Что такое варна? как определить и понять свою варну?

Оглавление

Переход из одной варны (касты) в другую

В период веданты сохраняются упоминания на то, что варна человека определяется в первую очередь в соответствии с его качествами, а не происхождением. Так, Чхандогья упанишада повествует историю Сатьякамы — одного из великих индийских учителей ведантистского периода, который был рожден вне касты. Мать Сатьякамбы была служанкой по вызову и даже не знала от кого она зачала своего сына. Однако, когда мальчик Сатьякамба вырос он почувствовал стремление учиться истине и стал искать учителя, который принял бы его. Он пришел к учителю Харидрумате Гаутаме, который был естественно, брамином и попросил взять его в ученики-брахмачарины. Когда учитель спросил какой мальчик готры (рода), тот честно признался, что его мать служанка, а своего отца он не знает, поэтому у него нет готры. На что старик-брамин ответил: «Я вижу, что по духу ты брамин, никто кторое брамина не может быть таким правдивым, любой другой скрыл бы нелицеприятные подробности своего происхождения» и принял Сатькаму в ученики.

Махабхарата как указано выше дифференцирует принадлежность к определенной варне качествами человека, связывая дхарму варны как социальный закон и дхарму человека, то есть врожденный нравственный закон и долг человека перед обществом. В тоже время Шри Кришна в Бхагавад Гите делает акцент на собственной дхарме человека, как определяющей его место в мире и род деятельности:

Отсюда мы видим, что приоритет все еще отдается собственной природе и личной дхарме, а не наследованию фамильной варны, то есть во времена Бхагавад Гиты система варн еще не стала жесткой.

О переходе из одной варны в другую читайте в статье Варны Древней Индии, в жизни и литературе

Виды варн в Древней Индии

Ещё в начале первого тысячелетия до нашей эры в индоарийских селениях появились родовая и племенная верхушки, в руках которых оказались сосредоточенны все материальные ресурсы и власть. Их обедневшим сородичам, а также чужакам, которые не связаны отношениями родства с общинниками, ничего не оставалось, как посвятить свою жизнь обслуживающему труду и выполнению производственных обязанностей.

К середине первого тысячелетия до нашей эры – периода создания государственных образований в Северной Индии – все более ярко выраженное имущественное и общественное разделение привело к появлению четырёх сословий, либо варны: 

  • брахманов, 
  • кшатриев, 
  • вайшиев 
  • шудр. 

Брахманы были членами жреческих родов; кшатрии – военной знати; вайшии — полноправными общинниками: крестьяне, ремесленники, торговцы; шудры — лишёнными земли бедняками, неполноправными членами общин, чужаками, занятыми обслуживающим трудом (рисунок 1).

Рис. 1 – Варны Индии

С каждой варной находилась в соответствии своя дхарма — закон образа жизни, нарушить либо видоизменить который было нельзя без изменения законов мироздания.

Дхарма наследственных жрецов-брахманов заключалась в том, чтобы исполнять жреческие обязанности, осуществлять жертвоприношения, обучать Ведам. 

Замечание 1

Жертвоприношение, по мнению индийцев, являлось движущей силой мироздания, так как жертва, размещенная на алтаре, становилась дымом; дым, поднявшийся к небесам, превращался в дождь; дождь, упавший на землю, создавал хлеб; зерно, брошенное в огонь алтаря жрецом, снова активизировало механизмы движения во Вселенной. 

Следовательно, брахманы располагались в самом сердце мироздания. Слова священных гимнов, магических формул, жертвенных ритуалов, которые были известны лишь им, как считали индийцы, гарантируют космическое движение, обеспечивают продолжение жизнедеятельности на земле и во Вселенной, регулируют божественные связи с миром людей. Ритуально-магические действия брахманов способны покорить себе волю богов, заставить их действовать на благо людям.

Вторыми после брахманов, образуя замкнутую наследственную группу, являлись кшатрии, дхарма которых включала в себя военное дело и управление. Родоплеменные вожди и приближенная к ним знать мотивировались славой и считали своей окончательной целью «завоевание Вселенной», что для них было гарантией райского блаженства.

