Игорь стравинский: факты из биографии великого композитора

Оглавление

Музыка

В 1908 два произведения Стравинского — «Фавн и пастушка» и «Симфония ми-бемоль мажор» — были исполнены придворным оркестром. В следующем году на исполнение его оркестрового скерцо попал Сергей Дягилев: он был настолько поражен талантом молодого композитора, что сразу же познакомился с ним и заказал несколько аранжировок для русского балета в Париже. Через год Дягилев вновь обращается к Стравинскому, заказывая музыкальное сопровождение для нового балета «Жар-Птица».

Игорь Стравинский и Сергей Дягилев

Премьера прошла летом 1910: невероятный успех мгновенно превратил Стравинского в самого одаренного представителя нового поколения музыкальных авторов. «Жар-Птица» стала началом плодотворной совместной работы Игоря и труппы Дягилева. Уже следующий сезон открывается балетом «Петрушка», с партитурой Стравинского и великолепным Вацлавом Нижинским в главной роли.

Окрыленный успехом, композитор задумал написать своего рода симфонический ритуал, который в 1913 в парижском театре наделал немало шума. Этим произведением стала «Весна священная». Зрители во время премьеры разделились на два лагеря: одни были возмущены неоднозначным танцем и смелой музыкой, вторые приветствовали оригинальную постановку. Свидетели говорили, что танцорам не было слышно оркестра – такой сильный гул был в зале.

Вацлав Нижинский в балете Стравинского «Петрушка»

С этого дня Стравинского называли композитором той самой «Весны священной» и деструктивным модернистом. Игорь покидает родной город, вместе с женой и детьми в 1910 году обосновывается во Франции.

Однако Первая мировая войны свела на нет «Русские сезоны» в Париже, и щедрые гонорары закончились. В 1914 чета Стравинских оказывается в Швейцарии практически без средств к существованию. В те времена он часто обращается к русским народным мотивам, сказкам.

К этому времени музыка, которую писал Стравинский, стала более аскетичной, сдержанной, но невероятно ритмичной. В 1914 году он начал работу над балетом «Свадебка», которую удалось окончить лишь в 1923. Она была основана на сельских русских песнях, которые исполнялись на свадьбах и венчаниях. В 1920 в русском стиле было написано последнее шедевральное произведение – «Симфония для духовых».

После из его творчества исчез национальный колорит, и он начал трудиться в стиле неоклассицизма. Далее композитор интерпретирует старинную европейскую музыку и другие интересные исторические стили. С 1924 года Игорь Стравинский прекращает писать и выступает в качестве пианиста и дирижера. По окончании Второй мировой его концерты стали пользоваться особой популярностью.

Портрет Игоря Стравинского

Тогда же возобновляются «Русские сезоны», но на скромном уровне. Последним балетом, который создали Дягилев и Стравинский, стал «Аполлон Мусагет», премьера которого состоялась в 1928. Через год Дягилев умирает, и труппа распадается.

1926 год – переломный в судьбе Стравинского, он пережил духовную трансформацию, которая, конечно, оказала влияние и на творчество. Религиозные мотивы появляются в его «Царе Эдипе», в кантате «Симфония псалмов». Либретто к этим произведениям создаются на латыни. В 1939 его приглашали в Гарвардский университет в Америку, где он читал цикл лекций «Музыкальная поэтика».

В пятидесятые годы в Европе появляется авангард, который отверг любимый Стравинским неоклассицизм, и Стравинский переживает музыкальный кризис. Большая депрессия, в которой находился Игорь, окончилась несколькими экспериментальными работами: «Кантата», «Памяти Дилана Томаса».

Работать он продолжал, несмотря на инсульт, до 1966 года, последним произведением стал «Реквием». Это невероятно тонкое произведение, написанное композитором в 84 года, стало свидетельством великого таланта и неиссякаемой энергии Стравинского.

Фильмография

Фильмы о  И.Ф. Стравинском

 Игорь Стравинский: из цикла передач «Гении» на канале «Культура». К 125-летию И.Ф. Стравинского.  2007. Жанр: Документальный Продолжительность: 50 минут . Режиссер: Андрей Кончаловский, Галина Огурная, Мария Соловцова, Ирена Мацкевич, Дмитрий КучковИгорь Стравинский: композитор / Igor Stravinsky: Composer. 2001 г. Жанр: музыкальный, биографический . Режиссер :  Янош Дарваш .В фильме Стравинский рассуждает о мире, музыке, рассказывает о своих планах и обсуждает c исполнителями свои произведения: «Симфонию псалмов», «Петрушку», «Весну Священную», рассказывает историю возникновения «Жар-Птицы», вспоминает творчество Нижинского. Использованы архивные съёмки, запечатлевшие композитора за работой.

Коко Шанель и Игорь Стравинский —  Франция, 2009. Жанр: мелодрама.  Режиссер Ян Кунен. Был выбран как фильм, закрывавший Каннский кинофестиваль 2009 года, и показан 24 мая 2009 года.

В фильме рассказывается об отношениях между Коко Шанель и Игорем Стравинским, которые возникли у них в Париже в 1920 году, том самом году, когда были созданы знаменитые духи Chanel No. 5. Фильм снят по роману Криса Гринхала «Коко и Игорь» (2002). Гринхал также написал сценарий фильма.

Однажды на границе… (Once, at a Border…)  Великобритания, 1982.Жанр : документальный. Режиссер  Тони Палмер — Оперный режиссер, кинодокументалист, влиятельнейший британский музыкальный критик…Фильм был закончен к 100-летию со дня рождения Стравинского.

Фильмы по произведениям Стравинского

Петрушка: фильм-балет. 2003г. Режиссер Попова Е. В.

Соловей:  фильм-опера.  2004г.  Либретто Игоря Стравинского и Степана Митусова по сказке Ганса Христиана Андерсена. Режиссер Кристиан Шаде. Композитор Игорь Стравинский. Дирижер Джеймс Конлон. Хор и оркестр Парижской национальной оперы.

Фильмы, в которых звучит музыка Стравинского   

Воскрешая мертвецов / Bringing Out the Dead (США) 1999

Воспитание Аризоны / Raising Arizona (США) 1987

Другой мужчина /Un autre homme. Режиссер Лионель  Бэер, 2008

Закон желания | Law of Desire/Ley del deseo, La (Испания) 1987

Короткий монтаж /Short Cuts (США) 1993

Очаровательная проказница /Belle noiseuse, La (Франция, Швейцария) 1991

Фантазия | Fantasia | The Concert Feature (США, анимационный) 1940

Фантазия 2000.(США). Режиссер: Джеймс Алгар, Гаэтан Брицци, 1999

Личная жизнь

В 1906 г. состоялась свадьба между Игорем Фёдоровичем Стравинским и Екатериной Гавриловной Носенко. Невеста приходилась жениху кузиной, их матери были родными сёстрами.  Через год у супругов родился первый сын Фёдор. Он стал впоследствии художником.

С Екатериной Носенко

В 1908 г. появилась на свет дочь Людмила. В 1935 г. она стала женой поэта Ю. Мандельштама, и в 1937 г. родила ему дочь Екатерину.

Второй сын Стравинских, Святослав, родился в 1910 г. Он пошёл по стопам отца и посвятил свою жизнь музыке, стал композитором и пианистом.  Младшая дочь Милена родилась в 1914 г. в Швейцарии. Людмила умерла от чахотки в 1938 г. во Франции. Через год там же скончались мать и жена композитора.

В 1940 г. Игорь Фёдорович вновь женился. Его избранницей стала актриса немого кино Вера Судейкина.

С Верой Судейкиной

Стравинскому также приписывают роман с Коко Шанель. Эти слухи основаны на том, что в тяжёлые времена она помогала композитору материально.

Коко Шанель

Интересные факты о композиторе Игорь Стравинский

  1. Он прекрасно рисовал, а также был ценителем живописи. У него была богатая библиотека, которая была посвящена изобразительному искусству.
  2. Игорь панически боялся простудиться. Он хорошо одевался, а также всегда носил тёплую одежду. Стравинский следил за своим здоровьем, и время от времени он делал профилактические обследования у врачей.
  3. Стравинский обожал крепкие спиртные напитки. Он шутил, что ему нужно было взять творческий псевдоним «Стрависки». Алкоголь в  жизни маэстро был в меру.
  4. Он не любил людей, которые громко разговаривают. Они пугали и настораживали маэстро.
  5. Стравинский не любил критику, но часто мог негативно высказать мнение о своих коллегах.

Жизнь

Игорь Стравинский, 1921 г.

Игорь Стравинский, 1965 г.

Стравинский родился в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом в России в 1882 году. Детство и юность он провел в относительно жесткой среде под влиянием своего отца Федора Стравинского . Как и он, он сначала изучал право в Санкт-Петербурге , который окончил в 1905 году, но тогда был учеником Римского-Корсакова .

В 1906 году он женился на россиянке Екатерине Носенко, от которой у него было два сына и две дочери (1907, 1908, 1910, 1914). Она была студенткой Академии Коларосси в Париже , где развивала свой «большой талант к рисованию». В 1923 году для исполнения « Свадьбы » Стравинского («Крестьянская свадьба») она проиллюстрировала текст композиции «красивыми акварельными красками с яркими красками».

Жажда открытий Стравинского длилась всю его жизнь; он проявил неослабевающее желание учиться и исследовать искусство, литературу и саму жизнь. Его русская среда с ее направленной внутрь культурной жизнью, которая казалась ему ограниченной и провинциальной, усиливала его стремление к внешнему миру. В 1910 году он впервые побывал в Париже, где были поставлены балеты Der Feuervogel (1910) и последующие произведения « Петрушка» (1911) и Le sacre du printemps (1913). Не в последнюю очередь из-за большевистской революции Стравинский жил во Франции с 1920 года; В 1934 году он стал гражданином Франции.

Он совершил три поездки в Америку: в 1925, 1935 и 1937 годах. В 1939 году умерла его жена. Из-за войны он покинул Францию ​​и в 1940 году окончательно уехал в США, где женился на своей давней возлюбленной, художнице Вере Судейкиной де Боссе . Всю оставшуюся жизнь его вторая жена все больше поддерживала его в изначально странной обстановке; многочисленные истории рассказывают об их неустанных усилиях ради его благополучия и спокойствия, которое ему нужно было создавать. Стравинский привык к жизни во Франции; Ему было сложно эмигрировать в Америку в возрасте 58 лет, хотя он получил гражданство США в 1946 году . Некоторое время он поддерживал круг друзей эмигрировавших русских, но понял, что это не поддержит его творческую и профессиональную деятельность в США.

Когда он планировал оперу с У. Х. Оденом , Стравинский — еще незнакомый с англоязычным миром — познакомился с композитором и музыкантом Робертом Крафтом , который оставался со Стравинским до самой его смерти и был его переводчиком, хроникером, помощником дирижера и фактотумом для бесчисленных мюзиклов. и социальные обязанности действовали.

Стравинский интенсивно работал над своей работой с Эрнестом Ансерме : швейцарский дирижер провел семь мировых премьер Стравинского в период с 1918 по 1930 год. Однако поворот Стравинского к двенадцатитонной музыке с 1952 года был решающим в его работе «Основы музыки в человеческом сознании» .

В 1967 году Университет Рутгерса в Нью-Джерси присвоил Стравинскому звание почетного доктора.

Игорь Стравинский скончался 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке; По просьбе композитора заупокойная месса и погребение прошли на кладбище Сан-Микеле в Венеции , где похоронена и его вторая жена.

Личная жизнь Игоря Стравинского

В 24 года Стравинский повенчался с двоюродной сестрой Екатериной Носенко. От этого союза родились сыновья Федор и Святослав (старший стал портретистом, младший – пианистом и музыкальным педагогом). А также дочери Людмила и Милена.

Игорь с первой женой Екатериной Носенко

После смерти Екатерины Игорь Федорович женился на звезде кинематографа, художнице Вере Судейкиной-Боссе. Они были знакомы с 1921 года. Чета не разлучалась до смерти Стравинского: вместе ездили на гастроли, вдвоем побывали в Советском Союзе.

Вера Стравинская, президент США Джон Кеннеди с супругой Жаклин и Игорь Стравинский у входа в Белый Дом. 1962 год

Вера пережила супруга на 11 лет и успела издать о нем несколько книг. Похоронена рядом с мужем. А правнучка композитора Мария создала и возглавила Фонд его имени.

Не секрет, что Коко Шанель занималась костюмами к балетам «Русских сезонов». До сих пор ходят слухи, что между Коко и композитором была любовная страсть. Но эта история знаменитой пары покрыта призрачным флером нераскрытой тайны.

Русский стиль

Именно под руководством Римского-Корсакова Стравинский написал свои первые произведения. Это были скерцо и соната для фортепиано, а также сюита для голоса с оркестром, которая известна под названием «Фавн и пастушка». Прошло немного времени, и Дягилев предложил ему создать балет для постановки в «Русских сезонах», что должны были проходить в Париже.

После этого Игорь Стравинский продолжил работать с труппой Дягилева, и в течение трех лет сотрудничества написал для него три балета. Так появились произведения Стравинского, которые принесли ему известность во всем мире. Это были «Жар-птица» 1910, «Петрушка» 1911 и «Весна священная» 1913 года. После оглушительно успешной парижской премьеры «Жар-птицы», состоявшейся 25 июня 1910, Стравинский в одночасье стал известен как чрезвычайно одаренный композитор нового поколения. Эта работа показала, насколько полно он усвоил яркий романтизм и оркестровую палитру своего учителя. Кроме того, после “Жар-птицы” Стравинский познакомился со многими известными парижскими знаменитостями, в частности, сблизился с Дебюсси, с которым они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти француза.

На видео – балет “Петрушка” 1997 года (в роли Петрушки – А. Лиепа):

https://youtube.com/watch?v=sY-SIRvyHgI

Все это время Стравинский живет не то в России, не то во Франции – так часто он ездил в Париж, предпочитая на родине проводить лишь лето.

Супруга Игоря Стравинского Екатерина Носенко была из родной Волыни

Перед самым началом Первой мировой войны он поехал в Швейцарию за часами, да так там и остался. Началась война, за ней последовала революция в России, оборвавшая всякую надежду на возвращение в отечество. Поэтому ближайшие четыре года Игорь Стравинский проводит в Швейцарии, куда раньше выезжал с семьей – женой Екатериной Носенко и двумя детьми – лишь на зиму.

К 1914 году Стравинский исследует более сдержанные и строгие, хотя и не менее трепетные, ​​ритмические виды музыкальной композиции. В его музыкальных произведениях последующих лет преобладают наборы из коротких инструментальных и вокальных отрывков, основанных на разнообразных русских народных текстах и идиомах, а также на рэгтайм (жанр американской музыки, популярной в 1900-1918 гг.) и других стилистических моделях Западной или популярной танцевальной музыки.

Молодой Игорь Стравинский

Именно в Швейцарии он пишет оперу «Соловей» и «Историю солдата». В то же время он знакомится с Эриком Сати, чья манера написания музыки приводит Стравинского в восторг. Так что тот факт, что Сати оставил заметный след в творчестве Стравинского, был вполне естественным.

Детство и юность

В 1882 году под Петербургом родился Игорь Стравинский. Его родители имели непосредственное отношения к музыке – папа Федор солировал в Мариинском театре и был заслуженным артистом Российской империи, мама Анна – пианистка, аккомпанировала супругу. Игорь рос среди нескончаемого потока гостей, в числе которых встречались писатели, артисты, музыканты. Отец мальчика был дружен с Достоевским.

Игорь Стравинский в молодости

Первый раз за фортепиано будущий гений сел в 9 лет. После окончания гимназии родители устроили Игоря в университет Санкт-Петербурга, где юноша обучался на юриста. Самостоятельно Стравинский изучал музыку, затем стал брать уроки в частном порядке у Римского-Корсакова.

Игорь Стравинский и Николай Римский-Корсаков

Знакомству Игорь обязан его сыну Владимиру, который обучался также на юридическом. Римский-Корсаков впечатлился талантами Стравинского, посоветовал не поступать в консерваторию, так как знаний у юноши было достаточно. Наставник обучал в основном Игоря навыкам оркестровки, корректировал его произведения. Благодаря своему влиянию он добивался, чтобы музыку его ученика исполняли.

Биография

Родился будущий музыкант в небольшом городке Российской Империи Ораниенбауме (ныне Ломоносов) в июне 1882 года в семье оперного певца и пианистки. Близкими друзьями родителей были знаменитые творческие люди: Римский-Корсаков, Достоевский, Кюи. В доме Стравинских собирался весь цвет культурной столицы России — Санкт-Петербурга.

Разумеется, атмосфера бесконечного творческого музицирования, импровизации, чтений, дискуссий и философских бесед, в которой вырос будущий гений, оставила свой серьезный след в душе Игоря. Однако родители настояли, чтобы он отправился в юридический университет.

Игорь учился «спустя рукава» и все усилия прилагал к занятиям музыкой с Римским-Корсаковым, который давал ему основы оркестровки, тогда же были написаны несколько небольших произведений.

Краткая биография

В 1902 г. Стравинский познакомился с Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым, который предложил одарённому юноше частные уроки. На протяжении 5 лет Игорь занимался у знаменитого композитора. Также он часто бывал на музыкальных вечерах, проходивших в доме Римского-Корсакова.
В 1905 г. молодой человек окончил университет и решил полностью посвятить себя музыке.
В 1907 г. Стравинский под руководством Римского-Корсакова закончил своё первое большое произведение – симфонию.
В апреле 1907 г. на бесплатном концерте в Петербурге состоялась премьера симфонии Стравинского. А чуть позже публике была представлена сюита «Фавн и пастушка»

Оба сочинения были приняты очень тепло.
На молодого композитора обратил внимание известный театральный деятель Сергей Дягилев. Он предложил Стравинскому написать балет для парижских «Русских сезонов».
В 1910 г

в Париже состоялась премьера балета «Жар-птица» в постановке М. Фокина. Балет имел невероятный успех и принёс славу молодому композитору.
На следующий год Стравинский написал для труппы Дягилева балет «Петрушка». Главную роль исполнял ведущий танцовщик труппы Вацлав Нижинский. Представлен балет был в парижском театре «Шатле», а затем с неизменным успехом прошли премьеры и в других европейских городах.
В Париже Стравинский познакомился и подружился с композиторами-новаторами Эриком Сати, Клодом Дебюсси, Морисом Равелем.
В 1913 г. состоялась премьера 3-го балета, написанного Стравинским для «Русских сезонов». «Весна священная» была принята публикой неоднозначно, её либо превозносили, либо ругали за оригинальную постановку и смелую музыку.
С началом Первой мировой войны Стравинский с семьёй уехал в Швейцарию. Там он написал оперу «Соловей» по сказке Андерсена, стилизованное произведение «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» для музыкального театра, музыкально-сценическое произведение «История солдата» на основе сказок Афанасьева.
В 1914 г. Стравинский начал работу над комической оперой «Свадебка» на основе народных текстов. Закончил он это произведение в 1923 г.
В 1919 г. композитор сочинил новый балет для Дягилева – «Пульчинелла». С этого балета начался неоклассический период в творчестве мастера. К произведениям этого периода относятся: фортепианный концерт (1924), опера «Царь Эдип» (1927), балет «Поцелуй феи (1928), «Симфония псалмов» (1930) и др.
В 1920 г. композитор с семьёй переезжает во Францию. Там он сближается с группой французских композиторов («Шестёрка»). В Россию Игорь Фёдорович решил не возвращаться.
В 1922 г. к Стравинскому в Париж переехала его мать. В этом же году вышла камерная опера «Мавр». Она была воспринята в целом как неудача композитора, но были и положительные отзывы.
В 1924 г. состоялся дебют Стравинского в качестве пианиста.
В 1933 г. популярная русская актриса и танцовщица Ида Рубинштейн и французский писатель Андре Жид заказали композитору мелодраму «Персефона».
В 1934 г. Стравинский получил французское гражданство.
В 1935 г. была издана книга мемуаров музыканта.
В 1937 г. в Нью-Йорке состоялась премьера балета Стравинского «Игра в карты».
В 1939 г. композитор переехал в США, а в 1945 г. получил американское гражданство. В Америке он много работал, там были написаны, в частности: опера «Похождения повесы», балет «Орфей», несколько симфоний и концертов для оркестра.
С середины 1950-х гг. Стравинского увлекают библейские сюжеты. Он пишет вокально-инструментальные композиции: «Священное песнопение», «Плач пророка Иеремии», «Потоп» и ряд других.
В 50-60-х гг. Стравинский много гастролировал, выступал в качестве дирижёра. В этот период были сделаны авторские аудиозаписи большинства произведений.
В 1962 г. по приглашению советских властей композитор посетил СССР и дал несколько концертов.
В 1966 г. выходит сочинение «Заупокойные песнопения», ставшее последним крупным произведением автора.
С 1959 по 1969 гг. издаётся цикл из 6 книг Стравинского – «Диалоги с дирижером Р. Крафтом».
04.1971 в возрасте 88 лет Игорь Фёдорович Стравинский скончался.

Война и музыка

Начало Первой мировой войны привело к прекращению проведения так называемых «Русских сезонов» в столице Франции. Стравинский остался без прибыли и средств существования. Многочисленное семейство отправилось на территорию Швейцарии. Тогда у Игоря не было денег. В этот период времени он работал над русскими народными сказками.

К этому времени Игорь написал более содержательную и аскетичную музыку, главным преимуществом которой была ритмичность. В 1914 году маэстро приступил к работе над балетом «Свадебка». Только через 9 лет Стравинский смог презентовать работу. Музыкальное сопровождение к балету было основано на сельских русских композициях, которые исполняли на свадьбах и венчаниях.

После презентации балета он решил удалить из своих композиций национализм. Последующие творения он записал в стиле неоклассицизма. Маэстро «настроил» на свой лад старинную европейскую музыку. С 1924 года он перестал сочинять музыку. Игорь занялся дирижёрством. После окончания Второй мировой войны его композиции на родине приобрели огромную популярность.

Watch this video on YouTube

В этот же период времени во Франции возобновили так называемые «Русские сезоны». Они проходили уже не на том уровне. В 1928 году Дягилев и Стравинский презентовали балет «Аполлон Мусагет». Спустя год Дягилев скончался. После смерти труппа распалась.

1926 год для композитора был знаковым. Он пережил духовную трансформацию. Это событие повлияло на творчество маэстро. В его композициях были отчётливо слышны религиозные мотивы. Композиция «Царь Эдип» и кантата «Симфония псалмов» продемонстрировали духовное развитие маэстро. К представленным произведениям были созданы либретто на латинском языке.

Памяти И.Ф. Стравинского

  • В честь Стравинского назван кратер на Меркурии    
  • Мемориальный музей И. Стравинского — Волынская область, г. Устилуг.  С 1896 по 1900 гг. родители часто отправляли отдыхать Игоря Стравинского и его брата Гурия в Устилуг, имение Гавриила Носенко, родственника матери композитора. Здесь он сдружился с его дочкой, своей кузиной Екатериной. Помолвка состоялась в имении дяди в Омельно (Волынская обл.). Тесть подарил молодой чете имение в Устилуге. В 1906г. И. Стравинский строит в нем по собственному проекту дом («Старую мызу») в виде швейцарского шале. Композитор называл это место у слияния речки Луги с Западным Бугом «райским уголком для творчества».
  • Детская школа искусств № 13  им. Стравинского  была открыта в 1995 году Постановлением Правительства города Москвы. ул. Митинская, дом 48 корп. 2.
  • В деревне Кларанс, недалеко от  швейцарского города Монтре существует улица «Весны священной», крупнейший в Швейцарии концертный зал носит имя композитора – Auditorium Stravinsky.
  • Теплоход  Игорь  Стравинский
  •  Струнный квартет им. И.Ф. Стравинского Санкт-Петербургской академической Филармонии. Основан в 1992 г. До 1999 г. коллектив назывался Новый Филармонический Квартет. С сентября 1999 г. ансамбль носит имя великого русского композитора И.Ф.Стравинского. Новое название поддержали Санкт-Петербургская Филармония, Санкт-Петербургский Союз композиторов, Русский музей и Мстислав Ростропович. 
  • Название «Весна Священная» носит роман кубинского писателя и музыковеда Алехо Карпентьера (1978).
  • «Весна священная» явилась одним из 27 музыкальных произведений, записанных на золотой пластинке «Вояджера» — первой фонограммы, отправленной за пределы солнечной системы для внеземных цивилизаций. Золота́я пласти́нка «Во́яджера» представляет собой медную информационную пластинку с записью звуковых и видеосигналов, упакованную в алюминиевый футляр. Пластинка имеет диаметр 12 дюймов (около 30 см) и покрыта золотом для предохранения от эрозии под действием космической пыли. Вместе с пластинкой в футляр упакованы фонографическая капсула и игла для воспроизведения записи. На футляре выгравирована схема, изображающая установку иглы на поверхности записи, скорость проигрывания и способ преобразования видеосигналов в изображение.
  •  Детская школа искусств  им. И.Ф. Стравинского   в Ораниенбауме. В 1994 году Детской музыкальной школе г. Ломоносова было присвоено имя  И.Ф.Стравинского.
  • В 1983 году состоялось открытие одноименного фонтана на площади И.Стравинского. Фонтан Стравинского (фр. Fontaine Stravinski), называемый также Фонтан Тэнгли, был создан швейцарским архитектором Жаном Тэнгли совместно с его женой, французской художницей Ники де Сен-Фалль. Открытие фонтана Стравинского состоялось 19 июня 1983 года. Размеры фонтана: 1650 см × 35 см × 3600 см. Восхитительная музыка Игоря Стравинского, тесно связанная с танцем, русскими народными мелодиями и сказками, дала толчок бурному всплеску фантазии архитектора и художницы. Фонтан напоминает в итоге страницы детской книжки. Он состоит из 16 находящихся в движении скульптур (мобилей), размещенных по всей площади фонтана. Тэнгли выполнил чёрные колесные механизмы из алюминия, а Сен-Фалль создала яркие авангардные фигуры из стеклопластика. Фигуры разыгрывают спектакль под лучшие произведения И.Стравинского, по очереди выпуская струйки воды.
  • В его честь выпущена монета — Платиновая монета Банка России номиналом 150 руб.
  • Почтовые марки —  украинская  марка  2007 года
  • Имя Стравинского носит самолет А-319 компании «Аэрофлот», регистрационный номер VP-BDO.

Примечания и ссылки

  1. Воспоминания и комментарии .
  2. В своих « Хрониках моей жизни» Стравинский говорит о «Жизнь за царя» , что впервые услышал оркестр, полностью игнорируя память о Спящей красавице .
  3. Букуречлиев, с.  35 .
  4. Хроники моей жизни (переиздание 1962 г.), стр.  14 .
  5. Хроники моей жизни (переиздание 1962 г.), стр.  28 .
  6. Хроники моей жизни (переиздание 1962 г.), стр.  30 .
  7. Хроники моей жизни (переиздание 1962 г.), стр.  38 .
  8. Хроники моей жизни (переиздание 1962 г.), стр.  77
  9. Букуречлиев, с.  129 .
  10. Хроники моей жизни .
  11. в Хрониках моей жизни , цит.
  12. Морис Равель , L’Intégrale: переписка (1895-1937), сочинения и интервью ,2018 г. , Ссылка 1223 — письмо Мориса Равеля Иде Годебской от 17 июля 1920 г. в Карантек со ссылкой на Стравинских и мадам Бенуа
  13. Теодор Strawinsky , Стравинский: семейная хроника 1906-1940 , Schirmer торговля Книга,2004 г.
  14. Игорь Стравинский , Автобиография , WWNorton & Company,1998 г. , стр.  89-91
  15. .
  16. Музей современного искусства города Парижа — Осенний фестиваль, Выставка Стравинского — Европейская карьера , Париж,Октябрь-ноябрь 1980 г., 121  с. , p.  64, 97, 114, 115.
  17. Composer’s Geneologies: Сборник композиторов, их учителей и учеников. Пфитцингер, Скотт. Роман и Литтлфилд, Лондон, Великобритания и Нью-Йорк, США, 2017, стр. 522 ( ISBN   )
  18. (in) Скотт Пфитцингер, « Родословные композитора» ,2017 г., 628  с. .
  19. (in) на Milken Archive of Jewish Music (доступ 5 октября 2020 г. ) .
  20. .
  21. Игорь Стравинский, Хроники моей жизни, 1962, Деноэль-Гонтье, колл. Посредники, 1971, стр.  63-64 .
  22. HHStuckenschmidt, «Игорь Стравинский», в истории музыки , Pleiade, T.II, p. 1015.
  23. Букуречлиев, с.  411-415 .

Подробности личной жизни

Композитору повезло найти свою любовь в 1906 году. Официальной супругой маэстро стала Екатерина Носенко. Жена родила Игорю четверо детей. Практически все дети Стравинского пошли по стопам популярного отца. Они связали свою жизнь с творчеством.

Носенко страда от чахотки. Климат, который был в Питере, не подходил женщине, и её состояние ухудшалось. Время от времени она вместе с семьёй жила на территории Швейцарии.

В 1914 году у семейства Стравинских не получилось оставить Швейцарию и вернуться на родину. Наступила Первая мировая война. Вслед за войной в мире была революция. Повсюду звучали провокационные лозунги. В Питере у Стравинских осталось значительное количество денег и имущество. У них отобрали всё богатство. Стравинские остались без средств существования и крышей над головой.

Для маэстро это было трагедией, поскольку он содержал не только супругу и детей. Но и собственную мать, а также племянников. На территории родной страны был «беспредел». Игорю перестали выплачивать деньги за исполнение авторских композиций, поскольку он эмигрировал. Ему ничего не оставалось делать, как выпускать новые редакции своих работ.

Watch this video on YouTube

Однажды композитору приписали роман с Коко Шанель, которая помогла ему материально тогда, когда он испытывал финансовые затруднения. Несколько лет подряд Стравинский вместе со своей женой жил у Коко на вилле. Женщина содержала не только его, но и многочисленное семейство. Таким образом, она хотела выразить уважение к знаменитому композитору.

Когда Игорь исправил материальное положение, то Коко более 10 лет присылала ему денежные средства. Это и стало основанием для того, чтобы предположить, что между композитором и дизайнером были не только дружеские отношения.

В 1939 году жена Стравинского скончалась. Композитор недолго горевал. Когда он переехал в Соединённые Штаты Америки, то ему понравилась Вера Студейкина. Она стала его второй официальной супругой. Они прожили вместе 50 лет. О них говорили, как об идеальной паре. Семья везде появлялась вместе. Игорь, когда видел Веру, просто расцветал.

Watch this video on YouTube