Топ 10 лучших танков второй мировой войны

Оглавление

MBT-2000

Танк, более известный как Аль-Халид, был разработан совместными усилиями Китая и Пакистана. Это боевая машина второго поколения, которая была принята на вооружение в 1997 году. При разработке использовались конструкции Type-96 и Типа 90-II. Название Аль-Халид было присвоено модификации в честь одного из сподвижников Мухаммада по имени Хали́д ибн аль-Вали́д аль-Махзуми.

На машине установлена современная система управления огнем, которая практически не отличается от аналогичной на Леклерке. Также Аль-Халид может похвастаться гладкоствольным орудием 125-мм и французскими тепловизорами. Изначально планировалось установить на MBT-2000 и французские двигатели, но на фоне давления Индии и США пришлось пользоваться украинскими 6ТД-2.

Аль-Халид работает одинаково эффективно в любое время суток. Орудие действует против практических всех видов техники, однако его присутствие обуславливает отказ от одного пулемета. В целом танк совмещает в себе элементы машин из разных стран. Например, его ходовая часть соответствует советскому Т-72М.

Немецкий сверхтяжелый танк «Маус»Хтоническое «чудо-оружие»

Во время Второй мировой немцы изобрели много изощренных вещей, которые должны были стать супероружием окончательной победы: ракеты, реактивные двигатели для самолетов, да и ядерное оружие. Среди прочего, сумрачным германским гением был создан мегатанк «Маус».

В 1942 году Адольф Гитлер одобрил создание огромного танка с двумя башенными пушками — 150-мм и 75-мм — и огнеметом. В итоге от огнемета отказались, а калибр основной пушки снизили до 128-мм (но и это все равно титанический масштаб).

Работающий образец танка «Маус» (то есть «Мышонок») весил 188 тонн, был длиной более девяти метров, а высотой более трех. По шоссе он двигался со скоростью до 20 км в час. Но самая монструозная часть этой махины — броня толщиной 200-240 мм почти по всему танку.

Даже сами немцы понимали, что такую громадину крайне сложно использовать в бою, и предполагали, что это будет скорее передвижной дот, чем танк. Было собрано всего два работающих образца, но оба они были взорваны немцами при отступлении. Из них потом собрали одного целого кадавра и выставили в музее Кубинка для забавы потомкам. Танк был скорее психологическим ходом генштаба, чудо-оружием, призванным в момент постройки — а это уже 44-45 годы — показать населению, что все не так плохо, а поражения на фронте временны.

Сейчас каждый из этих танков смотрится в лучшем случае странно,  в худшем — сумасбродно. Но нужно понимать, что это были не ублюдочные плоды эволюционного древа, а его альтернативные, просто менее жизнеспособные, ветви. Как и в случае с эволюцией, выжила самая оптимальная схема. Но времена меняются, и однажды она тоже не сможет пройти проверку временем. Тогда кто-нибудь из этих «уродцев» вполне может вдохновить конструкторов будущего.

А что же в перспективе?

Разговоры о появлении в 2020 году танков с лазерными пушками, видимо, преждевременные, хотя давно ведутся работы над орудиями на новых принципах работы – с применением жидких метательных зарядов, рельсотронов (электромагнитных пушек). Но это, видимо, достаточно отдалённая перспектива, хотя прогнозы в этом деле – вещь неблагодарная. Появились образцы 140 мм пушек, в том числе, «Багира» на Украине. В России давно готова к серийному производству 152-мм гладкоствольная пушка, в принципе превосходящее всё, что можно ей противопоставить. Видимо, вскоре, по мере необходимости, всё это найдёт применение, когда нынешние пушки исчерпают свой потенциал.