Дхарма вайшиев — хозяев общинных земель, ремесленных мастерских, торговых лавок и участников общинного самоуправления — состояла в организации и реализации производственных и предпринимательских форм деятельности.

Замечание 2

Представители трёх первых варн обладали правом участвовать в ведийском культе и читать ведийские тексты. У них было это право, так как их считали «дважды рождёнными». Суть была в том, что они ещё в детстве проходили через обряд посвящения в свою варну, равносильный второму рождению. На их плечах лежал особый «священный» шнур, который был повязан учителем-гуру, свидетельствовавший об участии в обряде инициации.

Таинство «второго рождения» не было доступно шудрам-слугам, так как их дхарма заключалась в «услужении дважды рождённым с покорностью».

Варны были замкнутыми общественными группами. Статус варны передавался по наследству, переход из одной варны в другую категорически запрещался, варны были эндогамными образованиями, так как, по индийским законам, в брак могли вступать только представители одной и той же варны. Сословный характер варн проявлялся в том, что их представители имели передаваемые по наследству права и обязанности, закреплённые в юридических нормах государства.

При анализе варнового строя прежде всего следует обратить внимание на два существенных момента, два противопоставления: брахманов — остальному индийскому обществу; шудр — «дважды рождённым»

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церкви начнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Представитель высшей варны – брахман

Исключение в этом региональном правиле составляет ряд каст брахманов, которые представлены на обширных пространствах и всюду занимают высшее положение в кастовой системе.

В типичной сельской местности высший слой кастовой иерархии образуют члены одной или нескольких брахманских каст, составляющие от 5 до 10 % населения.

Среди этих брахманов присутствуют некоторое число землевладельцев, несколько деревенских писарей и бухгалтеров или счетоводов, небольшая группа служителей культа, выполняющих ритуальные функции в местных святилищах и храмах.

Члены каждой брахманской касты заключают браки лишь в своем кругу, хотя возможна женитьба на невесте из семьи, принадлежащей к аналогичной подкасте из соседней местности.

По какому принципу делилось общество?

Принадлежность к определенной варне передавалась по наследству. Так, например, если ребенок родился в сословии кшатриев, то он с детства будет обучаться военному искусству или унаследует трон правителя. Выходит, жизненное место человека, его положение в обществе и род деятельности предопределены с самого рождения. Более подробно об этом вы можете узнать из статьи Кастовая система в Индии. Так что если вы хотите определить свою варну, то это не имеет большого смысла.

Все варны, кроме шудров, принято было считать «рожденными дважды». По достижению мальчиками определенного возраста на них вешали священный шнурок после проведения ритуала посвящения, после чего он словно рождался во второй раз. Только тогда он становился полноправным членом своего сословия.

Эпосы

В « Махабхарате», которая , по оценкам, была завершена примерно к 4 веку н.э., система Варны обсуждается в разделе 12.181.

Epic предлагает две модели в Варне. Первая модель описывает Варну как цветовую систему через мудреца по имени Бхригу : «Брахманы Варна были белыми, Кштрии — красными, Вайшьи — желтыми, а Шудры — черными». Это описание подвергает сомнению другой выдающийся мудрец Бхарадваджа, который говорит, что цвета видны среди всех варн, что желание, гнев, страх, жадность, горе, беспокойство, голод и тяжелый труд преобладают над всеми человеческими существами, что желчь и кровь текут из всех человеческих существ. тел, так что же отличает Варн, спрашивает он? Затем « Махабхарата» заявляет, согласно Альфу Хилтебайтелю , профессору религии: «Варна не различается. Вся эта вселенная есть Брахман.

После этого Махабхарата декламирует модель поведения Варны, согласно которой те, кто был склонен к гневу, удовольствиям и смелости, достигли кшатрия Варны; те, кто был склонен разводить скот и жить за счет плуга, достигли вайшьев; Те, кто любили насилие, жадность и нечистоту, достигли шудр. Класс браминов смоделирован в эпосе как исходное состояние архетипа человека, посвященного истине, строгости и чистому поведению. Более того, далее утверждается, что все люди — дети браминов, что не имеет смысла, если не понимать таким образом

Согласно Хилтебайтелю, в « Махабхарате» и индуистских текстах до средневековой эпохи «важно признать, что Варна не является генеалогической. Четыре Варны — это не линии передачи, а категории».

