Еврипид

Оглавление

Литература

Тексты и переводы

Русские (переводы отдельных пьес см. в статьях о них):

  • Театр Еврипида. В 6 т. / Пер. И. Ф. Анненского. (Серия «Памятники мировой литературы»). М.: Сабашниковы. (вышли тт. 1—3; первое издание т. 1 вышло в 1906 году с иным составом)
    • Т. 1. Алкеста. Андромаха. Вакханки. Гекуба. 1916. — 406 стр.
    • Т. 2. Гераклиды. Геракл. Елена. Ипполит. 1917. — 516 стр.
    • Т. 3. Ифигения Авлидская. Ифигения Таврическая. Ион. Киклоп. 1921. — 548 стр.
  • Еврипид. Просительницы. Троянки. / Пер. С. В. Шервинского. // Трагедии. В 2 т. (Серия «Библиотека античной литературы»). М.: Худож. лит, 1969.
  • Еврипид. Просительницы. Троянки. / Пер. С. Апта. // Сочинения: В 2 т. (Серия «Античная драматургия»). М.: Искусство, 1980.
  • Еврипид. Трагедии. / Пер. Инн. Анненского, ст. М. Л. Гаспарова и В. Н. Ярхо, прим. В. Н. Ярхо. Отв. ред. М. Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). В 2 т. М.: Ладомир-Наука, . (переизд.: М.: Ладомир-Наука, 2006)
    • Т. 1. Алькеста. Медея. Гераклиды. Ипполит. Андромаха. Умоляющие. Гекуба. Геракл. Троянки. Ифигения в Тавриде (Ифигения-жрица). — 656 стр.
    • Т. 2. Электра. Елена. Финикиянки. Ион. Орест. Вакханки. Ифигения в Авлиде (Ифигения-жертва). Киклоп. — 704 стр. (в приложении: «Рес» Псевдо-Еврипида и «Вакханки» в пер. Ф. Ф. Зелинского)
  • Незнакомый Еврипид. Трагедии интриги и случая. / Пер. и прим. В. Н. Ярхо. // Вестник древней истории, 1995. № 3—4, 1996. № 1—2 (перевод фрагментов 12 трагедий: «Эгей», «Кресфонт», «Александр», «Фрикс» («Фрикс 1» и «Фрикс 2»), «Мудрая Меланиппа», «Меланиппа-узница», «Гипсипила», «Антиопа», «Авга», «Алопа», «Алкмеон в Коринфе»)
  • Эсхил. Софокл. Еврипид. Трагедии / Пер. Д. С. Мережковского ; вступ. ст. и примеч. А. В. Успенской. — М. : Ломоносовъ, 2009. — 474 с. — (Вечные спутники). — ISBN 978-5-91678-002-4.

Английские:
В «Loeb classical library» изданы сохранившиеся пьесы (включая «Рес») в 6 томах (№ 12, 484, 9, 10, 11, 495) и фрагменты (т. 7, 8, № 504, 506)

  • Том II.

Французские:

Исследования

  • Гаврилов А. К. Дельфийские птицы в еврипидовом прологе (Eur. Ion 154—83) // Hyperboreus. Vol. 1 (1994). Fasc. 1. C. 92—112.
  • Гаврилов А. К. Знаменья и действие — мантика в «Ифигении Таврической» Еврипида // Традиции и новаторство в античной литературе : Межвузовский сборник (К 100-летию со дня рождения академика И. И. Толстого). — Л. : Издательство ЛГУ, 1982. — С. 88—101. — 244 с. — (Philologia classica / ЛГУ им. А. А. Жданова ; головной совет по филол. наукам; [Редкол.: Ю. В. Откупщиков (отв. ред.) и др. ; вып. 2).
  • Гончарова Т. В. Еврипид. — М. : Молодая гвардия, 1984. — 272 с. — (Жизнь замечательных людей).
  • Котелов Н. П. Эврипид и значение его «драмы» в истории литературы : (Этюд). — СПб. : Редакция журнала «Пантеон литературы», 1894. — 87 с.
  • Радциг С. И. Опыт историко-литературного анализа «Медеи» Еврипида // Вопросы классической филологии : Сборник статей. — М. : Издательство МГУ, 1969. — Вып. 2. — 226 с.
  • История греческой литературы / под редакцией С. И. Соболевского, Б. В. Горнунга, З. Г. Гринберга, Ф. А. Петровского, С. И. Радцига. — Москва • Ленинград: Издательство академии наук СССР, 1946. — Т. I.
  • Толстой И. И. Трагедия Еврипида «Елена» и начало греческого романа // Статьи о фольклоре / И. И. Толстой ; Академия наук СССР. — М. : Наука ; Л., 1966. — 249 с.

