Шумеры

Оглавление

На «банановом языке»

Научные дискуссии велись в основном вокруг двух вопросов — о шумерском языке и о том, откуда шумеры пришли или приплыли в Месопотамию. Получается, что хотя к уже проживавшим в регионе семитам они вроде бы и не относились, языки у них были довольно близки друг к другу, характеризуясь повторяющимися слогами, — такие языки называют «банановыми», поскольку по структуре они напоминают английское слово banana. Но самое главное, что и шумеры, и аккадцы использовали одинаковое самоназвание «черноголовые». Шумеры, в отличие от аккадцев, если верить «Эпосу о Гильгамеше», в Месопотамию откуда-то приплыли. Географически прибыть по воде они могли только с юго-востока. Конкретно, в эпосе говорится об острове Дильмун, который сегодня ассоциируется с Бахрейном — богатом нефтью островным государством в Персидском заливе. Древний Дильмун в эпосе тоже выглядит как земля райская и колыбель цивилизации, хотя о нефти там, разумеется, не говорится ни полслова. Однако, если почитать эпос дальше, получается, что в дальнейшем Дильмун выступал не как родина шумеров, а как важный транзитный пункт, через который они торговали с некоей далёкой страной Мелухха. О какой стране идёт речь, историки спорили долго, пока не пришли к выводу, что Мелухха — древнейшая Хараппская цивилизация в долине Инда, расцвет которой пришёлся на XXVI-XXIII века до нашей эры. От Хараппской цивилизации вроде бы легко перекидывался мостик к арийцам. Но возникала одна проблема. По археологическим данным получалось, что шумерская цивилизация возникла намного раньше. Располагающуюся на плодородных речных почвах Месопотамию трудно назвать благодатным краем. Леса практически нет, полезных ископаемых мало. Из-за частых наводнений почва во многих местах заболочена. Поскольку вода подмывала берега, местным жителям приходилось строить свои жилища на искусственных земляных насыпях. С появлением примерно в середине IV тысячелетия до н.э. шумеров, вместо зданий, построенных из простейших, высушенных на солнце глиняных кирпичей, начали возводиться здания из кирпичей более прочных и крупных. Появляется всё больше металлических изделий, причём не только из меди, но из различных сплавов. Подъём материальной культуры был достаточно резким, но всё-таки происходил не одномоментно, а растянулся на столетия. Не позже XXVIII века до н.э. возник ном Урук, видоизмененное название которого дало имя Ираку. На месте другого города — Ура — древнейшие поселения возникли ещё в VI тысячелетии до н.э.! В XXI веке до н.э. именно здесь правил Ур-Намму — тот самый царь «Шумера и Аккада». По его приказу был построен огромный зиккурат, намного более внушительный, чем среднестатистические египетские пирамиды той же эпохи. При нем же был подготовлен и древнейший в мире судебник.

Ниппур — главный религиозный город шумеров

Ниппур — другой древний город шумерской цивилизации. Располагался он на Евфрате. Город носил священный статус. Именно в Ниппуре находился храм главного шумерского божества — Энлиля.

В 1889 году американские археологи начали изучать Ниппур. Под холмами, расположенными на территориях священного города, исследователи нашли остатки царского дворца, библиотеку глиняных текстов, зиккурат. Правда, раскопки пришлось прервать на время, так как разгорелся межплеменной конфликт между арабами. Это напугало часть археологов, но некоторые из них вернулись и продолжили работу.

В 1948-м американцы организовали новую экспедицию. Исследователи вновь оказались в Ниппуре, где они обнаружили шумерские религиозные статуэтки и таблички отчётного характера. Ещё через 13 лет после экспедиции американские археологи наткнулись на клад — более полусотни фигурок, отражавших религиозные убеждения древних шумеров.

«За Любу!», «За Веру!»

После выполнения задания, 1944 — Аркадий Шайхет/Частное собрание

Девушки-летчицы летали на маленьких тихоходных бипланах По-2. Их называли «кукурузниками» или «этажерками». На них до войны обучались летчики. Открытая кабина с плексигласовым козырьком не могла защитить экипаж не только от пуль, но даже от сильного ветра. Радиосвязи не было, скорость самолета всего 120 км/час, высота – 3 км.  Единственное вооружение – пистолеты ТТ. Пулеметы на этих самолетах появились только в 1944-м году.