Бхагавадгита описывают профессии, обязанность и качество членов различного варна.

Брахманы: учёные, священники, учителя

Брамхан переводится с санскрита как «духовное начало». Брахманическая природа разума — означает преобладание интеллектуальных и духовных наклонностей. Такие люди предпочитают заниматься деятельностью связанную со знанием, изучением, исследованием. Естественная тяга к знанию позволяет добиваться больших успехов в сфере науки, а также во всех областях где необходим энциклопедический объем информации.

Характер и природа разума таких людей не только интеллектуальная, но и нравственная. Сострадание, честность, милосердие — эти качества больше всего выделяются в людях, чьей природой будет природа брахмана. Совестливость не позволит обманывать, а потому врать такие люди не умеют. Это против их природы, присущей им от рождения. Причинять другим вред или пытаться идти по головам, также не входит в образ действия таких людей. Они лучше останутся в тени, чем причинят кому-то вред.

Они не склонны стремится к обретению богатства, власти или красоты, однако более склонны к желанию уважения к их интеллектуальным способностям. Часто это перерастает в желание стать объектом поклонения.

Занятием таких людей является область деятельности в которой особенно большая концентрация знаний. Такие люди лучше других получают знания и передают их. Не только потому что это их врожденная способность, но и потому что им, от природы, нравится этим заниматься. Бывает и так, что это перерастает в сильное желание догнать кого-нибудь и научить жизни или причинить добро. Из них получают лучшие ученные и учителя. Монахами и священниками такие люди становятся из искреннего желания служить Истине, а не из выгоды.

Характер брахманов

Характер таких людей мягкий, доброжелательный и чувствительный. Тонкая психика не позволяет заниматься деятельностью связанной с давлением и конкуренцией. Материальные богатства их не интересуют, по этому у них нет стимула заниматься обогащением. Однако в области знаний это несомненные лидеры. Их честность не позволяет им искажать истину, а принципиальность не позволяет отступить от неё. Если вступить в спор с таким человеком, высока вероятность того, что его убеждения заменят ваши. Такие примеры часто встречаются. Характер таких людей направлен на поиск истины и стремление жить в соответствии с ней.

В глобальном плане, для общества, они являются носителями идей, знаний и теми, кто передает знания другим людям. Наибольшее влияние на общество имеют именно эти люди, так как все политические, научные, общественные и философские идеи были придуманы именно такими людьми. В лучшем случае, эти люди оказывают положительное общество, не только передавая знания и оказывая моральную поддержку остальным, но и выступая личным примером. Слово «Ачарья» — значит тот, кто своим примером показывает как необходимо жить. В худшем случае, это носители революционных, экстремистских и прочих идеи, несущих разрушение и смерть.

Для этой группы людей важно не столько обладание таким психотипом, сколько соответствие ему. Если такой человек не ведет нравственную, чистую жизнь, не посвящает себя высшим идеям — он очень быстро деградирует и теряет свои способности, что превращает его в неприкасаемого: работать по призванию не может, а остальные работы ему даются с великим трудом и стрессом

Характер как труда, так и подхода жизни у такого человека — морально-интеллектуальный.

Основная идея: совершенство и стремление к Истине.

Роли брахмана:

  • учитель
  • исследователь
  • ученный
  • наставник
  • просветитель
  • священник

Интересное исследование

Наверное, все слышали о теориях древнегреческих ученых о смене цивилизаций: золотой век, серебряный век, медный и железный, и об их характеристиках.

Современные ученые в соответствии с этой классификацией выявили любопытную теорию.

Вначале миром правили только брахманы, они не являлись законными правителями, но их уважал и почитал народ, а это и есть самая лучшая форма власти. Они разрешали споры по справедливости и учили людей жить в милосердии. Это и был золотой век.

Затем к власти пришли кшатрии. Мудрое правление перестало удовлетворять народ, и появилась сильная рука, армия, законы и система наказаний. Это серебряный век.