Биография

Согласно позднему свидетельству в «Су́де», раньше Еврипида жил малоизвестный драматург с таким же именем.

Древние «Жизнеописания» Еврипида утверждают, что он родился на Саламине, в день знаменитой победы греков над персами в морском сражении, 23 сентября 480 года до н. э., от Мнесарха и Клейто. Родители оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. В этом сражении участвовал Эсхил, а шестнадцатилетний Софокл выступал в хоре юношей, прославлявших одержанную победу. Так древнегреческими летописцами была представлена преемственность трёх великих трагиков. Точная привязка дня рождения Еврипида к победе является приукрашением, которое часто встречается в рассказах античных авторов о великих. Так, в «Су́де» сообщается, что мать Еврипида зачала его в то время, когда Ксеркс вторгся в Европу (май, 480 год до н. э.), из чего следует, что в сентябре он родиться никак не мог.
Надпись на Паросском мраморе определяет год рождения драматурга как 486 год до н. э., причём в этой летописи греческой жизни имя драматурга упоминается три раза — чаще, чем имя любого царя.
По другим свидетельствам дата рождения может быть отнесена к 481 году до н. э.

Отец Еврипида был уважаемым и, судя по всему, богатым человеком, мать Клейто занималась продажей овощей. В детстве Еврипид серьёзно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и хотел было попасть на Олимпийские игры, но был отвергнут по молодости. Потом занимался рисованием, без особого, впрочем, успеха. Еврипид получил прекрасное образование — вероятно, он был учеником Анаксагора, знал также Продика, Протагора и Сократа. Еврипид собирал книги в библиотеку, а вскоре сам стал писать. Первая пьеса, «Пелиад», вышла на сцену в 455 году до н. э., но тогда автор не победил из-за ссоры с судьями. Первый приз за мастерство Еврипид завоевал в 441 году до н. э. и с тех пор вплоть до смерти создавал свои творения. Общественная активность драматурга проявилась в том, что он участвовал в посольстве в Сиракузы на Сицилии, видимо, поддерживая цели посольства авторитетом писателя, признанного всей Элладой.

Семейная жизнь Еврипида складывалась неудачно. С первой женой, Хлоириной, родившей ему трёх сыновей, развёлся из-за её супружеской неверности, написав при этом пьесу «Ипполит», где высмеивал сексуальные отношения. Вторая жена, Мелитта, оказалась не лучше первой. Еврипид снискал славу женоненавистника, что давало повод шутить над ним мастеру комедии Аристофану.

В 408 году до н. э. великий драматург решил покинуть Афины, приняв приглашение македонского царя Архелая. Неизвестно, что же повлияло на это решение Еврипида. Историки склоняются к мысли, что основной причиной стала если и не травля, то обида ранимой творческой личности на сограждан за непризнание заслуг. Дело в том, что из 92 пьес (75 — согласно другому источнику) только четыре были отмечены призами на театральных состязаниях при жизни автора, и одна пьеса — посмертно. О популярности драматурга в народе говорит рассказ Плутарха про страшное поражение афинян на Сицилии в 413 году до н. э.:

Архелай выказывал знаменитому гостю почёт и демонстративное уважение до такой степени, что знаки расположения стали причиной гибели самого царя. Аристотель в труде «Политика» сообщает о некоем Декамнихе, которого выдали для бичевания Еврипиду за нанесённую тому обиду, и этот Декамних в отместку организовал заговор, в результате которого Архелай погиб. Случилось это уже поcле смерти самого Еврипида в 406 году до н. э. Смерть столь замечательной личности породила легенды, изложенные в «Су́де»:

Версия про женщин — грубая шутка с намёком на пьесу Еврипида «Вакханки», где обезумевшие женщины разорвали царя. Про любовь престарелого писателя к юношам сообщает Плутарх. Современная версия более приземлённая — организм Еврипида просто не выдержал суровой зимы в Македонии.

