Роберт шуман — биография, новости, личная жизнь

Оглавление

Краткая биография Роберта Шумана

Шуман Роберт Александер (1810—1856), немецкий композитор.

Родился 8 июня 1810 г. в городе Цвиккау в семье книгоиздателя. Занятия музыкой начал с семи лет.

В 1828 г. поступил в Лейпцигский университет на юридический факультет. В Лейпциге Шуман познакомился с Ф. Виком, одним из лучших преподавателей фортепианной игры, и стал брать у него уроки. В 1829 г. перешёл в Гейдельбергский университет, но понял, что юристом не станет. Вернувшись в 1830 г. в Лейпциг, продолжил занятия с Виком. Однако в 1831 г. из-за травмы правой руки должен был отказаться от карьеры пианиста. После этого начал писать музыку и выступать в печати как музыкальный критик.

В 1834 г. он основал в Лейпциге «Новый музыкальный журнал» и до 1844 г. был его главным редактором, издателем и основным автором.

В своём творчестве композитор уделял большое внимание фортепианной музыке. Один за другим были написаны знаменитые циклы «Вариации» (1830 г.), «Бабочки» (1831 г.), «Карнавал» (1835 г.), «Фантастические пьесы» (1837 г.), «Танцы Давидсбюндлеров» (1837 г.; вторая редакция, под названием «Давидсбюндлеры», появилась в 1851 г.)

А 1838 год принёс сразу несколько шедевров: «Детские сцены», «Крейслериана», «Новелетты».

В 1840 г. Шуман женился на дочери своего учителя, Кларе Вик, талантливой пианистке. Этот год стал для композитора поистине годом песен: тогда появились вокальные циклы «Любовь поэта» (на стихи Г. Гейне), «Любовь и жизнь женщины» (на стихи А. Шамиссо), «Мирты» (свадебный подарок Кларе).

Обращался Шуман и к симфонической музыке. Он автор четырёх симфоний (1841, 1846, 1850, 1851 гг.). Для солистов, хора и оркестра были созданы оратория «Рай и Пери» (1843 г.), опера «Гановева» (1848 г.), «Реквием по Миньоне» (1849 г.; Миньона — персонаж романа И. В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера»), Реквием и Месса (оба 1852 г.), сцены из «Фауста» (1853 г.; по одноимённой трагедии Гёте) и др.

Счастливая семейная и творческая жизнь композитора была омрачена постепенно развивавшимся психическим заболеванием, ставшим причиной того, что последние два года жизни Шуман провёл в больнице.

Скончался 29 июля 1856 г. в Энденипе близ Бонна.

Музыка Шумана нашла признание во всём мире. Слова композитора «Разум ошибается, чувство — никогда» могут служить эпиграфом не только к его собственным произведениям, но и к творчеству целой плеяды сочинителей-романтиков.

Проблемы со здоровьем и смерть

Биография Шумана была насыщена разнообразными событиями, композитор оставил после себя богатое музыкальное и литературное наследие. Такая одержимость своим делом и жизнью не могла пройти бесследно. Примерно в 35 лет у композитора стали проявляться первые признаки серьезного нервного расстройства. Два года он ничего не писал.

И хотя композитору оказывали различные почести, приглашали на серьезные должности, он уже не мог вернуться к прежней жизни. Нервы его окончательно расшатались.

В 44 года композитор впервые после приступа затяжной депрессии попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись с моста в Рейн. Его удалось спасти, но особых перемен в его самочувствии не наблюдалось. Два года Шуман провел в психиатрической больнице и умер в 46 лет. За все это время композитор не создал ни одного произведения.

Годы жизни

Шуман прожил не слишком длинную жизнь, отмеченную печатью и страданиями тяжелой и мучительной болезни. Он родился 8 июня 1810 года, а умер 29 июля 1856 года. Его родная семья была совершенно не музыкальной. Он родился в семье книгопродавца, где помимо него было четверо старших детей. С семи лет мальчик начинает заниматься музыкой у местного органиста, а в 12 лет он попытался создать собственное музыкальное произведение.

Родители мечтали, чтобы их сын стал юристом и Роберт потратил несколько лет на учебу, чтобы угодить им, но оказалось, что его призвание к музыке гораздо сильнее желания угодить родителям и устроить благополучное будущее для себя. Учась в Лейпциге на юридическом факультете, она все свободное время посвящал музыке.

