Когда, как и зачем появились первые университеты

Оглавление

Металлургическая промышленность

Олонецкие горные заводы

В 1680-е гг. начинается масштабный рост металлургической промышленности в Карелии (Олонецкой земле), где датчанин Бутенант фон Розенбуш при содействии правительства построил 5 чугуноплавильных и железоделательных заводов: Устьрецкий, Фоймогубский, Лижемский, Спировский и Кедрозерский. Заводы использовали местные болотные и озёрные руды. Первый же медеплавильный завод в Карелии (Спировский медеплавильный) был построен при поддержке правительства ещё в 1670 г. новгородским купцом Семёном Гавриловым в Фоймогубской волости на Заонежском полуострове.

Первый технический вуз в России

В первой четверти ХVIII века Петр I дал мощный импульс развитию образования в России, удачно заложил основы профессиональной системы образования. Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие промышленности, особенно горного дела на Урале. Нужны были специалисты высокой квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев дорого обходилось государственной казне. Поэтому группа башкирских рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым обратилась в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной промышленностью) с предложением о создании училища по подготовке горных специалистов. Сенат одобрил это предложение и представил императрице Екатерине II доклад «»Об учреждении Горного училища при Берг-Коллегии»», который она утвердила.

Торжественное открытие состоялось 28 июня 1774 года и было приурочено ко дню восшествия на престол императрицы.

С этой даты идет отсчет времени создания первого технического вуза в России. Училище разместилось на Васильевском острове. Учебный процесс в Горном училище сочетал в себе все необходимые для того времени теоретические и практические занятия. Так, по инициативе первого директора училища М.Ф.Соймонова, во дворе вуза был построен «»примерный рудник»», который позже стал составной частью первого отечественного Горного музея в Петербурге. Параллельно с занятиями ведущие преподаватели А.Нартов, С.Нарышкин, П.Рычков и другие проводили научные исследования, привлекая к ним лучших студентов.

Дальнейшее развитие горного дела в России требовало все большее число инженеров, поэтому с годами вуз претерпевал изменения. Если при создании училища насчитывалось всего 23 студента, то через 10 лет их насчитывалось уже 60.Немалую лепту в развитии Горного училища внесли его директора. Это тайный советник, сенатор А.Алябьев, которого назначил император Павел I, генерал от артиллерии, сенатор А.Корсаков, который преобразовал Горное училище в Горный кадетский корпус. Это Е. Мечников, который продолжил улучшение развития учебной программы вуза. Именно в его период руководства (1817-1824 г.г.) как никогда возросла популярность Горного кадетского корпуса среди молодежи, ибо этот вуз выпускал не только талантливых инженеров, но и видных деятелей русской литературы и искусства (А.Бестужев-Марлинский, Н.Языков, В.Каратыгин, И.Орлов и др.).

А в 1833 году уже при новом директоре Е.Корнееве сам император Николай I утвердил положение и устав с новым названием Института Корпуса горных инженеров, который в его царствование больше походил на военно-учебное заведение, чем на технический институт. И только при правлении императора Александра II утвердили новый устав. С 1866 года Горный институт стал открытым высшим техническим заведением с 5-летним сроком обручения.

Предметная система образования и другие особенности Горного института вызвали интерес в других вузах страны. Распространение этой систем способствовали изданные в августе 1905 года «»Временные Правила об управлении высшими учебными заведениями ведомства Министерства народного просвещения»» (это был один из наиболее демократичных руководящих документов высшей школы).

Ректоры

  • Гавриил (Кременецкий) (20 сентября 1743 — 5 апреля 1748)
  • Вениамин (Краснопевков-Румовский) (1770 — 17 января 1774)
  • Вениамин (Багрянский) (июль 1782 — ок. кон. 1783)
  • Амвросий (Орлин/Яковлев-Орлин) (1791 — 1792)
  • Антоний (Знаменский) (7 апреля 1795 — 1797)

Далее до 1809 года см. список ректоров академии

  • Анатолий (Максимович) (25 августа 1809 — 1812)
  • Мефодий (Пишнячевский) (1812 — 1813)
  • Иннокентий (Смирнов) (сентябрь 1813 — 1819)
  • Иоанн (Доброзраков) (ноябрь 1824 — январь 1826)
  • Антоний (Домкинский) (февраль 1826 — сентябрь 1827)
  • Нафанаил (Павловский) (сентябрь 1827 — 8 сентября 1830)
  • Макарий (Зимин) (1830 — 1838)
  • Афанасий (Соколов) (7 марта 1838 — 25 июня 1841)
  • Феогност (Лебедев) (24 июля 1841 — 1848)
  • Христофор (Эммаусский) (21 октября 1848 — 8 февраля 1849)
  • Иоанникий (Горский) (2 апреля 1850 — 15 апреля 1856)
  • Нектарий (Надеждин) (2 апреля 1857 — 17 мая 1859)
  • Леонтий (Лебединский) (17 мая 1859 — 1860)
  • Платон (Троепольский) (21 марта 1860 — 1864)
  • Палладий (Раев-Писарев) (2 декабря 1864 — 1866)
  • Павел (Лебедев) (20 декабря 1866 — 1868)
  • Хрисанф (Ретивцев) (8 января 1869 — 1874)
  • Княжинский Василий Стахиевич (24 апреля 1875 — 2 января 1880)
  • Николай (Налимов) (21 марта 1889 — 1890)
  • Антоний (Храповицкий) (1890)
  • Питирим (Окнов) (1 января 1891 — 17 июля 1894)
  • Иннокентий (Фигуровский) (1894 — 1895)
  • Павел (Поспелов) (14 июля 1895 — 21 ноября 1897)
  • Мефодий (Великанов) (30 ноября 1897 — 31 июля 1899)
  • Сергий (Тихомиров) (6 октября 1899 — 15 октября 1905)
  • Вениамин (Казанский) (1905 — 1910)
  • Василий Мартинсон (25 января 1910 — 1918)

1918 — 1946 — закрыта

  • Исидор (Богоявленский) (1946 — 1947)
  • Кирилл (Гундяев) (26 декабря 1974 — 26 декабря 1984)
    • Мануил (Павлов) (1985 — 1986) и.о.
    • Стойков Василий Иванович (1992 — 1993) и.о.
  • Стойков Василий Иванович (1993 — 17 июля 1996)
  • Константин (Горянов) (17 июля 1996 — 6 октября 2008)
  • Амвросий (Ермаков) (6 октября 2008 — 14 июля 2018)
  • Серафим (Амельченков) (14 июля 2018 — 9 июля 2019)
  • Силуан (Никитин) (с 9 июля 2019)

В каких заведениях можно получить среднее профессиональное образование

СПО предполагает подготовку
специалистов среднего звена. Выпускники получают более глубокие знания в своей
области и могут продолжить обучение, поступив в вуз.

Здесь есть два вида
учебных заведений:

  • техникум;
  • колледж.

Учиться в них нужно уже
дольше – 3 года 10 месяцев по очной форме.

Чем они отличаются

В техникумах можно
рассчитывать на прохождение образовательных программ только базового уровня. В
колледжах чаще встречаются программы углубленной подготовки.

Также считается, что
учеба в техникуме приближена, скорее, к школьному формату, тогда как в колледже
– к вузовскому. Поэтому последние находятся на ступеньку выше.

Есть ли исключения

В общем виде иерархия
ссузов выглядит так:

Колледж
Техникум
Профессиональный лицей
Профессиональное училище

Но всегда ли учебные заведения располагаются в ней
именно так? На самом деле, есть исключения. В доказательство рассмотрим такие
образовательные организации, именуемые училищами:

  1. Музыкальное
    училище имени Гнесиных. Это подразделение Российской академии музыки готовит
    артистов, имеющих право вести преподавательскую деятельности. А это
    низкоквалифицированным трудом не назовешь.
  2. Медицинское
    училище №24 в Москве. Несмотря на название, готовит медсестер и медбратьев по
    специальности

    .

  3. Ярославское
    высшее военное училище противовоздушной обороны. Это полноценный вуз,
    выпускники которого становятся офицерами.
  4. Нахимовское
    военно-морское училище. Оно вовсе не связано с получением профессии. Это
    образовательная организация основного общего и среднего общего образования.
    Проще говоря, учатся там школьники.

Можем ли мы отнести их к
заведениям низшей ступени среднего специального образования? Определенно нет.

Так что иногда название
может быть обманчиво. Сохранили его как устоявшийся бренд или не успели
провести реорганизацию – причины могут быть разными. Поэтому смотреть нужно в
первую очередь на образовательные программы, которые предлагает ОО.

Состав

Кафедры, институты и исследовательские центры как структурные единицы и отдельные лица включают:

  • Открытый институт делового администрирования
  • Открытый институт юриспруденции
  • Открытый институт международных отношений
  • Открытый институт государственного управления
  • Открытый институт теологии (православное богословие)
  • Открытый институт психологии
  • Открытый институт юриспруденции
  • Открытый институт делового администрирования
  • Открытый институт иностранных языков
  • Открытый институт информационных технологий
  • Институт государственного управления
  • Открытый институт экономики и финансов
  • Открытый институт маркетинга и рекламы

Обучение ведется более чем по 150 профилям и направлениям бакалавриата, магистратуры и дополнительного профессионального образования.

Крупнейшие административные, офисные, жилые здания и их комплексы

Ростовский кремль, 2012

Красная палата Ростовского кремля — офисы класса «А» по стандартам XVII века

Ростовская митрополичья резиденция (Ростовский кремль)

Резиденция митрополита Ростовского, построенная на территории в 1660—1687 гг. при митрополите Ионе Сысоевиче, была окружена декоративными стенами, напоминающими кремли предыдущих эпох, поэтому чаще называется Ростовским кремлём.

Помимо стен, во время строительства резиденции была возведена значительная часть построек внутри «кремля», в частности некоторые храмы и построенного в начале XVI века . Широкой общественности комплекс известен по роли Московского кремля в кинокомедии Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

Северная башня Гостиного двора в Архангельске, 2013

Символы Нации

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, 2010 г.

Шатёр ротонды Воскресенского собора изнутри, 2010 г.

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря

Храм, задуманный патриархом Никоном как точная копия Храма Воскресения в Иерусалиме, был заложен 1 сентября 1658 года. Далее строился со значительным перерывом на время ссылки Никона — по указу царя Алексея Михайловича от 22 декабря 1667 года с объекта были отозваны все мастера-строители. Строительство собора продолжили с 1682 года. Каменный шатёр Новоиерусалимского собора с диаметром основания 23 м и высотой 18 м являлся уникальным техническим достижением для своего времени.

Вскоре архитектурный ансамбль монастыря был дополнен .

Храм Успения Пресвятой Богородицы с трапезной, 2012

Преображенская надвратная церковь, 1991

Барочный ансамбль Новодевичьего монастыря

При деятельном участии царевны Софьи был создан знаменитый ныне архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря в стиле «московское барокко». Монастырь был при Василии III в 1524 г., а на рубеже XVII в. при Борисе Годунове был .

В 1680-х гг. на средства царевны Софьи были построены основные здания Новодевичьего монастыря — трапезная палата с Успенской церковью (1685—1687 гг.), две надвратные церкви — Покрова Богородицы (1683—1688 гг.) и Преображения Господня (1687—1689 гг.), Мариинские палаты (1683—1688 гг.) и Лопухинские палаты (1687—1688 гг.).

Куда поступать?

Резюмируя вышесказанное,
дадим несколько советов для тех, кто выбирает подходящее

учебное заведение

. Ответьте
для себя на вопрос: что вам нужно в ближайшей перспективе?

Также рекомендуем:

Зачем поступать в магистратуру

Что
нужно

Куда
поступать

Рабочая профессия, быстро и без
особых сложностей
Профессиональное училище
Рабочая профессия, быстро, с
углубленным изучением отдельных дисциплин
Профессиональный лицей
Квалификация по программе базового
уровня
Техникум
Квалификация по программе
углубленного уровня с перспективой поступления в вуз
Колледж
Обычное высшее образование Университет, академия или институт
(в зависимости от наличия интересующего вас направления обучения и условий)
Инновационное высшее образование с
уклоном в экономические потребности своего региона
Федеральный университет
Высшее образование с возможностью
серьезно заниматься наукой
Национальный исследовательский
университет

Университеты

Университеты — светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет. Он был открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ)

МГУ им. М.В. Ломоносова

Старейший, крупнейший и ведущий университет Российской Федерации. Основан по инициативе М.В. Ломоносова и графа Шувалова в 1755 г.

Изначально университет располагался в здании Главной аптеки (бывший Земский приказ) на месте Государственного исторического музея на Красной площади. При Екатерине II университет переехал в здание на противоположной стороне Моховой улицы, построенное в период между 1782 и 1793 годами по проекту Матвея Казакова. Впоследствии, после Московского пожара 1812 года, здание было восстановлено архитектором Доменико Жилярди.

Здание МГУ на Моховой

В XVIII столетии в составе университета были три факультета: философии, медицины и  права. В 1812 году при университете был создан колледж для подготовки будущих студентов. В 1779 году Михаил Херасков основал Благородный пансион, преобразованный в гимназию в 1830 году. Университетская пресса была основана Николаем Ивановичем Новиковым в 1780-х годах. При университете издавалась наиболее популярная газета Российской империи — «Московские ведомости».

В 1804 году был принят новый устав  Московского университета, согласно которому должность ректора становилась выборной. Ректор ежегодно избирался профессорским собранием и утверждался лично Императором.

Крупнейшие мероприятия и проекты комплексного развития территорий

Выкуп Киева у Речи Посполитой

По условиям заключённого в 1667 году Андрусовского перемирия Киев с окрестностями временно оставался у России сроком на два года. Однако при заключении окончательного договора о «Вечном мире», подписанного в 1686 году, Киев был окончательно уступлен России, которая его фактически выкупила за грандиозную по тем временам сумму в 146 тысяч рублей (судя по всему, не менее 200 миллиардов рублей в ценах 2012 года).

Дополнительно следует отметить, что имела место не просто передача денег — очевидно, что строительство российской государственной власти в городе также потребовало значительных усилий и средств, как это можно было наблюдать в начале 2014 года в Крыму.

Некоторые лица, связанные с академией[править | править код]

Ректоры
  • Иоанникий и Софроний Лихуды (1685—1694)
  • Наставники Феодор Поликарпов и Николай Семёнов-Головин (1694—1700)
  • Палладий (Роговский) (1700—1703)
  • Рафаил (Краснопольский) (1703—1704)
  • Сильвестр (Крайский) (1704—1705)
  • Антоний (Кармский) (1705—1706)
  • Феофилакт (Лопатинский) (1706—1722)
  • Гедеон (Вишневский) (1722—1728)
  • Герман (Копцевич) (1728 — май 1731)
  • Софроний (Мегалевич) (2 мая 1731 — 16 августа 1732)
  • Феофилакт (Журавский) (30 августа 1732 — 12 декабря 1733)
  • Стефан (Калиновский) (12 декабря 1733—1736)
  • Антоний (Кувечинский) (1736—1737)
  • Митрофан (Слотвенский) (1737—1739)
  • Платон (Левицкий) (1739—1741)
  • Кирилл (Флоринский) (1741—1742)
  • Порфирий (Крайский) (сентябрь 1742 — 1748)
  • Иоанн (Козлович) (1748—1753)
  • Варлаам (Лящевский) (1753—1754)
  • Иоасаф (Хотунцевич) (1754—1757)
  • Геннадий (Драницын) (1757—1758)
  • Гедеон (Слонимский) (1758—1761)
  • Гавриил (Петров) (1761—1763)
  • Геннадий (Броницкий) (1764—1768)
  • Антоний (Герасимов-Зыбелин) (1768—1770)
  • Феофилакт (Горский) (1770—1774)
  • Амвросий (Подобедов) (1774—1778)
  • Дамаскин (Семёнов-Руднев) (1778—1782)
  • Павел (Пономарёв) (1782—1783)
  • Аполлос (Байбаков) (1783—1786)
  • Афанасий (Иванов) (1786—1788)
  • Мелхиседек (Заболотский) (1788—1791)
  • Мефодий (Смирнов) (1791—1794)
  • Амвросий (Яковлев-Орлин) (1794—1795)
  • Евлампий (Введенский) (1795—1799)
  • Серафим (Глаголевский) (1799)
  • Владимир (Третьяков) (1799—1801)
  • Августин (Виноградский) (1801—1804)
  • Моисей (Платонов-Близнецов) (1804—1807)
  • Сергий (Крылов-Платонов) (1808—1809)
  • Симеон (Крылов-Платонов) (21 января 1810 — 1814)

Наиболее известные студенты и выпускники:

Михаил Ломоносов — самый известный выпускник Славяно-греко-латинской академии

  • Михаил Ломоносов — выпускник академии, учёный, основатель МГУ, ректор Академического университета;
  • Дмитрий Виноградов — основоположник русского фарфора, однокурсник Ломоносова;
  • Антиох Кантемир — дипломат, поэт;
  • Фёдор Волков — основатель русского театра;
  • Леонтий Магницкий — автор первого русского учебника математики;
  • Степан Крашенинников — путешественник, исследователь Севера и Востока России, ректор Академического университета;
  • Василий Баженов — архитектор;
  • Платонов, Никита (выпуск 1818) — переводчик;
  • Пётр Постников — первый в истории России доктор философии и медицины;
  • Иннокентий Иркутский — святитель;
  • Евгений (Болховитинов) — митрополит Киевский и Галицкий (1822—1837), церковный и общественный деятель, историк, археограф, писатель, переводчик; член Российской академии (1806), почётный член Петербургской Академии наук (1826).

Наиболее известные преподаватели:

  • Братья Лихуды
  • Варлаам (Лящевский)
  • Алексей Кириллович Барсов

Папа Римский и демократия в первых университетах Европы

Первые университеты в Европе находились под непосредственным покровительством Папы Римского. Именно к нему обращались представители сообщества, которые хотели получить официальное признание. При положительном решении понтифик выдавал им папскую буллу. Это означало, что сообщество приобретает высокий статус «университета» и автономию от государства и местной церкви.

Независимость от государственной власти позволяло университетам устанавливать собственные законы. В большинстве таких первых учреждений царила демократия и свобода — студенты могли самостоятельно выбирать учителей и деканов. И даже если сообщество организовывалось вокруг религиозной школы, там также придерживались более свободных взглядов.

История хранит сказания о странствующих вагантах, которые часто были студентами

Появление первого университета в России

Несмотря на то, что в Европе высшие учебные заведения активно развивались с XI века, российские цари даже не думали о такой перспективе. Первый университет в России появился только при императрице Елизавете Петровне в 1755 году.

По легенде, в столицу неизвестно откуда пришёл Михайло Ломоносов и убедил Её Высочество основать Московский университет, который позже получит его имя.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

С этой историей связана ещё одна знаковая для всех российских студентов дата — 25 января. Именно в этот день императрица подписала указ. А сейчас это официальный праздник всех учащихся вузов в России, который занимает почётное место среди студенческих традиций разных стран.

Во всём мире студенты отмечают другую дату — 17 ноября. Официальный День студентов приурочен к трагическим событиям, которые развернулись в Чехии в 1939 году. В этот день нацисты закрыли все чешские университеты и арестовали более 1 000 студентов, некоторых из которых казнили.

Помимо МГУ в России в том же XVIII веке появился Академический университет Петербургской академии наук. Некоторые источники считают, что он даже старше МГУ, датируя его 1724 годом. Следующие университеты открывались уже при правлении Александра I. 

Теперь вы знаете, в какой стране появился первый университет, с чем вообще было связано появление первых университетов в Европе и России и какие из них продолжают свою работу в наше время. А если вам будет нужна помощь в написании контрольных, курсовых или дипломных — смело обращайтесь в наш студенческий сервис.

Примечания

  1. ↑ . Красная книга Архнадзора: электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой.
  2. Малиновский А. Ф. Историческое обозрение Москвы. — М.: Вече, 2007. — С. 225.
  3. . Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
  4. Аринин Е. И.publisher = Дни Славянской письменности и культуры. Рождественские чтения во Владимире. .
  5. . Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
  6. Платонов, Никита // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.
  7. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика. 1985. С. 236—240
  8. Смолина К. А. Сто великих театров мира.. — М.: Вече, 2001. — 479 с.
  9. . Портал открытых данных Правительства Москвы. Объекты культурного наследия.
  10. Ева Меркачева. . МК.RU (04.08.2017).
  11. . Департамент культурного наследия города Москвы.

Правление и свержение

Еще опекая царя Федора III, Софья нашла единомышленников и приближенных среди бояр и военачальников. К тому же родственники Милославские оказывали наследнице солидную поддержку. Поэтому, когда в 1682 году Наталья Нарышкина усадила на трон своего 10-летнего первенца Петра, Софья не на шутку разгневалась. К ней на помощь пришли стрельцы, устроившие 15 мая вооруженный мятеж и выдворившие регентшу-мать с сыном из царских палат.

Стрелецкий бунт 1682 года

Клан Милославских не мог выдвинуть достаточно сильного претендента на трон, в их распоряжении был единственный оставшийся в живых наследник — болезненный телом и рассудком 15-летний Иван. Нарышкины держались за сильного и здорового Петра. В итоге боярский совет пошел на компромисс и объявил царями обоих наследников.

Молодые царевичи не могли быть полноценными правителями, и на регентство при братьях единодушно была выбрана Софья Алексеевна. 25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля Ивана и Петра венчали на царство, а по факту правительницей Руси стала их сестра. Она даже повелела называть себя самодержицей и выпустить монеты с собственным изображением.

Портрет Софьи Алексеевны на золотой монете

Главной проблемой внутренней политики, с которой столкнулась молодая государыня в первое время, стали бунты и волнения. Часть стрельцов под управлением боярина Хованского была не согласна со сложившейся ситуацией. Недовольство усугублялось церковным расколом, тянувшимся со времен реформы патриарха Никона. Всю эту смуту царевна пресекла жесткой рукой, не скупясь на репрессии.

Борьбу с раскольниками Софья продолжила в 1685 году, приняв “12 статей”, которые узаконили пытки, ущемление в правах и даже казни в отношении старообрядцев. Тысячи староверов бежали из столицы в отдаленные уголки, пытаясь избежать суровых наказаний.

Царевна Софья Алексеевна

Деятельность правительницы направлялась на улучшение государственного порядка: она проводила военную и налоговую реформы, занималась расширением торговых связей с зарубежными странами. В 1687 году по инициативе царевны открылся первый вуз на Руси — Славяно-греко-латинская академия.

В наследство Софье Алексеевне достались проблемы во внешней политике. Многолетним конфликтам с Польшей был положен конец подписанием в 1686 году “Вечного мира”, который представлял собой передел украинских земель.

Софья Алексеевна в сопровождении придворных дам

Получив новую территорию, Софья обязалась вступить в войну с Крымским ханством, причинявшим ущерб Речи Посполитой. Это вылилось в серию крымских походов, но ни один не увенчался успехом. Неудачи военных действий пошатнули авторитет государыни. Сомнительным внешнеполитическим решением считается Нерчинский договор с Китаем, по которому Русь теряла Приамурье и ряд дальневосточных областей.

Пока Софья Алексеевна энергично руководила страной, ее сводный брат Петр подрастал. Ивана мало интересовали вопросы власти, а Петру уже не терпелось вступить в законные права. В 1689 году царевич по указанию матери женился на Евдокии Лопухиной. И хотя ему было только 17 лет, факт брака давал ему статус совершеннолетнего.

Арест царевны Софьи. Художник Константин Вещилов

Самодержица не собиралась добровольно уступать трон братьям, хотя по закону у нее больше не оставалось на него прав. Поэтому между Софьей и Петром назрел очевидный конфликт, который чуть было не вылился в большое кровопролитие. Но военные части одна за другой покидали царевну, переходя на сторону юного царя.

В итоге, оставшись без поддержки стрельцов и наемной иноземной пехоты, Софья Алексеевна была вынуждена подчиниться приказу будущего императора и сложить полномочия, удалившись в монастырь.

Ссуз как подразделение вуза

Нередко высшие учебные
заведения получают лицензии не только на бакалавриат и / или магистратуру, но и
на среднее профессиональное образование. Это обычная практика, особенно для
крупных образовательных организаций.

Чаще всего на базе вузов создаются
колледжи. Они, как уже упоминалось, дают образование, по формату более близкое
к университетскому.

При такой насыщенной
структуре выше вероятность возможности перезачета дисциплин при поступлении на
более высокий уровень. Иными словами, выпускник колледжа, поступающий по
программе бакалавриата в той же ОО, может рассчитывать на сокращенное обучение.

Причины возникновения первых университетов в Европе

В Европе первые университеты появились не как прихоть отдельных учёных. Этому способствовали серьёзные изменения в обществе. Предпосылками появления первых университетов в Западной Европе можно назвать следующие:

  • необходимость в специалистах, которых не могли дать монастырские школы;
  • развитие семи классических искусств и наук, которые легли в основу образовательной модели Liberal Arts;
  • желание сохранить имеющиеся знания и приумножить их;
  • формирование и развитие академической традиции.

Все эти причины выявили необходимость создавать новые институты и готовить специалистов в разных областях знания.

Институты

Институты — светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Существовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802-1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском университете.

Главное инженерное училище в Санкт-Петербурге

Инженерный замок

24 ноября 1819 года по инициативе Великого Князя Николая Павловича Санкт-Петербургское инженерное училище Высочайшим повелением преобразовано в Главное инженерное училище. Для размещения училища выделена одна из царских резиденций, Михайловский замок, этим же повелением переименованный в Инженерный замок. Училище по-прежнему имело два отделения: трехгодичное кондукторское готовило инженерных прапорщиков со средним образованием, а двухгодичное офицерское давало высшее образование. На офицерское отделение принимали лучших выпускников кондукторского отделения, а также офицеров инженерных войск и других родов войск, пожелавших перейти на инженерную службу.

В 1855 году училище названо Николаевским, а офицерское отделение училища было преобразовано в самостоятельную Николаевскую инженерную академию. Училище стало готовить только младших офицеров инженерных войск. По окончании трехлетнего курса выпускники получали звание инженерного прапорщика со средним общим и военным образованием (с 1884 года инженерного подпоручика).

В числе преподавателей был Д.И. Менделеев, на базе училища П. Н. Яблочков работал  над созданием дуговой электролампы.

В. Перов «Портрет Ф.М. Достоевского»

Среди выпускников – многие известные люди: писатель Ф.М. Достоевский, писатель Д.В. Григорович, епископ Игнатий (Брянчанинов  Дмитрий Александрович), ученый-физиолог И.М. Сеченов, композитор и музыкальный критик Ц.А. Кюи и другие.