Самый первый танк в мире

Амбициозные проекты

Чуть позже, между 1915 и 1916 годами, изобретатель Менделеев спроектировал сверхтяжёлый танк, оснащённый вращающейся башней, пневмоподвеской и способностью передвигаться по железным дорогам. Планировался экипаж из 8 человек под защитой противоснарядной брони толщиной до 150 мм, 120 мм орудие, пулемёт и скорость до 24 км/час.

Несколько известных советских ученых, таких как Лебеденко, Жуковский и Стечкин, создали необычный колёсный танк, который таковым, если говорить откровенно, не являлся. Точнее его стоило назвать колёсной боевой машиной. Его огромные размеры были призваны обеспечить хорошую проходимость благодаря девятиметровым ведущим колёсам — уменьшенная заводная деревянная модель, подаренная императору Николаю II 21 января, отлично преодолевала преграды в виде ковра и стопок книг.

9 сентября 1915 года танк был полностью собран и начал проходить испытания, спокойно ломая при этом деревья, однако, из-за маленького управляемого колеса сзади, машина постоянно увязала в мягком грунте, в итоге там и осталась, поскольку вытащить её не смогли.

Помимо проходимости, комиссии стал очевиден ещё один критический недостаток необычного проекта — его огромные размеры делали из него отличную мишень, а колёса легко повреждались фугасами или шрапнелью.

Танк охраняли около 2 лет, после чего забросили из-за революции, лишь в 1923 году вспомнив о нём и разобрав на металлолом.

Прототипы танка Т-34

Производство танкового двигателя начиналось на основе авиационных нефтяных двигателей. Двигатель получил индексацию В-2 в военное время, а в его конструкции было заложено много прогрессивных идей. Был предусмотрен непосредственный впрыск топлива, предусмотрено 4 клапана в каждом цилиндре, литая алюминиевая головка. Двигатель проходил государственные испытания в течение ста часов. Дизельное массовое производство началось в 1939 году на специальном заводе, возглавляемом Кочетковым.

В процессе создания конструкция А-20 показалась слишком сложной, поэтому предполагалось создание чисто гусеничного танка, однако он должен был иметь противоснарядное бронирование. За счет этой идеи снижалась масса танка, что позволило увеличить бронирование. Однако изначально предполагалось создание двух одинаковых по весу машин, чтобы провести равноценное испытание и определить, какой танк лучше.

В мае 1938 года все таки был рассмотрен проект колесно-гусеничного танка, он имел довольно рациональную форму, был создан из катаных броневых листов, имел коническую башню. Однако после рассмотрения было решено создать точно такую модель, однако только на гусеничном ходу. Главное для танка было суметь создать отличную противоснарядную броню. Такие танки уже создавались в 1936 году. Они имели массу 22 тонны, но при этом броня составляла 60 мм. Опытный танк на гусеничном ходу получил название А-32.

Обе модели А-32 и А-20 были полностью подошли к завершению создания в 1938 году. Большинство военных начальников склонялось к версии А-20, считалось, что танк на колесно-гусеничном ходу более эффективен в бою. Однако в рассмотрение проектов вмешался Сталин и приказал начать инициативное строительство двух моделей для того, чтобы проверить их в сравнительных испытаниях.

К разработке обеих моделей было привлечено более ста сотрудников, так как оба танка должны были быть завершены в самые короткие сроки. Все опытные цехи были сведены в один и все сотрудники работали под лучшим разработчиком танков – Кошкиным. В мае были завершены оба проекта. Все танки были представлены на испытания в 1939 году.

Самый большой немецкий танк

Машиностроение и танкостроение в Германии с 30-х годов XX века привлекало внимание мира. Многие САУ и бронированные модели входили в топ самых надежных в мире

Ответ немцев. Sturmpanzerwagen A7V

Впечатлённые применением бронированных машин на Сомме, немецкие инженеры ускорили работы по созданию собственных танков. В октябре 1917 на базе трактора «Holt» свет увидел первый серийный немецкий танк A7V.

Всего выпустили 20 машин, и они ограниченно участвовали в боях последнего периода Первой мировой войны. Размерами походил на британский аналог, но был в два раза быстрее и мог преодолеть расстояние на 15 км больше, чем британский Mark.

Экипаж немецкого 30-тонника состоял из 18 человек. Почти все боевые машины имели имена собственные и были утрачены в боях или сданы на слом после краха Германской империи.

Е-100

Это самый большой из разработанных немецкий танк в мире, фото и краткое описание представлено выше. Для модели было характерно расположение двигателя в корме, а ведущих колес — в передней части корпуса. Разработчик был нацелен на увеличение скорости движения до 40 км/ч, что было невозможным при весе в 140 т.

Танк «Пантера» (PzKpfw V Panther)

«Пантера» разработана в 1943 году фирмой MAN и впервые применена в Курской битве. Германские инженеры стремились создать массовый танк, который был бы прост и дешев. Танк стал конкурентом советского Т-34 и «американца» Sherman.

Новая немецкая разработка сделалась самым мощным из танков Вермахта в период ВОВ, она имела очень толстую броню толщиной до 80 миллиметров. Вражеские снаряды отскакивали от корпуса танка. Правда, на бортах броня была более тонкая, поэтому советские танкисты старались бить именно в эту «ахиллесову пяту».

Машина имела орудие 75 миллиметров, его мощность не уступала 88-миллиметровой пушке «Тигра». Бронебойные снаряды за первую секунду успевали пролететь километр. Поэтому боевая машина была способна поразить почти каждый танк врага на дистанции свыше двух километров. По скорости образцы выигрывали у Т-34 – на шоссе могли разогнаться почти до 60 километров в час.

Другое дело, что «Пантеры» дорого обходились германской промышленности. К тому же их обслуживание оказалось делом непростым. Немецкая экономика не смогла в должной мере наладить их производство. Тем не менее, за годы войны произведено порядка 6 тысяч Panther.

Танки второй мировой

Участие в гражданской войне в Испании и в боях на Халхин-Голе показало насколько высока взрывоопасность бензинового двигателя и недостаточность противопульного бронирования против зарождавшейся тогда противотанковой артиллерии. Внедрение решений этих задач позволило нашим конструкторам, переболевшим болезнью подражания, создать накануне ВОВ по-настоящему хорошие танки Т-34 и КВ.

В первые дни войны было потеряно катастрофически много танков, для налаживания выпуска не имеющих конкуренции Т-34 и КВ на только эвакуированных заводах требовалось время, а фронту катастрофически нужны были танки. Эту нишу правительство решило заполнить дешевыми и быстрыми в производстве легкими танками Т-60 и Т-70. Естественно, что уязвимость у таких танков очень высокая, но они дали время для развертывания производства танков Победы. Немцы называли их «неистребимой саранчой».

В бою под жд. ст. Прохоровка впервые танки выступали в роли «цементирующих» обороны, до этого их использовали исключительно как оружие атаки. В принципе, вплоть до сегодняшних дней, больше новых идей в примение танков не было.

Говоря о танках ВОВ, нельзя не упомянуть о ПТ-САУ ( СУ-76, СУ-122 и т.д) или как их называли в войсках «самоходы». Вращающаяся относительно не большая башня не позволяла применять на танках некоторые мощные орудия и главное гаубицы, для этого их устанавливали на базы существующих танков без применения башен. Фактически советские ПТ-САУ времен войны, кроме вооружения, ни чем не отличались от своих прототипов, в отличие от тех же немецких.

Вездеход Пороховщикова

Самый первый танк в мире был создан А.А.Пороховщиковым, который был русским конструктором и летчиком. Идея создать такую машину возникла у него, когда он видел солдат, бегущих под пулеметным огнем врага. В голову конструктору пришла мысль, что штурмовать окопы врага лучше доверить боевой машине, которая будет «одета» в броню и снабжена пулеметом.

К созданию такой боевой машины приступили в феврале 1915 года. Самый первый танк в мире получил название «Вездеход». На свой испытательный пробег машина вышла в этом же году в конце весны (в мае). Конструктивно «Вездеход» имел все необходимые элементы, которые и сегодня присутствуют в боевых машинах (корпус в броне, оружие в башне, гусеничный движитель и т.д.).

В качестве несущей конструкции самого первого танка в мире служила сварная рама, выполненная с 4-мя вращающимися барабанами, «обвиваемые» гусеничной лентой достаточно большой ширины. При помощи специального натяжного приспособления и натяжного барабана гусеничная лента натягивалась. Два поворотных рулевых колеса осуществляли управление танком. Когда он двигался по твердой поверхности, то ему приходилось опираться на ведущий барабан и эти колеса. При движении же по мягкому грунту боевая машина словно «укладывалась» на ленту.

В длину «Вездеход» равнялся 360 сантиметрам, в ширину был 2 метра, а в высоту – полтора метра (без учета башни). Весила машина примерно 4 тонны. Первые свои испытания боевая машина Пороховщикова прошла с большим успехом, однако по некоторым причинам дальше осваивать ее не стали. И чуть позднее самым первым опытным танком стала английская разработка, которую спроектировали в сентябре 1915 года.

Главный конструктор Танкограда

К началу Великой Отечественной войны КВ всё ещё оставался частично недоработанным — особенно часто подводила его трансмиссия. А быстро растущей армии не хватало квалифицированных танкистов. Потенциал разработанного Котиным танка летом 1941 года раскрывать было фактически некому, к тому же вышедшую из строя технику при отступлении либо уничтожали, либо бросали.

Однако первые же столкновения с КВ повергли гитлеровцев в шок. В июне 1941 года единственный танк КВ под городом Расейняй целые сутки сдерживал половину немецкой танковой дивизии, вооружённой чехословацкими Pz35 (t). А 20 августа старший лейтенант Зиновий Колобанов под Гатчиной на КВ в ходе одного боя сумел уничтожить 22 танка и два орудия противника. Из-за неуязвимости советского бронированного титана, выдерживавшего десятки артиллерийских попаданий, немцы прозвали его Gespenst — «призрак».

  • Советские тяжёлые танки КВ-1 выходят на позицию для атаки.
  • РИА Новости

Жозеф Котин работал в Ленинграде до последнего. Выпущенные под его руководством танки шли в бой прямо с завода. Однако  руководство страны посчитало неблагоразумным оставлять производство бронетехники в семи трамвайных остановках от линии фронта. Поэтому ленинградский Кировский и Харьковский паровозостроительный заводы были эвакуированы в Челябинск, где на базе местного тракторного предприятия развернулся Танкоград, главным конструктором которого и стал Котин.

Также по теме


Век славы: как создавалась Красная армия

23 февраля 1918 года в России появилась новая военная сила — Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА). Боевое крещение участники…

Война ставила перед конструктором и его коллективом всё новые и новые задачи. На базе КВ была создана облегчённая модель КВ-1с и вооружённый 152-миллиметровой гаубицей КВ-2. Впрочем, эти версии «Клима Ворошилова» не стали по-настоящему массовыми. Из цехов завода вышло также всего 130 единиц сконструированного на базе КВ-1с танка ИС («Иосиф Сталин»). При этом разработанный при участии Котина тяжёлый ИС-2 прославился на фронтах Великой Отечественной. Он был самым тяжелобронированным танком в армиях союзников и одним из самых сильных танков на планете.

«Иосиф Сталин-2» оказался настолько удачным, что вплоть до самого распада СССР состоял на вооружении Советской армии, а затем и Вооружённых сил Российской Федерации (до 1995 года). Танк идеально подходил для прорыва хорошо подготовленной обороны противника. Его 122-миллиметровая пушка представляла смертельную угрозу для вражеских дотов и бронетехники. Немецкое командование официально рекомендовало военнослужащим вермахта не вступать в открытый бой с ИС-2 и «стрелять по нему из засад и укрытий». Всего за время войны из цехов советских заводов вышло 3385 танков данной модели. На немецкие «Тигры» и «Пантеры» Котин ответил «Зверобоями» — самоходками СУ-122 и СУ-152.

За годы войны Котин успел побыть заместителем наркома танковой промышленности, получить звание генерал-лейтенанта, стать Героем Социалистического Труда. Однако, несмотря на высокие звания и награды, Котин лично выезжал на фронт и изучал выпущенную под его руководством технику после боя, общался с экипажем, стремясь усовершенствовать свой танк.

К1А1

Южнокорейский танк К1А1 выпускается с 1996 года фирмой Rotem и является улучшенной версией К1. У новой модели более современное вооружение и компьютерная СУО.

Характеристики:

  • 53,2 т;
  • классика;
  • 4 человека;
  • гладкоствольная пушка — 120 мм М256 (44 калибр) 32 боеприпасов;
  • зенитный и спаренный пулеметы, дымовой гранатомет;
  • СУО, панорамный прицел KCPS, тепловизор, радиостанция;
  • дизельный двигатель — MTU MB871 Ka-501 (1200 л.с.), 65 км/ч;
  • цена — 4-5 млн. долларов.

Плюсы:

  • 500 000 м без доп. заправки;
  • компьютеризированное управление.

Минусы:

  • ручное заряжение пушки;
  • нет интеграции с внешней системой управления боем.

Бронированный скороход

Многочисленные претензии военных привели к тому, что в конце весны – начале лета 1942 года под руководством Жозефа Котина, теперь уже главного конструктора Челябинского тракторного завода – Танкограда, была разработана более легкая и подвижная модификация КВ, проиндексированная как КВ-1с, то есть тяжелый танк «скороходный». Танк существенно «похудел» как в прямом, так в переносном смысле. Чтобы придать ему большую подвижность, конструкторы рискнули снизить бронирование, прежде всего на бортах и на верху кормы. Снижение было небольшим, от нескольких миллиметров до полутора сантиметров, но это кардинально – на пять тонн! – изменило вес танка.

Этим изменения, внесенные в конструкцию КВ-1с, не исчерпывались. Машина получила новую литую башню, более обтекаемую и с более рациональными углами наклона брони. Она стала чуть больше прежней, что наряду с изменением расположения рабочих мест экипажа в ней прибавило удобств наводчику, заряжающему и командиру танка. Последний, кстати, получил еще и командирскую башенку, что позволило избавиться от самого главного недостатка КВ-1 – изрядной «слепоты» в бою. Заменили на «скоростном» КВ и коробку передач; новая вызывала гораздо меньше нареканий и отличалась большей надежностью, что сразу отметили в войсках.

Тяжелый танк КВ-1с появился в один из самых драматических моментов Великой Отечественной войны – накануне Сталинградской битвы. Именно на Волге и Дону ему довелось сыграть важную роль в разгроме противника и еще раз доказать свою малую уязвимость. Все резко изменилось после того, как на вооружение вермахта стали массово поступать новые тяжелые и средние танки с длинными пушками крупных калибров – «Тигры» и «Пантеры». Теперь уже советские танкисты попали в то положение, в котором находились их враги летом 1941 года: чтобы пробить «кошачью» броню, требовалось подойти к цели на 300-500 метров, а их могли расстреливать с дистанции вдвое большей.

Все это поставило точку в судьбе танков КВ: армии требовались машины с совсем другими возможностями. Попытка глубокой модернизации «кавэшек» привела к появлению тяжелого танка ИС-1, на базе которого вскоре был создан легендарный ИС-2. Вооруженный 122-миллиметровым орудием, с формами, напоминающими КВ, но более приземистый и длинный, он стал по-настоящему грозным противником для тех же «Тигров» и «Пантер». Прародитель некоторое время даже сражался бок о бок с потомком: к концу 1944 года на фронте еще воевали почти две сотни КВ-1 и КВ-1с из 4775 танков всех модификаций, выпущенных всего за четыре с небольшим года.

4 Tiger II


Четвертую строчку рейтинга занимает немецкий танк Tiger II (его еще называют “Королевский тигр”).

После “знакомства” войск вермахта с танками советского производства Т-34 и КВ-1, руководством Германии было принято решение о создании сверхтяжелого танка, оснащенного мощным оружием и имеющим надежную защиту. Предполагалось, что боевая машина будет обстреливать противника из засады, используя качественную немецкую оптику. Серийное производство Tiger II началось в 1944 году, всего было выпущено 487 единиц техники, которые активно использовались в заключительном периоде Второй мировой войны.

Толстая броня обеспечивала машине надежную защиту от многих противотанковых средств. Благодаря мощной и точной 88-мм нарезной пушке “Королевский тигр” мог поражать любые танки на больших дистанциях. Также в боекомплект входили три пулемета различного калибра. Для обслуживания боевой машины требовалось 5 человек экипажа.

При этом, высокая масса в 75 тонн и недостаточно мощный двигатель снизили ходовые качества и надежность Tiger II. Танк мог развивать максимальную скорость не выше 39 км/ч. “Королевский тигр” считается последним сверхтяжелым танком нацистской Германии. Он является лидером по огневой мощности, но неудачным по применению.

Одна башня вместо трех

Своим появлением на свет танк, который еще не носил индекса КВ, обязан двум другим советским тяжелым танкам, оставшимся в статусе экспериментальных – СМК (то есть Сергей Миронович Киров) и Т-100. Оба тяжеловеса проектировались по классической для того времени многобашенной схеме. Этого требовала теория применения тяжелых танков: предназначенные для прорыва вражеских укреплений, они должны были иметь орудие для борьбы с ДОТами, орудие для борьбы с вражескими танками и пулеметы для борьбы с живой силой противника. Поэтому и СМК, и Т-100 сначала получили по три башни, которые потом превратились в две. Как гласит легенда, во время рассмотрения макетов у Сталина тот снял одну из башен и спросил главного конструктора Кировского завода Жозефа Котина, сколько она весит. Узнав, что три тонны, советский руководитель потребовал избавиться от лишней башни и нарастить за ее счет бронирование.

Был ли такой диалог в действительности, сегодня установить уже трудно. Однако после того как с СМК была убрана одна из трех башен, конструкторский коллектив Кировского завода попробовал убрать еще одну – в качестве эксперимента. При таком условии стал не нужен длинный корпус, и его сократили на два опорных катка, что сразу же сделало экспериментальный танк более подвижным. Вдобавок к этому решено было установить на новой машине и другой тип двигателя – дизельный В-2, производство которого только-только осваивали в Харькове.

Первый экспериментальный образец нового тяжелого танка, носивший условное название У-0, получил очень необычный с нынешней точки зрения комплект вооружения. В единственную башню втиснули оба орудия, которые приличествовали танку прорыва: и 76-миллиметровое основное орудие, и 45-миллиметровую пушку для борьбы с танками. При этом боекомплект «главного» орудия составлял больше сотни снарядов, а «вспомогательного» – всего полсотни. На полигонных испытаниях быстро стало понятно, что преимущества в бою такой дуплекс танку не дает, зато осложняет жизнь экипажу, вынужденному тесниться в небольшой башне.

«Первая ласточка»

Такими словами у стен Кремля встретил И.В.Сталин новенькие, производившие хорошее впечатление, приземистые и крепко сбитые машины во время их показа высшему руководству СССР 17 марта 1940 года. А уже 31 числа танк встал на производственные линии, стране требовалось как можно больше первоклассных машин.

А-32

Еще в январе 1940 года А-32 превратились в Т-34, броня была увеличена до 45 мм и имела рациональный угол наклона, что повышало ее стойкость, а 45- миллиметровое орудие сменила мощная 76-миллиметровая пушка Л-11, которую чуть позже заменили на Ф-34 (с лучшими характеристиками). Имелась у экипажа и пара пулеметов ДТ.

Новые танки нужно было показать военным в Москве. История перегона первых двух «ласточек» своим ходом из Харькова в Москву вне дорог общего пользования даже легла в основу художественного фильма, который, впрочем, больше похож на вымысел.

Т-34 первых серий с пушкой Л-11

Водители-испытатели Носик и Дюкалов, сидевшие за рычагами двух машин все 750 км пробега, продемонстрировали и неплохую маневренность танка перед военным руководством, также испытания танка шли в Кубинке и даже на остатках противотанковых укреплений поверженной «линии Маннергейма». Лишь одно событие омрачило рождение легенды: от пневмонии скончался М.И. Кошкин, когда уже простуженный сильно промок, помогая вытаскивать застрявший Т-34 на переправе. Его дело развития новой боевой машины продолжил А.А. Морозов – соратник и ученик.

Танк Леонардо да Винчи

В конце 15 века великому Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи) удалось спроектировать танк, выполненный из дерева и металла. По форме он напоминал юлу.

По периметру окружности изобретатель разместил пушки. Такая необычная машина должна была приводиться в движение посредством сложных механизмов. Это позволяло танку эпохи Возрождения передвигаться по поверхности в автономном режиме.

Однако идеи Леонардо настолько опережали время, в котором он жил, что проект остался только на бумаге. Интересен факт, что в 2009 г. американские инженеры смогли воссоздать танк по чертежам великого итальянца.

Тяжелые танки MK. IV и MK. V (Великобритания)

Танк Mk. V

Пара трофейных Mk. IV, принадлежавшая РККА. Эти машины под названием «Ricardo» принимали участие в боях в период Гражданской войны в России. Небольшое их количество использовалось в Красной Армии вплоть до 1930 г.

Первый же опыт боевого применения танков Mk. I выявил у них ряд существенных недостатков, требовавших немедленного устранения. В начале 1917 года свет увидели танки модификаций Mk. II и Mk. III (их было построено по 50 машин), отличавшиеся от своего предшественника лишь отсутствием хвостовых колес и противогранатных сеток на крыше, немного улучшенной конструкцией люков и смотровых щелей, а также слегка усиленным бронированием. Однако появление модификаций Mk. II и Мк. III всех проблем не устранило, и было принято решение продолжить модернизацию боевых машин этого типа.

На машинах следующей модификации — Mk. IV, заказ на которые был выдан в сентябре 1916 года, сразу после сражения на Сомме, бронирование еще более усилили (толщина лобовой брони достигла 16 мм, бортовой — 12 мм, крыши — 8 мм), спонсоны для облегчения транспортировки сделали выдвижными, а орудия укоротили (с 40 до 23 калибров). Теперь во время преодоления танком препятствий они не утыкались в землю и не цеплялись за деревья и стены домов. Топливные баки были вынесены наружу — в отсек между задними ветвями гусениц, которые, кстати, в целях повышения проходимости стали шире

Но что более важно — топливо стало подаваться к двигателю принудительно. В результате внесения в конструкцию всех этих изменений боевые характеристики танка заметно повысились и Mk

IV не случайно стал самым массовым английским танком. С апреля по декабрь 1917 г. их было выпущено около 1200 штук.

Атака пары британских танков Mk. V. В Первую мировую войну не существовало специализированной противотанковой артиллерии, которая эффективно противостояла бы танкам. Поэтому танки часто ходили в атаку, что называется, «стадами»

Танк Mk. V, сменивший в производстве Мк. IV в декабре 1917 г., явился дальнейшим развитием линии английских тяжелых танков. Правда, на этот раз внесенные изменения были хоть и не очень заметными внешне, зато более существенными: на танк установили четырехскоростную планетарную коробку передач системы Вильсона, благодаря чему машиной теперь мог управлять один человек, и специальный танковый двигатель «Ricardo». Первые танки этого типа начали поступать в войска в мае 1918 г., а всего до конца войны было произведено 400 машин — по 200 «самцов» и «самок».

Еще одной модификацией стал Mk. V* (со звездой), удлиненный путем вставки двухметровой секции в разрезанный пополам корпус Mk. IV или Mk. V. Не потеряв продольной жесткости, машина приобрела способность преодолевать более широкие рвы и воронки. Одновременно удалось улучшить сцепление гусениц с грунтом и увеличить внутренний объем, достаточный теперь для перевозки дополнительного снаряжения или 25 пехотинцев. Первая попытка использовать новые возможности танка и высадить десант была предпринята 8 августа 1918 г. под Амьеном и закончилась неудачей — из-за плохой вентиляции солдаты просто угорели от выхлопных газов.

Рубка командира на Mk. V была увеличена, а конструкция смотрового устройства механика-водителя обеспечивала более эффективную защиту от свинцовых брызг при попадании пуль

Всего в удлиненную модификацию было переделано 579 танков.

Танки Mk. IV и Mk. V стали основными английскими танками периода Первой мировой войны. Несмотря на недостатки, они неплохо проявили себя во многих сражениях и широко использовались не только английской армией, но и союзниками — французами и американцами. Трофейные Mk. IV воевали в кайзеровской армии, a Mk. V, имевшиеся в составе войск интервентов и белогвардейцев, приняли участие в боях гражданской войны в России. Небольшое их количество было захвачено красноармейцами, и впоследствии под названием «Ricardo» они использовались в Красной Армии до 1930 года. В Великобритании Mk. V и Мk. V* после окончания Первой мировой войны состояли на вооружении всего несколько лет. Единичные экземпляры Mk. V имелись в Вооруженных Силах Латвии, Эстонии, Польши и Японии. Несколько танков, доставшихся Красной Армии после присоединения к СССР Эстонии, даже использовались при обороне Таллинна в августе 1941 г.

10 Landkreuzer P. 1500 Monster


Десятую позицию занимает сверхтяжелый немецкий танк Landkreuzer P. 1500 Monster. Проект создания данного “Сухопутного крейсера” так и остался нереализованным.

В 1942 году немецкие конструкторы предложили Министерству по вооружениям проект нового сверхтяжелого танка Landkreuzer P. 1500 Monster. Адольф Гитлер заинтересовался и разрешил создание самоходной боевой машины массой 1500 тонн.

Планировалось оснастить экспериментальную модель вооружением общей массой 500 тонн, надежной броней и вспомогательными деталями. При таких огромных габаритах перед конструкторами встала основная проблема — как такому гиганту обеспечить возможность передвижения? Решением стали четыре двигателя MAN (каждый по 6500 л.с.), которые используются на подводных лодках. Однако, даже с такими мощными двигателями, танк не смог бы ехать со скоростью выше 20 км/ч и на его обслуживание потребуется 100 членов экипажа.

В случае постройки, Landkreuzer P. 1500 Monster использовался бы против надежно укрепленных сооружений и мог стрелять снарядами по 7 тонн не далее, чем на расстояние в 37 м. Из-за крупных размеров, большой массы и малой маневренности, танк сложно было бы применять в боевых действиях. При этом, он стал бы отличной мишенью для авианалетов штурмовиков. Учитывая все эти причины, в начале 1943 года было принято решение о закрытии проекта по созданию сверхтяжелой машины.

Итоги 20-х

Оценивая результаты, которых добилось отечественное танкостроение в 1920-е, должен отметить, что в этот период была создана вся необходимая инфраструктура для создания танков, получен первый опыт проектирования и серийного производства новых машин, благодаря чему с 1930-го танковый парк страны неуклонно рос.

Так, например, если в том году танковые войска получили 170 «коробочек» — в большинстве своём МС-1, то уже в следующем поставки выросли впятеро, рос и процент новых танков.

Полагаю, можно сделать вывод о том, что за несколько лет СССР хотя и не стал лидером мирового танкостроения, но добился немалых успехов и имел хорошие перспективы в этой области. Теперь предстояло воплотить полученный опыт в создание нового самостоятельного рода войск, чему неслабо поспособствовали события назревающей ВМВ…

Недоработки у Бранденбургских ворот — вместо итогов

Фронтовики рассказывали о том, что осколки вязкой брони при поражениях становились причинами травм, башенный люк плохо открывался, а надежность трансмиссии оставляла желать лучшего. «Раскрученный» мотор В-2 был очень шумный, поэтому машина не могла подкрадываться подобно «Тигру».

Но даже при наличии недочетов массовость танка просто поражает. За все время, по подсчетам историков было выпущено 58-61 тыс. единиц. А скептикам, которые считают, что проект Т-34 был не что иное, как пиар, следует знать: именно этот танк в 1945 году оказался в Бранденбургских ворот. Качественного, бесшумного и надежного «Тигра» около Спасской башни не наблюдалось.