Александр маринеско

Оглавление

Александр Маринеско: боевая биография

Войну знаменитый подводник встретил в Рижском заливе. Он
патрулировал его, защищая от немецких ВМС. В это время произошла скандальная
история, в которой оказался замешан и Маринеско. Нескольких офицеров поймали на
организации азартных игр и пьянстве. На них были наложены строжайшие взыскания,
одного из них даже решили отправить в лагеря после войны. Прошёл год, и
Александр реабилитировался, тайно высадив десант под Нарвой. Был разгромлен вражеский
штаб, из которого изъяли множество важных документов.

В 1943 году Александра перевели на подлодку С-13. В это
время её ремонтировали, и от безделья Маринеско и его команда проводили время за
выпивкой и общением с женщинами. За это его не раз наказывали, но
капитан-лейтенант Маринеско был неисправим.

Лодка под командованием Александра Маринеско впервые вышла в
море осенью 1944 года. Этот выход увенчался успехом – С-13 потопила
транспортный корабль «Зигфрид». За это Александру простили его выходки и
наградили орденом Красного Знамени.

На Новый Год Маринеско опять стал центральной фигурой в громком
скандале. Это произошло в Финляндии. Он куда-то ушёл с лодки и пропал на двое
суток. В его отсутствие команда устроила драку с финнами. Александр опять
получил строгое взыскание, а его подлодка была «штрафной». Маринеско должен был
как-то реабилитироваться в глазах командования и нашёл способ сделать это.

Атака века

30 января 1945 года лодка «С-13» под командованием Александра Маринеско находилась в своём третьем походе. После безрезультатного дежурства на выходе из бухты Кольберга, когда не удалось приблизиться ни к одному конвою из-за грамотной противолодочной обороны, капитан решил попытать счастья северо-восточнее, и в соответствии с полученной радиограммой планировал выйти на пути движения транспортов, эвакуировавших войска Вермахта из Восточной Пруссии. Около 19:00 «С-13» всплыла на поверхность. В толще моря тишина и покой, а наверху лодку встретили сильное волнение, температура -18 С и ослепляющий снегопад. В 21:10 на горизонте были замечены яркие огни. Маринеско не поверил вахтенному и сам поднялся на мостик, чтобы убедиться, что это не мираж. На горизонте в ярком свете палубного освещения и ходовых огней медленно шёл огромный корабль, за ним чуть поодаль миноносец. В эту секунду «Вильгельм Густлов» был обречён, но никто из его экипажа и пассажиров этого еще не знал. Вскоре освещение выключили, но было уже поздно.

Сын непокорного кочегара

Те, кто хорошо знал самого Александра Маринеско и его семью, единодушно говорили, что неудобный для начальства независимый характер и неумение покорно подчиняться легендарный подводник унаследовал от отца, румына Иона Маринеско. По молодости лет Ион служил кочегаром в румынском флоте, не раз и не два попадал в неприятные ситуации из-за своей непокорности. Последний случай был совершенно вопиющим: получив несправедливый, с его точки зрения, разнос от командира, Ион Маринеско ударил его лопатой по спине и вынужден был бежать не только с корабля, но и из страны. Осел бывший румынский кочегар в Одессе, где женился на украинке Татьяне Коваль, а 15 (2 по ст. ст.) января 1913 года у них родился первенец — Александр. Бредивший морем мальчишка стал юнгой, потом сумел поступить в Одесское мореходное училище и начал ходить помощником капитана на торговых судах. Именно об этом он и мечтал. Но судьба распорядилась иначе: в 1933 году по комсомольской путевке Александр Маринеско попал в военный флот и к маю 1939 года дорос до должности командира подводной лодки М-96, служившей на Балтике.

Александр Маринеско (на переднем плане) с родителями и сестрой Валентиной, 1910-е годы

Зловещее предзнаменование

Темной ночью 30 января 1945 года гигантский десятипалубный лайнер водоизмещением более 25 тысяч тонн отошел от причала в Данциге и направился в открытое море. Его сопровождал усиленный эскорт сторожевых и противолодочных кораблей. Правда, особого беспокойства командир эскорта не ощущал: американцы и англичане далеко, а русские подлодки сюда не дойдут из-за плотных минных полей. Командир эскорта, как и капитан «Густлова», хорошо знал, что за годы войны русские потопили на Балтике десятки германских транспортов с углем, железной рудой и вооружением, но при этом потеряли более 40 субмарин, примерно 1400 подводников. Но сейчас лайнер под надежной защитой, ему ничего не угрожает…

Командир эскорта не мог знать, что на дне близ Данцингской бухты уже много часов лежит, затаившись, подводная лодка краснознаменного Балтийского флота С-13. Ее экипаж задыхался от нехватки кислорода, а капитан ждал наступления темноты, чтобы всплыть и дать возможность морякам глотнуть чистого морского воздуха.

Тринадцатая «эска» всплыла ровно в 20.30 30 января 1945 года. Капитан 3-го ранга Маринеско сквозь снежную штормовую пелену на фоне свинцового неба сумел разглядеть в перископ громадное судно в сопровождении кораблей охранения. С-13, прикрываясь шумами винтов и механизмов транспорта-гиганта, некоторое время сопровождала его незамеченной. А затем, заняв рискованную, но в тактическом отношении выгодную позицию со стороны берега, лодка по команде командира выпустила по цели четыре торпеды. Три из них угодили в борт вражеского судна, разворотив ниже ватерлинии громадные пробоины, и взорвались внутри огромного корпуса. А четвертая, на которой, как на грех, была надпись «За Сталина!», не взорвалась. Как бы там ни было, «Густлов» дал крен на левый борт и через 26 минут пошел на дно вместе с грузом и пассажирами.

Это произошло в 23.09. Корабли сопровождения и тральщики бросились в погоню, утюжа глубинными бомбами бухту во всех направлениях. Лодка стремительно ушла на глубину и легла на грунт. Как потом говорили, С-13 спасло чудо. Она после окончания атаки сумела оторваться от преследования и уйти в открытое море. Да, был и элемент везения вопреки номеру субмарины. Но главное, конечно, – опыт и нестандартный, творческий подход командира к выполнению боевой задачи, высочайшая боевая выучка и сплоченность экипажа.

На следующий день газеты нейтральной Швеции и ряда других стран сообщили о гибели лайнера «Вильгельм Густлов». Гитлер был подавлен: ведь он вместе с адмиралом Деницем 5 мая 1937 года присутствовал на торжественном спуске корабля на воду – эти кинокадры видела вся Германия. Фюрер побывал на нем 24 мая 1938 года, когда лайнер отправился в свой первый круиз. Потому «Густлов» воспринимался как один из символов «тысячелетнего рейха». А потопление «Густлова» произошло 30 января, в годовщину прихода нацистов к власти. Именно в этот день ровно 12 лет назад Гитлер стал канцлером Германии. Поэтому удар по суперлайнеру и его потопление было воспринято как зловещее предзнаменование.

А уже 9 февраля та же С-13 под командованием Маринеско потопила еще один корабль противника – военный транспорт «Генерал Штойбен» водоизмещением около 15 тысяч тонн. Причем в еще более сильный шторм. Все говорили о том, что Маринеско скоро станет Героем Советского Союза, если не сегодня, то завтра, в крайнем случае послезавтра. Но хотя экипаж «эски» наградили орденом Красного Знамени, так случилось, что Александр Маринеско попал в опалу. Как это случилось?

Память[править | править код]

Удостоверение к памятной юбилейной медали.

  • Памятники А. И. Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте, Санкт-Петербурге (скульптор И. Б. Корнеев, архитектор В. Б. Бухаев), Одессе и Лохвице.
  • В Кронштадте, на доме № 2 по Коммунистической улице, в котором жил Маринеско, установлена мемориальная доска.
  • Судьбе Маринеско посвящены художественные фильмы «О возвращении забыть», «Первый после Бога» и «Густлофф» / Die Gustloff (ФРГ).
  • Потопление «Вильгельма Густлоффа» описывается в романе Нобелевского лауреата Гюнтера Грасса «Траектория краба».
  • Именем А. И. Маринеско названы набережная в Калининграде и улица в Севастополе и Кишинёве.
  • Улица Строителей в Ленинграде, на которой также жил Маринеско, была переименована в 1990 году в улицу Маринеско. На ней установлена мемориальная доска.
  • В Центральном музее Вооружённых Сил экспонируется флаг подводной лодки «C-13».
  • В Санкт-Петербурге имеется Музей подводных сил России им. А. И. Маринеско (Кондратьевский пр-т, 83/1).
  • В Нижнем Новгороде, где была сделана подводная лодка «С-13», в Кремле установлен макет её рубки и памятная доска с информацией о капитане Маринеско и двух потопленных судах.
  • В Ванино (октябрь, 2013) установлена каменная глыба с мемориальной доской.
  • На аллее памяти Героя Советского Союза капитана 3-го ранга Маринеско А. И. с памятником герою и памятником экипажу подводной лодке С-13 в городе Михайловске Ставропольского края.
  • В 2013 году в честь 100-летия со дня рождения легендарного подводника ВМФ СССР «Союзом Военных Моряков» была учреждена и выпущена памятная юбилейная медаль «100 лет со дня рождения героя Советского союза А. И. Маринеско».
  • В 2016 году на фасаде часовни Резиденции русского путешественника Фёдора Конюхова, в Москве, «Союзом Военных Моряков» была установлена мемориальная доска в честь легендарного подводника ВМФ СССР — Александра Ивановича Маринеско.
  • Мемориальная табличка с контуром лодки С-13 и с текстом, как и на памятнике в Кронштадте, установлена в городе Цур-Игале (Израиль), на доме, в котором проживает Михаил Геннадьевич Золотарёв — единственный из здравствующих на начало 2020 года член экипажа подводной лодки С-13, в годы Великой Отечественной войны — юнга. Установлена М. Г. Золотарёвым.

В Одессеправить | править код

    • На улице Софиевской, в доме № 11, где Маринеско жил в детстве, установлена мемориальная доска.
    • Имя А. И. Маринеско носит Одесское мореходное училище.
    • Также мемориальная доска установлена на здании трудовой школы, где он учился.
    • В 1983 году силами учащихся одесской школы № 105 (поисковая группа «Память сердца») был создан музей имени А. И. Маринеско.
    • Именем Маринеско названа улица в Одессе — спуск Маринеско (ранее Софиевский спуск) .Электропоезд ЭР9М-537 имени Александра Маринеско, Одесская железная дорога.

Оценка

Сразу после войны некоторые исследователи и публицисты называли потопление «Густлова» самым страшным преступлением против мирного населения, совершённым советскими войсками, указывая на тысячи погибших беженцев, женщин и детей. Они сравнивают атаку на «Вильгельма Густлова» с беспощадной бомбардировкой Дрездена, которой его подвергли союзники в самом конце войны. Но потопление транспорта с беженцами — не единственный подобный случай во Второй Мировой войне. Немцы, в частности, потопили в 1941 году теплоход «Армения» в Чёрном море, когда из более чем 5000 беженцев, спаслись лишь восемь человек. «Армения» и «Густлов» на момент атаки не являлись гражданскими судами: имели на борту вооружение, сопровождались конвоем боевых судов, не несли опознавательных знаков и флагов гражданского флота.Однако и фактически, и юридически «Вильгельм Густлов» в январе 1945 года был абсолютно законной военной целью.

Таким образом, спекуляции на тему уничтожения лодкой Маринеско гражданского судна с беженцами неуместны, он не знал и не мог знать о наличии беженцев на борту, а если бы и знал, то имел полное право пускать торпеды. Такое заключение вынес западногерманский Институт морского права в Киле.

Военно-тактическая же сторона атаки была обеспечена множеством благоприятно совпавших для Маринеско условий, что несколько преуменьшает его личную заслугу в потоплении «Вильгельма Густлова». Командир подлодки не имел возможности проявить особенные таланты и умения, так как всё само собой складывалось наилучшим для него образом. Помимо невероятной удачи Маринеско, оказавшегося в районе скопления вражеских сил (кроме «Густлова» этим же путём в ту ночь двигались и другие немецкие транспорты: «Антонио Дельфино», «Вальтер Рау», «Адмирал Хиппер», «Готтенланд» и другие), к катастрофе привёл ряд совпадений, которые сложились в одной точке времени и пространства именно 30 января 1945 года.

Вдоль северного побережья Померании пролегали два чистых фарватера: мелководный с глубинами около 10 метров, и чуть севернее в море — глубоководный фарватер. Капитан Петерсен выбрал второй, так как считал его более безопасным, но при этом потерял возможность в аварийной ситуации выброситься на мелководье и спасти своих пассажиров.

Перегруженный «Вильгельм Густлов» не мог развить полную скорость из-за полученных годом ранее повреждений гребного вала и корпуса при бомбардировке гавани Готенхафена, что позволило Маринеско догнать его и выбрать наиболее удобную позицию для атаки.

Ограниченный запас топлива и опасность столкновения с минными заграждениями заставили капитана Петерсена двигаться прямым курсом, а не противолодочным зигзагом, который спасал множество судов от торпедирования.

Лайнер сопровождал один лишь лёгкий миноносец «Лев», тогда как вышедший вместе с ними из Готенхафена катер-торпедолов TF-19, вынужден был вернуться обратно из-за столкновения с рифами. Это позволило лодке подобраться к «Вильгельму Густлову» незамеченной.

Все эти факторы, слившись воедино, и позволили провести эту знаменитую торпедную атаку.

Биография Александра Маринеско

Герой Советского Союза, Александр Иванович Маринеско родился 15 января 1913 года в Одессе в рабочей семье. Выросший возле моря, с детства Александр мечтал стать моряком. После шести лет трудовой школы, ему удаётся стать учеником матроса. Сумев себя хорошо зарекомендовать, юный Маринеско получает направление в школу юнг, после окончания которой продолжает обучение в Одесском мореходном техникуме. В двадцать лет сбывается его мечта работать на флоте, и Александр Маринеско в качестве третьего, а потом второго помощника капитана, совершает рейсы на пароходах.

В 1933 года Маринеско отправляют на специальные штурманские классы курсов командного состава Красного Флота. После их окончания, он становится руководителем штурманской боевой части на подлодке «Щ-306» на Балтийском флоте. В 1936 году ему присвоено звание лейтенанта. В 1938 году, как гром среди ясного неба следует увольнение Маринеско с запретом занимать должности даже в торговом флоте. Причиной стало происхождение Александра Ивановича (его отец – румын, в 1893 сбежавший в Одессу из Румынии из-под ареста) и наличие родственников за границей. Маринеско, будучи гордым и самолюбивым человеком, не стал писать просьбы о восстановлении, несмотря на то, что вся жизнь его и мечты были связаны с морем. К счастью, по неизвестной до сих пор причине, уже через месяц лейтенант Маринеско восстановлен в должности и ещё через два месяца становится старшим лейтенантом.

Окончив учёбу в отряде подводного плавания, Александр Иванович Маринеско служит помощником командира, потом командиром подводной лодки М-96. Под его руководством экипаж подлодки в 1940 году становится лучшим по боевой и политической подготовке. Сам командир получает повышение звания — становится капитан-лейтенантом, и награждается именными золотыми часами.

С началом Великой Отечественной войны, Маринеско вместе с экипажем своей подлодки были переправлены в Рижский залив и долго не принимали участия в боевых операциях. Вынужденное безделье сказалось на дисциплине моряков. В конце 1941 года Александра Ивановича даже лишили кандидатского статуса в члены партии за пьянство и азартные игры в карты. Наконец, в августе 1942 подлодка М-96 под командованием Маринеско приняла бой с немецкой плавбатареей. Сведения о том, удалось ли выпуском двух торпед повредить вражеские судна, разнятся. Несмотря на то, что не все действия командира в этом походе, соответствовали необходимости (подлодка покинула позиции, вовремя не подняла флаг, из-за чего, чуть была не затоплена своими), тем не менее, Маринеско наградили орденом Ленина. К концу этого же года он был восстановлен как кандидат в ВКП(б) и ещё через несколько месяцев стал членом партии и капитаном 3-его ранга.

В 1942 и начале 1943 года, продолжая службу на М-96, экипаж во главе с Маринеско совершил ещё три боевых выхода, но победами отмечен не был. С апреля 1943 года по сентябрь 1945 года, судьба Александра Ивановича Маринеско связана с другой подводной лодкой «С-13». В качестве командира Маринеско совершил три боевых похода «С-13». Октябрь 1944 года ознаменовался атакой на немецкий траулер «Зигфрид» с существенным повреждением судна. Маринеско получил орден Красного Знамени.

В поисках экипажа

Старший лейтенант Геманов решил узнать всё о «подводнике № 1». Молодого человека тогда назначили замполитом на подводную лодку Балтфлота. До этого он служил на эсминцах, спускаться под воду не приходилось. А хотелось воспитывать молодёжь на героических примерах.

С 1962 года Виктор Степанович колесил по всему Советскому Союзу — искал членов экипажа, участвовавших в «атаке века». Из 47 нашёл 44, с каждым беседовал. Все, как один, тепло отзывались о командире. Говорят, Батька был компанейским человеком. Мог отругать за промах в пух и прах, но быстро остывал. Обожал петь, хорошо играл в шахматы, любил классику, особенно «Воскресенье» Толстого. 

Александр Маринеско с семьей. Фото: АиФ/ Александр Матвеев

«Во время поисков встретил и девятерых «детей лейтенанта Шмидта», пытавшихся приписать себе чужие заслуги, — говорит Германов. – Двое из них не успокаиваются до сих пор».

Статья по теме

«Cпасите наши души». Подлинная история аварии на подлодке «К-19»

«Члены экипажа говорили мне, что похода не должно было быть, — рассказывает исследователь. — Лодка после боевого задания стояла на ремонте в Турку (Финляндия). После торжественного собрания в дивизии личный состав получил фронтовые сто граммов и разошёлся по кубрикам. А командир плавбазы позвал  Маринеско познакомиться с городом. Была новогодняя ночь, шёл снег, откуда-то доносились звуки  музыки. На них и пошли. Там и состоялась романтическая встреча командира с хозяйкой гостиницы-ресторана, у которой он задержался на два дня».

В боевой поход 31 января экипаж уходил с представителем НКВД на борту. Во что бы то ни стало, нужен был успешный бой, и случай представился. Через 4 часа преследования подлодка атаковала «Вильгельм Густлофф». Он затонул за час с небольшим. К. Добсон, Д.Миллер и Р.Пейн написали английскую версию тех событий в произведении «Ночь ужаса». Они сравнили гибель крупнейшей морской катастрофой, заставившей поблекнуть трагедию «Титаника». Ходили легенды, что после этого похода Гитлер объявил Маринеско своим личным врагом, но историки этого не подтверждают.

Другие «Титаники». Истории крупных морских кораблекрушений

Подводная «Атака века» Александра Маринеско

В конце 1944 года, у командира очередные проблемы с дисциплиной: он самовольно оставил корабль на два дня в финском порту, будучи в нетрезвом состоянии. Командующий Балтийским флотом даже собирался отдать Маринеско под военный трибунал. Дав шанс оправдаться в боевой обстановке, адмирал В.Ф. Трибуц в начале 1945 года отправляет подлодку «С-13» в боевой поход. Во время этого, пятого по счету боевого похода Маринеско становится подводником №1 для всех советских людей, совершив затопление сразу двух крупных вражеских кораблей.

30 января 1945 года после атаки, руководимой А.И. Маринеско, пошёл ко дну «Вильгельм Густлов», огромный лайнер, на котором находилось более 2 тысяч немецких военных, в том числе 406 специалистов-подводников, множество гауляйтеров и нацистских руководителей, офицеров гестапо и СС и несколько тысяч гражданских лиц. По сути своей, этот когда-то бывший туристическим лайнер, стал базой для учёбы немецких подводников. Военные специалисты назвали операцию морской атакой века.

Через десять дней после этого подвига, экипаж «С-13» совершает второй. Немецкое судно «Генерал фон Штойбен» на борту которого находилось более 3 тысяч немецких офицеров и солдат, пытавшихся эвакуироваться через Данцигскую бухту, было потоплено атакой советской подлодки прорвавшейся сквозь сторожевое охранение. За этот поход Маринеско представили к званию Героя Советского Союза, однако, возможно из-за прошлых прегрешений, вместо Золотой Звезды ему дали орден Красного Знамени.

Военный поход апреля-мая 1945 года Маринеско славы не добавил. Стали поступать жалобы на его пренебрежение служебными обязанностями и пьянство. После окончания войны были попытки разжаловать его в звании. На него неоднократно накладывали дисциплинарные взыскания.

Проработав на торговом флоте до 1949 года, Маринеско был списан на берег по состоянию здоровья. Работая замдиректора НИИ переливания крови в Ленинграде, получил срок 3 года за хищения и прогулы. В 1953 году судимость была снята по амнистии. Он продолжил работу в Ленинграде на заводе «Мезон» в должности руководителя группы снабженцев. Умер Маринеско в 1963 году от тяжёлого онкологического заболевания. Его имя долго стирали в советской истории, но справедливость восторжествовала – в 1990 году посмертно Александру Ивановичу Маринеско, лидеру среди подводников СССР по общему тоннажу потопленных вражеских судов, было присвоено звание героя Советского Союза.

***

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

  • Легендарный летчик Валерий Чкалов
  • Полярный летчик Анатолий Ляпидевский
  • Летчица Марина Раскова
  • Летчица Полина Осипенко
  • Разведчик Николай Кузнецов
  • Разведчик Рихард Зорге
  • Разведчик Рудольф Абель
  • Разведчик-Диверсант Павел Судоплатов
  • Снайпер Василий Зайцев
  • Генерал Дмитрий Карбышев
  • Генерал И.В. Панфилов
  • Летчик Николай Гастелло
  • Летчик Виктор Талалихин
  • Летчик Алексей Маресьев
  • Трижды герой Иван Кожедуб
  • Трижды герой Александр Покрышкин
  • Подводник Александр Маринеско
  • Адмирал Н.Г. Кузнецов
  • Василий Маргелов
  • Герой-казак Иван Недорубов
  • Партизанский генерал Сидор Ковпак
  • Александр Матросов
  • Михаил  Калашников
  • Молодая гвардия, Олег Кошевой
  • Молодая гвардия, Любовь Шевцова
  • Молодая гвардия, Ульяна Громова
  • Партизанка Зоя Космодемьянская
  • Партизанка Вера Волошина
  • Партизанка Лиза Чайкина
  • Юный герой Леня Голиков
  • Юный подпольщик Виктор Хоменко
  • Пионерка — герой Лариса Михеенко
  • Юный партизан Александр Чекалин
  • Пионер — герой Валя Котик
  • Пионер — герой Марат Казей
  • Пионер — герой Володя Дубинин
  • Пионер — герой Зина Портнова
  • Маршал И.Х. Баграмян
  • Маршал В.И. Чуйков
  • Маршал С.К. Тимошенко
  • Маршал К.А. Мерецков
  • Маршал Г.К. Жуков
  • Маршал И.С. Конев
  • Маршал А.М. Василевский
  • Маршал К.К. Рокоссовский
  • Маршал М.Н. Тухачевский

Герой со слабостями

После возвращения из столь удачного боевого похода С-13 была награждена орденом Красного Знамени. Такой же награды удостоился и ее командир, на груди которого к тому времени уже красовались орден Ленина и орден Красного Знамени, а также медали «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда». Первоначально за две сверхрезультативные атаки Александра Маринеско представили к званию Героя Советского Союза, но представление «завернули». Причина была проста: в свой самый знаменитый боевой поход С-13 отправилась в статусе «штрафной» — единственная за всю историю ВМФ СССР. В новогоднюю ночь незадолго до выхода Александр Маринеско на два дня пропал с лодки, а ее экипаж так активно праздновал, что затеял драку с населением финского города Турку, где в тот момент базировались балтийские подлодки. Так что командование выпустило подводников в море с неофициальным наказом без победы не возвращаться. И это был далеко не первый случай в карьере Маринеско. В 1941 году он лишился статуса кандидата в члены партии за пьянство и организацию азартных игр в дивизионе подлодок, позднее не раз подвергался «проработке» за то же пристрастие к выпивке и красивым женщинам. В итоге именно за эти прегрешения 14 сентября 1945 года капитан третьего ранга Маринеско был разжалован в старшие лейтенанты и переведен командовать тральщиком, а через два месяца и вовсе уволен из ВМФ. Три года легендарный подводник ходил старпомом на торговых судах, а потом окончательно списался на берег. В 1949 году замдиректора ленинградского НИИ переливания крови Александр Маринеско был осужден на три года за хищение социалистической собственности: по своей инициативе он раздал нуждавшимся сотрудникам института торфяные брикеты, валявшиеся без учета на заднем дворе института. Лишь незадолго до смерти, в самом начале 1960-х бывшие сослуживцы сумели добиться реабилитации моряка: ему вернули звание капитана третьего ранга и пересмотрели дело о хищении госсобственности. Но звание Героя Советского Союза, которого он безусловно заслуживал, Александру Маринеско было присвоено лишь посмертно, в 1990 году. Тогда же его история стала и широко известной: собственно, и представление к высшей награде страны было сделано после нескольких громких публикаций в центральных газетах.

Командир подводной лодки С-13 капитан третьего ранга Александр Маринеско, лето 1945 года

Гимнастическая карьера

В детстве Маринеску занимался плаванием , но со временем переключился на гимнастику. В отличие от многих своих румынских товарищей по команде, которые перешли в национальный тренировочный центр в Деве в юниорском возрасте, Маринеску провела большую часть своей карьеры, тренируясь в своем домашнем клубе «Триумф» в Бухаресте с тренером Элиза Стойка. Она прибыла в Дева в начале 1996 года, во время подготовки к Олимпийским играм в Атланте.

Из-за разницы в тренировочной среде стиль гимнастики Маринеску отличился. У нее были длинные линии, элегантная подача и чувство артистизма, которых не хватало в большинстве упражнений, разработанных в Deva, но она показывала меньше трудностей в акробатических прыжках и прыжках, чем тренированные Дева спортсмены, такие как Лавиния Милошовичи и Джина Гогеан .

В возрасте двенадцати лет Маринеску стал чемпионом Европы среди юниоров; В следующем году она выиграла предолимпийские тестовые соревнования в Атланте . В 1996 году она заняла второе место на бревне на чемпионате мира и успешно защитила свой титул в многоборье на чемпионате Европы среди юниоров. Ведущий на Олимпийских играх 1996 года в Атланте , Маринеску рекламировался как один из лучших шансов Румынии на индивидуальную медаль, а СМИ сравнивали его с легендарной румынской гимнасткой Надей Команечи .

Олимпиада оказалась для Маринеску непростым соревнованием. Она внесла свой вклад в сборную бронзовую медаль и вышла в финал многоборья. Однако тренер Октавиан Белу вытащил ее из многоборья и заменил ее товарищем по команде Симоной Аманар . Официальная причина, которую Белу представил СМИ, заключалась в том, что Маринеску «недостаточно много работал». Настоящая причина заключалась в том, что, скорее всего, Симона набрала 39,387 очков в многоборье в командных опциях, и это результат, который на 0,132 выиграл бы в многоборье над Подкопаевой, если бы она повторила его в финале многоборья. Единственный шанс Маринеску проявить себя на Олимпийских играх — финал соревнований по бревне . Она была первой участницей финала, дважды упала во время выступления и финишировала последней с результатом 8,462.

Маринеску продолжил тренировки в 1997 году, представляя Румынию на таких соревнованиях, как Кубок Америки . На чемпионате мира в Лозанне она разделила командную золотую медаль, однако в очередной раз выбыла из финала многоборья в пользу Аманара.

Интересное об Александре Маринеско.

— Маринеско был человеком способным, но одновременно резким, всегда говорящим то, что думает, вне зависимости от того, чем ему это грозило;

— «… недостаточно дисциплинирован. Свою специальность знает хорошо. Руководить личным составом может под постоянным руководством

Выводы: обратить внимание на повышение дисциплинированности», — говорилось в первой аттестации Маринеско в 1933 году;

— Александр Маринеско действительно имел проблемы с дисциплиной и выпивкой. Тем не менее совершить настоящий подвиг ему это не помешало. Легендарный адмирал Николай Кузнецов, один из создателей советского военно-морского флота, человек, лично принимавший решение о разжаловании Маринеско и сам дважды разжалованный высшим государственным руководством, в 1968 году написал в журнале «Нева»: «В сложной и беспокойной натуре командира «С-13″ высокий героизм, отчаянная храбрость уживались с множеством недостатков и слабостей. Сегодня он мог совершить героический подвиг, а завтра — опоздать на свой корабль, готовящийся к выходу на боевое задание, или каким-либо другим образом грубо нарушить воинскую дисциплину. К многочисленным серьезным проступкам Маринеско на службе и в быту я, как адмирал, отношусь совершенно определенно — отрицательно. Но зная его смелость, решительность и умение добиваться крупных боевых успехов, я готов многое простить ему и воздать должное за его заслуги перед Родиной»;

— когда Александру Маринеско понадобилась помочь после услышанного им диагноза «рак», его бывшее командование и сослуживцы бросились на помощь. Но, к сожалению, было уже слишком поздно. Друзья обратились за помощью к командующему Ленинградской военно-морской базой адмиралу Байкову. Его просили дать указание лечить Маринеско в военном госпитале. А он не только дал соответствующее указание, но и выделил свою машину, чтобы перевезти легенду флота.