Тема: творческая история создания романа

Оглавление

“Война и мир” — том 4, краткое содержание

В Петербурге жизнь не меняется. После известия об оставлении Москвы Кутузовым Император Александр сам становится главнокомандующим Армии. Кутузов не хочется соглашаться на мир с французами. Александр хочет проведения Тарутинского сражения.Французские войска оставляют Москву и начинают отступление. Кутузов хочет сохранить армию, однако, не соглашается на руководство. В Воронеже Ростов встречается княгиню Болконскую, к которой вновь вспыхивают чувства, но он не может на ней жениться, так как обещал Соне. Вскоре он получает письмо, где Соня освобождает его от обещания. Здоровье Андрея Болконского резко ухудшается, он умирает.Пьер находится в плену у французов. Его освобождают солдаты русской армии под руководством Долохова и Денисова. Во время освобождения пленных погибает Петя Ростов. Узнав о смерти младшего сына, графиня Ростова быстро состарилась. Наталья сближается с сестрой Болконского, Марьей, общее горе помогает им жить снова. Пьер возвращается в Петербург и узнает много новостей. При странных обстоятельствах погибает Элен. Безухов испытывает облегчение, и задумывается о женитьбе на Наташе Ростовой. Наталья начинает испытывать к Пьеру чувства, которые из благодарности переросли в любовь.
Рис. 9. Раненый князь Андрей на Праценских высотах. Алексей Николаев

Как продвигалась работа

Критикам известно 15 вариантов начала романа. Толстой во многих письмах говорит о том, что потерял надежду высказать свое мнение о народе, а потом о том, что обрел в себе силы возобновить написание эпического романа. Автору пришлось месяцами изучать доступные исторические материалы о Бородинском сражении, о Партизанском движении.

Писатель до мелочей изучал биографические данные исторических личностей Кутузова, Александра I и Наполеона. Сам писал в статье, что любит воссоздавать мельчайшие подробности действительных ситуаций, отображенных в найденных документах. За годы работы над романом в семье Толстых образовалась полноценная библиотека из книг, посвященных периоду Отечественной войны 1812 года.

Идея романа заключалась в освободительном движении русского народа. Поэтому автор не использовал приказы, письма, документы и книги, рассказывающие о войне, как о сражении двух императоров. Автор привлекал мемуары с объективной оценкой событий тех времен. Это были записи Жихарева, Петровского, Ермолова. Толстой работал с газетами и журналами, выходившими в 1812 году.

Суть

Роман поделён на множество связанных сюжетных линий, из которых особенно сильно выделяются три:

  1. Линия Пьера Безухова повествует о стремлении героя найти смысл своей жизни. На протяжении всего романа он проходит через неудачный брак, кутежи и роскошь, масонство, Бородинскую битву и только в оставленной сгоревшей Москве находит духовного наставника в лице простого русского солдата Каратаева, который позволяет Безухову обрести внутренний покой.
  2. Андрей Болконский в начале романа стремиться к славе, но тяжёлое ранение ставит перед ним вопросы о смысле существования. Пытаясь реализовать себя и найти смысл в своей жизни, Болконский работает в правительстве, пытается найти счастье в браке, защищает страну от французского вторжения и только перед самой смертью от ранения обретает покой и смиряется со своей судьбой.
  3. Наташа Ростова проходит путь через лицемерие и пошлость дворянского общества и семейные проблемы, чтобы в конце повествования из ветреной девушки превратиться в любящую жену и мать.

Помимо этих событий мы можем наблюдать за судьбой семей Ростовых, Болконских и Курагиных, а также за историческими событиями первой половины девятнадцатого века.

История создания

В 50-х годах 19 столетия у Льва Николаевича возникла идея написать повесть о декабристе, вернувшимся вместе со своим семейством из Сибири. Эта задумка настолько увлекла писателя, что он стал все глубже проникать во внутренний мир своего героя, искать мотивы тех или иных его поступков, докапываться до истины. В результате возникла необходимость описать всю жизнь героя, начиная с ранней молодости. Так временные рамки произведения были смещены почти на полвека назад, и сюжетная линия взяла свой отчет с 1805 года.

Неудивительно, что столь глубокое погружение в жизнь главного героя потребовало расширения и значительного увеличения главных и второстепенных героев.

«Три поры» – таковым было рабочее название произведения. По замыслу Толстого, первая часть или пора описывала жизнь молодых декабристов, вторая – восстание декабристов, а третья – их амнистию и возвращение из многолетней ссылки домой. В конечном итоге Лев Николаевич решил направить все свои силы на описание первой поры, поскольку даже этот временной промежуток потребовал от него колоссальных усилий и времени. Так, вместо обычной повести писателем был создан монументальный труд, настоящая эпопея, которой не было аналогов во всей мировой литературе.

История создания «Войны и мира», занявшая у Толстого почти 7 лет, явила собой пример не только кропотливой работы над характерами героев и их взаимоотношениями, но и полного погружения в историю России. Толстой самым тщательным образом изучал мемуары участников и свидетелей наполеоновских войн, а для описания сцены Бородинского сражения некоторое время провел в Бородино, где лично собирал достоверную информацию.

На протяжении всей работы над романом, Лев Николаевич с большой долей критики относился к проделанной работе. Так, в стремлении создать достойное внимания произведение, им было написано 15 различных вариаций начала романа.

Перед публикацией автор переименовал свое произведение. Смысл названия «Война и мир» заключается в том, что автор на примере не только разных персонажей, но и разных социальных слоев общества хотел показать контраст между мирной жизнью и тем, как она изменилась в годы войны.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Война и мир»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Война и мир»
  • для самых компанейских — Главные герои «Война и мир»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Война и мир»

Мысли и переживания Толстого в период написания

Роман-эпопея пропитан размышлениями, переживаниями, чувствами и мыслями автора. Текстом он смог донести все что было внутри него, все свое миросозерцание на события тех лет. Философские мысли в исторических главах составляют неотъемлемую часть того мировоззрения, которое не простым путем сложилось в нем и принесло долгожданное спокойствие и счастье.

В основе лежит мысль о том, что историческими моментами в жизни людей управляют неумолимые законы. Не достаточно даже стремления и воли отдельных выдающихся личностей, они не могут повлиять на развитие истории. Человек, который ставит цели перед собой и идет к их достижению, направив все свои силы, думает о том, что он свободен в своих действиях. Он не только не свободен, но и не всегда приходит к тем результатам, которые надеется увидеть. Исторический процесс складывается как раз из того что делает большое количество людей, независимо от их личных целей и стремлений.

Толстой знал, что во всех грандиозных исторических событиях народное объединение являлось решающей частью. Это осознание роли народных масс в истории ложится в основу рассказа исторического прошлого, которое нам дарит “Война и мир”. Понимание этого облегчило автору художественное создание образа того самого народного единства изобразив его участие в войне

Описывая войну писатель обращает внимание на свойства русских людей — они не сгибаются перед самым страшным нашествием врага, о их воле и патриотизме, они готовы умереть, но не сдадутся никогда тому, кто на них нападает. Также Толстой показывает нам и более подробный образ Кутузова, как исторического деятеля той эпохи

Именно его образ помог Льву Николаевичу очень глубоко и понятно раскрыть характер, который был у народа во время Отечественной войны 1812 года. Она показывает нам доверие армии к своему полководцу и делает из него настоящего популярного исторического деятеля. Данная глубокая и очень верная мысль руководила автором когда он создавал образ Кутузова в “Войне и мире”.

В отступлениях и главах, где Толстой выражал свои философские мысли он часто повторял что думает о том, что исторические события случаются только потому, что должны совершиться, а если мы стараемся понять и объяснить эти явления, то они сразу же становятся еще более не понятными.

Роль одной личности в целой истории ничтожно мала. На сколько бы не был гениальным и выдающимся человек, ему все равно будет не под силу управлять движением истории по своему желанию. Историю создает все человечество, все народные массы, а не один человек, который поставил себя выше других и взял на себя право управлять ходом событий.

Из всего этого следует, что Толстой не отрицал роль человека в истории и не сводил ее к нулю. Тот кто участвует в событиях, одарен умом и способен вникать события, улавливать смысл происходящего, кто приближен к народу, тот заслуживает право называться великим и гениальным. Таких очень мало, один из них-это Кутузов, а вот Наполеон является полной его противоположностью.

Описание Бородинской битвы

Толстой хотел отобразить бородинское поле детально, со знанием каждого бугорка, упомянутого генералами в отчетах и донесениях. Писатель лично отправился на историческое место, провел там много времени, чтобы окунуться в атмосферу битвы. Потом он написал письмо жене, где говорил о вдохновении, захватывающем его воображение. В письме автор пообещал создать такое масштабное описание сражения, которого еще никто до него не создавал. Среди рукописей писателя библиографы нашли технические заметки, которые он набрасывал, находясь на Бородинском поле. Толстой указывал, что горизонт видно за 25 верст. Внизу заметки проходит рисунок горизонта. На том же листе нарисованы точки с указанием расположенных деревень, о которых автор упоминал в сюжете романа.

Целый день Толстой следил за тем, как именно движется солнце вокруг равнины. В какую пору солнечные лучи играют на холмах, как падает тень. Как восходит утренняя заря, откуда появляется вечернее зарево.

6 долгих лет Лев Толстой трудился над созданием своего детища, до 1869 года. Много раз сюжет перекраивался и изменялся. 8 раз автор переписывал весь роман, при этом работал пером с чернилами. Некоторые эпизоды писатель переделывал больше 20 раз.

Основная мысль, главная сюжетная линия романа «Война и мир» кратко.

Создавалось произведение достаточно долго, известно что Толстой много раз переписывал первый том своего романа, менялся сюжет, менялась и основная мысль. К чему же пришел все — таки автор?

«Мысль народная». Этой любимой фразой автора можно охарактеризовать произведение. Пришел он к этой мысли на основе изучения истории. Что помогло нам победить Наполеона в страшной войне? Именно объединение всех людей в единое целое, такую крепкую стену врагу трудно сломать. Но и копаясь внутри всех событий того времени, можно найти много интересного в судьбе и характере каждого, кто прошел ту войну.

Главные герои и темы

Система разделения образов в романе достаточно многообразна. В ней люди делятся по критериям семьи, статуса, по призванию и личным убеждениям.

Главные герои:

  • Пьер Безухов.
  • Андрей Болконский.
  • Наташа Ростова.
  • Николай Ростов.
  • Элен Курагина.
  • Анатоль Курагин.
  • Василий Курагин.
  • Борис Друбецкой.
  • Анна Михайловна Друбецкая.
  • Илья Ростов.
  • Наталья Ростова.
  • Николай Болконский.
  • Платон Каратаев.
  • Наполеон.
  • Кутузов.

Пьер Безухов был незаконнорождённым сыном состоятельного дворянина. Физически очень сильный, но при этом обладает мягким характером.

Андрей Болконский является представителем древнего рода. В начале романа он одержим образом Наполеона, поэтому старается повторить его путь. Однако скоро он в нём разочаровывается и возвращается в Россию, чтобы своими реформами и нововведениями улучшить страну, но вскоре понимает, что это осуществить невозможно. Князь хотел жениться на Наташе Ростовой, но из-за интрижек этого не получилось. В конце произведения он спокойно умирает в своей постели.

Наташа Ростова была наивной и весёлой девушкой. Была помолвлена с Болконским, но чуть не сбежала вместе с Курагиным. Она старалась позаботиться об умирающем Андрее. В конце произведения девушка выходит замуж за Безухова и становится матерью.

Мария Болконская — запуганная и очень верующая девушка. Очень привязана к своим родителям, поэтому ради них пожертвовала своей счастливой жизнью. В итоге выходит замуж на Николая Ростова. Николай Ростов — старший сын Ростовых. В юношеском возрасте был довольно ветреным, но смог стать офицером. Женится на Марии Ростовой.

Элен Курагина — порочная женщина, которая вышла замуж за Пьера Безухова, чтобы получить его деньги. После того как начался процесс развода, она умерла. Анатоль Курагин — красивый, но уродливый душой. Сорвал свадьбу Натальи с Андреем. На войне потерял ногу и лежал в госпитале вместе с Болконским, где и получил его прощение. Василий Курагин был карьеристом в возрасте. Думал только о личной выгоде, не любил никого.

Борис Друбецкой — молодой человек, который за счёт матери пробился в высшие слои общества. Карьерист, ищет выгоду даже в самых мелочах. Анна Михайловна Друбецкая — старая и хитрая женщина. Помогла Борису пробиться в свет, а Пьеру с её помощью получил наследство отца.

Илья Ростов — весёлый граф, который всегда всем помогал. Он пожертвовал своим состоянием, чтобы раненых увезли из Москвы. Впал в тяжёлую депрессию после смерти сына. Наталья Ростова была доброй женщиной, которая очень любила свою дочь. Поддержала Наташу после неудачного побега с Курагиным. После смерти Петра у Натальи произошли проблемы с психическим состоянием.

Николай Болконский — генерал в отставке, грубый и жёсткий. Воспитал своих детей в строгости, но эта черта характера пугала дочь. Умер после того, как узнал о вторжении французов. Платон Каратаев — обычный солдат, который обладает добротой, милосердием и может помочь в любую минуты. Умер на войне от рук французского солдата.

Наполеон — император Франции, напыщенный и самодовольный мужчина. Ради своей цели готов пойти по головам. Кутузов — заботится о людях своей страны, не гонится за славой. Обладает добротой и настоящим патриотизмом.

Тематика романа «Война и мир»

Роман «Война и мир» освещает обширную тематику:

✓      описание мирных событий и жизни различных слоев и общества;

✓      изображение поместного дворянства;

✓      изображение жизни петербургской и московской знати;

✓      описание, осмысление военных событий, народного сопротивления французскому нашествию;

✓      портреты полководцев двух армий;

✓      духовные искания героев и их нравственное развитие и самосовершенствование.

Образ Наташи Ростовой в романе является центральным и занимает одно из важнейших мест, так как выражает этический и эстетический идеал автора, и этот образ и связанный с ним идеал можно охарактеризовать следующим образом:

✓      имеет реальный прототип — Татьяну Андреевну Берс-Кузьминскую, связь с которым выражена в следующем:

•        общий психологический склад героини романа и ее реального жизненного прототипа;

•        жизненные перипетии и любовные увлечения;

•        внешний облик;

✓      взят из реальной действительности, но при этом носит обобщенный, а не индивидуальный характер;

✓      большое внимание уделяется внешнему облику героини, через который вырисовывается ее натура и характер;

✓      героиня имеет следующие ярко выраженные черты характера:

•        эмоциональность, ориентация в поведении на чувства и непосредственные впечатления;

•        душевная широта и цельность;

•        проницательность и чуткость по отношению к людям;

•        способность к преданной любви и самоотдаче;

•        чувство правды, поэзии и красоты;

•        способность на подвиг, патриотизм, любовь к родине;

✓      образ отражает своеобразие облика и черт русской женщины, наделенной такими качествами, как женственность, эмоциональность и страстность натуры, преданность, сила и задатки к подвигу.

Изображение петербургского светского общества и знати в романе имеет следующие особенности:

✓      использование образов Анны Павловны Шерер и Элен Безуховой и описание их салонов;

✓      введение в роман различных светских персонажей (Анатоль Курагин, Элен Безухова, князь Василий Курагин, Анна Друбецкая и др.) и приписывание им характеристик, которые отражают негативные стороны светского общества;

✓      сатирическое изображение высшей знати и обличение их недостатков и пороков, среди которых автор выделяет интриганство, притворство, ложь, стяжательство, беспринципность, карьеризм и бездеятельность и т. п.