А что же с танками новых образцов в ведущих странах мира? Пока немцы экспериментировали то ли с «Леопардом 2 А8», то ли с «Леопардом 3», американцы разрабатывали свою платформу будущей линейки бронетехники, французы мечтали о том, что они будут производить на своих заводах дальше, Россия эффектным показом перспективного танка Т-14 на празднике 70-летия победы взволновала весь мир. Украина заявила, что это её украденные Россией разработки, Германия сообщила, что «Армата» имеет немецкий след и т.д. Весь мир и до показа знал об этом танке, но когда его увидели своими глазами, то стало понятно – прорыв танкостроении возможен. Новый принцип защищённости экипажа, помещённого в бронированную капсулу, дистанционно управляемое оружие в необитаемой башне, новое орудие с повышенной эффективностью, геометрия корпуса, обеспечивающая новый уровень защиты. Можно многое перечислять, но ведь необитаемые башни и вынесенное вооружение — не новинка в теории, только до сих пор она не могла пробиться на реальные машины. И в Германии, и в Англии, и в СССР (в том числе и в Харькове) велись разработки с новыми компоновками. В России к 2011 году был подготовлен к серии более мощный, чем «Армата», танк Т95. Но по ряду объективных причин руководством было решено упростить и удешевить его, обновить устаревшие за долгие годы разработки решения. Так появился танк на платформе «Армата». Кажется, вот он, самый мощный современный танк в мире. Но что-то удерживает от излишнего оптимизма. Танк дорогой, проходит войсковые испытания, имеются проблемы с надёжностью, и ещё не факт, что он пойдёт в большую серию. И даже если планы в отношении этого танка будут реализованы, сохранит ли он нынешнюю конфигурацию или от некоторых наворотов придётся отказаться? Самое главное – оправдает ли себя система наблюдения и управления оружием в рамках концепции необитаемой башни?

На фотографии — «Армата» Т14:

Современные танки

К середине 1980-х гг. политики и военные убедились, что «большой войны» не будет. Боевую технику стали разрабатывать и модернизировать для локальных конфликтов, где противником были «партизаны»

В частности, конструируя танки, стали больше внимание уделять защите экипажа. При этом требовалось «удерживать в рамках» вес танков, чтобы они сохранили подвижность

Вышедший на испытания в 1989 г. танк, позже получивший обозначение Т-90, стал последним танком, созданным в СССР. Он разрабатывался как глубокая модернизация популярного Т-72 и сохранил его классическую компоновку. От предшественника Т-90 отличался новой башней с клиновидной навесной активной броней, усовершенствованной системой управления огнем (СУО) и комплексом оптико-электронного подавления «Штора-1». Комплекс защищал танк от ПТУР с лазерным наведением и ставил помехи лазерным дальномерам противника, отстреливая гранаты, «специальный» дым которых не пропускал лучи лазеров.

Основной боевой танк Т-90. Россия, 1992 г.

С 1920-х гг. оставалась неизменной компоновка танков, при которой впереди находился механик-водитель, в средней части – боевое отделение с остальными членами экипажа, башня с пушкой и боекомплект, а сзади – двигатель. Эту традицию нарушили израильские конструкторы, которые заботились о сохранности каждого бойца немногочисленной армии Израиля. В танке «Меркава Мк.IV», который на данный момент считается самым защищенным, они разместили экипаж в центре корпуса, отделив его броневой перегородкой от передней части с двигателем. Снаряд, попав «в лоб» танка, прежде чем нанести вред экипажу, должен пробить не только лобовую броню, но и двигатель, и бронеперегородку. Кроме того, такая компоновка позволяет экипажу эвакуироваться через люки в корме, под защитой корпуса.

Танк «Меркава Мк.IV». Израиль. 2002 г.

Долгое время боекомплект и автомат заряжания (АЗ) пушки размещали в корпусе танка, однако потом появилось другое решение: кормовая ниша башни. Она представляет собой сравнительно слабо бронированный отсек, пристыкованный к башне «с затылка». Там размещается АЗ и большая часть боекомплекта. Например, в АЗ французского танка AMX-56 «Леклерк» находятся 22 снаряда, еще 18 остались в корпусе. Такая компоновка упрощает конструкцию автомата заряжания, а снаряды в него можно закладывать через люк в задней стенке кормовой ниши. Чтобы при взрыве боекомплекта не пострадал экипаж, кормовая ниша имеет верхние панели, которые вышибаются давлением пороховых газов: газы и осколки уходят вверх, а не в сторону башни.

AMX-56 «Леклерк». Франция. 1992 г.

