Клинопись (письменность месопотамии)

Оглавление

Что обозначает слово “клинопись”?

К самому древнейшему способу письма, зародившемуся в Междуречье (Месопотамии), относят клинопись. Под этим термином понимается процесс нанесения на «таблетки» (таблички из еще не высохшей глины) определенной системы черточек-клиньев.

Раскопки в городах Киш, Урук в 3500-3300 годах до н.э. открыли миру первые клинописные записи. Поэтому клинопись неразрывно связывают с шумерской цивилизацией, существовавшей два тысячелетия на землях современного Ирака.

Позже письменность в виде системы клиньев была заимствована Вавилоном и Ассирией, а также Хеттским царством, Древней Персией.

Войны за гегемонию в Шумере.

По мере дальнейшего освоения равнинных земель границы мелких шумерских государств начинают соприкасаться, развёртывается ожесточённая борьба между отдельными государствами за землю, за головные участки оросительных сооружении. Борьба эта заполняет историю шумерских государств уже в первой половине III тысячелетия до н. э. Стремление каждого из них захватить контроль над всей ирригационной сетью Двуречья привело к борьбе за гегемонию в Шумере.

В надписях этого времени встречаются два различных титула для правителей государств Двуречья — лугаль и патеси (некоторые исследователи читают этот титул энси). Первый из титулов, как можно предположить (есть и другие толкования этих терминов), обозначал ни от кого не зависимого главу шумерского города-государства. Термином же патеси, который первоначально, возможно, был жреческим титулом, обозначался правитель государства, признававшего над собой господство какого-нибудь другого политического центра. Подобный правитель играл в основном лишь роль верховного жреца в своём городе, политическая же власть принадлежала лугалю государства, которому он, патеси, подчинялся. Лугаль — царь какого-нибудь шумерского города-государства — отнюдь ещё не являлся царём над прочими городами Двуречья. Поэтому в Шумере в первой половине III тысячелетия имелось несколько политических центров, главы которых носили титул царя — лугаля.

Одна из таких царских династий Двуречья укрепилась в XXVII—XXVI вв. до н. э. или несколько ранее в Уре, после потери Шуруппаком своего прежнего преобладающего положения. До этого времени город Ур находился в зависимости от близлежащего Урука, который в царских списках занимает одно из первых мест. В течение ряда веков, судя по тем же царским спискам, имел большое значение и город Киш. Выше упоминалась легенда о борьбе между Гильгамешем, царём Урука, и Аккой, царём Киша, входящая в состав цикла эпических поэм Шумера о витязе Гильгамеше.

О мощи и богатстве государства, созданного первой династией города Ура, говорят оставленные ею памятники. Вышеупомянутые царские гробницы с их богатым инвентарём—замечательным оружием и украшениями—свидетельствуют о развитии металлургии и усовершенствованиях в обработке металлов (меди и золота). Из тех же гробниц дошли до нас интересные памятники искусства, как, например, «штандарт» (точнее — переносный балдахин) с изображениями военных сцен, выполненными в мозаичной технике. Раскопаны и предметы прикладного искусства высокого совершенства

Гробницы привлекают к себе внимание и как памятники строительного мастерства, ибо мы находим в них применение уже таких архитектурных форм, как свод и арка.

В середине III тысячелетия до н. э. на преобладание в Шумере претендовал и Киш. Но затем выдвинулся Лагаш. При патеси Лагаша Эаннатуме (около 247.0 г.) в кровавой битве было разгромлено войско Уммы, когда патеси этого города, поддержанный царями Киша и Акшака, осмелился нарушить древнюю границу между Лагашем и Уммой. Свою победу Эаннатум увековечил в надписи, которую он вырезал на большой каменной плите, покрытой изображениями; на ней представлен Нингирсу, главный бог города Лагаша, накинув ший сеть на войско врагов, победоносное наступление войска Лагаша, его торже ственное возвращение из похода и т. л. Плита Эаннатума известна в науке под названием «Стелы коршунов» — по одному из своих изображений, в котором представлено поле битвы, где коршуны терзают трупы убитых врагов. В результате победы Эаннатум восстановил границу и вернул захваченные ранее врагами плодородные участки земли. Эаннатуму удалось также одержать победу и над восточными соседями Шумера — над горцами Элама.

Военные успехи Эаннатума, однако, не обеспечили длительного мира Лагашу. После его смерти возобновилась война с Уммой. Её победоносно закончил Энтемена, племянник Эаннатума, успешно отражавший также и набеги эламитов. При его преемниках началось ослабление Лагаша, снова, невидимому, подчинившегося Кишу.

Но господство последнего тоже было недолговечным, быть может, в связи с усилившимся напором семитических племён. В борьбе с южными городами Киш также стал терпеть тяжкие поражения.

Примечания[править]

  1. Это связано с тем, что у нас принята десятиричность, а у вавилонян была принята двенадцатиричность (считали не пальцы на руках, большим пальцем перебирали фаланги четырех оставшихся).
  2. У такого вида письменности были недостатки — по высохшей глине нельзя было писать. Ведь все знают, что глина сохнет на солнце? Зато хранится довольно долго.
  3. Хаммурапи не первый, он самый распиаренный.
  4. Последним ахеменидским царём был бывший сатрап Бактрии и Согдианы (ныне Афганистан, Туркменистан и Узбекистан) Бесс, он же Артахшасса V.
  5. В сороковнике те боги, которые упоминаются, такие же, но в целом тема раскрыта меньше.

Замечания

  1. AJ Sachs / DJ Wiseman: Список вавилонских царей эллинистического периода , в: Ирак 16, 1954, 202-212; Геллер: Последний клин , в: Zeitschrift für Assyriologie 87, 1997, 43-95.
  2. Дениз Шмандт-Бессера : Архаическая система записи и происхождение письма . Малибу, Ундена 1977.
  3. Теодор Захария : Небольшие сочинения по индийской филологии, по сравнительной истории литературы, по сравнительному фольклору , Бонн и Лейпциг, 1920, стр. 12
  4. См., Например, Borger, Mesopotamisches Zeichenlexikon, упомянутый в разделе «Литература».
  5. С. Парпола: Транслитерация шумерского: проблемы и перспективы , в Festschrift Salonen (StOr 46), 1975, 239-257

Боги среди нас

Один из элементов на глиняных клинописных табличках, который горячо обсуждается в археологии, это природа аннунаков. Мифы и рассказы об аннунаках можно найти во многих других текстах, таких как книга Бытия в иудейской и Библия в христианской религии. Там имеются схожие метафоры, но только изменены имена и названия. Создание «неба и земли» из «водной бездны», «Адам и Ева», созданные по образу и подобию высшего существа, «Ноев ковчег» — все эти истории могут быть метафорами, поддерживающими такую теорию о происхождении нашего вида. Но, если эти глиняные клинописные таблички, написанные более 3000 лет до н. э., старше Библии, то насколько правдивы эти мифы?

Существует целая теория, что планета Нибиру была реальностью, и аннунаки были могущественной расой инопланетян, обладавшей знаниями и возможностями для генетического экспериментирования и манипулирования. Они и создали людей путём генной инженерии для своих целей. Одним из аргументов выдвигается тот факт, что около 10 000 лет назад вполне вероятной была глобальная катастрофа (возможно ядерная). Это привело к значительной потере человеческого населения, как будто кто-то нажал кнопку сброса для всей цивилизации, и человеческие существа вынуждены были снова начать своё развитие с нуля. Возможно «Ковчег» был космическим кораблём, на котором смогли сохранить небольшой процент населения для последующего восстановления общества. Был ли «Ковчег» метафорой инопланетного корабля или фактической деревянной лодкой? Сторонники идей Ситчина придерживаются мнения, что это были метафоры, которыми древние люди смогли описать неизвестные им технологии, используемые могущественными существами.

Многие артефакты Шумер демонстрируют сверхсуществ с крыльями

Так где же они теперь?

Возникает вопрос: «Если наш вид был результатом генетических экспериментов инопланетных существ, то где же они сейчас?». Почти 31 000 древнейших глиняных табличек и их фрагментов в настоящее время размещены в Британском музее. Многие из них до сих пор расшифровываются и переводятся. Тексты, нанесённые на них, носят фрагментарный характер, имеют неполный смысл, вырванный из контекста, и поэтому, имеют неоднозначное трактование.

Клинопись является примером того, как в течение нескольких тысяч лет изменялась письменность цивилизаций, живших в Месопотамии. От клиновидных углублений до пиктограмм и иероглифов. Сложно даже сказать было ли это орнаментом или несло смысловую нагрузку. Непонятно в какую сторону это читать и где начинается и оканчивается слово. Существует множество неоднозначных трактовок и правил для перевода.

Пример шумерской клинописи

На примере клиновидной письменности видно, что пишущий эффективно использовал инструмент, и быстро нажимал по мягкой глиняной табличке справа налево. С развитием языков, развивалась и система письменности. Между 4 000 лет до н.э. и 500 г. до н.э. менялись значения слов, что отражало влияние семитских народов, которые завоёвывали Месопотамию. В пиктографическом письме, в зависимости от контекста, любой символ мог иметь несколько различных значений. Со временем количество символов было снижено с 1500 до примерно 600 знаков.

[править] Расшифровка клинописи

История письменности. 2. Бесконечный поиск (Бехистунская надпись)

Генри Раулинсон

К периоду средневековья большинство памятников древних ближневосточных культур оказалось погребенным под слоями земли и ждало своего дальнейшего открытия. Зато в Иране среди развалин Персеполя сохранилась каменная плита и отдельные надписи, сделанные персидской клинописью. Попытки его расшифровать предпринимались мусульманскими учеными, однако успеха не имели.

Одно из первых в Европе описаний надписей из Персеполя составил венецианский дипломат Иосафат Барбаро (1413—1494 гг.), который однако посчитал, что они имеют древнее еврейское происхождение. В XVII—XVIII вв. образцы иранской (и возможно шумерской) клинописи попали в Европу благодаря итальянским и датским путешественникам. Первые серьезные попытки анализа этих текстов были предприняты уже в конце XVIII века, но только в 1845 году британец Генри Раулинсон (1810—1895 гг.) опубликовал точный перевод. Важным было то, что Генри Роулинсон скопировал и перевел персидский текст Бехистунской надписи, сделанной на трех языках. Таким образом, исследователи получили возможность пользоваться его переводом для дальнейшей расшифровки эламского и вавилонского текстов.

В 1846 году британский востоковед Эдвард Хинкс (1792—1866 гг.) опубликовал статью, в которой сумел детально описать принципы составления клинописных памятников.

Цивилизация Шумеров

Шумерское государство процветало благодаря поливному земледелию. Обитатели этого региона строили водохранилища и каналы, превращая с их помощью засушливые земли в плодородные.

Статуя 24-го века до н. э. молящегося шумерского человека (современная восточная Сирия)

Повышению урожайности способствовало и появление других нововве­дений: плуга, тележки на колесах и парусной лодки. Все это изобрели шумеры.

Изобилие пищи повлекло за собой увеличение численности населения, рост городов и появление у людей возможности сменить сельские занятия на городские.

Среди шумеров стали выделяться торговцы, начался обмен местной сельскохо­зяйственной продукции на металл, древесину и прочие ресурсы. Появилось много искусных ремесленников.

Поначалу шумерскими городами управляли советы старейшин. Ког­да участились конфликты между городами, советы стали назначать военных вождей – лугалей (по-шумерски – «большой человек»). Эта должность была временной, а затем стала наследственной. Впоследствии слово «лугаль» получило значение «царь».

В Шумере существовало двенадцать независимых городов-государств, каждое из которых состояло из одного или нескольких городских центров, окруженных деревнями и сельскими угодьями, и управлялось своим царем.

Посреди города располагался храм бога-покровителя. Со временем эти храмы пре­образовались в огромные ступенчатые сооружения – зиккураты – высотой до 50 м.

Шумеры были хорошими математиками. Они пользо­вались не только десятичной, но и шестидеся­теричной системой счисления, именно оттуда пошло деление круга на 360°, час из 60 минут и минута из 60 секунд.

Но величайшим достижением шумерской цивилизации стало создание письменности, позволявшей фиксировать все, что угодно, от торговых сделок до законов и межгосударствен­ных договоров.

Шумерская богиня

Около 2350 г. до н. э. Шумер захватили семитские племена, явившиеся с севера.

К 1950 г. до н. э. шумеры утратили по­литическое могущество, но их письменность, законы и религия сохранились в пришедших им на смену цивилизациях Вавилона и Ассирии.

  • Богатые шумеры ставили в святилищах богов собственные изображения – маленькие глиняные фигурки с молитвенно сложенными руками.
  • Первые поселения шу­меров находились близ побережья Персидского залива (юг современного Ирака). Со временем их влияние распространилось по всей Месопотамии.

Великий зиккурат в Уре — наиболее сохранившийся храмовый комплекс Древнего Междуречья.

Расшифровка и значение для других языков (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Середина XIX века ознаменовалась попытками вникнуть в суть клинописи шумеров. Большие успехи в этом сделал Гротефенд. Однако найденная Бехистунская надпись позволила окончательно расшифровать многие тексты. Высеченные на скале тексты содержали примеры древнеперсидского, эламского и аккадского начертания. Расшифровать тексты смог Роулинс.

Возникновение клинописи шумеров повлияло на письменность других стран Междуречья. Распространяясь, цивилизация несла с собой и словесно-слоговой тип письма, который перенимали другие народы. Особо явно видно вхождение клинописи шумеров в эламское, хурритское, хеттское и урартское письмо.

Сколько найдено табличек с заклинаниями?

До недавнего времени было известно 24 глиняные таблички раннединастического времени с 53 шумерскими заклинаниями на них. Из них 8 табличек с 26 текстами относятся к раннединастическому периоду IIIa. Археологический контекст (когда он известен) демонстрирует, что заклинания, как и другие литературные тексты, происходят из храмовых и дворцовых архивов, где они хранились вместе с хозяйственными текстами, или из зданий, предположительно служащих школами.

Относительно недавно, в 2016 году, были опубликованы еще три таблички времени Фары (раннединастический период IIIa) примерно с 20 текстами. Таким образом, количество известных заклинаний этого подпериода увеличилось почти вдвое. Эти три таблички хранятся в частной коллекции в Норвегии (в знаменитой коллекции Скоена). Их происхождение неизвестно. Они были опубликованы в виде фотографий и копий и частично прочитаны.

Я в данный момент работаю над их полной расшифровкой. Две из этих трех табличек содержат так называемые колофоны, которыми снабжены и большинство литературных и лексических текстов этого времени. Колофоны текстов этого периода представляют собой информацию о людях, имеющих какое-то отношение к табличкам или текстам. Часть из них названа писцами, которые «написали эту табличку», о других сказано, что «они держали эту табличку», роль других спорна. Многие предполагают, что речь идет об авторах текстов. До публикации табличек с заклинаниями из коллекции Скоена считалось, что заклинания — особая группа текстов, поскольку известные таблички отличались от прочих литературных текстов отсутствием колофонов. Теперь же у нас есть две ранние таблички заклинаний с колофонами.

Появление новых текстов, часто переворачивающих наши представления об изучаемом периоде, — стандартная ситуация в ассириологии. Источники новых текстов — не только и не столько раскопки, сколько залежи еще никем не обработанных и не каталогизированных табличек в музеях мира или, как в нашем случае, в частных коллекциях.

[править] Источники

  1. John Heise, Akkadian language. 4. Cuneiform writing system
  2. Емельянов В., Древний Шумер. Очерки культуры. — СПб.:Петербургское востоковедение, 2001. С. 167—168
  3. Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. — Смоленск: Русич, 2001. С. 219
  4. Babylonia, A history of ancient Babylon (Babylonia) including its cities, laws, kings and legacy to civilization.
  5. Brown P. F. Venice and Antiquity: The Venetian Sense of the Past. — Yale University Press, 1997. P. 156
  6. Kevin J. Cathcart, The Earliest Contributions to the Decipherment of Sumerian and Akkadian

Письменности мира

История • Глиф • Графема • Дешифровка • Палеография • Список языков по системам письма • Создатели

Консонантное письмо

Арамейское • Арабское • Джави • Древнеливийское • Еврейское • Набатейское • Пахлави • Самаритянское • Сирийское • Согдийское • Угаритское • Финикийское • Южноаравийское

Абугиды /Индийское письмо

Балийское • Батак • Бенгальское • Бирманское • Брахми • Бухидское • Варанг-кшити • Восточное нагари • Грантха • Гуджарати • Гупта • Гурмукхи • Деванагари • Кадамба • Кайтхи • Калинга • Каннада • Кхмерское • Ланна • Лаосское • Лепча • Лимбу • Лонтара • Малаялам • Манипури • Митхилакшар • Моди • Мон • Монгольское • Нагари • Непальское • Ория • Паллава • Ранджана • Реджангское • Саураштра • Сиддхаматрика • Сингальское • Соёмбо • Суданское • Тагальское • Тагбанва • Такри • Тамильское • Телугу • Тайское • Тибетское • Тохарское • Хануноо • Хуннское • Шарада • Яванское

Абугиды /
Другие

Скоропись Бойда • Канадское слоговое • Кхароштхи • Мероитское • Скоропись Питмана • Письмо Полларда • Соранг Сомпенг • Тана • Скоропись Томаса • Эфиопское

Линейные алфавиты

Авестийский • Агванский • Армянский • Басса • Бютхакукия • Вагиндра • Венгерские руны • Глаголица • Готский • Скоропись Грегга • Греко-иберский • Греческий • Грузинский • Гьирокастро • Дезеретский • Древнепермский • Древнетюркский • Кириллица • Коптский • Латиница • Мандейский • Малоазийские • Международный фонетический • Маньчжурский • Нко • Обэри-Окаимэ • Огамический • Ол-чики • Руны • Северноэтрусские • Старонубийский • Сомалийский • Старомонгольский • Древнеливийский (Тифинаг) • Фрейзера • Эльбасанский • Этрусский • Хангыль

Нелинейные алфавиты

Шрифт Брайля • Азбука Морзе • Шрифт Муна • Оптический телеграф • Семафорная азбука • Международный свод сигналов • Тюремная азбука

Идео- и пиктограммы

Астекские • Дунба • Месоамериканские • Микмак • Миштекские • Нсибиди • Токапу

Логографическое
письмо

Китайское: Традиционное • Упрощённое • Тьы-ном • Кандзи • ХанчаПроизводные от китайского: Киданьское • Чжуанское • ЧжурчжэньскоеЛого-силлабическое: Анатолийское • И • Клинопись • Майя • ТангутскоеЛого-консонантное: Египетское письмо (иероглифика, иератика, демотика)

Слоговое письмо

Афака • Ваи • Геба • Древнеперсидское • И • Катакана • Кикакуи • Кипрское • Кпелле • Линейное письмо Б • Манъёгана • Нюй-шу • Хирагана • Чероки • Югтун

Переходные слого-алфавитные

Палеоиспанское • Чжуинь

Узелковые системы

Кипу • Узелковое письмо в Китае

Нерасшифрованные

Библское • Винча • Древнеханаанейское • Иссыкское • Кипро-минойское • Критские иероглифы • Линейное письмо А • Миштекское • Долины Инда • Цзяху • Полей погребальных урн • Протоэламское • Ронго-ронго • Рукопись Войнича • Протосинайское • Табличка из Диспилио • Фестский диск • Эламское линейное

Вымышленные
и мнимые

Дохристианская письменность у славян • Кирт • Сарати • Тенгвар

См. также

Мнемоника • Стенография • Носители: Бумага • Глиняные таблички • Папирус • Пергамент (Палимпсест)

[править] Происхождение

Древнейшие клинописные тексты, найденные при раскопках шумерского города Урука, относятся к концу 4 тысячелетия до н. э.

Первичная шумерская клинопись имела пиктографического основу. Запись пиктограмм на глиняных носителях информации была распространена от Судана до Ирана уже в 9 тысячелетии до н. э. На Ближнем Востоке и Иране существовали мелкие изделия из глины и камня в виде конусов, шаров, цилиндров и др. Американский археолог Денис Шмандт-Бессер (Denise Schmandt-Besserat) пришла к выводу, что они использовались для подсчетов. Так, одно изделие могло означать определенное количество овец, кувшинов с маслом и зерном и др. В 4 тысячелетии их клали в глиняные сосуды, которые запечатывали. На сосудах иногда знаками обозначали количество изделий. Таким образом сосуды с изделиями применялись для учета производства в хозяйствах, меновою торговле и отчетах.

В середине 4 тысячелетия появились глиняные таблички — очень удобные носители информации по сравнению с сосудами. Но для возникновения настоящей письменности требовалось абстрактное понимание символов для их записи в виде конкретных посланий, а также упрощенных форм клинописных знаков. В этом смысле, интересную гипотезу выдвигает российский историк Емельянов, который связывает возникновение письменности с шумерской религией и общим мировосприятием. Шумеры понимали окружающий мир как бесчисленное множество несогласованных между собой предметов, враждебных друг к другу богов и духов. Письменность была должна систематизировать этот мир, установить изнутри его связи. Таким образом, ранняя шумерская клинопись имела большое сходство с пиктографическим письмом, хотя в определенном смысле уже им не являлась.

И почему именно Земля?

Ситчин исследовал возможные причины присутствия здесь на Земле расы аннунаков. Он пришёл к выводу, что эти существа впервые посетили Землю, вероятно, 450 000 лет назад, когда Нибиру вошла в солнечную систему. В Африке они нашли полезные ископаемые, в частности золото. Аннунаки были экспедицией на Землю с планеты Нибиру, а люди нужны были им в качестве рядовых работников.

Захария Ситчин с макетом одной из табличек Шумеров, на которой изображена солнечная система включая планету Нибиру

После того как Ситчиным была предложена эта теория, она была признана многими учёными, как просто нелепая. Теоретики отказывались признавать идею Ситчина из-за отсутствия эмпирических доказательств, и с его переводами клинописи на глиняных табличках многие эксперты были не согласны. Некоторые же учёные считают, что переводы Ситчина можно использовать для других табличек, в контексте имён и историй древних людей. Исследователь Майкл Теллингер считает, что на самом деле есть доказательства добычи древними людьми золота в Южной Африке. А в переводах Ситчиным шумерских текстов есть ссылки на достопримечательности и мегалитические сооружения, которые не могли построить люди при древних технологиях.

Как бы там ни было, экспертов по расшифровке клинописи совсем немного, а ещё не расшифрованных и не переведенных глиняных табличек тысячи. Поэтому сделать окончательный вывод о природе создания цивилизации шумеров и пролить свет на историческую истину пока не получается. Независимо от того, насколько эта теория правдива, она довольно интересна и требует дальнейшего изучения.  

[править] Происхождение

Древнейшие клинописные тексты, найденные при раскопках шумерского города Урука, относятся к концу 4 тысячелетия до н. э.

Первичная шумерская клинопись имела пиктографического основу. Запись пиктограмм на глиняных носителях информации была распространена от Судана до Ирана уже в 9 тысячелетии до н. э. На Ближнем Востоке и Иране существовали мелкие изделия из глины и камня в виде конусов, шаров, цилиндров и др. Американский археолог Денис Шмандт-Бессер (Denise Schmandt-Besserat) пришла к выводу, что они использовались для подсчетов. Так, одно изделие могло означать определенное количество овец, кувшинов с маслом и зерном и др. В 4 тысячелетии их клали в глиняные сосуды, которые запечатывали. На сосудах иногда знаками обозначали количество изделий. Таким образом сосуды с изделиями применялись для учета производства в хозяйствах, меновою торговле и отчетах.

В середине 4 тысячелетия появились глиняные таблички — очень удобные носители информации по сравнению с сосудами. Но для возникновения настоящей письменности требовалось абстрактное понимание символов для их записи в виде конкретных посланий, а также упрощенных форм клинописных знаков. В этом смысле, интересную гипотезу выдвигает российский историк Емельянов, который связывает возникновение письменности с шумерской религией и общим мировосприятием. Шумеры понимали окружающий мир как бесчисленное множество несогласованных между собой предметов, враждебных друг к другу богов и духов. Письменность была должна систематизировать этот мир, установить изнутри его связи. Таким образом, ранняя шумерская клинопись имела большое сходство с пиктографическим письмом, хотя в определенном смысле уже им не являлась.

Возможные истоки протошумерского письма (древнейшие пиктографии)

Пиктография культуры Винча (тэртерийские таблички, дунайское протописьмо)

Древнебалканская культура Винча (V—III тысячелетия до н.э.) считается первой протоцивилизацией Европы.
Ее укрепленные поселения с домами-мазанками распространяются по всей территории Греции,
а также в Сербии, Болгарии, Венгрии и Румынии .

Носители культуры Винча умели плавить медь, занимались земледелием, скотоводством и охотой,
а также создали свою религию и даже протописьменность, которая пока не расшифрована.

Первая табличка с пиктограммами обнаружена в 1961 году в поселке Тэртэрия в Трансильвании.
Сейчас известно до 1000 глиняных и деревянных объектов с пиктограммами («тэртерийские таблички«).
Эти таблички напоминают более поздние шумерские.
Пиктограммы, напоминающие животных или ветки деревьев, перемежаются с абстрактными символами
вроде крестов, свастик и шевронов.

Справедливости ради, нужно сказать, что еще в конце XIX века археолог-самоучка Зофья Торм (1832-1899),
дочь венгерского историка, проводя раскопки в своих владениях в Хуннедоаре, в Трансильвании,
нашла предметы, похожие на шумерские. Среди них были даже таблички с «клинописью»

Торма устроила музей и выпустила книгу, в которой доказывала родство венгерского языка с шумерским.
Тогда на эту находку не обратили внимание

(Prehistory.It). (Prehistory.It).

Поскольку прототипы шумерских знаков найдены в трипольской культуре (в орнаменте горшков),
а первые шумерские тексты, возможно, написаны на индоевропейском языке —
может быть и «винчанский» язык — индоевропейский?

Клинопись: основные принципы (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Что же представляло собой клинописное письмо? Как ни парадоксально, шумеры не умели читать: принцип письма был не тот. Написанный текст они видели, ведь основой было идеографическое письмо.

На начертание во многом повлиял материал, на котором писали – глина. Почему она? Не будем забывать, что Месопотамия – район, где практически нет деревьев, пригодных для обработки (вспомним славянские берестяные грамоты или папирус египтян, сделанный из стебля бамбука), не было там и камня. А вот глины в разливах рек было предостаточно, поэтому она широко использовалась шумерами.

Заготовка для письма представляла собой глиняную лепешку, она имела форму круга либо прямоугольника. Наносились знаки специальной палочкой, именуемой капама. Она изготавливалась из твердого материала, например, из кости. Наконечник у капамы был треугольный. Процесс письма заключался в том, чтобы погрузить палочку в мягкую глину и оставить определенный рисунок. Когда капама вытаскивалась из глины, удлиненная часть треугольника оставляла след похожий на клин, поэтому и название — «клинопись». Чтобы сохранить написанное, табличку обжигали в печи.

Другие типы клинописи

Клинописными по форме, но самостоятельными по происхождению являются древнеперсидская клинопись и угаритский алфавит. Последний, по мнению А. Г. Лундина, представлял собой адаптацию к написанию на глине иной письменности (протоханаанейской или синайской), от которой произошло также финикийское письмо, в пользу чего свидетельствует порядок знаков и их чтение.

Кипро-минойское письмо также представляло собой попытку адаптировать письмо эгейского типа к написанию исключительно на глине. Наиболее близкими к клинописному начертанию являются знаки таблички, найденной в Ашдоде (см. также филистимский язык).

Разработка шрифтов

Историю развития клинописи можно проследить на глиняных табличках — с копий, которые студенты храма сделали вместе со своими учителями. Первоначально символы были пиктограммами , упрощенными графическими изображениями объекта или существа. Например, стилизованная звезда обозначала «звезду», «бог» и «небо». Позднее клинопись превратилась в идеограммы , представляющие сложные ходы мыслей. Тогда, например, стилизованная звезда тоже обозначала «сверху».

Примерно с 2900 г. до н.э. Пиктограммы все больше и больше теряли свою прежнюю функцию и свое первоначальное обозначение. Теперь один знак может иметь разное значение в зависимости от контекста. На последующем этапе развития со знаком было связано только одно значение. Из первоначальных 1500 пиктограмм было разработано 600 символов, которые использовались регулярно. Со временем эти знаки все больше и больше связаны со звучанием произносимых слов. Результатом стали головоломки с картинками (ребусы), в которых пиктограмма больше не обозначала показанный объект, а обозначала слово с похожим звуком . Подобно египетским иероглифам , клинопись фонетизировалась в течение длительного периода времени . Чтобы обеспечить четкое чтение, переписчики ввели детерминанты, чтобы классифицировать символы по значению предмета. В процессе разработки шрифта символы усложнялись, например, повторяя одни и те же формы.