Страсти по тарковскому

Оглавление

Правило 3: помнить о духовном развитии

«Мне кажется, человек зашел в тупик от того, что захотел решать свои проблемы материальным способом. Это не решение проблемы. До тех пор, пока человек не будет развиваться гармонически, пока он не будет развиваться внутренне, духовно, он не будет развиваться вообще, и судьба его будет трагической».— «Исповедь Андрея Тарковского», журнал «Континент» (№42, 1984)

Детство Тарковского было тяжёлым и голодным: его с сестрой мать воспитывала в одиночку, денег отчаянно не хватало. Так что о бедности великий режиссер знал не понаслышке. И всё же был уверен, что такие суровые условия учат человека состраданию и человечности. В то время, как богатство делает нас зависимыми, несвободными.

Сын Андрея Арсеньевича, Андрей Тарковский-младший, подчёркивает, что его отец никогда не был материалистом: «Его фильмы были не целью, а способом познания мира, способом понять какие-то определённые вещи в этой жизни». Да и сам режиссер в своих текстах не раз подчеркивал, что не стремится делать кассовое кино, что фильмы никогда не были для него способом заработка, но реализацией души. «В некотором роде творчество — есть выражение духовного существа в человеке в противоположность существу физическому, творчество есть как бы доказательство существования этого духовного существа» (из интервью “Фигаро-магазин”, 1986).


Андрей Тарковский на съёмках фильма «Сталкер» (1979) / Gueorgui Pinkhassov/Magnum Photos

Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского

Рост, вес, возраст. Годы жизни Андрея Тарковского – 4 апреля 1932 – 29 декабря 1986. На момент смерти Тарковскому было всего лишь пятьдесят четыре года. Рост режиссера 1.71 сантиметр; вес 65 килограмм. Сложно найти того, кто бы ни слышал об Андрее, ведь его киноработы перевели на множество языков. Родился будущий мэтр в крохотном селе Завражье, Ивановской области.

Папа мальчика был знаменитым поэтом, в то время как мать трудилась в стенах самой обычной типографий. Отец покинул их, когда мальчик едва ли успел отметить свое трехлетие. С тех пор они с матерью жили в нужде, финансов не хватало. Позже в своих интервью Андрей будет говорить об этом период с нескрываемой досадой, ведь ему пришлось тяжело во всех смыслах этого слова. Но, он раз и навсегда осознал, что всему обязан своей матери.

Личная жизнь Андрея Тарковского

Еще будучи студентом ВГИКа Тарковский познакомился с девушкой по имени Ирма Рауш. Именно она и стала его первой женой. Как признавался сам режиссер, Ирма была первой женщиной, которая всегда его понимала и поддерживала. Она отметилась в двух картинах Андрей Тарковского и даже получила несколько наград за свои роли в кино, однако в скором времени также стала работать в качестве режиссера.

От первого брака у известного автора есть сын Арсений. Первый брак Тарковского распался в 1970-м году. Как отмечают друзья режиссера, причиной тому стал его роман с молодой девушкой Ларисой Кизиловой, которая работала с ним над картиной «Андрей Рублев». Их общение было весьма странным: всю свою жизнь она называла Тарковского на «вы» и была буквально без ума от него. Когда режиссер умер, она умерла вслед за ним.Могила Андрея ТарковскогоОднако последние годы жизни Тарковского нередко полнились ссорами с женой. Причиной (или следствием) того, стала внебрачная связь режиссера с норвежской танцовщицей по имени Берит, которая родила режиссеру сына. Весьма примечательно, что ребенок появился на свет уже после смерти великого мэтра.

Post Views:
9

Правило 2: не оглядываться по сторонам

«Настоящее искусство не заботит, какое впечатление оно произведет на зрителя».— «Уроки режиссуры» (1993)

Работать без оглядки на чужое мнение — важнейший урок творчества от Тарковского, усвоить который полезно каждому, пусть даже ваша работа не связана с искусством. Всё дело в том, что Тарковский просто-напросто не верил в возможность «всеми адекватно воспринимаемого» фильма

При этом он не раз подчёркивал, как важно знать законы монтажа или правила оформления мизансцены. Но не для того, чтобы строго соблюдать их, а для того, чтобы вовремя их отбросить

Если же фильм сделан по шаблонам и образцам, которых с лихвой хватает в кинематографическом арсенале, это, конечно, проще и для самого художника, и для его зрителя. Но вот вопрос: где здесь искусство? Стремление понравиться всем, по мнению Андрея Арсеньевича, недостойная задача для настоящего художника. «Там, где речь идёт о преднамеренной установке ”на зрителя”, там речь идёт об индустрии развлечения, о зрелище и массах — о чём угодно, но только не об искусстве», — писал режиссёр в своём эссе «Запечатлённое время».


