Кто такие скифы и куда они исчезли?

Оглавление

3.


Остатки Скифского Неаполя возле современного Симферополя, Крым. Город служил политическим центром скифов в позднескифский период.

В обществе ярко выделялись прослойки аристократов, жрецов и воинов. Женщины и мужчины имели равные права. Анализ ДНК более 1000 скелетов скифских воинов, с почестями захороненных в курганах, показал, что 37% из них были женщинами.

Скифам приписывается изобретение кочевой тактики боя, с обманными маневрами, стратегическим отступлением и применением конных лучников.

Существовало такое государство с VIII века до н.э. по IV век н.э. В период расцвета в IV веке до н.э. столица империи располагалась в Запорожской области Украины.

Куда исчезли скифы?
В греческой истории скифы запомнились победоносными походами в Малую Азию, разгромом войска персидского царя Дария I и македонской армии Зопириона (полководца Александра Македонского).

Скифия успешно отражала нападения с Юга и Запада, встречаясь с войсками оседлых народов, однако терпела поражения от других кочевников.

Между 280—260 годами до н. э. Скифию атаковали сарматы. Скифы удержали Крым, земли современных Молдавии, Западной Украины, Румынии и Болгарии, но потеряли восточные угодья.

История скифов

Расцвет скифской цивилизации приходится на VII век, именно в это время скифы господствовали не только в степях Причерноморья, но и всей Малой Азии, где создали скифское государство Ишкуза, правда к началу VI века из Малой Азии они были вытеснены. В это же время следы пребывания скифов найдены на Кавказе.

В 512 году до н. е. все племена скифов сплотились для отражения персидского завоевания предпринятого царем Дарием І. Попытка завоевать земли скифов провалилось, персы были разбиты. Неудачный поход Дария на скифов подробно описан все тем же Геродотом, против завоевателей скифы использовали весьма оригинальную тактику – вместо того чтобы дать персам генеральное сражение, они заманили их вглубь своей территории, всячески избегая генерального сражения и постоянно изматывая персидские войска. Под конец им уже не составило значительного труда победить ослабленных персов.

Через какое-то время уже сами скифы напали на соседнюю Фракию (территория современной Болгарии) и успешно завоевали эти земли. Затем случилась война с македонским царем Филиппом, который нанес скифам сокрушительно поражение, вновь отбросив их в степы Причерноморья.

Примерно в III-II веке до н. е. скифская цивилизация начинает приходить в упадок. Значительно сократилась и территория, где обитали скифы. В конце концов, сами скифы были завоеваны и уничтожены их далекими родственниками – кочевыми племенами сарматов. Остатки скифского царства еще какое то время продолжали сохраняться в Крыму, но и оттуда они вскоре были вытеснены племенами готов.

Большая Скифия

Скифское общество делилось на классы. Выдающийся греческий историк Геродот выделял:

  • собственно скифов (скифов-кочевников), населявших степные районы на восток от Днепра;
  • царских скифов, кочевавших по Приазовью и степному Крыму;
  • оседлых скифов-пахарей, проживавших в лесостепной зоне Правобережья;
  • оседлых скифов-земледельцев, которые расположились на Левобережье Днепра.

Господствующее положение в обществе занимали царские скифы, которые рассматривали другие племена и этносы Скифии как рабов, которые были вынуждены постоянно платить им дань.

Интересно, что захватывая новые земли, скифы не уничтожали местное население полностью. Они вынуждали его к уплате дани, а также органично вливались в других этносов. Так, в близких к греческих полисов территориях скифских владений проживали скифы-каллипиды – смешанное скифско-греческое население. Возможно, оно включало в себя и остатки киммерийцев и других народов.

Первые попытки объединения скифских племен датируются VI вв. к н. е. Впервые они объединились во время вторжения огромного персидского войска во главе с царем Дарием. Персы вынуждены были отступить.

В начале своей истории скифы осуществили ряд завоевательных походов (679-585 гг. к н. е): через Кавказ они атаковали Переднюю Азию, где разрушили столицу Ассирии Ниневию, захватили территории Мидии, Сирии, Палестины, взяли выкуп с Египта, вторглись в Индию.

На рубеже V-IV вв. к н. е. рядом с остатками родовых отношений у скифов развивалось рабовладение и сложилась первая на территории Украины (Северное Причерноморье) государство — Великая Скифия, которая была монархическим по форме правления.

Государство было прежде всего военной организацией: воинами были все взрослые мужчины и большинство женщин. Верхушка скифского общества составляла мощная военная скифская знать во главе с царями. К скифской знати принадлежали военные вожди, царские дружинники. Основную часть взрослого населения составляли воины, а также земледельцы или скотоводы – рядовые общинники. Были у скифов и рабы.

Царь имел значительную власть: он возглавлял войско, был верховным судьей; невыполнение приказа царя наказывалось смертью. Но его власть не была абсолютной: важнейшие дела обсуждались. на Народном собрании, получившем название «Совет скифов». Это был демократический орган, на заседаниях которого иногда решали даже судьбу царей. наивысшего подъема большая Скифия достигла в IV в. к н. э. во времена царя Атея. Он покорил своей власти все скифские земли от Дуная до Дона. Тогда скифы вели оживленную торговлю с греческими колониями – Ольвией, Херсонесом, Тирой, Пантікапеєм, а также с Македонией, Истрией, римскими провинциями. Государство стало централизованным, было начато скифской чеканки монеты.

В IV ст. к н. е. скифы вели борьбу с могущественной Македонией за влияние на Балканах и в юго-западном Причерноморье. В решающей битве в 339 г. к н. е. скифы потерпели поражение. В жестоком бою погиб и Атей, которому в то время исполнилось около 90 лет.

После этого скифское государство начало приходить в упадок, и в III ст. к н. е. Великая Скифия прекратила свое существование.скифы отошли на юг и создали Малую Скифию со столицей в Неаполе Скифском (вблизи современного Симферополя). Во II в. к н. э. скифы были окончательно разгромлены сарматами, готами и другими племенами.

Некоторые ученые считают, что упадок скифов был связан с несколькими причинами:

  1. Потерей собственной идентичности через тесные контакты с другими народами;
  2. Ослаблением скифского войска по причине сокращения численности народа, представители которого стали постепенно растворяться в соседних етносах;
  3. Генетическим вырождением этноса – потерей скифскими мужчинами способности к воспроизведению рода-за постоянного пребывания в седле.

Итак, ученые придерживаются мнения, что такой много численный народ, как скифы не мог полностью исчезнуть. Скорее всего скифы растворились в других племенах, в том числе и славянских и частично стали прародителями многих современных народов.

Религия скифов

В религиозной жизни скифов господствовали культ огня и Солнца. Важным обрядом было почитание царского очага. Религиозными обряды выполнялись царями, и скифский царь был также одновременно религиозным главой общины. Но помимо него большую роль играли также различные маги и прорицатели, главным заданием которых был поиск врагом царя, предотвращения магических козней врагов. Болезнь же, как царя, так и любого другого скифа объяснялась как раз таки магическими кознями какого-то недруга, и задачей прорицателей было найти этих недругов и ликвидировать их козни в виде болезни. (Такая вот своеобразная древняя скифская медицина)

Храмов скифы не строили, но имели особые священные места, где вершили свои религиозные обряды поклонения Солнцу и огню. В исключительных случаях скифы прибегали даже к человеческим жертвоприношениям.

Геродотова Скифия и ее боги

По образному выражению одного из историков-антиковедов, сведения о Скифии Геродот получал через «грекоязычных базарных переводчиков» в эллинских городах Северного Причерноморья, прежде всего — в Ольвии. Несомненно, это отчасти сказалось на точности запечатленной им информации.

Так, описывая суровую по сравнению с Элладой природу Скифии, Геродот перемежает реальность с вымыслом или по меньшей мере с преувеличением: «…здесь в течение восьми месяцев мороз такой нестерпимый, что если в это время разлить воду, то грязи не получишь. Но если развести огонь, то ты получишь грязь». По причине сильных холодов быки у скифов безроги, а иногда воздух Скифии наполняется множеством перьев, в которых без труда угадываются снежные хлопья.

Этногеография Скифии в описании Геродота выглядит следующим образом. Главенствующее положение в Скифии занимали скифы царские, считавшие всех остальных скифов своими рабами. Они обитали в междуречье Борисфена (Днепра) и Танаиса (Дона), включая Крым, и занимали самые лучшие для ведения кочевого хозяйства земли. К северу от них в безлесной степи проживали скифы-кочевники. В лесостепных районах Поднепровья Геродот помещает будинов, в земле которых находится город Гелон, а в лесостепном Побужье — скифов-земледельцев.