В эпоху капитализма к власти пришли вайшья, ведь именно деньги (капитал) стал управлять миром. Деньги стали вершить закон, именно они давали возможность управлять миром. Это был бронзовый или медный век.

И наконец, в наши дни к власти пришли шудры. Это железный век, в котором правят люди с железными сердцами и без души. Это бывшие рабы, вырвавшиеся на свободу, они правят миром и теми, кому раньше безропотно служили.

Касты и варны

Касты и варны – это сословия и слои индийского общества.Так принято считать. Хотя в той или иной степени деление общества на касты и варны характерно для любого социума.

В данной статье эта тема будет раскрыта с точки зрения развития уровней сознания.Любое общество разделено по этому признаку.Это естественно.Каждый человек уникален. У каждого человека свои задачи в этой жизни и свои возможности.

Считаю, что информация по этой теме будет полезна для любого человека, имеющего активную жизненную позицию и для тех личностей, которые занимаются саморазвитием. Данная статья поможет лучше понимать людей и процессы в обществе.

Является ли кастовая система уникальной для индуизма?

Кастовые различия практикуются в других религиях, таких как непальский буддизм, христианство, ислам, иудаизм и сикхизм. Но главное отличие заключается в том, что кастовая система в индуизме упоминается в его священных писаниях, в то время как другие религии приняли касту как часть социального устройства общества или религиозных особенностей. Другими словами, кастовая система в индуизме – это религиозный институт, а в других – социальный.

  • Ислам – некоторые индусы высшей касты обратились в ислам и стали частью правящей группы Султанатов и Империи Великих Моголов, которые наряду с арабами, персами и афганцами стали известны как ашрафы. Под ними – мусульмане средней касты, называемые аджлафами.
  • Христианство. В Гоа индуистские новообращенные брамины стали христианскими бамоннами, а кшатрии и вайшья стали христианами, называемые шардос. Те вайшья, которые не могли быть допущены в касту шардо, стали гауддосами, а шудры стали судирами. Далиты, принявшие христианство, стали махарами и чамарами.
  • Буддизм. Различные формы кастовой системы практикуются в нескольких буддийских странах, в основном на Шри-Ланке, в Тибете и Японии, где мясники и некоторые другие профессии считаются нечистыми.
  • Джайнизм. Есть джайнские касты, сплошь состоящие из джайнов. В то же время были джайнские подразделения нескольких индуистских каст.
  • Сикхизм. В сикхской литературе варна упоминается  как  варан, а  джати – как  Зат. Элеонора Несбитт, специалист в области религии, утверждает, что варан описывается как система классов, а  зат имеет некоторые особенности кастовой системы в сикхской литературе. Все гуру сикхов заключили брак в рамках своего  зата.

Описание особенностей

Определить свою варну и «джати» можно по праву рождения, все группы объединяют людей с учетом рода работы, религиозных убеждений и закрыты для человека из низшей касты.

Все касты должны соблюдать требования:

  • определенное владение движимым и недвижимым имуществом;
  • одна профессия и религиозная община;
  • эндогамия — брачные союзы можно заключать лишь внутри касты;
  • четко установленный список прав;
  • невозможность совместного употребления пищи и физического контакта с людьми других каст;
  • наследственность — принадлежность к конкретной группе можно узнать по праву рождения, невозможно перейти в высшую касту;
  • цвет одежды;
  • разрешенная к употреблению пища: сырая, жареная, вареная, вегетарианская либо мясная.

Разум кшатрия

Управляющий класс по своей природе должен быть достаточно разумен, чтобы, слушая брахмана (сословие мудрецов, ученых), понять науку о Боге и человеке, а также принимать судьбоносные решения в соответствии с наставлениями мудрецов.

Вспомните, какой царь без советника? В Ведическе времена, в соответствии с варнашрама-дхармой, царь беспрекословно следовал наставлениям брахманов — Ведических мудрецов, разум которых кристально чист, что позволяло увидеть любую сложную ситуацию в истинном свете. А такое видение дает возможность принимать разумные и справедливые решения.