Андрей Тарковский (1962) / Александр Макаров/РИА Новости

Эмиграция

В тот же год Андрей Тарковский уехал в Италию на поиски «натуры» для задуманной «Ностальгии». Процесс обернулся документальным фильмом «Долгое путешествие», который Андрей снял вместе с известным итальянским писателем Тонино Гуэрро. Этот фильм является своего рода прощальный портретом Тарковского, чьи силы и энергия постепенно начинали угасать. Как вспоминает Гуэрро, режиссеру было очень трудно угодить: он искал свою собственную Италию, не имеющую никакого отношения к красотам архитектуры. После того, как «Ностальгия» была награждена призом за лучшую режиссуру на Каннском фестивале, Тарковский со второй женой, Ларисой Кизиловой, продолжал оставаться в Италии. Из Рима Андрей написал письмо на имя председателя Госкино, в котором просил предоставить ему и его семье возможность на трехлетнее пребывание заграницей. После этого Тарковский обязывался вернуться домой. Как и ожидалось, на просьбу ему отказали.

В 1984 году Андрей Тарковский объявил о вынужденной эмиграции из СССР. Отклик был незамедлительным: на родине запретили упоминать имя режиссера. Его отец, Арсений Тарковский, написал ему о своем страхе — не будет ли эта разлука роковой и не станет ли его сын «несчастным из несчастных»?

Но Андрей не вернулся назад. Картина «Жертвоприношение», созданная в 1985 году, стала последней работой режиссера, скончавшегося 29 декабря 1986 года во Франции, и во многих смыслах оправдала свое название.

Образование

В 1951 году Андрей Арсеньевич подал документы в столичный институт востоковедения. Он зачислился в студенты с первой попытки, но оставил учебу через год по состоянию здоровья. Парень получил черепно-мозговую травму во время занятий физкультурой. По этой причине он не мог посещать пары и поэтому отставал по предметам.

В 1953 году Тарковский стал работать в научно-исследовательской геологической экспедиции. За год он прошел несколько сотен километров и составил альбом зарисовок. Навык рисования помог ему продуктивно провести время в экспедиции.

В 1954 году Андрей снова собрал документы и отнес их во ВГИК по совету Дмитрия Родичева, который учился у Льва Кулешова. Его с первой попытки приняли на режиссерскую специальность, на которую он поступил случайно.

В годы студенчества Тарковского в стране происходили изменения в сфере кинематографа. Было принято решение выпускать больше фильмов и снимать картины, посвященные событиям Великой Отечественной войны. Это позволило сделать решительный и знаменательный шаг многим юным режиссерам и сценаристам того времени.

Тарковский учился вместе с Василием Шукшиным

Андрей оказался под влиянием работ Бунюэля и Бергмана, Куросавы и Феллини, которые заставили его перейти на авторское кино. Парень стал проявлять свою индивидуальность в работах. Первым его крупным проектом стала курсовая работа, в роли которой выступила короткометражка «Убийцы». Затем появилась картина «Сегодня увольнения не будет» и сценарий к «Антарктиде, далекой стране».

В качестве дипломной работы Андрей выбрал фильм «Каток и скрипка», которая получила приз на фестивале студенческих работ в США. В те годы студент понял, что режиссура — это не увлечение и не средство заработка, а смысл его жизни.

«Сталкер»

Этот фильм был снят по мотивам романа братьев Стругацких «Пикник на обочине». Данная картина поднимает множество сложных психологических вопросов, таких как проблема подсознания, тайные и нереализованные желания. В ленте снялись многие известные актеры, такие как А. Кайдановский, А. Фрейндлих, Н. Гринько и другие. Фильм Андрея Тарковского «Сталкер» повествует о вымышленном месте, где существует некая тайная комната, которая выполняет все желания посетителей. Небольшая группа туристов отправляется в это загадочное место под руководством главного героя – проводника. Во время путешествия участники группы раскрывают все грани своих личностей, со всеми своими амбициями и претензиями, что и приводит к финальному конфликту.

Детство и юность

Арсений Тарковский родился 25 июня 1907 года в Елисаветграде (ныне – город Кропивницкий, Украина). Мама Мария Даниловна была урожденная румынка, работала учительницей. Отец Александр Карлович служил в Общественном банке. За организацию народнического кружка мужчину на пять лет выслали в Восточную Сибирь, где он начал заниматься журналистикой. По возвращении писал для местных и одесских газет.

Арсений Тарковский в молодости

У Арсения был старший брат Валерий, в 1919 году он погиб в бою против атамана Григорьева. Поэзия была близка мальчику с детства: с отцом они посещали творческие вечера Игоря Северянина, Константина Бальмонта и других авторов Серебряного века. В 1925 году после окончания семилетней школы Арсений отправился в Москву и поступил на высшие Литературные курсы, которые закончил в 1929 году.

Фильмы

Вернувшись из экспедиции, Андрей без колебаний подал документы во ВГИК на факультет режиссуры. Куратором Тарковского стал признанный мэтр кинорежиссуры, обладатель многочисленных Сталинских премий Михаил Ильич Ромм

Ко всем своим ученикам Ромм относился с отцовской любовью и вниманием, всегда умел распознать в работе молодого поколения будущие шедевры, даже если взгляды на кино противоречили его собственным. Так было и с Тарковским


Андрей Тарковский

Молодому человеку повезло дважды: в первый раз в том, что он попал к Ромму, а второй в политических и социальных течениях того периода. На тот момент прошел год после смерти Сталина. Железная хватка режима несколько ослабилась, в связи с чем появилась возможность обмениваться опытом с зарубежными коллегами и прикоснуться к западному кинематографу. Было принято решение увеличить количество снимаемых фильмов. Кинопроизводства СССР коснулись новые веяния, которые Андрей Тарковский сумел ассимилировать и воплотить в своих творениях. Но это было позже.


Андрей Тарковский на съемочной площадке

В 1956 году Тарковский дебютировал как кинорежиссёр, сняв короткометражный фильм по рассказу Хемингуэя, затем было создано ещё несколько картин такого формата. Уже тогда студента характеризовали как необычайно одарённого и предрекали ему большое будущее. А знакомство с Андреем Кончаловским, поступившего во ВГИК в 1956 году, оказалось чрезвычайно плодотворным и полезным для обоих студентов. Вместе они создали ряд киносценариев и в будущем активно обменивались опытом друг с другом.

В институте окончательно сформировались основные черты Тарковского-режиссёра: иносказательность, стремление поднимать и оставлять без однозначного ответа важные социальные и этические вопросы, тщательное внимание к свету и звуку, задача которых заключалась в том, чтобы погружать зрителя в реальность картины. Андрей Тарковский снимает «Сталкер»


Андрей Тарковский снимает «Сталкер»

В 1960 году Тарковский закончил обучение в вузе, получил диплом с отличием и почти сразу же принялся за работу. Режиссёр задумывался о постановке фильма «Андрей Рублёв» и подавал запрос на разрешение в художественный совет СССР, однако там вчерашнего студента осадили и предложили предварительно набраться опыта, а потом уже воплощать такие сложные темы.

Сценарий картины был отложен в ящик, а сам Тарковский принялся за другой проект, фильм «Иваново детство», которому суждено было сделать своего создателя знаменитым. Режиссеру предстояло создать фильм в условиях нехватки денег и времени. За неполный год вчерашний выпускник снял настолько потрясающую картину, что она завоевала около 20 наград по всему миру, в том числе и «Золотого льва» на знаменитом Венецианском кинофестивале.


Режиссер Андрей Тарковский

После громкого успеха «Иванового детства» Андрей Тарковский смог приступить к работе над кинокартиной «Андрей Рублёв». На этот раз художественный совет одобрил смелую заявку молодого режиссёра. Тарковский работал с оператором Вадимом Юсовым и композитором Вячеславом Овчинниковым. Их творческое трио сохранилось почти до самой смерти режиссёра.

Также в работе над сценарием активно участвовал Андрей Кончаловский. Этот фильм, повествующий о монахе-иконописце, стал культовой работой для Советского Союза. И снова картина молодого режиссёра собрала множество наград как на Родине, так и за её пределами.

За свою короткую жизнь Андрей Тарковский снял всего чуть больше десятка фильмов, часть из них — документальное кино. Влияние Тарковского заметно в творчестве многих мастеров современного кино, вплоть до Ларса фон Триера.

Андрей Тарковский: биография

Имя режиссёра Андрея Тарковского золотыми буквами вписано в историю советского кинематографа. Несмотря на маленькое количество работ, Андрей Арсеньевич по праву стал одним из величайших деятелей советского кинопроизводства. Ещё при жизни великий режиссёр получил признание не только на Родине, но и во всём мире, что было совершенно не характерно для закрытого мира искусства СССР. И даже несмотря на то, что последние годы жизни знаменитый режиссер провёл не в Советском Союзе, его, в отличии от множества других деятелей искусства, не забыли в родном государстве. Посмертно режиссёра наградили Ленинской премией за неоценимый вклад в киноискусство.

Режиссер Андрей Тарковский

Андрей Тарковский родился в маленьком селе Завражье, где молодая семья режиссера гостила у родственников его матери Марии Ивановны. Отцом Андрея был поэт, сценарист и переводчик Арсений Александрович Тарковский, к началу тридцатых годов — уже состоявшийся и известный деятель искусств. Спустя несколько месяцев после рождения сына Тарковские вернулись в Москву. В 1934 у Андрея родилась сестра, которую назвали Мариной.

Андрей Тарковский с сестрой Мариной

Детство мальчика было безрадостным. Когда ребенку исполнилось 4 года, отец ушел из семьи к другой женщине. Мать Мария Ивановна осталась в одиночку тянуть двоих детей. Сестра режиссёра в интервью вспоминала, что жить приходилось впроголодь, а сам Андрей Тарковский рассказывал, что ему очень не хватало отца, несмотря на то, что поэт старался не забывать о первой семье. 

Во время Великой Отечественной войны Мария Ивановна с детьми была эвакуирована к родственникам в Юрьевец, однако скоро Тарковские вернулись в Москву. Андрея отдали в музыкальную школу, где мальчик учился играть на фортепиано. С подросткового возраста он также посещал художественные курсы, на которых учился академическому рисунку. После выпуска из общеобразовательного учебного заведения юноша поступил в институт востоковедения, где изучал арабскую культуру.

Андрей Тарковский в детстве

Едва закончив первый курс, юноша забрал документы из вуза, аргументировав это решение тем, что поторопился с выбором профессии. Будучи неуверенным в выборе собственного пути, молодой Тарковский связался с сомнительными личностями. Жизнь будущей знаменитости начала идти под откос. Из этой ситуации Андрея спасла мать, в 1953 году устроившая сына коллектором во ВНИИ цветных металлов и золота. В составе геологической экспедиции Тарковский отправился в глубины тайги, где почти год провёл в изоляции от остального мира, работая и делая наброски с натуры.

Профессия и призвание

В 1991 году, получив профильное образование, молодой специалист уехал по распределению в Туруханский район Красноярского края. Тарковского приняли на работу полевым зоологом на Енисейскую биологическую станцию института экологии Российской академии наук. Зоолог вел наблюдение за представителями фауны, обитающих в округе. Любимой песней Михаила на тот период была «Летят перелетные птицы». Столичному жителю стоило больших усилий адаптироваться к природе и погоде.

Через пять лет Тарковский перешел в местный охотничий союз, куда его зачислили штатным охотником. К этому времени он хорошо знал, как живут белки и соболи, когда идет на нерест муксун и стерлядь. Эти знания и навыки выживания в тайге позволили ему соответствовать действующим требованиям и претензиям. Местные заправилы признали «московского гостя» за своего. В 1986 году Михаил поступил на заочное отделение Литературного института. Наследственность и творческий склад натуры брали свое.

ПОЗДНЕЕ ТВОРЧЕСТВО АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО

После «Сталкера» Тарковский под различными предлогами отказывался от работы на «Мосфильме». Он давно был знаком с Тонино Гуэррой и хотел снять фильм в Италии. Начались предварительные переговоры «Совэкспортфильма» с РАИ — итальянским телевидением. В марте 1981 года контракт с итальянцами о съемках фильма «Ностальгия» был подписан, и вскоре Тарковский уехал. Сын Андрей остался вместе с бабушкой в Москве.

Рим встретил Тарковского радушно. Тонино Гуэрра стал близким другом и соавтором режиссера. А мэр Флоренции предоставил ему дом. Вначале был снят документальный очерк «Андрей Тарковский и Тонино Гуэрра — время путешествия».

Героем «Ностальгии» должен был стать русский крепостной композитор (прототип — Бортнянский), отправленный на учебу в Италию. Но довольно быстро от этой идеи отказались, и место композитора занял современный писатель Горчаков (Янковский).

«Я хотел рассказать о русской ностальгии, — отмечал Тарковский, — том особом и специфическом состоянии души, которое возникает у нас, русских, вдали от Родины».

Три года длился подготовительный период и три месяца шли съемки. Для Тарковского эта работа была этапной. «Лишь в «Ностальгии» я почувствовал, что кинематограф способен в очень большой степени выразить душевное состояние автора, — говорил он в интервью. — Раньше я не предполагал, что это возможно».

Италия выставила «Ностальгию» на Каннский фестиваль 1983 года с расчетом на Гран-при. И тут разгорелся скандал. Тарковский был возмущен распределением наград, по его мнению, несправедливым, и обвинил Сергея Бондарчука, входившего в жюри, в том, что тот якобы выступил против присуждения «Ностальгии» главного приза.

Тарковский должен был вернуться в Москву, как того требовало Госкино. Ему обещали переоформить визу, но сначала предлагалось обсудить его творческие планы. Режиссер требовал приезда к нему сына и тещи и продления заграничной командировки еще на три года.

Тарковский страшно нервничал. Не получив от советских официальных органов ответа на свои просьбы, он заявил на пресс-конференции в Милане, что вместе с женой остается на Западе. С этого момента Тарковский начал бояться, что его либо убьют, либо украдут и увезут в Советский Союз.

Для режиссера началась новая нелегкая жизнь. Денег на новую картину не было. Друзья выхлопотали ему стипендию Берлинской академии искусств — тысячу долларов в месяц в течение года. Пришлось жить в Берлине, искать средства на постановку «Гофманианы», предлагать другие проекты.

Тарковский с радостью взялся за постановку оперы «Борис Годунов» в лондонском Ковент-Гарден. Он считал Мусоргского гениальнейшим композитором России, а Пушкин был его любимым поэтом. Дирижером был знаменитый Клаудио Аббадо. Спектакль прошел с успехом.

Летом 1985 года на острове Готланд в Швеции Тарковский начал съемки фильма «Жертвоприношение» по собственному сценарию. В его основе — известный евангельский сюжет о засохшей смоковнице. Образ героя-искателя воплотился в сложной фигуре философа и писателя Александра (Эрланд Юсефсон). Чтобы спасти человечество от ядерной катастрофы, он приносит в жертву свой дом и свой разум. «Посвящается фильм моему сыну Андрюше, с надеждой и верой», — написал Тарковский в последнем кадре этой кинематографической поэмы, насыщенной ссылками на творения человеческой мысли (Шекспир, Чехов, Леонардо да Винчи).

В декабре 1985 года Андрей проходит медицинское обследование, и ему, как это принято на Западе, сообщают диагноз — рак легких. Болезнь Тарковского потрясла многих. Президент Франции Ф. Миттеран направил телеграмму М. Горбачеву с просьбой разрешить выезд сыну и теще режиссера. Через несколько дней они прилетели в Париж.

Но медицина была бессильна. Андрей Арсеньевич Тарковский скончался 29 декабря 1986 года и был похоронен на православном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа в чужую могилу. Потом был перезахоронен. Надгробие появилось лишь в 1994 году.

Великий швед Ингмар Бергман писал:

Личная жизнь

Первой юношеской любовью поэта считают Марию Густавовну Фальц – именно ей было посвящено стихотворение «Первое свидание». Женщина – вдова офицера, жила в Елисаветграде, была значительно старше Тарковского. Мария Густавовна была музой для Арсения, ей он писал стихи на протяжении всей жизни. Но серьезные отношения с Фальц не сложились.

Арсений Тарковский и его жена Мария

Биография Арсения Тарковского насчитывает три официальных брака. Первый раз он женился в 1928 году на однокурснице Марии Ивановне Вишняковой. В браке рождаются двое детей – Андрей и Марина. Сын Арсения станет великим кинорежиссером и сценаристом, дочь – писательницей.