Бомбового отсека не было, и бомбы подвешивались прямо под брюхо самолёта. Много бомб По-2 поднять не мог, но зато они попадали в цель с исключительной точностью. Мелкие бомбы штурманы возили у себя на коленях и сбрасывали руками через борт самолета. Девушки летали ночью, делая до десяти вылетов. Пилоты выключали мотор, и в тишине на врага падали бомбы. Перевозили летчицы и грузы для партизан: медикаменты, боеприпасы, продовольствие, почту.

Летчицы 46-го женского авиационного Таманского полка, 1942 — Евгений Халдей/МАММ/МДФ

Немцы называли ПО-2 «рус фанер» из-за деревянного каркаса, обшитого фанерой. За каждый сбитый самолет немецкий летчик получал высшую награду – «железный крест».

На бомбах летчицы писали «За Родину!», но после первых погибших подруг появились надписи: «За Любу!», «За Веру!»

За дело берутся спецслужбы

Располагались эти номы в Месопотамии — так называют край, образованный долинами двух рек Тигра и Евфрата. Другая древнейшая цивилизация — Египетская — также возникла в долине могучей реки (Нила). Историки долгое время отдавали ей первенство по сравнению с Вавилоном и Ассирией. Но в середине XIX века выяснилось, что и Вавилон, и Ассирия были лишь преемниками Шумера. И сделано это открытие было при обстоятельствах, наводящих на определённые размышления. В 1837-1844 годах выполнявший деликатные разведывательно-дипломатические задания в Персии майор британской армии Генри Роулинсон скопировал надпись на трёх древних языках (персидском, вавилонском и эламском), сделанную на скале между Керманшахом и Хамаданом. Содержание надписи и подтолкнуло историков к поискам некоего народа, передавшего свою культуру ассирийцам и вавилонянам. В 1877 году другой, не чуждый шпионских дел, дипломат, француз Эрнест де Саржак организовал раскопки, по ходу которых было найдено множество артефактов, относящихся к этой пока ещё анонимной цивилизации. Параллельно работавший в Британском музее лондонский гравёр Джордж Смит расшифровывал глиняные таблички, присланные с Ближнего Востока приятелем и коллегой Роулинсона Ормузом Рассамом. В табличках описывались подвиги героя Гильгамеша, но, поскольку многих табличек не хватало, на собранные по подписке деньги Смит организовал научную экспедицию. И практически все недостающие материалы эта экспедиция обнаружила. В массиве расшифрованных записей в титуле одного из ассирийских царей фигурировало «царь Шумера и Аккада». Вавилоняне и ассирийцы относились к группе южных семитов и говорили на языке, который именовали аккадским. Соответственно, подвластных ассирийскому владыке несемитов решили обозначить как шумеров. Возникшая столь неожиданным образом сложная научная конструкция вызвала удивление многих профессиональных историков. Смущало то, что источники, на которых она базировалась, были выявлены, условно говоря, исследователями-любителями, являвшимися профессиональными разведчиками и дипломатами. Историческое открытие оказалось очень своевременным в политическом смысле. Англия и Франция пытались подмять под себя Ближний Восток и, конечно, стремились выступать не в роли захватчиков, а в ипостаси этаких культуртрегеров. Условных шумеров, не относящихся к древнему семитскому населению Месопотамии, можно было позиционировать как народ, родственный предкам современных европейцев. Дальнейшая логика была такая — раз предки европейцев принесли цивилизацию на Ближний Восток, то и современные европейцы имеют право господствовать в этом регионе. Заметим, что в середине XIX века уже была сформулирована идея древнейшей и мудрейшей арийской расы, которая профессиональными учёными отвергалась как неподтверждённая каким-либо фактическим материалом. Зато относительно условных шумеров письменных и археологических материалов было найдено предостаточно. Что, собственно, и требовалось для идеологического обоснования колониальных претензий.

