Биография герасимова а.м

Оглавление

Научная и общественная деятельность И.П. Герасимова

Создал теории континентального соленакопления, элементарных почвенных процессов, относительного и абсолютного возраста почв. Автор концепции и руководитель работ по составлению «Государственной почвенной карты СССР». Внес вклад в разработку общих законов географии почв, классификацию и систематику почв СССР. Автор (совместно с К.К. Марковым) первой в стране сводки по истории ледникового периода на территории СССР (1939). Создал теорию и методологию нового научного направления – конструктивной географии, обосновал географические принципы развития крупных регионов: Туранской низменности, Восточно-Европейской равнины и др. Внес вклад в изучение проблем эволюции человека в связи с окружающей средой, охраны природы и комплексного использования природных ресурсов, в исследование ледникового периода, рельефа Земли.

И.П. Герасимов – создатель крупных научных школ в области географии, генезиса и классификации почв, геоморфологии, палеогеографии, конструктивной географии.

Член бюро Отделения геолого-географических наук (1957–1963), Отделения наук о Земле (1963–1969), Отделения океанологии, физики атмосферы и географии (1964–1985) АН СССР. Вице-президент (1952–1966), почетный член (1975) Географического общества СССР. Председатель Национального комитета советских географов (1953–1985), президент и почетный член Всесоюзного общества почвоведов (1960–1971). Член (1957), вице-президент (1960–1968) Международного общества почвоведов (Амстердам). Вице-президент Международного географического общества (1964–1972). Иностранный член ряда зарубежных академий наук, более 20 географических обществ, почетный доктор нескольких университетов различных стран мира.

Участвовал в экспедициях в Казахстан, Среднюю Азию, Западную Сибирь, на Урал, Дальний Восток и др. Путешествовал по Западной Европе, Индии, Китаю, Японии, Цейлону, Сенегалу, Алжиру, Тунису, Марокко, Гвинее, Бразилии, Чили, Уругваю, США, Мексике, Новую Зеландии, Австралии.

Руководитель многих научных делегаций СССР на международных географических, почвенных и других конгрессах. Член редколлегий ряда научных изданий. Главный редактор журнала «Известия АН СССР. Серия географическая» (1952–1985), «Государственной почвенной карты СССР», «Физико-географического атласа мира», «Национального атласа Кубы».

И.П. Герасимов постоянно занимался пропагандой географических знаний. Это и публикации, адресованные учителям географии, и статьи в популярных научных журналах, и изложение впечатлений о поездках по нашей стране и за рубеж

Особое внимание уделял связям академической, вузовской и школьной географии. Его всегда интересовало, как научные географические достижения внедряются в школьный курс географии

Автор более 1500 научных работ.

И.П. Герасимов: энциклопедическая справка

Родился в семье помощника присяжного поверенного. Отец – из потомственных почетных граждан (юрист и журналист, депутат 3 и 4 Государственной Думы от партии кадетов). В годы гражданской войны И.П. Герасимов окончил среднюю школу в Пермь. В 1922 не без влияния дяди – известного геолога – поступил на географический факультет Ленинградского государственного университета, окончил его экстерном за 3,5 года. В 1924 организовал студенческую экспедицию на Аральское море.

В 1926–1930 учился в аспирантуре при кафедре географии почв ЛГУ под руководством С.С. Неуструева – почвоведа, географа и геоморфолога, прямого ученика В.В. Докучаева, который оказал наибольшее влияние на формирование его научных взглядов и круга интересов.

И.П. Герасимов работал в Почвенном институте им. В.В. Докучаева АН СССР (1929–1956), заведующим отделом географии и картографии почв (1935–1956).

В 1934 ему была присуждена ученая степень кандидата почвоведения за совокупность работ по сухим степям и пустыням. Докторская диссертация (по географическим наукам) была защищена в 1936 в виде монографии «Почвенно-геоморфологический очерк Турана».

В 1939 переехал в Москву. Был заведующим отделом геоморфологии и географии почв Института географии АН СССР (с 1943), директором этого института (1951–1985). С 1937 – исполняющий обязанности профессора, затем профессор кафедры физической географии, организатор и заведующий кафедрой географии почв (1948–1952), заведующий кафедрой физической географии зарубежных стран (1953–1954), профессор кафедры географии и картографии географического факультета МГУ (1956–1961). В Московском университете читал лекции по геоморфологии, географии почв, палеогеографии и общим проблемам географии.

Во время Великой Отечественной войны (в 1943–1945) руководил междисциплинарной группой по обеспечению командования Красной Армии военно-топографическими картами и справочными материалами, за что был отмечен правительственными наградами.

В 1946 был избран членом-корреспондентом АН СССР, в 1953 академиком по отделению геолого-географических наук.

В Сибирском отделении Академии наук СССР работал с 1957, директор-организатор (1957–1958) Института географии СО АН СССР (г. Иркутск, с 1960 – Институт географии Сибири и Дальнего Востока СО АН СССР, в 1983 возвращено прежнее название), в дальнейшем принимал участие в работе отделения.

Иркутская летопись зафиксировала пребывание Иннокентия Петровича на иркутской земле. Так, 28 ноября 1957 сообщалось: «В составе Восточно-Сибирского филиала АН СССР открыт Институт географии. Директор – академик И.П. Герасимов». 18 сентября 1959: «В Доме политического просвещения начало работу первое совещание географов Сибири и Дальнего Востока. Совещание открыл академик И.П. Герасимов…С докладами выступили член-корреспондент АН Н.Н. Некрасов, член-корреспондент АН В.Б. Сочава, профессор В.А. Кротов, доктор наук В.В. Покшишевский и др. Делегаты посетили Байкал, Тункинскую долину, Иркутскую ГЭС». 29 июля 1962: «В Иркутске закончилось совещание по комплексному использованию естественных ресурсов Байкала. В совещании приняли участие ученые и представители 29 крупнейших научных, промышленных организаций. С докладом выступил директор института И.П. Герасимов».

Метод Герасимова

Попытки восстановления облика живших ранее людей предпринимались еще с середины XVIII века, но все они оказались неудачными. К 30-м годам XX века сложилось мнение, что череп сохраняет очень мало информации, поэтому по нему невозможно реконструировать индивидуальные особенности внешности. В лучшем случае – можно определить антропологический тип.

Легендарный советский антрополог Михаил Михайлович Герасимов наглядно опроверг это утверждение. Многолетние исследования антропологического материала помогли ему выявить ключевые особенности, которые позволяют воссоздать лицо конкретного человека. Ученый замерял толщину мягких покровов, изучал места крепления лицевых хрящей, связок и мышц, препарировал глазные и носовые области. Свои изыскания он изложил в 1955 году в монографии «Восстановление лица по черепу».

Для преодоления скептических настроений Герасимов неоднократно участвовал в криминалистических экспертизах. Он точно восстанавливал облик погибших людей по черепу и сравнивал свой вариант с прижизненными фотографиями пострадавших.

В 40-е годы Герасимова приглашают для антропологической реконструкции знаменитого полководца Тамерлана. Затем по личному поручению Сталина ученый восстанавливает облик прославленного адмирала Федора Ушакова. В 60-е годы успешно работает над воссозданием внешности Ивана Грозного и его сына Федора. После скоропостижной кончины Михаила Герасимова в 1970 году, дело его жизни продолжили многочисленные ученики.

Изданные книги

Несмотря на то что у великого скульптора практически не было свободного времени, он успел написать несколько книг. Сейчас книги Михаила Михайловича Герасимова пользуются популярностью среди любителей гуманитарных и общественных наук. Все они относятся к антропологическим:

«Восстановления лица по черепу (современный и ископаемый человек)». Издана была книга в 1955 году. Ранее в 1949 году было опубликовано краткое изложение работы. Это новое и полное описание фундаментального труда русского скульптора и антрополога. В ней представлена графическая реконструкция, подробно рассмотрена методика портретной реконструкции и ее применение в качестве исторического исследования.

«Люди каменного века» — книга, изданная в 1964 году. Здесь можно узнать о наиболее интересных реконструкциях людей, которые были выполнены в течение 20 лет работы. Также здесь описываются некоторые условия находки человеческих остатков. Особое место в книге занимает описание той или иной эпохи, в которой жил человек.

Вам будет интересно:Самые завидные женихи России: список холостяков, фото

Есть еще одна книга, которая была выпущена после смерти археолога – «Тамерлан-покоритель Азии». В нее вошли исследования таких выдающихся востоковедов, как Л. А. Зимина, В. В. Бартольда, А. Ю. Якубовского и, конечно же, М. М. Герасимова.

Карьера

Служба Валерия началась в 1977 году в войсках СГ, где он командовал штабом. В период развала Советского Союза военный находился в Прибалтике, где был заместителем командира дивизии. В 1994-м переведен в Московский военный округ. А в 2005 году Герасимову доверили обязанности начальника ГУ ВС.

Валерий Васильевич — человек слова и дела, не в его характере отсиживаться в штабах, поэтому сам попросился на Северный Кавказ, когда там начались боевые действия в 1993-м. Четыре года он пробыл в горячей точке в качестве командира мотострелковой дивизии. Позже за успешные боевые действия его назначили главой штаба, и генерал оставался на Кавказе вплоть до 2003 года.

В биографии военачальника неоднократно случались ожесточенные бои и контртеррористические действия. Герасимов не единожды был на грани жизни и смерти, попадая в засады боевиков. Однако операции под его руководством проходили успешно, благодаря чему карьера стремительно шла вверх.

После того как российский политик Анатолий Сердюков покинул пост министра обороны РФ, его занял Сергей Шойгу. Новый министр предложил кандидатуру Валерия Герасимов в качестве своего первого заместителя. В ноябре 2012 года глава РФ Владимир Путин указом назначил генерала армии на этот пост.

Владимир Путин и Валерий Герасимов / Президент России

Одним из самых значимых событий в карьере генерала стало руководство сирийской операцией по уничтожению террористов, которая началась осенью 2015-го. За проявленные героизм и отвагу Валерий Васильевич получил высшую награду — Герой РФ.

Во время конфликта на востоке Украины британские СМИ заподозрили заместителя министра в запуске ракеты, сбившей пассажирский самолет на территории Донбасса в июле 2014 года. Герасимова внесли в санкционные списки Евросоюза и Канады. Украина же заочно арестовала его и еще 10 российских военнослужащих и объявила их в розыск.

В Кунсткамере открылась выставка к 100-летию ученого Михаила Герасимова антрополога и археолога. В экспозиции представили его работы документальные реконструкции древних людей.

Лица далеких предков представили в Кунсткамере. Там открылась выставка к 100-летию известного ученого Михаила Герасимова  антрополога, скульптора и археолога. Ему принадлежит метод реконструкции лица по черепу.

Одни считают Герасимова творцом, а другие  воинствующим атеистом. Корреспондент НТВ Юлия Олещенко внимательно рассмотрела работы ученого-антрополога.

Как выглядел человек пять тысяч веков назад? Ответить на этот вопрос сегодня мы можем благодаря российскому антропологу Михаилу Герасимову. К 100-летнему юбилею ученого в Кунсткамере выставили лучшие его работы  документальные реконструкции древних людей от синантропов до кроманьонцев.

Валерий Хартанович, заведующий отделом антропологии музея антропологии и этнографии (Кунсткамера): «Он разрабатывал методики соотношений мягких тканей с костями черепа, поэтому то. что мы можем видеть на экспозиции,  это не столько художественный вымысел, сколько научная достоверная реконструкция. Но при этом он был талантливейшим скульптором: здесь видны некоторые , которые он создавал с использованием техники резьбы по дереву».

Под стеклом отдельной витрины миниатюры, собственноручно вырезанные Герасимовым в подарок коллегам. Он одинаково виртуозно владел инструментами археолога, хирурга и скульптора.

Если бы облик 10-летнего неандертальца воссоздавал не Михаил Герасимов, а компьютерная программа, он вряд ли получился бы таким живым. По крайней мере, так считают коллеги знаменитого профессора. Интересно, что свою методику он разработал с помощью закопченной швейной иглы.

Исследуя лица умерших, он погружал иглу в мягкие ткани, пока та не упиралась в кости черепа, а потом производил замеры. В конце 20-х годов прошлого столетия возможности использовать ультразвук не было. Только спустя четверть века его труды получили официальное признание.

Приехавшая на открытие выставки старшая дочь Герасимова призналась, что даже после получения Сталинской премии отцу нередко приходилось работать на кухне.

Маргарита Герасимова, дочь Михаила Герасимова: «Мы жили очень тесно, и отец любил работать на кухне. Он лепил на коленях. Мы с детства привыкли, что черепа  это что-то естественное и вовсе не страшное».

Редкие снимки из семейного архива демонстрируют воспоминания об археологических экспедициях. Все, кто знал Герасимова лично, утверждают, что это был человек с отличным чувством юмора.

Леонид Яблонский, доктор исторических наук, заведующий отделом Института археологии РАН: «Когда я пришел, он посадил меня напротив и сказал, не здороваясь: „Значит так. Я стал толстый. Я еще могу прыгать в могилы, а выпрыгивать не могу. Поэтому прыгать в могилы будешь ты. За это я научу тебя восстанавливать лицо по черепу“».

Сегодня наследие профессора Герасимова хранится в нескольких музея России. Петербургская экспозиция ценна тем, что рассказывает об антропологии с человеческим лицом. И в этом случае, конечно, речь идет не только о лицах далеких предков.

БИОГРАФИЯ

Михаил Михайлович родился 15 сентября 1907 года в Петербурге, в семье врача. Вскоре после рождения сына семья переехала в Иркутск. Именно там определилось научное призвание Михаила Михайловича. С ранних лет его увлекала антропология и археология. В 11 лет он впервые участвовал в раскопках стоянки древнего человека на Верхоленской Горе, с 15 лет работал в археологических экспедициях под руководством профессора этнологии Иркутского университета Бернгарда Эдуардовича Петри (1884—1937) .

В 1926 году восемнадцатилетний Михаил стал сотрудником Иркутского краеведческого музея, а через год ему доверили заведование археологическим отделом. К этому времени относятся его первая научная публикация о раскопках палеолитического местонахождения у Переселенческого пункта в Иркутске (1926) и первые опыты в реконструкции облика первобытного человека (1927). В 1932 году М. М. Герасимов переехал в Ленинград. Работу в Институте истории материальной культуры (ИИМК) он совмещал с работой реставратором в Государственном Эрмитаже, не оставляя при этом и археологических изысканий (Мальта: 1934 и 1936—1937).
В начале 1941 года в Ташкенте по инициативе Комитета Навои была создана научная комиссия для вскрытия гробниц в усыпальнице Гур-Эмир в Самарканде. Эта работа планировалась с целью изучения средневекового прошлого Узбекистана. В состав комиссии был включен и Михаил Михайлович. С 1941 по 1944 год Михаил Михайлович жил и работал в Самарканде. Туда же была эвакуирована группа сотрудников Института истории материальной культуры. За эти годы он создал скульптурные портреты-реконструкции Тимура, его сыновей Шахруха и Мироншаха и внуков — Муххамед-Султана и Улугбека — знаменитого астронома средневековья.
В 1944 году М. М. Герасимов вместе с семьей переехал в Москву, где продолжил работать в Институте истории материальной культуры им. Н. Я. Марра АН СССР. При институте Герасимов создал Лабораторию пластической реконструкции (1950 г.), с которой в дальнейшем была связана вся творческая жизнь талантливого учёного. В стенах института была продолжена кропотливая работа по анализу закономерностей соотношения костной основы и мягких тканей лица. Результаты этих исследований были апробированы в криминалистической работе и изложены в многочисленных статьях и книгах. В 1950 году за обобщающий труд «Основы восстановления лица по черепу» (1949) М. М. Герасимову была присуждена Сталинская премия, а в 1956 году после защиты диссертации известный антрополог был удостоен учёной степени доктора исторических наук.

М. М. Герасимов создал около 200 скульптурных портретов древних людей начиная с каменного века (палеолита), а также более 20 портретов выдающихся исторических личностей прошлого: Тамерлана, Ивана IV Грозного, Улугбека, Ф. Ф. Ушакова, Ярослава Мудрого, Андрея Боголюбского и других. Сегодня его наследие хранится в основанной им Лаборатории пластической реконструкции, в Государственном биологическом музее имени К. А. Тимирязева, в Государственном Дарвиновском музее, в Государственном историческом музее, в Музее антропологии им. Д. Н. Анучина МГУ им. М. В. Ломоносова, в Музее человека в Париже, а также в ряде областных и республиканских музеев.

Петри, Бернгард Эдуардович
Сирина А. А. Забытые страницы сибирской этнографии: Б. Э. Петри

Ранний период жизни

Реконструкция Ивана Грозного

Герасимов родился в 1907 году в Санкт-Петербурге, незадолго до того, как его отец-врач был отправлен в поселок под Иркутском . В детстве он изучал кости доисторических животных, которые были обнаружены во время строительства этого района.

Герасимов произвел свои первые реконструкции доисторических неандертальцев и яванского человека в 1927 году (Герасимов, стр. 5); они выставлены в Иркутском музее. Герасимов научился снимать черепа ранних гоминидов и с помощью тщательных измерений и анатомических исследований формировать лицо, которое люди узнают, иногда включая наиболее распространенное выражение. Как он писал в своей автобиографии «Поиск лица» (1968), он был очарован возможностью «взглянуть на лица давно умерших». Чтобы приблизиться к индивидуальной разрешающей способности портрета исторических лиц потребовалось десятилетие исследований и экспериментов (1938, Герасимов, с. 7), однако его первая публичная работа такого типа датируется 1930 годом — лицо Марии Достоевской, матери Федора. Достоевский .

В 1928 году Герасимов учился на археологическом факультете Иркутского университета у профессора Бернара Петри . Он начал исследовать памятники каменного века в Сибири, например на Мальте . В 1932 году переехал в Ленинград для учебы в аспирантуре. Там он экспериментировал с несколькими черепами, чтобы выяснить, сможет ли он восстановить лица расовых типов. В 1937–1939 годах он реконструировал три лица по черепам Академии наук Советского Союза — папуаса , казаха и хевсурского кавказца — и выполнил многочисленные судебно-медицинские реконструкции для НКВД

Он получил важное общественное признание, реконструировав лица Ярослава I Мудрого (1938) и Андрея Боголюбского (1939, даты со ссылкой на Герасимова, с. 185-186).

Исторические события в стране и творчество Герасимова

В год окончания учёбы художника призывают в армию – шла Первая Мировая. Служба прошла в санитарном поезде, который курсировал на фронте Галиции (Восточная Европа, запад современной Украины). По окончании военных действий (1918) был демобилизован и отправился на родину.

Февральский, а затем Октябрьский переворот в Козлове прошёл относительно спокойно: заседания, собрания, демонстрации, манифестации. Герасимов включается в новую жизнь – организует «Коммуну творчества козловских художников». С коллегами из Коммуны декорирует театральные постановки, устраивает выставки, оформляет к праздникам городские улицы.

В конце августа 1919 года конница Мамантова (с ударением на втором слоге), белого генерала, захватила город Козлов на 40 дней. За время налёта погибло многое, созданное Герасимовым на это время.

В 1925 году, когда политическая жизнь в стране более-менее стабилизировалась, Герасимов отправляется в Москву. Здесь он устраивается декоратором сразу в два театра, Малый и оперетты, а также вступает в АХРР (Ассоциацию художников революционной России), которая стала заменой Товариществу передвижников.

АХРР в 1920-е годы обеспечила себе спокойное существование верностью линии партии. Картины Герасимова этого периода посвящены образу Ленина и командирам-красноармейцам – Александр Михайлович является одним из активистов организации. Но отдельные объединения художников продолжали множиться, и в 1932 году АХРР была распущена.

Бедный Борис

Точно ответить на вопрос, когда именно был потерян череп Годунова, сегодня невозможно. Зато можно предположить, при каких обстоятельствах произошел столь трагический для потомков инцидент.

По официальной версии Борис Годунов умер в Москве 13 (23) апреля 1605 года. Как пишет в статье «Перезахоронение тел Бориса Годунова и членов его семьи в контексте идеологического противостояния в Смутное время» историк Игорь Тюменцев, первоначальным местом его погребения стал Архангельский собор Кремля, где покоились многие государи. Там же по завещанию самого Годунова его и похоронили. Занявший русский престол Лжедмитрий I обвинил Годунова не только в узурпации власти, но и в совершении тяжкого греха. Якобы царь лишил себя жизни намеренно, выпив яд. Лжедмитрий повелел вынести останки Годунова из Архангельского собора и перезахоронить как самоубийцу «за стеной» Варсонофьевского монастыря.

Годунову, его вдове Марии Григорьевне и сыну Федору нашлось место за оградой городского кладбища, где испокон веков хоронили тех, кто умер без покаяния. На «убогом» погосте лежали убийцы, безвестные нищие и странники, погибшие насильственной смертью и самоубийцы. Именно среди них Годунова с семьей похоронили второй раз. Исторического описания церемонии не сохранилось, поэтому остается лишь гадать, насколько бережно обращались с останками бедного Бориса люди Лжедмитрия.

Но на этом мытарства покойного государя не закончились. В период с 1606 по 1608 годы по инициативе Василия Шуйского останки царя и его семьи перенесли в Троице-Сергиеву Лавру. Этим шагом Шуйский пытался доказать законность своей власти и дискредитировать самозванца-безбожника Лжедмитрия. Шуйский даже привлек к третьим похоронам Годунова первого патриарха Московского Иова. Скорее всего, перезахоронение царя состоялось в феврале 1607 года. Останки царя несли монахи – и этим церковь снимала с него обвинения в самоубийстве и подтверждала, что перед смертью он принес покаяние и принял постриг под именем Боголеп. Останки Марии и Федора Борисовича Годуновых несли бояре, отдавая дань уважения царской фамилии.

До сих пор спорным остается вопрос о том, нашли ли Годуновы успокоение внутри Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры или их перезахоронили в специально построенной усыпальнице за пределами собора, замуровав саркофаги с внешней стороны одной из стен. В 1782 году произошел еще один инцидент – паперть Успенского собора то ли обрушилась, то ли была взорвана. В результате большая часть останков Годуновых была уничтожена. Неудивительно, что советским антропологам восстанавливать облик Бориса Годунова было попросту не по чему.

Личная жизнь

В середине 20-х годов Сергей Герасимов познакомился с начинающей актрисой, ученицей актерской студии Фореггера МАСТФОР Тамарой Макаровой

В молодости он безуспешно ухаживал за красавицей, и только после совместной работы в фильме «Чужой пиджак» девушка обратила внимание на настойчивого кавалера

Молодые люди поженились и поначалу жили очень бедно. После успеха картины «Семеро смелых» финансовое положение семьи улучшилось, супругам удалось переехать из 20-метровой квартирки в просторные апартаменты. Супруг с уважением относился к таланту жены и снимал Тамару Макарову в своих фильмах.

В 1943 году Герасимов и Макарова усыновили сына родной сестры Тамары Артура, которому грозила ссылка из-за своего происхождения (отцом мальчика был этнический немец). Позднее семья кинематографистов приютила у себя и дочь двоюродной сестры Сергея Герасимова Ирину. Приемный сын после окончания школы получил специальность киносценариста, а дочь получила диплом литературоведа.

Сергей Герасимов и Тамара Макарова

В жизни Сергея Герасимова, по слухам, всегда было много романов и влюбленностей. Не смог он остаться равнодушным и к Нонне Мордюковой, которую снимал в «Молодой гвардии». Режиссер даже подумывал развестись и просил у матери актрисы ее руки, но та отказала. Несмотря на то что Мордюкова не разделяла чувства артиста, он продолжал настаивать, что выглядело попросту неприличным и способствовало распространению слухов во ВГИКе.

Акриса предпочла Герасимову другого и вышла замуж за Вячеслава Тихонова.

Об ухаживаниях режиссера в передаче «Судьба человека» рассказала актриса Любовь Виролайнен, которая сотрудничала с ним на площадке ленты «Любить человека» и считалась еще одной из его любимых женщин. По ее словам, Сергей Аполлинариевич дарил ей много подарков, украшений, поддерживал финансово. Однако 40-летняя разница в возрасте остановила актрису от сожительства с постановщиком.

Несмотря на других женщин в жизни Сергея Герасимова, Тамара Федоровна вела себя мудро, не позволяя никому посягать на ее личную и семейную жизнь. Супруги прожили в мире и согласии до последних дней режиссера. Тамара Макарова пережила мужа на 12 лет.

А. М. Герасимов «После дождя» описание картины

История и описание картины «После дождя» известного советского живописца А. М. Герасимова.

Автор картины, описание которой здесь представлено, Александр Михайлович Герасимов (1881-1963). Считается одним из выдающихся советских художников. Являлся Первым президентом Академии художеств СССР (1947-1957), Академиком АХ СССР. В 1943 году ему было присуждено почётное звание Народного художника СССР. Стал Лауреатом четырёх Сталинских премий. Написал немало картин, которые сегодня считаются настоящими шедеврами русской живописи. Его работы находятся в таких крупных музеях, как Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Одной из работ художника, которая заслуживает особого внимания, является картина «После дождя».

Картина «После дождя» была написана в 1935 году. Также имеет название «Мокрая терраса». Холст, масло. Размеры: 78 х 85 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

К моменту создания картины Александр Герасимов уже считался одним из ярчайших представителей соцреализма. Он писал портреты советских руководителей, среди которых были Владимир Ильич Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин. Картина, которая несколько отличается от соцреализма, была написана во время отдыха художника в родном городе Козлове. О том, как происходило создание картины, позже рассказала сестра живописца. По её словам, Александр Михайлович был потрясён видом их беседки и сада после обильного дождя. Вода была буквально везде, она сверкала «создавая необычайный живописный аккорд», а природа благоухала свежестью. Художник просто не мог пройти мимо такого зрелища, и создал картину, которая впоследствии поразила всех любителей и ценителей живописи.

Задумав написать данную картину, Александр закричал своему помощнику: «Митя, скорее палитру!». В итоге картина была написана за три часа. Работа, которая была написана на одном дыхании, буквально дышит свежестью, радует глаз своей натуральностью и простотой. Многие из нас неоднократно видели нечто подобное после дождя, но за массой дел и мыслей зачастую просто не обращали внимания, насколько красива бывает обновлённая природа после обычного дождя. Глядя на картину этого художника, понимаешь, как много прекрасного в таком обычном явлении, которое талантливый живописец передал при помощи быстрой зарисовки небольшого уголка беседки и окружающего его сада.

Солнце, которое пробивается сквозь тучи, делает лужи на досках террасы по-настоящему чарующими. Они блестят и переливаются разными оттенками. На столике мы можем увидеть вазу с цветами, стакан, который был опрокинут ливнем или ветром, который ещё больше создаёт ощущение прошедшей непогоды, прилипшие к столу лепестки. На заднем плане видны деревья сада. Ветви деревьев прогнулись от влаги, которая скопилась на листьях. За деревьями можно увидеть часть дома или хозяйственной постройки. Благодаря тому, что А. М. Герасимов создал картину очень быстро, на одном дыхании, будучи поражённым и вдохновлённым неожиданным преображением природы, в картине он смог запечатлеть не просто внешний вид окружения после дождя, но и свои ощущения и эмоции от увиденной красоты.

Источник статьи: https://art-assorty.ru/22953-gerasimov-posle-dozhdya-opisanie.html

Вариант №2

Удивительная картина «После дождя» Александра Герасимова получила еще одно название — «Мокрая терраса». Неслучайно это полотно, написанное в 1935 году, заняло достойное место в фондах Третьяковской галереи. Можно утверждать, что равной ей по мастерству в передаче ощущения момента, пожалуй, нет.

Глядя на картину, сразу мысленно переносишься в летнюю пору, в загородный дом с террасой и садом. Художник сам рассказал однажды об истории создания этой картины. В теплый и солнечный день Герасимов работал на террасе над групповым портретом своей семьи. Вдруг внезапно набежали тучи, поднялся ветер и начался сильный дождь. Все домашние художника убежали в дом. Дождь, как это часто бывает летом, быстро окончился, небо стало ясным и яркие лучи солнца осветили все вокруг.

Художник вышел на террасу и увидел эту необыкновенную картину, которая его очаровала. Он тут же взял готовый подрамник с холстом и начал писать с натуры. Через три часа художник завершил картина. Говорят, Александр Герасимов очень любил эту свою работу.

На картине мастерски запечатлен момент, когда сильный дождь только что прекратился. Смотришь на мокрые перила террасы, сиденье скамьи, деревянные доски пола и удивляешься, как можно было так реалистично, несколькими светлыми мазками, передать фантастический эффект мокрой поверхности. Кажется, стоит прикоснуться рукой, и ощутишь влажную прохладу дождевой воды.

Мокрая терраса написана в великолепной цветовой гамме. Светлые доски пола контрастируют с темным лаковым столиком на изящных ножках, поверхность стола тоже влажная от дождя. В центре стола кувшин из прозрачного стекла с чудесным букетом в пастельных тонах. Нежные розовые лепестки от напора дождевой воды опали на блестящую поверхность, сильный дождь опрокинул стоявший рядом стакан.

Вокруг террасы виден сад с густой зеленью. Художник потрясающе передал, как блестят на солнце капли дождя, застывшие на листьях куста сирени и деревьях. Справа на полотне виден угол дома, а дальше, за густой зеленью, хозяйственные постройки. Если террасу лучи солнца только начинают освещать, то дальний план картины получился светлым под сияющим солнышком, которое вскоре просушит все вокруг – листья деревьев, землю, постройки.

Уникальность этой картины в том, что Александру Герасимову удалось в своем пейзаже передать необычное настроение человека, который вышел после дождя и увидел эту игру солнечных лучей на мокрой поверхности. Ощутил свежий запах мокрой зелени и омытых дождем деревянных досок. Получить такой потрясающий эффект мало кому в живописи удавалось. «После дождя» — очень жизнеутверждающее полотно.

Картина дарит радость ощущения прекрасного в самом обыкновенном событии – внезапном летнем дожде, который сначала постучал по крыше крупными каплями, а затем пролился на землю потоками воды, наполнив все вокруг ароматами садовых цветов и зелени. Кажется, пройдет еще несколько минут, все вокруг просохнет от воды и жизнь привычно пойдет своим чередом. Художник остановил прекрасное мгновение летнего дня и подарил его нам.

Вариант 1

(309 слов) А.М. Герасимов — знаменитый советский художник, картины которого до сих пор выставляются в ведущих мировых галереях. Сам он считал своей самой лучшей работой полотно, написанное в 1935 году и получившее целых два названия: «Мокрая терраса» и «После дождя». Эту картину он написал во время июньского отпуска, который он провел в родном городе — Козлове (сегодня это Мичуринск в Тамбовской области). Процесс создания полотна занял всего 3 часа, так как художник спешил успеть запечатлеть красивейший вид, который буквально таял на глазах. Результат превзошел все его ожидания.

На полотне изображена деревянная терраса после сильного ливня. Уникальность этого вида состоит в том, что все поверхности усеяны бликами, отражающими свет. За счет этого картина кажется глянцевой и очень реалистичной. На переднем плане изображен красивый темно-коричневый стол с изогнутыми ножками. На нем стоит стеклянная ваза с пышным букетом розовых пионов. Их цветовая гамма поражает детальностью и сочностью красок: в букете есть белые, розовые, малиновые оттенки. Значит, на дворе июнь, раз цветут пионы. Вся поверхность стола напоминает зеркало, в котором отражаются деревья и небо. Тот же мастерски переданный эффект мы наблюдаем на полу и на лавке. Они из дерева, но кажется, будто перед нами водная гладь. Дощатый пол перетекает в деревянные перила с вертикальными дощечками. Сверху художник захватил часть навеса крыши. На заднем плане картины изображена густая листва деревьев. Каждый листок переливается по-своему, на полотне нет одинаковых листьев. Как и в природе, свет преломляется по-разному, отсюда такое разнообразие цветов. За обильными кронами скрывается теплица. Справа расположено еще одно строение, полностью утопающее в зелени сада. Красота изображения кроется в том, как живописец выхватил и запечатлел дождевые капли, создающие сияние.

Мне очень понравилась картина А.М. Герасимова «После дождя», потому что она написана мастерски. Цвета сочные и многогранные, реалистичность и детальность поражают воображение, ракурс выбран со вкусом. Полотно погружает в летнюю атмосферу и заставляет учащенно дышать. Кажется, что вот-вот запахнет дождем и обновлением природы.

План сочинения-описания по картине А.М. Герасимова «После дождя»:

  1. Вступление: история создания полотна;
  2. Основная часть: описание картины Герасимова;
  3. Заключение: мое мнение о произведении.

Память

При жизни постановщик замечал, что сутками живет учениками, курсовыми, показами, учебными фильмами, никогда не теряет к этому интерес и не устает. Его вклад в передачу бесценных профессиональных навыков новому поколению оценили. В 1986 году ВГИК получил имя С. А. Герасимова, мастера, создавшего целую педагогическую школу в стенах учебного заведения.

В Челябинске именем Сергея Аполлинариевича назвали улицу, в родном селе режиссера Кундравы — музей, в городе Кусе — кинотеатр.

Могила Сергея Герасимова

Алексей Чистяков в 2006 году снял документальный фильм «Острова. Сергей Герасимов», посвященный выдающемуся артисту и педагогу.

Летом 2021 года 115-летие режиссера в Центральном доме кинематографистов отметили показом студенческих фильмов мастерской С. А. Герасимова и Т. Ф. Макаровой во ВГИКе, ведущим мероприятия стал кинорежиссер Олег Шухер.