В 1937 году отец двоих детей уходит из семьи к Антонине Александровне Бохоновой. Официально развод и новый брак был зарегистрирован лишь в 1940 году. Биографы в причине разрыва первого брака видят банальную причину: дети. Они требовали времени, внимания, заботы. А поэту для творчества нужны были любовь, тишина и покой.

Арсений Тарковский и его сын Андрей Тарковский

К тому же сын Андрей вспоминал, что мама была «нигилисткой в быту»: в доме не было даже занавесок на окнах. Женщине была важнее духовная жизнь. Видимо, Тарковскому-старшему захотелось спокойствия и домашней атмосферы.

Второй жене Тарковский в прямом смысле слова обязан жизнью. Именно она вывезла его с фронта в столицу и добилась реампутации раненой ноги у известного профессора Вишневского. Общих детей в браке не было, дочь Антонина отчима не любила. Друзья Арсения вспоминают, что Бохонова была доброй, красивой и мягкой. А Тарковскому нужна была женщина властная, которая могла бы направить творческую витающую душу в работу.

Арсений Тарковский и его жена Татьяна

В 1947 году поэт уходит от Антонины, но развод оформляет лишь в декабре 1950. 26 января 1951 года вновь женится на Татьяне Алексеевне Озерской. Женщина, по советским меркам, была человеком обеспеченным, зарабатывала на жизнь переводами популярных романов с английского языка. К примеру, ее версия «Унесенных ветром» Маргарет Митчелл имела огромный успех.

Бросается в глаза, что ни с одной женщиной он не спешил разводиться, прежде чем не построит новые отношения. Он словно оставлял надежду обеим: для одной то, что вернется, для другой – то, что придет.

Биография и личная жизнь Андрея Тарковского

Биография Андрея Тарковского тогда и сейчас приковывала внимание. Поклонникам его творчества, которых немало и сегодня, всегда не терпелось узнать, чем руководствуется этот человек, какие мысли его посещают

Это и не удивительно, людей всегда тянет к сильным и великим личностям.

Андрей Тарковский родился в небольшом поселке. Семья жила вместе с родственниками по матери. Отец работал сценаристом, а также был поэтом и переводчиком. После пополнения в семействе, Тарковские переезжают в столицу. Спустя два года после рождения Андрея, на свет появилась его младшая сестра Марина.

В 4-хлетнем возрасте Андрей Тарковский остался без поддержки отца, который бросил их ради другой семьи. И сам режиссер, и его сестра, на всю жизнь запомни тот сложный отрезок жизни, когда их мать тяжело работала, чтобы поднять двоих детей. Как бы она не старалась, частенько им приходилось оставаться без элементарных вещей и даже полноценной пищи.

Андрею Тарковскому очень не хватало отца, он скучал по нему, хотя в душе и ненавидел за то, что он их бросил.

Семью Тарковского застала Великая Отечественная война. Тогда они немалое пережили, как и все советские граждане, но все остались живы.

Позже Андрей Тарковский обучается в музыкальной школе, занимается рисованием на художественных курсах. Получив документ о среднем образовании, будущий режиссер сначала поступает в вуз на факультет востоковедения, где занимался изучением арабской культуры. Вскоре, он бросил это учебное заведение, так как посчитал, что это не его профессия.

Некоторое время молодой юноша вел беспорядочный образ жизни, связался с плохой компанией. Помочь выйти из этой ситуации смогла его мама. Она устроила его на работу, а оттуда он был направлен в командировку в тайгу. Здесь он переосмыслил все, а вернулся полным сил, энергии и с конкретной целью.

Далее Андрей Тарковский поступает и обучается режиссуре во ВГИКе. Здесь он повстречал известного Михаила Ромма, который смог рассмотреть в этом бунтарском юноше талант.

Вскоре, Андрей Тарковский выпустит свою первую короткометражную работу. После окончания вуза, режиссер снимает кинофильм «Иваново детство», сделавшим его популярным. Тогда Андрей Тарковский получил массу престижных кинопремий мирового уровня.

После этого последовали еще несколько работ, которые стали настоящими шедеврами кинематографа в СССР и многих странах.

Что касается личной жизни, тот Андрей Тарковский был дважды женат. У него есть трое родных детей и приемная дочь.

Семья и дети Андрея Тарковского

По воспоминаниям знакомых режиссера, молодой Андрей Тарковский был горячим и влюбчивым человеком, потому в его жизни имело место быть не одно женское имя. На этом фоне у мужчины происходили конфликты как с избранницами, так и с родным сыном.

Первая жена

Первой супругой Тарковского стала девушка с необычным именем Ирма Рауш. С ней будущая знаменитость познакомилась, обучаясь на первом курсе ВГИКа.

Ирма приняла участие в двух картинах мужа в качестве актрисы и была удостоена наград за свою работу

Взаимная симпатия не заставила себя ждать, роман завязался быстро и развивался стремительно, в конце концов, перейдя в брак. Уже на третьем курсе вуза пара сыграла свадьбу, и вскоре новоиспеченная семья пополнилась сыном Арсением.

В счастливом браке с Ирмой Андрей прожил около десяти лет, после чего союз разрушился из-за новой увлеченности режиссера – Ларисы Кизиловой.

Андрей Тарковский и Лариса Кизилова

Вторая жена Андрея, Лариса Кизилова, была его коллегой. Об отношениях пары ходило много слухов. Знакомые влюбленных отмечали, что на протяжении всей жизни Лариса питала восхищение к личности Тарковского и обращалась к нему только на «Вы».

Кизилова родила режиссеру сына, которого назвали в честь отца Андреем. Однако из-за слухов о романе с другой женщиной Лариса грозилась запретить ему встречаться с ребенком. Слова Кизиловой так и не были воплощены, она осталась верна Андрею до дня его кончины.

Вступив в отношения с Кизиловой, Тарковский усыновил ее дочь Ольгу и заменил ей родного отца

Андрей Тарковский и Наталья Бондарчук

Роман с актрисой Натальей Бондарчук назревал долгое время, однако уйти к новой возлюбленной мешал сын Андрей, который родился в союзе с Ларисой Кизиловой. Тем не менее, Тарковский питал нежные чувства по отношению к Наталье, говорил о своей любви, но не обещал быть рядом. По словам режиссера, он не готов был предать сына во второй раз.

Отношения между Натальей и Андреем так и не образовались, т. к. режиссер остался посмертно верен Ларисе Кизиловой

Сын Арсений

Арсений появился на свет в первом браке режиссера. О парне в Сети практически нет никаких сведений, не сохранилось и большинство совместных снимков отца и сына. Известно, что, повзрослев, Арсений переехал в Венецию и выбрал для себя профессию хирурга. Своего сына он назвал в честь звездного дедушки Андреем.

По некоторым данным, мать Тарковского имела отношение к кино и снялась в нескольких картинах

Сын Андрей

В среднем сыне, Андрее, Тарковский видел отражение себя, потому он часто брал мальчика с собой на площадку, чтобы на практике рассказать о тонкостях режиссерского ремесла. Мужчина планировал, что ребенок продолжит его дело и будет работать над съемкой качественных кинокартин. Тарковский давал Андрею рекомендации по прочтению тематической литературы и просмотру хороших фильмов.

По словам Тарковского-младшего, его первой любимой картиной отца стал фильм «Зеркало». Повзрослев, Андрей занялся популяризацией творчества своего звездного родителя.

Андрей стал президентом Международного института имени А. Тарковского

Сын Александр

О третьем ребенке Тарковского практически ничего не известно, его личность покрыта завесой тайны. Не раз теория о сыне режиссера подвергалась нападкам критиков, однако ее последователи продолжают находить факты, подтверждающие правдивость событий.

В юношестве Тарковский выделялся среди сверстников, всегда стараясь выглядеть свежо и опрятно

Сын Александр появился на свет, когда режиссер находился в Стокгольме. Узнав о своей болезни, мужчина искал поддержку и получил ее в лице норвежкой танцовщицы Берит. Именно она стала матерью третьего сына знаменитости. Ребенок родился 4 сентября, а через пару месяцев режиссер ушел из жизни.

Литература

С конца 1920-х Тарковский пишет статьи для газеты «Гудок» и стихотворные фельетоны в журнал «Прожектор». В 1933 году начинает заниматься переводческой деятельностью, через год выходят первые книги переводов.

В 1940 году на заседании Президиума Союза советских писателей Марк Тарловский предложил включить Тарковского в Союз за переводы киргизской и туркменской поэзии, грузинских народных песен. Решение было принято положительное.

Поэт Арсений Тарковский

Начало войны застало Арсения в Москве: свою первую жену и детей он отправил в эвакуацию в Ивановскую область, вторую – в город Чистополь. В конце октября 1941 года он и сам отправится в Татарстан, где создает цикл стихотворений «Чистопольская тетрадь». Параллельно он пишет в Президиум Союза писателей просьбы взять на фронт. С января 1942 года его зачисляют на должность писателя армейской газеты «Боевая тревога».

Поэт не раз участвовал в боевых действиях, успевал писать стихотворения, воспевавшие подвиг советской армии, и басни, высмеивавшие гитлеровцев. Солдаты вырезали стихи из газет и носили в нагрудном кармане вместе с документами и фото близких – настолько они пользовались популярностью в сложные годы. В 1943 году был ранен в ногу, из-за газовой гангрены пережил ее ампутацию.

https://youtube.com/watch?v=emDbmviA2gY

Первый сборник у Тарковского опубликовать не получилось: он отказался включать в него политические стихи. Первая книга «Перед снегом» выходит лишь в 1962, еще две – в 1966 и 1969 годах. Тарковского начали приглашать с выступлениями на популярные вечера поэзии. В 1978 году грузинское издательство «Мерани» выпустило еще одну книгу «Волшебные горы», где, помимо оригинальных стихотворений, читателям предложены переводы грузинских поэтов пера Тарковского.

Последним прижизненным изданием стала вышедшая в 1988 году книга «Звезды над Арагацем». Всего выпущено 12 сборников стихов Тарковского и 1 трехтомное собрание сочинений. Творчество Арсения занимает своеобразное место в русской поэзии. Он сумел донести до читателя в условиях жесткой эстетической диктатуры традиции Серебряного века, придав им индивидуальный современный оттенок.

Поэт Арсений Тарковский

В марте 1982 года сын Андрей уехал в Италию снимать фильм «Ностальгия». Спустя несколько месяцев на пресс-конференции в Милане он заявил, что возвращаться в СССР не планирует. Тарковский-старший принял его гражданскую позицию, однако в письмах выражал мнение, что «российский художник должен жить и работать на родине».

Смерть сына в 1986 году стала сильным ударом для Арсения Александровича. Состояние его здоровья с того момента начало резко ухудшаться.

Университеты

Окончив школу в 1952 году, Андрей поступил в Институт Востоковедения.

Как вспоминает его сестра, Марина Тарковская, в те годы он был настоящим «стилягой»: носил туфли на толстом каучуке и цветные галстуки, слушал джаз. Вскоре Мария Ивановна, мать Андрея, «спасет его от дурной компании» — отправит в геологическую экспедицию.

Когда Тарковский вернулся, его друг Дмитрий Родичев, учившийся во ВГИКе, посоветовал поступать туда же. Так Андрей попал на режиссерский факультет в мастерскую М.И. Ромма, ставшего главным его наставником. «Комиссия не хотела принимать меня и Шукшина. Говорили: «Вася Шукшин — это темный человек, который не читал Толстого и вообще ничего не знает, он слишком неотесан. А Тарковского мы не примем потому, что он все знает»». Именно здесь Андрей встретит свою будущую жену — актрису Ирму Рауш, которая сыграет Мать в его фильме «Иваново детство» и Дурочку в «Андрее Рублеве».

Наступила Оттепель, время, когда появилась возможность смотреть зарубежный авторский кинематограф. На Тарковского большое влияние оказали Бергман, Бунюэль, фильмы французской «новой волны» и итальянского неореализма.

Первой режиссерской «пробой» Андрея стало короткометражное кино «Убийцы», поставленный по рассказу Эрнеста Хемингуэя совместно с Александром Гордоном. Затем последовала картина «Увольнения не будет», а за ней «Каток и скрипка» — дипломная работа Тарковского, вдохновленного фильмом французского режиссера Ламориса «Красный шар».

Сценарий к «диплому» Андрей писал вместе с Андреем Кончаловским, вспоминавшем этот период так:

Кроме того, «Каток и скрипка» стала первым сотрудничеством Тарковского и оператора Владимира Юсова, с которым в дальнейшем они снимут «Иваново детство», «Андрея Рублева» и «Солярис». В 1961 году короткометражная лента «Каток и скрипка» получила главный приз на нью-йоркском фестивале студенческих фильмов.