Проекты танков с необитаемой башней появились еще в 1950-е гг. – это делало танк легче и менее уязвимым. Однако технологии того времени не позволили реализовать эти проекты. В 1990-е гг. в Омске был создан опытный танк «объект 640» (неофициальное название – «Черный орел»), у которого экипаж размещался в корпусе, а не в башне. Первым принятым на вооружение танком с необитаемой башней стал российский танк М-14 «Армата». Его экипаж сидит в корпусе, внутри сильно бронированной капсулы. Командир танка наблюдает за полем боя, а наводчик наводит пушку через оптико – электронные системы, «объективы» которых вынесены на башню, чтобы улучшить обзор. В автомате заряжания помещается почти весь боекомплект пушки. Западные проекты танков с «безлюдной» башней пока остаются на бумаге.

Новейший основной боевой танк Т-14 «Армата». Россия. 2013 г.

Поделиться ссылкой

Лёгкий танк Rheinmetall Panzerwagen

Топовый (и единственный) лёгкий танк X уровня в дереве Германии. Он обладает лучшим в игре обзором (420 метров), прекрасными УВН (-10/+15), отличным бронепробитием (242/280), неплохим (для лёгкого танка) уроном в минуту в 2500+ единиц, а также лучшим (среди всех лёгких танков Х уровня) показателем точности и сведения.

Максимальная скорость в 75 км/ч позволит всегда быть впереди команды и передавать сведения о местонахождении вражеских танков. Главное при этом не попасть под обстрел — полное отсутствие брони не оставит шансов на выживание (30 мм, скорее, греют душу, а не защищают корпус).

Схема бронирования Rheinmetall Panzerwagen

Танк может отыгрывать роль как активного, так и пассивного светляка. Можно уничтожить любую САУ за 2 выстрела, а также пересветить почти всех врагов — только не увлекайтесь и не попадайте во вражеский засвет!

Лихо отыгрывает на Rheinmetall Panzerwagen игрок Vishaw:

https://youtube.com/watch?v=jOJjwcP5JRs%3F

Char 2C, 75 т

Char 2C — это французский танк, который был разработан в период Первой мировой войны. Но стоит отметить, что в военных действиях он участия не принимал.

Попытки построить такую машину начались еще в 1917 году. Его выпуск был одобрен, и 1919 году предполагалось, что будет выпущено около 300 единиц такой техники. Но после окончания войны производство завершилось. В результате чего изготовили всего 10 таких танков.

Каждая машина была оборудована специальными инженерными препятствиями. Внешне представляла ромбическую форму, которая охвачена гусеничными лентами

Большое внимание уделяли и наблюдению изнутри.Конструкторы поставили внутрь несколько наблюдательных колпаков. Экипаж состоял всего из 12 человек

Это интересно: Самый быстрый поезд в мире

Отечественный образец и китайский аналог Т-72

К танкам современного типа следует отнести Т-90А, оснащенный тепловизором «Эсса».

Танк Т-90А выпускается с 2007 года. Разработана и поэтапно реализуется программа модернизации этого танка в процессе серийного производства, предусматривающая оснащение машины программно-техническим комплексом (ПТК), обеспечивающим повышение командной управляемости танка в составе подразделения, а также автоматом сопровождения цели. Постоянно проводятся мероприятия по повышению подвижности и защищенности.

Ориентировочная стоимость танка – 2,5 миллиона долларов. По соотношению «цена-качество» танки Т-90А в два-три раза лучше рассмотренных зарубежных образцов. Тем не менее последние имеют некоторые преимущества перед нашими танками за счет применения в боекомплекте бронебойных подкалиберных снарядов (БПС) повышенного могущества по сравнению с отечественными БПС; повышенной защищенности экипажа и боекомплекта при пробитии танка вследствие больших габаритно-массовых характеристик; повышенной мощности силовых установок; более современной топливной аппаратуры, турбокомпрессоров с высокими параметрами наддува; оснащения танков информационно-управляющими системами; более совершенной системы танкотехнического обеспечения и как следствие – повышенных характеристик эксплуатационных возможностей танков.