Богиня Исида

Вот еще одна интересная Богиня, которая заслуживает внимания. Ее называют Иштар, Исида, Афродита, Венера и многими другими именами, в зависимости от места: на Ближнем Востоке или в Средиземноморье.

Шумеры писали, что она любила путешествовать на своем летательном аппарате, у нее странная одежда и шлем. Боги всегда сияли в небесах. Интересная теория заключается в том, что именно сверкающие элементы в небе заставляли шумеров пристально смотреть на небесные объекты, особенно в ожидании своих Богов.

Шумеры с большим интересом говорили почти о каждом божестве, и если мы действительно решим поверить, что они имели контакты или были объектом исследования или искусственного развития, то можно заложить некую основу для их мистического появления из небытия.

История и образование

Клинопись шумеров внесла важнейший вклад в формирование современной цивилизации. Обучение в шумерской цивилизации стало развиваться с третьего тысячелетия до нашей эры. Примерно с середины этого периода в школах насчитывалось около тысячи писцов. Каждая школа выполняла не только образовательную роль, но и являлась литературным центром. Они были автономными от религии и принимали только мальчиков. Руководил процессом обучения учитель или уммиа — руководитель школы. Преподавались грамматика, минералогия, ботаника и зоология.

Ученики в основном зубрили, педагогика того времени не делала упора на формирование системы мышления.

Применялись телесные наказания. Это считалось мотивацией для учеников, чтобы они ходили в школу каждый день и не прогуливали. Прибегнуть к рукоприкладству могли и учителя, они часто пользовались этой возможностью. Однако, есть сведения, что учителя с удовольствием принимали подношения и меняли отношение к подопечным в зависимости от количества и качества подарков. Зарплаты у педагогов были очень низкими, поэтому они были настолько сговорчивыми.

Важная ремарка: обучение естественным наукам проходило без соединения с религией. Одной из дисциплин была медицина. Археологи обнаружили табличку, на которой было 15 рецептов лекарств. Это были медицинские препараты без всяких отсылок на религиозные обряды и магические формулы.

Космология

Шумеры представляли вселенную как закрытый купол, окруженный изначальным соленым морем. Под земной землей, которая сформировала основу купола, существовал подземный мир и пресноводный океан, называемый Абзу . Божество куполообразного небосвода называлось Ан ; земля была названа Ки . Сначала подземный мир считался продолжением богини Ки, но позже он превратился в концепцию Кура . Первозданное соленое море было названо Намму , которое стало известно как Тиамат во время и после периода Ура III .

История создания

Ранний религиозный рельеф (около 2700 г. до н. Э.)

Резная фигура с перьями. Царь-жрец, одетый в сетчатую юбку и шляпу с листьями или перьями, стоит перед дверью храма, символизируемый двумя большими булавами. В надписи упоминается бог Нингирсу . Ранний династический период , около 2700 г. до н. Э.

Основным источником информации о шумерском мифе о сотворении мира является пролог к ​​эпической поэме « Гильгамеш, Энкиду и преисподняя» , в которой кратко описывается процесс творения: изначально существовало только Намму , первобытное море. Затем Намму родила Ан , небо, и Ки , землю. Ан и Ки соединились друг с другом, в результате чего Ки породил Энлиля , бога ветра, дождя и шторма. Энлиль отделил Ана от Ки и унес землю в качестве своего владения, в то время как Ан унес небо.

Небеса

Древние месопотамцы рассматривали небо как серию куполов (обычно три, а иногда и семь), покрывающих плоскую Землю . Каждый купол был сделан из разных драгоценных камней. Самый низкий купол неба был сделан из яшмы и был домом для звезд . Средний купол неба был сделан из камня саггилмут и был обителью Игиги . Самый высокий и внешний купол неба был сделан из камня лулуданиту и олицетворялся как Ан , бог неба. В небесных телах были приравнены к конкретным божествам , а также. Считалось, что планета Венера — это Инанна , богиня любви, секса и войны. ВС был ее брат Уту , бог справедливости, и луна их отец Нанна . Обычные смертные не могли попасть на небеса, потому что они были обителью только богов. Вместо этого после смерти человека его или ее душа отправлялась в Кур (позже известный как Иркалла ), темный темный подземный мир , расположенный глубоко под поверхностью земли.

Загробная жизнь

Древнее шумерский цилиндр уплотнение впечатление , показывая бог Dumuzid пытает в Преступном от GALLA демонов

Сцена преданного служения с Храмом.

Шумерский загробной была темная, унылая каверна находится глубоко под землей, где , как полагают жители продолжить «призрачную версию жизни на земле». Это мрачное владение было известно как Кур , и считалось, что им правила богиня Эрешкигаль . Все души ушли в одну и ту же загробную жизнь, и действия человека в течение жизни никак не повлияли на то, как с этим человеком будут обращаться в будущем мире.

Считалось, что души в Куре не ели ничего, кроме сухой пыли, и члены семьи умершего ритуально выливали возлияния в могилу умершего через глиняную трубку, тем самым позволяя мертвым пить. Тем не менее, есть предположения, согласно которым сокровища в богатых могилах предназначались в качестве подношений Уту и аннунакам , чтобы умершие получали особые благосклонности в подземном мире. Во времена Третьей династии Ура считалось, что обращение с человеком в загробной жизни зависело от того, как он или она был похоронен; с теми, кого устроили пышным погребением, обращались хорошо, но с теми, кого похоронили плохо, было плохо, и считалось, что они преследуют живых.

Считалось, что вход в Кур находится в горах Загрос на Дальнем Востоке. У него было семь ворот, через которые должна была пройти душа. Бог Нети был привратником. Суккал , посланник Эрешкигаль , был богом Намтаром . Галла были классом демонов, которые, как полагали, обитали в подземном мире; их основная цель, похоже, заключалась в том, чтобы затащить несчастных смертных обратно на Кур. На них часто ссылаются в магических текстах, а в некоторых текстах их семь. Несколько дошедших до нас стихов описывают галлу, утащившую бога Думузида в подземный мир. Более поздние жители Месопотамии знали этот подземный мир под его восточно-семитским названием Иркалла . В аккадский период роль Эрешкигаль как правителя подземного мира была возложена на Нергала , бога смерти. Аккадцы попытались согласовать это двойное господство над подземным миром, сделав Нергала Эрешкигаль мужем.

Первый город

Некоторые историки называют шумерский город Урук “самым старейшим в мире”. Предполагается, что в его центре находился храмовый комплекс с многоступенчатым культовым сооружением — зиккуратом. Именно этот комплекс, говорят исследователи, послужил прототипом библейской Вавилонской башни.

Хотя современная археология и установила, что Урук является самым старым городом в Месопотамии, шумеры же так не думали. Они полагали, что первым был Эриду. Считалось, что им управлял бог мудрости и владыка вод Энки.

Фото: Карта Месопотамии, охватывает период с 2000 по 1600 годы до н.э.

Древний народ верил, что Энки поднял Эриду из болот, а затем послал людям “царствие с небес” и установил мировой порядок. Шумеры считали Эриду местом рождения божественной силы, управляющей укладом людей, и рассматривали появление этого города, как наступление “золотого века” — блаженного состояния человечества. Многие историки полагают, что миф, который связывали с городом Эриду, скорее всего, послужил основой для мифа об Эдемском саде, а миф о “падении” города — для мифа об изгнании из рая. Правда, в них есть различия.

Так “падение” Эриду означало не грехопадение человека, а утрату влияния города, как центра древней цивилизации. Вот что говорится об этом в шумерском мифе “Инанна и Энки”:

Далее в мифе рассказывается, что Энки с радостью отдает своей дочери сто божественных установлений, после чего она бежит к своему кораблю и доставляет их в Урук. В итоге город Эриду “уменьшается”, теряет влияние, а Урук, наоборот, “увеличивается” в размерах и становится самым влиятельным в регионе.

Современные исследователи полагают, что этот миф возник как результат перехода шумеров от небольших поселений (символизировало Эриду) к строительству городов (символизировало Урук).

Сенсационное открытие — «Платонов год»

Еще более сенсационными, по мнению ряда специалистов, является открытие, сделанное на холме Куюнджик, в Ираке, при раскопках древнего города Ниневии. Там был обнаружен текст с вычислениями, результат которых представлен числом 195 955 200 000 000. Это 15-значное число выражает в секундах 240 циклов так называемого «года Платона», длительность которого составляет около 26 тысяч «нормальных» лет.

Исследованием этого результата странных математических упражнений шумеров занялся французский ученый Морис Шателен, специалист по системам связи с космическими аппаратами, более двадцати лет проработавший в американском космическом агентстве НАСА. На протяжении длительного времени хобби Шателена было изучение палеоастаномии – астрономических знаний древних народов, о чем он написал несколько книг.

Высокоточные расчеты шумеров

Шателен предположил, что таинственное 15-значное число может выражать так называемую Большую Константу Солнечной системы, позволяющую с высокой точностью вычислять кратность повторения каждого периода в движении и эволюции планет, их спутников.

Так Шателен комментирует полученный результат:

Дальнейшие исследования показали, что в одном случаи неточность Константы все же проявляется, а именно в случаи так называемого «тропического года», составляющего 365, 242 199 дня. Разница между этой величиной и величиной, полученной с помощью Константы, составляло одну целую и 386 тысячных долей секунды.

Однако американские специалисты усомнились в неточности Константы. Дело в том, что, согласно последним исследованиям, длительность тропического года каждую тысячу лет уменьшается примерно на 16 миллионных долей секунды. И деление вышеупомянутой погрешности на эту величину приводит к поистине ошеломляющему выводу: Большая Константа из Ниневии была вычислена 64 800 лет тому назад!

Считаю уместным напомнить, что у древних греков – наибольшим числом было 10 тысяч. Все, что превышало эту величину, считалось у них бесконечностью.

Образование

Начнем с основы всего — с образования и истории. Шумерская клинопись — это крупнейший вклад в историю современной цивилизации. Интерес к обучению у шумеров появляется с III тыс. до н.э. Во второй половине III тыс. до н.э. происходит расцвет школ, в которых насчитывается тысяча писцов. Школы, помимо образовательных, были и литературными центрами. Они отделились от храма и представляли собой элитарное заведение для мальчиков. Во главе стоял учитель, или «отец школы» — уммиа. Изучались ботаника, зоология, минералогия, грамматика, но лишь в виде списков, то есть опора делалась на зубрежку, а не на выработку системы мышления.

Шумерская табличка, город Шуруппак

Среди работников школы были некие «владеющие хлыстом», видимо, для мотивации учеников, которые должны были обязательно посещать занятия каждый день.

Важно отметить, что обучение медицине проходило фактически без вмешательства религии. Так, на найденной табличке с 15 рецептами медицинских препаратов не было ни одной магической формулы или религиозного отступления

10.

Ритуальные погребения
В Шумере смерть была настоящим таинством. Мертвые якобы отправлялись в то, что шумеры называли «землей без возврата», но при этом никто не знал, что находится там. Поэтому шумеры верили в то, что им понадобятся все земные блага, которыми они владели, в загробной жизни. Они были в ужасе от возможности провести вечность в одиночестве и голоде, поэтому мертвых хоронили с украшениями, золотом, едой и даже с их домашними собаками. Правители же «забирали» с собой в мир иной всех своих слуг и «придворных», а иногда и свои семьи.

Интересности
4 октября, 2017
1 616 просмотров

Хозяйственная жизнь.

Продукты сельского хозяйства были, несомненно, основным богатством Шумера, но наряду с земледелием начинает играть сравнительно большую роль и ремесло. В древнейших документах из Ура, Шуруппака и Лагаша упоминаются представители различных ремёсел. Раскопки гробниц I царской династии Ура (около XXVII—XXVI вв.) показали высокое мастерство строителей этих гробниц. В самих гробницах вместе с большим числом убитых членов свиты погребённого, возможно—рабов и рабынь, найдены шлемы, топоры, кинжалы и копья из золота, серебра и меди, свидетельствующие 6 высоком уровне шумерской металлургии. Развиваются новые методы обработки металла — чеканка, гравировка, зернь. Хозяйственное значение металла всё более и более возрастало. Об искусстве золотых дел мастеров свидетельствуют прекрасные украшения, которые были найдены в царских гробницах Ура.

Поскольку в Двуречье залежи металлических руд полностью отсутствовали, то наличие там золота, серебра, меди и свинца уже в первой половине III тысячелетия до н. э. указывает на значительную роль обмена в шумерском обществе того времени. В обмен на шерсть, ткани, зерно, финики и рыбу шумеры получали также амень и дерево. Чаще всего, конечно, либо происходил обмен дарами, либо совершались полуторговые, полуграбительские экспедиции. Но надо думать, что уже тогда временами происходила и подлинная торговля, которую вели тамкары — торговые агенты храмов, царя и окружавшей его рабовладельческой знати.

Обмен и торговля обусловили в Шумере зарождение денежного обращения, хотя в своей основе хозяйство продолжало оставаться натуральным. Уже по документам из Шуруппака видно, что медь выступала в качестве меры стоимости, а впоследствии эту роль играло серебро. К первой половине III тысячелетия до н. э. относятся упоминания о случаях купли-продажи домов и земель. Наряду с продавцом земли или дома, получавшим основную плату, в текстах упоминаются ещё и так называемые «едоки» покупной цены. Это были, очевидно, соседи и родичи продавца, которым давалась некоторая добавочная плата. В названных документах ещё сказывалось господство норм обычного права, когда все представители сельских общин имели право на землю. Плату получал и писец, который оформлял продажу.

Жизненный уровень древних шумеров был ещё низок. Среди хижин простого народа выделялись дома знати, однако не только беднейшее население и рабы, но и люди среднего по тому времени достатка ютились в крошечных домах из сырцового кирпича, где цыновки, связки тростника, заменявшие сиденья, и глиняная посуда составляли почти всю мебель и утварь. Жилища были невероятно скучены, они располагались в узком пространстве внутри городских стен; не менее четверти этого пространства занимали храм и дворец правителя с хозяйственными постройками при них. В городе находились большие, тщательно построенные государственные закрома. Один из таких амбаров был раскопан в городе Лагаше в слое, восходящем примерно к 2600 г. до н. э. Одежда шумеров состояла из набедренпых повязок и грубых шерстяных плащей или прямоугольного куска материи, обмотанного вокруг тела. Примитивные орудия труда — мотыги с медными наконечниками, каменные зернотёрки,— которыми пользовалась масса населения, делали труд необыкновенно тяжёлым.Пища была скудной: раб получал около литра ячменного зерна в день. Условия жизни и быта господствующего класса были, разумеется, иными, но даже знать не имела более изысканной пищи, чем рыба, ячменные и изредка пшеничные лепёшки или каша, кунжутное масло, финики, бобы, чеснок и не всякий день—баранина.

Политика

Несложно догадаться, что столь высокоразвитое общество было политически активным. Они вели междоусобные войны, плели интриги, не гнушались манипулировать божественными силами. Войны велись между городами, каждый из которых представлял собой отдельную политическую ячейку. Больше всего интересных преданий дошло о противостоянии градоначальника Урука Эн-Меркара и его соперника из Аратта. Победа была одержана не кровопролитием, а хитростью и психологическими приемами. Каждый из оппонентов загадывал загадки, показывая таким образом, что боги поддержат именно его.

Внутренняя политика была такой же высокоразвитой. Есть точные сведения о том, что в 2800 году до нашей эры был введен новый формат парламента — двухпалатный. В него входили только мужчины, они принимали решения по важным городским вопросам, в том числе и по военным. Помимо парламента присутствовал городской правитель, он придерживался религиозной или светской стратегии. При отсутствии парламентариев он принимал решения сам: и писал законы, и следил за их выполнением, и вел войны, и боролся с нарушениями. Но даже при религиозном подходе градоначальник не был священной фигурой, его могли свергнуть.

