Оглавление
Содержание[править | править код]
Стоглав пытался решить следующие насущные вопросы:
- укрепления церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей,
- унификация церковных обрядов и служб,
- полномочия церковного суда,
- против пережитков язычества среди населения,
- жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д.
Название первой главы («В лето 7059-е месяца февраля в 23 день…»), казалось бы, даёт точную дату работы Стоглавого собора: 23 февраля 7059 года (1551 год). Однако исследователи расходятся во мнении, является ли эта дата указанием на начало заседаний Собора или определяет время начала составления Соборного уложения. Работу Собора можно разделить на два этапа — совещание с обсуждением ряда вопросов и обработка материала, хотя возможно, что это были одновременные процессы. Это предположение подтверждается и самой структурой «Стоглава», последовательностью расположения глав и их содержанием.
В первой главе в общих чертах намечена программа Собора: Собор отвечает на вопросы царя, который предлагал темы для соборного обсуждения. Участники Собора, как следует из текста, ограничивались высказыванием своих мнений по предложенным темам. В первой главе круг вопросов Собора излагается бегло, несколько путано, иногда приводятся ответы, иногда — нет. Составитель не имел здесь задачи целиком раскрыть содержание тех «исправлений», которыми занимался Собор. Но хотя составитель не всегда приводит ответы Собора на вопросы, он знакомит с документами, в соответствии с которыми принимались решения на Соборе. По существующим правилам Собор не имел права принять решение, расходившееся с канонической литературой. Часть памятников этой литературы упомянута в первой главе «Стоглава»: Правила святых апостолов, святых отцов церкви, Правила, установленные на Соборах духовенства, а также поучения канонизированных святых. В следующих главах этот список расширяется.
В двух главах (5 и 41) содержатся царские вопросы, которые должны были обсуждать все участники Собора. Для составления вопросов царь привлёк лиц из своего окружения, прежде всего членов «Избранной рады». Двое из них имели духовный сан (митрополит Макарий и протопоп Сильвестр), и поэтому их роль была значительна.
Главы с 6 по 40 содержат ответы на некоторые из первых 37 вопросов царя. Продолжение ответов содержится в 42-й и последующих главах. Этот разрыв объясняется тем, что соборные прения по составлению ответов на царские вопросы, видимо, были прерваны появлением на Соборе царя. В течение дня, а может, и нескольких дней, Собор решал вопросы совместно с царем. С этим связано, видимо, возникновение так называемых «вторых царских вопросов», которые изложены в 41 главе «Стоглава». Они касаются в основном вопросов богослужения и нравов мирян.
Царские вопросы можно разделить на три группы:
- преследующие интересы государственной казны (вопросы: 10, 12, 14, 15, 19, 30, 31);
- обличающие беспорядки в святительстве и монастырском управлении, в монастырской жизни (вопросы: 2, 4, 7, 8, 9, 13, 16, 17, 20, 37);
- касающиеся беспорядков в богослужении, обличающие предрассудки и нехристианскую жизнь мирян (вопросы: 1, 3, 5, 6, 11, 18, 21—29, 32—36).
Две последние группы вопросов направлены на укрепление нравственной стороны жизни духовенства и населения. Поскольку государство целиком перепоручало эту область церкви, видело в ней свою идеологическую опору, то естественным было для царя желание видеть церковь единой, пользующейся авторитетом у населения.
Среди особенностей структуры «Стоглава» следует особо выделить наличие 101-й главы — приговора о вотчинах. Она, видимо, была составлена после окончания работы Стоглавого собора и прибавлена к основному списку в качестве дополнения.
Икона «Святая Троица»
Во время собора также рассматривался очень важной вопрос об иконографии Святой Троицы. Он состоял в том, что обсуждалось традиционное православное изображение Троицы как трех ангелов
Часть исследователей полагает, что участники собора не дали определенный ответ, или вовсе вопрос остался неразрешенным. Одно мы знаем точно: осталась только надпись «Святая Троица» без надписей и перекрестий. Однако богословское обоснование этому предписанию отцы дать не смогли, ссылаясь на Андрея Рублева и древние образцы. Это оказалось слабым местом Стоглавого собора, что привело к печальным последствиям. Большинство сохранившихся икон Святой Троицы не имеет крестчатых нимбов и выделяющей надписи.
