Полонез

Оглавление

Развитие и формирование польского танца

Со временем танец полонез проникает в высшее сословие, и дворяне и шляхтичи начинают танцевать его. Да вообще шляхтичи, это не только дворяне вопреки расхожему мнению, но и все люди занимающиеся умственным трудом, интеллигенция и так далее. Это становится очень популярным веянием и тенденцией. Первоначально его продолжают исполнять под открытым небом, зачастую так же как и в крестьянском варианте под аккомпанемент каких-то простых музыкальных инструментов. Необязательно на самых простых — это могла быть скрипка, или импровизированные инструменты. В полонезе вообще приветствовалась импровизация. Импровизационные танцевальные элементы создавались на ходу. Первая пара ей давались очень большие возможности для импровизации, и соответственно они могли предлагать вариации для последующих пар.

Рекомендации

  • Арнольд, Джанет : Образцы моды 2: платья англичанок и их конструкция c. 1860–1940 , Wace 1966, Macmillan 1972. Пересмотренное метрическое издание, Drama Books 1977 г. ISBN   0-89676-027-8
  • Эшлфорд, Джейн: Искусство одеваться: одежда и общество 1500–1914 , Абрамс, 1996. ISBN   0-8109-6317-5
  • де Марли, Диана: Рабочая одежда: история профессиональной одежды , Бэтсфорд (Великобритания), 1986; Holmes & Meier (США), 1987. ISBN   0-8419-1111-8
  • Рибейро, Эйлин (1988). Мода во французской революции . Лондон: Бэтсфорд.
  • Рибейро, Эйлин (1995). Искусство платья: мода в Англии и Франции 1750–1820 . Издательство Йельского университета. ISBN   0-300-06287-7 .
  • Рибейро, Эйлин (2002). «Одежда в Европе восемнадцатого века 1715–1789 . Издательство Йельского университета. ISBN   0-300-09151-6 .
  • Такеда, Шарон Садако; Спилкер, Кэй Дурланд (2010). Fashioning Fashion: европейское платье в деталях, 1700-1915 гг . Престел США. ISBN   978-3-7913-5062-2 .
  • Тозер, Джейн и Сара Левитт, Ткань общества: столетие людей и их одежды 1770–1870, Laura Ashley Press, ISBN   0-9508913-0-4
  • Во, Нора (1968). Покрой женской одежды . Лондон: Рутледж. ISBN   0-87830-026-0 .

История полонеза

В середине 16 века в Польше были распространены танцы. Но жители этой страны называли свои пляски венгерскими в честь Стефана Батория. Быстрые и грациозные движения покоряли всех — и крестьян, и монарших особ.

Среди всех вариантов выделялся «Танец Великий», который и считается прародителем полонеза. Исполняли его воины, одетые в доспехи. Движения символизировали уверенность и мужество, так рыцари пытались добиться расположения прекрасных дам.

Шляхта (привилегированное сословие в Польше) видела, как выступали танцоры. Торжественность их движений привлекла монархов, полонез проник в королевские дворцы. Но придворные добавили в него па из французских танцев, немного изменив изначальный стиль. Из Польши он распространился в другие страны благодаря Станиславу Лещинскому. Он первым продемонстрировал полонез при дворе в Стокгольме. Польский танец стал популярным в Германии, Франции, Швеции, Российской Империи.

Характеристика танца

В небольшом докладе на тему хореографии можно кратко охарактеризовать основные движения полонеза. Этот танец отличается сдержанностью, торжественностью. Пары собирались в богато украшенном бальном зале, медленно двигались. Весь ритм задавали партнеры, стоящие впереди.

Особенности полонеза:

  • степенность движений;
  • возможность импровизации;
  • приверженность ритуалам;
  • простая, но сдержанная хореография.

