Вмф российской федерации

Оглавление

Флотоводческие военные награды

Во время Великой Отечественной войны встал вопрос о наградах для морских офицеров, которых практически не награждали «сухопутными» полководческими орденами. Идея создания флотоводческих знаков отличия, а именно орденов Ушакова и Нахимова, принадлежала наркому и главнокомандующему ВМФ СССР адмиралу Николаю Герасимовичу Кузнецову. Их удостаивались и штабные офицеры, труд которых, в отличие от армейских коллег, был куда более тяжелым.

Надо отметить, что моряки получили в 30 раз меньше наград, чем бойцы армии и авиации. Однако почти все командующие советскими флотами в войну или после нее получили звание Героя Советского Союза. Трибуц — за Таллинский переход, Октябрьский — за действия у Констанцы (хотя это спорный момент, поскольку потери были большими и глупыми). А вот Головко этого звания так и не получил, хотя все — от простого матроса до адмирала — были уверены, что за выдающиеся (без преувеличения) успехи Северного флота их командующий просто обязан был быть Героем Советского Союза.

Орден Ушакова

Реконструкция облика Ушакова по черепу, выполненная академиком М. М. Герасимовым. Учитывая уникальность его метода, нет сомнений в том, что лицо великого флотоводца воссоздано достоверно

Когда возник вопрос о том, какая из наград должна стоять выше в негласном табеле о рангах, Кузнецов убедил комиссию ГКО и ее председателя А. С. Щербакова в целесообразности выделения ордена Ушакова на первое место. Дело в том, что историки редко упоминали этого флотоводца, а Нахимов был хорошо известен как герой Крымской войны. Аргументы Кузнецова в пользу Ушакова выглядели весомо: на счету адмирала ни одного поражения и множество побед, особая роль одной из них — в сражении с турецким флотом у мыса Калиакрия летом 1791 г., которая закрепила престиж России как морской державы и утвердила ее интересы на Чёрном и Средиземном морях, при Ушакове построили сильный флот и надежные крепости в Крыму, Днестровском, Бугском и Днепровском лиманах. Для ознакомления бойцов, командиров и гражданских лиц с жизнью и деятельностью Ушакова издавались специальные листовки, а сразу после войны была снята историческая кинолента «Адмирал Ушаков».

По приказу Сталина в 1944 г. был учрежден орден Ушакова, разумеется, с его портретом. Перед художниками встала серьезная проблема: как в действительности выглядел адмирал? Дело в том, что раньше каждый художник и иконописец воплощал собственное представление о том, каким был прославленный флотоводец, причисленный к лику святых. Сталин же требовал максимальной точности портрета, поэтому в Санаксарский монастырь в Мордовии выехала группа специалистов во главе с известным советским антропологом Михаилом Михайловичем Герасимовым. Миссия ее была секретной — найти могилу Ушакова. В августе 1944 г. в развалинах старого монастыря вскрыли заброшенное захоронение и нашли там позолоченный адмиральский погон с черными орлами образца 1808 г., что рассеяло сомнения в том, что найденный прах принадлежит Ушакову. На основе останков обнаруженного черепа облик Ушакова был реконструирован.

Орден Ушакова I степени

Орден Ушакова II степени

Орден Нахимова

В самые трудные годы Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 г. был учрежден флотоводческий орден Нахимова I и II степени «для награждения офицеров Военно-Морского Флота СССР за выдающиеся успехи в разработке, проведении и обеспечении морских операций, в результате которых была отражена наступательная операция противника или обеспечены активные операции флота, нанесен противнику значительный урон и сохранены свои основные силы», а также медаль Нахимова. Орден стал чуть ли не самой редкой наградой СССР — всего 500 награждений. После знаменитого ордена «Победа» он считается вторым по ценности.

Бюст П. С. Нахимова в парке Победы на Соколовой горе. Саратов

Орден Нахимова I степени

Орден Нахимова II степени

Российский орден Нахимова

В Российской Федерации в 2010 г. был учрежден свой орден имени великого русского флотоводца и полководца, правда, только одной степени.

Поделиться ссылкой

Краснознаменный Балтийский флот

К началу войны Краснознаменный Балтийский флот (далее — КБФ) был самым мощным флотским объединением Страны Советов (командующий вице-адмирал В. Ф. Трибуц).

