Симон ушаков: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Оглавление

«Писал Симон Ушаков, государев иконописец»

Симон Ушаков был человеком своего времени, отразившим в своих произведениях важнейшие исторические и культурные процессы XVII столетия. С другой стороны, именно в творчестве Ушакова, благодаря его индивидуальным художественным поискам, возник и утвердился в 60-70-е годы XVII столетия новый стиль русского иконописания, который усвоили сначала мастера Оружейной палаты и столичные художники, а вслед за ними, уже в конце XVII столетия – практически все русские иконописцы в большинстве существовавших тогда художественных центров.

Очень важно, что в отличие от великих предшественников мастера, таких как Дионисий или Андрей Рублев, сведения о жизни и творчестве Ушакова достаточно широко представлены в документах эпохи. Мы привыкли к тому, что биографию средневекового художника можно реконструировать только в общих чертах, по кратким летописным или житийным упоминаниям, а об авторстве его работ можно судить только по косвенным свидетельствам или по стилю

Кроме того, мы почти никогда не знаем, какова была мера личного участия того или иного иконописца в том или ином художественном проекте, какие обязанности выполнял руководитель художественной артели, какая часть работы доставалась именно ему.

Между тем, официальное придворное делопроизводство XVII столетия фиксировало каждый шаг «государевых людей», к числу которых принадлежал «государев иконописец» Симон Ушаков. В распоряжении исследователей имеется огромный архив Оружейной палаты, из которого можно получить множество сведений о том, в какие годы и над чем работал художник, куда он ездил и чем занимался. Кстати, некоторые из этих документов выглядят до смешного по-современному: ведомость выдачи расходных материалов или ведомости о выдаче зарплаты

И конечно, есть еще одно важное обстоятельство, которое делает для нас образ Ушакова более определенным, чем образы его великих предшественников, – подписи и даты на исполненных им иконах: «Писал Симон Ушаков, государев иконописец, в таком-то году»

Всего известно около 50-ти подписных и датированных работ Симона Ушакова, и почти 40 из них находятся на выставке. Кроме того, на выставке представлены некоторые работы, которые приписываются Ушакову на основании поздних надписей или по стилистическим признакам, а также довольно большое количество работ его учеников.

Творческая биография Ушакова прослеживается по документам с 1648 года, когда ему было всего 22 года. Именно тогда Ушаков написал прошение о своем производстве в государевы иконописцы. Причем он указал в прошении, что еще до этого времени уже работал «безпрестанно у… царского дела», видимо, привлекаясь к каким-то отдельным художественным проектам. Судя по другим документам, это прошение было удовлетворено, однако жалованным иконописцем Ушаков так и не стал. Вероятно, для художника нашли другую работу – он был произведен в знаменщики Серебряной палаты, где в его обязанности входило изготовление подготовительных рисунков для церковной утвари и других произведений декоративно-прикладного искусства. Кроме того, он работал в Царицыной мастерской палате, исполняя рисунки для шитья, украшал царские палаты, гравировал, рисовал карты и планы.

О русском иконописце xvii века симоне ушакове

Троица Ветхозаветная. 1671 г. Государственный Русский музей

Поэтому «Насаждение древа государства Российского» – уникальная икона, по всей видимости, имевшая государственную и политическую актуальность, отображавшая единую историю Руси и Русской Православной Церкви.

«Ветхозаветная Троица» Симона Ушакова (1671 г., Государственный Русский музей) – один из лучших образов, созданных иконописцем. В целом она следует композиционно-иконографическому решению «Троицы» Андрея Рублева.

Обе иконы – монументальные, лишь незначительно отличающиеся друг от друга по размеру. Оба художника изображают трех Ангелов за трапезой, без предстояния Авраама и Сары, служивших Им.

Ангел, сидящий по центру, не имеет крестчатого нимба, то есть Второе лицо Святой Троицы не выделяется. Рисунок складок одежд Ангелов на иконах совпадает.

В ушаковской «Троице» нет барочного изобилия, пышности или дробности, как, например, в иконе на тот же сюжет, написанной другим иконописцем Оружейной палаты Яковом Казанцом (1659 г., из церкви Троицы в Никитниках).

Изображение таких деталей, как стоящие за трапезой блюда и сосуд на переднем плане, у подножия Ангелов, не имеет какой-либо повествовательной задачи.

Архитектурный фон – строго классический, он не разрушает молитвенный характер образа, не сообщает пространству иконы никакой динамики: параллельная перспектива есть, но движения взгляда вглубь нет.

Сочетание объемных форм переднего плана и плоскостности и графичности изобразительной поверхности в целом создают незаурядное произведение и раскрывают необычайное мастерство иконописца, сумевшего создать икону Троицы как глубоко традиционный и в то же время отражающий свою эпоху образ.

Икона «Архангел Михаил, попирающий дьявола» (1676 г., Государственная Третьяковская галерея) – еще одно выдающееся произведение кисти Ушакова.

Кажется, что масштабная торжественная фигура грозного ангела статична, однако при этом в иконе много движения: ангел поднимает вверх руку с огненным мечом, мощные крылья широко распростерты, развевается плащ.

Слева у ног архангела – маленькая фигурка человека в скромной одежде, с молитвенно сложенными на груди руками. Возможно, это изображение заказчика иконы. Некогда существовала точка зрения, что это – автопортрет художника.

Целью художника было не слепое копирование древних образов и не бессмысленное подражание европейской живописи, а попытка обновить русскую живопись, которая не могла оставаться неизменной ввиду новых исторических условий.

При этом икона не должна была превращаться в картину, иллюстрацию, но должна была оставаться истинным православным моленным образом, возводившим к Первообразу.

Начало пути

Его биография началась в1626 году в Москве.  Яркий представитель завершающего периода искусства Московской Руси немало сделал для развития живописи.

С момента возведения Кремля начался новый период в отечественной культуре. К изображению предметов подхоили в новаторскими приемами. Для русской архитектуры и живописи того времени характерны подходы различных школ, итальянской в том числе.  Благодаря новым веяниям все виды творчества обрели большую декоративность, яркость красок и пластичность образов.

Главным представителем переходного к новому периода стал Ушаков. Мастерству живописи Симона обучали с ранних лет.  Ни после него, ни до него на престижную должность знаменщика не принимали никого в возрасте 22 лет. Есть версии о посадском происхождении семьи художника. Однако подписи на его работах говорят о том, что автор – московский дворянин. Этот титул получен позднее как знак особого отличия.

По мнению одного из исследователей творчества Симона, дворянином мастер мог быть потомственным, потому сумел овладеть ремеслом, а после получения образования занять государственный пост с жалованием. В должностные обязанности входила создание эскизов для церковной утвари из драгоценных металлов и эмали. Кроме росписи знамен, Ушакову вменялось также разрабатывание рисунков и мотивов для вышивки.

Ушаков Симон Федорович (1626-1686)

С именем С. Ф. Ушакова в истории
древнерусской иконописи
принято связывать представление о последнем
периоде искусства Московской Руси.

И его творчество, и сама его
личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во
второй половине XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового
мировоззрения приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке
иконописного образа.

Особенно отчетливо эти новшества выразились в
деятельности мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Возникшая
при государевом дворе еще в начале XVII в. как хранилище оружия, она
уже в середине столетия превращается в большую художественную
мастерскую, куда стягиваются лучшие иконописцы из разных городов
Руси, где рядом с ними работают приглашенные иноземные мастера.
Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи храмов и
жилых помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных
бытовых предметов.

В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков. Его работоспособность и энергия поразительны. Он
расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты,
делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам
гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода,
Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря.
Ушаков возглавляет
иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и
последователей, среди которых особую известность получили Тихон
Филатьев и Кирилл Уланов. Вслед за учителем они пытаются найти новые
формы для создания иконописного образа.

Свой новый взгляд на задачи
иконописи Ушаков формулирует в написанном им не позднее 1667 г.
«Слове к люботщательному иконного писания», где восхищается
свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий
мир, и желает уподобить ему живописный образ. Следуя этому
стремлению, он пытается с помощью многослойных плавей (мелких, едва
заметных мазков, дающих плавный переход одного тона в другой)
применять светотеневую моделировку в трактовке ликов.

Он часто пишет
изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое умение мягко
моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка,
припухлость губ. В иконе «Богоматерь Владимирская (Древо Московского
государства)», написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея
Михайловича, пытаясь передать его портретные черты.

Известно, что
Ушаков писал парсуны. В изображении интерьера или пейзажа на иконах
он иногда использует принципы линейной перспективы. В качестве
образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской
гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы «Троица» (1671) он
повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского
живописца XVI в. Паоло Веронезе «Пир у Симона-фарисея». Что же
касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остается в
рамках средневековых представлений. (Двойственный характер, присущий
его искусству, находит аналогии в творчестве позднегреческих
иконописцев — таких, например, как Эммануил Тзанес.)

В отличие от
иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения,
сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся
документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в
Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. — жалованным изографом
Оружейной палаты. Сведения о «роде иконописца Симона Федорова сына
Ушакова» содержатся в рукописном синодике московской церкви
Грузинской
Богоматери.

Из дошедшего до наших дней его наследия
наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в ГТГ и ГРМ. Среди них —
повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери
Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской
(оба 1668) и др. Известны также его гравюры на меди — «Отечество»,
«Семь смертных грехов»; гравюры к «Житию Варлаама и Иоасафа», к
«Псалтыри Симеона Полоцкого».

Знаковые труды

Ученый разработал и внедрил многоаспектную и весомую систему помет в плане стилистики. Его авторству принадлежат распространенные теперь «разг.», «офиц.» и тому подобное. Александр Реформатский, коллега исследователя, вспоминал, что очень ценил Дмитрий Николаевич живое общение с людьми.

Он взаимодействовал со студентами, учителями, врачами, актерами. Своих коллег знаменитый языковед учил не отгораживаться от окружающей их повседневности, а заниматься просветительской деятельностью.

В начале 1936 Дмитрий Николаевич получил докторскую степень в области лингвистических наук. Через три года он стал членом-корреспондентом Академии Наук СССР.

Признанный специалист по правильности произношения, Ушаков на протяжении многих лет консультировал Радиокомитет страны. За советами к известному ученому обращались даже известнейшие актеры Василий Качалов и Евдокия Турчанинова.

Призвание

Несмотря на высокую загруженность Симон успевал писать образа, становясь известным иконописцем. Он расписывал стены храмов, выполнял на ружьях красивые насечки, искусно изготавливал карты.

Не ускользнули от внимания начальства поразительное трудолюбие и мастерство Симона. В 1644 парня перевели в Оружейную палату. Там он занял должность жалованного изографа. По мере совершенствования таланта Ушаков возглавил московских иконописцев.

Первой работой мастера в 1652 стал знаменитый образ Владимирской Божьей Матери. Пятью годами позже появился первый Спас нерукотворный авторства живописца.

Известность образу принесло нарушение привычных канонов письма. В работе заметна реалистичность черт, объемность и тщательность выписывания. Несмотря на присутствие ресниц, блеска в глазах, имитации слез, то есть новаторства, церковь приняла икону.

Всего написано несколько образов, однако первый признан программным. В поисках максимальной приближенности к убрусу с оставленным на нем ликом Христа, Ушаков постоянно совершенствовал работы. Он изменял черты, убирал либо добавлял надписи. И сам мастер, и его ученики стали первыми, равнявшимися на западных живописцев. В изображаемые лики вносились человеческие черты. Этот прием не использовался в старой иконописи.

(1626–1686)

Основные данные Иконы Гравюры Литература Ссылки  
  • Филимонов 1873.
    Филимонов Г. Симон Ушаков и современная ему эпоха Русской Иконописи // Сборник на 1873 год, изданный Обществом древне-русского искусства при Московском публичном музее. — М., 1873. — С. 3–104 (1-я паг.).
  • Успенский А. И. 1901/4.
    Успенский А. И. Пять вновь открытых икон кисти Симона Ушакова. — М.: изд. при Церк.-археол. отд. Об-ва любителей духовного просвещения, 1901.
  • Леонов 1945.
    Леонов А. Симон Ушаков: русский художник XVII века: 1626–1686. — М.—Л.: Искусство, 1945.
  • Ананьева 1971.
    Ананьева Т. А. Симон Ушаков = Simon Ushakov : . — Л.: Аврора, 1971.
  • Чубинская 1985.
    Чубинская В. Г. Икона Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская», «Древо Московского государства», «Похвала Богоматери Владимирской». (Опыт историко-культурной интерпретации) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 38: Взаимодействие древнерусской литературы и изобразительного искусства. — Л.: Наука, 1985. — С. 290–308.
  • Балакин 1989.
    Балакин П. П. Икона «Макарий Желтоводский» Симона Ушакова // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1988. — М.: Наука, 1989. — С. 246–253.
  • Брюсова 1991.
    Брюсова В. Г. Симон Ушаков и его время // Русская художественная культура XVII века: / Музеи Московского Кремля. — М., 1991. — С. 9–19.
  • Бусева-Давыдова 1991.
    Бусева-Давыдова И. Л. Пространственные построения в работах Симона Ушакова // Русская художественная культура XVII века: / Музеи Московского Кремля. — М., 1991. — С. 20–31.
  • Данченко, Красилин 1994.
    Данченко Е. А., Красилин М. М. Материалы к словарю иконописцев XVII–XX веков (по данным обследований церковных и других коллекций 1973–1993 гг.). — М., 1994. — № 154, стр. 34, ил. на обл.
  • Сукина 1994.
    Сукина Л. Б. К биографии Симона Ушакова // Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология. Ежегодник 1993. — М.: Наука, 1994. — С. 152–154.
  • Словарь русских иконописцев 2003.
    Словарь русских иконописцев XI-XVII веков. — М.: Индрик, 2003. — Стр. 684-707.
  • Быкова М. А. 2008.
    Быкова М. А. Две иконы царского изографа Симона Ушакова в собрании музея-заповедника // Материалы исследований. Вып. 14. Научно-практическая конференция (18–19 декабря 2007 г.). — Владимир, 2008. — С. 121–130.
  • Липатова 2011/2.
    Липатова С. Н. Государев иконописец // Нескучный сад. — 2011. — № 3. — С. 79–82.
  • Липатова 2012.
    Липатова С. Н. Проблемы изучения наследия Симона Ушакова: историографический обзор // XVI научные чтения памяти Ирины Петровны Болотцевой (1944–1995): Сб. статей. — Ярославль, 2012. — С. 29–42.
  • Копировский 2015/1-07.
    Копировский А. М. Сочетаются ли новизна и верность Преданию? Иконы Симона Ушакова // Копировский А. М. Введение во храм: Очерки по церковному искусству. — М.: Культурно-просветительский фонд «Преображение», 2015. — С. 153–168.
  • Саенкова, Свердлова 2015.
    Саенкова Е. М., Свердлова С. В. Симон Ушаков. Древо государства Московского (Похвала иконе «Богоматерь Владимирская»). — М., 2015.
  • Симон Ушаков 2015.
    Симон Ушаков — царский изограф: . — М., 2015.
  • Западалова 2017/2.
    Западалова П. В. Икона «Спас Вседержитель» Симона Ушакова 1662/1663 гг. и некоторые вопросы становления живоподобного стиля // Seminarium Bulkinianum IV: К 80-летию со дня рождения Валентина Александровича Булкина: . — СПб.: Каламос, 2017. — С. 314–327.
  • Муравьева 2018.
    Муравьева Т. В. Московский изограф Симон Ушаков. — М.: Кучково поле, 2018.
  • Комашко 2020.
    Комашко Н. И. Икона Симона Ушакова «Спас Нерукотворный» 1672 года с виршами // Труды Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. XVII: Сборник научных статей. — М., 2020. — С. 216–224.

«Царский жалованный иконописец»


Симон Ушаков. Богоматерь Владимирская (фрагмент). 1652. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Симон Ушаков. Спас-Великий Архиерей (фрагмент). 1657−1658. Государственный исторический музей, Москва


Симон Ушаков. Голгофский крест (фрагмент). 1652. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Симон Ушаков один из немногих русских иконописцев XVII века, чью биографию можно узнать по реальным историческим документам. Родился Симон Ушаков в 1626 году в Москве. Из синодика — специального церковного списка умерших — известны имена его родителей, жены и детей. Мать художника звали Марией, а супругу — Февронией. У Ушакова было двое детей: дочь Евфимия и сын Петр. Известно, что он происходил из московских дворян, а среди родственников будущего иконописца были представители духовенства.

Ушаков начал учиться рисованию еще в детстве и рано стал известен. Уже в 1648 году, в 22 года, ему присвоили звание «царского жалованного иконописца», на которое обычно претендовали опытные мастера, исполнители государственных заказов. Симон Ушаков работал в Серебряной и Золотой палатах при Оружейном приказе «знаменщиком» — создавал рисунки для серебряных и золотых изделий, церковной утвари, расписывал знамена и полотна, чертил планы и карты.

В 1652 году Симон Ушаков создал икону Владимирской Божией Матери для московской церкви Архангела Михаила в Овчинниках («Богоматерь Владимирская»). Это самая ранняя из сохранившихся работ мастера. Она написана с соблюдением существовавших тогда иконописных канонов. Во время работы над произведением художник использовал в качестве образца другую икону с аналогичным сюжетом, на обратной стороне Ушаков подписал: «Лета 7160 году списана сия икона с самыя чудотворныя иконы Пресвятыя Богородицы Владимирския и мерой, а писал государев иконописец Симон Федоров…».

К концу 1650-х годов Ушаков был уже известным живописцем — его работы заметил царь Алексей Михайлович. Он пригласил иконописца расписывать кремлевский дворец. Тогда же Ушаков создал парсуну царя — светский портрет в XVII веке. Не оставлял художник и церковной живописи: в 1657 году он написал икону «Архиерей Великий». Художник рискнул отойти от привычных канонов иконописи и изобразил Христа живым человеком. Художник Игорь Грабарь написал об «Архиерее Великом»: «В этом вялом, усталом облике нет ничего поднимающегося над землей, нет и намека на тот вдохновенный полет ввысь, в нездешние края, которым так сильно искусство древнего Новгорода».

Биографические данные

Симон Ушаков — это один из немногих деятелей культуры XVII века, биографию которого можно установить по сохранившимся документам. Достоверно известно, что родился он в 1626 году в столице — Москве. При рождении мальчика назвали Пименом. Это доказывает характерная подпись художника — «Государев иконописец и дворянин московский грешный Пимин, по прозванию Симон Ушаков».

Детство и юность

Точных данных о том, кем были родители Пимена, нет. Но можно предположить, что они были довольно обеспеченными посадскими людьми. С раннего детства мальчик занимался рисованием, но об имени его учителя нет никакой достоверной информации. Стоит думать, что им был один из лучших московских живописцев. Это доказывает то, что уже в 22 года он получил жалованный царем статус мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе.

Основные направления деятельности


Тайная Вечеря 1685 г. Профессия обязывала художника зарисовывать ценные предметы обихода, находящиеся в царском дворце, расписывать воинские знамена и создавать новые задумки для узоров, вышивок. Также он чертил карты и планы разных территорий, руководил проведением художественных работ во дворцах, храмах. Все обязанности, которые легли на плечи мастера с началом государевой службы, позволили ему тесно познакомиться с культурой и традицией живописи своего времени.

Параллельно с этим Ушаков занимался иконописью. Именно иконопись и прославила мастера. Его работы можно было увидеть во всех главных церквях того исторического периода. Влияние и узнаваемость Симона Федоровича только выросли, когда в 1664 году его перевели в Оружейную палату. Тогда он стал руководить остальными царскими мастерами, лично реставрировать важные религиозные объекты.

Стоит отметить, что талант Ушакова открывался и в других искусствах, к примеру, в публицистике. Масштабное сочинение «Слово к люботщательному иконного писания» — это его реакция на первый отечественный теоретический трактат об искусстве Иосифа Владимирова. Значительная часть текста посвящена основной сфере интересов Симона Федоровича — иконам. Он довольно экспрессивно рассуждает о хуле священных изображений и об их восприятии человеком в целом.

Школа иконописцев

Растущее влияние при дворе позволило Симону Ушакову открыть свою школу иконописцев. Для того времени это было большим и смелым шагом: учеников он отбирал лично, предпочитая талантливых родовитым. Школа находилась под патронажем Алексея Михайловича Романова — царя, при правлении которого и творил иконописец. Лояльными к ней были и его потомки, царевич Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна, в дальнейшем получившие власть.

Последние годы

В последние годы Симон Ушаков выполнял конкретные дворцовые поручения — основная работа ложилась на плечи его учеников, сам мастер занимался только наиболее важными заказами. Он скончался 25 июня 1686 года в Москве. По меркам XVII столетия Симон Федорович прожил довольно долгую и насыщенную жизнь. А наследие его — как материальное, так и идейное — значимо для любителей культуры восточного христианства по сей день.

Работы

  • 1652, 1676 – «Богоматерь Владимирская»
  • 1658 – «Христос – Великий Архиерей»
  • 1658, 1676 – «Казанская икона Богоматери»
  • 1660 – «Владимирская икона Богоматери с избранными святыми»
  • 1661, 1670-е, 1673, 1677, 1678 – «Спас Нерукотворный»
  • 1663 – «Богоматерь Владимирская «Насаждение древа…»
  • 1668, 1686 – «Христос Эммануил»
  • 1668, 1675 – «Богоматерь Киккская»
  • 1668 – «Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа Государства Российского»)
  • 1670 – «Икона Богоматери «Живоносный источник»
  • 1671 – «Троица Живоначальная»
  • 1673 – «Благовещение»
  • 1674 – «Святитель Николай Чудотворец»
  • 1677 – «Муромская икона Богоматери»
  • 1685 – «Тайная вечеря»

Как дворянин стал иконописцем

Одним из важных заказчиков Ушакова был святитель Иларион Суздальский, основатель Успенской пустыни. Он был родственником Симона Ушакова, о чем сообщает его житие. И именно из жития мы узнаем о том, что митрополитом Ушакову были заказаны четыре иконы: «Спас на престоле», «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Киккская» и большое храмовое «Успение», исполненное в 1663 году.

С иконой Успения связано замечательное предание, также изложенное в житии Илариона Суздальского. Когда происходила смена деревянного храма на каменный, Иларион задумался, сохранять ли прежнее престолоосвящение, и тогда ему во сне явилась Богоматерь в том образе, как Она была написана на ушаковской иконе. Илларион понял, что престолоосвящение надо сохранить, новый каменный храм был также посвящен Успению Богородицы.

О том, что митрополит Иларион играл важную роль в жизни Ушакова, свидетельствуют и другие факты жития. В частности, известно, что в доме Ушакова в Китай-городе останавливался и сам Иларион, и монахи его обители. И житие рассказывает, что когда монахи, гостившие в доме Ушакова, стояли на молитве, над домом поднялся столп света и пламени. Он был настолько велик, что прибежали сторожа от Спасской башни, испугавшись, что в Китай-городе начался пожар.

Эти эпизоды показывают, насколько тесно Ушаков был связан с духовной средой, и, возможно, именно эта связь с малолетства предопределила его судьбу. Ушаков происходил из дворянской семьи, а для московского дворянина в ту пору выбор художественного поприща был несколько неожиданным. Скорее всего, причиной такого выбора были не только таланты молодого человека, но и внутренние духовные мотивы.

Симон Ушаков с учениками Егором и Иваном. Успение Богоматери. 1663Дерево, темпера. 146?120. Третьяковская галерея

Новаторство

Старообрядцы жестко критиковали представителей ушаковской школы. Нерукотворный Спас, написанный для Троицкого собора, разительно отличается от старообрядческих ликов. Жесткие каноны диктовали манеру письма, далекую от реальности. От красочных и светлых работ Симона они заметно отличались.

Впервые в творчестве одного живописца сошлись древнерусское и новое искусство. Впервые мастер задействовал «фряжское», западное искусство, перспективу, сюжет.

Свои представления о современном ему живописном ремесле, Ушаков описал в книге «Слово к любознательному иконного писания», вышедшей в 1666. В своем сочинении автор высказывался более прогрессивно, чем реализовался в живописи. В принципе зеркала рассказывалось о стремлении к точности изображения. В предлагаемой новаторской методике письма применялись мельчайшие чуть различимые мазки, скрадывающие цветовой переход. «Плави» были многослойными.

С их помощью формировался близкий к реальному оттенок кожи, придавалась округлость подбородку, подчеркивалась пухлость губ, тщательно прорисовывались глаза. За внедрения Ушаков получил прозвище российского Рафаэля. Первый выполненный мастером портрет, парсуна, демонстрировал новое в искусстве.

Значение в истории русской иконописи

Христос — Великий Архиерей 1658 г. Работы Симона Федоровича Ушакова противоречивы. С одной стороны, он усиленно старался сохранить византийскую традицию иконописи. С другой же, он довольно смело привлекал новые тенденции, которые заимствовал и формировал на основе тех, что приходили из западноевропейских государств.

Легче всего осознать контрастность действий Ушакова через конкретные примеры. С одной стороны, он использовал намоленные в России первообразы религии. С другой, он позволял себе писать их не по канонам, а с помощью образов из реальной жизни. Так, считается, что на иконе 1676 года «Архангел Михаил, попирающий дьявола» он изобразил самого себя. Несмотря на то, что с себя Ушаков писал всего лишь человека, это немыслимо для иконописи XVII века.

Другая уникальность работ Симона Ушакова в том, что он стал использовать светотень. Еще совершенно неестественная, она стала впервые появляться на его иконах. Раньше экспозиция была совершенно другой — все как бы двигалось в противоположную сторону, показывая зрителю, что действие происходит в альтернативном мире, мире святых и Иисуса.

Ушаков отказался от этой идеи, как и его многочисленные московские ученики. С помощью своей игры со светом, который исходит не от самих ликов и фигур, а как бы извне, он стал сближать зрителя и высшие силы. Именно это сближение считается одной из главных заслуг художника.

Портреты

Живописцем создавались многие портреты московской знати. Даже знаменитейшая икона «Древо государства Московского», известная еще как «Восхваление Богоматери Владимирской» или ««Богоматерь Владимирская», может быть отнесена к портретным работам. На необычной работе с фотографической точностью воспроизведен Успенский собор.

Само произведение являет собой целую эпоху в истории. Древо государства сажают Иван Калита и митрополит Московский Петр. На ветвях находятся медальоны-портреты царей, святых. Присутствуют также патриархи и митрополиты как столпы православия. Не сохранилось, к сожалению, ни одного из заказываемых мастеру портретов царя Алексея Михайловича.

В связи с этим возрастает интерес к иконе-парсуне. Автор придал ей максимальное сходство с оригиналом. Он изобразил царскую семью на фоне Кремля. Атрибуты власти правителю передают ангелы. В центре –  Лик Владимирской Божьей Матери с младенцем Иисусом на руках. Как и другие работы, эта подписана.

Ушаков создал фрески на стенах Кремлевских палат, расписал Архангельский и Успенский оборы. По эскизам художника чеканились монеты. Известны его творения Голгофский Крест, Казанская Божья Матерь, Благовещение, Христос Эммануил. Особого упоминания заслуживает «Троица». Ее мастер создал в 1671.

Композиционно работа напоминает рублевскую. Полотно изобилует тщательно вписанными бытовыми предметами. Ушакову они всегда были интересны. Занимался художник также реставрацией.  Его «Троицу» эксперты называют переходной ступенью к чистому изобразительному искусству. Благодаря привычке изображения заднего фона Симона считают еще и талантливым графиком.

В числе многочисленных талантов преподавательский дар. Ушаков создал «Алфавит художеств», пособие для учеников. После мастера осталась великолепная художественная школа.  Из жизни он ушел 25 июня 1686 года.

Работы Ушакова

Симон Ушаков был чрезвычайно плодовитым художником и иконописцем. До наших дней сохранилось достаточно много его произведений. Однако большинство из них были, к сожалению, испорчены более поздними реставрациями и записями потомков.

Лучше остальных на сегодняшний день сохранились икона Благовещения, Владимирской Богоматери, святого Феодора Стратилата, Сошествия святого духа и, конечно, Спаса Нерукотворного.

Эти работы иконописца доказывают тот факт, что он был чрезвычайно развитым для своего времени человеком, талантливым живописцем, который в полной мере обладал всеми техниками, известными на тот момент.

Ушаков принципиально отказывался писать иконы по древним образцам, как было принято в то время. Он активно впитывал в себя нюансы западного искусства, которые в XVII веке все активнее проникали на территорию Руси.

Ушаков, соблюдая традиции древнерусской иконописной школы, при этом не боялся экспериментировать. Он изобретал новые композиции, учился на лучших образцах западной культуры, стремился придать фигурам на своих иконах движение и индивидуальность.

Спас Нерукотворный и поиски «живоподобия»

Для разговора об Ушакове как реформаторе необходимо обратиться к одному из самых излюбленных сюжетов его творчества – образу Спаса Нерукотворного, который художник неоднократно повторял в разные периоды своей творческой биографии.

Самая ранняя икона Спаса Нерукотворного, исполненная Ушаковым, происходит из московской церкви Троицы в Никитниках и раньше датировалась 1658 годом. Но именно к выставке была произведена полная реставрация иконы, она была освобождена от записей XVIII и XIX века, и мы получили возможность увидеть почти полностью сохранившуюся оригинальную ушаковскую живопись. Кроме того, реставраторам удалось по фрагментам золотых букв и их отлипам на олифе реконструировать первоначальную надпись и установить правильную дату – 1661 год.

Почему именно образ Спаса Нерукотворного так привлекал внимание художника, и почему именно на нем на протяжении десятилетий он отрабатывал свои новые художественные приемы? Чтобы это понять, нам нужно обратиться, прежде всего, к эстетическим трактатам как самого Ушакова, так и его друга, ярославского художника Иосифа Владимирова (этот оригинальный жанр – одна из новых особенностей художественной культуры XVII столетия). Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций

По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя

Главный пафос пространного сочинения Иосифа Владимирова состоит в борьбе с уклонением от древних традиций. По мнению художника, его предшественники допустили очень много ошибок, исказив первоначальное свидетельство, которое сохраняли древние произведения, и именно к этому свидетельству и должны вернуться иконописцы. Он приводит конкретные примеры, спрашивая современников, почему, например, сегодня мученики изображаются с темными ликами, если они были юны и прекрасны, или почему на иконах не воспроизводится идеальная и совершенная внешность Христа и Богоматери, известная по библейским свидетельствам и более поздним преданиям. Эти вопросы позволяют понять интерес Ушакова к Нерукотворному образу, ведь именно он запечатлел живые, подлинные черты Спасителя.

Отсюда, от поиска этой живости и подлинности, и происходит само понятие «живоподобия», которым Ушаков и Владимиров оперировали как в своих теоретических сочинениях, так и на практике, в своих иконах.

Что такое живоподобие? Прежде всего, это не натурализм в европейском смысле этого слова, не работа с натурой. Живоподобие – это воспроизведение живого, подлинного свидетельства о священных лицах и событиях как главная задача иконописания

Для Ушакова было важно уточнить это свидетельство, скорректировать его, сделать более убедительным. И поэтому образ Нерукотворного Спаса для Симона Ушакова – вечный вызов и вечный поиск

Он ищет как можно более точные и адекватные, подлинные, живые черты Христа. И этот настойчивый поиск, конечно, опровергает все традиционные предубеждения о секуляризации русской культуры в XVII столетии.

Симон Ушаков. Спас Нерукотворный. 1678Дерево, темпера. 53?42. Третьяковская галерея