Происхождение и расселения восточных славян

Оглавление

Кривичи

Одно из самых известных восточнославянских племен — кривичи. Они преимущественно занимались земледелием, ремесленничеством и скотоводством. К их ключевым городам относились Смоленск, Изборск, Полоцк. В широком смысле, это был союз восточнославянских племен, который окончательно сформировался в VIII-X веках. По самой распространенной гипотезе, кривичи вошли в состав древнерусской народности. Они к восточнославянским племенам относятся наряду с другими древнейшими племенами того времени.

К XI веку на территории кривичей располагались Полоцкое и Смоленское княжества и часть новгородских владений. Основные сведения о них мы можем получить из «Повести временных лет», в которой утверждается, что свое происхождение они ведут от полочан.

Территория восточных славян (VI—IX вв.).

Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере. До Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В VI—IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы — этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками. Вернее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали 120—150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию (40—60 км в поперечнике).

Рассказ летописи о расселении славян был блестяще подтвержден археологическими раскопками в XIX в. Археологи отметили совпадение данных раскопок (обряды погребения, женские украшения — височные кольца и т. п.), характерных для каждого племенного союза, с летописным указанием на место его расселения.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи (от слова «дрягва» — болото), которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота — притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, как считают некоторые историки,— потомки дулебов. Междуречье Прута и Днепра населяли, уличи. Между Днепром и Южным Бугом жили тиверцы. По рекам Оке и Москве располагались вятичи; на запад от них жили кривичи; по реке Сожь и ее притокам — радимичи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования — земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «Русь». Историки полагают, что так звали одно из племен, жившее по реке Роси и давшее имя племенному союзу, историю которого наследовали поляне. Это лишь одно из возможных объяснений термина «Русь». Вопрос о происхождении этого названия до конца не выяснен.

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, Литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы. На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII—IX вв. занимали мадьяры (венгры) — финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Язычество — политеизм, вера во множество богов. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы, отражая социальные и общественные отношения того времени.

Язычество — вера во множество богов. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п.

Вместе с тем, когда земледелие стало основой хозяйствования славян, был разработан аграрный календарь, а в традиционных верованиях важная роль была отведена культу земледельческих небесных божеств Рода и «рожаниц». Немало из языческих представлений славян в модифицированном христианством виде сохранилось до современности: рождественские гадания (святки), Масленица, Ивана Купала, который наши предки отмечали как день летнего солнцеворота, и др. В VI-IX вв. у славян уже существовала собственная система космологических представлений. Землю они считали неподвижным телом, вокруг которого вращались звёзды и планеты. Ночью, по их мнению, Солнце пребывало в «подземном океане».

Для контакта с богами использовались определённые магические заклинания. Им, как правило, сопутствовали соответствующие обряды и жертвоприношения. От злых духов славяне оберегали себя изображениями солнца и вспаханной земли, которые можно было встретить под крышами изб, на окнах, в виде вышитых узоров — на одежде, полотенцах.

Анимизм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Наблюдаются изменения в погребальной обрядовости. Всё реже встречаются захоронения урн с прахом кремированного усопшего в специальных деревянных избах (что породило сказания об «избушке на курьих ножках»). Им на смену приходит традиция погребать прах в кургане. Со 2-й половины IX в. наиболее распространённым погребальным обрядом становится трупоположение в кургане, окружённом ритуальными кострами.

Важная роль в славянском язычестве была отведена волхвам — служителям языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что «…они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды…».

Волхвы — служители языческого культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей

Главные боги славян:

  • Перун — бог грома, молнии, войны;
  • Сварог — бог огня;
  • Велес — покровитель скотоводства;
  • Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;
  • Даждьбог (Ярило) — бог солнца;
  • Симаргл — бог подземного мира;
  • Лада — богиня любви и красоты.

На протяжении 2-й половины I тыс. н. э. восточнославянские племена построили свои первые города, активно включились в международную торговлю. Исследователи отмечали усложнение их социальной структуры, что сделало возможным появление межплеменных союзов и создало предпосылки к дальнейшей консолидации восточнославянских племён.

Ключевые даты

  • I-II в. — первые упоминания славян древними историками.
  • II-VI вв. — период расселения славян и их разделения на три ветви: западные (венеды), южные (склавины), восточные (анты).
  • 602 г. — последнее упоминание в письменных источниках об антах.

https://youtube.com/watch?v=9S4iSeNMvp8

Территории расселения восточных славян

Вопрос расселения восточных славян является достаточно интересным для историков. Так, существует две основные версии их появления на территории Восточной Европы.

Рисунок 2. Территория расселения самых крупных племен

Первая из них, известная под названием автохтонная, утверждает, что славянский этнос изначально был сформирован на Восточно-Европейской равнине. При этом автор теории не приводит в ее пользу каких-либо существенных аргументов. Вторая теория (миграционная) предполагает, что восточные славяне мигрировали из других регионов, например из-за Дуная, Балтики и самой Европы.

Территория Восточной Европы (от Ладоги и Ладожского озера на севере и до черноморского побережья на юге, от Карпатских гор на западе и до поволжских территорий на востоке) была заселена сложившейся народностью примерно в VI-VII веке. Восточнославянская народность по разным подсчетам включала в себя от 13 до 15 племен, хотя исторического подтверждения эти данные не находять (рисунок 2).

Летописные свидетельства

Согласно летописям, название происходит от имени вождя Радим, во главе с которым радимичи, якобы пришли из пропольских (ляшских) земель. Место расселения радимичей — бассейн Сожа. В «Повести временных лет» сказано «… и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи».

В летописном перечне княжений радимичей нет. Однако из других мест летописей понятно, что радимичи управлялись племенными вождями, имели своё войско и до последних десятилетий X века сохраняли самостоятельность.

В 885 году киевский князь Олег установил свою власть над радимичами и обязал их платить ему дань, раннее уплачиваемую хазарам:

В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Царьград:

Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави въ Киевѣ, поя множество варягъ, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и сѣверо, и вятич(и), и хорваты, и дулѣбы, и тиверци, яже сут(ь) толковины: си вси звахутьс(я) от грекъ Великая Скуф(ь).

Спустя некоторое время радимичи освободились от власти киевских князей, но в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с войском радимичей на притоке Сожа реке Пищань у Пропошеска (нынешний Славгород). Радимичи были разбиты. Их земли оказались в составе Киевской Руси. Последний раз радимичи упоминаются в летописях под 1169 годом.

К XII веку относятся письменные сведения о городах радимичей — Кричеве (Кречют, 1136), Пропойске (Прапошаск, 1136), Гомеле (Гомий, 1142), Рогачёве (1142) и Чечерске (1159).

Карта расселения славянских племен

Кривичи были племенной унией славян Востока, существовавшим в 6-11 веках. Местом их проживания стали территории современных областей, таких как Витебская, Могилёвская, Псковская, Брянская и Смоленская. В этот список входит также восточная Латвия. Основой для формирования Тушемлинской культуры стало пришлое славянского и балтского общества. Проходил этногенез кривичей с участием остатков финно-угорских и местных балтских — эстов, ливов, латгалов — племен, смешавшихся с пришлым многочисленным славянским населением. Кривичи подразделены на две огромные группы: это псковская и полоцко – смоленская группа. Словене ильменские считаются племенным союзом, организованным восточными славянами на некоторых из области Новгородской территории, в том числе на территории около озера Ильмень, соседствующей с кривичами. Как гласит «Повесть временных лет», вместе с кривичами словене ильменские принимали участие в призвании варягов, родственных словенам, что считались беженцами с Балтийского Поморья. По мнению ряда историков, прародиной словен стало Поднепровье, иными выводятся из Балтийского Поморья предки ильменских словен, поскольку по преданиям, верой и традициями, типу жилья новгородцы и полабские словяне очень близки. В дальнейшем произошло формирование вятичей, кривичей и словен ильменских в великороссов.

Это интересно: 1673,Расселение праславян — изучаем досконально

Кто такие восточные славяне?

Происхождение и расселение восточных славян невозможно изучать, не зная ответа на вопрос о том, что это за племена, где жили и чем занимались? Это группа племен, образовавшаяся между II и IV вв. н.э. в междуречье Днестра и Днепра.Территория расселения славян изначально пролегала между реками Висла и Днепр, но к указанному периоду времени началось Великое переселение народов, результатом которого стало постепенное вытеснение славян с занимаемых ими земель и разделение их на:

  • западных;
  • южных;
  • восточных.

Ввиду отсутствия письменности, как таковой, о ранней истории существования и причинах расселения славян в Европе известно немного.

Территория расселения восточных славян  

Расселение восточных славян

Расселение восточнославянских племен активно начинается еще в VII-VIII веках. Изначально вдоль реки Днепр обитали поляне, на севере расположились северяне, преимущественно в районе Десны, древляне заняли северо-западные области.

Между Двиной и Припятью обосновались дреговичи, а полочане жили вдоль реки Полота. Кривичам отошли земли в районе Днепра, Волги и Двины.

На Западном и Южном Буге тоже были территории восточнославянских племен. Там жили дулебы или бужане, некоторые из них со временем переселились на запад, перемешавшись с западными славянами.

Главенствующую роль в том, какие восточнославянские племена, где жили, играли обычаи и язык, особые способы ведения хозяйства. Ключевыми занятиями на протяжении нескольких веков оставались земледелие (выращивание ячменя, пшеницы, проса), некоторые культивировали рожь и овес. Массово разводили домашнюю птицу и крупный рогатый скот.

Сопротивление древлян

Одними из самых упорных оказались древляне, с ними велась самая продолжительная борьба. Когда во время очередного похода князь Игорь решил собрать с древлян двойную дань, те разбили его дружину и лишили жизни его самого.

Вместо Игоря править стала его жена Ольга, которая окончательно, с использованием жестких мер, подчинила древлян напрямую Киеву. Их столица, которая была в городе Искоростене, подверглась полному уничтожению.

В те же времена формируются центры восточнославянских племен, которые, в конечном итоге, подчиняются Киеву. Так, при Владимире Святославиче в состав Киевской Руси вошли земли вятичей и современный Северный Кавказ. Когда окончательно сформировалось раннефеодальное государство, были созданы более благоприятные условия для экономического роста и поддержания безопасности.

Вскоре начали формироваться более благоприятные условия для экономического роста и поддержания безопасности страны. Но эти процессы были связаны с ограничениями свобод, крестьян, о чем свидетельствуют многочисленные источники.

Соседи восточных славян

В I тысячелетии до нашей эры в Северном Причерноморье соседями славян были киммерийцы, но уже через несколько веков их вытеснили скифы, которые на этих землях основали собственное государство – Скифское царство. В дальнейшем с востока на Дон и в Северное Причерноморье пришли сарматы.

Во время Великого переселения народов через эти земли прошли восточногерманские племена готов, потом гунны. Все это движение сопровождалось грабежом и разрушениями, что способствовало переселению славян на север.

Еще одним фактором переселения и образования славянских племен стали тюрки. Именно они образовали на громадной территории от Монголии до Волги Тюркский каганат.

Движение различных соседей по южным землям способствовало тому, что восточные славяне заняли территории, где преобладали лесостепи и болота. Здесь создавались общины, которые были более надежно защищены от набегов пришельцев.

В VI–IX веках земли восточных славян располагались от Оки до Карпат и от Среднего Поднепровья до Невы.

Лесные промыслы

Заготовка древесных материалов, коры липы и дуба, бересты, выжигание древесного угля, гонка скипидара, смолы (живицы) и дегтя тоже относились к лесным промыслам. Древесину рубили, перевязывали в плоты и сплавляли вниз по реке, зимой отвозили домой на санях. Большое значение в быту имел деготь. Для изготовления дегтя в земляных ямах делали конусоподобные углубления и ставили туда емкость. На емкость складывали смолистые ветки и корни, засыпали все это мхом и землей, оставив щели, чтобы можно было бы поджечь древесную кучу. Образовавшийся деготь тек вниз в поставленную емкость. Похожий метод использовали при добыче скипидара и смолы. Деготь использовали для смазки колес, скипидар для обработки ран, лечения людей и домашнего скота. Древесный уголь получался как добавочный продукт при добыче дегтя, но часто его выжигали специально.

Восточнославянское единство

Объединение восточнославянских племен относится к концу IX века. Именно тогда новгородский князь Олег, который, скорее всего, был варягом по происхождению, решил объединить в своих руках власть над Новгородом и Киевом. В летописи это событие датируется 882 годом.

В результате образуется класс раннефеодального Древнерусского государства, из которого появилась Киевская Русь. Этот момент стал переломным в истории восточных славян. Но не все проходило гладко. В некоторых землях князья из Киева встречали ожесточенное сопротивление местных феодалов, которое подавлялось только с помощью оружия.

Занятия восточных славян: земледелие, скотоводство, ремесла

Происхождение и расселение славян повлияло на род их деятельности. Славяне в большинстве своем вели оседлую жизнь, занимаясь земледелием и скотоводством, что оказало заметное влияние на область расселения восточных славян. Земледелие велось двумя способами:

  1. Подсечно-огневым. Вплоть до начала IX века при обработке земли пользовались подсечно-огневым методом. Суть его заключалась в вырубке или выжигании леса для освобождения земли под поле. Образовавшиеся пни выкорчевывались, землю вспахивали и засеивали. Поле использовалось для высадки культурных растений вплоть до момента, когда почва начинала истощаться. Плохой урожай становился сигналом для смены поля. Происходило это примерно спустя 5-6 лет. При этом старое поле забрасывалось и зарастало кустами и деревьями, а процесс выкорчевки леса для подготовки новой пахоты повторялся. Этот метод был чрезвычайно неудобным. На подготовку нового поля уходил не один месяц. Приходилось задействовать труд всей патриархальной семьи, обычно состоявшей не менее чем из 20-30 человек. Метод был опасен, так как распространяющийся при сжигании деревьев огонь не всегда можно было контролировать. По мере расселения славян в Восточной Европе и появления новых оружий труда этот метод земледелия переставал использоваться.
  2. Переложным. Этот метод земледелия простой и менее затратный. Обработанное и использованное под выращивание растений поле не забрасывалось после истощения почвы. Его не засеивали, давая земле отдохнуть, но роста сорняков и кустарников не допускали. Пока одно поле находилось под «паром» (не засеянным) второе вскапывали и засеивали. По мере истощения почвы поля меняли местами.

Происхождение и расселение славян в Европе, начиная с 9 века, изучено достаточно подробно. Найдены орудия труда, пути сбыта товаров. Известно, что для обработки земли пользовались деревянной сохой с железными наконечниками или ралом с железными лемехами. По мере развития земледелия появился плуг, в который запрягали лошадей или быков. Выращивали злаковые и овощи.

Скотоводством занимались в основном на равнинах и в степях. Выращивали коров, коз, свиней, овец и лошадей. Последних использовали в качестве тяговой силы, а также средства перемещения (верхом на лошадях ездили воины).

Крестьянин вспахивает поле 

Занятия ремеслом играли важную роль в жизни славян. Вне зависимости от племенной принадлежности, они делали оружие, орудия труда, посуду и украшения. Практически каждая женщина в племени умела прясть и ткать. Плотники, резчики по дереву и кости были в каждом доме. Мастера умело выделывали кожу, шили обувь, ковали мечи и доспехи. Украшения (серьги, браслеты, перстни, бусы) делали из кости или металла (серебро, золото, медь). Дреговичи умели делать бусы из металла с крупной зернью, пользовавшиеся большим спросом у соседей.

Посуда в большинстве своем была сделана из глины. Она обжигалась в горне, украшалась насечками, наколами и налепами. До X в. практиковалась ручная лепка, но с появлением гончарного круга процесс автоматизировался. Это привело к появлению настоящих мастеров своего дела, умевших придать своим изделиям необычную форму и размеры.

Охоте, рыболовству, собирательству и бортничеству (сбору меда из ульев диких пчел) также отводилось немало времени. Род деятельности по-прежнему был связан с половым и возрастным разделением. Так, женщины ткали и пряли, собирали ягоды, вели домашнее хозяйство.

Молодые мужчины осваивали гончарный круг, становились кузнецами, бортниками, охотниками, рыболовами. Свой вклад вносили и дети. Они собирали грибы и ягоды для заготовки на зиму.

Значительное место в жизни славян отводилось торговле с соседними племенами. Своих денег не было, потому использовали деньги, изготовленные в других странах. Практиковался и натуральный обмен ресурсами по принципу «ты — мне, а я – тебе».Расселение племен восточных славян и поспешное занятие ими ранее пустовавших земель, способствовало образованию новых взаимовыгодных торговых союзов.

Киевская Русь

К древним восточнославянским племенам следует отнести не только кривичей, древлян и вятичей, но и полочан, полян, псковских кривичей, зверян, болоховцев, бужан, наревян, северян, тиверцев, радимичей.

Со временем они стали объединяться. Государство, в которое входили все восточнославянские племена, это Киевская Русь.

Возникло оно в IX столетии благодаря династии князей Рюриковичей, которые объединили между собой восточнославянские и финно-угорские племена.

В период своего наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Днестра на западе, Таманского полуострова на Юге, Северной Двины на севере, притоков Волги на востоке.

Уже к XII веку начались феодальные войны внутри государства, в которых участвовали около полутора десятков русских княжеств, которыми руководили представители разных ветвей династии Рюриковичей.

Киев утратил свое былое величие и значение, само княжество было в коллективном владении князей, но Русь существовала и позже, как этнокультурный регион, что сыграл решающую роль в объединении славянских земель.

Расселение

По поводу расселения восточных славян существует укоренившаяся точка зрения, что они произошли от трех групп племен, которые уже находились на территории Восточно-Европейской равнины в IV — VI — веках н.э. Вот эти группы племен: 

  • Анты (Ǻνται, Ǻντες, Antae)
  • Склавины (Σκλα-βηνοί, Sclaueni, Sclavini)
  • Венеты (Venedi, Venethi)

На самом же деле  — это просто собирательные названия населения, проживающего на этой территории. Предками славян они не являются, тем более что анты и венеты — точно не могли быть предками славян, поскольку их разбили авары в VI веке.

Карта. Расселение славянских племен

Какого же было расселение славян. Тут ученые считают достоверными сведения об этом в Повести Временных лет. Вот этот отрывок: 

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.

Соседями славян стало быть были: финно-угорские племена и Волжские Булгары на востоке; хазары — на юго-востоке; Византия — на юге, Болгары — на Дунае (юго-запад), далее венгры, поляки и балтийские племена.

Происхождение славян

В современной исторической науке продолжаются дискуссии вокруг проблемы происхождения славян. Наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III—II в. до н. э. — II в. н. э.) и черняховской (II—IV вв.) археологических культур.

Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение

С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III—II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов — непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II—IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура Черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пёстрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.

Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже I—II вв. н. э. под давлением воинственных германских племён они пересекли Вислу, а уже к IV—V вв. достигли Днепра.

Другим путём проникновения славян в восточноевропейский регион был путь от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).

Сопротивление древлян

Одними из самых упорных оказались древляне, с ними велась самая продолжительная борьба. Когда во время очередного похода князь Игорь решил собрать с древлян двойную дань, те разбили его дружину и лишили жизни его самого.

Вместо Игоря править стала его жена Ольга, которая окончательно, с использованием жестких мер, подчинила древлян напрямую Киеву. Их столица, которая была в городе Искоростене, подверглась полному уничтожению.

В те же времена формируются центры восточнославянских племен, которые, в конечном итоге, подчиняются Киеву. Так, при Владимире Святославиче в состав Киевской Руси вошли земли вятичей и современный Северный Кавказ. Когда окончательно сформировалось раннефеодальное государство, были созданы более благоприятные условия для экономического роста и поддержания безопасности.

Вскоре начали формироваться более благоприятные условия для экономического роста и поддержания безопасности страны. Но эти процессы были связаны с ограничениями свобод, крестьян, о чем свидетельствуют многочисленные источники.

Уклад жизни и быта у древних славян

Одна община – это несколько семей, которые все были соединены родственными связями, причем самыми тесными и близкими. У каждой общины были свои обычаи и традиции.

На базе общин формируется еще один слой славянского общества – это воины-профессионалы или воины, которые осуществляли набеги на Византию в теплую пору года, чтобы грабить и захватывать рабов, которые потом занимались домашним хозяйством, ремеслом у своих славянских хозяев.

Древние славянские племена больше всего занимались земледелием, возделывали культуры – пшеницу, просо, ячмень, овес и рожь. Также среди народов было популярно скотоводство, в частности в хозяйствах разводились свиньи, овцы, куры, утки, коровы.

Земледелие как основной вид деятельности славян

Славянские воины-профессионалы

Славянское язычество

Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог огня; Велес — покровитель скотоводства; Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл — бог подземного мира. Особо почитался бог солнца, который у различных племен назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.