Адмирал В. Ф. Трибуц, командующий Балтийским флотом. К. В. Аккуратов. 1946. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

После вхождения в состав СССР в 1940 г. Литвы, Латвии и Эстонии и получения в аренду полуострова Ханко у Финляндии (по результатам войны 1939-1940 гг.) КБФ впервые со времен Первой мировой теоретически имел своей оперативной зоной всю Балтику. Считалось, что главным противником нашего самого мощного флота выступит Швеция и Польша, но на помощь им, как в 1919 г., придет английская эскадра, а потому мины и авиация в сочетании с действиями легких сил (торпедных катеров, эсминцев, подлодок) должны быть главным элементом противодействия врагу.

Таллинский переход

Реальность оказалась совершенно иной. Быстрое наступление вермахта в Прибалтике заставило в срочном порядке перебазировать корабли КБФ из Таллина в Кронштадт и Ленинград. К тому времени пала Либава: 6 дней героической обороны и 10 потерянных кораблей — эсминец «Ленин» и 9 подлодок пришлось взорвать, были захвачены иные прибалтийские города и оба берега Финского залива оказались в руках фашистов. Потому первая стратегическая операция КБФ — знаменитый Таллинский переход 28-30 августа 1941 г. — оказалась весьма трагичной. Флот от действий вражеских береговых батарей, торпедных катеров, авиации, а главное, мин потерял 14 боевых кораблей, включая 5 эсминцев (в том числе и знаменитый «Новик», вернее тогда «Яков Свердлов»), 6 боевых катеров и 34 судна. Пункта назначения достигли 104 боевых корабля и 23 транспорта.

Переход кораблей Краснознаменного Балтийского флота из Таллина в Кронштадт, август 1941 г. А. А. Блинков. 1946. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

Оборона Ленинграда

Далее — героическая оборона Ленинграда. Неприступной стеной стали на его защиту корабли КБФ. Именно их артиллерия нарушила все планы врага по захвату колыбели революции. Только за сентябрь — декабрь 1941 г. боевые корабли и береговая артиллерия КБФ выпустили по наступавшим немецким и финским войскам 70 000 снарядов калибром от 100 до 406 мм. Преодолеть такую стену огня противник не смог и тогда вздумал уничтожить корабли КБФ с воздуха. Начиная с августа и вплоть до конца битвы за Ленинград бомбардировщики люфтваффе чуть ли не ежедневно наносили удары по городу на Неве и Кронштадту. Самые мощные пришлись на 21-24 сентября. Тогда были уничтожены линкор «Марат», лидер «Минск», эсминец «Стерегущий», повреждены линкор «Октябрьская революция», крейсер «Киров» и 3 эсминца. Немедленный анализ этой трагедии вскрыл в противовоздушной обороне Ленинградской военно-морской базы ряд упущений, которые быстро устранили. Больше советская ПВО и КБФ не дали люфтваффе повторить успех.

Железнодорожная артиллерийская установка ТМ-3-12 во внешней экспозиции Музея железных дорог России. Это 305-мм артиллерийское орудие образца 1938 г., принимавшее активное участие в обороне Ленинграда, представляет собой сверхтяжелую артиллерийскую систему с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария»

Корабли КБФ, запечатанные немецкими активными минными постановками и постоянными налетами авиации в Ленинграде и Кронштадте, смогли выйти на оперативный простор лишь весной 1944 г. Тогда они выявились весьма полезными, поддержав наступающую на приморском направлении Красную армию. Председатель Государственного Комитета Обороны Иосиф Виссарионович Сталин, понимая прежде всего политическое значение флота, разрешил поддерживать войска лишь малым кораблям, а активно выступать против немецкого и финского судоходства — торпедным катерам и подводным лодкам. И хотя последние активно действовали в 1941-1943 гг. и понесли в этих операциях колоссальные потери — 33 субмарины, их главный успех пришелся на самое начало 1945 г.