Изображение поместного дворянства в романе имеет следующие особенности:

✓      отличается от изображения знати и светского общества столицы;

✓      имеет черты патриархальности, стремление сберечь память и связь с предками, с природой;

✓      раскрывается через изображение семьи Ростовых и Болконских, которым автор отдает свои симпатии.

Изображение войны в романе имеет следующие особенности:

✓      изображается как длительная, жестокая, кровавая и в то же время священная для русского народа, так как связана со свободой России;

✓      тесно связана с личностями главных героев, раскрывает качества их натуры, способствует их духовному росту и самосовершенствованию;

✓      изображается реалистично и правдиво, без идеализации;

✓      народ показывается как основной участник войны, отвергается толкование войны как схватки двух правителей — Наполеона и Александра I;

✓      ярко и исторически достоверно изображаются реальные военные события, например Бородинская битва.

Характеристика главных героев для понимания краткого содержания романа

  • Андрей Болконский — молодой и очень свободолюбивый юноша, мечтает прославиться, хорош собой. Добился немалых успехов на военной службе, был дважды ранен, умирает на руках своей возлюбленной.
  • Наташа Ростова — возлюбленная Андрея Болконского, образованная, хорошая девушка, но склонна к любовным авантюрам, зависима от мужского внимания.
  • Пьер Безухов — неуклюжий, ведущий иногда себя, как ребенок, но добрый молодой человек. Из-за европейского воспитания, отличается мыслями о масонстве и верой в высшие силы. Боготворит Наполеона.
  • Мария Болконская — сестра Андрея, жертвенная, до последнего находилась со строгим отцом, князем Болконским.
  • Элен Курагина — первая жена Пьера, красивая и эффектная женщина. Вышла замуж только ради денег.
  • Анатоль Курагин — брат Элен, хитрый молодой человек. Все время попадает в плохие ситуации, злоупотребляет алкоголем.


Рис. 2. Салон Анны Павловны Шерер. Алексей Николаев

Случай и гений

Л. Толстой на страницах своего романа много рассуждал о закономерностях истории. Выводы его применимы и к жизни, в них укладывается многое, что касается великого произведения, в частности история создания. «Война и мир» прошла много этапов, чтобы стать настоящим шедевром.

Наука говорит, что всему виной случай и гений: случай предложил с помощью художественных средств запечатлеть полувековую историю России, а гений — Лев Николаевич Толстой — воспользовался им. Но отсюда вытекают новые вопросы о том, что такое этот случай, что такое есть гений. С одной стороны, это просто слова, призванные объяснить то, что на самом деле необъяснимо, а с другой — невозможно отрицать и некую их пригодность и полезность, по крайней мере, они обозначают «известную степень понимания вещей».

Откуда и как появился сам замысел и история создания романа «Война и мир» — до конца узнать невозможно, в наличии только голые факты, поэтому говорим «случай». Дальше — больше: читаем роман и представить себе не можем ту силу, тот дух человеческий или, скорее, сверхчеловеческий, который сумел облечь глубочайшие философские мысли и идеи в удивительную форму — поэтому говорим «гений».

Чем длиннее проносящаяся перед нами череда «случаев», чем больше блистает граней гениальности автора, тем, кажется, ближе мы к раскрытию тайны гения Л. Толстого и некой непостижимой истины, заключенной в произведении. Но это иллюзия. Что же делать? Лев Николаевич верил в единственно возможное понимание мироустройства — отречение от знания конечной цели. Если мы признаем, что конечная цель создания романа нам недоступна, отречёмся от всех причин, видимых и невидимых, побудивших писателя взяться за написание произведения, мы постигнем или, по крайней мере, восхитимся и насладимся сполна его бесконечной глубиной, призванной служить целям общим, не всегда доступным человеческому пониманию. Как говорил сам писатель во время работы над романом, конечной целью художника является не неоспоримое разрешение вопросов, а подведение и подталкивание читателя к тому, чтобы любить жизнь во всех её бесчисленных проявлениях, чтобы он плакал и смеялся вместе с главными героями.

Роман-эпопея Льва Николаевича Толстого «Война и мир» является эталоном русской классической литературе. Писался роман около семи лет, работа над этим титаническим трудом требует отдельного рассказа.

Л. Н. Толстой начал писать «Войну и мир» осеню 1863 года. Литературоведы и историки, изучающие «Войну и мира» опираются в первую очередь на 5200-страничную рукопись, хранящуюся архиве. История создания романа очень хорошо прослеживается по листам рукописи. Интересным фактом является то, что изначально у Толстого задумывался роман об участнике декабристского восстания, который вернулся домой из ссылки. По замыслу автора, завязка сюжета начиналось в 1856 году. Затем Л. Н. Толстой переосмыслил свой первоначальный замысел и решил писать про 1825 год – про восстание декабристов. На этом автор тоже не остановился, и он отправил своего героя в годы Отечественной войны 1812 года, но, так как эта война прямо связана с 1805, то оттуда, с молодых лет героя, и началось повествование.

Изначальный замысел был следующим: запечатлеть 50 лет истории страны, разделив их на три периода:

  • Начало века (войны с Наполеоном, взросление будущих декабристов);
  • 20-е годы (главное событие – восстание декабристов);
  • Середина века (поражение в Крымской войне, внезапная смерть Николая I, амнистия участников восстания на Сенатской площади и возвращение их в родные края).

Во время написания своего шедевра, Л. Н. Толстой решил его сократить и оставить лишь первый период, слегка затронув в конце произведения второй. Несколько раз автор бросал написание романа, целый год он писал одно лишь начало, в архиве Толстого сохранилось около 15 вариантов завязки сюжета. При написании автор пользовался историческими книгами, мемуарами, архивными документами – автор хотел быть точным до мелочей, что не может не вызывать уважения. Посещал Л. Н. Толстой и Бородинское поле, он пробыл там два дня. Закончил писать свой великий труд автор в 1869 году, затратив на это огромное количество сил.

Одной из главных целей писателя было изобразить не борьбу двух императоров, а показать освободительную борьбу народа, и это ему удалось. Толстой очень умело описал светскую жизнь Петербурга и военные действия, которые очень тесно между собой взаимосвязаны. Произведения подобного «Войне и миру» в нашей литературе не было, и нет. Данное произведение – это огромнейший пласт российской (и не только)классической литературы.

Пейзаж в романе -эпопее

По воспоминаниям сына, Л. Толстой очень любил и
тонко чувствовал природу. как очень немногие. Его завораживала красота лесов и
полей, лугов и неба.

Он, бывало, говорил: «Природа бесконечно
разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает
неожиданная погода».

Поэтому в
произведениях наблюдательного писателя она может быть только реалистичной,
детально точной, необыкновенно выразительной и поэтичной.

Изображение картин природы непременно являются
отражением настроения, состояния героев, связано с их переживаниями. Конечно
же, эта связь с природой есть только у духовно богатых положительных
персонажей. Это восхищение Наташи Ростовой лунной ночью в Отрадном, удивлённо
восторженное восприятие огромного неба Андреем Болконским при ранении в бою на
поле Аустерлица. Тот же Андрей Болконский в поездке в Отрадное возвращается к
желанию жить и любить, когда наблюдает за, казалось бы, погибшим, но вдруг
выпустившим зелёные веточки согласно жажде жизни, дубом. Примеров в произведении
очень много.

В военное время у Л. Толстого природа не просто
картинка для сопровождения боевых действий, не равнодушный наблюдатель ─
отражение настроя русской армии. Ясная, солнечная, весёлая ─ до боя, будто
отражающая желание солдат долгожданной схватки с противником, и сырая,
мглистая, задымлённая ─ после, говорящая о противоестественности человеческой
природе уничтожения людей друг другом.

Природа в произведении
одухотворена, она живая, мыслящая. Так в сцене охоты волк изображён как всё понимающий
человек,

Итак, реалистичный, одухотворённый пейзаж в
произведении «Война и мир» всегда сопровождает переживания, деятельность
положительных героев. Это единение природы и человека в романе воспринимается
читателем естественно и гармонично.

История создания романа

С самого начала Лев Толстой рассчитывал создать произведение об одном из участников декабрьского восстания, который возвращается домой после трех десятилетий сибирской ссылки. Действие должно было начаться в конце 50-х годов, за несколько лет до отмены в России крепостного права.

Позже Толстой пересмотрел сюжетную линию и остановился на эпохе восстания декабристов, а потом перешел к описанию событий 1812 и 1805 годов. По задумке автора, его герои должны были последовательно пройти через все наиболее важные для страны события. Для этого ему пришлось сдвинуть начало задуманной истории на полвека назад.

Как свидетельствовал сам автор, в течение первого года работы над произведением он несколько раз пробовал и вновь бросал создавать его начало. До настоящего времени сохранилось полтора десятка вариантов первых частей книги. Толстой не раз впадал в отчаяние и предавался сомнениям, теряя надежду на то, что сможет выразить словами мысли, которые хотел донести до читателя.

В процессе творческой работы Лев Николаевич детально изучил несметное количество фактических материалов, включая мемуары, письма, реальные исторические документы. Ему удалось собрать обширную и солидную коллекцию книг, описывающих события, относящиеся к войне 1812 года.

В первоначальные планы Толстого входило нарисовать в форме художественного произведения историю страны за несколько десятилетий. Но по ходу написания романа автор решил сузить временные рамки и сосредоточиться лишь на первых полутора десятилетиях своего века. Но даже в таком урезанном виде книга постепенно превращалась в эпическое произведение. В итоге получился грандиозный роман-эпопея, который положил начало новому направлению в отечественной и мировой прозе.

Основная мысль, главная сюжетная линия романа «Война и мир» кратко

Создавалось произведение достаточно долго, известно что Толстой много раз переписывал первый том своего романа, менялся сюжет, менялась и основная мысль. К чему же пришел все — таки автор?

«Мысль народная». Этой любимой фразой автора можно охарактеризовать произведение. Пришел он к этой мысли на основе изучения истории. Что помогло нам победить Наполеона в страшной войне? Именно объединение всех людей в единое целое, такую крепкую стену врагу трудно сломать. Но и копаясь внутри всех событий того времени, можно найти много интересного в судьбе и характере каждого, кто прошел ту войну.

История написания

Во второй половине XIX века Льву Толстому пришла идея подробно описать в повести жизнь одного декабриста, который недавно вернулся вместе с семьёй из Сибири. Однако автора так увлёк процесс, что он начал описывать всё, что происходило с главным героем. Так писателю пришлось написать обо всей жизни декабриста начиная с самых ранних лет. Таким образом, временны́е рамки произведения сдвинулись в 1805. С этого момента начинается основная сюжетная линия. Из-за подробных описаний главного героя автору пришлось раскрыть и жизнь второстепенных персонажей.

Первая часть описывала бы повседневную жизнь, вторая — восстание декабристов, а в третьей автор хотел описать их амнистию и возвращение домой из ссылки. Однако писатель решил направить все свои усилия на первую часть, потому что даже она отняла у него много времени и сил.

История написания «Войны и мира» завораживает своими подробностями. Для того чтобы достоверно описать жизнь своих героев, Толстому пришлось долго изучать все записи участников наполеоновской войны. А для того чтобы более красочно описать Бородинскую битву, автор специально уехал на какое-то время жить в Бородино, где ему удалось собрать больше информации. Лев Толстой был самым главным критиком своего романа. Для того чтобы создать его идеальную версию, автор написал 15 разных начал книги.