Грузинская православная церковь: история и особенности, отличие от русской православной церкви

Вероисповедание


Грузия стала православной страной в далеком 337 году

Грузины очень набожны, некоторые религиозные праздники имеют статус национальных.

Справка! На великие православные праздники распространена практика помилования заключенных.

Сколько раз страна меняла веру?

Выгодное географическое положение, богатство и красота природы Грузии привлекали многих завоевателей. Она подвергалась нападениям со стороны:

  • арабов;
  • персов;
  • османов;
  • монголов.

На протяжении многих веков страна вела кровопролитные войны с исламом.

В восьмом веке арабы во главе с беспощадным Мурваном напали на Грузию, подчинили множество земель и раздробили страну, что привело к исламизации некоторых территорий.


В десятом столетии в ряде мест Грузии был насажден ислам

Грузия самоотверженно защищала свою веру. Согласно летописи, в 1226 году сразу 100 тысяч человек приняли мученическую смерть за отказ пройтись по иконам, положенным на мост по приказу персидского шаха Хорезмшаха Джалалетдина.

Официально Грузия меняла свою религию лишь единожды, в четвертом веке, когда отказалась от язычества и приняла православие.

ислам

Мечеть в Тбилиси

Ботаническая улица и суннитская мечеть в Тбилиси. Середина 1880 г.

Ислам в Грузии был введен в 645 г. н.э. во время правления третьего халифа ислама , Усман . В этот период Тбилиси ( аль-Тефелис ) превратился в центр торговли между исламским миром и северной Европой . История ислама продолжалась в Грузии на протяжении конца 14 и начала 15 веков с вторжениями Тимура в Грузию, а в течение 16 и начала 19 веков иранцы ( Сефевиды , Афшариды , Каджары ) и османы контролировали влияние в регионе до его аннексии Россией в 1801 году. В 1703 году правителем Картлийского царства стал Вахтанг VI и принял ислам. Среди других известных грузинских мусульман той эпохи — Давид XI Картлийский , Иессей Кахетинский и Симон II Картлийский .

Мусульмане составляют 9,9%, или 463 062 человека от населения Грузии. В Грузии есть две основные мусульманские группы. Этнические грузинские мусульмане являются суннитами- ханафитами и сосредоточены в Грузинской Автономной Республике, граничащей с Турцией . Этнические азербайджанские мусульмане — это преимущественно шииты Итна Ашария, они сосредоточены вдоль границы с Азербайджаном и Арменией .

Кафедральный Собор Святой Троицы

Кафедральный Собор Святой Троицы является крупнейшим православным собором в Грузии. Храм Цминда Самеба, построенный на Ильинской горе, является одним из крупнейших по величины в Закавказье.

Храм является символом христианства для страны и самым популярным туристическим местом в Тбилиси. Это памятник, построенный в стиле крестообразной архитектуры, смесь старой и современной архитектуры.

Строительство церкви началось в 1989 году и закончилось в 2004 году по благословению Католикоса-Патриарха всея Грузии. Строительство проекта связывается с именем Арчила Миндиашвили, который создал храм на основе совершенно новых, древних традиций и современных элементов. Архитектура собора сочетается с городским стилем, который также сочетает в себе современные и старые здания.

Троицкий собор охватывает две основные пространство: надземную и подземную ареал. В соборе Самеба вход доступна из 3 основных стороны: с юга, с запада и с востока.

Почти со всех возвышенных центральных частей Тбилиси открывается вид на Троицкий собор, который удивляет любого человека своей красотой, величием и архитектурой.

Церковь Метехи

Рекомендовать место

17

Метехи — скала на берегу реки Куры в историческом центре Тбилиси, один из первых районов городской застройки. Первоначально здесь располагался дворец, построенный основателем Тбилиси Вахтангом Горгасали. Само название «метехи» означает «вокруг дворца». Позже все строения здесь были уничтожены во время монгольского вторжения в 1235 году.

В конце тринадцатого века на скале была построена церковь. За время своего существования она не единожды разрушалась и восстанавливалась. Свой современный облик храм обрел в шестнадцатом веке. Церковь Метехи — классический пример грузинского средневекового храма. Квадратное в плане кирпичное здание облицовано камнем, фасады практически лишены украшений.

Рядом с церковью в семнадцатом веке была построена крепость, впоследствии ставшая тюрьмой. К сожалению в двадцатом веке крепость была уничтожена, а сама церковь при советской власти едва избежала гибели.

В церкви похоронена первая грузинская христианская мученица — святая Шушаника. Возле церкви установлен конный памятник Вахтангу Горгасали.

Какая вера у грузин: Грузинская Церковь после Крещения

Во время правления царя Вахтанга (начало V века) Грузинская Церковь получила автокефалию, став независимой от Византийской Церкви. В VI-VII веках Грузия подвергалась нападению персидских огнепоклонников. В XVI—XVIII веках страна в тяжелой и длительной борьбе с турками-османами, активно насаждавшими ислам, смогла отстоять свое христианство. Однако войны привели к оскудению веры и сокращению числа монастырей и церквей. Погибло более половины населения. 

В 1744 году были приняты церковные реформы (по аналогии с Никоновскими реформами в России). В этот сложный временной период государственные деятели и церковные иерархи искали поддержку и помощь у могущественной Российской Империи. Поэтому церковные реформы способствовали максимальному сближению двух православных стран.

Святая Нина привела всю Грузию к христианству и Богу

Родилась святая Нина в 280 году в Каппадокии. Говорили, что ее отец был родственником великомученика Георгия. А мать ее была сестрой самого Иерусалимского Патриарха. По преданию, святая Нина отправилась в Индию для того, чтобы найти Хитон Господень. В настоящее время Иверия находится на территории Грузии.

Большой вклад в религию во всей Грузии оставила святая Нина. Именно она привела ее к христианству

Однажды воспитательница Нины рассказала о том, что Хитон Господень был перенесен из Иерусалима в Мцхету. Но самая главная цель, которую возложила на нее сама Пресвятая Богородица — это было просвещение и вера. Вера — это первый удел Божией Матери.

Тогда Нина захотела отправиться в ту страну, где находился Хитон Господень, чтобы найти гробницу Сидонии. Гробница Сидонии находилась там, где был погребен Хитон Христа. Нина очень хотела приложиться к нему.

Также она очень сильно хотела посвятить себя проповеди евангелия всем жителям Грузии. В своих видениях Господь являлся к святыне и благословлял ее на этот подвиг. Пресвятая Матерь чудесным образом однажды вручила Нине крест из виноградной лозы. Как выглядит этот крест можно увидеть на фото ниже.

Крест из виноградной лозы, который по преданию был вручен святой Нине от Пресвятой Богородице. Фото: tamartour.ru

Также во времена святой Нины правил римский император Диоклетиан. Тогда же святая Нина и другие девушки христианки бежали. Когда они уже оказались на территории Армении, царь получил письмо от императора, в котором говорилось о беглянках. Также в этом письме говорилось об одной красивой девушке. Когда царь Армении узнал об этом, он решил завладеть ею. Но, он получил отказ,  за это он изрубил всех дев.

На удивление спаслась только одна святая Нина, и уже в одиночестве, она решила продолжить свой подвиг веры. Именно после этих событий царь Армении заболел тяжелым нервным недугом.

Основные направления религии

За долгие столетия своего распространения по территории страны, христианство видоизменялось и переосмысливалось. В результате работы мысли духовных отцов, церковь подразделилась на основные направления, которые исповедуют жители современной Грузии.

Православие

К Грузинской православной церкви принадлежит большинство населения Грузии.

Грузинская апостольская автокефальная православная церковь стоит в ряду с самыми древними церквями мира. Согласно религиозным легендам, Грузия — это апостольский удел самой Богородицы, а православная традиция сформировалась тернистым путем мученичества и гонений, которые претерпевала Грузия во времена военных вторжений мусульман.

Сегодня православная церковь в Грузии обладает рядом привилегий, в отличие от остальных течений христианства.

Армянская церковь

Апостольская церковь Армении имеет свою епархию и в Грузии, поскольку там проживает немало армян еще со времен их переселения туда царем Ираклием в конце 18 века. Несмотря на сложные взаимоотношения между представителями всех христианских течений, включая и акты вандализма по отношению к святыням, в Грузии по-прежнему насчитывается не менее шести храмов армянской церкви. Первые упоминания о появлении этой ветви христианства в Грузии относятся к 11 веку.

Католицизм

Первое взаимодействие Грузии с римско-католической церковью относится к 7 веку, когда начинали оформляться расхождения во взглядах на основные положения христианства у востока и запада. Те прихожане, которые избрали для себя путь запада — остались приверженцами католицизма и сегодня в Грузии насчитывается до 100 тыс. верующих, до 30-ти приходов и католических монастырей.

Протестантизм

Протестантизм проник в Грузию не так давно — в начале 19 в. Первыми носителями этой ветви христианства были заезжие немцы, от которых впоследствии начали откалываться секты, ставшие затем полноправными церквями — адвентисты, пятидесятники, баптисты, а уже в конце 20 века появились евангелисты, квакеры и новоапостольцы.

Сегодня в Грузии насчитываются сотни протестантов, подавляющее большинство из которых грузины.

Несмотря на внутриконфессиональные расхождения во взглядах на Священное Писание, все религиозные течения Грузии христианские. В связи с доминирующей ролью православия, грузины являются наиболее близкой нацией для россиян.

Церковь Метехи

Метехи — скала на берегу реки Куры в историческом центре Тбилиси, один из первых районов городской застройки. Первоначально здесь располагался дворец, построенный основателем Тбилиси Вахтангом Горгасали. Само название «метехи» означает «вокруг дворца». Позже все строения здесь были уничтожены во время монгольского вторжения в 1235 году.В конце тринадцатого века на скале была построена церковь. За время своего существования она не единожды разрушалась и восстанавливалась. Свой современный облик храм обрел в шестнадцатом веке. Церковь Метехи — классический пример грузинского средневекового храма. Квадратное в плане кирпичное здание облицовано камнем, фасады практически лишены украшений.Рядом с церковью в семнадцатом веке была построена крепость, впоследствии ставшая тюрьмой. К сожалению в двадцатом веке крепость была уничтожена, а сама церковь при советской власти едва избежала гибели.В церкви похоронена первая грузинская христианская мученица — святая Шушаника. Возле церкви установлен конный памятник Вахтангу Горгасали.

Православие

Здесь популярно предание, согласно которому для апостольской проповеди Божья Матерь должна была отправиться в Грузию, неся в новые земли учение своего божественного сына. Поэтому Пресвятая Богородица стала покровительницей этой страны. Но ей суждено было остаться в Иерусалиме, а её заменил апостол Андрей, который нёс с собой её нерукотворный образ, с которым и обошёл села и города Грузии, проповедуя Евангелия. В городе Ацкури (рядом с нынешним Ахалцихе) молитва апостола воскресила покойника, после чего жители города поторопились принять Святое Крещение. Здесь апостол и оставил икону Богородицы. 28 ноября в честь Ацкурской иконы Пресвятой Богородицы отмечается церковный праздник. Об этих событиях вещают грузинские, греческие и латинские церковные летописцы. В тот период Грузия состояла из двух государств: Иверии (Картли) на востоке и Колхиды (Эгриси) на западе. Апостол Андрей обошёл с проповедями обе части.

Первые христиане в Грузии также подвергались гонениям. Но после проповеди в 327 году Святой равноапостольной Нины православие стало в Грузии официальной религией. Она во исполнение воли Святой Богородицы пришла из Иерусалима в Грузию, где окончательно утвердила христианство. Святая Нина была инициатором строительства многих храмов, посвящённых Георгию Победоносцу, который был избран Грузией в качестве небесного покровителя.

Нешвенный хитон Христа (плащаница) является древнейшей грузинской святыней, он хранится в Мцхетском соборе, который веками был и продолжает быть духовным центром грузин. Здесь стоит кафедральный собор Светицховели, посвящённый 12 апостолам. Другой древней святыней Грузии является могила Симона Кананита, который приходился апостолу Андрею спутником и учеником.

С момента прочного вступления на путь христианства в IV веке Грузия непоколебимо стояла на защите учения Христа. А врагов-завоевателей и иноверцев было много: иранцы, арабы, монголо-татары, турки-сельджуки, османы – все они пытались насадить в Грузии свою религию. Множество людей – духовного звания и обычных граждан – приняли мученическую смерть за христианскую веру. Беспримерным в мировой истории стал случай, когда венец мученика приняли одновременно около 100 000 человек – жителей Тбилиси, отказавшихся исполнить волю хорезмского шаха Джалалетдина, потребовавшего пройти по разложенным на мосту иконам и осквернить их. Тогда за отказ казнили всех, в том числе детей и стариков, а было это в 1226 году. В Грузии их память поминается 13 ноября. Орда Тамерлана в 1386 году умертвила монахинь Квабтахевского монастыря, а во время нашествия шаха Аббаса в 1616 году 6 тысяч монахов Давид-Гареджийского монастыря приняли мученическую смерть. Грузия этими событиями подала христианскому миру пример самопожертвования и стойкости в защите своей веры.

Могнинская церковь св. Георгия

Рекомендовать место

13

1

Эта величественная церковь была построена в 1532 году благодаря стараниям и финансовым средствам граждан Манденова, Бастамова и Башинджагова. По словам специалистов-историков создатели ориентировались на Эчмиадзинский храм как на прототип.

Почему церковь назвали Могнинской? Французский путешественник Жан Шарден делится с легендой, услышанной у местных жителей, указывая, что «Могнин — это название села около Еревана, где долгое время хранился череп святого Георгия, а когда святыню перенесли в отстроенный храм, то и использовали название местности».

В советскую эпоху был превращен в музей народного искусства, который был закрыт в 1980 году. После этого церковь продолжительное время не использовалась как религиозное сооружение и постепенно разрушалась. В 2009 году произошел частичное обрушение церкви, что привело к катастрофическим последствиям. На данном этапе решается вопрос о сохранение Могнинской церкви как значимого памятника культуры и проведение грамотных восстановительных и реставрационных работ.

Минеральные источники в Боржоми

За глотком счастья и здоровья нужно обязательно съездить в грузинский город-курорт Боржоми.

Его имя зазвучало еще во времени Российской Империи, с тех самых пор, когда в 1850 году первая партия «Боржоми» ушла на продажу. Минеральная гидрокарбонатно-натриевая вода, которая особенно хорошо помогает в лечении болезней ЖКТ, покорила всю планету: сегодня «Боржоми» поставляется в 30 стран мира.

Попробовать знаменитую грузинскую минералку можно совершенно бесплатно в городском парке Боржоми, где расположены открытые источники.

Набирают популярность оздоровительные туры по Грузии – их предлагают многочисленные санатории и гостиницы Боржоми. Отдыхающих ждут бальнеологические и СПА процедуры, а также многочисленные рекреационные мероприятия: прогулки на лошадях, спортивные состязания, экскурсии по окрестностям, купание в горячих серных источниках.

Грузинская туристическая компания MyGeorgia предлагает вам открыть для себя прекрасную Грузию во время одного из отличных экскурсионных туров по Закавказью

История становления главной религии Грузии

Христианство пришло в Грузию рано — в 337 (есть версия, что в 326) году. С тех пор это главная религия в государстве. Предвестником христианства здесь стал странник-апостол Андрей Первозванный, которого затем начали считать основателем и небесным заступником Константинопольской православной церкви. В становлении религии важную роль сыграли также апостолы Симон и Матфей. Могила апостола Матфея находится на территории Гонио-Апсаросской крепости (Батуми).


Ключевой фигурой для грузинского христианства была и Святая Нино. Будучи рабыней из Каппадоки, она проповедовала христианское учение на территории страны. Известен случай, когда она молитвой исцелила больного младенца. Весть о таком чуде дошла до царицы Наны, которая тоже болела. Она призвала к себе святую Нино, которая даровала выздоровление и ей. Тогда царица приняла решение принять христианство.

В VI веке в городах и районах Картли, Алаверди, Кахетии, Самтависи, Зедазени и Некреси был возведен ряд монастырей, основанных святыми отцами из Антиохии. Это положило основу тому, что христианство распространилось по всей Грузии и надежно укрепилось в ней.

Крещение

Правящий грузинский царь Мариан и его жена Нано были убеждёнными язычниками. Благодаря молитвам Нино, долго и тяжело болевшая царица была исцелена и приняла крещение от святой, чем вызвала гнев царя, готового казнить обоих женщин. Но 20 июля 323 года с ним произошла история, аналогичная той, что произошла с апостолом Павлом.

События эти происходили весной 323 года, а 6 мая этого же года исцелённый от внезапной слепоты, уверовавший в силу Христа, грузинский царь Мириан обратился в православие. Это событие стало поворотной вехой в истории Грузии, так как после своего обращения царь стал убеждённым проводником православия в своей стране.

14 октября 324 года (по некоторым источникам в 326 году) в Мцхете на реке Кура, епископ Иоанн, специально присланный для этой цели царём Константином Великим, крестил народ. В тот день крестились десятки тысяч грузин. Эта дата — время начала крещения Грузии. С этого времени православие стало официальной государственной религией.

https://youtube.com/watch?v=zX2UfH7mvRA

Более того, известно немало фактов массового подвига грузин во имя веры Христовой. Хорошо известен исторический факт, когда в 1227 году мусульмане во главе шахиншахом Джелаль Эд Дином взяли Тбилиси и горожанам было обещано сохранение жизни в обмен на осквернение икон, разложенных на мосту через Куру. 100 000 горожан, включая женщин стариков и детей, простых монахов и митрополитов предпочли смерть во имя Христа. Таких примеров в истории Грузии немало.

На протяжении всей истории православия в Иверии ей приходилось выдерживать неоднократные попытки не только насильственного уничтожения, ни и извращения чистоты учения:

  1. Архиепископ Мобидаг (434), пытался ввести ересь арианства. Однако был изобличён, лишён власти и отлучён от Церкви.
  2. Были попытки внедрения ересей Петра Фуллона.
  3. Албанцев (в 650 г.) с их ересью манихейства.
  4. Монофизитов и других.

Однако все эти попытки были провалены, благодаря Собору пастырей, жёстко осуждавших ереси, народу, который не воспринимал подобные попытки, Католикосу Кириону, запретившему верующим любое общение с еретиками, митрополитам, твёрдо стоявшим в вере и просвещавших верующих.

Грузины, сумевшие на протяжении многих веков отстоять чистоту и благочестие своей веры заслужили уважение даже иноплеменных верующих. Так греческий монах Прокопий писал: «Иверцы – это лучшие из христиан, самые строгие хранители законов и постановления Православия».

https://youtube.com/watch?v=t6qBrWDsyXY

Тесные связи руководства Грузинской церкви с Россией

В документах говорится о возможных связях представителей грузинской патриархии с Москвой, в том числе о легальном или нелегальном бизнесе грузинского духовенства в России.

В документах упоминается и сам Католикос-патриарх Грузии Илия Второй, о нем сообщается та же информация, которая распространялась грузинскими медиа прежде:

«В 1956-60 годах он учился в Московской духовной академии-семинарии. В 1959 году был рукоположен в сан российским патриархом Алексием II. В прошлом сотрудничал с КГБ под псевдонимом «Ивериец».

Согласно документам, влиятельный секретарь-референт патриарха Шорена Тетруашвили должна была покинуть позицию в 1990-е годы. Однако она до сих пор на своем посту по личной просьбе российской патриархии.

По утверждению многих грузинских медиа, именно Тетруашвили все эти годы контролирует всех высших чинов в церкви, а также все процессы в патриархии и активно сотрудничает с российскими церковными и политическими кругами.

  • Дело о цианиде. Реальное покушение или игры патриаршего двора?
  • Игра престола. Что происходит в грузинской церкви?

В записях особо упоминается епископ Вахтанг Липартелиани. Говорится, что в 2014 году он сформировал тайную группу духовенства для антизападной пропаганды. В документах высказано предположение, что Вахтанг Липартелиани сотрудничает с ФСБ России.

Митрополит Потийский и Хоби Григол Бербичашвили

Другие сведения связаны с митрополитом Поти и Хоби Григолом Бербичашвили.

Согласно информации, Бербичашвили был осужден четыре раза и отбывал наказание в Российской Федерации вместе с митрополитом Антоном Булухия и может иметь тайные отношения с российскими спецслужбами.

У митрополита Антона Булухия, говорится в документах, есть деловые партнеры в России, а также бизнес в Москве — магазины, рестораны, которыми якобы управляет его любовница.

Митрополит Ванский и Багдадский Антон Булухия С «ворами в законе» — Гией Кварацхелиа и Дато Какулия

Другие высокопоставленные церковные лица, у которых также, возможно, есть тайные связи с российскими спецслужбами:

  • Митрополит Ахалкалаки и Кумурдо Николоз Пачуашвили якобы за деньги передавал России информацию о лаборатории Лугара.
  • Митрополит Батумский и Лазетский Димитрий Шиолашвили был инициатором разговора грузинского натриарха с одним из епископов сепаратистского Донецка в Восточной Украине, что вызвало большую критику в обществе адрес патриархии.
  • Архиепископ Спиридон (Гоча) Абуладзе и митрополит Руис-Урбниси Иоби Акиашвили принадлежат к кругу духовенства, признающего ведущую роль России в «спасении» православного мира.
  • Митрополит Зугдидский и Цайши Герасиме Шарашенидзе подозревался членами его семьи в 1993-94 годах в организации похищения своего зятя в Москве.
  • Архиепископ Степанцминда-Хевийской епархии Табагадзе в 2000-2002 годах был связан с наркоторговцами Северной Осетии.
  • Протоиерей Гиорги Харазашвили систематически контактирует с руководителями российской организации «Международный фонд православных народов».
  • Движение «Давитианец», его лидер Константин Сванадзе и его заместитель Гиорги Миканадзе активно участвуют во встречах в России, заинтересованы в получении финансирования из России.
  • Архимандрит Пимен Кардава поддерживает регулярные контакты с российскими спецслужбами в Абхазии, которые периодически связываются с ними и созывают встречи, исходя из оперативных интересов.

Христианство в Армении и Грузии

Армения стала христианской раньше Иверии (приняла православие раньше Руси). В церкви Армении есть отличия от православия Византии по некоторым вопросам, в том числе по обрядовости.

Официально православие утвердилось здесь в 301 году, благодаря активной проповеднической деятельности Св. Григория Просветителя и царя Тридата Третьего. Последний ранее стоял на позициях язычества и был ярым гонителем христиан. Он был виновником казни 37 девушек-христианок, бежавших от преследований римского императора Диоклектиана, в числе которых была и святая Нино, будущая просветительница Грузии. Однако, после ряда чудесных событий, произошедших с ним, уверовал в Господа и стал активным проводником христианства среди армян.

Существующие некоторые расхождения в догматах с церковью Грузии и России берут свои истоки во временах четвёртого Вселенского Собора, проходившего в Халкидоне в 451 г. по поводу монофизитской ереси Евтихия.

Отказавшись от решений прошедшего Собора из-за отсутствия своих представителей, армяне фактически ушли в монофизитство, а для православных отрицание двуединства природы Христа есть впадение в ересь.

Также отличия заключается в следующем:

  1. В совершении евхаристии.
  2. Производимое на католический манер исполнение креста.
  3. Отличия некоторых праздников по датам.
  4. Использование при богослужении, как у католиков, органа.
  5. Расхождения в толковании сущности «Благодатного огня».

В 491 г. на поместном соборе в Вагаршапате грузины также отказалась от решений Четвёртого Вселенского собора. Причина такого шага заключалось в видении в постановлениях четвёртого Собора о двух природах Христа возвращения к несторианству. Однако в 607 г. решения 491 года были пересмотрены, от них отказалась, отношения с Армянской церковью, продолжавшей стоять на прежних позициях, были порваны.

Автокефалия, то есть административная независимость церкви, была получена в конце пятого столетия при правителе Иверии Вахтанге Горгасали. Первым главой единой церкви Грузии, католикосом-патриархом, стал Иоанн Окропири (980—1001). После присоединения к России в 19 в., грузинская церковь стала частью Русской, лишившись автокефалии.

Грузинское и русское православие ничем не отличается. Лишь политики пытаются рассорить братьев по вере. Для этого используется любой повод, вплоть до попыток изменить название страны. Так слово Сакртвело переводится с грузинского на русский, как Грузия, а коренной народ, населяющий страну, именуется грузинами. Эти наименования в несколько изменённой форме применяются на языках других народов уже веками.

Однако сегодня некоторые псевдопатриотичные грузинские политики находят в этих названиях влияние России. Ссылаясь на то, что на Западе Грузию многие называют Georgian или Georgia, что, по их мнению, более правильно, так как традиционно принятые привычные названия ассоциируются с тем, что Грузия является частью России. Такие высказывания позволяют себе озвучивать некоторые руководители в правительстве государства.

Однако во внутренней жизни страны православие принимает активное участие и играет важную роль. Об этом свидетельствует лишь один факт того, что на значимые православные праздники государство объявляет о помиловании осужденных. Ежегодной традицией стало проведение обряда крещения лично католикосом-патриархом Илией Вторым. Событие это происходит 14 октября, в память о крещении грузин епископом Иоанном в октябре 324 г. в Куре. Выпущена книга, в которой запечатлены фотографии десятков тысяч крестников патриарха. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок стал крестником патриарха, то постарайтесь приехать сюда к этому времени.

В составе Грузинской Православной Церкви находится 36 епархий, которые возглавляют 36 грузинских митрополитов. Патриархаты располагаются в Мцхете и Тбилиси. Помимо епархий, находящихся внутри государства, существует шесть епархий зарубежных, в которые входят:

  1. Западноевропейская с кафедрой в Брюсселе.
  2. Англоирландская, кафедра находится в Лондоне.
  3. Епархия Восточной Европы.
  4. Канадская и Северо-Американская с кафедрой в Лос-Анджелесе.
  5. Епархия в Южной Америке.
  6. Австралийская.

ГПЦ именуется — Грузинская Апостольская Автокефальная Православная Церковь. В международной транскрипции — Georgian Apostolic Autocephalous Orthodox Church.

В Грузии исповедуют религию христианство, но есть и другие

Любое христианство протекала нелегко, христиане, как и в любой другой стране, подвергались постоянным гонениям. Но стоит подумать о том, что неужели именно во всей Грузии принято только христианство? К сожалению, конечно же, нет.


Православный храм на территории Тбилиси в честь святого Георгия

Основной религией Грузии считается христианство, но по ее территории разбросаны много других достопримечательности, которые принадлежат другим религиозным течениям. К этим местам относятся мусульманские мечети, общины, католические церкви и многое другое.


На территории Грузии можно увидеть мечети. На данном фото изображена Мечеть Ахмадийе. Фото: img.lookmytrips.com

Так как официальной религией все-таки было выбрано христианство, парламент страны принял поправку в кодексе, которая позволяла равноправно существовать любым религиозным течениям и организациям, которые имеют официальный статус.

Например, в Тбилиси есть площадь, которую называют «пятеркой», то есть площадь 5 церквей. Почему ее так назвали? Потому что на одном месте расположен православный храм, армянская церковь, католический собор, синагога и мечеть.

Грузины также относится с уважением и к другим религиям, не только к православию. В этом месте довольно много мусульман. Также здесь можно встретить абхазов и грузин, южных и юго-западных районов, которые исповедуют ислам.

После этого в состав верующих людей в Грузии распределился именно таким образом:

65%

населения Грузии исповедают православие

  • православие составляет 65% от общей численности населения Грузии;
  • католицизм занимает 2%;
  • ислам занимает 10%;
  • а вот, иудаизм, атеизм и другие течения занимают оставшуюся часть.

Как мы видим, религиозная история Грузии полна очень интересных и удивительных событий, которые заслуживают внимания. Тот, кто хочет посетить Грузию по ее святым местам может прекрасно провести время. Это будет интересно не только представителям христианского течения, но и людям, которые исповедуют совсем другие религии.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Многие места в Грузии имеют невероятную и необычную историю

Можно также и рассмотреть многие религиозные достопримечательности самой Грузии. В Грузии есть церковь, что означает «животворящий столп», она расположена в городе Мцхете. Это место считается очень необычным, так как имеет невероятную историю.

Так выглядит знаменитый «животворящий столп» в Грузии

Началось с того, что один человек однажды купил Хитон Христа. Он привез его на родину в свой город Мцхет. Затем этот Хитон оказался в руках у его сестры, которая затем скончалась от избытка чувств.

После смерти Хитон невозможно было изъять из рук женщины, потому что она настолько крепко его сжала. Поэтому пришлось хоронить женщину вместе с этой святыней. Спустя некоторое время на ее могиле вырос большой кедр, который затем срубили, чтобы построить на его месте церковь. Из этого дерева сделали колонну. Но установить ее на это место не удавалось, так она все время парила в воздухе.

Считается, что именно так выглядит Хитон самого Иисуса Христа. Фото: ic.pics.livejournal.com

Уладить эту ситуацию как раз смогла лишь святая Нина с помощью своей молитвы. Именно так образовалась церковь.

Также существуют и другие религиозные достопримечательности Грузии, которые разбросаны по всей стране. Также недалеко от этой церкви находится храм Джвари. Считается, что он стоит на пригорке, на котором в свое время святая Нина установила первый христианский крест из виноградной лозы. Считается, что этот крест был связан из ее собственных волос.

Собор Христа Спасителя в Цаленджихе

Собор Христа Спасителя, расположенный на берегу реки Цхенисцкали, в грузинском городе Цаленджиха, относится к старинным средневековым постройкам страны. Собор с крестово-купольной архитектурой и тремя аркадными галереями, две из которых были впоследствии превращены в семейную часовню, был построен в XII –XIV веках по заказу рода Дадиани, правивших в Мегрели, на западе Грузии. В северо-западной части стены, которая окружает церковь, находится двухэтажная колокольня. Руины дворца Дадиани находятся во дворе храма.

Прежде всего, Собор Христа Спасителя в Цаленджихе известен своими уникальными фресками в стиле Ренессанса, которые были выполнены нанятым из Константинополя художником Мануелом Евгеникосом, о чем свидетельствует надпись на одном из столбов храма. Программа настенной живописи очень сложна и интересна и представляет темы, нехарактерные для грузинской живописи Средневековья. В XIX веке в храме выстлали новый пол, в 1960-1980 годы он был частично реконструирован. На сегодняшний день уникальные фрески нуждаются в охране и реставрации.

Город любви Сигнахи

Этот небольшой симпатичный городок был построен в XVIII веке в самом сердце грузинской Кахетии – крае грузинского винограда и вина. В результате масштабной реставрации, проведенной в 2007 году, Сигнахи приобрел очарование европейского средневекового города, и его стали называть грузинской Италией.

По его узким улочкам приятно прогуливаться в любое время города. В городке множество уютных кафе, семейных отелей и винных погребков. Старый город опоясывает крепостная стена с 28 сторожевыми башнями, по которой можно прогуляться и посмотреть на красивейшую Алазанскую долину.

Во время экскурсионного тура по Кахетии мы рекомендуем обязательно заглянуть в Сигнахский краеведческий музей, который входит в пятерку лучших музеев Грузии.

Сигнахи еще называют городом любви. Это звание он завоевал благодаря истории любви художника к актрисе, о которой спела Алла Пугачева в своей песне «Миллион алых роз». Кстати, этим художником был грузин Нико Пиросмани. Его дом-музей тоже находится в нескольких километрах отсюда – в селе Мирзаани. Оправдывая свое звание города любви, Сигнахи приглашает всех влюбленных на церемонию бракосочетания в местный ЗАГС, который открыт 24 часа в сутки.

Грузинская церковь и храмы в Турции

Грузинская церковь активно ведет деятельность по восстановлению и  возвращению грузинских храмов в Турции.

В октябре 2011 года  в рамках своего визита в Стамбул, его святейшество и блаженейшество патриарх всея Грузия Илья Второй, очередной раз озвучил перед турецкими властями вопрос передачи грузинских церквей и присвоении грузинской церкви юридического статуса в Турции.

Во время одной из воскресных проповедей в Кафедральном Соборе Святой Троицы в Тбилиси, патриарх вновь затронул вопрос грузинских церквей в Турции.

В грузинском обществе активно обсуждается вопрос грузинских храмов  на территории севере-востоке современной Турции, исторической Юго-Западной Грузии. Речь идет о четырех памятниках – храмов Ошки, Хандзта, Ишхани и Отхта. Принадлежность этих памятников грузинской культуры, также оспариваются Арменией.

Еще в  2006 году Министерство культуры Грузии попросило у турецкого правительства разрешение на восстановление грузинских храмов. Официальная Анкара выразила полное согласие, но выдвинула условие – реабилитировать мечеть правителей  Азиз Ахмед Паши в Ахалцихском муниципалите Грузии, реставрировать мечеть с грузинскими орнаментами в Кобулетском муниципалите, уже в Аджарской автономной республике, и вновь построить в городе Батуми мечеть Азизие, которая была разрушена в середине 20-го столетия.

Этому «обмену реставраций» воспрепятствовала грузинская церковь. Грузинский патриарх выразил несогласие с восстановлением мечетей в Грузии в обмен на восстановление грузинских храмов в Южной Грузии (историческая область Тао-Кларджети).

Надо отметить, что инициативу вновь построить в Батуми мечеть Азизеи, весьма критически встретило население Батуми. Имя османского султана Азизие связано весьма трагическим периодом истории Грузии.