Атака века

Подводная лодка КБФ С-13 под командованием капитан-лейтенанта Александра Ивановича Маринеско 30 января 1945 г. обнаружила и после длительного маневрирования торпедировала немецкий лайнер «Вильгельм Густлоф» (25 480 т), на борту которого находилось свыше 10 000 человек. Продолжая поход, подлодка 9 февраля вышла в атаку на другой нацистский транспорт — «Генерал Штойбен» (14 925 т и 3000 погибших). Так, за один поход С-13 отправила на дно больше тоннажа, чем все иные балтийские подлодки (лишь подводная лодка Л-3 «Фрунзевец» записала на свой счет наибольшее число побед за всю историю советского ВМФ: официально в 7 боевых походах она торпедами и минами отправила на дно 18 транспортов и 7 боевых кораблей противника).

Памятник Герою Советского Союза, выдающемуся подводнику А. И. Маринеско, в Калининграде

Действия Маринеско именуют атакой века (советская подлодка потопила две крупные, хорошо охраняемые цели, шедшие на мелководье и вблизи берега. Военно-политическое значение этой атаки до сих пор является предметом споров. Ввиду почти полного отсутствия документов нынче трудно установить, перевозили ли эти лайнеры раненых солдат вермахта и тысячи эвакуируемых из Восточной Пруссии мирных жителей или же на них отступало полнокровное соединение германской армии либо СС. Кроме того, известно, что «Вильгельм Густлоф» использовался как база для подготовки экипажей новейших немецких подлодок XXI и XXIII серий. Только находились ли они в тот злополучный момент на борту корабля и сколько их было (30 или 57), доподлинно неизвестно.

Списочный состав Черноморского флота (по состоянию на 1989—1991 год)

Тип Фото Бортовой номер Наименование В составе флота Состояние Примечания
Крейсеры
Ракетный крейсер

проекта 58

  118 «Адмирал Головко» С 22 января 1968 года В составе флота ВМФ СССР  
Лёгкий крейсер

проекта 68-У1

  101 «Жданов» С 01 декабря 1961 года Исключён из состава ВМФ СССР — 10 декабря 1989 В 1991 году продан на слом в Индию
Противолодочный крейсер проекта 1123   109 «Ленинград» С 22 апреля 1969 года В составе флота ВМФ СССР  
Лёгкий крейсер

проекта 68А

  105 «Михаил Кутузов» С 31 января 1955 года В составе флота ВМФ СССР  
Противолодочный крейсер проекта 1123   108 «Москва» С 25 декабря 1967 года В составе флота ВМФ СССР  
Ракетный крейсер

проекта 1164

  126 «Слава» С 30 января 1983 года В составе флота ВМФ СССР  
Большие противолодочные корабли
Большой противолодочный корабль проекта 1134-БФ   701 «Азов» С 19 февраля 1976 года В составе флота ВМФ СССР  
Большой противолодочный корабль проекта 1134-Б   713 «Керчь» С 25 декабря 1974 года В составе флота ВМФ СССР  
Большой противолодочный корабль проекта 61   714 «Комсомолец Украины» С 23 ноября 1964 года В составе флота ВМФ СССР  
  710 «Красный Кавказ» С 25 сентября 1967 года В составе флота ВМФ СССР  
  703 «Красный Крым» С 15 октября 1970 года В составе флота ВМФ СССР  
Большой противолодочный корабль проекта 1134-Б   715 «Николаев» С 08 февраля 1972 года В составе флота ВМФ СССР  
Большой противолодочный корабль проекта 1134-Б   707 «Очаков» С 28 ноября 1973 года В составе флота ВМФ СССР  
Большой противолодочный корабль проекта 61Э   724 «Проворный» С 22 января 1965 года Исключён из состава ВМФ СССР — 31 декабря 1990 Разделан на металл
Большой противолодочный корабль проекта 61   708 «Решительный» С 11 января 1968 года Исключён из состава ВМФ СССР — 01 ноября 1989 Разделан на металл
Большой противолодочный корабль проекта 61М   702 «Сдержанный» С 30 декабря 1973 года В составе флота ВМФ СССР  
Большой противолодочный корабль проекта 61   705 «Скорый» С 31 октября 1972 года В составе флота ВМФ СССР  
Большой противолодочный корабль проекта 61М   ??? «Сметливый» С 21 октября 1969 года В составе флота ВМФ СССР  
Большой противолодочный корабль проекта 61   ??? «Сообразительный» С 23 ноября 1961 года В составе флота ВМФ СССР  
Эскадренные миноносцы
Эскадренный миноносец проекта 56-ЭМ   254 «Бедовый» С 30 июля 1958 года Исключён из состава ВМФ СССР — 25 апреля 1989 В 1989 году продан на слом в Турцию
Эскадренный миноносец проекта 31   743 «Бесшумный» С 31 декабря 1951 года В составе флота ВМФ СССР  
Эскадренный миноносец проекта 56-М   ??? «Неуловимый» С 7 апреля 1969 года Исключён из состава ВМФ СССР — 19 апреля 1990 В 1991 году продан на слом в Италию
Эскадренный миноносец проекта 56-М   243 «Прозорливый» С 08 марта 1960 года Исключён из состава ВМФ — 24 июня 1991 Разделан на металл

Сражение у Лиинахамари

Великая Отечественная была войной одиночных кораблей или малых корабельных отрядов, в результате чего в ее истории мы не найдем примеров крупных морских боев. Тем примечательнее крайне успешные действия групп торпедных катеров Северного флота под командованием Александра Осиповича Шабалина и Владимира Николаевича Алексеева. Трудность и уникальность состояла в том, что на маленьких торпедных катерах приходилось преодолевать огромные расстояния в бурном море и искать хорошо охраняемого противника в многочисленных фьордах, откуда он вывозил стратегически важную для рейха руду. Шансов на успех у советских торпедников было мало, но они побеждали.

Двое против конвоя

В ночь с 17 на 18 апреля 1943 г. в районе Петсамо — Лиинахамари на перехват вражеского конвоя из 2 транспортов под охраной 6 сторожевых катеров вышел отряд советских торпедных катеров под командованием капитан-лейтенанта В. М. Лозового. Катеров было всего 2, но советские моряки смело пошли в атаку. Первые две противник отразил шквальным огнем, не позволив им выйти на дистанцию торпедной стрельбы. Увидев настойчивость советских торпедников, транспорты врага легли на обратный курс, а их катера прижали советские кораблики к берегу полукольцом.

Тогда командир второго советского катера, старший лейтенант А. 0. Шабалин, удачно воспользовался дымовой завесой, которую противник поставил ранее, и, умело маневрируя и стреляя из пулеметов по сторожевым катерам противника, сумел отвлечь их на себя. Это позволило катеру под командованием лейтенанта Д. Ф. Колотия и капитан-лейтенанта В. М. Лозового на полном ходу пройти между вражескими катерами, догнать концевой транспорт, 2 торпедами потопить его и, как по учебнику, отвернуть и уйти. Но бой продолжался.

Дважды Герой Советского Союза контр-адмирал А. О. Шабалин (1914–1982). На его счету потопленная подводная лодка, 4 транспорта и 2 сторожевых фашистских корабля

Потрясенные немцы не заметили, как катер Шабалина прорвался вглубь фьорда, достиг второго транспорта и потопил его торпедой. Только тогда командиры немецких катеров поняли, что катер Шабалина находится в ловушке, и заблокировали выход из фьорда. Однако будущий советский контр-адмирал развернул и направил свой катер к вражескому берегу под огонь береговых батарей противника. Находясь в мертвой зоне, между берегом и разрывами снарядов батарей неприятеля, он стремительно пошел на прорыв. Немцы не рискнули преследовать маленький советский корабль, опасаясь попасть под снаряды своих же артиллеристов, потому катер Шабалина благополучно прибыл в родную базу.

После боя старшему лейтенанту Шабалину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Торпедный катер ТКА-12 типа «Д-3» легендарного А. О. Шабалина в качестве памятника в Североморске

Лучший бой торпедных катеров

В отличие от Шабалина, Алексеев командовал дивизионом торпедных катеров Северного флота типа «Воспер», полученных от США по ленд-лизу. Стихией этого смелого офицера был бой в открытой акватории. Самый известный состоялся 25 сентября 1944 г.

План сражения

Ранним утром того дня советская подводная лодка С-56 под командованием капитана II ранга Щедрина недалеко от Варангер-фьорда (Варяжский залив) обнаружила гитлеровский конвой. Щедрин не только вывел свой корабль в атаку и потопил один транспорт противника, но и смог сообщить точные координаты вражеского конвоя командованию. В результате возникла идея разгромить его совместным ударом авиации и торпедных катеров. Операцию назначили на 11:00.

Герой Советского Союза, адмирал В. Н. Алексеев (1912–1999). На его счету 17 потопленных кораблей и транспортов противника и первая в истории ВМФ СССР атака с помощью радиолокатора 12 октября 1944 г. в Перс-фьорде

Под прикрытием самолетов и дымовой завесы ТКА-240 вновь сблизился с противником и потопил концевой транспорт. Одновременно ТКА-208 уничтожил второй корабль в строю охраны, а ТКА-213 — самоходную баржу. Подошедшие к месту сражения самолеты-дымзавесчики прикрыли отход катеров первой группы, и в бой вступили «Восперы» второй группы. Конвой противника был разгромлен.

В результате боя, который обошелся без потерь для советских моряков, нацистский флот потерял 4 транспорта, 1 большую десантную баржу, 2 сторожевых корабля и 1 тральщик, еще 1 сторожевик получил повреждения.

Подводный потенциал

Эксперты особо выделяют достижения России в области строительства военных субмарин различных типов.

В частности, дизель-электрические подводные подлодки проекта 636.3, о которых упомянул Владимир Поспелов, являются модернизированной версией субмарин проекта 636 «Варшавянка». Последние, в свою очередь, стали продолжением советских подлодок серии 877 «Палтус».

Шестью субмаринами этого проекта оснащён Черноморский флот. В данный момент ведётся строительство аналогичной серии кораблей для Тихоокеанского флота. В 2019 году ТОФ получил подводную лодку «Петропавловск-Камчатский», а в 2020 году — «Волхов». Сейчас в цехах «Адмиралтейских верфей» строятся ещё две субмарины проекта: «Магадан» и «Уфа».

  • Торжественная церемония спуска на воду атомного подводного крейсера «Казань»
  • РИА Новости

В апреле 2021 года судостроители приступили к швартовым испытаниям субмарины «Магадан». Испытания завершатся в начале июня, после чего подлодка должна направиться на заводские ходовые испытания.

Как отмечают в пресс-службе Минобороны, субмарины проекта 636.3 являются одними из самых малошумных в мире.

«Оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет подводных лодок данного класса в области неатомного подводного кораблестроения», — уверены в оборонном ведомстве.

«Если говорить о дизель-электрических подлодках проекта 636, то он был заложен изначально ещё в советскую эпоху. Однако корабли такого типа тоже востребованы флотом, их нужно строить. Особенно такие корабли полезны в составе Черноморского, Северного и Тихоокеанского флотов», — считает Виктор Мураховской.

Северный флот

Оперативная обстановка на самом молодом в СССР Северном флоте (создан в 1937 г.) отличалась. В основном в Великую Отечественную советский флот вынужден был действовать не так, как учился перед войной. Главные цели оказались не на море, а на берегу, а страшнейшим врагом выступали не корабли, а авиация нацистов. Поэтому советские корабли преимущественно поддерживали огнем свои войска, защищали города, эвакуировали людей, доставляли грузы, и лишь на Севере в открытом море им противостоял традиционный противник — корабли и суда гитлеровцев, только там наши корабли сопровождали союзные конвои и уничтожали вражеские.

Состав и задачи флота

Между тем только корабельного состава для выполнения поставленных задач было недостаточно. И это притом что, имея открытый выход в океан и выполняя важнейшие государственные задачи по обеспечению поставок из США и Великобритании по лендлизу, Северный флот за весь период войны, пусть и с потерями, увеличил численность состава за счет боевых кораблей и катеров союзников.

Адмирал А. Г. Головко, командующий Северным флотом. К. В. Аккуратов. 1944. Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург

В ходе военных действий 19411945 гг. Северный флот выполнял три основные задачи — обеспечение и защита внутренних и внешних коммуникаций, прежде всего союзных конвоев, активные действия подводными лодками на коммуникациях противника и действия легких сил, прежде всего торпедных катеров, в том числе в деле высадки морских десантов. Причем именно на Севере великолепно проявили себя советские торпедные катера, бившие немецкие конвои и высаживавшие десанты в германских базах. Но не только они. В силу технических возможностей и подготовки действовали экипажи советских подводных лодок. Так, летом 1942 г. советская подводная лодка К-21 под командованием Н. А. Лунина атаковала крупнейший корабль германского флота — линкор «Тирпиц»: 2 торпеды — и линкор с кораблями сопровождения не вышел в атаку известного своей трагичностью конвоя РQ-17, вернулся в базу и простоял на ремонте 3 месяца. (По поводу этого военного эпизода историки спорят до сих пор: немцы утверждают, что атаки Лунина не было вообще, их российские коллеги считают, что атаки, может, и не было, но К-21 определенно вышла на «Тирпиц».)

Воевали интенсивно и надводные корабли. Так, самый знаменитый эсминец Северного флота «Гремящий» за годы войны прошел 59 850 миль, выполнил 90 заданий командования, в число которых входили обеспечение 24 отечественных и 39 союзных конвоев, поддержка своей артиллерией морских десантов и приморского фланга Карельского фронта, потопил 1 и повредил 2 нацистские подводные лодки, сбил 14 и повредил 23 немецких самолета. По праву 1 марта 1943 г. эсминец был удостоен гвардейского звания, а его первый командир, А. И. Гурин, стал Героем Советского Союза.

Особенности войны на Севере

Спецификой боев на Севере было то, что противником советских моряков являлся не только нацистский враг, но и природа. Так, в условиях 11-балльного шторма 20 ноября 1942 г. погиб эскадренный миноносец «Сокрушительный». К сожалению, именно на Севере проявилась политическая трусость высшего советского руководства: получив от союзников линкор и крейсер, Сталин запретил им покидать Ваенгу (будущий Североморск), несмотря на то что полученные от англичан и американцев корабли и катера иных классов действовали активно. По отзывам самих британцев, проверить которые маловероятно, возвращенный им в 1949 г. линкор «Архангельск» (английский «Королевский властелин») был настолько ржавым, что его тут же отправили на слом.

Погоны капитана военно-морского флота

Погоны капитана 3 ранга выглядят аналогично как и погоны майора за исключением цветовой гаммы. Параметры наплечных знаков отличий военнослужащих данного ранга следующие:

  • на погонах имеется два просвета, которые обозначены двумя параллельно идущими прямыми золотисто-желтого цвета;
  • строго между этими полосами находится единственная звезда, которая присуща данному званию;
  • диаметр единственной звезды составляет 2,2 см;
  • расстояние от края погона составляет 6 см;
  • данных о расстоянии между звездами для данного звания не предусмотрено, поскольку звезда находится в единственном экземпляре.

Погоны капитана 2 ранга соответствуют внешнему виду погон подполковника. Параметры наплечных знаков данного звания следующие:

  • капитан второго ранга, погоны которого по внешнему виду отличаются от предыдущего звания только количеством звезд, также имеют два желтых просвета на серовато-синем фоне;
  • на каждом погоне располагается по две звезды, которые находятся на одинаковом расстоянии друг от друга;
  • диаметр каждой звезды составляет, аналогично капитану третьего ранга, 2,2 см;
  • расстояние, на котором находятся звезды от края погона, составляет 3,5 см;
  • между звездами капитана второго ранга также не предусмотрено, поскольку они находятся на одинаковом расстоянии по отношению друг к другу.

Погоны капитана первого ранга по внешнему виду соответствуют званию полковника в сухопутных войсках. Параметры его наплечных знаков отличия следующие:

  • на каждом погоне расположено три звезды;
  • диаметр каждой из звезд, по сравнению с предыдущими званиями старшего офицерского состава, остается неизменным и составляет 2,2 см;
  • расстояние, на котором находятся звезды, отсчитывая от края погон, составляет так же, как и у капитана второго ранга, 3,5 см;
  • поскольку от первых двух звезд вдоль погона третью отделяет определенное расстояние, то параметр межзвездного пространства в данном случае присутствует и составляет 3,5 см.

Стоит отдельно отметить, что внешний вид наплечных знаков отличия в советское время значительно отличался от современного внешнего вида погон. В период, который наступил после свершения Революции, в течение нескольких десятилетий капитаны корабельных войск носили погоны чернильного цвета, на которых располагалась одна звезда, имевшая красный цвет и окантовку золотисто-желтого оттенка. Она находилась у верхней части погона, а все остальное пространство погона занимали поперечные полосы такого же желтого цвета в общем количестве 5 штук на каждом погоне.

После 35-го года прошлого столетия внешний вид наплечных знаков отличия резко видоизменился. Капитан первого ранга носил погоны с одной бледно-желтой полоской и маленькой звездочкой такого же цвета, которая в диаметре была не более 1,5 см.

На кителе военнослужащих морского флота в период Великой отечественной войны пришивались погоны, которые имели основной цвет золотой, а окантовка и просветы были темно-синего оттенка. Чтобы звезды не сливались с общим фоном, их сделали серебристого цвета.

Уже в послевоенное время погоны военнослужащего военно-морского флота нашей страны стали носить погоны современного плана. Парадные погоны отличаются сейчас от повседневных только более нарядным видом. Базовый цвет остался золотым, а просветы и окантовки – темно-синего оттенка, почти черного. Звезды используются золотые и нашиваются на сам погон строго по параметрам.

Базы и места дислокации ВМФ России

В состав ВМФ России входят четыре флота, одна флотилия и одна зарубежная база. Фактически базы флотов расположены по всей береговой территории Российской Федерации и готовы к защите берегов России.

Северный флот

Штаб Северного флота расположен в городе Североморск.

Пункты базирования флота:

  • Североморск;
  • Гремиха;
  • Гаджиево;
  • Видяево;
  • Западная Лица (Заозёрск);
  • Полярный;
  • Оленья Губа.

Военно-морские базы Северного флота (ВМБ):

Беломорская военно-морская база г. Северодвинск.

Тихоокеанский флот

Штаб Тихоокеанского флота расположен в городе Владивосток.

Пункты базирования флота:

  • Владивосток;
  • Фокино;
  • Дунай;
  • Советская Гавань;
  • Вилючинск — Камчатский край.

Черноморский флот

Штаб Черноморского флота расположен в городе Севастополь.

Пункты базирования флота:

  • Севастополь;
  • Новороссийск.

Военно-морские базы (ВМБ):

  • Новороссийская военно-морская база;
  • Крымская военно-морская база.

Для выполнения поставленных задач Черноморский флот имеет в своем составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, части береговых войск.

Балтийский флот

Штаб Балтийского флота расположен в городе Калининград.

Пункты базирования флота:

  • Балтийск (Калининградская область);
  • Кронштадт (Санкт-Петербург).

Военно-морские базы (ВМБ):

  • Балтийская военно-морская база;
  • Ленинградская военно-морская база.

Каспийская флотилия

Штаб Каспийской флотилии расположен в городе Астрахань.

Пункты базирования флотилии:

  • Астрахань;
  • Махачкала;
  • Каспийск.

Зарубежные

В настоящий момент Россия располагает одним военно-морским пунктом за рубежом:

720-й пункт материально-технического обеспечения ВМФ России (ПМТО) в г. Тартус (Сирия) на Средиземном море.

Это интересно: 231,Внешняя политика в годы мирового экономического кризиса: рассмотрим досконально

ВМФ СССР в предвоенные годы (1937—1941)

На 1 января 1938 года надводный состав ВМФ СССР был невелик — 3 линкора, 3 крейсера, 1 лидер и 17 эсминцев (авианосцев и тяжелых крейсеров не имелось). Зато подводный флот представлял собой грозную силу: 10 больших подлодок, 10 подводных минных заградителей, 78 средних подлодок и 52 малые подлодки. 29 апреля 1939 года народным комиссаром РККФ был назначен 34-летний Н. Г. Кузнецов, он стал самым молодым наркомом в Союзе и первым моряком на этой должности. Все предвоенные годы Кузнецов продолжал готовить флот к войне, сообразуясь с опытом войны с Финляндией. В 1940—1941 годах была разработана и введена в действие система оперативных готовностей флотов и флотилий, целесообразность которой оправдалась в начале Великой Отечественной войны. Приказ 1941 года, вышедший из Наркомата РККФ, требовал открывать огонь зенитных батарей при появлении иностранных самолетов над нашими базами — в марте над Либавой и Полярным обстреляли немецкие самолёты-разведчики (это вызвало недовольство Сталина и Кузнецов получил выговор).

К началу Великой Отечественной войны корабельный состав РККФ насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. В постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка.