Оглавление
«До выборов в США соглашений не будет»
Поводов для оптимизма американская сторона в последнее время действительно не давала. «Продлению договора мешает попытка текущей американской администрации решить этим свои внутренние проблемы, фактически они хотят получить к выборам некий документ, который можно представить своей победой. Но условия, которые они предлагают, неприемлемы», — уверен эксперт Российского совета по международным делам Илья Крамник.
Бесперспективно
Фото: REUTERS/Jonathan Drake
По большому счету США пытаются выторговать у России определенные политические обязательства по формату и составу будущих переговоров о следующем договоре СНВ — взамен на согласие продлить действующее соглашение, полагает старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Константин Богданов. «Сюда же относится и требование замораживания всех, а не только стратегических ядерных арсеналов и углубление мер верификации и контроля, а также попытки ограничить срок действия продленного договора СНВ не пятью годами, как предусмотрено соглашением, а 1–2 годами, чтобы держать Москву «в тонусе», — пояснил специалист. Россия, по мнению Богданова, не торопится подписывать документ на таких условиях. «Американцы всё сильнее демонстрируют свою зависимость от надвигающихся выборов: им нужна хоть какая-то «бумага» до голосования и они заметно нервничают. Именно поэтому прямо сейчас, до выборов, никаких соглашений на американских условиях не будет», — считает эксперт.
Основа мировой стабильности
Пекин уже неоднократно заявлял, что не намерен становиться третьим участником договора СНВ-III, несмотря на призывы Вашингтона. В очередной раз эту мысль повторил в начале марта официальный представитель МИД КНР Чжао Лицзянь.
«Китай уже много раз повторял, что мы не намерены присоединяться к так называемым трёхсторонним переговорам по контролю над вооружениями между Россией, Китаем и США, и эта позиция достаточно чёткая», — заявил китайский дипломат.
Следует отметить, что позиция ООН по вопросу ДСНВ во многом совпадает с подходом к проблеме российской стороны. В январе 2020 года заместитель Генсека ООН, высокий представитель по разоружению Идзуми Накамицу призвала Россию и США сначала продлить действующее сейчас соглашение и уже после этого вести переговоры о заключении нового договора с другими условиями или числом участников. По её словам, сейчас сторонам нужно сосредоточиться на сохранении и продлении существующего договора. При этом в будущем было бы правильно подключить к соглашению о сокращении ядерных вооружений все страны, входящие в ядерный клуб.
Также по теме
«США не реагируют на наши предложения»: Лавров о продлении договора СНВ-III
Во вторник, 18 февраля, в Риме состоялась встреча министров иностранных дел и обороны России и Италии в формате «2 + 2». Сергей…
«Договор СНВ-III — это один из краеугольных камней, поддерживающих систему международного баланса, контроля за вооружениями. Этот договор фиксирует определённые правила игры для ядерных держав в этой области», — отметил в комментарии RT член Научного совета при Совбезе России доктор политических наук Андрей Манойло.
Как подчеркнул эксперт, если договор прекратит действовать, для мировых игроков не остаётся ограничений.
«Это, в свою очередь, приведёт к определённой разбалансировке системы международной безопасности. И в такой ситуации появляется риск несогласованных действий какого-то государства, это может обернуться негативными последствиями для всех», — пояснил Манойло.
По словам эксперта Российского института стратегических исследований Сергея Ермакова, тревогу вызывают постоянные претензии, которые звучат со стороны американского руководства в адрес России и КНР.
«В целом США всё же исходят из того, что СНВ-III должен быть продлён, хотя и откладывают эти переговоры. Это внушает некоторый оптимизм, хотя есть и негативные сигналы», — отметил эксперт в беседе с RT.
Однако американская сторона продолжает отстаивать свой подход. Как заявили ранее в Госдепе, процесс продления СНВ-III потребует лишь обмена дипломатическими нотами между Россией и США и не займёт много времени.
По мнению американской стороны, странам необходимо заключить соглашение, которое будет охватывать новые российские вооружения. В частности, речь может идти об «экзотических новинках», таких как несущий ядерный боезаряд подводный аппарат на ядерной тяге «Посейдон», оснащённая ядерной боеголовкой крылатая ракета на ядерной тяге и других.
- Дмитрий Медведев и Барак Обама
- РИА Новости
Напомним, договор СНВ-III был подписан в 2010 году тогдашними лидерами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Соглашение заменило собой договор СНВ-I от 1991 года и Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов от 24 мая 2002 года (ДСНП). Согласно действовавшему с 1994 по 2009 год договору СНВ-I, Россия и США довели численность ядерных боезарядов с каждой стороны до 6 тыс. единиц. Кроме того, в 1993 году стороны заключили соглашение о запрете баллистических ракет с разделяющимися боеголовками, договор получил название СНВ-II.
Однако после того как США вышли из Договора об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) в 2001 году, СНВ-II фактически утратил силу. Вместо этого в 2002 году США и Россия подписали Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), согласно которому Москва и Вашингтон обязались сократить количество стоящих на боевом дежурстве боеголовок до 2,2 тыс. с каждой стороны.
По условиям заменившего и СНВ-I, и СНП договора СНВ-III США и Россия обязались в течение семи лет сократить численность развёрнутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжёлых бомбардировщиков до 700 единиц. Количество боезарядов на развёрнутых носителях не должно превышать 1550. При этом численность развёрнутых и неразвёрнутых пусковых установок не должна превышать 800 единиц.
Документом предусмотрено право каждого участника самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических вооружений, а также проводить их модернизацию. Действие договора истекает в начале 2021 года, но его можно пролонгировать ещё на пять лет.
Переоборудование
МИД России несколько раз заявлял, что при переходе к переговорам по продлению или переоформлению договора СНВ необходимо «устранить замечания». К ним, в частности, относили «непрозрачный» вывод части носителей и пусковых установок США из-под зачета соглашения.
СНВ_2
Подводная лодка типа Ohio USS Florida на базе Диего-Гарсия
Фото: commons.wikimedia.org
Так, на каждой из 14 лодок-ракетоносцев типа Ohio американцы «вывели» по четыре пусковые шахты из 24. Однако процедура, по мнению российских официальных лиц, не верифицирована, и необратимость такого вывода подтверждена быть не может. Сходные претензии выдвинуты и к переводу части тяжелых бомбардировщиков B-52H в носители только неядерных крылатых ракет (те же JASSM-ER с дальностью более 1 тыс. км).
Претензии совершенно логичные, как логично и поведение американцев, которым эти лодки эксплуатировать до 2040 года как минимум, в то время как договор может и не пережить 2021-й. Да и B-52, даром что родом из самых дремучих лет начала холодной войны, еще послужит.
СНВ_3
Выкатка для наземных и летных испытаний модернизированного бомбардировщика Ту-22М3М на «Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова». 16 августа 2018 года
Фото: РИА Новости/Максим Богодвид
Надо сказать, что в этой области американцы тоже начинают формулировать претензии к России, пока неофициально — через прессу и независимых экспертов. Проблема касается новой модификации бомбардировщика Ту-22М3М, на которой восстановили ранее демонтированную систему дозаправки в воздухе и ввели в состав бортового вооружения крылатую ракету Х-32, которая, по мнению ряда западных специалистов, имеет дальность до 1 тыс. км (что никогда не подтверждалось официально). По мнению американских экспертов, это вызывает вопрос о статусе Ту-22М3 — не следует ли его заявить в состав тяжелых бомбардировщиков по Пражскому СНВ? Заметим, впрочем, что на официальном уровне этот вопрос пока не ставился, во всяком случае публично.
Расходы
Три института провели исследования в отношении сметных затрат, которые правительство США должно будет заплатить для реализации СНВ-1: Бюджетное управление Конгресса (CBO), Комитет сената США по международным отношениям (SFRC) и Институт оборонного анализа (IDA). . По оценкам CBO, стоимость полного внедрения будет состоять из единовременных затрат в размере от 410 до 1830 миллионов долларов, а постоянные ежегодные расходы будут составлять от 100 до 390 миллионов долларов.
По оценке SFRC, единовременные расходы составят от 200 до 1 000 миллионов долларов, а общие расходы на инспекцию за 15-летний период действия договора составят от 1250 до 2 050 миллионов долларов.
Наконец, IDA оценила только затраты на проверку, которые, по его утверждению, составили около 760 миллионов долларов.
Помимо затрат на реализацию договора, США также оказали помощь бывшим советским республикам Программой совместного уменьшения угрозы (Программа Нанна-Лугара) , которая добавила 591 миллион долларов к затратам на реализацию программы СНВ-1 в бывшем Советском Союзе. , что почти удвоило бы стоимость программы для США.
После выполнения договора запасы ядерного оружия бывшего Советского Союза упадут с 12000 до 3500 единиц. США также сэкономили бы деньги, поскольку им не нужно было бы заботиться о содержании и инновациях в отношении своих собственных ядерных сил. По оценкам CBO, общая экономия составит 46 миллиардов долларов за первые пять лет действия договора и около 130 миллиардов долларов до 2010 года, что примерно в двадцать раз окупит затраты на реализацию договора.
Другой риск, связанный с СНВ, заключался в невыполнении обязательств со стороны России. Комитет обороны Сената США выразил обеспокоенность тем , что Россия могла бы скрытно производить ракеты, ложные цифры относительно количества боеголовок, а также мониторинга крылатых ракет.
Оценка этих ситуаций Объединенным комитетом начальников штабов определила, что риск существенного нарушения договора находится в допустимых пределах. Другой риск — это способность России осуществлять шпионаж во время инспекции американских баз и военных объектов. Оценка также определила риск как приемлемый фактор.
Принимая во внимание потенциальную экономию от реализации СНВ-1 и его относительно низкий фактор риска, Рейган и правительство США сочли это разумным планом действий по достижению цели разоружения.
Важное напоминание Вашингтону
Одновременно очевидно: переговоры с Белым домом по поводу продления названного договора до президентских выборов в США 3 ноября не имеют никаких перспектив в условиях неконструктивной реакции Вашингтона на возможность его продления. Да и времени осталось очень мало, чтобы обсудить весь комплекс проблем, связанных со стратегической стабильностью.
Но такие переговоры вполне могут быть проведены после этой даты. И только тогда, когда американская сторона проявит реализм, уважение партнёра по переговорам, а также воспримет адекватно универсальный принцип контроля над вооружениями — принцип равенства и равной национальной безопасности сторон.
Выступая на ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 22 октября, глава российского государства заявил: «Но я говорил и хочу ещё раз подчеркнуть: мы не цепляемся за этот договор. Если наши партнёры решат, что он не нужен, — хорошо, так тому и быть, мы же не можем их удержать. Наша безопасность, безопасность России от этого не пострадает, особенно в силу наличия у нас самых современных систем вооружения».
К истории вопроса о пролонгации
Российская сторона предлагала Белому дому продлить этот договор, подписанный в Праге в апреле 2010 года более года назад, причём на максимально допустимый одноразовый срок пролонгации — на пять лет, что предусмотрено этим договорным актом. Это неоднократно делалось российской делегацией и в ходе двусторонних политических консультаций, которые состоялись в текущем году с официальными американскими представителями по проблематике стратегической стабильности. На что наши американские визави отвечали глубокомысленным молчанием.
kremlin.ru
Барак Обама и Дмитрий Медведев после подписания договора СНВ-III в Пражском Граде. 8 апреля 2010 года.
16 октября текущего года продлить это соглашение по меньшей мере на год и безо всяких предварительных условий предложил российский лидер Владимир Путин. Ясно, что такой шаг позволил бы решить проблему продления Договора СНВ-3 радикально и без проволочек. По его указанию в этот же день МИД России направил американской стороне дипломатическую ноту — официальный и весьма ответственный документ в межгосударственной деловой переписке. В ней было вновь повторено октябрьское предложение главы российского государства на эту тему.
20 октября с заявлением о ситуации с продлением договора выступил МИД России. В нём сообщалось, что на эту дату Министерство не получило официального ответа США на свою дипломатическую ноту от 16 октября этого года, в которой сформулировано российское предложение о безоговорочном продлении этого договорного акта, по меньшей мере, на один год. В заявлении было вновь подтверждено это предложение и отражена готовность вместе с Вашингтоном взять политическое обязательство «заморозить» на данный период времени «количество имеющихся у сторон ядерных боезарядов».
Одновременно были высказаны две оговорки принципиального характера.
Первая состоит в том, что обозначенная позиция России может быть реализована строго и исключительно при том понимании, что «заморозка» таких боезарядов «не будет сопровождаться никакими дополнительными требованиями со стороны США».
Вторая оговорка гласит, что будущие переговоры о перспективах контроля над ракетно-ядерными вооружениями будут проходить «с обязательным рассмотрением всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность».
К стратегической стабильности Россия относит целый ряд объективных факторов, которые нельзя игнорировать.
Это сохраняющееся почти семь десятилетий размещение в Европе ядерных вооружений США воздушного базирования, общее количество которых занижено приблизительно в 4-5 раз, то есть не 200 единиц, а 800 или даже 1.000 боезарядов. Реальность: нынешняя республиканская администрация отказывается вывозить их на континентальную часть страны.
Это готовность Вашингтона разместить в Европе и Азии новые ядерные ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования, о чём недавно поведал министр обороны США Марк Эспер. Реальность: Вашингтон и его союзники по НАТО не поддержали российское предложение по введению моратория о неразвёртывании таких ракет.
twitter.com/EsperDoD
Глава Пентагона Марк Эспер поведал о готовности Вашингтона разместить в Европе и Азии новые ядерные ракеты средней и меньшей дальности наземного базирования.
Это ставшая стабильной практика направления сразу нескольких тяжёлых стратегических бомбардировщиков США к границам России с европейского и тихоокеанского направлений, имитирующих нанесение ядерных ударов по территории России.
Это бесконтрольное и последовательно наращиваемое количество ракет-перехватчиков ПРО США в глобальном масштабе, и потенциальное использование их пусковых установок для размещения наступательных видов вооружений, например, крылатых ракет или в перспективе гиперзвуковых систем. Реальность: Дональд Трамп заявил, что ни при каких обстоятельствах не будет обсуждать противоракетную проблематику с Россией, а только со своими союзниками по Североатлантическому блоку.
Это отказ американской стороны поддержать предложение о предотвращении гонки вооружений в космическом пространстве. Реальность: республиканская администрация объявила его зоной боевых действий и местом своего доминирования.
Это также тридцатилетнее блокирование Вашингтоном ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Реальность: нынешняя американская администрация в своей ядерной стратегии 2018 года твёрдо заявила о нежелании ратифицировать его и о готовности возобновить испытания ядерных взрывных устройств на ядерном полигоне в Неваде.
un.org
Обсуждение Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний на 50-й сессии Генассамблеи ООН в 1996 г.
Новые виды СНВ
Россия неоднократно утверждала, что объявленные ею весной 2018 года новые виды СНВ не нарушают режим Пражского договора. И это чистая правда: они просто существуют вне его, в «серых зонах», не определенных соглашением. Это касается и ракетно-планирующих систем «Авангард» или стратегических ядерных торпед «Посейдон».
Такие виды вооружений никак и никогда не были определены в контрольных соглашениях. «Авангард» в том виде, в каком он появился, еще хоть как-то подлежит контролю — через учет ракет УР-100НУТТХ, которые признаны межконтинентальными в договоре (квота на носители), а также через учет шахтных пусковых установок (квота на развернутые и неразвернутые пусковые установки). Однако если создать принципиально новый ракетный комплекс с гиперзвуковым планирующим блоком, то он уже никак не будет контролироваться.
СНВ_4
Компьютерная демонстрация полета планирующего крылатого боевого блока гиперзвукового ракетного комплекса «Авангард»
Фото: РИА Новости/Министерство обороны РФ
Это касается и «Кинжала», который является баллистической ракетой «воздух–земля» (БРВЗ). БРВЗ с дальностью более 600 км ранее уже были определены, ограничены (ОСВ-2, 1979 г.) и даже запрещены полностью (СНВ-1, действовал до 2009 г.)… но в Пражский договор они не включены.
Аналогичным образом складывается ситуация и с американскими СНВ. Так, еще при живом и действующем Договоре 1987 года о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, осенью 2018 года представители армии США аргументированно доказывали, что их перспективные ракеты с дальностью более 500 км не нарушают соглашение. Потому что их траектория, как и у того же «Авангарда», носит небаллистический характер. Заметим, что и под крылатые ракеты подогнать системы с планирующими блоками невозможно: определение требует наличия маршевой двигательной установки. То есть если придать ракетно-планирующей системе межконтинентальную дальность, то придется заключить, что такого вида СНВ просто не существует.
СНВ_1
Многоцелевой истребитель МиГ-31 с гиперзвуковой ракетой «Кинжал» на военном параде, посвященном 73-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
Здесь первая задача — просто «назвать» новые СНВ, признав юридически факт их влияния на стратегическую стабильность. Далее их имело бы смысл отсортировать по степени дестабилизирующего воздействия и выработать ограничительные меры (например, касающиеся объемов и районов развертывания), возможно, на первом этапе, юридически не обязывающие, которые в дальнейшем можно будет кодифицировать в новом соглашении об СНВ.
Инструменты проверки
Режимы проверки в договорах о контроле над вооружениями содержат множество инструментов, позволяющих им привлекать стороны к ответственности за их действия и нарушения их договорных соглашений. Положения Договора о СНВ по проверке были самыми сложными и требовательными из всех соглашений в то время, поскольку предусматривали двенадцать различных типов инспекций. Между сторонами возникла необходимость в обмене данными и заявлениях, которые включали точные количества, технические характеристики, местонахождение, перемещения и статус всех наступательных ядерных угроз. В национальные технические средства контроля (НТМ) предоставление защищенных спутников и других информационно-измерительных систем , контролируемые проверочной стороны, так как они помогли проверить соблюдение международных договоров. Предоставление международных технических средств проверки защищает многосторонние технические системы, указанные в других договорах. Были приняты совместные меры для облегчения проверки со стороны NTM и включали отображение предметов на виду, а не укрытие от обнаружения. Новые положения об инспекциях на местах (OSI) и непрерывном мониторинге периметра и портала (PPCM) помогли сохранить целостность договора, предоставив систему регулирования, в которой постоянно присутствует представитель проверяющей стороны. Кроме того, теперь требуется доступ к телеметрии летных испытаний баллистических ракет, включая обмен лентами и запрет на шифрование и инкапсуляцию с обеих сторон.
«Долгая и кропотливая работа»
Однако, как прогнозируют эксперты, американский подход относительно ситуации вокруг СНВ-III может измениться с приходом к власти демократа Джо Байдена, инаугурация которого должна состояться 20 января.
Представитель Демпартии ещё до президентских выборов, в июле 2019 года, в своей предвыборной речи обещал продлить договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений.
29 декабря глава МИД России Сергей Лавров выразил надежду, что новая администрация Белого дома будет так же, как и российская сторона, «исходить из очевидности того факта, что продление договора СНВ без каких-либо дополнительных условий и желательно на максимально предусмотренный в нём пятилетний срок отвечало бы интересам безопасности обеих наших стран и всего международного сообщества».
Также по теме
Тактические соображения: почему Вашингтон обвиняет Москву в отказе продлить договор по ядерным вооружениям
США отвергли предложение российского президента Владимира Путина продлить договор СНВ-III на год без серьёзного анализа, заявил посол…
«Судя по заявлениям для СМИ, команда избранного президента Байдена, в отличие от наших нынешних партнёров по диалогу, не заинтересована в том, чтобы превращать договор СНВ в заложника своих амбиций и пытаться «продавливать» заведомо нереалистичные запросные позиции. Если это действительно так, в чём ещё предстоит убедиться, то шансы на достижение договорённости о продлении договора до истечения срока его действия в феврале 2021 года по-прежнему сохраняются», — сказал министр в интервью МИА «Россия сегодня».
Научный сотрудник Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин допускает вероятность того, что Байден продлит СНВ-III.
«По крайней мере, демократ утверждал, что хочет вести этот диалог с Россией, и даже обещал пролонгировать соглашение. К положительным обстоятельствам также можно отнести то, что договор был заключён администрацией Барака Обамы, а потому Байден не будет намеренно стремиться его аннулировать», — заявил аналитик в беседе с RT.
Более того, Байден, вероятно, не станет настаивать на подключении к СНВ-III Китая, как это делал Дональд Трамп, полагает Блохин.
Политолог Александр Асафов, в свою очередь, заявил, что мера России добровольно расширить действие договора о стратегических наступательных вооружениях на гиперзвуковую систему «Авангард» также может способствовать переговорному процессу.
«Это подача в сторону Соединённых Штатов, чтобы создать дополнительную возможность возвращения к обсуждению ряда договоров по ограничению конвенционального и неконвенционального вооружения. Будет ли этот шаг должным образом понят, трактован, будет ли на него ответная реакция — посмотрим. Подобное действие исходит от РФ, поскольку договорённости в рамках СНВ-III нужны для безопасности всего мира», — считает эксперт.
Блохин спрогнозировал, что договор в конечном счёте будет продлён на год, как и предлагала Москва, «в том варианте, в котором он есть сейчас».
«Это нужно, чтобы в течение 12 месяцев можно было согласовать интересы сторон для будущего договора», — пояснил аналитик.
- Межконтинентальная баллистическая ракета Minuteman III, 5 февраля 2020
- globallookpress.com
Блохин отметил, что вокруг нового соглашения будет множество дискуссий.
«Это очень долгая и кропотливая работа», — сказал аналитик.
Схожей точки зрения придерживается и военный эксперт Иван Коновалов. По его мнению, продлением договора на год «Байден хочет создать переговорную ситуацию».
«Будут сформулированы новые требования, огромный список претензий и обвинений по отношению к России. Впрочем, это типичная позиция американской стороны. Новая администрация Белого дома вряд ли захочет отказываться от стратегии, согласно которой во всём виновата российская сторона», — отметил эксперт.