Еще одним важным вопросом, неразрывно связанным с написанием Троицы, был вопрос об «изобразимости Божества» (43-я глава). Текст постановления относится по прямому его значению как будто к Божеству Христа. Но проблема в том, что Божество неизобразимо. Скорее всего, здесь имеется в виду неизвестное изображение. И правда, при Стоглаве имели место три манеры изображения: традиционная, Отечество и новозаветная.
Новозаветная Троица имеет наиболее известное изображение в Благовещенскм соборе на четырехчастной иконе. Ее написали мастера по заказу протопопа Сильвестра. Не заметить тогда это изображение было невозможно. Кроме того, на эту икону ссылался царь, когда обсуждался вопрос об изображении не святых людей на иконах.
Собор имел причины замалчивать иконографию Святой Троицы. Во-первых, никто не имел четкого представления, как изображать Божество на иконах. Во-вторых, некоторые исследователи утверждают, что собор и митрополит не обладали единомыслием.
История создания
Иван Грозный в начале 1551 года принялся за созыв Стоглавого собора. Он взял на себя эту миссию, поскольку был убежден, что он преемник византийских императоров. Во второй главе Стоглава есть упоминание о том, что иерархи испытывали великую радость по поводу царского приглашения. В первую очередь это объясняется необходимостью разрешения многих вопросов, которые были особенно значимы в середине XVI века. К ним относилось укрепление церковной дисциплины среди духовенства, вопросы о полномочиях церковного суда. Надо было бороться против порочного поведения священнослужителей и прочих представителей церкви. Много проблем также было с ростовщичеством монастырей. Продолжалась борьба с пережитками язычества. Кроме того, возникла необходимость в унификации церковных обрядов и служб. Порядок переписки церковных книг, строительства церквей и писания икон должен быть жестко регламентирован. Поэтому Стоглавый собор Русской православной церкви был необходим.
Собор начался с торжественного молебна по случаю открытия. Произошло это в московском Успенском соборе. Далее Иван Грозный зачитал свое обращение к участникам, которые можно расценивать как его раннее сочинение. В нем уже можно было заметить художественный стиль царя. Он рассказывал о своем раннем сиротстве, плохом обращении бояр, каялся в своих грехах и просил покаяния. После этого царь представил новый судебник, который собор быстро утвердил.
На сегодняшний день исследователи не могут назвать точную дату, когда собор начал свою работу. В первой главе указано 23 февраля. Существует две версии, что произошло в этот день:
- Началось заседание собора.
- Составлялось Соборное уложение.
Вся работа протекала в два этапа: совещание (и обсуждение вопросов) и обработка материала.
Первая глава также содержит примерную программу: собор дает ответы на вопросы царя. Он выдвигал различные проблемы для соборного обсуждения. Участники могли высказать только свое мнение по предложенным темам. Всего царь предложил 69 вопросов. Составитель Стоглава явно не ставил перед собой задачу полностью раскрыть те исправления, с которыми работал. Вместо ответов составитель предлагает документы, в соответствии с которыми принимались решения. Каноническая литература не позволяла принимать решения, которые не соответствовали ей. Некоторая литература отражена в первой главе:
- правила святых апостолов, отцов церкви;
- правила, которые были установлены на соборах духовенства;
- поучения канонизированных святых.
Структура Стоглава:
- 1-4-я главы — сведения об открытии собора, участники, причины и цели;
- царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 — в 41-й главе;
- ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
- глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
- 100-я глава содержит ответ Иосафа. Он предложил ряд замечаний и дополнений к Стоглаву.
Знакомясь со Стоглавом, можно оценить, насколько сильна была роль царя. Но больше всего видно, насколько различны мнения между царем и Макарием. Каждый из них преследовал свои цели и старался продвинуть их вперед.
Почему собор был назван Стоглавым
Стоглавым собором называют само объединение власти и духовенства для решения насущных вопросов. Книгу, в которой были отображены все решения собрания, принято называть Стоглав. Таким образом, Стоглав — сборник постановлений церковно-земского собора 1551 года.
Стоглавый собор был созван по инициативе Ивана Грозного
Свое название книга получила по количеству входящих в нее частей. При редактировании документ был разбит по смыслу на 100 глав. Редакторы документа боялись, что нерадивые писари, переписывая постановления собора для распространения, могут пропустить незначительные, по их мнению, части Стоглава. Поэтому документ пришлось структурировать так, чтобы потеря даже малой части информации не осталась незамеченной.
Значение[править | править код]
Стоглав является не только сборником церковных правил и наставлений, но и многоплановым сводом светского права, ценнейшим источником социально-экономической и политической истории России XV—XVI веков. В нём прослеживается как борьба иосифлян и нестяжателей по поводу церковного землевладения, так и иные конфликты на Руси того времени. В Стоглаве также содержатся яркие картины из жизни русского народа, обычаи, уходящие корнями в языческую эпоху.
Стоглав зафиксировал порядок богослужения, принятый в Московском государстве: «Аще ли кто двемя персты не благословляет якоже и Христос, или не воображает крестнаго знамения, да будет проклят, святии отцы рекоша» (Стоглав 31); «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — слава тебе Боже…» (Стоглав 42).
Указанные нормы продержались до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви, приведшая, в частности, к следующим изменениям:
- Замена двуперстного крестного знамения трехперстным;
- Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая);
- Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
Резкость и некорректность проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, что привело к расколу церкви на новообрядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев (не принявших реформы).
На Большом Московском церковном соборе 1667 года положения Стоглавого собора были признаны написанными «неразсудно, простотою и невежеством»; сама подлинность Стоглава была подвергнута сомнению.
К началу XX века было известно не менее 100 списков рукописного Стоглава.
Спустя 100 лет
Древняя православная традиция теперь была ограждена от искажений и изменений, проявлявшихся за границей. Обсуждая необходимость введения двуперстного знамения, собор повторил греческую формулу XII-XIII веков, что если кто-то крестное знамение делает не двумя пальцами, как наш Христос, будет проклят. Собравшиеся полагали, что такое исправление духовных непорядков способствует приведению всех сфер церковной жизни к благодатной полноте, совершенству. Следующие десятилетия собор представлял собой непререкаемый авторитет.
Поэтому деятельность Стоглавого собора очень не любили последователи патриарха Никона, реформаторы и гонители церкви. Через 100 лет — в 1666-1667 годах — на Московском соборе новообрядцы не только отменили клятву, которая была положена на не крестящихся двоеперстно, но и полностью отвергли весь Стоглавый собор, осудив некоторые догматы.
Московский собор утверждал, что положения Стоглава написаны неразумно, просто и невежественно. Неудивительно, что вскоре многие засомневались в подлинности этого сборника. Долгое время не утихал жаркий спор между раскольниками — старообрядцами и представителями официальной Церкви. Первые возвели собор в ранг незыблемого закона. Последние же осуждали постановление как плод заблуждения. Все участники Стоглавого собора были обвинены в невежестве. Желая смыть позор, противники постановлений выдвинули версию о непричастности собора 1551 года к Стоглаву.
Кратко о сути церковной реформы
Перед Стоглавым собором Иван Грозный поставил ряд вопросов (69) касающихся нравственных, просветительских и социальных сторон жизни в государстве, а также затрагивающих финансовые и административные отношения между царем и церковью.
В результате заседания собора, на котором присутствовали как высшие иерархи Церкви так и представители Избранной рады, были приняты 100 глав соборного приговора (в последствии к ним была добавлена 101 глава о церковном землевладении).
Финансовые вопросы
- Все земли полученные Церковью в период с момента смерти Василия III до Стоглавого собора (боярское правление) передавались старым владельцам.
- Церкви запрещено принимать новые земли и поместья в дар без разрешения царя
- Церкви запрещено давать деньги в рост (кредиты) и зерно в насып (натуральные кредиты)
- За нарушение запрета на безконтрольную передачу/продажу земли к Церкви производится конфискация земли в пользу государства без компенсации дарителю или продавцу
- Всех крестьян и посадских (горожан) пытающихся скрыться от уплаты налогов в стенах монастырей были обязаны вернуть к работе в миру (выгнать).
Религиозные вопросы
- Определен список канонизированный святых
- Введение должности поповских старост (избираемых среди священников)
- Запрет для мирян на общение с иностранцами
- Узаконено двоеперсное сложение пальцев при совершении крестного знамения и сугубая аллилуйя (т.е. произнесение хвалы дважды)
- Запрет на прохождение через Царские врата для служителей без риз и епитрахили
- Отмена «несудимых» грамот — все монастыри стали подсудны епископам, но государственным судьям запрещено судить духовных лиц.
- Определены правила создания икон, написания новых и переписи старых книг.
- «Двойным» монастырям (в которых проживали и мужчины и женщины) предписывалось строгое соблюдение обособленности полов, недопущение разврата.
Прочие вопросы
- Одобрен Судебник 1550 года
- Брачный возраст для юношей устанавливается с 15 лет, для девушек — с 12 лет.
- Единственный брак считался идеальным, второй нельза было венчать, но разрешалось благословлять, за третий предусматривалось временное отлучение от церкви на 5 лет, а четвертое бракосочетание следовало назвать «преступлением»
- Запрет на стрижку усов и бороды под страхом отлучения от церкви
- Указание для священников и дьяконов создавать училища для обучению крестьян грамоте и «страху Божию».
Главные цели Стоглава
Стоглавый собор – это законодательный акт из 100 глав (из-за этого и получил такое название). Это был главный документ для Церкви. В соответствии с его положениями духовники обязаны были упорядочить все сферы церковной жизни. На соборе был поднят огромный перечень вопросов, касающихся церковно-народной жизни. Предстояло провести огромную работу по устранению всех недостатков.
Наибольшее внимание уделялось:
- Проблемам церковного управления.
- Соблюдению церковного устава в богослужении.
- Избранию грамотных служителей алтаря.
- Открытию духовных училищ для подготовки достойных священнослужителей.
Духовники были вынуждены признать безнравственность некоторых своих коллег, порочивших церковь. На соборе решили создать институт поповских старост. Эти люди вместе со своими помощниками контролировали правильность ведения службы, а также нравственность самих священников.
Дополнительно на соборе обсуждались пережитки язычничества, народные бесчинства. Осуждалось пьянство, судебные поединки. Запрещались представления скоморох, азартные игры
Церковнослужители обратили свое внимание и на еретические книги. Многие сборники средневековой мудрости, астрономические карты были уничтожены
Не одобрялось общение с иностранцами.
Многие уложения свода касались правил богослужения, написания книг и икон. Члены собора узаконили двоеперстное сложение при крестном знамении. В Московской типографии печатались исправленные церковные книги. Священнослужители обсуждали и правила иконографии. Именно в 1551 году Святую Троицу было принято изображать в виде трех ангелов.
Значение Стоглавого собора
Для Русской Православной Церкви Стоглавый собор имел огромное значение. По сути, он зафиксировал правовые нормы её внутренних дел, а также разработал нормы взаимодействия между светской властью (то есть царём и его правительством) и Церковь. Для Ивана Грозного также было важным ограничение увеличения земельных наделов духовенства, так как он нуждался в больших количествах “государственной” земли.Также уложения Стоглавого собора 1551 года впоследствии сыграли огромную роль в церковном расколе, так как старообрядцы-раскольники опирались именно на текст Стоглава, который узаконил некоторые детали, отменённые в ходе церковной реформы патриарха Никона. Соответственно, значение Стоглавого собора было для России не только положительным (укрепление государственности), но и отрицательным (раскол в русской Церкви отчасти опирался именно на его уложения).
Семейно-брачное право
Решения, принятые на собрании 1551 года, регламентировали и семейные отношения.
- Согласно постановлению собора, юридическим считался только венчанный брак;
- Молодые люди могли вступить в брак с согласия родителей или опекунов;
- Возраст жениха для заключения брака — 15 лет, девушки — 12 лет;
- Законно жениться можно было только 3 раза;
- Развод был разрешен в случае прелюбодеяния, бесплодия одного из супругов. Расторжение брака допускалось, если супруги не проживали вместе долгое время, или если один из супругов принял решение уйти в монастырь.
Интересно знать! Главный принцип семьи по Стоглаву — безраздельная власть мужчины над женой, родителей над детьми. Если муж был осужден за преступление, жена переносила все тяготы вместе с ним. Родители распоряжались судьбами своих детей, могли их насильно женить, отдать в монастырь или передать в холопство. Муж мог закладывать жену, наказывать ее, в том числе и физически. Рукоприкладство могло быть ограничено только, если оно было причиной нанесенного тяжкого вреда здоровью.
Кто занимался решением проблемы?
Как уже было сказано, на нем был Иван Грозный и Боярская дума
Но кроме них были и святые Стоглавого собора, мнение которых принималось во внимание. Некоторые представители власти говорили о том, что в последнее время термин «святые» к ним особенно уже не относился
Ведь они также не без греха. Среди них самыми явными представителями были:
- митрополит Макарий;
- Феодосий, архиепископ Великого Новаграда и Пскова;
- Никандр, архиепископ Ростовский;
- Касьян, епископ Рязанский;
- прочие архимандриты и игумены.
В некоторых документах можно встретить упоминание о них, как о «небопарных орлах». Но таких упоминаний совсем не много.
Отношение к данной книге было различным. Каждый ученный судил о нем в зависимости от своих убеждений. Кроме того, часто на подобные решение влияла и политическая ситуация в стране.
Пусть хранит Вас Господь!
Интересное в православии
интересное
Значение собора
Реформы Ивана Грозного несли в себе большое значение:
- они поспособствовали усилению самодержавия;
- изменилась расстановка сил внутри класса феодалов в пользу дворянства;
- царская личная власть была укреплена;
- начало создаваться сословное общество. Каждый слой имел свою внутреннюю организацию и собственные органы самоуправления. С властью можно было договариваться;
- вельможи потеряли часть своих прав и влияния. Но теперь они имели новый вес и значение, став верхушкой создававшегося дворянского сословия. Когда роль и значение дворянских объединений стала расти, знать опиралась на их поддержку. Таким образом, она занимала более самостоятельную позицию по отношению к своему монарху.
Значение собора
Значение Стоглавого собора заключалось в том, что принятый перечень решений должен был нормализовать каким-то образом взаимоотношения между иосифлянами и нестяжателями. Они несли в себе некий компромиссный характер. Кроме этого он пытался ознакомится с такими насущными вопросами:
- возвращение полномочий церкви;
- борьба с порочным поведением представителей церкви и усиление дисциплины;
- введение цензуры на переписку, перепись книг, церковных имен и прочего;
- определение полномочий церковного суда;
- унификация церковных служб и обрядов;
- борьба с пережитками язычества у населения.
Работа Стоглавого собора русской православной церкви состояла из 2 частей:
- совещание с обсуждением основных пунктов;
- обработка материалов.
На соборе царь предоставил некоторые уставные грамоты и новый Судебник. Он просил всех присутствующих ознакомится с ними и принять решение в чью-то пользу. Кроме того он заявлял, что большинство вельмож и бояр начали брать себе т вещи, которые им не принадлежат, тем самым значительно увеличивая свое состояние. Но и в то же время признал, что все, что произошло нельзя исправить и стоит простить друг другу.
Большинство из перечисленных пунктов не утратили своей актуальности и до сегодняшнего дня. А вот некоторые были вскоре отменены и подвержены критике и проклятиям. О данном списке законов просто забыли со временем практически на целое столетие. Только в 60 г. 19 века книгу опубликовали в Англии.
История Стоглавого собора
Стоглавый собор, проходивший в Успенском соборе в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 года, является важнейшим событием не только в истории России, но и Русской православной церкви. Замечание 1
Название «Стоглавый» происходит от количества входивших в него частей (отдельных глав). По своей сути он представлял определенный законодательный акт, регулировавший многие сферы жизни, и обязательный для исполнения церковью. Однако некоторые из принятых введение так и остались лишь на бумаге.
Участниками Стоглавого собора помимо царя Ивана Грозного были князья, высшее духовенство, а также представители Боярской думы.
Вся работа происходила в два этапа:
- совещание с обсуждением вопросов,
- непосредственная обработка материала.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Стоглавый собор 1551 года 420 руб.
- Реферат Стоглавый собор 1551 года 270 руб.
- Контрольная работа Стоглавый собор 1551 года 250 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
В соответствии со структурой Стоглава:
- 1-4-я главы содержали сведения об открытии собора, участниках, причинах и целях;
- царские вопросы были в двух частях, первые 37 отражены в 5-й главе, вторые 32 — в 41-й главе;
- ответы находятся в 6-40-й главах и 42-98-й;
- глава 99 говорит о посольстве в Троицкий монастырь;
- 100-я глава содержит ответ Иосафа, предложившего ряд замечаний и дополнений.
Источники
Сохранился сложный комплекс документов, отражающих период подготовки Собора, его проведение и сопутствующие события. Официальной обработкой материалов Собора является Книга соборных деяний, заверенная подписями греческих и русских участников и опубликованная сразу же после окончания соборных заседаний . Этот документ был создан в ходе Собора или сразу по его завершении, однако его нельзя считать протоколом заседаний. В Книгу деяний входят сгруппированные отчасти по темам, отчасти по хронологии решения Собора (они представлены как отдельные заседания, но это едва ли точное воспроизведение реальной хронологии), вопросы восточным патриархам и их ответы, некоторые дополнительные тексты, напр. соч. Афанасия Пателлария о чине литургии. В Книге деяний отсутствует изложение заседаний, посвященных суду над патриархом Никоном, и описание избрания патриарха Иоасафа II, не упоминается вызвавший острые дискуссии на Соборе вопрос о соотношении царской и первосвятительской власти и т. п.
Не ранее сентября 1667 года Симеон Полоцкий создал литературную обработку деяний Большого Московского Собора — «Сказание о святом Соборе», которое также содержит далеко не полную и, кроме того, не во всем достоверную информацию. Симеон Полоцкий заменил речь царя Алексея Михайловича к Собору собственным риторическим сочинением, вместо ответа царю Новгородского митр. Питирима на открытии Собора 29 апреля сделал пометку: речь митрополита написать «или вместо ея сей ответ». Автор «Сказания» изменил хронологию событий, зачастую объединяя несколько заседаний в одно; он указал, что последнее заседание состоялось 2 июля, однако в тексте упоминаются заседания, проходившие 12, 17 июля, а также в августе и в конце сентября. Симеон Полоцкий ничего не сообщает о большинстве допросов и решений по поводу Соловецкого монастыря, в частности о покаянии архим. Никанора и др. соловецких иноков (кроме Герасима (Фирсова)), о посылке на Соловки ярославского архим. Сергия с увещеванием и т. п., — эти события известны по другим источникам. В ряде статей оставлены пробелы для числа и месяца.
Свидетельства названных источников должны быть дополнены сведениями из документов о суде над старообрядцами, описанием деяний Собора в соч. Газского митр. Паисия Лигарида, документами по делу патриарха Никона, Житием Никона, написанным Иоанном Шушериным. Современное научное издание всех материалов, относящихся к Большому Московскому Собору, отсутствует.
Работа Стоглавого собора
Собор был открыт 23 февраля 1551 года. В этот день в московском Успенском соборе состоялся торжественный молебен. Молодой царь впервые проявил свои писательские таланты, зачитав сочинение в художественном стиле. В нем он описал тяжелое сиротское детство, издевательства бояр. Иван IV не забыл покаяться в грехах, чем заслужил поддержку со стороны духовенства.
Работа над Соборным уложением проходила в два этапа:
- Обсуждение всех вопросов.
- Обработка и корректировка материала.
Именно царь задавал вектор направления, предлагал насущные проблемы для обсуждения. Иван Грозный сам составлял список вопросов. Участники собора имели право высказаться на предложенные темы, но выдвигать свои не могли. Всего от царя поступило 69 вопросов. В Стоглаве в основном приводились не ответы, а документы, в соответствии с которыми принимались решения.
Значение Стоглава[править | править код]
Стоглав зафиксировал порядок богослужения, принятый в Московском государстве: «А кто не крестится двумя перстами, яко Христос и апостолы, да будет анафема» (Стоглав 31 — имелись в виду многочисленные иконы Спасителя с двуперстием); «…не подобает святыя аллилуии трегубити, но дважды глаголати аллилуия, а в третий — слава тебе Боже…» (Стоглав 42).
Указанные нормы продержались до 1652 года, когда патриархом Никоном была проведена реформа церкви, приведшая, в частности, к следующим изменениям:
- Замена двуперстного крестного знамения трехперстным;
- Возглас «аллилуйя» во время стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая);
- Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь).
Резкость и некорректность проведения реформ вызвала недовольство среди значительной части духовенства и мирян, что привело к расколу церкви на новооборядцев (принявших реформы Никона) и старообрядцев (не принявших реформы).
На Большом Московском церковном соборе положения Стоглавого собора были признаны написанными «неразсудно, простотою и невежеством»; сама подлинность Стоглава была подвергнута сомнению.
До половины XIX в литературе господствовало мнение о Стоглаве как о не подлинном соборном уложении . Митрополит Платон, не сомневаясь в факте созыва Cобора 1551 года, усомнился, однако, в том, что положения Стоглава были утверждены на этом Cоборе.
В предисловии к первому отечественному изданию Стоглава, вышедшему в , было указано что
Такая точка зрения объяснялась нежеланием признать подлинными решения официального органа, которые Русская Церковь впоследствии нашла ошибочными, и которыми руководствовались «раскольники».
Только после ряда находок И. В. Беляева (в частности наказных списков по Стоглаву, неоспоримо подтвердивших факт принятия Стоглава на Cоборе 1551 года) подлинность Стоглава была окончательно признана.
В дальнейшем историками Стоглав рассматривался как уникальный памятник русского права 16 века, дающий представление об образе жизни общества того времени.
К началу XX было известно не менее 100 списков рукописного Стоглава.
Структура Стоглава
В первой главе Стоглава намечены основные цели собора. Затем излагаются ключевые вопросы, на которые собравшимся предстояло найти ответы. Первая часть документации Стоглавого собора вышла путанной. На некоторые вопросы удавалось найти компромиссный ответ сразу, и он сразу же записывался.
Другие проблемы вызывали жаркие дискуссии, и единое мнение по поводу них отображалось в документации собора значительно позже. Некоторые вопросы так и остались нерешенными.
Далее в Стоглаве был отражен список канонической литературы, в соответствии с которой собор принимал свои решения. К таким источникам можно отнести труды Отцов Церкви, послания Святых Апостолов, поучения Святых.
Стоглав собрал все нормы церковного права и многие светские законы
В двух главах содержались царские вопросы, которые обсуждали на Стоглаве. Они касались порядка богослужений и устройства жизни мирян. В частности, обсуждались следующие проблемы:
- Укрепление нравственности и духовной жизни мирян и служителей церкви;
- Обличение нехристианской жизни мирян;
- Беспорядки в монастырском управлении и порядке проведения богослужений;
- Вопросы вотчин и государственной казны.
Итоги раскола
Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.
- Церковный раскол 17 века перерос в национальную трагедию. Русский народ разделился на оставшихся в лоне православной церкви, совершавших богослужение по новым канонам, и старообрядцев, которые придерживались дореформенных правил.
- Вследствие раскола было разрушено духовное единство русского народа. В первый раз в истории страны возникла вражда на религиозной почве.
- Установился приоритет над церковной властью власти светской. Процесс реформ был инициирован царским правительством и происходил при его полной поддержке. Это явилось началом перехода управления церковными делами государственными институтами. Завершение этого процесса произошло уже при Петре Первом, который упразднил патриаршество.
- Международное положение Российского государства и его связь со странами православного мира заметно укрепились.
- Движение старообрядцев повлияло на развитие русского искусства, внеся в него свой вклад. Были созданы духовные центры, своя иконописная школа, сохранились древнерусские традиции написания книг и знаменного пения.
В заключение рассмотрим изменение взглядов РПЦ на старообрядчество.