Ведущей паре разрешено импровизировать, но остальные танцоры должны подражать ей. Хореография кажется довольно простой. Но на самом деле партнерам нужно держать осанку во время всего танца, двигаться грациозно и спокойно, не делать резких жестов. Во время полонеза танцоры могут продемонстрировать свое величие и роскошь нарядов. Женщины обычно надевают бальные платья, а мужчины — фраки или смокинги.

Появление в России

Национальный польский танец был популярным и при российском императорском дворце. Впервые его стали исполнять во время правления Петра Первого. Он очень любил полонез за возможность продемонстрировать придворным все богатство залов. Партнеры во время исполнения обходили лестницы и столы сразу в нескольких комнатах.

Но полонез не открывал балы: Екатерина Великая отдала предпочтение менуэту. А польский танец стал вторым по исполнению. Порядок поменял Павел Петрович. Ему настолько понравился полонез, что им в годы его правления начинали все приемные вечера. А в первых парах обязательно стояли члены рыцарского ордена.

В России было 2 варианта полонеза — обычный и церемониальный. Первый использовался на любом балу, его танцевали все придворные. А второй вид предназначался только для свадебных торжеств. Его исполняли жених и невеста, а после них и приглашенные.

Полонез был популярным в России до самого ХХ века. С каждым правителем танец менялся, в него добавляли новые па, перемены были и в костюмах партнеров. Но одно оставалось прежним — хореография всегда была степенной и торжественной. Именно эти черты полонеза и сделали его таким популярным при императорских дворах. Танец словно подчеркивал величие и стиль членов императорской семьи.

Известные композиции

До начала 18 века танцоры выполняли свои движения под собственное пение, никакой музыки не было. Но на королевских торжествах хореографию сопровождала игра на разных инструментах. Многие композиторы прославились благодаря тому, что написали мелодии для полонеза. Самые известные варианты:

  • Огинский «Прощание с родиной»;
  • Глинка «Жизнь за царя»;
  • Шопен «Полонез ля-бемоль мажор»;
  • Чайковский «Евгений Онегин».

Польский композитор Михаил Огинский написал мелодию «Прощание с родиной», которая стала популярной в 1794 году. Поляки рассказывают интересную информацию, связанную с созданием этой мелодии. Уезжая из Речи Посполитой, где Огинский родился, в Беларусь, автор хотел оставить после себя особое впечатление. А в новом государстве его полонез хотели сделать национальным гимном. Но комиссия Беларуси посчитала эту композицию слишком сложной.

Опера Глинки «Жизнь за царя» впервые была представлена публике в 1836 году. Полонез настолько понравился представителям высшего сословия, что его использовали для танцев практически на каждом балу.

Фредерик Шопен написал 16 мелодий, подходящих для торжественной хореографии. Но именно «Полонез ля-бемоль мажор» выделяется среди других композиций. Это торжественная, величественная музыка.

Полонез в профессиональном творчестве композиторов

Тема Полонеза, музыка Полонеза начинает активно использоваться в профессиональной музыке. Композиторы перерабатывают эти мотивы для передачи различных состояний и настроений. Конечно поначалу полонез это выражение национальной гордости и национального достоинства. Удивительно, что прежде всего к нему обращаются польские композиторы, потому что именно полонез сыграл важную роль в становлении польской самобытной музыкальной культуры. К нему обращается Карпинский, Огинский и другие именитые композиторы. Вершиной творчества в жанре полонеза является конечно полонеза Шопена.

Со временем полонез утрачивает свою исключительно национально-патриотическую природу. Композиторы обращаться к другим оттенкам полонеза, это может быть и лирическое содержание, и грустные размышления о судьбе Родины, в самом наверное известном произведении — Полонез Огинского, который так и называется — «Прощание с Родиной», полонез также как и вальс, может передавать различные настроения, различные состояния души.

Русские композиторы обращаются к полонезу, в первую очередь, для раскрытия польской тематики в операх и балетах. Глинка, и другие композиторы используют тему полонеза. Например Глинка в опере Иван Сусанин, полонез в Опере Борис Годунов, Война и Мир и Евгений Онегин и другие произведения, которые иллюстрируют русскую жизнь, полонез играет вполне самостоятельную роль.

Ну и ещё один штрих к культуре полонеза в России — это полонезы Юрия Козловского, которых достаточно много. Особенно был известен его полонез «Гром победы раздавайся», это песня которую на протяжении какого-то периода русские офицеры исполняли фактически как гимн страны, потому что официально утвержденного гимна в России тогда не было. И вот такой неофициальный гимн его заменил. В частности он упоминается в повести Пушкина «Дубровский».

Происхождение

Внешние видеофайлы

Возникший в Польше около XV века под названием «ходзоный» (польск. chodzony), сперва полонез был исключительно свадебным танцем. Затем, несколько видоизменившись, он сделался непременным атрибутом любых народных торжеств. Именно величественный полонез открывал танцы на любом народном празднике.

Часто размеренный и плавный полонез перемежался другими народными танцами, такими как мазурка или оберек: веселящаяся молодёжь, сделав несколько фигур полонеза, без ведома музыкантов ускоряла темп и переходила к более быстрым танцам. Оркестр в таких случаях следовал за танцующими. Затем, устав от быстрых и сложных движений мазурки или оберека, молодёжь также внезапно вновь переходила на полонез. В результате часто полонез не только начинал, но и заканчивал танцы, как бы обрамляя их.

Во всех областях Польши народный полонез танцевали с припевками. Спевший самый красивый куплет получал право вести танец. Его, в свою очередь, мог сменить через несколько фигур новый победитель.

Полонез был одним из самых любимых поляками народных танцев. Его сравнительно незатейливую хореографию крестьяне старательно украшали дополнительными деталями. Например, в XVI—XVII веках девушки танцевали ходзоный в венках. Идя одна за другой, девушки тайком поглядывали на юношей, следовавших за ними. Затем девушки снимали венки и дарили их юношам, которые им нравились и своим возлюбленным, и только после этого составляли пары танца. Юношей и девушек сменяли семейные пары. Молодым людям в таких случаях не разрешалось танцевать с замужними женщинами или вдовами.

Шаги полонеза[]

Базовые шаги полонеза состоит из последовательности трёх обычных шагов: шаг с внешней (по отношению к партнёров друг к другу) ноги на носок, шаг с внутренней ноги на носок, шаг с внешней ноги на стопу. Следующий шаг начинается уже с внутренней ноги. Таким образом, рисунок получается следующим: носок, носок, стопа.

При первом шаге происходит лёгкое приседание (плие) на опорной ноге с небольшим поворотом в сторону вынесенной вперед ноги. Дальнейшее движение осуществляется в распрямлённом положении, партнёры как бы тянутся вверх. Плечи должны быть раскрыты, осанка гордая, благородная.

20 век

Реклама McCall 1914 года с изображением редингота полонеза (слева)

В середине-конце 1910-х годов полонез пережил новое возрождение. 1914 газеты реклама для McCall Patterns найден в Вечерней Independent сообщила о «рединготе полонеза» , чтобы быть пике моды в Париже и Нью — Йорке. В ноябре 1915 года The Reading Eagle вел модную колонку, в которой полонез 1914/15 года описывался как французский дизайн, состоящий из длинного пальто, напоминающего пальто, из металлического кружева или искусно декорированной прозрачной ткани, надеваемой поверх простого нижнего платья. Другой вариант полонеза был описан в газете Meriden Daily Journal в сентябре 1917 года:

После Первой мировой войны этот термин вышел из регулярного употребления, хотя в 1930-50-е годы модными писателями иногда использовался в качестве описательного термина для любой формы драпировки верхней юбки. Например, гражданин Оттавы в 1942 году заявил:

Происхождение и структура

Еще в 1720-х годах английские художники начали изображать модных дам, одетых в романтизированные версии костюмов столетней давности, изображенных на портретах Ван Дейка и Рубенса . К 1770-м годам в модной одежде стали появляться элементы этого стиля, в том числе шляпа с широкими полями (получившая название «шляпа Рубенса» в журнале Fashionable Magazine 1786 года) и сборные юбки.

Пышное платье с драпированной юбкой в ​​стиле полонез c. 1775. LACMA , M.70.85.

Примерно в то же время французская мода приняла ряд стилей английского происхождения, таких как платье с плотным телом, которое они назвали robe à l’anglaise , и пышные юбки на талии сзади и на бедрах. Один из способов «создать модную пышность на спине и по бокам платья — это зашнуровать верхнюю юбку с помощью внутренних или внешних петель, пуговиц или кисточек, чтобы сформировать гирлянды из материала. Этот стиль … был известен как à la polonaise. . » Этот стиль характеризовался юбками длиной до щиколотки, которые открывали прогулочную обувь на высоком каблуке. Благодаря этому он служил практичной одеждой для ходьбы, потому что юбки не волочились по земле.

С начала 18-го века женщины из среднего класса применяли различные импровизированные способы задирать свои верхние юбки прямо на улицах. Полонез был модным вариантом этого стиля. Название « полонез» (или « полонез» ) происходит «очевидно из польских стилей — не совсем ясно, относилось ли оно первоначально к меховой отделке или к вышивке на одной стороне (польская мода, пришедшая из турецкого костюма)». Существуют некоторые разногласия по поводу применения названия полонез к платью 18-го века. Некоторые источники определяют его как покрой по той же манере, что и халат à l’anglaise , но со шнурками, подтягивающими юбку в двух местах на спине, и датируют этот стиль началом 1770-х годов. Другие прямо опровергают это: Во утверждает, что robe à l’anglaise часто снабжался лентами, чтобы подтянуть юбку, и на тему полонеза говорит:

Эйлин Рибейро описывает полонез как «разрезанный на четыре части, две спереди и две сзади», с закрытым лифом вверху по центру спереди и скошенным по бокам, оставляя треугольный зазор, который был заполнен фальшивым жилетом. . Рукава могли быть длиной в три четверти или длинными, и современники описывали различные стили, такие как ирландский, итальянский и французский полонез . Вариантом халата а ля полонез был халат à la circassienne , такой же покрой, но отороченный « восточными » кистями или мехом.

Главенстувующая роль первой пары в Полонезе

Большое внимание уделялось именно импровизационному моменту, который возлагался на выступление первой пары. Обычно это могли быть или хозяин и хозяйка бала, или какие-то почетные гости, и вся главная роль, главная задача возлагалась на первого кавалера

По традиции его называли Маршал. Вот этот Маршал и придумывал новые фигуры, чтобы отличиться от предшественников, показать свою фантазию, свою выдумку. Это могли быть различные гирлянды, змейки спирали, переплетения, и другие всевозможные фигуры полонеза. Причём фигуры должны быть придуманы так, чтобы никто не сталкивался, чтобы всё было просчитано.

Становившийся во главе колонны старался превзойти своего предшественника небывалыми комбинациями, фигурами которые заставили восхищаться, показывая свои искусство, оправдывая взятую на себя роль, придумывая фигуры самые сложные и запутанные. Однако выполнялись эти танцевальные фигуры так точно, что можно было быть уверенным, что живая лента из танцующих на все лады, извивалась, но никогда не разрывалась на скрещении, и не происходило никакого вмешательства, толкотни и других эксцессов.

Распространение танца по Европе

Из польских салонов, и из польской столицы танец видят представители других дворов Европы, и так постепенно танец разносится и становится постепенно популярным в других странах. Ну конечно же, чтобы приобрести все европейскую популярности, ему надо было обязательно попасть в тогдашнюю столицу Европы, образно говоря это был Париж. В Париже балетмейстеры быстро подхватывают этот новый танец, и приспосабливать его от для танцев высшего сословия. Для аристократических кругов танец полонез оказывается настоящей находкой, и французы узнают и запоминают его как польский танец (по-французски полонез) и с этим названием данный танец обретает вся Европа.

Полонез теряет свою строгость, величавость в восемнадцатом веке. Во Франции 18 века он приобретает больше характера и становится более изысканным, более утонченным, более если угодно куртуазным. Это уже возможность показать себя блеснуть перед дамой, и перед высшим обществом. Чем объясняется популярность полонеза, то что там по сути надо было выучить один только шаг, чтобы уметь танцевать. Этот танец, на все случаи жизни, и вся суть танца, вся изюминка заключалась не только в умении исполнять шаг, и не столько в нём, сколько в умении показать себя в этих простых шагах. Не сложные комбинации позволяли раскрыть себя, показать свое преимущество и превосходство перед другими кавалерами, блеснуть перед своей дамой.

Постепенно полонез утрачивает свои национальные обычаи, национальные черты и уже становится универсальным танцем. Предпочитают именно им открывать баллы в высшем свете, потому что ни в одном другом танце нельзя так показать себя, и так продефилировать, чтобы каждая пара могла и других посмотреть, и себя показать, и полюбоваться какие мы все хорошие и прекрасные. Иногда этим танцем даже и закрывали баллы, как упоминают нам в книге Фредерик Шопен, полонез вовсе не был банальной бессмысленной прогулкой — он был дефилированием во время которого все общество занималось наслаждалось своим собственным лицезрением.

Видеть себя таким прекрасным, таким знатным, таким успешным, таким учтивым. Но вместе с тем, ни один другой танец не требовал такой осанки и горделивости, и потому что, как уже было сказано, акцент здесь был главной темы полонеза — показать уважение к даме, продемонстрировать преклонение перед ней, при этом так, чтобы не уронить своего достоинства. Показать свою мужскую выправку, мужскую доблесть перед другими кавалерами, и самое главное перед своей дамой. Как писал Ференц Лист, кавалеру приходилось всё время наклоняться к своей даме, и улучив удобный момент шепнуть на ухо нежные признания. Затем гордо выпрямляясь, продемонстрировать золото оружия. Смысл этого можно объяснить выражением — «Заставляй даму ответить сочувствующе-понимающей улыбкой».

Региональные варианты

Ходзоный в каждой местности Польши имел свои отличительные черты.

Краковский вариант

В краковском или малопольском варианте ходзоный исполнялся несколько напряжённым шагом, с «голубцами» — особыми задержками в танце, напоминающими церемониальный шаг. При этом танцующие в паре не держались за руки. Другой особенностью краковского полонеза было то, что партнёр, вооружённый саблей, как бы «расчищал» ею дорогу своей даме.

Куявский вариант

В Куявии шаг полонеза был более мягким и скользящим, а темп исполнения — более медленным. Партнёр и партнёрша держались за два конца платка, затем, не отпуская его, проходили под ним. После этого партнёр отпускал платок, а партнёрша перекладывала последний в свободную руку и плавно проводила им по воздуху. Во время исполнения допускались импровизации.

Шлёнский вариант

В Шлёнске (Силезии) ходзоный танцевали медленно и строго. Здесь он походил на маршевое шествие с едва уловимыми поклонами.

Происхождение и структура

Еще в 1720-х годах английские художники начали изображать модных дам, одетых в романтизированные версии костюма столетней давности, изображенного на портретах художника. Ван Дайк и Рубенс. К 1770-м годам в модной одежде стали появляться элементы этого стиля, в том числе шляпа с широкими полями (получившая название «шляпа Рубенса» в Модный журнал 1786 г.) и скомканные юбки.

Пышное платье с драпированной юбкой а ля полонез, c. 1775. LACMA, M.70.85.

Примерно в то же время французская мода переняла ряд стилей английского происхождения, таких как платье с плотным телом который они назвали халат à l’anglaise, и полнота юбок на талии сзади и выше бедер. Один из способов «создать модную пышность на спине и по бокам платья — это зашнуровать верхнюю юбку с помощью внутренних или внешних петель, пуговиц или кисточек, чтобы сформировать гирлянды из материала. Этот стиль … был известен как а ля полонез.» Этот стиль характеризовался юбками длиной до щиколотки, которые открывали прогулочную обувь на высоком каблуке. Благодаря этому он служил практичной одеждой для ходьбы, потому что юбки не волочились по земле.

С начала 18-го века женщины из среднего класса применяли различные импровизированные способы задирать свои верхние юбки прямо на улицах. В полонез был модным вариантом этого стиля. Название Полонез (или же польский) происходит «очевидно из польских стилей — не совсем ясно, относилось ли это первоначально к меховой отделке или к вышивке на одной стороне (польская мода, пришедшая из турецкого костюма)». Есть некоторые разногласия по поводу применения названия полонез платье 18 века. Некоторые источники определяют его как вырезанный так же, как и халат à l’anglaise, но со шнурками, подтягивающими юбки в двух местах сзади, и они датируют стиль началом 1770-х годов. Другие прямо опровергают это: Во утверждает, что халат à l’anglaise часто снабжали лентами для оформления юбки, а по теме полонез говорит:

Эйлин Рибейро описывает полонез как «разрезать на четыре части, две спереди и две сзади», с закрытым лифом по центру спереди и скошенным по бокам, оставляя треугольный зазор, который заполнялся фальшивым жилетом. Рукава могут быть длиной три четверти или длинными, а также разных стилей, таких как ирландский, итальянский и французский. полонез были описаны современниками. Вариант на халат а ля полонез был халат по-черкесски, вырезать то же, но с «восточный«кисточки или мех.

Происхождение мазурки

Легкий и изящный танец мазурка также происходит из Польши. Он зародился в провинции Мазовия, где жил особый народ — мазуры. Крестьяне очень любили свою землю и прославляли ее в песнях. А в праздники они проводили время в танцах. Легкие движения развлекали их и в будние дни, когда по вечерам после тяжелой работы хотелось отдохнуть и повеселиться.

В 18 столетии мазурка распространилась по всей Польше. А затем про нее узнали и в других странах Европы. И уже в следующем веке танец стал обязательным при королевских дворах и на балах в домах знатных семей. Аристократам, чей вкус был довольно сдержанным, понравились грациозные и простые движения.

Своей популярностью мазурка обязана Фредерику Шопену. Композитор настолько любил свою родину, что в мелодиях отобразил героизм, напористость и искренность соотечественников. Великий музыкант создал около 60 мазурок, которые можно разделить на 3 вида:

  • сельские;
  • городские;
  • лирические или вальсовые.

Описание движений

Мазуры создали довольно быстрый танец. Исполнять его нужно задорно и горделиво, но при этом требуется сохранять элегантность и изящество. Трехдольный музыкальный размер, четкий ритм и подвижный темп словно заставляют быстрее двигаться.

В танце есть 2 основных движения — подскок со скольжением и «голубец». Первое считается основным. Оба партнера по очереди подскакивают и скользят по полу вперед. А кавалеры исполняют «голубец». Так называется невысокий прыжок, при котором в воздухе ударяют ногами, пристукивая каблуками. Офицеры во время танца звенели шпорами.

Дамы переходили на плавный, скользящий бег. А кавалеры преклоняли перед ними одно колено и предлагали руку, чтобы партнерша могла грациозно оббежать вокруг мужчины. Во время любого движения танцоры сохраняют гордую осанку, отклоняя корпус назад. При этом они держат голову приподнятой. Руками нужно двигать смело, но изящно.

Мазурка чаще всего завершала первую часть бала, после нее подавали ужин. А также ее танцевали последней, перед отъездом гостей. Хореография довольно интересная, ведь пары могли составлять любые фигуры — линии, кресты, цепочки, круги. Танцоры расходились, менялись партнерами, даже разговаривали во время движений. Такая свобода была далеко не у каждой пляски при дворах.

Основные виды

Мазурка — это парный танец, в котором кавалер играет роль ведущего. Он обращается со своей дамой вежливо, во время движений немного выставляет ее впереди себя. Лидер в паре — мужчина, он и задает темп, первым выполняет па и меняет фигуры. Свою партнершу он гордо демонстрирует залу, возвеличивает ее красоту и изящность.

В основу танца легло 3 вида хореографии:

  • мазур;
  • куявяк;
  • оберек.

Все эти варианты зародились в Польше, а мазурка взяла от каждого понемногу. В первом проявляются народные черты — гордость, честность, открытость. Они отражаются в каждом движении, фигурах, осанке танцоров. Куявяк больше похож на вальс. Это медленный танец, который исполняют под проникновенную лирическую музыку. В Польше его называют «воспоминанием» или «мечтой». А оберек — это быстрая хореография, передающая задорный характер и страсть партнеров.

У мазурки контрастный характер, часто веселые ноты переходят в драматургию и наоборот. Исполнять ее могут партнеры с горячим и гордым нравом. Более нежным и романтичным натурам такая хореография тоже понравится, она поможет им раскрыть внутреннюю силу

Важно показать все детали танца — характер польского народа и его способность веселиться, сохраняя достоинство.

Распространение[]

В концеXV — началеXVI вековходзоный начал распространяться и в среде мелкойшляхты. Однако в замкимагнатовполонез проник только к концу в XVI века, где превратился в пышный дворцовый танец.

В1573 годупольскимкоролёмбыл избранГенрих Валуа(будущийфранцузскийкороль Генрих III). Вероятно, к этому времени относится и первое знакомствоЗападной Европыс полонезом. Французскиебалетмейстерынесколько переработали ходзоный, приспособив для придворных торжеств, в результате чего при дворе польских королей он стал элементом придворного церемониала, своеобразным парадом шляхты передмонархом.

ВXVII векеполонез стал популярным во всейЕвропеи получил своё нынешнее название. Незамысловатый народный танец «ходзоный» приобрёл звучное имя «полонез», сделался более сложным и замысловатым, стал танцем привилегированных классов.

Название

Народный полонез был известен под разными названиями, в основном отражающими его торжественный, праздничный характер, неспешность и плавность движений. Эти названия можно условно разделить на следующие группы:

  • Название подчёркивает особенности танца:
    • ходзоный (польск. chodzony) — дословно «ходимый», «вышагиваемый»;
    • пеший (польск. pieszy);
    • генсий (польск. gęsi) — дословно «гусиный» (то есть танцуемый друг за другом, гуськом).
  • Название отражает торжественность танца:
    • велький (польск. wielki) — дословно «большой», «великий»;
    • стародавный (польск. starodawny) — дословно «стародавний», «традиционный»;
    • старосветский (польск. staroświecki);
    • окронглый (польск. okrągły) — дословно «округлый», «плавный»;
  • Название отражает темп танца:
    • вольный (польск. wolny) — дословно «медленный»;
    • повольный (польск. powolny) — дословно «медленный»;
    • поволей (польск. powolej) — «медленным ».
  • Иногда полонез танцевали с хмелем, свечой и другими предметами в руках. В зависимости от них, бытовали следующие названия этого танца:
    • хмелёвый (польск. chmielowy) — то есть танец с хмелем;
    • ходзоный зе свецон (польск. chodzony ze świecą) — дословно «пеший со свечой».

До сих пор в Польше танцуют свадебный полонез с кружками пива или со свечами, а то и с факелами.

Часто полонез называли также «польским танцем» (польск. taniec polski) или просто «польским».