История создания, открытия и изучения «слова о полку игореве»

Оглавление

Краткое содержание

Во вступлении автор противопоставляет свою манеру повествования тому, как вещал легендарный сказитель Боян. Автор обещает говорить без излишних отступлений, витиеватостей, напрямую, не отходя от сути дела.

Часть 1

Князь Игорь вдохновляет речью войско, готовое выступить в поход. Роптание, вызванное затмением солнца (а это очень дурной знак в те времена), не смущает полководца. Он дерзок, амбициозен, тщеславен – уверен в победе. Князь повел свою дружину на половцев, хотя в пути неоднократно силы природы предостерегали ратников.

Автор поэмы таким образом подчеркивает, что князь не прислушался к предостережению богов, за что впоследствии высшие властители его наказали за самоуверенность и недальновидность.

Битва состоялась жестокая. Три дня сверкали мечи и шлемы, стонала земля, от крови все было черным-черно. К концу третьего дня кровавого боя половцы одолели князя Всеволода, отчаянно отбивавшегося в окружении. Игорь, увидев, что брат в беде, бросился его отбивать, но силы были уже неравны. Князья попали в плен.

Часть 2

Святослав, представленный автором «Слова» мудрым зрелым политиком, горюет о провале недальновидных братьев, сетует на разобщенность, разлад в удельных княжествах. Речь Святослава пронизана болью за беды земли русской и мыслью о необходимости объединения усилий, дружбы между княжествами, сплотившимися вокруг сильного центра.

Мысли Святослава созвучны думам автора, который призывает всех князей объединиться, встать на защиту русской земли.

Часть 3

Пораженная горьким известием об участи мужа Ярославна на высокой городской стене плачет, обращаясь с вопросом, как же так произошло, и мольбой о помощи к солнцу, небу, Днепру. Природа отвечает Ярославне, помогает Игорю бежать, преодолевая степи и реки то белкой, то гоголем, то соколом. Его помощник и сообщник Овгур – наполовину половец, по матери – русич – бежит с князем, и природа помогает им благополучно добраться русской земли.

Заключение поэмы – всеобщая радость, слава князьям, благодарность за благополучный исход.  

Долгий путь «Слова»

Сам сборник историками отнесен к XVI в: древние документы в те годы переписывали от руки, чтобы сохранить для будущих поколений. Как список попал в коллекцию Мусина-Пушкина, доподлинно неизвестно. Сам граф заявлял о том, что рукопись он приобрел у архимандрита Иоиля, после упразднения монастыря, где священник был настоятелем.

Но исследования конца ХХ в. опровергают эту версию, предложив другую, не столь красящую образ графа-историка. Считают, что Мусин-Пушкин, пользуясь служебным положением обер-прокурора Синода, присвоил попавший к нему средневековый список с древнерусскими поэмами.

В 1800 г. вышел первый печатный вариант поэмы, подготовленный самим графом. Работа Мусина-Пушкина заключалась в том, что надо было привести текст в читабельное состояние, ведь текст, вышедший из-под пера средневекового писаря, был без пробелов, больших букв, точек, с ошибками и описками. На обложке было написано: «Ироическая песнь о походе на половцовъ удельного князя Новагорода-Северского Игоря Святославича, писанная старинным русским языком в исходе XII столетия с переложением на употребляемое ныне наречие».

Пятью годами раньше для государыни Екатерины II сделали копию, опубликованную во второй половине ХIХ. Успели с рукописью поработать историки этого периода, в том числе Н. Карамзин, сделавший несколько выписок из исторического списка.

Все это важно, потому что рукопись из коллекции графа не пережила события 1812 – сгорела в пожаре. Печатное издание 1800 г и копии стали единственными источниками текста, который известен теперь

Утрата оригинала даже поставила под сомнение происхождение поэмы: одно время считали, что это очень талантливая подделка, подражание древнерусским авторам. Но эта версия не нашла серьезных обоснований.

«Слово о полку Игореве» известно во многих переводах, число адаптаций древнерусского текста к современному звучанию составляет несколько сотен. Самые известные варианты принадлежат перу В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого.

Цитатная характеристика

В «Слове о полку Игореве» автор дает достаточно скудную характеристику всех второстепенных персонажей, в том числе и Всеволода. Однако несколько цитат из поэмы позволяют читателю составить общий образ князя Трубчевского и Курского:

  1. «…Молодых настало время славить нам:Слава князю Игорю,Буй-тур Всеволоду…».
  2. «…Славный яр-тур Всеволод! С полками В обороне крепко ты стоишь…».
  3. «…Игорь-князь с могучею дружиной Мила-брата Всеволода ждет…».
  4. «…Славный яр-тур Всеволод!..».

Таким образом, рассказчик намеренно делает акцент на грозном прозвище Всеволода, его молодом возрасте и близким отношениям с братом. Если обратиться к истории, то также можно увидеть, что Игорь и Всеволод никогда не враждовали между собой, а наоборот – поддерживали друг друга и сражались плечом к плечу не один раз.

Подробный анализ поэмы

История создания

Интересна история создания “Слова о полку Игореве”, этого масштабного эпического произведения. По одной из версий, поэма была написана монахом, который непосредственно был свидетелем похода князя Игоря. Произведение мог написать лишь грамотный и образованный человек, а такими были люди духовного сана.

По этическим нормам, автор не мог ставить свою подпись под работой, и сочинение было анонимным. Посредством поэтического слова, автор хотел передать потомкам, что необходимо соединение всех княжеств перед лицом врага. Рукопись была утеряна, и только в 18 веке найдена Мусиным – Пушкиным, переписана им, но попала в огонь и была уничтожена пожаром. Остались лишь копии, сделанные Мусиным – Пушкиным.

Приверженцы другой версии считают, что «Слово» написано именно Мусиным – Пушкиным, так как рукописи, якобы найденной им, никто не видел.

В поэме описаны действительные события похода Игоря, и годом написания сочинения считается 1185 или 1187 год.

Тема

Анализ произведения «Слово о полку Игореве» определяет множество тем, которые охвачены автором. При его детальном изучении можно с уверенностью считать, что основной посыл поэмы – патриотизм, именно к нему призывает автор на протяжении всего произведения. И Родина, и природа, и любовь – всё призывает к верности своему Отечеству.

Проблематика этого произведения затрагивает проблемы неудачного похода князя Игоря, что касается не именно его, а всей Руси. Если сказать кратко о сути “Слова”, то виной всему явилась непомерная гордыня Игоря, его больное тщеславие, что и привело к поражению русского полка.

Разобщённость русских княжеств, их междоусобные столкновения и войны, высокое самомнение о собственных доблестях в конечном счёте ведут к поражению русского войска. По сути любой из противоборствующего Руси войска, понимает, что страна непобедима, если она живёт общими идеями, объединением всех своих сил, а если она разрознена, то становится беззащитной и уязвимой.

Особенно чётко проблема разобщённости отражается во второй части поэмы, идея которой в том, чтобы «золотым словом» Святослава донести до ума каждого из великих князей, что выходом из такого положения является общее объединение.

Смысл этого произведения, созданного гениальным автором сотни лет тому назад, до сих пор остаётся актуальным, и нужно сделать правильный вывод, извлечённый из поэтических строк этого творения, понять, чему учит, и к чему призывает автор.

Композиция

Композиционно поэма выстроена из вступления, трех основных частей и заключения.

Вступление говорит о великом сказителе Бояне, который славит отважных русских героев.

В первой части начинается поход князя Игоря против половцев, который он затеял, чтобы потешить своё тщеславие, не обращая внимания даже на знаки, которые ему посылает природа. Одержав первую победу, попировали витязи от души, заснули и поплатились за это кто жизнью, а кто попал в плен.

Вторая часть ведёт повествование о князе Святославе, который не одобряет действия Игоря. «Золотое слово» Святослава является ключевым моментом, его устами автор озвучивает собственные мысли о том, как обезопасить земли Отчизны от вражеских набегов. Он призывает к объединению все русские княжества, малые и великие, забыть свои распри, междоусобицы и раздоры, чтобы совместными усилиями отразить врага.

Третья глава – это плач Ярославны, жены Игоря, выражающий мысли и чувства всех жён и матерей, чьи мужья и сыновья остались в чужой земле, во вражеском плену. Ярославна призывает все силы природы, чтобы они помогли Игорю бежать из половецкого плена.

Плач Ярославны достигает цели, и силы природы берут под свое покровительство русского князя, и он бежит из плена…

Заключение описывает возвращение князя Игоря, и звучат хвалебные слова в его честь.

Жанр

Жанр произведения заявлен в самом названии – слово. Слово – один из самых распространенных жанров древнерусской литературы.
Если взглянуть на это произведение с точки зрения современной литературы, оценивая его жанровое своеобразие, то его можно отнести к жанру «эпическая поэма», так как оно соответствует всем правилам написания этого жанра.

Невозможно судить и о направлении этого произведения, в нём такое жанровое своеобразие и композиционное построение, что можно только говорить о гениальности автора, создавшего «Слово». Об этом подтверждают и слова критика В. Г. Белинского, выражающие восторг, сравнивающие «Слово» с цветком русской поэзии, достойной уважения.

Критика

«Слово о полку Игореве» признано выдающимся памятником древнерусской литературы, имеющий не только историческую, но и художественную ценность. О достоинствах слова как литературного произведения высказывались многие выдающиеся литературоведы. В их числе – центральная фигура в литературной критике XIX века – Виссарион Григорьевич Белинский, назвавший эту поэму «благоухающим цветком славянской народной поэзии».

Белинский занимался исследованием данного произведения, анализировал текст и изучал источники, подтверждающие достоверность описанных событий и историчность проблематики.

Литераторы обращали внимание на художественные особенности текста, превосходный слог и авторское мастерство. Пушкин оценил «Слово» как «уединенный памятник в пустыни русской словесности». Филолог Максимович справедливо отмечал, что произведение отличается «яркими поэтическими красотами»

Филолог Максимович справедливо отмечал, что произведение отличается «яркими поэтическими красотами».

Все научные споры вокруг этого текста не случайны, он существенно расширяет представление о возрасте нашей литературы. Он свидетельствует о «поэтическом гении» автора, затерявшегося в недрах истории.

Исследованием «Слова» серьезно занимался академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Выдающийся советский филолог поэтично назвал произведение «могучим и раскидистым дубом». Лихачев исследовал эстетические особенности «Слова» в контексте словесности той эпохи, когда оно было создано. Ученому удалось опровергнуть мнение о том, что текст может быть «новоделом» и настоять на его подлинном древнерусском происхождении.

В числе тех, кто с недоверием отнесся к подлинности памятника, оказалось немало выдающихся ученых, деятелей культуры и религии. Ещё в 18 -19 веке вопрос происхождения ставили под сомнение Киевский митрополит Евгений и такие известные личности как К. С. Аксаков, С. П. Румянцев, Т. М. Качановский, О. М. Бодянский и другие.

К числу скептиков относился французский ученый славист Андре Мазон. Он связал содержание «Слова» с историческими реалиями России XVIII века, когда оно было обнаружено. Француз утверждал, что этот текст мог являться стилизацией под древнерусский источник, так как подтверждал территориальные притязания России в екатерининскую эпоху. Такая позиция была в пух и прах раскритикована Д. С. Лихачевым.

Историки, писатели и литературоведы разных эпох обращали внимание на непреходящую актуальность средневекового текста. Мысли, заложенные в нем, актуальны и сегодня, когда все еще идут войны

Князь Игорь

Игорь – великий князь, обладающий большой властью над людьми и землями.

В слове он представлен как храбрый, смелый, амбициозный, но гордый и опрометчивый человек. Игорь хотел добиться большой славы и выступил в поход на половцев, сорвав тем самым поход своему брату Святославу. Отправляясь в бой, князь Игорь придерживался собственных интересов, а не интересов страны. Думая лишь о своих желаниях в погоне за личной славой и известностью, он навлек на Русь страшную беду.

Поход Игоря с самого начала был обречен на провал – великий князь увидел солнечное затмение, предвещающее поражение. Он бросил вызов природному явлению, что говорит о его мужественности и даже безрассудности.

У Игоря не получилось застать половцев врасплох. Князь сражался отчаянно, думая лишь о своей родине, но потерпел поражение: «На третий день к полдню пали знамена Игоревы».

Игорь попадает в плен, горько переживает лишение свободы и смерть своего любимого брата. Он кается в содеянном, понимая, что если бы собрал большое войско, отказался от междоусобной вражды, то русичи одержали бы победу.

Игорю удается сбежать из плена благодаря своей смекалке, уму и решительности.

Исследователи говорят о князе Игоре, как о патриоте и защитнике, но вместе с тем они осуждают его за необдуманные решения, вызванные междоусобицами.

Главные герои и их характеристика

Деление персонажей на «положительных» и «отрицательных» характерно для фольклора и некоторых авторских произведений, созданных в давние времена.  История мировой литературы показала, что такое подразделение часто бывает условным. Это мы можем видеть и на примере «Слова о полку Игореве», где все герои – положительные. Даже князь Игорь, чей опрометчивый и неблаговидный поступок представлен как своего рода поучительный «антипример» — персонаж положительный. Не случайно в конце его прославляют. Отрицательную сторону или злые силы тут представляют только половцы – враги земли русской. В тексте упоминаются конкретные персонажи из «половецкого стана», однако они не так важны, как герои русские.  Половцы здесь -«обобщенный образ вражеской силы», от которой исходит угроза благополучию земли русской.

Игорь – правитель Новгород-Северского княжества, он молод и обладает многими полезными для князя качествами, которые описываются в тексте. Игорь энергичен и храбр, однако у этих черт есть другая сторона: самоуверенность и тщеславие. Описанная в тексте история отразилась на княжеской натуре – юношеский задор и пыл князя остудило военное происшествие, на смену им пришел опыт, открывающий путь к мудрости. Этой необходимой черты правителя князю не доставало. Его горячность и недальновидность могли дорого обойтись земле русской, и в конце герой это осознает.

Князь Всеволод – брат Игоря, отправляется в поход вместе с ним. В нём воплощается образ русского богатыря. Этот герой силен и могуч. Его сила просто необходима в бою. Для Всеволода характерны «воинственность» и «необузданный патриотизм». Он сражается отчаянно и неистово, в момент боя для него ничто не имеет значения, кроме победы над врагом. Увы, он вынужден разделить участь брата и также попадает в плен.  

Князь Святослав – киевский князь, старейший из всех князей русских. Не случайно в тексте его именуют «отцом». Имеется в виду не генетическое отцовство, а высшее место в иерархии. Как и подобает отцу, Святослав мудр, и своими советами поучает младших товарищей, умно и рассудительно высказывается о целях и опасностях войны. Князь справедлив и честен. Несмотря на то, что Игорь, совершивший недальновидный и странный поступок, приходится ему родственником, Святослав даже не думает выгораживать и оправдывать удельного правителя. Он признает ошибки Игоря, критикует его и по-отечески журит, и при этом готов оказать помощь. Ведь перед лицом врага самое главное – единство, нужно быть вместе и поддерживать друг друга, а не разжигать склоки и выяснять, кто прав, а кто виноват. В лице Святослава на страницах древнерусской песни воплощается  образ «истинного правителя» — благородного, деятельного и талантливого князя, искренне преданного своему делу и родной земле.

Ярославна – главный женский образ, воплощение «русской княжны». Примечательно, что героиню именуют «по отчеству», а не по имени

Таким образом выражается важность «традиции рода» и показывается место женщины в иерархии того времени. Она зависима от своего мужа князя, а , следовательно, и от политических игр, в которые тот играет

Хотя ей самой до войны нет никакого дела, война несет лишь горе. Через Ярославну и её «плач» автор как будто бы стремиться развенчать стереотип о второстепенности роли женщины. Героиня наделяется сильным характером, она показана не как «приложение к мужу», а как личность. Узнав о трагедии, которая случилась с её суженым, она прибегает к молитве. Это всё, что она смогла сделать, на большее у неё не было ни сил, ни возможностей. Ярославна сильна духом, она по-женски эмоциональна и всецело предана своему мужу. В любви к супругу – правителю и воину — проявляется патриотизм героини.

Боян – певец и поэт, служащий при княжеском дворе. Его задача славить подвиги героев русской земли, и в этом деле он преуспел, снискав и благоволение правителей, и всенародное признание, и любовь.

Овлур – половец, на фоне других представителей клана врагов он важен тем, что помог русскому князю бежать.

Автор произведения, хоть мы и не знаем его имени, предстает перед читателями полноценным героем, действующим лицом, который сочувствует происходящему на написанных им страницах. Через века с нами говорит патриот и выдающаяся личность своей эпохи. По стилю, по манере изложения, по системе образов и по смысловому посылу текста мы можем понять, что он высокообразован и безмерно талантлив.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Масленица Масленица – древнеславянский праздник. Его традиции и обычаи передаются из поколения в поколение. Отмечают Масленицу перед Великим постом, в течение недели
  • Сочинение на тему Хороший человек (9, 11 класс) Сегодня хочется поговорить о том, кто такой хороший человек? Данная тема будет актуальной во все времена. Именно хорошие люди занимают место в памяти и сердцах других хороших людей.
  • Сочинение по произведению Горе от ума (9 класс) Основная тематика произведения заключается в изображении автором пороков русского общества на примере борьбы двух поколений посредством иронии и юмора.

История произведения и особенности сюжета

Произведение было создано в 12 веке н.э. через несколько лет после описываемых событий. Написано произведение было в Киеве, автор его до сих пор неизвестен, но исследователи предполагают, что это мог быть князь или кто-то принадлежащий к княжеской семье.

Обнаружил и приобрел рукопись в конце 1780-х годов граф Мусин-Пушкин у бывшего настоятеля монастыря в Ярославле. К сожалению, первоначальный текст был утрачен во время пожара 1812 года, и сегодня доступны лишь переписанные копии.

Сюжет и идея произведения

Слово повествует о героическом походе одного из князей Киевской Руси – Игоря на половцев, который состоялся в 1185 году. В центре повествования – поход великого князя Игоря, внука княгини Ольги на половцев. Повествование складывается из нескольких сюжетных частей:

Сборы князя в поход и дурные предзнаменования

Особое внимание уделяется солнечному затмению, которое происходит непосредственно перед походом, что волхвы расценивают как предвещание беды. Засада половецких племен и героическая битва, продлившаяся двое суток

Захват всех князей в плен. Обращение Святослава к Руси и ее правителям. Его призыв к прекращению междоусобных войн и наступлению на врагов.
Плач Ярославны, которая узнала, что киевское войско разбито и князья в плену. Ярославна является собирательным образом всех матерей и жен, потерявших своих сыновей и мужей в этой битве. Побег Игоря и возвращение в Киев.

Основная идея слова о полку Игореве – это стремление к объединению Руси, прекращению междоусобных распрей. Красной нитью сквозь песнь проходит идея объединения всех князей и племен, чтобы успешно противостоять внешним врагам.

Важно! Автор произведения ставит своей задачей разбудить патриотизм и призвать воинов к активной борьбе против врагов

История создания

История написания «Слова о полку Игореве» весьма туманна. До сих пор доподлинно неизвестно, кто же является автором «Слова». Рукопись слова была обнаружена в конце 18 века обер-прокурором Синода Мусиным-Пушкиным в библиотеке Кирилло-Белозерского монастыря. Хоть рукопись и сгорела в московском пожаре 1812 года, копии были сохранены. Именно поэтому к обер-прокурору впоследствии появился вопрос об авторстве произведения: зачем он оставил ценнейшую рукопись в занятом французами городе, если дворяне выехали накануне оккупации со всеми наиболее дорогими вещами? Не он ли сам, обладая знаниями церковно-славянского языка, взялся за сочинение этого труда? Есть две версии, по-разному объясняющие создание поэмы «Слово о полку Игореве»:

  1. Мусин-Пушкин сам сочинил произведение, чтобы поддержать мнение о том, что русская цивилизация не менее богата и развита, чем европейская. Тогда общество преклонялось перед западными веяниями, говорило на французском языке и не интересовалось родной культурой. В Синоде этим были недовольны, и обер-прокурор решил «найти» и «потерять» снова рукопись. Так объясняется происхождение «Слова о полку Игореве» такими «скептическими» критиками, как М.Т. Каченовский, О.И. Сенковский, А. Мазон и др. Также некоторые критики называли другие версии авторства, но все они относились ко времени, когда рукопись была найдена. Основной аргумент: несоответствие языка «Слова» и более поздних памятников литературы, например, «Задонщины». Авторская манера первого образца была явно совершеннее того, что появилось после.
  2. Иную версию выдвигали многие критики и писатели, в том числе знаменитый советский филолог Д. Лихачев. Они делали анализ средств выразительности и стиля написания работы, чтобы доказать ее подлинность. По их мнению, автор явно участвовал в походе Игоря и был хорошо знаком с описанными территориями. Кроме того, лингвисты вроде А.А. Зализняка посвятили целые ученые труды тому, чтобы на уровне языка доказать подлинность памятника.

«Слово о полку Игореве» многократно переводилось с древнерусского языка на русский. На данный момент наиболее актуальным считается перевод советского учёного Дмитрия Лихачёва.

В основе сюжета лежит поход сына Святослава – князя Игоря с группой верных ему князей против половцев. Эти события русской истории получили свое отражение в «Слове».

Это интересно: 54,Александро-Невская церковь в России

Мнение исследователей о поэме

Исследователи много спорят о том, к какому жанру относится величественное произведение — его относят и к поучительной песне, и к повести, и к поэме.

Современная литература оценивает произведение, как «эпическая поэма», учитывая все его жанровое разнообразие. «Слово» полностью соответствует всем требованиям, предъявляемым к написанию произведения подобного жанра. На самом деле, невозможно достоверно определить направление «Слова», можно только оценить гениальность автора, подарившего нам произведение. Великий критик Белинский сравнивает произведение с цветком поэзии, достойным высочайшего уважения.

Вывод

Слово отчетливо дает понять, что Игорь и Всеволод крайне дружны и готовы постоять друг за друга. Именно этой дружбой автор пытается донести до читателей главную идею – князьям необходимо объединиться и стать братьями, ведь только единство правителей русской земли может укрепить государство и противостоять врагам.

Отношение братьев противопоставляется междоусобным войнам, поэтому образ Всеволода в «Слове» крайне важен. «Слово о полку Игореве» – это памятник русской литературы, который дает возможность не только узнать о некоторых исторических событиях, но и понять настроение, волнения и переживания народа того времени.