Кшатрий, являясь правителем, позволяет всем людям делать то, в чем они сами желают преуспеть, но при этом каждому человеку отводит свое место в структуре царства так, чтобы это приносило пользу всем. Так достигается взаимопонимание и гармония в обществе, где каждый удовлетворен своим положением.

Другим важным моментом правления в Ведические времена было то, что положение кшатрия как царя предполагало полную ответственность за тех, кто от него зависит. А зависели от него все, кто проживал на территории, которой он управлял.

Именно поэтому кшатрий становится героем, который в трудные времена страданий и боли готов умереть за свою Родину или за самого малозначительного своего подопечного.

Члены касты вайшнава

Члены касты вайшнава (поклоняющиеся богу Вишну) придерживаются вегетарианства уже с IV в., когда оно становится массовым; некоторые другие касты брахманов, поклоняющихся Шиве (брахманы шайва), в принципе не отказываются от мясных блюд, но воздерживаются от мяса животных, входящих в рацион низших каст.

Брахманы каста в Индии

Брахманы служат духовными наставниками в семьях большинства каст высшего или среднего статуса, за исключением тех, которые считаются «нечистыми».

Брахманы-священнослужители, а также члены ряда религиозных орденов часто узнаются по «кастовым знакам» – нарисованным на лбу белой, желтой или красной краской узорам.

В общении с прочей частью населения брахманы не допускают взаимности; так, они принимают деньги или подарки от членов других каст, но сами никогда не делают даров ритуального или церемониального характера.

Вслед за брахманами наиболее видное иерархическое место занимают кшатрийские касты.

Неприкасаемые

Распространено мнение, что группа неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племён, подчинившихся завоевавшим Индию ариям, но не включенных в сформированную последними социальную структуру. Неприкасаемым предписывались такие занятия, как уборка мусора, работа с кожей или с глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений «чистых» каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. В настоящее время они составляют 18—19 % населения Индии.

Неприкасаемые не входят в систему четырёх варн. Их считают способными осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов.

Неприкасаемые разделяются по традиционным видам деятельности их представителей, а также по местности их проживания. Наиболее распространенные категории неприкасаемых — это чамары (кожевники), дхоби (прачки), парии.

Те, чья профессия требует физического прикосновения к клиенту (например, парикмахеры или люди, специализирующиеся на стирке белья), обслуживают членов каст выше их собственной, но гончары или кузнецы работают на всю деревню, вне зависимости от того, к какой касте принадлежит клиент. Такие занятия, как выделка кож или забой животных, считаются явно оскверняющими, и, хотя эта работа очень важна для общины, те, кто ею занимается, считаются неприкасаемыми.

Членам каст неприкасаемых запрещается посещать дома «чистых» каст и брать воду из их колодцев. Большинство индуистских храмов до недавнего времени были закрыты для неприкасаемых, существовал даже запрет подходить к людям из более высоких каст ближе установленного числа шагов. Считается даже опасным наступать на землю по которой прошёл неприкасаемый, ибо так можно оскверниться. Характер кастовых барьеров таков, что считается, будто хариджаны продолжают осквернять членов «чистых» каст, даже если они давно оставили своё кастовое занятие и занимаются ритуально нейтральной деятельностью, например земледелием. Хотя в других социальных условиях и ситуациях, например, находясь в промышленном городе или в поезде, неприкасаемый может иметь физический контакт с членами более высоких каст и не осквернять их, в своей родной деревне неприкасаемость неотторжима от него, чем бы он ни занимался.

Борьбу за права неприкасаемых в 1930—40-е годы возглавил Бхимрао Рамджи Амбедкар. Он назвал неприкасаемых далитами (угнетенными). Махатма Ганди предложил эвфемизм «хариджаны» («божьи дети»), который получил широкое хождение. Амбедкару удалось добиться закрепления ещё в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 года системы, по которой за членами каст, занесённых в особый список («зарегистрированные касты»), закреплялись квоты вакансий на государственной службе, места в законодательных органах и в высших учебных заведениях. Практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением.