Афиняне испросили разрешения захоронить драматурга в родном городе, но Архелай пожелал оставить могилу Еврипида в своей столице, Пелле. Софокл, узнав о смерти драматурга, заставил актёров играть пьесу с непокрытыми головами. Афины поставили в театре статую Еврипида, воздав ему почести после смерти. Плутарх передал легенду: в гробницу Еврипида ударила молния, великое знамение, которого удостоился из знаменитых людей только Ликург.

«Ипполит»

Трагедию открывает появление богини любви Афродиты, она рассказывает о любовных пристрастий Ипполита- сына Фесеева, рожденного от Амазонки. Появляется и сам Ипполит с богатым уловом и возносит молитву богине охоты Артемиде. Кроме этого из пролога мы узнаем о разговоре Ипполита со стариком, в котором тот обвиняет его в фамильярности.

В пароде речь идет о настроениях Федры — мачехи Ипполита.

В первом эписодии представлен разговор Федры с кормилицей, из которого становится ясно — Федра страдает какой то болячкой и имя ей любовь, оказывается Федра безумно влюблена в Ипполита.

Во втором эписодии Федра слышит, как Ипполит ругает служанку. Он клянет женщин за их появление на свете. Федра тоже проклинает служанку и грозится сама избавиться от этих мук самостоятельно.

Третий эписоди открывается страшным известием- умерла Федра. Узнав об этом Фесей- муж Федры убивается по ней, но видит в её руке письмо. Из него он узнает, что Ипполит занял престол. Увидев труп Федры Ипполит спросил, как это произошло, но Фесей с проклятиями выгоняет его из страны, не давая ему оправдаться.

В четвертом эписодии вестник приносит ужасную весть-смерть самого Ипполита. Вестник рассказывает, как погиб Ипполит, что колесницу погубил бык, которого наслали боги. Фактически свершилось проклятие рода. Но Фесей воспринял эту трагедию с радостью.

В эксоде Артемида ругает Фесея, обвиняя его в великом грехе. Появлятся умирающий окровавленый Ипполит, он освобождает отца от грехов. Отец пытается помочь ему, но его жиизнь сочтена.

Действующие лица.

Афродита, Артемида, Фесей, Федра, Ипполит, Кормилица, старый раб, Вестник, хор женщин и охотников товарищей Ипплолита, стража Фесея, служанка Федры. Действие происходит во дворце Фесея.

Жизнь и времена

Очень мало фактов из жизни Еврипида известно наверняка. Он родился в Афинах, Греция, около 485 г. до н.э. Его семья, скорее всего, была процветающей; его отца звали Мнесарх или Мнесархид, а его мать — Клито. По сообщениям, он женился на женщине по имени Мелито и имел трех сыновей.

19 из которых сохранились благодаря рукописям. Из трех самых известных трагических драматургов, вышедших из Древней Греции, остальные — Эсхил и Софокл — Еврипид был последним и, возможно, самым влиятельным.

Как и все главные драматурги своего времени Еврипид участвовал в ежегодных афинских драматических фестивалях, проводимых в честь бога Диониса. Впервые он принял участие в фестивале в 455 году и одержал первую из четырех своих побед в 441 году. Он был знаком со многими важными философами V века до нашей эры, включая Сократа, Протагора и Анаксагора, и он владел большой личной библиотекой.

Еврипид покинул Афины в 408 году, когда его пригласил Македония, король Македонии, жить и писать в Македонии, Греция.Он никогда не вернулся в Афины; он умер в Македонии в 406 г. до н.э.

Life

Like all writers of his time, Euripides’ biography is largely a matter of conjecture. According to legend, Euripides was born in Salamís on September 23, 480 B.C.E.; the day of the Persian War’s greatest naval battle. His father’s name was either Mnesarchus or Mnesarchides and his mother’s name Cleito, and evidence suggests that the family was wealthy and influential. Euripides was exposed to the great ideas and thinkers of the day, including Protagoras, Socrates, and Anaxagoras. Their influence can be found in Aeschylus’ attitude toward the gods. Anaxagoras, for example, maintained that the sun was not a golden chariot steered across the sky by some elusive god, but rather a fiery mass of earth or stone. Euripides was raised in a semi-religious household; records show that, as a youth, he served as a cupbearer in a temple of Apollo.

Euripides was married twice, to Choerile and Melito, though sources disagree as to which woman he married first. He had three sons, and it is rumored that he also had a daughter who was killed early in life by a rabid dog. Some call this rumor a joke made by Aristophanes, a comic writer who often poked fun at Euripides, but many historians believe that the story is accurate.