Рассказывая о скифских богах, Геродот сравнивает их с эллинскими, возможно, следуя давно сложившейся в греко-скифской контактной зоне традиции. Так, по его сведениям, Зевс носит у скифов имя Папай, Гея — Апи, Гестия — Табити, Аполлон — Гойтосир, Афродита — Аргимпаса, Посейдон — Тагимасад. Только Арес, бог войны, не поименован Геродотом по-скифски. Отец истории отмечает, что никому из богов, кроме как Аресу, скифы не сооружают алтарей, однако приносят в жертву животных.

Жертвоприношения же Аресу совершались скифами по особому обряду. Для этого из вязанок хвороста сооружались огромные алтари с площадкой наверху: эти грандиозные сооружения ежегодно подновлялись.

Может быть интересно

Особое место в пантеоне Скифии занимал Геракл. Этого героя, чрезвычайно популярного у эллинов, скифы, согласно одной из легенд, сохраненных Геродотом, считали своим родоначальником. Отцу истории рассказали, что в поисках своих таинственно пропавших коней Геракл достиг Гилеи — области в низовьях Днепра, где нашел в пещере змееногую деву, похитившую и спрятавшую животных. В качестве платы за возвращение лошадей змееногая богиня потребовала от Геракла разделить с нею ложе. В результате этой связи появилось три сына, и богиня, возвратив коней, настояла, чтобы герой помог ей определить, кого из сыновей оставить править ее страной, а кого отправить в изгнание. Геракл оставил змееногой матери один из своих луков, сказав, что правителем страны станет тот из сыновей, кто сумеет натянуть на него тетиву. Ему же достанутся и дары Геракла — золотой пояс с золотой чашей. Когда дети возмужали, богиня провела испытание. Старшие сыновья с заданием не справились и удалились из страны, а вот младший, носивший имя Скиф, сумел натянуть на грозное оружие тетиву и остался на родине, став основателем скифского царского рода.

Змееногая богиня. Золотая бляшка из кургана Куль-Оба. Государственный исторический музей. Фото с сайта Государственного исторического музея. Источник

Примечательно, что в скифском царском кургане Куль-Оба в Восточном Крыму был найден золотой кубок, на котором изображен мужчина в скифском костюме, натягивающий тетиву на лук, а рядом две пары скифов, в каждой из которых один оказывает помощь другому. В первой паре скиф перевязывает товарищу ногу, во второй — извлекает у другого изо рта больной зуб. Не исключено, что на сосуде из Куль-Обы запечатлен расширенный вариант рассказанной Геродотом легенды, причем с определенным «хирургическим» уклоном: незадачливые старшие братья получили увечья при неумелом обращении с оружием, ведь сорвавшийся при натягивании тетивы лук нижним концом ударил бы по ноге, а верхним — съездил по зубам. Есть на кубке и еще одна пара персонажей — пожилой скиф рассказывает молодому товарищу древнюю легенду.

Золотой кубок из кургана Куль-Оба. Государственный Эрмитаж. Скиф, натягивающий тетиву на лук. Фото с сайта «Открытая археология». ИсточникЗолотой кубок из кургана Куль-Оба. Государственный Эрмитаж. Скиф, перевязывающий ногу другому скифу. Фото с сайта «Открытая археология». ИсточникЗолотой кубок из кургана Куль-Оба. Государственный Эрмитаж. Скиф, извлекающий у другого скифа больной зуб. Фото с сайта «Открытая археология». ИсточникЗолотой кубок из кургана Куль-Оба. Государственный Эрмитаж. Пожилой скиф, рассказывающий более молодому древнюю легенду. Фото с сайта «Открытая археология». Источник

Скифия и Сарматия

Долгое время, впрочем, название скифов применялось древними писателями, наряду с названием «сарматы» или взамен его, для обозначения всех вообще народов, живших к северу от Понта. Впоследствии Скифией называется уже только область в Азии, смежная с азиатской Сарматией. Эта, описанная Птолемеем азиатская Скифия обнимала земли между азиатской Сарматией на западе, неизвестной страною на севере, Серикой (Китаем) на востоке, Индией на юге и разделялась на две главные части: Скифию по эту сторону и Скифию по ту сторону Имая (большого горного хребта). Из рек здесь упоминаются Парананис (Парапамис), Римн (ныне Гасури), Даик (потом Яик), Окс (Амударья) и Яксарт (Сырдарья).

Быт и религия жителей Скифии

Обычное население архаической Скифии жило в войлочных юртах, которые крепились на повозки. В большие скифские роды обычно входили отдельные парные семьи, которые имели небольшое стадо скота и занимались кочевничеством.