Варна-дхарма

«Варна» буквально переводится как «цвет», «качество», «признак». В Ману-смрити (I.88-91) варны описываются так:

«Наставление, изучение Вед, жертвоприношение для себя и для других, даяние и принятие даров – так определено брахманам. Защита подданных и даяние, жертвоприношение, изучение Вед, непривязанность к объектам определены кшатриям. Ухаживание за скотом, даяние, жертвоприношение, изучение Вед, торговля, ростовщичество и сельское хозяйство относятся к вайшьям. А шудрам Владыка указал одно занятие – почтительное служение этим варнам».

Таким образом, брахманы – это жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – ремесленники и земледельцы, шудры – слуги. Представителей трех высших варн называли «дваждырожденными», поскольку в детстве они проходили особое посвящение, дающее им возможность изучать Веды и принимать участие в ритуалах.

Впервые о системе варн говорится в одном из поздних гимнов Ригведы. Согласно ему, боги принесли в жертву первочеловека Пурушу. Из уст Пуруши возникли брахманы, из его рук – кшатрии, из бедер – вайшьи, а из стоп – шудры.

Каждой варне соответствует свой цвет: брахманам — белый (цвет чистоты), кшатриям — красный (страсть), вайшьям — желтый (смешение белого и красного), шудрам — черный (невежество).

На протяжении многих столетий оспаривалось первенство брахманов и кшатриев. В целом, в ортодоксальных учениях, основанных на авторитете Вед, признается первенство брахманов. Среди неортодоксальных учений (буддизм и джайнизм) — кшатриев.

Варновая система оформилась в Индии в начале I тыс. до н.э., уже после прихода туда индоариев. Возможно, индоарии уже принесли с собой трехчастное деление общества (ср. со средневековыми сословиями «те, кто молятся», «те, кто воюют», «те, кто кормят»), а варна шудр появилась позднее и состояла преимущественно из местного неарийского населения. Долгое время границы между варнами были весьма подвижны, несмотря на то, что священные тексты предписывали эндогамию внутри варн.

Варну не следует путать с кастой. Каста — слово португальское, в Индии же чаще использовалось слово «джати». Не вдаваясь в подробности, джати — более дробное деление внутри варн. Система каст начинает складываться позже.

Завсегдатаи гхатов Бенареса, фото В.Г.Лысенко

Обязанности кшатрия

Ведический образ кшатрия строиться вокруг исполнения обязанностей, проявления воинских качеств и взаимодействие с другими представителями различных сословий. Когда дхармашастры описывают обязанности кшатрия, то в первую очередь речь заходит о защите подданных и общества в целом. Это основная обязанность кшатрия – быть защитником. Поэтому кшатрий должен владеть оружием, боевыми искусствами и хорошей физической подготовкой.

Вместе с тем, обязанность защищать других требует от кшатрия уметь определенный склад ума и качеств: отвага, героизм, находчивость, быстрота ума, стойкость, выносливость, бесстрашие, чувство справедливости. Такие качества есть в каждом воине от природы, но они должны быть во-первых проявлены, а во-вторых правильно применяться. Чрезмерно проявляемое бесстрашие может спровоцировать других, а обостренное чувство справедливости может привести к борьбе с ветряными мельницами. Поэтому образовательной задачей кшатрия, воина, является как обучение боевые искусствам, так и внутреннее развитие. Сила бывает соблазнительной для злоупотребления, когда она не находит основу во внутреннем моральном стержне. Именно поэтому обучение воина должно строиться в первую очередь на моральной основе, на понимании того, что сила должна подкрепляться ответственностью, а не вседозволенностью.

Вместе с этим прививается культура войны. Нападать на безоружного противника нельзя, воевать ночью нельзя, убивать раненных и отступающих нельзя. В нашем современном понимании войны все это просто глупости, но если бы обе стороны придерживались определенных правил, война не была бы такой жестокой и кровавой. Культура войны в ведические времена подразумевала одно генеральное сражение, которое и решало кто победитель, а кто проигравший. Это сражение в стиле «Иду на вы» не подразумевает тотальный грабеж, осады, разорения, бойню мирных жителей, это чисто столкновений воинского сословия. С современным уровнем развитием вооружения такой образ войны представить практически невозможно.