Оглавление
«Black Sabbath»
Black Sabbath
Третья из групп, которые обычно называют среди главных в хард-роке, также явила себя публике в 1970-м году и радикально отличалась от двух предыдущих. «У общинного центра в Сикс Уэйз, где мы репетировали, был кинотеатр под названием «Orient«, и когда там показывали фильмы ужасов, очередь выстраивалась на всю улицу, заворачивала за угол и терялась вдали. «Разве не странно, что люди платят деньги за то, чтобы их пугали? – помню, однажды спросил Тони. – Может, нам перестать играть блюз и написать зловещую музыку?». Мы с Биллом решили, что это отличная идея и написали основу для текста песни, которая впоследствии будет названа «BlackSabbath«. А потом Тони придумал этот жуткий рифф», – вспоминает в автобиографии великий и ужасный Оззи Осборн. Как ни странно, блюз при этом никуда не делся: выяснилось, что его тягучая атмосфера подходит не только для песен о том, как бывает плохо хорошему человеку. Такой взгляд на музыку оказался близок довольно многим Вышедший в том же году второй альбом «Paranoid» закрепил успех и подарил миру песню, навсегда прописавшуюся в концертных сет-листах не только Black Sabbath, но и сольного Оззи. Такие стили, как трэш, стоунер, дум и блэк-метал явно вышли из шинели «первенца» самой мрачной из хард-роковых групп начала 1970-х.
«The Man Who Sold The World»
David Bowie
Неожиданно заимев крупный хит в виде заглавного трека к альбому «Space Oddity», вслед за ним будущий Зигги Стардаст записал клаустрофобный, нервный и довольно жесткий рок-альбом, отличающийся как от мечтательного арт-фолка его ранних вещей, так и от «хэви-металлолома» современных ему музыкантов. Ведущую роль в этом сыграл гитарист Мик Ронсон – он писал аранжировки для синтезаторщика Ральфа Мейса, давал советы басисту-продюсеру Тони Висконти и даже пел вместе с ним бэк-вокалы через вокодер. Как и в прошлый раз, главным хитом на этой пластинке стала заглавная вещь, которую удачно присвоила группа Nirvana. Сам Боуи, по слухам, просто закипал, когда ему задавали вопрос, с чего это он поет песни Кобейна. И все же этот альбом великолепно слушается сам по себе: «золотую эпоху» Дэвида Боуи принято начинать именно с него.
«In Rock»
Deep Purple
1970 год стал переломным и для еще одной группы, золотой век которой придет в новом десятилетии. Выпустив три альбома утяжеленного прогрессив-рока в духе Vanilla Fudge и выступив в «Альберт-Холле» с концертом для группы и оркестра, Deep Purple задумались о смене стиля и осуществили его с блеском, который, кажется, не удалось превзойти еще никому. Говорят, что осознание дальнейшего пути пришло к ним после знакомства с первыми альбомами Led Zeppelin – но стиль «темно-лиловых» так же сильно отличался от коллег по цеху, как собственные альбомы Led Zeppelin от записей Cream или близких по духу Iron Butterfly. Положив в основу мастерство импровизации каждого из четырех инструменталистов, классическую школу органной игры Джона Лорда и захватывающие риффы Ричи Блэкмора, группа создала ни на что не похожую смесь джаза, рока и классической музыки, которая и остается ее отличительной чертой вплоть до сего дня.
Эарубежные рок певицы 70-х. Список
Действительно популярных рок — певиц 60х — 70х годов можно пересчитать по пальцам, так — как женщина и рок в то время никак не ассоциировались. Но популярность нижеперечисленных исполнительниц в корне перевернуло представление, что женщина и рок несовместимы.
Дженис Джоплин (Janis Joplin)
Дженис Джоплин (Janis Joplin) — Легенда женского рока. Ещё в начале 60-х она стала петь на сценах клубов и ресторанов. Её неповторимый хриплый голос, диапазоном в 3 октавы не оставлял равнодушных. К славе Дженис пришла благодаря упорному труду и счастливой встречи с коллективом «Big Brother». Ближе к концу десятилетия о Дженис знал весь мир. К сожалению увлечение наркотиками привело к ранней смерти певицы. За всё время Дженис Джоплин записала 3 альбома, которые вошли в классику рока.
Нина Хаген (Nina Hagen)
Нина Хаген (Nina Hagen) — Гордость немецкого рока. Критиками была названа матерью панк-рока. Её огромный голосовой диапазон в 3 октавы позволял петь самые замысловатые песни. Международная слава пришла в 1978 году после выхода в свет альбома «Nina Hagen Band». За 2 года (1978 и 1979) песни Нины Хаген всегда возглавляли чарты Англии и Германии. В 1980 году певица распустила группу и всецело ушла в религию.
Патти Смит (Patti Smith)
Патти Смит (Patti Smith) — Американская певица 70-х — 80-х годов. Благодаря своему альбому «Horses», в оригинальном стиле, Патти стали называть крёстной мамой панк-рока, а её всемирно известный сингл «Because the Night» поднял певицу на вершину музыкального мира. Патти Смит была активным участником Гриннписс и боролась за мир. До 80 года Патти выпустила 9 альбомов.
Дебби Харри (Debbie Harry)
Дебби Харри (Debbie Harry) — Американская рок-певица, автор песен и популярная кино актриса. Лидер рок группы «Blondie». Всемирная популярность приходит после выхода альбома «Параллельные линии» в 1978 году. После этого Дебби Хари стала самой успешной певицей конца 70-х годов.
Сьюзи Кватро (Suzi Quatro)
Сьюзи Кватро (Suzi Quatro) — Американская рок-певица. Начало карьеры было трудным, но благодаря целеустремлённости Сьюзи, певица прославилась сначала в Европе, а затем в США. Певица была верна своему имиджу до конца, за что её окрестили «мисс кожаная куртка». Особенно популярны её альбомы «Демон Дейтона» и «Если б вы знали Сьюзи».
Донна Саммер (Donna Summer)
Донна Саммер (Donna Summer) — Королева ритм-энд-блюза Америки. Самая продаваемая певица конца 70-х годов. За пять с небольшим лет с 1974 года записала 9 очень успешных альбомов, которые разошлись миллионными тиражами по всему миру. Обладательница 6 премий «Гремми».
Тина Тернер (Tina Turner)
Тина Тернер (Tina Turner) — Одна из известнейших рок-певиц современности. Американка по рождению, Тина очень рано стала петь. Ещё в далёком 1960 году песня «A Fool in Love», исполненная 20-ти летней Тиной заняла вершины хит парадов Америки. После этого два десятилетия Тина с успехом выступала и писала популярные хиты. Песня «Proud Mary» до сих пор очень популярна и входит в мировую золотую коллекцию песен 20 века.
Арета Франклин (Aretha Franklin)
Арета Франклин (Aretha Franklin) — Американская певица — королева соула. Благодаря очень сильному и звонкому тембру голоса Арета намного качественней исполняла уже известные хиты, которые ещё выше поднимались на вершины чартов. Помимо ремиксов песен певица и сама писала очень неплохую музыку. Арета Франклин внесена в зал славы рок-н-ролла.
«John Lennon/ Plastic Ono Band»
John Lennon
1970 году суждено было стать не только годом распада The Beatles, но и временем, когда все четверо битлов почти одновременно выпустили по сольному альбому. Пол Маккартни впервые попробовал себя в роли мультиинструменталиста, записав полудомашний альбом, а скромный Ринго ухитрился предугадать моду на альбомы кавер-версий за добрую четверть века до того, как это стало мейнстримом. Однако самым жестким и одновременно самым ярким из четверых оказался Джон Леннон. Сбросив путы маккартниевской диктатуры последних лет, он записал очень личный и по-хорошему «сырой» сольный альбом. Никаких духовых, струнных и прочих излишеств: ритм-секция, гитары, фортепиано в нескольких песнях, плюс «ветер» в исполнении Йоко Оно и голос, то мурлычущий о любви, то ревущий «на разрыв аорты». «Лично я просто записываю четырнадцать песен в стиле рок», – говорил Леннон о своем подходе к записи в 1969 году, и именно здесь его «метода» видна лучше всего.
«Let It Be»
The Beatles
Проект, первоначально названный «Get Back», должен был ознаменовать возвращение группы к корням и «живым» выступлениям – но лишь продемонстрировал, что группа очень долго не играла вживую. «Честный» альбом обзавелся многочисленными наложениями, а проект, намерением которого было открыть у The Beatles второе дыхание, закончился многочисленными спорами и судебным иском, похоронившим надежды на новый альбом ливерпульской четверки.
«Впервые мы не хотели иметь дело с альбомом, созданным нами», – вспоминал Джон Леннон об итогах тех сессий, но на выпущенной в конце концов пластинке оказалось немало хорошего. Пол Маккартни подтвердил репутацию автора незабываемых песен, сочинив заглавную песню и «The Long And Winding Road», вкладом Джона стали абсурдная «Dig A Pony» и «Across The Universe», которую он, впрочем, называл плохой записью великой песни, одна из композиций Джорджа впоследствии дала название его мемуарной книге – и только Ринго впервые со времен «A Hard Day’s Night» оказался всего лишь барабанщиком. И, пожалуй, это говорит о настроении проекта больше, чем что-либо еще.
«Bridge Over Troubled Water»
Simon & Garfunkel
1970 год стал финальным и для другой великой группы – точнее, дуэта, – без которого невозможно представить себе музыку 60-х. Альбом, по традиции почти целиком написанный Полом Саймоном, записывался в непростых условиях: Арт Гарфанкел наслаждался работой над фильмом «Уловка-22» и был готов сосредоточиться на работе в кино, а самому Саймону было явно тесно в рамках фолк-поп-дуэта. Как бы там ни было, получивший смешанные отзывы альбом впоследствии был признан классикой стиля. Заглавный номер, берущий начало в музыке госпел, впоследствии перепевали решительно все, от Элвиса Пресли до Ареты Франклин, «Cecilia» стала ярчайшим воплощением радостной стороны творчества обычно меланхоличного Саймона, а «El Condor Pasa» на полтора десятилетия предвосхитила его эксперименты с этнической музыкой. Дальше у Саймона и Гарфанкела будет несколько попыток воссоединения, реюнион-туры, волшебный концерт в Центральном парке Нью-Йорка, но творческая история дуэта закончится именно в 1970-м.
«Cosmo’s Factory»
Creedence Clearwater Revival
Как и Black Sabbath, Creedence Clearwater Revival умудрились выпустить в 1970 году сразу два альбома, выбрать лучший из которых не так-то просто. Единственным «обломом» группы вплоть до финального диска «Mardi Gras» стало неудачное выступление на все том же фестивале в Вудстоке. «Travelin’ Band», «Run Through The Jungle», «Lookin’ Out My Back Door», «Up Around The Bend» – все они до сих пор входят в обойму идеальных песен для байкеров и с восторгом принимаются на концертах Фогерти, продолжающего колесить по Америке.
О главных этапах короткой, но очень яркой истории группы Creedence Clearwater Revival мы рассказывали здесь.
Глэм-Рок
Характерной чертой прог-рока и хэви-метала была напыщенная, патетичная и монументальная музыка. Начало 70- х годов ознаменовалось появлением в Британии глэм-рока, который явился полной противоположностью этим направлениям и стал преемником, так называемого гаражного рока в диапазоне музыкального поиска и экспериментальных исследований, а с иной стороны упрощенности музыки, поддержания истинной сути рок-н-ролла, а не академических разработок.
Глэм-рок имел большие различия в музыке, но общей чертой являлось театрализованность сценических постановок, эффектность и красочность шоу- программы, сопровождающая музыку, яркость и вычурность грима, андрогинный имидж. Глэм- рок представлен в нескольких подгруппах: глэм рок-н-рольного характера, глэм металлический и глэм интеллектуальный.
Основателем направления назван Гэри Глиттер, благодаря которому он и получил второе имя – глиттер-рок, в основе которого была заложена музыка поп- рок и ритм-энд-блюз.
Однако идолом стиля была признана группа «T.Rex» со своим фронтменом Марком Боланом. Верхние ступени хит-парадов в период с 1970 по 1973 года были заняты хитами «T.Rex», которые выгодно отличались на фоне амбициозного метала и прогрессива, и были основаны на рок-н-ролле и буги-вуги.
«T.Rex» имели несомненное влияние на развитие в будущем брит — попа и панк- рока, а завершение эпохального времени глэм-рока многие связывают с трагической гибелью в 1977 году Марка Болана. В этом же направлении работали группы — «Mud», «Mott The Hoople», «Alvin Stardust».
Глэм интеллектуальный
Подобная терминология присуща ряду музыкантов, стремившихся создавать непростые поп- музыкальные композиции, искусство высочайшего класса на основе глэма. Стиль больше чем другие тяготел к различным экспериментам. На эстетичность глэма так же сильно повлияло направление «поп- арт» (Энди Уорхол).
Большую известность и популярность приобрел глэм-музыкант Дэвид Боуи, создавший пластинки, которые стали эталоном «серьёзного глэма». На протяжении 40 лет ему удается экспериментировать с новыми музыкальными веяниями, при этом сохранив элементы собственного, присущего только ему стиля.
Рок-группы зарубежные 70 х были олицетворены и другими яркими эталонами стиля – «Roxy Music», еще в большей степени связанная с арт- роковым направлением, но сумевшая оказать сильное влияние на зарождение стиля новой волны.
«Queen» стали одной из значимых групп глэм-рока. Альбомы, записанные в 70- х годах, соединили в себе хэви-металлическое звучание и пафос, проявившийся в вычурном внешнем облике. Богатейшее, приближенное к «симфоническому», звучание гитары с мощным и неповторимым вокалом Фредди Меркьюри, элементы арт- рока нашли свое проявление в известном сингле «Bohemian Rhapsody».
Рок-группы 70 х зарубежные имели множество незаурядных представителей тяжелого глэм-рока, к примеру, Элис Купер, «Slade» и «Sweet», которым была присуща патетичность хард- рока и близость к гаражному року и рок-н-роллу. Эллис Купер сумел стать важнейшим прото-панк музыкантом.
«Slade» выделялась сильнейшим вокалом и поп-гармониями высокого класса. Группа «New York Dolls» выделялась своей музыкой, заполненной сильным и тяжелым воздействием ритм-энд-блюза, среди представителей глэма. В начале 70-х годов , несмотря на свой трансвеститский образ, коллектив стал стержневой фигурой для прото-панка.
Последняя волна, захлестнувшая хард-глэм, выделила «Adam&the Ants» и «Kiss», чей непомерный и вычурный грим оставил отпечаток на последующем становлении «хэир-метала» 80-х годов.
Хард-Рок
Дебютом хард-рока можно считать альбом группы «Led Zeppelin», выпущенный в 1969 году. Именно она вывела музыку на совершенно новую ступень, выйдя окончательно из рамок тяжелого блюза. Мощные ударники, виртуозное владение басом и гитарой и в довершение драматический вокал все это было характерно для «Led Zeppelin». В последующие годы группа проводила эксперименты, дополняя музыку элементами классики, регги, фанка и фолка.
В этом же стиле отметилась группа «Black Sabbath», музыка которой отличалась «инфернальной» тематикой текстов, мрачностью и тягучестью рифм, что в итоге сформировало стоунер-рок и хэви-метал и чуть меньше – дум-металл, а в 80- е годы – альтернативный рок и гранж.
В пятерку ярчайших звезд стиля вошел коллектив «Deep Purple», начинавший музыкальную карьеру в направлении психоделии, а уже в 70- е годы расставил акценты в пользу хард-рока, обработав солом на клавишных и виртуозным исполнением на гитаре, вплетя присущие для прога компоненты классической гармонии и влияние блюза.
На развитие музыкального направления неимоверное влияние оказали такие зарубежные рок-группы 70 х , как «Scorpions»,«Kiss», «Grand Funk Railroad», «Rainbow», «Black Widow», «Nazareth».
Со стороны «Uriah Heep2 была предпринята попытка совместить симфоническую музыку с хэви-метал, а «Montrose» и «Mountain» больше склонялись к блюз-року. Southern rock — подгруппа, ориентированная на кантри и блюз, была представлена «Lynyrd Skynyrd».
«Déjà vu»
Crosby Stills Nash & Young
Записывая то, что станет их последним альбомом, Саймон и Гарфанкел отказались от множества предложений о выступлениях, включая знаменитый фестиваль «Вудсток». Своего рода заменой им стала супергруппа, чье выступление было всего лишь вторым по счету – но именно Кросби, Стиллз, Нэш и Янг стали одним из ярчайших его открытий. Второй их альбом, записанный вскоре после этого, также стал классикой рок-музыки, а песня «Woodstock» – своего рода символом фестиваля. «Teach Your Children» украсила финал столь же очаровательного фильма «Мелоди» о любви двух подростков, а «Helpless» оказалась одним из первых суперхитов неукротимого Нила Янга, чья карьера продолжается до сих пор.
«Elton John»
Elton John
Пока звезды 60-х сходились и расходились, пытаясь обрести свое место в меняющемся музыкальном мире, на смену им приходили другие герои. Одним из них неожиданно стал неуверенный в себе пианист-очкарик, которому упорно не давалось сочинение текстов песен. Его первый альбом «Empty Sky» был больше пробой сил, нежели впечатляющим дебютом, зато второй по счету альбом прогремел и в Англии, и в Америке, получив номинацию на премию «Грэмми». Впитав в себя влияние музыки соул, госпела, кантри и того, что впоследствии назовут стилем американа, «Elton John» стал не столько подражанием, сколько оммажем американской музыке того времени, а заодно и ее переосмыслением. Здесь пока еще не очень много хитов, зато первый из них – написанную за 15 минут «Your Song» – сам Элтон признавал лучшей из тех, что когда-либо были написаны им и автором текстов Берни Топином.
«Fun House»
The Stooges
Другие поклонники блюза и оккультизма, американцы The Stooges, в 1970-м уже записали свой первый альбом, и, несмотря на его сравнительный коммерческий неуспех, заслужили «продолжение банкета» благодаря мощным живым выступлениям. «Мы поняли, что надо делать следующий альбом, и я написал их одну за другой», – говорил Игги Поп о песнях для второго альбома, который записывался практически живьем в Лос-Анджелесе. «Dirt», «Fun House», «TV Eye» – все эти песни исполнялись группой вплоть до ее распада через несколько лет и при воссоединении в новом тысячелетии. Джек Уайт называет эту пластинку величайшей из когда-либо записанных, а лидер Nine Inch Nails Трент Резнор и Перри Фаррелл из Jane’s Addiction, создавая свои группы, явно вдохновлялись атмосферой своего рода звуковой анархии, царящей на этом альбоме.
Journey
Journey — рок-группа, образованная бывшими участниками групп Santana и Frumious Bandersnatch в феврале 1972 года в Сан-Франциско, США. Коллектив стал коммерчески успешным между 1978–1987 годами, после чего был временно распущен, продав более 80 миллионов экземпляров своих альбомов по всему миру и более 47 миллионов в США. В течение этого периода, группа выпустила серию хитов, в том числе хит 1981 года «Don’t Stop Believin», который в 2009 году стал самым прослушиваемым треком в истории Itunes среди песен, выпущенных в XX-м веке. Наиболее успешными альбомами Journey считаются «Escape» (1981) и «Frontiers» (1983). Всего же группа выпустила 17 альбомов, из которых два золотых, восемь мультиплатиновых и один алмазный альбом.
8
«All Things Must Pass»
George Harrison
Удачным 1970-й был и для другого гитариста The Beatles: Джордж Харрисон разродился сразу тройным альбомом, многие песни которого были написаны еще в битловскую эпоху. Самой известной из них стала «My Sweet Lord», объединившая «Аллилуйю» с «Харе Кришной» и одновременно ставшая поводом для курьезного судебного иска. Впрочем, многие другие песни едва ли уступали этой. Заглавная песня прописалась в концертном сет-листе Пола Маккартни в новом тысячелетии и вдохновила БГ на сочинение первой в его жизни песни на русском языке. «Wah-Wah» была написана сразу после очередной перебранки с Полом Маккартни, «If Not For You» стала крупным хитом для Оливии Ньютон-Джон, а на одном из дублей «Art Of Dying» сыграл мало кому известный тогда Фил Коллинз. Быть может, финальная часть диска, заполненная джем-сейшнами, может показаться лишней, однако мало какой альбом столь ярко иллюстрирует 70-е – немного помпезные, чуть-чуть раздутые и не менее удивительные, нежели золотая эпоха 1960-х.
«Jesus Christ Superstar»
Andrew Lloyd Webber & Tim Rice
В том же 1970-м вокалист Deep Purple Иэн Гиллан принял участие в проекте, оказавшемся самым успешным в его карьере за пределами группы. «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте», – говорил в интервью автор либретто к рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда» Тим Райс. Представители церкви были явно с ним не согласны, однако значение этой записи, ближе всех подошедшей к определению рок-оперы именно как оперы в стиле рок, переоценить невозможно. Пригласив на главные роли Иэна Гиллана и ряд других менее известных исполнителей, Уэббер и Райс сорвали банк и создали уникальное произведение, известность которого не ограничивается одной-двумя запоминающимися мелодиями. А в СССР знакомство с отнюдь не ортодоксальной историей жизни Христа имела последствия и вовсе неожиданные. «Я лично знал молодых людей, ставших христианами под воздействием этого произведения», – вспоминал лидер группы «Арсенал» Алексей Козлов.
О других знаменитых рок-операх мы рассказывали в нашем специальном материале.
«Abraxas»
Santana
В отличие от Creedence Clearwater Revival, группа гитарного виртуоза Карлоса Сантаны в полной мере воспользовалась успехом на «Вудстоке», закрепив удачу дебютного альбома на следующем диске. Распробовавших латин-рок не смутило и то, что из девяти композиций нового альбома три были инструментальными, а две – кавер-версиями: «Black Magic Woman» и «Oye Como Va» совершенно затмили в сознании фанатов оригиналы Питера Грина и Тито Пуэнте. «Мне говорили: почему вы не играете эту песню так, как Santana? Сперва меня это бесило, но потом я подумал: черт, у меня же есть новый дом благодаря авторским отчислениям с этой песни! Так что ладно, без проблем», – цитировал гитарист слова самого Пуэнте.
Iron Maiden
Iron Maiden — британская рок-группа, основанная бас-гитаристом Стивом Харрисом в конце 1975 года, оказавшая значительное влияние на развитие метала. Является одной из крупнейших, наиболее успешных и самых продаваемых (более 100 миллионов копий по всему миру) хеви-метал групп всех времён. А её вокалист Брюс Дикинсон, по мнению многих, является одним из лучших вокалистов хэви-метал в истории. Всего коллектив на 2015 год выпустил 16 студийных альбомов, последний из которых The Book of Souls.
Iron Maiden имеет свой талисман, символ по имени «Эдди», который изображён на всех обложках альбомов группы, а также представлен в декорациях на всех их концертах.
7
«Tea For The Tillerman»
Cat Stevens
Двумя альбомами подряд в 1970 году отметился и исполнитель софт-фолка Стивен Георгиу, выступавший под псевдонимом Кэт Стивенс. Второй из этих альбомов пользовался успехом не только на родине британского музыканта, но и в Штатах, где стал трижды платиновым: почти четверть века спустя кавер-версия песни «Wild World» оказалась серьезным хитом для хард-роковых виртуозов Mr.Big. А оригиналы в исполнении самого Кэта Стивенса украсили сразу несколько кинокартин, включая трогательную драму «Гарольд и Мод» и второй фильм о приключениях Стражей Галактики: доверительное исполнение Стивенса оказалось прекрасной иллюстрацией к финалу картины.
«Led Zeppelin III»
Led Zeppelin
Сами Led Zeppelin в 1970-м оказались в непростой ситуации: после двух альбомов громоподобного рока на блюзовой основе подборка полуакустических номеров а-ля Fairport Convention или Pentangle воспринималась как предательство. Тот факт, что открывавшая альбом «Immigrant Song» звучала вполне в стиле предыдущих пластинок, едва ли успокоил фанатов – но именно третий альбом оказался чуть ли не определяющим для всей их дальнейшей творческой судьбы. «Since I’ve Been Loving You» наряду с вышеупомянутой «Immigrant Song» пополнила копилку лучших песен группы, а песни типа «Gallows Pole» ныне составляют значительную часть концертной программы Роберта Планта. И именно песни с третьего альбома стали основой для очередного ноу-хау Led Zeppelin – полуакустического сета в середине «электрического» выступления. Сейчас эту «фишку» использует едва ли не каждая группа стадионного рока, начиная с The Rolling Stones.
«Chicago (Chicago II)»
Chicago
Своеобразным «противоядием» от музыки в духе Black Sabbath или The Stooges стала вторая по счету запись команды, смешавшей в своей музыке рок, фанк и джаз. «Первый наш альбом был сгустком чистой энергии, зато второй мы контролировали в большей степени», – вспоминает барабанщик Дэнни Серафин. Формат двойного альбома оставлял достаточно возможностей для самовыражения: центральную композицию, 13-минутную сюиту под названием «Ballet for a Girl in Buchannon», сочинил тромбонист Джеймс Панков, и две из семи его составных частей – «Make Me Smile» и «Colour My World» – быстро стали хитами, как и «25 Or 6 To 4» с незабываемым духовым риффом.
Продолжительность композиций роднила Chicago как с джазом, так и с набиравшим популярность прогрессив-роком – но, кажется, ни критики, ни слушатели ничего не имели против таких «вавилонских смешений». Пластинка была номинирована на «Грэмми», а журнал «Cash Box» назвал ее лучшей в 1970 году. И ведь было за что!