The record of Euripides’ public life, other than his involvement in dramatic competitions, is almost non-existent. The only reliable story of note is one by Aristotle about Euripides being involved in a dispute over a liturgy—a story that offers strong proof that Euripides was a wealthy man. It has been said that he traveled to Syracuse, Sicily, that he engaged in various public or political activities during his lifetime, and that he left Athens at the invitation of King Archelaus I of Macedon and stayed with him in Macedonia after 408 B.C.E.; there is, however, no historical evidence to confirm these statements.

Credits

New World Encyclopedia writers and editors rewrote and completed the Wikipedia article
in accordance with New World Encyclopedia standards. This article abides by terms of the Creative Commons CC-by-sa 3.0 License (CC-by-sa), which may be used and disseminated with proper attribution. Credit is due under the terms of this license that can reference both the New World Encyclopedia contributors and the selfless volunteer contributors of the Wikimedia Foundation. To cite this article click here for a list of acceptable citing formats.The history of earlier contributions by wikipedians is accessible to researchers here:

  • Euripides  history
  • Alcestis_%28play%29  history
  • Medea_%28play%29  history

The history of this article since it was imported to New World Encyclopedia:

History of «Euripides»

Note: Some restrictions may apply to use of individual images which are separately licensed.

Основные труды

Некоторые из самых известных трагедий Еврипида — Медея, Вакха, Ипполит и Альцестис. Еврипид был известен своим новым подходом к традиционным мифам: он часто менял элементы их историй или изображал более ошибочные, человеческие стороны своих героев и богов. Его пьесы обычно жили на темной стороне существования, с элементами сюжета страдания, мести и безумия. Их характеры часто мотивированы сильными страстями и интенсивными эмоциями. Еврипид часто использовал сюжетное устройство, известное как «deus ex machina», где бог подходит к завершению пьесы, чтобы свести счеты и обеспечить разрешение сюжета.

Работа Еврипида также примечательна для его сильный,сложные женские персонажи; женщины в его трагедиях могут быть жертвами, а также мстителями. Например, в Медее главный герой мстит своему неверному мужу, убивая их детей, а также его любовника. Другая пьеса, Гекуба, рассказывает историю бывшей королевы Трои, особенно ее скорбь по поводу смерти ее детей и возмездия, которое она принимает против убийц ее сына.

В некоторых работах Еврипида содержится косвенный комментарий к текущим событиям. Например, «Троянские женщины», изображавшие человеческие издержки войны, были написаны во время Пелопеннесской войны (431-404 гг. До н.э.). Еврипид также иногда использовал сатиру и комедию в своих пьесах, и он часто писал дебаты для своих персонажей, в которых они обсуждали философские идеи. По всем этим причинамон стал известен как реалист и один из самых интеллектуальных из трагиков.

References

  • Croally, N. T. Euripidean Polemic: The Trojan Women and the Function of Tragedy. Cambridge University Press, 1994. ISBN 0521464900
  • Ippolito, P. La vita di Euripide. N�poles: Dipartimento di Filologia Classica dell’Universit’a degli Studi di Napoli Federico II, 1999.
  • Kovacs, D. Euripidea. Leiden: Brill, 1994. ISBN 9004099263
  • Lefkowitz, Mary R. The Lives of the Greek Poets. London: Duckworth, 1981. ISBN 0715617214
  • Rutherford, Richard. Euripides: Medea and other plays. Penguin, 1996. Reprint edition, 2003. ISBN 0140449299
  • Scullion, S. “Euripides and Macedon, or the silence of the Frogs.” The Classical Quarterly 53.2 (2003): 389-400.
  • Sommerstein, Alan H. Greek Drama and Dramatists. London: Routledge, 2002. ISBN 0415260280
  • Webster, T.B.L. The Tragedies of Euripides. Methuen, 1967.

Замечания

  1. На византийском Vita включая английский перевод Престола: Mary R. Lefkowitz : The Еврипида Vita. В кн . : Греческие, римские и византийские исследования.
  2. Эрнст Мейер : Фля. В: Маленькая Поли (КП). Том 4, Штутгарт, 1972 г., столбец 793.
  3. Итак, в Vita 62-65, см., Например, Антон Вестерманн : Delectus vitarum graece scriptarum. В кн . : Филологический и педагогический архив. Греческие, римские и византийские исследования. Volume 20, 1979, pp. 187-210, здесь: p. 191 для английского перевода.
  4. Элиан , Varia Historia 2.13; Уильям Джеймс Дюрант : Культурная история человечества . Том 3 Классическая Греция , Юго-запад, Мюнхен 1978, страница 178.
  5. Laaths: История мировой литературы. Т. 1. С. 93.
  6. коллекция Папирус из Берлин Египетский музей Inv.No. P 5014
  7. П. Окси VI 852
  8. Харенберг: Лексикон мировой литературы. С. 89.
  9. Laaths: История мировой литературы. Т. 1. С. 94.
личные данные
ФАМИЛИЯ Еврипид
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИМЕНА Εὐριπίδης (греческий)
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ классический греческий поэт
ДАТА РОЖДЕНИЯ около 480 г. до н.э. Chr.
МЕСТО РОЖДЕНИЯ Саламин
ДАТА СМЕРТИ 406 г. до н.э. Chr.
МЕСТО СМЕРТИ Пелла

Детство и юность

Сведений о ранних годах Еврипида сохранилось мало, да и те часто противоречат друг другу. Греческий комедиограф Аристофан писал, что его мать Клейто торговала на рынке зеленью и овощами, однако в более поздних источниках это отрицается. Еврипид явно происходил из обеспеченной семьи, поскольку получил разностороннее образование – по словам римского писателя Авла Геллия, он учился у философов Протагора и Анаксагора.


Портрет Еврипида

Что касается года его рождения, то во многих источниках значится дата 23 сентября 480 года до н. э. – в этот день греческое войско победило персов в морском сражении на Саламине. Однако другие письменные свидетельства включают упоминание о том, что Клейто зачала Еврипида тогда, когда царь Ксеркс вторгся в Европу, что произошло за 5 месяцев до Саламинской победы.

Скорее всего, будущий драматург появился на свет позже 23 сентября, просто потом его биографы «притянули» дату с целью «приукрашивания» – тогда такие приемы в жизнеописаниях использовались нередко.

Примечания

  1. Euripides (англ.) // Encyclopædia Britannica
  2. Эврипид // Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. — М.: Центрполиграф, 1998.
  3. М. В. Белкин, О. Плахотская. Эврипид // Словарь «Античные писатели». — СПб.: Лань, 1998.
  4. Плутарх. Никий, 29
  5. «Су́да»: epsilon, 3695
  6. Плутарх. Изречения царей и полководцев, 24, 3.
  7. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Ликург
  8. , с. 404.
  9. Вена, Австрийская национальная библиотека, G 2315. Цветное факсимиле и расшифровка опубликованы в кн.: Documents of Ancient Greek Music. Oxford, 2001 (факсимиле на обороте титула, транскрипция на с. 12-13).
  10. Дионисий Галикарнасский. О соединении слов, 11
  11. Музыкальный вклад Еврипида в трагедию оценивает Пс.-Пселл в трактате «О трагедии» (возможно, черпал свою информацию из несохранившегося трактата Прокла).
  12. Лейден, Лейденский университет, Pap. Inv. 510.
  13. В частности, в распеве слоги систематически не элидируются; кроме того, за счёт выписанных музыкальных длительностей удлиняются слоги текста. См. подробней: Mathiesen T. Apollo’s Lyre. — Lincoln and London, 1999. — P. 113—114.

Подробный пересказ

В Афинах был царь Тесей, его отцом был бог Посейдон, а на земле царь Эгей. Самый большой свой поступок он сделал тогда когда убил Минотавра в лабиринте. Выйти из него ему помогла Ариадна, она дала ему нить с помощью нее он и вышел. Он пообещал на ней жениться, Афродита возненавидела его.

Второй его женой стала амазонка и подарила ему сына, назвали его Ипполит. Когда она погибла в бою, то его пришлось отправить в Трезен, потому что он был не законным сыном. Амазонки не любили мужчин, а Ипполит не любил женщин. Он придерживался того, что человек должен быть чистым, и его Афродита тоже ненавидела.

Третьей женой Тесея стала младшая сестра Ариадны Федра. Он хотел с ней иметь законных наследников. Месть Афродиты не заставила себя ждать, увидев своего пасынка Федра тут же в него влюбилась. Она старалась перебороть в себе это чувство, и пока Ипполит был в Трезене, у нее это получалось. Тесей убивает всех родственников восставших против них и им приходится переезжать в Трезен. Мачеха не может сдерживать своих чувств и начинает сильно болеть. Тесей не понимает, что происходит и едет к оракулу. После его отъезда и происходит трагедия.

Еврипид написал две версии этой трагедии. В первой Федра рассказала о своих чувствах пасынку, но он ее отверг. Тогда она сказала своему мужу, что ее сын к ней приставал и хотел ее обесчестить, влюбившись в нее. Из-за такой несправедливости Ипполит умирает, а когда вся правда раскрывается, она кончает жизнь самоубийством.

Во второй версии действия разворачиваются иначе. Ипполит поет хвалебные песни невинной богине Артемиде, на что раб у нее интересуется, почему он не чтит так же Афродиту. Ипполит отвечает, что чтит, но где то в глубине души, ведь ему не нравятся люди, которые чтят ночную жизнь. Раб молится о юноше и просит прощения у Афродиты.

Федра болеет и рядом с ней ее кормилица, в бреду она рассказывает ей, что больна от любви к своему пасынку. Кормилица все рассказывает Ипполиту и он, войдя в комнату, говорит, что никогда не будет с Федрой и не любит ее. Федра говорит кормилице, что она ее придала и теперь даже если она умрет, ее честь запятнана. Она решается на другой поступок.

Она идет и вешается, такой ее находит муж Тесей. В ее руке зажата дощечка с письменами, в которой говорится, что сын Тесея к ней приставал и хотел обесчестить. Он приходит в ярость и просит своего отца Посейдона наказать сына. Посейдон слышит его молитвы. Ипполит, узнав о том, что его опорочили, хочет уехать подальше от дома. По дороге из города Ипполит разбивается об скалы и его полуживого привозят к отцу. Выясняется правда, что сын не виноват, а все это происки Афродиты.

Тесей винит себя за то, что не поверил Ипполиту, а тот в свою очередь прощает отца. Богиня Артемида говорит, что теперь каждая девушка перед свадьбой будет чтить память умершего юноши. К его памятнику они будут приносить прядь своих волос. Богиня невинности и чистоты говорит, что она тоже убьет любимого Афродиты своей стрелой, ведь из-за нее сломаны три разные судьбы людей.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

прием

Еврипид на коллективный штамп для библиотеки Langenscheidt в классиках

Говорят, что Софокл надел траурные одежды после известия о смерти Еврипида; его артисты и певчие выступили без венка. В Афинах в его честь воздвигли кенотаф — (пустую) мемориальную гробницу, а три оставленные им части были коронованы посмертно.

Вскоре после смерти Еврипида его первостепенное значение было признано, что отразилось, среди прочего, в том факте, что он был наиболее часто исполняемой и читаемой трагедией в древние времена. Особое значение имеет его влияние на новую комедию, особенно на ее главного представителя Менандра .

Из великих мастеров афинской трагедии Еврипид был наиболее проблематичным и современным, что вызвало его критику.

Аристофану принадлежит картина Еврипида, характеризующаяся гротескными искажениями старой комедии, которая имела решающее значение до наших дней.

Критическая дискуссия между Кристофом Мартином Виландом и Еврипидом побудила Иоганна Вольфганга Гете написать свой фарс « Боги, герои и Виланд» . Несмотря на то, что Гете сделал в нем смешное, Виланд проявил понимание к « Штурму и натиску» Гете и даже рекомендовал этот фарс читателям своего журнала как хорошее прочтение.

Музыкальная деятельность

Вероятно, Еврипид сам писал музыку для своих трагедий. Сохранился фрагмент первой антистрофы из «Ореста» на папирусе III века до н. э., содержащий над стихотворным текстом хорошо различимые нотные знаки. Фрагмент музыки Еврипида подтверждает приписываемую ему в ряде немузыкальных трактатов славу дерзкого композитора-реформатора, который по свидетельству древних внедрил в трагедию хроматику и стал широко использовать кифару (в более древних образцах трагедии стандартно применялся только авлос). Нотация фрагмента, показывающая все три рода мелоса греков — диатонику, хроматику и энармонику, свидетельствует об изысканности и сложности музыкального письма Еврипида.

Другой сохранившийся фрагмент Еврипида — из «Ифигении в Авлиде» (хоровой эпод из второго музыкального антракта; датирован около 280 года до н. э.) — примечателен тем, что кроме букв, обозначающих высоту звуков, папирус содержит знаки ритмической нотации. Анализ этого фрагмента показывает, что музыкальный ритм изменяет метрику стиха. Таким образом, становится очевидно, что (принятая по традиции у филологов) запись текста трагедии как «чистого» стиха (без учёта распева) не даёт правильного представления о его звучании.

Еврипид

Еврипид — это великий драматург Древней Греции, представитель новой аттической трагедии.

Бюст Еврипида, римская копия греческого оригинала 330 до н. э.

Родился Еврипид на Саламине в тот день, когда греки одержали победу над персами в морском сражении, в 480 году до нашей эры. Родителями его были Мнесарх и Клейто, которые оказались на Саламине в числе других афинян, бежавших от войска персидского царя Ксеркса. Однако существует еще и надпись на Паросском мраморе, согласно которой драматург родился в 486 году до нашей эры. В этой летописи греческой жизни имя Еврипида упоминается чаще, чем имя любого царя. Согласно другим свидетельствам, датой рождения является 481 год до нашей эры.

Отец Еврипида был уважаемым и, по-видимому, богатым человеком. Мать, Клейто, торговала овощами. Когда Еврипид был совсем ребенком, он серьезно занимался гимнастикой, даже выиграл соревнования среди мальчиков и мечтал попасть на Олимпийские игры. Однако он был отвергнут по молодости. Потом Еврипид увлекся рисованием, но без особых успехов. Брал он и уроки в ораторском искусстве и литературе. Его учителями были Продик и Анаксагор, а Сократ давал ему уроки философии. У Еврипида была огромная библиотека. Вскоре драматург стал сам писать.

Первой его пьесой стала «Пелиад», которая вышла на сцену в 455 году до нашей эры. Однако автору не удалось одержать победу из-за ссоры с судьями. Первого приза он удостоился аж в 441 году до нашей эры.

Сидящий Еврипид из Лувра, римская статуя II в.

У героев и особенно героинь Еврипида очень сложные характеры, а высокие чувства, страсти, мысли тесно переплетаются с низменными. Например, невыносимые страдания Меди из одноименной трагедии приводят ее к кровавому злодеянию. Она убивает собственных детей, не испытывая при этом ни малейшего раскаяния. Федра («Ипполит») обладала поистине благородным характером и предпочитала умереть, чем признать собственное падение. Она совершает низкий и жестокий поступок, оставляя предсмертное письмо с ложным обвинением Ипполита.

Что касается семейной жизни Еврипида, то она не отличалась особой удачливостью. Первой его женой была Хлоирина, от которой у него было три сына. Так как она была неверна ему, Еврипид развелся с ней. Именно это событие послужило поводом к написанию пьесы «Ипполит». Второй его женой была Мелитта, которая была ничем не лучше первой.

В 408 году до нашей эры Еврипид решил уехать из Афин, приняв приглашение македонского царя Архелая. Причина его отъезда до сих пор неизвестна. Однако историки склоняются к мысли, что на его решение повлияла собственная обида на граждан, которые не хотели признавать его заслуги. Из 92 пьес (согласно другому источнику их было 75) лишь 4 получили призы на театральных состязания при жизни автора, и одна пьеса посмертно.

Архелай уважал и выказывал великому драматургу свое почтение так явно, что это послужило причиной гибели самого царя. Аристотель в труде «Политика» сообщает о неком Декамнихе, которого якобы выдали для бичевания Еврипиду за нанесенную тому обиду. Декамних разозлился и решил отомстить, он организовал заговор. В результате этого заговора погиб Архелай.

О смерти Еврипида сложено немало легенд. Например, в одной из них рассказывается, что Еврипид погиб в результате заговора поэтов, которые ему завидовали и подкупили придворного, чтобы он спустил на великого драматурга царских гончих. Согласно другим легендам, Еврипида разорвали не псы, а женщины, когда он ночью спешил на свидание с Кратером. Согласно третьим, Еврипид должен был встретиться с Никодикой, женой Арефа.

Современная версия смерти более приземленная — организм 75-летнего Еврипида просто-напросто не выдержал суровой зимы в Македонии.

Афиняне просили разрешения захоронить драматурга в родном городе, однако Архелай не разрешил этого сделать. Он принял решение оставить могилу Еврипида в своей столице, Пеле. Когда Софокл узнал о смерти драматурга, он заставил актеров играть пьесу с непокрытыми головами. В Афинах была поставлена статуя Еврипида.