В США и странах НАТО система танкотехнического обеспечения отличается количественным составом и качеством обслуживания от нашей аналогичной системы. В танковом батальоне СВ США на два танка с экипажем по четыре человека в каждом приходится три классных техника-специалиста. Они являются контрактниками. В танковом батальоне Российской армии (РА) на четыре танка с экипажем по три человека в каждом приходится в соответствии со штатным расписание один солдат технической службы. По последним данным, структуры танкотехнического обеспечения РА укомплектованы личным составом менее чем на 30 процентов. Таким образом, существующая система танкотехнического обеспечения в войсках стран НАТО гарантирует более высокие показатели эксплуатационных возможностей их танков по сравнению с нашими. Сейчас МО РФ приняло решение об организации сервисных центров предприятий-изготовителей по обслуживанию и ремонту образцов вооружения. Поэтому в скором времени танкотехническое обеспечение должно значительно улучшиться.

В свою очередь современные отечественные танки имеют определенные преимущества перед зарубежными по следующим показателям: меньшие габариты, а следовательно, и более низкая вероятность поражения их противотанковыми средствами (ПТС) противника; лучшие показатели по удельной (габаритной) мощности, удельному расходу топлива, запасу хода и ряду других характеристик; меньшая численность экипажа – три человека; высокая скорострельность независимо от состояния и загрузки членов экипажа за счет автоматизации заряжания (автомат заряжания впервые за рубежом установлен на японском танке «Тип 90»); наряду с бронебойными подкалиберными и кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами (ОФС) в боекомплект танка входят и управляемые снаряды (ПТУР, ПТУРС) для стрельбы до пяти километров по бронированным и высокозащищенным целям, самоходным установкам ПТУРС, САУ и низколетящим вертолетам.

Коллаж Андрея Седых

В последние годы прошедшего столетия на лидерство в мировом танкостроении стал претендовать Китай. На военном параде 1 октября 1999-го по случаю 50-летия образования КНР были продемонстрированы новые китайские танки «Тип 96», «Тип 98» и «Тип 99». По мнению генерального конструктора танка «Тип 99» Чжу Юйшена, эта машина по трем важнейшим показателям боевого потенциала – подвижности, огневой мощи и защищенности – занимает первое место в мире. В 2000 году выпущена первая партия из 40 танков «Тип 99». Это модернизация (развитие) российского танка Т-72. Основное вооружение – 125-миллиметровая гладкоствольная пушка – китайский вариант российской 2А46. Автомат заряжания на 22 выстрела, общий боекомплект – 41 выстрел с БПС, КС, ОФС и ПТУР 9М119 «Рефлекс» российского производства. Со слов Чжу Юйшена, по танковым орудиям западные технологии хуже русских, испытания показали, что китайская 125-миллиметровая пушка мощнее 120-миллиметровых пушек и по бронепробиваемости БПС превосходит пушку танка М1А2 на 15–20 процентов, пушку танка «Leopard 2А6» – на пять-семь, а пушку японского танка «Тип 90» – почти в 1,5 раза. Таким образом, считает китайский генконструктор, нет никаких сомнений, что танк «Тип 99» – один из трех лучших танков мира.

Леклерк

AMX-56 Leclerc – это французский танк, который был создан в конце восьмидесятых годов в качестве замены основному боевому танку Франции AMX-30. Леклерк находился на серийном производстве с 1992 до 2010 года. Данные машины по-прежнему используются, причем не только Францией, но и Объединенными Арабскими Эмиратами.

Долгое время Леклерк признавали самым дорогостоящим боевым танком. Он потерял подобное звание относительно недавно, когда на вооружение приняли современные машины вроде Типа 10 и К2 Черная Пантера. Как и в случае с Оплотом, используется классическая компоновка и экипаж из трех человек. Интересно, что максимальный рост человека для присутствия в Леклерке составляет 182 см, а механик-водитель и вовсе не может быть выше 176 см.

Себестоимость AMX-56 составляет восемь миллионов долларов. При этом танк оснащен двумя пулеметами с магазином на четыре тысячи патронов, а также дулом на 120-мм, боекомплект которого составляет сорок снарядов. Леклерк на один-два километра превышает скорость, развиваемую Оплотом, а потому активно применяется против движущихся целей.

Семейство «Тигров»

При боевой массе 56 тонн он имел 10 см лобовую и 8 см боковую броню. Двигатель — 600-сильный Maybach HL 210P30 обеспечивал ему запас хода в 140 км со скоростью по шоссе около 40 км/ч и в полевых условиях — до 20 км/ч. Кроме пушки в его арсенале были 2 пулемета MG-34 и 6 дымовых гранатометов. В дальнейшем мощность двигателя была усилена до 700 л.с. В конце войны Ф. Порше был создан 70-тонный Tiger II.

Из неосуществленных танковых мегапроектов Третьего Рейха известен Landkreuzer P.1000 Ratte. Не секрет, что Гитлер был склонен к гигантомании, что проявилось, в частности, в проекте этого супертанка. Даже скорее не танка, а дредноута на гусеницах. Ведь он уж точно должен был стать самым большим в мире — его размеры 35 х 14 х 11 метров, вес 1000 тонн. Ширина трехсекционных гусениц — 3,6 метра, суммарная мощность двух двигателей Daimler-Benz MB501, которыми оснащались подводные лодки, составляла 17000 л.с. Окончательно повергнуть противника в ужас должны были два 280-мм корабельных орудия SK-C/34, установленных в поворотной башне.

Модель танка Landkreuzer P.1000 Ratte

Не довелось «понюхать пороху» и танку VIII Maus. Его габариты были намного скромнее, но также внушительны – почти 190 тонн веса. Статья про танк Maus

Kugelpanzer, или танк-шар

Про эту машину, единственный экземпляр которой весом в 1,8 т находится в бронетанковом музее в Кубинке, почти ничего не известно. Ясно лишь несколько вещей: танк-шар произведен в нацистской Германии компанией Krupp, и был захвачен советскими войсками в 1945 году – по разным версиям либо в Маньчжурии, либо на немецком полигоне. Кабина оборудована радиостанцией, вооружения нет, корпус единый, попасть в него можно через люк. Двигатель – одноцилиндровый, мотоциклетный. Предназначением шаротанка, как предполагается, была корректировка курса артиллерийских ударов.

Танк-шар в музее Кубинки

ПТ-САУ Grille 15

Одна из трёх ПТ-САУ X уровня Германии, самый яркий представитель ПТ-САУ с «хрустальной» пушкой. Полное отсутствие брони и отличная маскировка позволяют отыгрывать только одну роль — снайпера 3-й линии. Любое попадание по вам нанесёт катастрофический ущерб, поэтому засвет = смерть.

Однако этот малюсенький недостаток полностью компенсируется разовым уроном (750 единиц) и уроном в минуту (при наличии навыков и оборудования) свыше 3000 единиц!

Схема бронирования Grille 15

У танка восхитительная точность (0,27), очень быстрое время сведения и отличные углы горизонтальной наводки. Высокая скорость (60 км/ч) позволит в самом начале боя занять удобную позицию, а в случае засвета — быстренько ретироваться.

При игре следует также помнить, что боекомплект ограничен — всего 30 снарядов. Их может не хватить в случае затяжной игры, поэтому цельтесь как следует и расходуйте снаряды аккуратно!

Зацените мастерский бой на Grille 15:

https://youtube.com/watch?v=NbUIoj2LHx4%3F

Танки 1945–1965 гг.

После войны развитие боевой техники определялось противостоянием стран Североатлантического альянса (НАТО) во главе с США и стран Варшавского договора во главе с СССР в «холодной войне». Обе стороны имели ядерное оружие. Учения в США и в СССР показали, что в зонах ядерного поражения лучше всего действуют танки. Их броня, герметизированные корпуса и фильтровентиляционные системы частично защищали экипажи от радиации и других последствий ядерного взрыва. Это окончательно утвердило танки как главное оружие сухопутных войск.

Последние представители семейства тяжелых танков ИС («Иосиф Сталин») повоевать не успели. ИС-4 почти сразу отправили в резерв, а потом и вовсе сняли с вооружения. А вот средний танк Т-54 (1946 г.) оказался удачливее, его модификации служат и сегодня. Также удержались в строю британский  «Центурион» A41, разработка которого началась в 1943 г., и американский М-48 «Паттон». А вот французы, которые после освобождения от немецкой оккупации продолжили «доводить до ума» разработки конца 1930-х гг., успеха не добились.

Тяжелый танк ИС-4. СССР. 1947–1951 гг

В 1953 г. на вооружение Советской армии был принят тяжелый танк Т-10, а еще через пять лет – средний танк Т-55, созданный на основе Т-54. Эти два танка стали последними в своих классах. После этого танкостроители и военные пришли к концепции основного или основного боевого танка (ОБТ), который заменил и средние, и тяжелые машины.

В Советской армии первым основным танком стал Т-62, разработанный на базе Т-55. «Шестьдесят второй» также стал первым в мире серийным гладкоствольным танком – его вооружили 115-мм пушкой 2А20. Несмотря на то что Т-62 считался не слишком удачным, его «тираж» только в СССР составил 20 000 штук, а еще его выпускали в Чехословакии и Северной Корее.

Основной танк Т-62. СССР. 1961–1975 гг.

Танки периода Второй мировой войны не умели стрелять с хода – вероятность попадания при этом была всего 3%. Чтобы выстрелить, танку нужно было остановиться, а это превращало его в неподвижную мишень. Еще в военное время появились первые образцы стабилизированных танковых пушек, но они были несовершенны, и смогли научиться «воевать по-настоящему» только в 1950-е гг. Действие стабилизатора основано на свойстве гироскопа сохранять положение своей оси в пространстве неизменным. Два таких гироскопа подают сигналы на приводы поворота танковой башни и возвышения пушки. Танк может двигаться, поворачивать, раскачиваться на ухабах – но пушка при этом постоянно смотрит на цель и посылает снаряд точно в нее.

Средний танк М-48 «Паттон». США. 1952–1959 гг.

Средний танк Т-55. СССР. 1958–1979 гг.

Тяжелый танк Т-10. СССР. 1954–1966 гг.

Средний танк А41 «Центурион». Великобритания. 1945–1962 гг.

«Леклерк»

Французский ОБТ AMX-56 Leclerc выпускается с 1992. Армия Франции имеет около 200-400 таких танков. Отличительная особенность — полная компьютеризация.

Описание:

  • 54-57 т;
  • 9,8 м;
  • классика;
  • 3 человека;
  • гладкоствольная пушка — 120 мм CN120-26 (52 калибр), 40 боеприпасов;
  • пулеметы — 12,7 M2HB-QBC и 7,62 AAN F1;
  • динамическая защита;
  • монокулярный прицел SAGEM HL-60, тепловизор Athos, панорамный SFIM HL-70, лазерный дальномер HL-58;
  • финский дизельный мотор — V8X 1500, 50-71 км/ч;
  • стоимость — 9 млн. долларов.

Достоинства:

  • 550 000 м без доп. заправки;
  • автомат заряжения;
  • стабилизация в 2 плоскостях;
  • высокая бронезащита.

Недостатки:

  • высокая цена;
  • уязвимость для гранатометов.

Англия и Франция

А что же можно сказать о достижениях держав, где когда-то зародилось танкостроение? Английский «Челленджер 2», имея очень мощный уровень защиты, сильную пушку, отличную систему управления огнём (во время операции «Буря в пустыне» один из британских «Челленджеров» с первого выстрела уничтожил иракский Т-55 на дистанции в 5000 метров!), тем не менее, вызывал нарекание у английских специалистов, планировалось перевооружение британской армии на «Абрамсы». Главная претензия – невысокая скорость хода. Но иракская кампания поставила всё по своим местам – «Челленджер» оказался превосходным бойцом. Британский танкопром был спасён правительственными заказами. Вообще, после не очень удачных танков Второй мировой войны англичане сделали правильные выводы и их послевоенные танки были неплохи, хотя и тихоходны. Но танкисты любили их за надёжность, мощные пушки и отличную бронезащиту. Благодаря этому, их экипажи шли в бой, думая о выполнении боевой задачи, а не занимались поиском ближайшего укрытия. Кстати, «Челленджер 2» считается самым защищённым от кумулятивных снарядов танком в мире (в плане пассивной брони, активной защиты у него, увы, нет).

Французский АМХ-30, как и советский Т-55, и немецкий «Леопард-1», — детище концепции танка, которому не нужна сверхмощная защита, броня должна больше беречь от огня стрелкового оружия уцелевших после атомного удара опорных пунктов противника, ослаблять радиационное излучение. Такие танки должны были на высокой скорости пересекать очаги поражения атомными зарядами, выдерживать ударную волну и световое излучение от ядерных взрывов. Время шло, и концепция применения танков менялась. Так, во Франции на смену АМХ-30 пришла модель АМХ-56. После устранения ряда проблем танк вышел по большинству позиций на передовые (но не первые!) рубежи мирового танкостроения. Несмотря на это, никто, кроме Франции и ОАЭ, финансировавшей его разработку, не польстился на него. В настоящее время он серийно не производится, французы мечтают о новых танках, но реальных действий в этом направлении пока не отмечено.

Резюме: несмотря на успехи, ни английские образцы, ни тем более, французские не могут претендовать на титул «самый мощный танк в мире».

На снимке — «Челленджер 2» из Великобритании:

Танк Боба Семпла

Новая Зеландия тоже захотела собственный танк, наслышавшись сполна о грандиозных танковых сражениях на полях мировых войн. В 1940-х годах новозеландцы, не имея достаточной промышленной базы, собрали бронированную машину в виде трактора, облепленного металлом, и напичкали его семью легкими пулеметами Bren с 7,62-миллиметровыми патронами. Получился, в общем, не самый лучший танк в мире, но, по крайней мере, рабочий. Новорожденному танку дали имя Боба Сэмпла, министра строительства Новой Зеландии тех времен. В массовое производство танк не попал из-за множественных проблем своей конструкции, однако все же успел поднять мораль новозеландцев.

Танк Боба Семпла

Первый танк Советского Союза

Надо сказать, что военные инженеры Советского Союза в начале 1920 года решили изобрести первый советский танк. Построен он был практически таким же самым, как и французская машина Renault ft-17. На одном из заводом в Нижнем Новгороде конструкторы разобрали французский танк буквально до винтика и таким образом смогли увидеть полную картину чертежей и конструкции этой машины.

На построение первого советского танка, который кстати носил название “Борец за свободу товарищ Ленин” ушло практически 2 года. Только в 1921 году на вооружение армии была поставлена эта машина.

Нужно отметить, что первые советские танки по сравнению с теми, которые принимали участие во Второй мировой войне, были неуклюжими. Первые образцы подобных боевых машин развивали скорость всего-то приблизительно в 9 км/час. Запас хода у них составлял только 60 км. Бронь была не толстая и составляла приблизительно 6 мм. В экипаже находились два человека. После того, как первые подобные машину доставили бойцам армии, на протяжении года было выпущено всего 14 подобных образцов боевой техники. 

Если говорить о французском образце танка, который был переделан на советской манер, то на конвейер его так и не пустили.

Тип-99

Type-99 – это современный боевой танк, сконструированный Китаем на базе серии прототипов третьего поколения под названием Type 98. Он считается развитием концепции Т-72, самого массового боевого танка второго поколения, созданного в Советском союзе. Несмотря на это, для Китая подобная конструкция считается прорывом. В частности, в Типе-99 уменьшили ослабленную зону у люка.

Конструкторы усилили лобовую защиту благодаря помещению динамической защиты поверх бронирования. Были улучшены и другие части, вроде кормовой ниши башни. Помимо первой серийной модификации, Китай впоследствии создал ещё ряд боевых комплексов. Например, Type 99A2 получил новую информационно-управляющую систему, динамическую и активную защиту, а также комплексную систему управления движением.

Один Тип-99 стоит более двадцати двух миллионов долларов. При всей своей легкости, танк вооружен тремя пулеметами (два против пехоты и один против зенитных орудий), а также гладкоствольным орудием 125 мм. Type-99 проигрывает многим машинам с точки зрения дальности поражения цели, зато он отлично справляется с уничтожением противотанковых ракет.

Ещё одна причина, по которой Тип-99 входит в перечень самых мощных танков – лазерная система защиты. Эта уникальная технология, которая применяется только на машинах Китая, позволяет подавлять сигналы противотанковых ракет, а также мешать наведению других танков.

Танк «Пантера» (PzKpfw V Panther)

«Пантера» разработана в 1943 году фирмой MAN и впервые применена в Курской битве. Германские инженеры стремились создать массовый танк, который был бы прост и дешев. Танк стал конкурентом советского Т-34 и «американца» Sherman.

Новая немецкая разработка сделалась самым мощным из танков Вермахта в период ВОВ, она имела очень толстую броню толщиной до 80 миллиметров. Вражеские снаряды отскакивали от корпуса танка. Правда, на бортах броня была более тонкая, поэтому советские танкисты старались бить именно в эту «ахиллесову пяту».

Машина имела орудие 75 миллиметров, его мощность не уступала 88-миллиметровой пушке «Тигра». Бронебойные снаряды за первую секунду успевали пролететь километр. Поэтому боевая машина была способна поразить почти каждый танк врага на дистанции свыше двух километров. По скорости образцы выигрывали у Т-34 – на шоссе могли разогнаться почти до 60 километров в час.

Другое дело, что «Пантеры» дорого обходились германской промышленности. К тому же их обслуживание оказалось делом непростым. Немецкая экономика не смогла в должной мере наладить их производство. Тем не менее, за годы войны произведено порядка 6 тысяч Panther.

Россия и Украина

Отечественная школа танкостроения является одной из самых заслуженных в мире. Российский танк Т-90, безусловно, является лидером по критерию «стоимость-эффективность». Ранее советские, а ныне российские танки ценят многие страны за простоту в обслуживании, отличное вооружение и хорошую защиту, манёвренность и подвижность. Эти танки хорошо осваивались массовыми крестьянскими армиями с невысоким уровнем образования. Кроме того, российские, как и ранее советские, танки прошли проверку в условиях сибирских морозов, афганских и кавказских гор, пустынях Средней Азии и Ближнего Востока, влажных джунглях Венесуэлы и Вьетнама. Итак, Т-90. Танк имеет комбинированную броню, мощное 125-мм орудие, в боекомплекте которого есть и управляемые боеприпасы, что является несомненным плюсом отечественных танков. Размеры танка невелики, что, впрочем, в современных условиях уже не имеет решающего значения. Небольшой заброневой объём, благодаря уменьшению численности экипажа вследствие применения автомата заряжания пушки, встроенная динамическая защита в дополнение к комбинированной броне, пассивные («Штора») и активные («Арена» и «Дрозд») системы защиты тоже относятся к достижениям отечественного танкопрома. Как результат – вес танка Т-90 относительно невелик, намного меньше зарубежных моделей. Так что же, вот он, самый мощный танк в мире? Фото показывает его красивый стремительный силуэт, танк имеет высокий экспортный потенциал – Индия, Алжир, Венесуэла выбрали его для своих армий.

Но нет, Т-90 всё-таки имеет и серьёзные минусы. Его пушка до недавнего времени уже не могла с большой дистанции поражать в лоб современные танки, хотя сейчас здесь наблюдаются положительные изменения. Малый заброневой объём, кроме преимуществ, имеет и свой недостаток — экипаж размещён среди боеприпасов, что отрицательно сказывается на его безопасности в бою. Были нарекания и к двигателю, приборам наблюдения, системе управления огнём. Эти проблемы решены или решаются в последних модификациях (Т-90А, АМ, МС, АМ). Но, опять-таки, это пресловутое «но» — танки линейки Т-90 не закупаются российской армией, в ожидании перспективной модели идёт модернизация стареньких Т-72.

Украине по наследству достался один из самых заслуженных центров бывшего советского танкопрома — Харьковский завод транспортного машиностроения имени Малышева. Достаточно сказать, что самый знаковый танк Второй мировой войны, Т-34, родился именно здесь. За годы независимости украинские танкостроители добились больших успехов, модернизируя модели Т-64 и Т-84 УД (дизельные вариант Т-80). Созданы и постоянно модернизируются «Оплот-М» и Т-84 «Оплот» (это разные танки!). Во многом эти модели не уступают, а кое в чём и превосходят западные аналоги, имеют некоторые экспортные успехи (поставлялись в Пакистан, Таиланд). Больших успехов достигла Украина и в разработке собственных управляемых боеприпасов для танковых пушек. Но, всё же, это не прорывные проекты, по сути, это линия развития старых моделей и решающих преимуществ они не имеют.

На фото — Т-90: