Скрябин александр николаевич

Оглавление

Смерть Кузьмы Скрябина

В феврале 2015 года в Кривом роге Кузьма давал концерт, посвященный юбилею группы. А утром 2 февраля на трассе, ведущей из Кривого рога в Киев, произошла авария. Андрей Кузьменко, находившийся за рулем автомобиля, скончался на месте происшествия. Причиной смерти стали полученные травмы. 5 февраля во Львове состоялись похороны певца.

Похороны Кузьмы Скрябина

Водитель грузовика, с которым столкнулся джип Скрябина, пострадал, но выжил. В интервью журналистам мужчина рассказал, что дорога была скользкой после дождя, а Кузьменко мчался на огромной скорости. На фото с места аварии автомобиль Андрея напоминает груду искореженного металла – у певца просто не было шанса остаться в живых.

Уже после смерти супруга Светлана Бабийчук рассказывала в интервью о том, что среди личных вещей мужа нашлись тексты песен на политические темы. А несколько песен с резкими высказываниями Андрей уже успел спеть: «Сука вiйна», «Лист до президентiв» и другие. Учитывая сложную военно-политическую ситуацию в Украине в этот период, в СМИ стали появляться версии относительно убийства певца по политическим причинам.

Рождение Варвары

И для Светланы, и для Максима рождение Варвары было полной неожиданностью. Артистка уже разуверилась в том, что когда-нибудь сможет стать мамой, хотя и готовилась к этому событию тщательным образом — похудела, начала вести активный образ жизни. После появления на свет девочки изменился сам Максим. Он оказался заботливым отцом — девочка была окружена любовью и заботой с его стороны. Он вставал к ней по ночам, сам менял подгузники, купал, укладывал спать и даже пел колыбельные. Несостоявшаяся свекровь сменила гнев на милость — приезжала навестить внучку.


Смотреть галерею

Однако, несмотря на это, Пермякова не строила воздушных замков относительно брака с Максимом. Она выполняла условия договоренности и к тому же понимала, что молодому человеку не стоит строить жизнь с ней, которая ему почти в матери годится. Женщина всячески поддерживала отца своего ребенка в его намерениях уехать заграницу для работы.

Детство и юность

Александр Николаевич Скрябин почти всю жизнь провел в Москве: здесь он родился, мужал, учился и стал прославленным композитором.

Александр Скрябин в детстве / Famous Birthdays

В интеллигентной дворянской семье Скрябиных было много военных людей. Прадед Иван происходил из солдат, но дослужился на флоте до младшего офицерского чина и был пожалован к дворянскому званию. Его сын Александр сделал военную карьеру в артиллерийском подразделении и вышел в отставку в звании подполковника. Отец будущего композитора, в отличие от братьев, отказался продолжать династическую традицию и решил посвятить себя гражданской службе. Николай Александрович получил профессию юриста и стал выдающимся дипломатом.

Мать Александра, Любовь Петровна Щетинина — женщина редкой красоты и душевных качеств. К тому же она обладала незаурядными музыкальными способностями и была виртуозной пианисткой. Композитор Петр Чайковский, сокурсник Щетининой по консерватории, считал ее самой одаренной девушкой класса. Любовь Петровна давала много концертов, гастролировала и даже за 5 дней до рождения сына выступала на сцене.

Александр Скрябин (в кадетской форме) в Московской консерватории / Сенар

Мальчик родился 25 декабря 1871 года и рано остался без попечения родителей. Мама страдала от чахотки и уехала в 1872 году в австрийские Альпы на лечение. Там она и умерла, дожив до 22 лет. Дипломатическая карьера отца предполагала длительные заграничные командировки, поэтому сын редко с ним виделся. Заботы о ребенке и его воспитание легли на бабушек и тетю Лизавету Александровну. Та рано начала прививать мальчику любовь к музыке и стала учить его играть на фортепиано.

Александр проявил способности и редкий музыкальный слух, легко подбирая услышанные мимоходом мелодии. А от рояля его было не оторвать. Да и все, к чему лежала душа, Саша делал страстно и увлеченно, науки давались ему легко. В 1882 году мальчик поступил в кадетский корпус, заняв 1-е место среди всех соискателей. В военном заведении ученик не оставлял занятий музыкой.

Документальный фильм «Гении. Александр Скрябин»

Вдохновленный Фредериком Шопеном, в 11 лет юноша написал первые произведения: канон и ноктюрн для рояля. Тогда же начал брать систематические уроки по игре на фортепиано. Еще не окончив корпус, 16-летний Скрябин становится студентом Московской консерватории. Имея проблемы с композицией, юноша блестяще окончил исполнительский факультет и удостоился малой золотой медали в 1892 году.

Интересный факт: большая золотая медаль досталась его однокурснику Сергею Рахманинову, который и композиторское отделение закончил на отлично.

Среди педагогов Скрябина были Сергей Танеев, Антон Аренский, Василий Сафонов. Имя выпускника начертано на мраморной доске Малого зала Московской консерватории в ряду великих воспитанников учебного заведения.

Начало музыкальной деятельности

Как музыкант Андрей Кузьменко начал проявлять себя в 1983 году, после того как в эфире польской радиостанции прозвучала песня шотландского коллектива The Exploited. Эта группа увлекла обычного 15-летнего паренька из Новояворовска и навсегда заставила его полюбить панк-рок. Кузьма говорил, что этот жанр музыки полностью его изменил: он начал танцевать, регулярно ходить на дискотеки и популяризировать панк среди своих сверстников. Так появился музыкальный коллектив «Цепная реакция», который стал неким прообразом группы «Скрябин». Для репетиций участники группы использовали обычный школьный актовый зал. У ребят были хорошие отношения с завучем, поэтому он позволял им играть в стенах учебного заведения.

Поскольку в 80-х годах у советской молодежи большой популярностью пользовались группы, выступающие вживую, «Цепная реакция» стала завсегдатаем различных школьных дискотек. Ребята исполняли свои песни на русском, украинском и английском языках. Будучи подростками, через свою музыку участники коллектива выражали протест против несправедливости мира, из-за чего ими неоднократно интересовалась милиция.

Увлекаясь панк-роком, Андрей со временем заинтересовался стилем нью-романтик, который в то время имел бешеную популярность. Depeche Mode, The Cure, Ultravox, Alphaville, а также различные музыкальные коллективы из Польши заставили влюбиться юного Кузьму в этот стиль.

Записи фортепианных сонат (пианисты)

  • 1970 Рут Ларедо , 2 компакт-диска Nonesuch (+ op. 2/1, 42, 57/1/2 и 72)
  • 1971 Майкл Понти (как часть фортепианных произведений на 5 компакт-дисках на VoxBox)
  • 1971 Джон Огдон , 2 компакт-диска EMI (+ op. 2/1, 48, 57, 58, 63, 67, 72 и 74)
  • 1971 Игорь Жуков , LP; 2 компакт-диска Мелодия 2010
  • 1971 Роберто Сидон , 2 компакт-диска DG
  • 1972–82 Владимир Ашкенази , 2 компакт-диска Decca
  • 1994–1997 Бернд Глемсер , 2 компакт-диска Naxos
  • 1996 Håkon Austbø , 2 компакт-диска блестящей классики
  • 1989 Борис Берман , 2 компакт-диска Музыка и искусство
  • 1988–90 Роберт Тауб , 2 компакт-диска гармония мунди
  • 1990 Burkard Schliessmann , 1 CD Bayer 100161 (опп. 23, 68; + опп. 2/1, 8/12, 11, 16, 27, 37, 44/2, 51/2, 51/4, 73, 74 )
  • 1995 Марк-Андре Амлен , 2 компакт-диска Hyperion (+ op. 28 и op. Posth.)
  • 1998 Евгений Михайлов , 2 компакт-диска MEL CD 10 00638 1998 Государственный мемориальный музей Скрябина
  • 2000 Игорь Шуков , 3 компакт-диска Телос (+ op.28 )
  • 2006 Михаил Воскресенский , 2 компакт-диска Классические записи
  • 1997–2009 Яков Касман , 2 компакт-диска Каллиопа
  • 2004–07 Мария Леттберг (в составе ГА фортепианных произведений на 8 компакт-дисках в стиле каприччио)
  • 2008? Владимир Ступель , Аудит 3 компакт-дисков
  • 2008 Дмитрий Алексеев , 2 компакт-диска Блестящая классика (2012)
  • 2010 Анатолий Угорский , CAvi music
  • 2010–16 Первез Моди , Торофон как часть ГА всех фортепианных произведений, которые еще не завершены (Сонаты № 1, соч. 6 / № 2, соч. 19 / № 3, соч. 23 / № 4, соч. 30 / № 5 op. 53 / № 7 op. 64 / № 9 op. 68 / № 10 op. 70)
  • 2014 Анна Маликова , Acousence, 2 компакт-диска, альтернативно в качестве студийного мастера FLAC 96/24
  • 2015 Виталий Маргулис CD-ROM, Cascade Medienproduktions und -vertriebs GmbH
  • 2019 Vicenzo Maltempo , полная сонаты, 2 CD, Piano Classics PCL-10168, EAN / GTIN 5-029365-101684
  • 2020 Nuccio Trotta, 10 фортепианных сонат, 2 компакт-диска, Label Dynamic

Деятельность после школы

В 1985 году Кузьма окончил новояворовскую школу и, желая стать врачом-неврологом, безуспешно пытался поступить во Львовский медицинский институт. Пошел учиться в ПТУ на штукатура, но затем все же удалось поступить в Петрозаводский мединститут.

Через год Андрей познакомился с Владимиром Шкондой, с которым у него были похожие интересы. Поначалу они только слушали музыку, а через некоторое время стали ее исполнять. Кузьма был пианистом, а Владимир играл на гитаре. Этот музыкальный дуэт Андрей считает первым этапом зарождения группы «Скрябин».

В 1987 году, после демобилизации из армии, будущего артиста согласились перевести во Львовский мединститут, на факультет стоматологии. За учебу нужно было платить, а нужных денежных средств у Кузьмы тогда не было. Он не горел желанием заниматься медициной, поскольку стоматология была ему абсолютно не интересна. Несмотря на это, родители Андрея все же уговорили его продолжить обучение. Мать Кузьмы была ближайшим советником своего сына и всегда считала, что из него получится хороший медик.

Во время учебы Кузьменко не переставал заниматься музыкой. Как он сам рассказывал, на пары он ходил с типичной панковской прической, которую приходилось прятать под бейсболкой.

История жизни Александра Николаевича Скрябина

В конце века Скрябин стал членом московского философского общества. Общение в нем, вместе с изучением специальной философской литературы, определило общее направление его воззрений. 

Эти настроения привели его к замыслу «Мистерии», ставшей для него отныне главным делом жизни. «Мистерия» представлялась Скрябину как грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств — музыка, поэзия, танец, архитектура и т. д. Впрочем, это должно было быть, по его идее, не чисто художественное произведение, а совсем особое коллективное «действие», в котором примет участие не более не менее как все человечество! В нем не будет разделения на исполнителей и слушателей-зрителей. Исполнение «Мистерии» должно повлечь за собой какой-то грандиозный мировой переворот. 

Замысел поражал своей грандиозностью даже самого автора. Боясь подступиться к нему, он продолжал творить «обычные» музыкальные произведения. Менее чем через год после окончания Второй симфонии Скрябин приступил к сочинению Третьей. Однако сочинение ее протекало сравнительно медленно. Зато в течение нескольких летних месяцев того же 1903 года Скрябин написал в общей сложности более 35 фортепианных произведений, столь велик был переживавшийся им в это время творческий подъем. 

В феврале 1904 года Скрябин выехал на несколько лет за границу. Следующие годы Скрябин провел в различных странах Запада — в Швейцарии, Италии, Франции, Бельгии, побывал также с гастролями в Америке. В ноябре 1904 года Скрябин завершает свою Третью симфонию

К этому времени относится важное событие в его личной жизни: он разошелся со своей женой Верой Ивановной

Второй женой Скрябина стала Татьяна Федоровна Шлецер, племянница профессора московской консерватории. Сама Татьяна Федоровна имела музыкальную подготовку, занималась одно время даже композицией (ее знакомство со Скрябиным и завязалось на почве занятий с ним по теории). Но, преклоняясь перед творчеством Скрябина, она пожертвовала ради него всеми личными интересами. 

В Париже 29 мая 1905 года состоялось первое исполнение Третьей симфонии — она стала замечательным памятником русской и мировой симфонической музыки начала XX столетия. При ярко выраженном своеобразии в ней отчетливы связи с традициями отечественной и зарубежной музыки. После исполнения Третьей симфонии композитор начал работать над следующим крупнейшим симфоническим произведением — «Поэмой экстаза», именовавшейся им вначале Четвертой симфонией

Приподнятость, яркие эмоции обращают на себя внимание в этой поэме, завершенной композитором в 1907 году. 

Еще через год у Скрябина зародилась идея следующего крупнейшего оркестрового произведения — поэмы «Прометей». Музыка поэмы была написана в основном в 1909 году. 

Особенности замысла обусловили нестандартные средства для воплощения. Наиболее необычная деталь огромной, доходящей до 45 строк партитуры «Прометея» — специальная нотная строчка, помеченная словом «свет». Она предназначена для особого, еще не созданного инструмента — «световой клавиатуры», конструкция которого самому Скрябину представлялась лишь приблизительно. Предполагалось, что каждая клавиша будет соединена с источником света определенной окраски жизни. 

Первое исполнение состоялось 15 марта 1911 года. «Прометей» породил, по выражению современников, «ожесточенные споры, экстатический восторг одних, глумление других, большей же частью — непонимание, недоумение». В итоге, однако, успех был огромный: композитора забросали цветами, в течение получаса публика не расходилась, вызывая автора и дирижера. 

Мысли Скрябина в последние два года жизни занимало (так и незавершенное вследствие его смерти) новое произведение — «Предварительное действие». 

Как показывает его название, оно должно было явиться чем-то вроде «генеральной репетиции» «Мистерии» — ее, так сказать, «облегченным» вариантом. Летом 1914 года вспыхнула Первая мировая война. В этом историческом событии Скрябин увидел, прежде всего, начало процессов, которые должны были приблизить «Мистерию». 

Первые месяцы 1915 года Скрябин много концертировал. В феврале состоялись два его выступления в Петрограде, имевшие очень большой успех. В связи с этим был назначен дополнительно третий концерт на 15 апреля. Этому концерту суждено было оказаться последним. 

Светлана Пермякова: биография

Светлана Пермякова знаменита своей большой деятельностью в сфере российского шоу-бизнеса. Она – яркая участница КВН, сериала «Интерны», ведущая нескольких программ на радио. В последние годы ее личность вызывает бурный интерес со стороны СМИ.

Детство, родители, образование

Светлана Пермякова родилась в 1972 году, 17 февраля в Перми. Родители – простые рабочие, Валентина Иосифовна была счетоводом на мукомольном заводе, Юрий Васильевич работал там же за пультом электровоза. В семье было еще трое братьев, но прожили они недолго. Одного из них не стало еще до рождения Светы, ему не было и двух лет. Второй брат погиб в возрасте 25 лет, и третий в 50. Света старалась быть опорой для родителей во все времена.


Пермякова помогала родителям пережить утрату старших братьев

Светлана была активным ребенком, ее «актерская» деятельность началась еще в школе. С детства она любила «мелодию» аплодисментов. После учебы Пермякова поступила в Пермский государственный институт искусства и культуры, специализируясь на комических ролях.

Первые роли в театре

По окончании учебы Светлану пригласили в Лысьвенский драматический театр. Будучи молодой девушкой, Пермякова была «в теле», но ее это ничуть не смущало. Благодаря комическому направлению и фигуре ей доставались особенные роли, например, дебют в постановке «Мурлин Мунро». Ее игра была высоко оценена, поэтому Светлане доверяли героинь во множестве спектаклей. Зрители и критики настолько полюбили артистку, что дважды она была удостоена премии «Волшебная кулиса». Но у самой Светланы было определенное желание – радовать детей. Скоро она перешла в Театр юного зрителя.


Света – многосторонняя талантливая личность

Звезда КВН

Но далеко не театр подарил известность актрисе. Положительная энергетика и отличное чувство юмора привели ее в КВН. Примечательно, что впервые она выступила в 1992 году, но команда потерпела поражение. Повторное возвращение произошло в 2000 году. С тех пор ее команда радовала зрителей не раз, особенно когда Света выступала в дуэте с Жанной Кадниковой, с которой познакомилась на сцене ТЮЗа. Так, роли ПТУшниц Светки и Жанки покорили публику.


Светлана выступала в команде КВН «Парма» город Пермь

Роли в кино, съемки на ТВ

Со временем Светлана Пермякова стала получать приглашения участвовать на телевидении. Она получила роль в сериале «Солдаты». Сыграла просто отлично, поэтому скоро ее позвали в «Интерны». Роль медсестры Любы длилась целых шесть лет, и за нее Пермякова получилась премию «Золотой Носорог».


В сериале «Интерны» Светлана исполняла роль медсестры Любы

«Интерны» стали не единственной ее работой, параллельно с ними Света встала на путь телеведущей. Первым опытом была программа «Три Рубля» на музыкальном канале RU.TV. Скоро она возглавила такие проекты, как «Украина слезам не верит», «Шкаф», «О самом главном».

Музыка

Начав писать музыку еще в детстве, Скрябин работал в жанрах миниатюр, этюдов, прелюдий и экспромтов. Уже тогда они были полны лиризма и душевных переживаний и позволяли разглядеть почерк будущего мастера.

Александр Скрябин — «Божественная поэма»

В 1894 году в Петербурге прошел первый авторский концерт Скрябина, где молодой композитор исполнял сочинения, которые успел написать к 22 годам. Выступлению сопутствовал успех, и Александр Николаевич отправился в гастрольный тур по Европе, где его признали самобытным и исключительным музыкантом, в произведения которого заложены интеллект и философия. Рецензенты писали о нем:

В конце 1890-х Скрябин берется за преподавательскую деятельность, главным образом для того, чтобы обеспечивать растущую семью. На те же годы приходится его духовное созревание как художника. Композитор смотрит на музыку как инструмент передачи последовательной и гармоничной системы мировоззрения.

В начале 1900-х автор берется за написание двух симфоний, и тут рушит каноны жанра, вызывая неоднозначные отзывы критиков, которые отказывались видеть в написанном музыку. В 1905 году состоялась премьера третьей симфонии, получившей название “Божественная поэма”.

Александр Скрябин — «Мистерия»

Здесь автор проявляет себя как драматург, пытаясь запечатлеть в музыкальном произведении эволюцию человеческого духа. Премьера произвела оглушительное действие, поразив публику свободой и стихийностью, и воспринималась не иначе как дверь в новую музыкальную эру.

К композитору приходят слава и всемирное признание, и тот задумывает написать произведение всей свой жизни — “Мистерию”, которая соединила бы воедино искусство всех видов. У мастера уже сложилась свето-цвето-звуковая концепция, которая позволяла ему видеть воплощение звука в цвете.

Глобальному замыслу предшествовало написание крупных музыкальных форм для фортепиано, оркестра и органа. В 1907 году пишется “Поэма экстаза” (первоначально Четвертая симфония), признанная ярчайшим произведением автора. Вслед за ней идет “Прометей” («Поэма огня») (1911).

Александр Скрябин — «Прометей». Исполнение со световой партитурой

В “Прометее” отдельная партия дана свету (Luce). И хотя премьера прошла без световой партии по причине отсутствия специальной техники, предполагалось, что музыке должна сопутствовать смена цветовых волн, заложенных в партитуре. Скрябин отходит от трактовки античного мифа и вкладывает в содержание поэмы конфликт отдельной личности с целой вселенной.

Характерно, что свою творческую задачу композитор видел не в воплощении собственных амбиций, а в сотворении иного мира, где дух сольется с материей и родится вселенная нового уровня.

Мнение самой героини о личной жизни

Актриса уже не раз задавалась вопросом: почему ей так не везет с мужчинами? Светлана призналась, что несмотря на свой возраст, она так и не научилась разбираться в людях. Выбирая заведомо слабых спутников, она сама обрекает себя на одиночество. Возможно, виной всему ее неистовое желание иметь настоящую семью, поэтому она так быстро бросается в омут с головой, надеясь, что именно этот раз будет НАВСЕГДА. Мужчины чувствуют это и банально пользуются ее добротой, играя на чувствах доверчивой женщины.

А ей нужно простое женское счастье, где все любят друг друга, где мужчина добытчик и защитник, а сама Светлана – слабая и хрупкая мать семейства. Именно такой пример идеальной семьи видела актриса с детства – ее родители нежно любили и поддерживали другу друга всю жизнь, сумев воспитать четверых детей. Но, может быть, стоит просто отпустить свое желание во Вселенную, не держась за него мертвой хваткой, и тогда оно обязательно сбудется? Именно так советуют поступать знающие люди. Но у Пермяковой есть свой рецепт счастья – наслаждаться моментом здесь и сейчас, находясь в кругу своей необычной, но такой любимой семьи! И это правильно!

43-летняя звезда сериала «Интерны» Светлана Пермякова рассталась с отцом своей дочки Вари 22-летним Максимом Скрябиным.

В конце прошлого года артистка Светлана Пермякова откровенно заявила, что она рассталась с отцом своей дочери Вари, но причин не называла.

Светлана Пермякова и Максим Скрябин делали все возможное для того, чтобы их маленькая дочь не становилась жертвой разногласий родителей.

Очередную попытку наладить отношения Пермякова и Скрябин предприняли этим летом, когда отправились в отпуск с дочерью.

«Наш отдых летом можно назвать знаковым, примирительным. Мы много разговаривали с Максимом об отношениях, о том, что каждый хотел бы получить от общения друг с другом, о воспитании Вари. Все прошло хорошо, поездка была продуктивной.

Хотя пока еще мы выстраиваем отношения. Не могу сказать, что они у нас идеальные», – цитирует Пермякову издание «Телепрограмма».

Вспоминая о непростом периоде, когда между ними регулярно вспыхивали скандалы, Максим Скрябин назвал причины, по которым они приняли решение расстаться.

«Мы начали ссориться из-за того, что у нас со Светой не совпадали взгляды на воспитание Варюши. Подобные конфликты, знаю, бывают во многих семьях. Нас они развели по разным домам. Наверное, потому, что тогда мы еще не научились договариваться.

Света не запрещала дочке какие-то шалости, капризы, поэтому для Вари мама была хорошая. А папа, который не разрешает, к примеру, много сладостей, ругает за баловство в гостях, – плохой.

Мелкие разногласия накапливались. А потом произошел конфликт по поводу здоровья Варвары, соглашаться с тем, что я не считал правильным, было неуместно. Подобные споры окончательно испортили отношения. Недовольство друг другом накапливалось.

Запретить матери воспитывать ребенка так, как она считает нужным, я не мог. Это очень сложно. Просьбы переходили в крики. Наверное, в тот момент я погорячился, «пережестил» и высказал много обидных слов. Нам пришлось расстаться», – рассказал Скрябин.

Светлана Пермякова и Максим Скрябин разорвали отношения, прекратили общаться, а также забыли о сотрудничестве, и это продолжалось три месяца.

Время от времени пара все же встречалась, поскольку маленькая Варя проводила время то с мамой, то с папой, но обиды стали забываться лишь спустя время.

Сейчас актриса уверена, что должна сделать все возможное для того, чтобы ее дочери было комфортно находиться с обоими родителями.

Пермякова объяснила: «Максим – отец Вари, поэтому он останется для меня близким и любимым человеком. А Варюша – наше общее счастье. Женщины – странные существа… Мы вроде как расстались, каждый пошел своей дорогой, но крепкая связь между нами осталась.

У обоих внутри, в сердце неразбериха. В свое время мы не стали устраивать свадьбу, делать пиар на отношениях, выдумывать то, чего нет. И мне, и Максу нужен был ребенок. Макс – карьерист, я женщина, которой пора было рожать.

Не суди да не судим будешь, у каждого своя судьба. Варя растет в атмосфере любви.

Мы разошлись, чтобы быть счастливыми родителями. Она вырастет и поймет это. Ребенок не должен видеть, как мама и папа ругаются, чувствовать, что они ненавидят друг друга из-за недопонимания».

Биография Максима Скрябина малоизвестна широкой публике. Молодого человека узнали благодаря связи со звездой КВН Светланой Перямковой. Максим стал отцом ее дочери, на протяжении длительного времени является продюсером юмористки и пиар-менеджером. Кроме работы, увлекается режиссурой, получает специальность.

Детские и юношеские годы

Александру несказанно повезло родиться на территории Москвы. Именно здесь прошло его детство и юношеские годы. Он родился в семье коренных дворян.

В роду Скрябиных практически все были военными. И только Николай Александрович (отец композитора) решил прервать традицию. Он поступил на факультет юриспруденции. В итоге глава семейства стал заслуженным дипломатом. Можно догадаться, что Александр Николаевичи воспитывался в довольно-таки зажиточной семье.

Композитору повезло не только с отцом, но и с матерью. Об этой женщине отзывались, как о душевном и добром человека. Она была образована, и наделена необыкновенной природной красотой. Кроме того, мать Скрябина обладала хорошим голосом и искусно играла на фортепиано. Она много гастролировала и даже за неделю до рождения Александра – выступала на сцене.

Watch this video on YouTube

Дата рождения русского композитора – 25 декабря 1871 года. Ему быстро пришлось повзрослеть. Его мать скончалась от чахотки, едва дожив до 22 лет. Глава семейства, на которого легло финансирование семьи, вынужден был часто разъезжать по командировкам. Ответственность за воспитание детей легли на плечи тёти и бабушки.

Творчество

Константин Бальмонт — «Эльф»

Сперва играли лунным светом феи.
Мужской диез и женское — бемоль —
Изображали поцелуи и боль.
Журчали справа малые затеи.
Прорвались слева звуки-чародеи.
Запела Воля вскликом слитных воль.
И светлый Эльф, созвучностей король,
Ваял из звуков тонкие камеи.
Завихрил лики в токе звуковом.
Они светились золотом и сталью,
Сменяли радость крайнею печалью.
И шли толпы. И был певучим гром.
И человеку Бог был двойником.
Так Скрябина я видел за роялью.

Музыка Скрябина очень самобытна. В ней отчётливо чувствуется нервность, импульсивность, тревожные поиски, не чуждые мистицизма. С точки зрения композиторской техники музыка Скрябина близка творчеству композиторов Новой венской школы (Шёнберга, Берга и Веберна), однако решена в ином ракурсе — через усложнение гармонических средств в пределах тональности. В то же время форма в его музыке практически всегда ясна и завершена. Композитора привлекали образы, связанные с огнём: в названиях его сочинений нередко упоминается огонь, пламя, свет и т. п. Это связано с его поисками возможностей объединения звука и света.

Соответствие цветов и тональностей по Скрябину («Прометей»)

В ранних сочинениях Скрябин — тонкий и чуткий пианист — сознательно следовал Шопену, и даже создавал произведения в тех же жанрах, что и тот: этюды, вальсы, мазурки, сонаты, ноктюрны, экспромты, полонез, концерт для фортепиано с оркестром, хотя уже в тот период его творческого становления проявился собственный почерк композитора. Однако впоследствии Скрябин обращается к жанру поэмы, как фортепианной, так и оркестровой. Крупнейшие его сочинения для оркестра — три симфонии (Первая написана в 1900 году, Вторая — в 1902 году, Третья — в 1904 году), Поэма экстаза (1907), «Прометей» (1910). В партитуру симфонической поэмы «Прометей» Скрябин включил партию световой клавиатуры, таким образом, став первым в истории композитором, использовавшим цветомузыку.

Одним из последних, неосуществлённых замыслов Скрябина была «Мистерия», которая должна была воплотиться в грандиозное действо — симфонию не только звуков, но и красок, запахов, движений, даже звучащей архитектуры. В конце XX века композитор Александр Немтин по наброскам и стихам Скрябина создал законченную музыкальную версию её начальной части — «Предварительное действо», однако, исключив из неё основную часть текста.

Уникальное место Скрябина в русской и мировой истории музыки определяется прежде всего тем, что он рассматривал собственное творчество не как цель и результат, а как средство достижения гораздо более крупной Вселенской задачи. Посредством своего главного сочинения, которое должно было носить название «Мистерия», А. Н. Скрябин собирался завершить нынешний цикл существования мира, соединить Мировой Дух с косной Материей в некоем космическом эротическом акте и таким образом уничтожить нынешнюю Вселенную, расчистив место для сотворения следующего мира. Чисто музыкальное новаторство, которое особенно дерзко и ярко проявилось после швейцарского и итальянского периода жизни Скрябина (—1909 годы) — он всегда считал второстепенным, производным и призванным послужить исполнению главной цели. Строго говоря, главнейшие и ярчайшие произведения Скрябина — «Поэма Экстаза» и «Прометей» — есть не что иное, как предисловие («Предварительное Действо») или описание средствами музыкального языка, как именно всё будет происходить во время свершения Мистерии и соединения мирового Духа с Материей.