоры с американцами в надежде достичь сепаратного мирного соглашения, которое позволило бы немцам сосредоточить все свои силы на Восточном фронте . Тем временем Эрнст Кальтенбруннер с подозрением относится к Штирлицу и приказывает Генриху Мюллеру начать тайное расследование в отношении него.

Москва приказывает Штирлицу выяснить, есть ли у американцев и немцев бэкдор, и, если так, сорвать любое возможное соглашение. Его миссия усложняется, когда взрывается дом его помощников, радистов Эрвина и Кэтрин Кинн. Эрвин убит, а его беременная жена доставлена ​​в больницу, угрожая скомпрометировать Штирлица. Он нанимает двух новых помощников — профессора Плейшнера, бывшего члена немецкого сопротивления , и пастора Шлага, священника, который не одобряет режим. Все это время Штирлицу приходится сражаться на смекалку с Мюллером, который пытается разоблачить его как вражеского агента. Он также должен маневрировать между противостоящими фракциями внутри Главного управления безопасности , поскольку различные высокопоставленные чиновники соперничают за власть.

Поняв, что Гиммлер и Шелленберг отправили Карла Вольфа на переговоры с Алленом Даллесом в нейтральную Швейцарию , Штирлиц, играя на соперничестве между нацистскими полномочными представителями, преуспевает в утечке деталей переговоров, проводимых под кодовым названием Operation Crossword , как Гитлеру, так и Сталину. Советы, располагающие доказательствами, требуют прекращения этих контактов, и президент Рузвельт должен их обязать. Гиммлер узко убеждает Гитлера, что все это просто попытка посеять недоверие между союзниками. 24 марта 1945 года Штирлиц, которому удалось снять с себя все подозрения, возвращается к своим обязанностям. Красная Армия неуклонно приближается к Берлину .

Библиография

  • Владимир Соловьев; Елена Клепикова (1983). . Макмиллан. ISBN 978-0-02-612290-0.
  • Дэвид Макфадьен (2001). Красные звезды: личность и советская народная песня, 1955–1991 . Макгилл Куинс. ISBN 978-0-7735-2106-3.
  • Дэвид Макфадьен (2007). Российское телевидение сегодня: драма и комедия в прайм-тайм . Рутледж. ISBN 978-0-415-42462-2.
  • Иван Засурский (2004). СМИ и власть в постсоветской России . ME Шарп. ISBN 978-0-7656-0863-5.
  • Юрий Воронцов (1980). Феномен советского кино . Импортное издательство. ISBN 978-0-8285-1874-1.
  • Олег Хархордин (1999). Коллектив и личность в России: исследование практик . Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-21604-4.
  • Ричард Стайтс (1992). . Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-36214-8.
  • Дмитрий Волкогонов; Гарольд Шукман (1999). Вскрытие империи: семь лидеров, построивших советский режим . Пробирный камень. ISBN 978-0-684-87112-7.
  • Энтони Олкотт (2001). Русский Пульп: детектив и русский путь преступности . Роуман и Литтлфилд. ISBN 978-0-7425-1140-8.
  • Биргит Боймерс (1999). Поп-культура Россия!: СМИ, искусство, образ жизни . ABC-CLIO. ISBN .
  • Владимир Медведев (1994). Человек за Спиной . Руслит. ISBN 978-5-91487-010-9.
  • Ричард Тейлор; DW Весна (1993). Сталинизм и советское кино . Рутледж. ISBN 978-0-415-07285-4.
  • Ричард Саква (2008). Путин: Выбор России . Рутледж. ISBN 978-0-415-40766-3.
  • Владимир Шлапентох (1991). Советская интеллигенция и политическая власть: постсталинская эпоха . ИБ Таврический. ISBN 978-1-85043-284-5.
  • Стивен Ловелл (2010). Тень войны: Россия и СССР с 1941 г. по настоящее время . Вили-Блэквелл. ISBN 978-1-4051-6959-2.
  • Адель Мари Баркер (1999). . Издательство Университета Дьюка. ISBN 978-0-8223-2313-6.
  • Михаил Геллер (1988). . Кнопф. ISBN 978-0-394-56926-0.
  • Стивен Шенфилд (2001). Русский фашизм: традиции, тенденции, движения . ME Шарп. ISBN 978-0-7656-0634-1.
  • Александр Козинцев (2010). Зеркало смеха . Сделка. ISBN 978-1-4128-1099-9.
  • Биргит Боймерс; Стивен К. Хатчингс; Наталья Рулёва (2008). Постсоветские российские СМИ: противоречивые сигналы . Рутледж. ISBN 978-0-415-67487-4.
  • Константин Залеский (2006). Семнадкат Мгновений Весны: Кривое Зеркало Третьего Рейча . Вече. ISBN 978-5-9533-1460-2.

Обвинения в плагиате

После выхода фильма на экраны многие решили, что «Песня о далекой Родине» и правда напоминает произведение Франсиса Лея. В Союз композиторов СССР даже пришла телеграмма такого содержания: «Поздравляю успехом моей музыки советском фильме. Франсис Лей».

Обвинения в плагиате не прошли даром для Таривердиева: его не звали на телевидение, от него отвернулись многие коллеги, за спиной сплетничали недоброжелатели. А позже выяснилось, что у Лея нет претензий к советскому композитору, а пресловутую телеграмму анонимный шутник выслал из московского телеграфа.

Секретный Юлиан Семёнов. Что скрывал «отец» Штирлица?
Подробнее

Съемки в ГДР: Дурова не отпустили, а Тихонова едва не арестовали

Съемки фильма начались в марте 1971 года с экспедиции в ГДР. Там предстояло отснять все натурные эпизоды Штирлица в Берлине, а также убийство им гестаповского провокатора Клауса.

Однако последний эпизод снять на немецкой земле не удастся, поскольку наши власти категорически отказались отпускать даже в дружественную для СССР державу актера Льва Дурова. Причина: плохое поведение актера на выездной комиссии. Что это такое? В соответствии с положением, которое существовало тогда, каждый гражданин СССР, выезжающий за границу, должен был сначала пройти через фильтр выездной комиссии. В нее обычно входили наиболее рьяные слуги партии, которые в каждом отъезжайте видели в худшем случае потенциального изменника родины, в лучшем — болвана. Вот и Дурова они встретили соответствующим образом. Например, с ходу спросили: «Опишите нам, как выглядит флаг Советского Союза». Услышав такой вопрос, актер ответил на него сообразно обстановке: «Он выглядит очень просто: черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется флаг «веселый Роджер». Что тут началось! Женщины завизжали, мужчины замахали руками: да как вы смеете! да как вам не стыдно! Однако опрос продолжился, но ни к чему хорошему это привести уже не могло. Некая дама спросила: «Назовите столицы союзных республик». Дуров, не моргнув глазом, перечислил: «Калинин, Тамбов, Магнитогорск, Тула, Малаховка». Больше его ни о чем не спрашивали и из списков отъезжающих вычеркнули. Конечно, Дуров здорово подвел всю съемочную группу, но иначе он поступить просто не мог — не хотел выглядеть еще большим идиотом в глазах идиотов. К счастью, Лиоз-нова найдет выход из этой ситуации: убийство Клауса Штирлицем снимут чуть позже в подмосковном лесу. А за Дуровым после этого инцидента прочно закрепилось прозвище, которым он очень гордился — «главный бандит республики».

В ГДР киношники взяли почти весь свой реквизит, в который входил и автомобиль Штирлица марки «Мерседес» (из гаража студии имени Горького). Однако немецкие умельцы, осмотревшие этот «мерс» времен войны, заявили, что работать он вряд ли сможет: состояние, мол, отвратительное. Наши над этим заявлением только посмеялись. Но в первый же съемочный день «мерс» на самом деле заглох. Выручил группу звукооператор Леонард Бухов, который разыскал своего еще фронтового приятеля Гюнтера Клибенштайна, который коллекционировал старые автомобили. Из его коллекции и был взят напрокат автомобиль для Штирлица в очень даже прекрасном состоянии.

Были на немецкой земле и другие курьезные случаи. Например, однажды едва не арестовали Вячеслава Тихонова. Он решил прошествовать от гостиницы до съемочной площадки (благо это было недалеко) в форме штандартенфюрера СС, за что был немедленно задержан берлинцами. Те сочли его за приверженца фашизма и уже собирались препроводить в полицейский участок. К счастью, этот шум услышали члены съемочной группы, примчались к месту скандала и отбили артиста у берлинцев.

Ф. Раззаков