Присутствовала законодательная система, которую современные специалисты считают справедливой и грамотно проработанной. Шумеры соблюдали правопорядок, они не стали придерживаться принципа “око за око”, вместо этого ввели денежные штрафы.

5.

Новая жена для правителя ежегодно
Каждый год правитель женился на новой женщине. Он должен был жениться на одной из жриц группе девушек-девственниц, выбранных для того, чтобы быть «совершенными телом» и заниматься с ней любовью. В противном случае боги якобы сделали бы землю и женщин Шумера бесплодными. Правитель и его избранная невеста должны были бы «отображать акт занятий любовью богов в земном мире». В день ее свадьбы невесту купали, окуривали благовониями и одевали в самые красивые одеяния, в то время как правитель и его окружение шли к ее храму.

В храме же ждала толпа священников и жриц, которые начинали петь песни любви. Когда прибывал правитель, он вручал подарки невесте, а затем они отправлялись вместе в комнату, обкуренную дымом благовоний и занимались любовью на церемониальной кровати, которую делали на заказ исключительно для этого события.

Основные даты шумерской цивилизации

Изучая развитие и уникальную цивилизацию шумеров, следует понимать, что все даты имеют относительную точность. Естественно, все это происходило до нашей эры.

5400 В Месопотамии впер­вые появляются про­грессивные методы земледелия, в том чи­сле ирригация (искусственный полив земли).
3500 Появление первых шумер­ских городов. Изобретение примитивной письменности.
3400 Урук (площадь ок. 200 га и численность населения ок. 50 000 человек) становится круп­нейшим городом Шумера.
3300 Шумеры изобретают гончар­ный круг и плуг.
3000 В Шумере на место пиктогра­фической письменности при­ходит ранняя клинопись.
2900 Часть Месопотамии разорена сильным наводнением; счита­ется, что именно оно послу­жило основой легенды о Все­мирном потопе, изложенной в Ветхом Завете Библии.
2750 Правителем Урука становит­ся Гильгамеш, вошедший в легенду герой «Эпоса о Гильгамеше», древнейшего из дошедших до нас литера­турных произведений.
2600 Правителей Ура погребают в усыпальницах вместе с их приближенными, принесен­ными в жертву.
2500 Письменность распространя­ется по миру, благодаря раз­витию торговых связей.
2350 Саргон Аккадский, правитель семитского племени, обитав­шего на севере Месопотамии, покоряет шумерские города. Впоследствии Саргон объе­диняет страну, основав пер­вую империю, о которой зна­ет история.
2100 Ур-Намму, правитель Ура, восстанавливает славу шу­мерской державы, учрежда­ет школы писцов, провозгла­шает первый свод законов, проводит реформу календаря и поощряет зарубежную тор­говлю.
1950 После захвата Ура пришед­шими из Западного Ирана эламитами, роль шумерского госу­дарства в политике навсегда сходит на нет.

Что же, теперь вы знаете про древний Шумер все, что должен знать среднестатистический образованный человек.

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

[править] Ссылки

  • Альфред Грибер. ИВРИТ И ЯЗЫК ШУМЕРОВ
  • Мифы Древнего Шумера и Библия

Смешение народов с евреями

Древнее время Шумеры и евреи • Хабиру • Гиксосы • Лебу • Вавилонянки и евреи • Финикийцы • Данайцы/Данайцы и Дан • Чекеры • Гипотеза о связи дорийцев с израильским Дором • Спарта и евреи • Карфагенские евреи • Хурриты и евреи • Гиксосы и евреи 
Античность Идумеи • Итуреи • Карфагенские народы • Ассирийцы/Ассирия • Римская империя • Римлянки и евреи • Смешение греков с евреями 
Средние века Берберы • Джерауа • Нафуса • Фалаша • Химьяр • Хазары • Пуштуны • Ятта • Ассирицы-несториане • Армянские евреи • Палестинцы еврейского происхождения 
Современность Смешение евреев с американцами • С итальянцами • Британский израилизм • Секс-туризм в Израиле • Секс-туризм израильтян • Арабо-еврейские браки • Иудаизация палестинцев • Смешение евреев с русскими 
Разное Принявшие иудаизм народы

Повседневная жизнь и ремесло

Если брать за основу ряд дошедших повестей о жизни шумеров, то можно сделать вывод, что трудовая деятельность стояла на первом месте. Считалось, что если ты не работаешь, а гуляешь по паркам, то ты не только не мужчина, но и не человек. То есть идея труда как основного фактора эволюции воспринималась на внутреннем уровне даже древнейшими цивилизациями.

Для шумеров было принято уважать старших и помогать своей семье в ее деятельности, будь то работа в поле или торговля. Родители должны были правильно воспитать своих детей, чтобы те позаботились о них в старости. Именно поэтому так ценилась устная (через песни и сказания) и письменная передача информации, а вместе с ней и передача опыта из поколения в поколение.

Шумерский кувшин

Шумерская цивилизация была аграрной, отчего сельское хозяйство и ирригация развивались относительно быстрыми темпами. Существовали специальные «календари землевладельца», которые содержали советы по правильному ведению хозяйства, пахоты и управлению работниками. Сам документ не мог быть написан земледельцем, так как они были неграмотными, следовательно, он был издан в образовательных целях. Многие исследователи придерживаются мнения, что мотыга обычного земледельца пользовалась не меньшим уважением, чем плуг зажиточных горожан.

Большой популярностью пользовались ремесла: шумеры изобрели технологию гончарного круга, ковали инструменты для сельского хозяйства, строили парусные лодки, владели искусством литья и пайки металлов, а также инкрустации драгоценных камней. К женским ремеслам относилось умение искусно ткать, варить пиво и заниматься садоводством.

Цивилизация Шумеров

Шумерское государство процветало благодаря поливному земледелию. Обитатели этого региона строили водохранилища и каналы, превращая с их помощью засушливые земли в плодородные.

Статуя 24-го века до н. э. молящегося шумерского человека (современная восточная Сирия)

Повышению урожайности способствовало и появление других нововве­дений: плуга, тележки на колесах и парусной лодки. Все это изобрели шумеры.

Изобилие пищи повлекло за собой увеличение численности населения, рост городов и появление у людей возможности сменить сельские занятия на городские.

Среди шумеров стали выделяться торговцы, начался обмен местной сельскохо­зяйственной продукции на металл, древесину и прочие ресурсы. Появилось много искусных ремесленников.

Поначалу шумерскими городами управляли советы старейшин. Ког­да участились конфликты между городами, советы стали назначать военных вождей – лугалей (по-шумерски – «большой человек»). Эта должность была временной, а затем стала наследственной. Впоследствии слово «лугаль» получило значение «царь».

В Шумере существовало двенадцать независимых городов-государств, каждое из которых состояло из одного или нескольких городских центров, окруженных деревнями и сельскими угодьями, и управлялось своим царем.

Посреди города располагался храм бога-покровителя. Со временем эти храмы пре­образовались в огромные ступенчатые сооружения – зиккураты – высотой до 50 м.

Шумеры были хорошими математиками. Они пользо­вались не только десятичной, но и шестидеся­теричной системой счисления, именно оттуда пошло деление круга на 360°, час из 60 минут и минута из 60 секунд.

Но величайшим достижением шумерской цивилизации стало создание письменности, позволявшей фиксировать все, что угодно, от торговых сделок до законов и межгосударствен­ных договоров.

Шумерская богиня

Около 2350 г. до н. э. Шумер захватили семитские племена, явившиеся с севера.

К 1950 г. до н. э. шумеры утратили по­литическое могущество, но их письменность, законы и религия сохранились в пришедших им на смену цивилизациях Вавилона и Ассирии.

  • Богатые шумеры ставили в святилищах богов собственные изображения – маленькие глиняные фигурки с молитвенно сложенными руками.
  • Первые поселения шу­меров находились близ побережья Персидского залива (юг современного Ирака). Со временем их влияние распространилось по всей Месопотамии.

Великий зиккурат в Уре — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья.