Касты и варны, а также общественная иерархия на их почве в древней индии

Оглавление

Негативное влияние кастовой системы

  1. Кастовая система является сдерживающим фактором экономического и интеллектуального развития и большим препятствием на пути социальных реформ, потому что она сохраняет экономические и интеллектуальные возможности только для определенной части населения.
  2. Касты подрывают эффективность труда и препятствуют мобильности труда, капитала и производительных мощностей.
  3. Касты увековечивает эксплуатацию экономически более слабых низших каст, особенно неприкасаемых.
  4. Кастовая система является причиной тяжелого положения женщин, поддерживая такие традиции, как ранние браки, запрет на повторный брак вдовы, одиночество женщин и т. д.
  5. Кастовая система противостоит реальной демократии, предоставляя политическую монополию кшатриям в прошлом. Есть политические партии, которые представляют исключительно людей определённой касты.
  6. Кастовая система встала на пути становления национального самосознания индийцев и оказалась скорее дезинтегрирующим, чем объединяющим фактором. Кастовые конфликты широко распространены в политике, на рабочих предприятиях, в образовании, межкастовых браках и т. д.
  7. Касты способствуют религиозной “эмиграции”: люди низших каст переходят в ислам и христианство из-за тирании высших каст.
  8. Кастовая система, заставляя человека действовать строго в соответствии с кастовыми нормами, стоит на пути модернизации, противостоя изменениям.

Достопримечательности

Приморский парк

Приморский парк или Морской сад — огромная зелёная зона, которая, тянется вдоль варненской набережной и врезается в город. Является символом Варны и национальным памятником ландшафтной архитектуры. Это любимое место для прогулок среди жителей и гостей города. Также здесь расположен зоопарк и дельфинарий.

Археологический музей

Археологический музей — один из самых известных и интересных музеев Болгарии, который включает множество удивительных древних артефактов. Подлинными жемчужинами его коллекции являются золото и другие драгоценности, найденные во фракийских гробницах, датируемых 5 тысячелетием до нашей эры.

Аладжа

Аладжа — православный пещерный монастырский комплекс, основанный в 12 веке. Расположен за северо-восточными окраинами Варны.

Успенский собор

Успенский собор — крупнейший храм Варны и главный сакральный памятник города. Эта величественная церковь с сияющими медными куполами была построена вскоре после освобождения Болгарии от власти Османской империи в конце 19 века. Храм славится красивыми иконами, которые были подарены российским императором Николаем II.

Часовая башня

Часовая башня была построена в 1888 году. Имеет высоту 24 метра и великолепный часовый механизм неизвестного производителя.

Церковь Святого Николая

Церковь Святого Николая Чудотворца была построена на пожертвования гражданина Российской империи, который являлся уроженцем Варны. Строительство храма началось в 1859 году и продолжалось 11 лет.

Римские термы

Римские термы — античный банный комплекс римского Одессоса, расположенный к юго-востоку от центра современной Варны. Термы были построены во 2 веке н.э. и являются крупнейшими из подобных сооружений, расположенных за пределами Рима.

Каменный лес

Каменный лес — странное природное явление в единственной пустыне Болгарии. Представляет собой поле из каменных колонн высотой около семи метров. Колонны внутри полые и сформированы в процессе окисления метана.

Чудные скалы

Чудные скалы — интересные скальные формы известнякового происхождения. Это массив примерно из десятка красивейших остроконечных скал, расположенный на берегу озера Цонево. Чудные скалы чем-то напоминают башни крепости.

Евксиноград

Евксиноград — дворцово-парковый комплекс в французском стиле, который являлся летней резиденцией болгарской королевской семьи. В прошлом здесь располагался монастырь. Сегодня дворец является летней резиденцией президента Болгарии.

Монастырь Святых Константина и Елены

Монастырь Святых Константина и Елены расположен в самом сердце одноимённого приморского курорта. Есть сведения, что монашеское братство здесь было основано в 16 веке. Монастырь был разрушен во время русско-турецкой войны 1828 — 1829 гг. и после восстановлен.

Церковь Святого Афанасия

Церковь Святого Афанасия, расположенная недалеко от римских терм, была построена в 1838 году на руинах небольшой церкви, разрушенной пожаром в 1836 году.

Церковь Непорочного Зачатия

Церковь Непорочного Зачатия — католическая церковь в неоготическом стиле, построенная в 1890 году по проекту итальянского архитектора Валентино.

Азази

Где вкусно поесть

Общий слоган, с которым можно ассоциировать большинство ресторанов и кафе Варны — «вкусно и недорого». Абсолютное большинство посетителей ставит заведениям высшие оценки.

Пусть отзывы о заведениях, приведённых ниже, будут считаться не рекламой, а просто хорошим тоном благодарных посетителей:

  • Candles, адрес Ulitca Neofit Rilski 11 — небольшой ресторан с европейской кухней имеет в своём «портфолио» только восторженные отзывы клиентов;

  • Vegan Atelier Food for Love, адрес Shipka Str 25 — вегетарианский ресторан, посетители которого оценивают его на «отлично»;
  • Cherry by Mary, адрес Ulica Ruzha 13 — кафе, где делают замечательные французские десерты;
  • Sweet Parmy, адрес Knyaz Boris Blvd 62 — кафе в стиле фастфуд, которое пользуется большой популярностью у европейских туристов;

  • Graffiti Caffe, адрес Knyaz Boris Blvd 65 — современный ресторан с необычным интерьером;

  • Café OLÉ Морско Пристанище, адрес Преслав 2 — посетители в восторге от кофе, обслуживания и атмосферы.

Это лишь несколько примеров варненских ресторанов и кафе, где можно поесть и приятно провести время. Каждый турист всё же исследователь, который самостоятельно познаёт окружающий его мир, так что список можно дополнять.

Особенности варны неприкасаемые

Кроме четырех общеизвестных каст, существует также сословие неприкасаемых, которые, по легенде, произошли из грязи под ногами Бога. Одно только прикосновение к одежде этих людей запачкает члена любой другой касты, и нужно будет проходить обряды очищения и жертвоприношения.

В жизни несчастных, принадлежавших к этой страте, огромное количество запретов. Они не могут входить в дома людей иных каст, брать воду из их колодцев, пользоваться любыми вещами и входить в священные храмы.

Они должны были селиться только в определенных разрешенных законом местах и занимались самой грязной и черной работой: кожевники, прачки, гончары, уборщики мусора и т.д.

Варны возникли почти пят тысяч лет назад, но и в ХХI веке они полностью не утратили своего значения в жизни Индии. Конечно,  их роль больше в сельской местности, где проживают аграрии, и значение имеет традиционный уклад жизни, но и в городах встречаются факты дискриминации по кастовому признаку.

Как определить свою варну с помощью ведической нумерологии

Цифры, соответствующие варнам:

Брахман — 3, 6

Кшатрий — 1, 9

Вайшья — 2, 5

Шудра — 4, 7, 8

Эти цифры в ведической нумерологии определяются сложением чисел в дате рождения до простой цифры.

Пример:

Возьмем дату рождения: 30.04.1979 год.

3 + 0 = 3 — это первая нужная нам цифра, которая называется число характера или души. Эта цифра характеризует 40% варны, присущей человеку. В данном случае, человек на 40% брахман.

0 + 4 = 4 — это вторая нужная нам цифра и она дает 10% варны, присущей человеку. Получается человек на 10% шудра.

1 + 9 + 7 + 9 = 8 — это третья нужная нам цифра, она показывает 10% варны, присущей человеку. Человек на 10% шудра.

Теперь мы складываем три полученные цифры до одной:

3 + 4 + 8 = 15 = 1 + 5 = 6 — это четвертая нужная нам цифра, которая показывает 40% варны, присущей человеку. Человек еще на 40% брахман.

В итоге мы получаем следующее:

Данная личность (а это моя дата рождения) на 80% брахман, и на 20% шудра.

Ещё одно важное число в ведической нумерологии и оно вычисляется путем сложения чисел дня и месяца рождения, так же до одной цифры. Полученная цифра называется экспрессией и она показывает наиболее яркие качества в человеке, которые проявляются при близком общении

3 + 4 = 7 — в данном примере число экспрессии 7. Это говорит о том, что при общении человек будет проявлять себя качествами шудры.

Есть одно важное правило при расчетах в ведической нумерологии: если рождение человека произошло в период с 0:00 до 1:30 ночи, то берется предыдущее число дня рождения

Как отличить людей разных варн

Брахманы

Это высшая варна, сословие жрецов, священнослужителей. С развитием духовности, распространением религии их роль только возрастала.

Правила в обществе предписывали чтить брахманов, одаривать их щедрыми подарками. Правители выбирали себе в ближайшие советники и судьи именно их, назначая высокие чины. В нынешнее время брахманами являются служители в храмах, учителя, духовные наставники.

Брахманам запрещается:

  • заниматься земледелием и домашним хозяйством (но женщины-брахманы могут делать работу по дому);
  • брать в жены представительниц других сословий;
  • трапезничать тем, что приготовил человек из другой группы;
  • есть продукты животного происхождения.

Кшатрии

В переводе эта варна значит «люди власти, благородства». Они занимаются военным делом, управляют государством, охраняют брахманов, стоящих выше в иерархии, и подданных: детей, женщин, стариков, коров – страну в целом.

Сегодня сословие кшатриев состоит из воинов, солдат, охраны, полиции, а также руководящих должностей. К современным кшатриям можно также отнести касту джатов, куда входят знаменитые сикхи – эти длиннобородые мужчины с тюрбаном на голове встречаются не только в родном штате Пенджаб, но и по всей Индии.

Вайшьи

Вайшьи – группа землевладельцев, скотоводов, торговцев. Они промышляли также ремеслом и всем, что связано с прибылью – за это вайшьи заработали уважение всего общества.

Сейчас они занимаются также аналитикой, бизнесом, банковской и финансовой стороной жизни, торговлей. Это также основной пласт населения, который трудится в офисах.

Вайшьи никогда не любили тяжелый физический труд и грязную работу – для этого у них есть шудры. К тому же они очень привередливо относятся к вопросам кулинарии и приготовления блюд.

Шудры

Другими словами, это люди, которые выполняли самую низкопробную работу и зачастую находились за чертой бедности. Они прислуживают другим сословиям, работают в земле, иногда выполняя функцию почти что рабов.

Шудры не имели права накапливать имущество, поэтому у них не было собственного жилья и наделов. Они не могли молиться и уж тем более становиться «дваждырожденными», то есть «двиджа», как брахманы, кшатрии и вайшьи. Зато шудры могут взять в жены даже девушку в разводе.

Неприкасаемые

Отдельная каста, которую нельзя причислить ни к одной из четырех варн – неприкасаемые. Они долгое время испытывали на себе всякого рода гонения и даже ненависть со стороны других индийцев. А все потому, что в представлении индуизма неприкасаемые в прошлой жизни вели неправедный, грешный образ жизни, за что и были наказаны.

Они находятся где-то за гранью этого мира и даже не считаются людьми в полном смысле слова. В основном это нищие, которые живут на улицах, в трущобах и обособленных гетто, роются на помойках. В лучшем случае они занимаются самым грязным трудом: убирают туалеты, нечистоты, трупы животных, работают могильщиками, кожевниками, сжигают умерших зверей.

При этом число неприкасаемых достигает 15-17 процентов всего населения страны, то есть приблизительно каждый шестой индиец – неприкасаемый.

Касте «вне общества» запрещалось появляться в общественных местах: в школах, больницах, в транспорте, храмах, магазинах. Им нельзя было не просто подходить к другим, но и наступать на их тени. А брахманов оскорбляло одно только присутствие неприкасаемого в поле зрения.

К счастью, в современной Индии все меняется – на законодательном уровне запрещена дискриминация неприкасаемых, сейчас они могут появляться везде, получать образование и медицинское обслуживание.

Хуже, чем родиться неприкасаемым, может быть только родиться парией – еще одной подгруппой людей, которые насовсем вычеркнуты из общественной жизни. Ими становятся дети париев и межкастовых супругов, но были времена, когда одно только прикосновение к парию делало человека таким же.

Характер человека

Несмотря на разницу в природе разума, в направленности интеллекта и разных качествах, существуют общечеловеческие принципы, которым должен придерживаться каждый человека. Это честность, милосердие, аскетизм и чистота. Это забота о других живых существах:

На сайте есть статья посвященная определению варны – ссылка.

Мы должны учитывать свою природу и характер в определении деятельности, которую мы выбираем. Знание своей природы помогает понять причину нашей неудовлетворённости и позволяет найти путь наименьшего сопротивления. Это знание помогает нам найти то место, где наше «хочу«, «могу» и «должен» пересекается. Это принесет пользу не только нам, но и всем кто столкнется с нашим трудом. Удачи.

Средний класс кшатрии

К среднему сословию кшатрии относятся: правители, воины, административные работники, военные начальники. В древние времена их считали потомками ариев, аристократов по праву рождения и великих воинов, которые добились своего статуса подвигами: полны милосердия и терпеливости, духовной силы и чувства героизма.

В их руках сосредотачивалась политическая власть, зачастую они имели огромные поместья и владели большими земельными территориями. Так, они получали двойной доход: от угодий и государственное жалование за военные подвиги (при их наличии). Кшатриям разрешалось даже убивать во имя восстановления справедливости и сохранения чести людей, которые не могли это сделать за себя. Красный цвет — относится лишь к кшатриям.

Музей-парк им. Владислава Варненчика


Музей-парк им. Владислава Варненчика. | Фото: wikimedia.

Этот музей на открытом воздухе знаменует собой один из поворотных моментов в европейской истории позднего средневековья. В далеком 1444 году под Варной произошло сражение между венгерско-польской армией и войсками османского султана Мурада 2-го. Христианская армия была разбита, и это привело к нескольким столетиям турецкого господства в регионе, длившегося почти до конца 19 века.

Вергенско-польскими войсками руководил король и народный герой Владислав Варненчик. На месте его гибели и был создан этот парк с мемориальным комплексом, мавзолеем и саркофагом героя. В музее представлена выставка оружия и брони 15-го века, найденных археологами на поле сражения, и другие уникальные материалы, относящиеся к этой эпохе.

Уделите достаточно времени на посещение этого парка, потому что рядом с ним находятся фракийские курганы, те самые, в гробницах которых было обнаружено знаменитое фракийское золото.

Адрес: Battle of Varna Park Museum, бул. „Ян Хунияди“ 1, 9027 Музей В. Варненчик, Варна, Болгария.

Сколько каст в Индии

Существующие обширные касты делятся на множество мелких локальных подкаст, точное количество которых подсчитать не представляется возможным. По переписи населения 1931 г. (до принятия независимости) каст было около 3000. В 1990-е годы было зарегистрировано более 4,5 тыс. каст (джати).

Несмотря на официальный запрет кастовой системы наблюдается неукоснительный рост каст. Многие немногочисленные группы стремятся объединиться в касту для получения льгот от государства. Борьба со строем, равные права и возможности для всех граждан часто являются лозунгами в политической борьбе различных политических группировок.

Некоторые касты имеют удивительно узкую специализацию. Например, на улице можно встретить бхатра – брахманов, которые получают средства на жизнь исключительно подаянием. Джинвар носят воду в кувшинах, бханги – уличные мусорщики.

По традиции, когда ребенок в семье достигает возраста 1 года, родня раскладывает перед ним 4 вещи. Обычно это книга, оружие (нож), деньги и орудие труда. Малыш должен выбрать один предмет. Если тянется к книге, значит, будет брахманом, к деньгам – торговцем (вайшьей). Выбор оружия говорит о стезе кшатрия. Если ребенок выбирает орудие труда, то сможет стать ремесленником.

В крупных городах влияние исторического расслоения менее заметно. Жители имеют больше возможностей получить образование и работу по своему желанию. Некоторые из индийских мультимиллионеров сами являются выходцами из среды неприкасаемых. Много далитов среди популярных певцов и звезд Болливуда.

Самое интересное про касты в Индии

История возникновения

Теория происхождения варнового деления населения Индии основана на Законах Ману. Индийцы верят, что все люди происходят от Ману, именно ему помог Вишну спастись от потопа, при этом все население на Земле погибло. Индусы считают, что это случилось приблизительно 30 000 лет тому назад, но историки указывают другую дату — 2 век до н. э.

В Законах Ману с поразительной расчетливостью и точностью до каждой мелочи описаны правила жизни: начиная от того, как запеленать ребенка, заканчивая, как обрабатывать пшеничные поля. Тут же указано о разделении общества и об образовании четырех сословий.

В ведических старых писаниях, в частности «Ригвед», также описано, что все индийское население было разделено еще в XVI—XVII вв. еке до н. э. на 4 группы, появившихся из тела бога Брахмы:

  • кшатрии — из рук;
  • брахманы — из губ;
  • шудры — из ступней;
  • вайшья — из бедер.

Это деление могло сложиться по нескольким причинам. Основной из них считают то, что пришедшие на территорию Индии арии относили себя к наивысшей расе и хотели жить в среде людей, которые им подобны, абстрагировавшись от нищих, выполнявших «грязную», как они считали, работу.

Даже вступали в брак арии только с девушками браминского рода. Лишних и неугодных людей они разделили иерархично по сословию, виду деятельности, цвету кожи — так возникло определение «варна».

Жесткая социальная структура еще сильнее закрепилась в Индии. Этому не смогли помешать никакие исторические события: ни мусульманские набеги, когда начала строиться Монгольская империя, ни экспансия Англии.

Разница между варнами

В Древней Индии существовало четыре варны, на которые было поделено все общество.

Брахманы (жрецы) – самая высшая варна. Их превосходство объяснялось высоким происхождением – согласно древним поверьям, все представители этой варны были созданы богом Брахманом из его уст. Их главная миссия заключалась в познании религиозных истин, тщательном изучении священных писаний и молитве перед Богом от имени всех остальных людей. Варне брахманов принадлежал белый цвет, который подчеркивал их непорочность и духовную чистоту.

Рис. 2. Брахманы в Древней Индии.

  • Кшатрии – следующая по значимости варна, чьи представители были правителями и воинами. Считалось, что они были созданы из рук Бога, а потому держали с собственных руках власть. С раннего детства они обучались искусству владения оружием, верховой езде и управлению колесницей. Именно поэтому цвет для кштариев был выбран самый яркий и энергичный – красный.
  • Вайшьи – не менее уважаемая варна в Древней Индии. Вайшьи были созданы из бедер Бога, и они выполняли функции земледельцев и ремесленников. Они пользовались большим почетом в обществе, поскольку своим трудом фактически обеспечивали всем необходимым остальные варны. Цвет этой варны – желтый, который издавна символизирует землю.
  • Шудры – наименее почитаемая варна, которой принадлежали слуги. Главным их предназначением было прислуживание трем остальным варнам. По древнему поверью, шудры были созданы из ступней Бога, запачканных в грязи, а потому их цветом всегда считался черный.

Рис. 3. Шудры.

Помимо четырех варн в Древней Индии существовала особая категория людей, которые не относились ни к одной варне. Это так называемые «неприкасаемые» – чандалы. Их презирали, старались к ним не прикасаться и даже не слышать их голос. Любые контакты с неприкасаемыми считались осквернением. Их уделом была самая черная работа: выделка кожи, уборка нечистот.

ТОП-2 статьикоторые читают вместе с этой

Род деятельности брахманов

Изначально основной обязанностью брахманов была жреческая деятельность. Руководствуясь древними традициями, они проводили священные обряды, совершали жертвоприношения, удовлетворяя религиозные потребности остальных групп населения.

Внутри своей группы они также имели определенную градацию, в зависимости от происхождения: ачария (знатоки текстов), арчакаров и паттавов (жертвователи с меньшими правами), шастри (исполняющие гимны) и др.

Брахманы считались представителями богов и окружались соответствующим почетом и уважением. Убийство представителя жреческой варны было большим преступлением и приравнивалось к самому страшному греху.

С развитием индийского общества сфера деятельности брахманов расширялась. Они начали занимать высокие должности в структуре власти, становились духовными наставниками, преподавателями, писарями и даже судьями. Их влияние охватывало не только религиозную сферу, но и социально-политическую структуру Индии.

К традиционным функциям брахманов относится:

  • осуществление просветительской деятельности;
  • поддержание и сохранение древнего священного знания и обрядности:
  • совершение религиозных церемоний и ритуалов;
  • нравственное развитие молодого поколения;
  • передача полученных знаний от учителя к ученику.
  • изучение Вед;
  • обучение правильным молитвам и поклонению богам;
  • духовная и материальная помощь нуждающимся.

Вне зависимости от выбора профессии, помимо выполнения должностных обязанностей, брахманы сохраняли и свои первоочередные функции.

Представители жреческой варны, как правило, вели простой и аскетичный образ жизни. Им не разрешалось зарабатывать наемным трудом, поэтому единственным доходом были добровольные пожертвования и приношения от прихожан храмов.

В основном брахманы питались тем, что вырастили сами либо собрали в саду. В их рацион входили фрукты, овощи, бобы, зерно и молочные продукты. При этом в писаниях упоминалось о том, что цари должны заботиться о брахманах, чтобы умилостивить бога, поэтому чаще всего представители жреческого сословия не испытывали никакой нужды. 

Завидные права и привилегии брахманов

Авторитетность брахманов была безграничной и беспрекословной. Например в Ведическом обществе за некоторые виды тяжких преступлений могли назначить смертную казнь. Но брахманам смертную казнь не назначали никогда, даже если они совершали такие поступки.

Их изгоняли из общества и страны и для них это было самое тяжелое наказание. Законы совсем по— другому действовали на них, в отличии от суровых наказаний, предназначенных для других варн. Члены этой варны имели множество привилегий, указанных в законодательных актах.

Брахманы имели непосредственное влияние на правителя, так как они обладали глубокой мудростью и непредвзятостью. При царе собирался отдельный брахманский суд, который давал советы царю, и царь следовал им беспрекословно.

Один из ярких примеров это брахман Чанакья пандит. Он был советником у царя и при этом не получал никакого жалованья. Аргументируя это тем, что если он будет получать деньги от царя то впадет в зависимость от него и не сможет давать справедливые советы.

Только факты

Наши предки тоже имели деление по кастам. Эта традиция была принесена в Индию именно от славян (русичей), но уже здесь, в чужой культуре, заимствованные принципы были изменены и дополнены под мировоззрение местного населения.

На сегодняшний день в Индии все еще существует деление общества на варны (касты). В современной системе принадлежность к группе передается по наследству. Например, рожденный в семье брахманов будет причислен к брахманам, а тот, у кого родители являются шудрами, станет тоже шудрой.

Сегодня индийцам практически невозможно поменять варновую принадлежность. Даже самые талантливые и богатые шудры все равно останутся ими, какими бы они успешными ни были. То есть в современном индийском обществе практически учитывается не духовный уровень развития, проявляемый человеком, а то, в какой семье родился ребенок. Именно это повлияет на его варновую принадлежность в течение дальнейшей жизни.

Современный принцип деления на касты вряд ли можно назвать правильным, так как в нем нет глубинного понимания причин и самой сути разделения общества. И если бы человек мог определять, к какой варне он относится, то лишь констатировал бы факт, на каком уровне эволюционного и духовного развития находится.

Особенности взаимоотношения с другими кастами

В индийской сословной структуре различие между представителями социальных групп было регламентировано строгим сводом правил. Брахман считался высшим из людей, и он мог требовать все, что захочет. Только представители жреческого сословия имели доступ к изучению вед и религиозной обрядности.

К ним не применялась смертная казнь — за серьезное преступление брахмана максимум могли изгнать из государства. При этом люди низших варн не могли свидетельствовать против представителей высшей группы, так как их показания считались ненадежными.

У каждого сословия был сформирован свой закон образа жизни, которому они подчинялись беспрекословно. Брахманам запрещалось контактировать с другими сословиями вне своей просветительской и религиозной деятельности. Все свое время они посвящали интеллектуальному труду.

Низшие касты в Индии

Варна шудр стоит внизу социальной лестницы. Однако внутри нее есть разделение на «чистых» и низших, которые весьма далеки друг от друга в социальном плане. Неприкасаемые не относятся ни к какой варне, однако имеют четкую кастовую систему.

Чистые шудры

Большая часть крестьянского населения Индии, как в древности, так и сегодня, состоит из «чистых» шудр. Они не имеют непосредственных контактов с другими людьми. Их многочисленность дает им право голоса в решении вопросов самоуправления в некоторых регионах. Кшатрии-помещики имеют номинальное превосходство, в основном, в ритуальном плане.

Правила приема пищи у крестьян менее строгие, чем у «дважды рожденных». Браки разрешаются исключительно внутри касты (эндогамия). Однако разрешается повторный брак для разведенных и овдовевших женщин общины.

Низшие шудры

Касты, чье занятие носит узкоспециализированный характер, считаются наименее почитаемыми. Многочисленные касты столяров, музыкантов, мясников, мусорщиков (чандар), кожевников (дхор, чамар), каменщиков (одде, ваддар), цирюльников (хаджджам) стоят внизу списка профессий.

Многие низшие касты ведут натуральный обмен с более высшими, которых обслуживают. Например, кузнец (камар) изготавливает орудия для всех членов общины (представителей всех каст), за что получает несколько раз в год мешок зерна.

Ремесло, например, маслодел, винокур, ткач, передается исключительно по наследству.

Неприкасаемые

Старинные профессии, связанные с нечистотами и отходами жизнедеятельности, ставят человека вне варновой системы. Прачки (дхоби), сжигатели трупов, дубильщики кожи, забойщики животных оскверняют себя прикосновением к «нечистому». Такую работу необходимо выполнять, поскольку она имеет ценность для общины, и в городе, и в деревне.

Далиты («угнетенные») не могут заходить в дома «чистых» каст и пить воду из их колодцев. Им запрещено заходить в храмы.

По разным оценкам, далитов в Индии от 16 до 20% населения, не менее 170 млн чел. Уровень грамотных среди них не превышает трети.

Особняком среди неприкасаемых стоит каста хиджра. Она известна и за пределами Индии. Сюда входят трансгендеры, гомосексуалисты всех мастей. Они совершают шествия по улицам, поклоняясь Матери-богине, занимаются проституцией и вымогательством. В 2011 г. хиджра официально получила статус «третьего пола».