У простых скифов имелись глиняные сосуды, деревянные чаши, кожаные мешки. Реже – кувшины, миски и тарелки. Некоторые керамические изделия они делали самостоятельно, с помощью гончарного круга. Среди артефактов скифского периода истории Крыма часто встречаются греческие амфоры. Кочевники приобретали разлитое в них вино, а потом наполняли молоком, водой или кисломолочными продуктами.

В находках конца VI в. до н. э. все чаще встречаются скифы воинственной наружности. В курганах того времени обнаружены останки крымских варваров, одетых в железные доспехи. Их оружие имело драгоценные украшения, золотой декор. Примерно в этот период истории Крыма зарождалась скифская военная аристократия.

Параллельно возникло два типа скифских поселений. Археологи встречают небольшие хутора, в которых стояло по 2–3 плетенных дома, и целые поселки, расположенные на нескольких десятках гектаров. Вокруг основных жилищ располагались сады и огороды. Каменные дома имели по две-три комнаты, в них не только жили, а и содержали животных. Во дворах скифов располагались ямы для зерна. В такие хранилища, как правило, засыпали до тонны урожая. Ученым также известны немногочисленные хранилища с большим объемом. Ямы использовались несколько лет, а потом засыпались бытовым мусором. Ненужные вещи также выбрасывались в районе зольников, которые располагались между домами. Интересно, что эти небольшие холмы одновременно были и святилищами, служившими местом поклонения божествам, оберегавшим быт.

Скромные размеры скифских домов позволяют предположить, что семьи были небольшими. Подросшие сыновья отделялись от родителей и начинали вести собственное хозяйство. В Восточном Крыму найдены курганы того времени. Они располагались рядом с поселениями и служили местом погребения представителей одной семьи.

Скифские курганы представителей аристократии и небольшие могилы с насыпью простых кочевников и земледельцев, «ящики» и ямы, имеют общую черту – наличие вещей, которые использовались в повседневном обиходе. Это означает, что скифы верили в потустороннюю жизнь. Население крымской Скифии почитало Великую Богиню и мужское божество, которое изображали верхом на коне. У скифов существовал культ меча.

Ранее была написана серия статей о скифских городах-крепостях, расположенных на территории Крыма. Здесь мы не будем рассказывать о них и предложим читателю самостоятельно ознакомиться с уже размещенным материалом.

Таким образом, скифы начали проникать в Крым где-то в конце VII в. до н. э. и обитали на полуострове до III–IV вв. н. э. 

В VII–VI вв. до н. э. все скифы были воинами-кочевниками, но со временем из массы конных лучников отделилась военная аристократия. На территории Крыма жили так называемые царские скифы. Их первой столицей было городище Ак-Кая, позже, в III в. до н. э., появился Неаполь Скифский. 

Пока верхушка общества занималась военными делами, остальные члены племени продолжали кочевать вместе со своими стадами. В IV в. до н. э. крымские скифы начали переходить к оседлому образу жизни, а в первой трети III в. до н. э. они почти исчезли, так как на полуостров пришли сарматы. Однако им удалось выстоять и Позднескифское государство просуществовало вплоть до прихода готов и гуннов, хотя серьезно ослабло во время военных противостояний с Понтийским царством в конце II века до н. э. Лучшими источниками для изучения скифского прошлого Крыма являются курганные захоронения и руины укрепленных городищ того времени.

INLIGHT

Военное дело – основа скифской жизни

Основой скифской жизни всегда оставалась война.скифы были грозными воинами и разбойниками, наводившими ужас на все близлежащие народы. Даже в Библии находим упоминание о скифской жестокости:

«Вот идет народ из северной страны… держит лук и короткое копье, жесток он! Они не зжаляться! Голос их ревет, как море, скачут на конях, выстроились как один человек… народ издалека… народ древний… языка которого ты не знаешь… колчан его, как открытый гроб, все они люди храбрые… он сожрет жатву и хлеб твой, истребит сынов и дочерей твоих, сожрет овец и коров твоих, сожрет виноград твой и смоквы твои и разрушит мечом города твои, не надежду имеешь».

С самого детства скифские дети начинали ездить верхом и учились искусству боя на коне. Это умение было примечательным преимуществом скифов на поле боя, ведь придавало им скорости и значительного пространства для обзора, нанесения ударов.

Основу скифского войска составляла легковооруженная пехота.но главной ударной силой были отряды тяжело вооруженных всадников, защищенных панцирями, шлемами и щитами. Скифы были великолепными лучниками, мастерски владели коротким мечом. Интересно, что в войска скифов входили и женские отряды.

На первое место в скифском обществе становилась военная доблесть. Если воину не удалось убить врага в бою и принести его голову вождю, то он не имел права принимать участие в дележе добычи.

Каждый год племенная верхушка устраивала большой праздник, на который приглашали только воинов, убивших врага в бою. Во время этих церемоний скифы, которые убили больше всех воинов, получали сразу два бокала с вином, купленным у греков (покупать вино имели право только могущественные представители племени). Зато скифы-неудачники, которые не принесли вождю ни одной отрубленной головы, хоть и должны присутствовать на празднике, участвовать в нем не могли. Им приходилось сидеть в стороне и наблюдать.

Однако любителями выпивки скифы не были. Существует даже предание о скифском царе, который отплатил жизнью за то, что открестился от родных обычаев и тайно участвовал в греческих вакханалиях в честь бога Диониса.

Зато скифы любили коноплю. Они накрывались шкурой и бросали семена этого растения на раскаленные камни. По свидетельствам Геродота, дыма в такой палатке было довольно много, а скифы «безумствовали и смеялись как дети». Археологи часто находят мешочки с семенами конопли в скифских захоронениях. в отношении врагов скифы не имели сожаления. Греческий историк Геродот рассказывает, что в скифском обществе была распространена мода на:

  1. Изделия из человеческой кожи – полотенца, рукавицы, колчаны для стрел, куртки. Некоторые скифы полностью сдирали с мертвого врага кожу, налегали ее на деревянный каркас и возили такую куклу с собой;
  2. Времени из человеческих черепов, которые скифы обрезали, вычищали, высушивали, обтягивали кожей и использовали для питья.

Кстати, чаши изготавливали не только из черепов врагов, но и из черепов родственников. Если скиф поссорится с родственником, рассказывает Геродот, то обычным было вызвать его на поединок и тот, кто побеждал, делал с головы побежденного чашу и ставил вместе с другими. Такими чашами из черепов родственников принято было хвастаться перед гостями – ведь скифы считали подобный «трофей» признаком воинской доблести и силы воли.

Слава о грозную военную мощь скифов опережала их, поэтому соседние народы с легкостью соглашались платить им дань и иметь договорные отношения. Существуют упоминания о том, что роль полиции в греческих городах-полисах часто доставалась скифам. Историки склонны считать, что это были воины из низшего класса или воины-рабы, живя в воинственном обществе все равно перенимали военные умения скифов.

Скифское общество и его упадок

Религиозные представления скифов

Согласно данным Геродота, особым почитанием у скифов пользовались семь главных богов. Первое место среди них принадлежало Табити — богине огня, стихии, считавшейся особо священной у всех индоиранских народов древности. Следом за ней в скифской религиозно-мифологической иерархии почитали супружескую пару — божества неба и земли Папая и Апи, считавшихся прародителями людей и создателями всего земного мира. Четыре бога третьего «разряда» олицетворяли, видимо, этот земной, телесный мир. Среди них наиболее известен нам бог, воплощенный в древнем железном мече. Его скифское имя до нас не дошло, но зато Геродот подробно описывает способы поклонения ему. По словам историка, в каждой из областей Скифского царства сооружался из хвороста гигантский алтарь, посвященный этому богу. Водруженному на вершине алтаря мечу-акинаку приносили в жертву домашних животных и каждого сотого пленника.

Украшение конской сбруи из I Пазырыкского кургана. Горный Алтай.

Общескифской святыней был, по-видимому, огромный бронзовый котел, находившийся в урочище Эксампей, в междуречье Днепра и Южного Буга: по свидетельству Геродота, котел этот был отлит из бронзовых наконечников стрел, снесенных сюда — по одному от каждого воина — по велению скифского царя Арианта, желавшего таким образом выяснить численность своих подданных. Котел, конечно, не сохранился, но о его форме можно судить по многочисленным бронзовым котлам, зачастую находимым в скифских курганах. Что же касается размеров находившегося в Эксампее котла, то данные Геродота на этот счет, несомненно, преувеличены и имеют чисто легендарный характер.

Общественная иерархия

В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия— воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело свое происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов — чаша, а для общинников — плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.

К мифической эпохе первотворения традиция относит и формирование политической структуры скифского царства, во главе которого стояло три царя. Такая политическая организация существовала, как мы знаем, и в эпоху скифо-персидской войны. Ее крушение относится к середине IV в. до н.э., когда царь Атей стал единовластным правителем Скифии. Эпоха Атея, к которой относятся почти все наиболее известные богатые скифские курганы, — период последнего подъема могущества скифов. Внутренние причины последовавшего затем упадка Скифии еще не вполне ясны исследователям.

Вторжение сарматов

Лучше известны нам способствовавшие этому внешние факторы. Так, античные источники сохранили сведения о серьезном поражении, нанесенном скифам в 339 г. до н.э. Филиппом Македонским, когда в сражении погиб и сам скифский владыка Атей, к тому времени уже 90-летний старец. Но главную роль в крушении Скифии сыграло нашествие с востока, из приуральских степей, сарматов — народа, принадлежавшего к той же, что и скифы, этно-языковой семье. Ко II в. до н. э. сарматы заняли уже все днепровское левобережье, а несколько позже проникли и на правый берег Днепра.

Описывая сарматское нашествие на Скифию, Диодор Сицилийский сообщает, что они опустошили значительную ее часть и, «поголовно истребляя побежденных, превратили большую часть страны в пустыню». Конечно, уничтожить все население Скифии эта катастрофа все же не могла. Остатки скифского населения сохранились, в частности, в многочисленных укрепленных городищах, возникших в это время по обоим берегам Днепра. В культуре их обитателей слились черты, унаследованные от эпохи расцвета Скифского царства, и те, что были принесены новым населением Причерноморья — сарматами. Но то была уже новая страница в истории региона, известна достаточно детально.

Насколько славяне родственны скифам

На самом же деле скифов и славян роднит очень немногое. Справедливо утверждение о том, что оба эти народа исходят из единого корня – это индоевропейские народности, но очень далекие друг от друга. Линии родства, ведущие к скифам и славянам, разошлись многие тысячи лет назад. И, в сущности, славяне в той же мере родственны древним скифам, как, например, и таджикам (таджики, к слову, тоже индоевропейский народ).

Скифы относятся к индоиранской ветви индоевропейской семьи. Помимо них в эту же группу входят персы, уже упомянутые выше таджики, большая часть народностей современной Индии, курды и самый крупный народ нынешнего Афганистана – пуштуны. В столь же мере отличаются и традиционные культуры жизнеобеспечения этих двух народов. Древние славяне были оседлыми земледельцами, а скифы – скотоводами-кочевниками.

Вместе с тем Блок оказался вдвойне не прав: скифов все-таки неправильно считать классическими азиатами. Из-за того, что этот народ практиковал ритуал сожжения трупов, историкам известно немного их скелетов, но те, что у нас имеются, свидетельствуют о том, что скифы не были монголоидными. Антропологические данные свидетельствуют о том, что они внешне были похоже на современных южных европейцев

Также с долей осторожности можно ассоциировать скифов с представителями так называемой памиро-фергамской расы, ранее очень распространенной в Причерноморье и Средней Азии, а в наше время сохранившейся в небольшом регионе горного Таджикистана

Вопреки тому, что генетического родства скифов и славян нет, в нашу культуру потенциально могли проникнуть некие заимствования от древних иранцев. Есть, например, точка зрения, согласно которой именно влиянием древних скифов обусловлено характерное южнорусское «гэкающее» произношение согласного звука «г». Также в славянские языки попал ряд заимствований из наречия древних скотоводов. Причем эти древнейшие заимствования давно «натурализировались» в славянских языках, а от того кажутся особо удивительными. Например – слово «топор» в русском языке абсолютно точно было позаимствовано у скифов. Удивительно, но в рамках этого культурного контакта славяне умудрились перенять даже некоторых древнеиранских богов. Устойчивое иранское происхождение имеют такие жильцы славянского языческого пантеона как Хорс и Симаргл. Но, как бы ни были обширны эти заимствования, они не говорят о родстве народов.

Как было сказано выше, у древних скифов есть множество живых родственных народов. Но это, образно говоря, их двоюродная родня. А вот потомок у них только один. Эта древняя ветвь индоевропейского древа, когда-то особо могущественная и многочисленная, в наше время почти усохла, а единственный народ, который имеет право считаться потомками скифов, это та народность, которую мы знаем под названием «осетины». Сами же они называют себя «аланами».