Его знакомство с Францем Шубертом, путешествие в итальянскую Мекку искусства – Венецию, восторг от посещения концертов Паганини, укрепили в нем желание посвятить себя музыке. Он начинает брать уроки фортепьяно у Фридриха Вика, где знакомится со своей будущей женой Кларой, ставшей его верной единомышленницей и спутницей до конца жизни. Ненавистная юриспруденция остается в стороне, и Шуман полностью посвящает себя музыке.

Его стремление стать пианистом закончилось практически трагически

Для увеличения беглости пальцев, что очень важно для исполнителя, Шуман сделал операцию, которая оказалась неудачной, и он потерял возможность сделать карьеру музыканта. Но теперь он все свое время посвящал сочинительству музыкальных произведений

Вместе с другими молодыми музыкантами Шуман начинает выпускать журнал «Новая музыкальная газета». Для этого журнала Шуман пишет большое количество критических статей о современном музыкальном искусстве.

Произведения Роберта Шумана, начиная с самых первых произведений, полны романтизма, идиллической мечтательности и наполнены отголосками его собственных чувств. Но, не смотря на столь модный для его времени налет сентиментальности, в нем было развито стремление к материальному успеху. Особенно это проявилось, когда Шуман решил создать семью. Его избранницей стала Клара Вик, дочь его музыкального педагога и наставника. Клара была одаренной и очень успешной пианисткой, поэтому союз этих двух музыкально талантливых людей был очень гармоничным и счастливым.

Практически каждый год в семье Роберта и Клары появлялся очередной ребенок, всего их было восемь. Но это не помешало супругам успешно гастролировать по европейским городам. В 1844 году они посетили с концертами Россию, где им был оказан очень теплый прием. Его супруга была удивительной женщиной! Сама прекрасная пианистка, она, сознавая необыкновенный талант своего мужа, постаралась оградить его от бытовых сложностей, и Шуман смог полностью посвятить себя сочинительству.

Шестнадцать счастливых супружеских лет подарила судьба Шуману, и только тяжелая душевная болезнь омрачала этот счастливый союз. В 1854 году болезнь обострилась и даже добровольное лечение в передовой клинике не помогло. В 1856 году Шумана не стало.

Это интересно: 3972,Роджер Желязны краткая биография — разбираем все нюансы

Детство и юность

Роберт Шуман появился на свет в Германии в небольшом провинциальном городке Цвиккау 8 июня 1810 года. Отца звали Фридрих Август Шуман, будучи юношей он увлекался поэзией. Но бедное положение семьи Шуманов повлияло на род деятельности Фридриха, и тот устроился в торговлю к купцу. Фридрих обожал книги, мог ночами на пролет читать и даже написал собственный роман, который не был опубликован. Это произведение помогло познакомиться с владельцами книжной лавки, где Фридрих смог устроиться на работу.

Мать Роберта Шумана — Иоганна Кристиана Шнабель (в девичестве) после замужества занималась домашними делами и воспитанием детей. Семья Шуманов была большая — шесть детей, Роберт был самым младшим ребенком.

Роберта в семье обожали и терпели все его проказы и шалости. В 6 лет мальчика отправили в школу Денера, где Роберт проявлял лидерские качества. В целом, Шуман в школе учился неплохо, его богатый творческий характер начал проявляться сразу.

У Роберта был отличный музыкальный слух и талант к написанию стихов достался от отца. Маленький Шуман вместе со своим другом писали небольшие пьесы — трагедии и комедии, разыгрывая спектакль на публику. Таким способом мальчикам удавалось заработать немного денег.

Спустя несколько лет Роберт уже умел играть на пианино, импровизировать и сочинять музыку. Первые произведения, которые он сочини были танцы. Юноша умел с помощью звуков изобразить характер человека. Роберт часто изображал своих друзей, чем самым развлекал их и веселил.

В молодости

Война за возлюбленную

Учителем музыки и наставником для Шумана был Фридрих Вик. Роберт даже поселился в его доме, ради занятий музыкой. Там он и познакомился с любовью всей своей жизни. Ею оказалась дочь Вика Клара. Девушка ответила Шуману взаимностью, однако преградой между влюбленными стал отец девушки. Он всячески противился браку между молодыми людьми, зная, что за душой у Шумана ни гроша, и, кроме того, он знаменит тем, что ведет разгульную жизнь.

Не такую партию для своей дочери хотел Фридрих Вик. Поэтому, на долгие полтора года он увозит Клару в путешествие. После возвращения семьи Виков в Германию, контакт между влюбленными снова налаживается, и они принимают смелое решение – отстаивать свою любовь в суде. Около двух лет длились судовые слушанья и, в конце концов, любовь одержала победу, а Клара получила официальное разрешение вступить в брак с Шуманом.

Детство

Шуман рос шаловливым и весёлым ребёнком. Мальчик был очень симпатичным, с тонко очерченным личиком, которое обрамляли белокурые длинные локоны. Он был не только любимым маминым сыночком, но и баловнем всего семейства. Взрослые и дети спокойно терпели проказы и капризы Роберта.

В шестилетнем возрасте мальчика отдали в школу Денера. Среди одноклассников Шуман сразу же стал выделяться и первенствовать. Во всех играх он был вожаком, а когда играли в самую любимую – в солдатики, Роберт непременно избирался полководцем и руководил сражением.

Нельзя сказать, что в школе Шуман учился блестяще, но его богатая творческая натура проявилась сразу. Обнаружив у ребёнка отличный музыкальный слух, в семилетнем возрасте родители отдали его к местному органисту обучаться игре на фортепиано. Помимо музыкальности проявились в Роберте и отцовские гены, мальчик сочинял стихи, чуть позже трагедии и комедии, которые разучивали с товарищами и демонстрировали, иногда даже за умеренную плату.

Как только Роберт обучился игре на фортепиано, сразу же стал импровизировать и писать музыку. Поначалу он сочинял танцы, которые кропотливо записывал в толстую нотную тетрадку. Самое уникальное, что у него получалось делать на музыкальном инструменте, – изображать при помощи звуков черты характеров. Он таким образом рисовал на фортепиано своих друзей. Это выходило так здорово, что мальчишки, собравшись вокруг юного композитора, покатывались от смеха.

Литература

  • Соловьёв Н. Ф., —. Шуман, Роберт-Александр // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Воспоминания о Роберте Шумане / Сост., коммент., предисл. О. В. Лосевой; Пер. А. В. Михайлова и О. В. Лосевой. — Композитор. — М., 2000. — ISBN 5-85285-225-2; 5-89598-076-7.
  • Ганзбург Г. Театрализация в вокальных циклах Роберта Шумана: Исследование. — Saarbrücken: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 128 с. ISBN 978-3-659-10435-0
  • Грохотов С. В. Шуман и окрестности : Романтические прогулки по «Альбому для юношества». — М., 2006. — ISBN 5-89817-159-2.
  • Грохотов С. В. Шуман: Карнавал. — М., 2009. — ISBN 978-5-89817-285-5.
  • Житомирский Д. В. Роберт и Клара Шуман в России. — М., 1962.
  • Житомирский Д. В. Роберт Шуман: Очерк жизни и творчества. — М., 1964. || . — 2-е изд. — М., 2000.
  • Карминский М. В. Драматургия жизни Роберта Шумана // Харківські асамблеї-1995 : Міжнародний музичний фестиваль «Роберт Шуман і мистецька молодь»: Зб. матер. / Упорядник Г. І. Ганзбург. — Харків, 1995. — С. 7—18.
  • Меркулов А. Фортепианные сюитные циклы Шумана. — М., 2011
  • Роберт Шуман и перекрестье путей музыки и литературы: Сб. науч. тр / Сост. Г. И. Ганзбург. — Харьков: РА — Каравелла, 1997. — 272 с. — ISBN 966-7012-26-3.
  • Свириденко С. Шуман и его песни. — СПб., 1911.

↑ Творчество композитора

Роберт Шуман оставил после себя огромное музыкальное наследие. Начиная с первых напечатанных произведений «Бабочки», «Давидсбюндлеры», «Фантастические пьеы”, «Крейслериана» таких воздушных, нежных, прозрачных миниатюр, наполненных воздухом и светом, и заканчивая операми «Фауст», «Манфред», симфониями и ораториями, он всегда оставался, верен своему идеалу в музыке.

Роберт Шуман, несомненно, тонкий и талантливый мастер, гениально передает все оттенки чувств и настроений, поэтому его знаменитые лиричные циклы «Круг песен», «Любовь поэта», «Любовь и жизнь женщины», по-прежнему пользуются необыкновенной популярностью среди исполнителей и слушателей. Многие, как и его современники, считают его произведения трудными, сложными для восприятия, но сочинения Шумана это образец духовности и благородства человеческой натуры, а не только блеск и мишура гламурности.

Родители

Роберт родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.

Глава семейства, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Обладал от природы поэтическим талантом. Однако бедность, в которой протекали его детские и юношеские годы, заставили парня расстаться с мечтами о поэзии и заняться торговым делом. Окончив школу, он поступил на службу к одному купцу в качестве ученика. Но торговля была ему крайне противна, в то время как книгами Фридрих Август зачитывался до сумасшествия. В конце концов, он ушёл от купца, вернулся домой к родителям и занялся литературным делом. Написанный им роман не был опубликован, но стал поводом для знакомства с книготорговцами. Шумана пригласили работать помощником в книжную лавку, и он с радостью согласился.

В скором времени Фридрих Август познакомился с очаровательной девушкой Иоганной Кристианой Шнабель, которую полюбил всем сердцем. Их браку воспротивились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно потрудился, что скопил денег не только на свадьбу, но и на открытие собственной книжной лавки. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».

Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – сыновья (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.

Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения впала в какой-то экзальтированный восторг и сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».

Личная жизнь

В 1840 году Роберт Шуман женился на великой пианистке Кларе Вик, которая была дочерью Фридриха Вика — музыкального учителя композитора. Но молодым людям пришлось многое пережить перед тем, как состоялся их брак. Фридрих желал лучшего жениха для своей любимой дочери. Молодым даже пришлось обращаться в суд. Роберт и Клара выиграли заседание и поженились. Свадьба проходила скромно, в маленьком селе Шенфельд.

Роберт и Клара

Пара проживала счастливую жизнь, у них родилось 8 замечательных детей — 4 мальчика и столько же девочек. Всё было отлично, исполнилась мечта композитора, но длилось это до психических расстройств Роберта.

Дети Роберта Шумана

Краткая биография

  1. 1828 — окончил школу с отличием. Но большой радости он не испытывал. Накануне умер его отец, и юноша лишился поддержки в творчестве. Мать Иоганна настаивала на том, чтобы Шумен шел учиться на юридический факультет. Согласившись с мнением матери, Робер поступает в Лейпцигский университет.
  2. 1829 — переводится в самый престижный университет Германии — университет Гейдельберга. Но доучиться и получить профессию юриста Шумен не смог. Молодой человек уговорил мать принять его решение забрать документы из университета и посвятить свою жизнь творчеству.
  3. 1830 — ушел из университета, вернулся в Лейпциг, где стал брать уроки фортепиано у лучших учителей. Шумен мечтал стать непревзойденным пианистом, но паралич среднего и указательного пальца не дал ему воплотить свою мечту. Проблемы со здоровьем не сильно расстроили Роберта, и он полностью окунулся в музыкальное сочинительство и критику.
  4. 1834 — основал «Новую музыкальную газету», где несколько лет был редактором и публиковал свои статьи. Большое количество работ, написанных Шуманом, были для игры на фортепиано. Зачастую это были «портретные» изобразительные и лирико-драматические циклы из нескольких маленьких пьес, которые были связаны сюжетной линией.
  5. 1838 — решил переехать жить в Вену.
  6. 1839 — вернулся в родной Лейпциг.
  7. 1840 — Роберту Шуману присвоили ученую докторскую степень в университете Лейпцигска. Год был самым богатым на положительные события в жизни Роберта — ученая степень, женитьба, творческий прорыв.
  8. 1843 — преподавал в новой высшей школе музыки Мендельсона.
  9. 1844 — отправился на гастроли вместе с супругой в Москву и Петербург, что обязало прервать преподавание. В России приняли очень радушно Роберта и Клару. Им запомнилось больше всего богатство Зимнего Дворца в Санкт-Петербурге. По приезду домой, Роберт решил посвятить полностью себя музыке, перестал вести газету.
  10. 1844 — переехал вместе с супругой в Дрезден.
  11. 1850 — получил приглашение из Дюссельдорфа, где его звали занять место городского директора музыки. Роберт написал много композиций, например, «Рейнскую симфонию», «Мессинскую невесту», возглавлял симфонический оркестр.
  12. 1853 — начали конфликты с оркестром и не продлили контракт с композитором. Уехал путешествовать в Голландию, где стали сильнее проявляться его психическая болезнь. По приезду в Германию, его здоровье только ухудшалось и ухудшалось.
  13. 1854 — решил покончить жизнь самоубийством, сбросившись с моста в реку, но его успели спасти. Шумана поместили в психиатрическую лечебницу, где его навещали родные и друзья. Но позже медики заметили, что встречи с близкими негативно влияют на состояние композитора и запретили им приходить.
  14. 1856 — умер от полного истощения организма, отказавшись от еды и воды, страдая от галлюцинаций. Вскрытие коры головного мозга после смерти показало, что именно здесь находилась причина болезни. Переполненные кровеносные сосуды, настолько утолщились, что породили новую костную массу, которая своими острыми концами прорвала мозговой покров.

Роберт Шуман в 1850 г.

↑ Годы жизни

Шуман прожил не слишком длинную жизнь, отмеченную печатью и страданиями тяжелой и мучительной болезни. Он родился 8 июня 1810 года, а умер 29 июля 1856 года. Его родная семья была совершенно не музыкальной. Он родился в семье книгопродавца, где помимо него было четверо старших детей.
С семи лет мальчик начинает заниматься музыкой у местного органиста, а в 12 лет он попытался создать собственное музыкальное произведение.

Родители мечтали, чтобы их сын стал юристом и Роберт потратил несколько лет на учебу, чтобы угодить им, но оказалось, что его призвание к музыке гораздо сильнее желания угодить родителям и устроить благополучное будущее для себя.
Учась в Лейпциге на юридическом факультете, она все свободное время посвящал музыке.

Его знакомство с Францем Шубертом, путешествие в итальянскую Мекку искусства – Венецию, восторг от посещения концертов Паганини, укрепили в нем желание посвятить себя музыке.
Он начинает брать уроки фортепьяно у Фридриха Вика, где знакомится со своей будущей женой Кларой, ставшей его верной единомышленницей и спутницей до конца жизни. Ненавистная юриспруденция остается в стороне, и Шуман полностью посвящает себя музыке.

Его стремление стать пианистом закончилось практически трагически

Для увеличения беглости пальцев, что очень важно для исполнителя, Шуман сделал операцию, которая оказалась неудачной, и он потерял возможность сделать карьеру музыканта. Но теперь он все свое время посвящал сочинительству музыкальных произведений

Вместе с другими молодыми музыкантами Шуман начинает выпускать журнал «Новая музыкальная газета». Для этого журнала Шуман пишет большое количество критических статей о современном музыкальном искусстве.

Произведения Роберта Шумана, начиная с самых первых произведений, полны романтизма, идиллической мечтательности и наполнены отголосками его собственных чувств. Но, не смотря на столь модный для его времени налет сентиментальности, в нем было развито стремление к материальному успеху. Особенно это проявилось, когда Шуман решил создать семью. Его избранницей стала Клара Вик, дочь его музыкального педагога и наставника. Клара была одаренной и очень успешной пианисткой, поэтому союз этих двух музыкально талантливых людей был очень гармоничным и счастливым.

Практически каждый год в семье Роберта и Клары появлялся очередной ребенок, всего их было восемь. Но это не помешало супругам успешно гастролировать по европейским городам. В 1844 году они посетили с концертами Россию, где им был оказан очень теплый прием.
Его супруга была удивительной женщиной! Сама прекрасная пианистка, она, сознавая необыкновенный талант своего мужа, постаралась оградить его от бытовых сложностей, и Шуман смог полностью посвятить себя сочинительству.

Шестнадцать счастливых супружеских лет подарила судьба Шуману, и только тяжелая душевная болезнь омрачала этот счастливый союз. В 1854 году болезнь обострилась и даже добровольное лечение в передовой клинике не помогло. В 1856 году Шумана не стало.

Детство и юность

Немецкий композитор и музыкальный критик Роберт Шуман родился 8 июня 1810 года в Саксонии (Германия) у любящей пары Фридриха Августа и Иоганны Кристианы. Из-за любви к Иоганне, родители которой противились браку с Фридрихом по причине бедности, отец будущего музыканта за год работы помощником в книжной лавке заработал на свадьбу с девушкой и на открытие собственного дела.

Портрет Роберта Шумана

Роберт Шуман вырос в семье, где было пятеро детей. Мальчик рос озорным и веселым, похожим на мать, и сильно отличался от отца, замкнутого и молчаливого человека.

Роберт Шуман начал учебу в школе в шесть лет, отличался лидерскими качествами и творческими способностями. Через год родители заметили музыкальный талант ребенка и отдали учиться игре на фортепиано. Вскоре у него проявилась способность сочинять оркестровую музыку.

Дом Роберта Шумана

Молодой человек долго не мог определиться с выбором будущей профессии – заняться музыкой или податься в литературу, как хотел и настаивал отец. Но концерт пианиста и дирижера Мошелеса, на котором Роберт Шуман побывал, не оставил шансов литературе. У матери композитора были планы сделать из сына юриста, но в 1830 году все-таки получил благословение родителей посвятить жизнь музыке.

Музыка

Переехав в Лейпциг, Роберт Шуман начал посещать уроки фортепиано Фридриха Вика, который сулил ему карьеру знаменитого пианиста. Но жизнь вносит свои коррективы. У Шумана развивался паралич правой руки – проблема заставила юношу отказаться от мечты стать пианистом, и он перешел в ряды композиторов.


Роберт Шуман в молодости

Существует две очень странные версии причин, по которым у композитора начала развиваться болезнь. Одна из них — тренажер, изготовленный музыкантом самостоятельно для разминки пальцев, вторая история еще загадочнее. Ходили слухи, что композитор пытался удалить сухожилия на руке с целью достижения виртуозности игры на пианино.

Но ни одна из версий не доказана, они опровергнуты в дневниках жены Клары, которую Роберт Шуман знал, так сказать, с детских лет. Заручившись поддержкой наставника, Роберт Шуман в 1834 году основал издание «Новая музыкальная газета». Печатаясь в газете, критиковал и высмеивал равнодушие к творчеству и искусству под вымышленными именами.


Рояль Роберта Шумана

Композитор бросил вызов депрессивной и убогой Германии того времени, вкладывая в свои произведения гармонию, краски и романтизм. Например, в одном из самых знаменитых циклов для фортепиано «Карнавал» одновременно присутствуют женские образы, пестрые сценки, карнавальные маски. Параллельно композитор развивался в вокальном творчестве, жанре лирической песни.

Отдельного внимания заслуживает повествование о создании и сама работа «Альбом для юношества». В день, когда старшей дочери Роберта Шумана исполнялось 7 лет, девочка получила в подарок тетрадь с названием «Альбом для юношества». Тетрадь состояла из сочинений знаменитых композиторов и 8 из них были написаны Робертом Шуманом.


Композитор Роберт Шуман

Композитор придавал значение этой работе не потому, что любил своих детей и хотел порадовать, ему претил художественный уровень музыкального образования – песни и музыка, которые дети изучали в школе. В альбом вошли пьесы «Веcенняя песня», «Дед Мороз»,«Веселый крестьянин»,«Зима», которые, на взгляд автора, легкие и понятные для детского восприятия.

В период творческого подъема композитором написано 4 симфонии. Основная часть произведений для фортепиано состоит из циклов с лирическим настроением, которые связаны одной сюжетной линией.


Памятник Роберту Шуману

При жизни музыка, написанная Робертом Шуманом, не воспринималась современниками. Романтичная, утонченная, гармоничная, задевающая тонкие струны человеческой души. Казалось бы, Европа, окутанная чередой изменений и революций, не в силах была оценить стиль идущего в ногу со временем композитора, всю жизнь боровшегося за то, чтобы, не боясь, смотреть в глаза новому.

Коллеги «по цеху» тоже не воспринимали современника – Мендельсон отказывался понимать музыку бунтаря и мятежника, Ференц Лист, будучи чутким и романтичным, включал в концертную программу только произведение «Карнавал». Музыка Роберта Шумана сопровождает современное кино: «Доктор Хаус», «Дедушка легкого поведения», «Загадочная история Бенджамина Баттона».

Проблемы со здоровьем и смерть

Биография Шумана была насыщена разнообразными событиями, композитор оставил после себя богатое музыкальное и литературное наследие. Такая одержимость своим делом и жизнью не могла пройти бесследно. Примерно в 35 лет у композитора стали проявляться первые признаки серьезного нервного расстройства. Два года он ничего не писал.

И хотя композитору оказывали различные почести, приглашали на серьезные должности, он уже не мог вернуться к прежней жизни. Нервы его окончательно расшатались.

В 44 года композитор впервые после приступа затяжной депрессии попытался покончить жизнь самоубийством, бросившись с моста в Рейн. Его удалось спасти, но особых перемен в его самочувствии не наблюдалось. Два года Шуман провел в психиатрической больнице и умер в 46 лет. За все это время композитор не создал ни одного произведения.

Кто знает, как сложилась бы жизнь композитора, если бы он не повредил пальцы на руке и все-таки стал пианистом… Возможно, Шуман, биография которого оборвалась в 46 лет, прожил бы более долгую жизнь и не помешался бы умом.

Кстати, существует версия, что композитор повредил свои пальцы, создав самодельный тренажер для них по типу инструментов Генри Герца и Тициано Поли. Суть тренажеров в том, что средний палец руки привязывался к бечевке, которая крепилась к потолку. Этот инструмент призван был тренировать выносливость и амплитуду раскрытия пальцев. Но при неумелом использовании можно и порвать сухожилия таким образом.

Существует еще одна версия, по которой Шуману пришлось лечиться от сифилиса модным тогда способом — вдыхать пары ртути, что вызвало побочный эффект в виде паралича пальцев. Но жена Шумана не подтвердила ни одну из этих версий.

Творчество

Он вернулся в Лейпциг, нашёл хороших наставников и стал заниматься уроками фортепиано. Роберту хотелось стать виртуозным пианистом. Но во время обучения у него случился паралич среднего и указательного пальцев, из-за чего пришлось расстаться с мечтой и сосредоточиться на музыкальном сочинительстве. Одновременно с композицией он занялся музыкальной критикой.

В 1834 году он основал влиятельное периодическое издание – «Новая музыкальная газета». На протяжении нескольких лет он был её редактором и печатал там свои статьи.

Большинство произведений Роберт писал для фортепиано. В основном это «портретные», лирико-драматические и изобразительные циклы из нескольких небольших пьес, которые между собою связаны сюжетно-психологической линией:

  • «Бабочки» (1831);
  • «Карнавал» (1834);
  • «Давидсбюндлеры», «Фантастические отрывки» (1837);
  • «Крейслериана», «Детские сцены» (1838);
  • «Любовь поэта» (1840);
  • «Альбом для юношества» (1848).

В 1840 году Роберту была присвоена учёная степень доктора философии Лейпцигского университета. Этот год вообще стал для композитора самым плодотворным в его творчестве, воодушевлённый женитьбой на любимой женщине, он написал около 140 песен.

В 1843 году Феликс Мендельсон основал в Лейпциге высшую школу музыки и театра (сейчас консерватория), Шуман занимался в ней преподаванием по композиции и фортепиано, чтением партитур.

В 1844 году Роберт прервал свою преподавательскую деятельность и работу в музыкальной газете, так как поехал с женой в гастрольный тур в Москву и Петербург. Приняли их там очень горячо. Клара играла у самой Государыни, а Шуман завёл много полезных знакомств. Особенно впечатлила супругов роскошь Зимнего Дворца.

Вернувшись из России, Роберт отказался дальше издавать газету и полностью посвятил себя написанию музыки. Но такое усердное рвение к работе пагубно стало сказываться на его состоянии. Расстраивало композитора и то обстоятельство, что его повсюду встречали как мужа знаменитой пианистки Клары Вик. Путешествуя с женой в гастрольных турах, он всё больше убеждался, что его слава не вышла за пределы Лейпцига и Дрездена. Но Роберт никогда не завидовал успеху супруги, ведь это Клара была первой исполнительницей всех произведений Шумана и делала его музыку знаменитой.

Основные произведения

Здесь представлены произведения, часто используемые в концертной и педагогической практике в России, а также произведения большого масштаба, но редко исполняемые.

Для фортепиано

  • Вариации на тему «Abegg»
  • Бабочки, ор. 2. Музыка оркестрована Н. Н. Черепниным для балета М. Фокина «Бабочки» (1912).
  • Танцы давидсбюндлеров, ор. 6 (1837)
  • Токката до мажор, ор. 7
  • Allegro си минор, ор. 8
  • Карнавал, ор. 9. Музыка оркестрована в 1902 году группой русских композиторов, среди которых был Н. А. Римский-Корсаков; в 1910 году использована М. М. Фокиным для постановки балета «Карнавал», сюжет которого близок заявленной Р. Шуманом программе цикла.
  • Три сонаты: Соната № 1 фа диез минор, ор. 11
  • Соната № 3 фа минор, ор. 14
  • Соната № 2 соль минор, ор. 22

Фантастические пьесы, ор. 12
Симфонические этюды, ор. 13
Детские сцены, ор. 15
Крейслериана, ор. 16
Фантазия до мажор, ор. 17
Арабески, ор. 18
Блюменштюк, ор. 19
Юмореска, ор. 20
Новеллетты, ор. 21
Ночные пьесы, op. 23
Венский карнавал, ор. 26
Альбом для юношества, ор. 68
Лесные сцены, op. 82
Пёстрые листки, op. 99
Утренние песни, op. 133
Тема с вариациями ми-бемоль мажор

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром ля минор, ор. 54
  • Konzertstück для четырёх валторн и оркестра, op. 86
  • Интродукция и Allegro Appassionato для фортепиано с оркестром, op. 92
  • Концерт для виолончели с оркестром, op. 129
  • Концерт для скрипки с оркестром, 1853
  • Интродукция и Allegro для фортепиано с оркестром, op. 134
  • Пьесы-фантазии для кларнета и фортепиано, op. 73
  • Märchenerzählungen, Op. 132

Вокальные произведения

  • «Круг песен» (Liederkreis), ор. 24 (сл. Гейне, 9 песен)
  • «Мирты», ор. 25 (на стихи различных поэтов, 26 песен)
  • «Круг песен», ор. 39 (сл. Эйхендорфа, 12 песен)
  • «Любовь и жизнь женщины», ор. 42 (сл. Шамиссо, 8 песен)
  • «Любовь поэта» (Dichterliebe), ор. 48 (сл. Гейне, 16 песен)
  • «Семь песен. На память о поэтессе Елизавете Кульман», ор. 104 (1851)
  • «Стихотворения королевы Марии Стюарт», ор. 135, 5 песен (1852)
  • «Геновева». Опера (1848)

Камерная музыка

  • Три струнных квартета
  • фортепианное трио № 1 ре минор, соч. 63
  • фортепианное трио № 2 Фа мажор, соч. 80
  • фортепианное трио № 3 соль минор, соч. 110
  • Фортепианный квинтет ми бемоль мажор, соч. 44
  • Фортепианный квартет ми бемоль мажор, соч. 47

Симфоническая музыка

  • Симфония № 1 си бемоль мажор (известная как «Весенняя»), ор. 38
  • Симфония № 2 до мажор, ор. 61
  • Симфония № 3 ми бемоль мажор «Рейнская», ор. 97
  • Симфония № 4 ре минор, ор. 120

Увертюры

  • Увертюра, скерцо и финал для оркестра ор. 52 (1841)
  • Увертюра к опере «Геновева» ор. 81 (1847)
  • Увертюра к «Мессинской невесте» Ф. Ф. Шиллера для большого оркестра ор. 100 (1850—1851)
  • Увертюра к «Манфреду», драматической поэме в трех частях лорда Байрона с музыкой ор. 115 (1848)
  • Увертюра к «Юлию Цезарю» Шекспира для большого оркестра ор. 128 (1851)
  • Увертюра к «Герману и Доротее» Гёте для оркестра ор. 136 (1851)
  • Увертюра к «Сценам из «Фауста» Гёте WoO 3 (1853)