Русские виа и поп группы 70-х на зайцев-нетт

Оглавление

«Déjà vu»

Crosby Stills Nash & Young

Записывая то, что станет их последним альбомом, Саймон и Гарфанкел отказались от множества предложений о выступлениях, включая знаменитый фестиваль «Вудсток». Своего рода заменой им стала супергруппа, чье выступление было всего лишь вторым по счету – но именно Кросби, Стиллз, Нэш и Янг стали одним из ярчайших его открытий. Второй их альбом, записанный вскоре после этого, также стал классикой рок-музыки, а песня «Woodstock» – своего рода символом фестиваля. «Teach Your Children» украсила финал столь же очаровательного фильма «Мелоди» о любви двух подростков, а «Helpless» оказалась одним из первых суперхитов неукротимого Нила Янга, чья карьера продолжается до сих пор.

«Jesus Christ Superstar»

Andrew Lloyd Webber & Tim Rice

В том же 1970-м вокалист Deep Purple Иэн Гиллан принял участие в проекте, оказавшемся самым успешным в его карьере за пределами группы. «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте», – говорил в интервью автор либретто к рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда» Тим Райс. Представители церкви были явно с ним не согласны, однако значение этой записи, ближе всех подошедшей к определению рок-оперы именно как оперы в стиле рок, переоценить невозможно. Пригласив на главные роли Иэна Гиллана и ряд других менее известных исполнителей, Уэббер и Райс сорвали банк и создали уникальное произведение, известность которого не ограничивается одной-двумя запоминающимися мелодиями. А в СССР знакомство с отнюдь не ортодоксальной историей жизни Христа имела последствия и вовсе неожиданные. «Я лично знал молодых людей, ставших христианами под воздействием этого произведения», – вспоминал лидер группы «Арсенал» Алексей Козлов.

О других знаменитых рок-операх мы рассказывали в нашем специальном материале.

«Let It Be»

The Beatles

Проект, первоначально названный «Get Back», должен был ознаменовать возвращение группы к корням и «живым» выступлениям – но лишь продемонстрировал, что группа очень долго не играла вживую. «Честный» альбом обзавелся многочисленными наложениями, а проект, намерением которого было открыть у The Beatles второе дыхание, закончился многочисленными спорами и судебным иском, похоронившим надежды на новый альбом ливерпульской четверки.

«Впервые мы не хотели иметь дело с альбомом, созданным нами», – вспоминал Джон Леннон об итогах тех сессий, но на выпущенной в конце концов пластинке оказалось немало хорошего. Пол Маккартни подтвердил репутацию автора незабываемых песен, сочинив заглавную песню и «The Long And Winding Road», вкладом Джона стали абсурдная «Dig A Pony» и «Across The Universe», которую он, впрочем, называл плохой записью великой песни, одна из композиций Джорджа впоследствии дала название его мемуарной книге – и только Ринго впервые со времен «A Hard Day’s Night» оказался всего лишь барабанщиком. И, пожалуй, это говорит о настроении проекта больше, чем что-либо еще.

«John Lennon/ Plastic Ono Band»

John Lennon

1970 году суждено было стать не только годом распада The Beatles, но и временем, когда все четверо битлов почти одновременно выпустили по сольному альбому. Пол Маккартни впервые попробовал себя в роли мультиинструменталиста, записав полудомашний альбом, а скромный Ринго ухитрился предугадать моду на альбомы кавер-версий за добрую четверть века до того, как это стало мейнстримом. Однако самым жестким и одновременно самым ярким из четверых оказался Джон Леннон. Сбросив путы маккартниевской диктатуры последних лет, он записал очень личный и по-хорошему «сырой» сольный альбом. Никаких духовых, струнных и прочих излишеств: ритм-секция, гитары, фортепиано в нескольких песнях, плюс «ветер» в исполнении Йоко Оно и голос, то мурлычущий о любви, то ревущий «на разрыв аорты». «Лично я просто записываю четырнадцать песен в стиле рок», – говорил Леннон о своем подходе к записи в 1969 году, и именно здесь его «метода» видна лучше всего.

«Led Zeppelin III»

Led Zeppelin

Сами Led Zeppelin в 1970-м оказались в непростой ситуации: после двух альбомов громоподобного рока на блюзовой основе подборка полуакустических номеров а-ля Fairport Convention или Pentangle воспринималась как предательство. Тот факт, что открывавшая альбом «Immigrant Song» звучала вполне в стиле предыдущих пластинок, едва ли успокоил фанатов – но именно третий альбом оказался чуть ли не определяющим для всей их дальнейшей творческой судьбы. «Since I’ve Been Loving You» наряду с вышеупомянутой «Immigrant Song» пополнила копилку лучших песен группы, а песни типа «Gallows Pole» ныне составляют значительную часть концертной программы Роберта Планта. И именно песни с третьего альбома стали основой для очередного ноу-хау Led Zeppelin – полуакустического сета в середине «электрического» выступления. Сейчас эту «фишку» использует едва ли не каждая группа стадионного рока, начиная с The Rolling Stones.

«Fun House»

The Stooges

Другие поклонники блюза и оккультизма, американцы The Stooges, в 1970-м уже записали свой первый альбом, и, несмотря на его сравнительный коммерческий неуспех, заслужили «продолжение банкета» благодаря мощным живым выступлениям. «Мы поняли, что надо делать следующий альбом, и я написал их одну за другой», – говорил Игги Поп о песнях для второго альбома, который записывался практически живьем в Лос-Анджелесе. «Dirt», «Fun House», «TV Eye» – все эти песни исполнялись группой вплоть до ее распада через несколько лет и при воссоединении в новом тысячелетии. Джек Уайт называет эту пластинку величайшей из когда-либо записанных, а лидер Nine Inch Nails Трент Резнор и Перри Фаррелл из Jane’s Addiction, создавая свои группы, явно вдохновлялись атмосферой своего рода звуковой анархии, царящей на этом альбоме.

«Tea For The Tillerman»

Cat Stevens

Двумя альбомами подряд в 1970 году отметился и исполнитель софт-фолка Стивен Георгиу, выступавший под псевдонимом Кэт Стивенс. Второй из этих альбомов пользовался успехом не только на родине британского музыканта, но и в Штатах, где стал трижды платиновым: почти четверть века спустя кавер-версия песни «Wild World» оказалась серьезным хитом для хард-роковых виртуозов Mr.Big. А оригиналы в исполнении самого Кэта Стивенса украсили сразу несколько кинокартин, включая трогательную драму «Гарольд и Мод» и второй фильм о приключениях Стражей Галактики: доверительное исполнение Стивенса оказалось прекрасной иллюстрацией к финалу картины.

«Chicago (Chicago II)»

Chicago

Своеобразным «противоядием» от музыки в духе Black Sabbath или The Stooges стала вторая по счету запись команды, смешавшей в своей музыке рок, фанк и джаз. «Первый наш альбом был сгустком чистой энергии, зато второй мы контролировали в большей степени», – вспоминает барабанщик Дэнни Серафин. Формат двойного альбома оставлял достаточно возможностей для самовыражения: центральную композицию, 13-минутную сюиту под названием «Ballet for a Girl in Buchannon», сочинил тромбонист Джеймс Панков, и две из семи его составных частей – «Make Me Smile» и «Colour My World» – быстро стали хитами, как и «25 Or 6 To 4» с незабываемым духовым риффом.

Продолжительность композиций роднила Chicago как с джазом, так и с набиравшим популярность прогрессив-роком – но, кажется, ни критики, ни слушатели ничего не имели против таких «вавилонских смешений». Пластинка была номинирована на «Грэмми», а журнал «Cash Box» назвал ее лучшей в 1970 году. И ведь было за что!

«Cosmo’s Factory»

Creedence Clearwater Revival

Как и Black Sabbath, Creedence Clearwater Revival умудрились выпустить в 1970 году сразу два альбома, выбрать лучший из которых не так-то просто. Единственным «обломом» группы вплоть до финального диска «Mardi Gras» стало неудачное выступление на все том же фестивале в Вудстоке. «Travelin’ Band», «Run Through The Jungle», «Lookin’ Out My Back Door», «Up Around The Bend» – все они до сих пор входят в обойму идеальных песен для байкеров и с восторгом принимаются на концертах Фогерти, продолжающего колесить по Америке.

О главных этапах короткой, но очень яркой истории группы Creedence Clearwater Revival мы рассказывали здесь.

80-е: «Музыка нас связала»

ВИА и советская эстрада продолжили процветать и в начале 1980-х годов. Романтические образы и лирические тексты остаются в центре внимания авторов и исполнителей хитов 80-х – от романтизированного образа «малой родины» в композициях Ю. Антонова до общегражданских тем, связанных с воспоминаниями о Великой отечественной войне. Эпоха гимнов и маршей окончательно завершилась, на смену им пришла ностальгическая послевоенная песня: «Письмо из сорок пятого», «Если б не было войны», «Довоенный вальс», «Танго для всех».  В это десятилетие продолжается и тенденция на «поэтов-песенников»: Ю. Лозу, И. Николаева, В. Малежика.

Популярные композиции больше не носят идеологического окраса, эстрадная песня становится проще. При этом государственная цензура всё ещё остаётся: среди эстрадных композиций не найти «протестных» настроений и несогласных авторов. Музыку и тексты продолжают сочинять проверенные авторы: члены Союза Композиторов и профессиональные поэты. Среди последних большую популярность получил Р. Паулс – автор многих хитов Аллы Пугачевой, начало сольной карьеры которой пришлось на конец 70-х, а пик популярности – на 80-е. «Старинные часы, «Миллионы алых роз», «Айсберг» – все эти шлягеры, ставшие «визитной карточкой» певицы были написаны его рукой.

https://youtube.com/watch?v=daUnkRaOJCc

Вокально-инструментальные ансамбли всё больше работают «под Запад». Появляются такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май», модели которых скопированы с популярных за рубежом классических гёрл – и бойз-бендов. Современные ВИА уже не отличаются одинаковыми концертными костюмами и песнями, а в обществе молодёжи  в моду входят танцевальные жанры и яркие наряды.

В противовес советской эстраде возник новый жанр – «русский рок». Молодые люди, не желавшие идти нога в ногу с советской идеологией и пренебрежительно относившиеся к популярным «отфильтрованным» цензурой песням, подобно стилягам 1950-х слушали западную музыку и старались переиначить песни на свой лад. Таким образом, иностранные мелодии стали основой для русской музыки.

Собственно говоря, всё, что мы ассоциируем с этим словосочетанием и по сей день, зародилось и приобрело популярность именно в 1980-е: от популярных исполнителей до образа «русского рокера». Возможно, этот период остался бы незамеченным в истории российской музыки, если бы не ореол скандала, – многие группы были запрещены на государственном уровне, организация выступлений грозила уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была подпольной. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, всех, кто сейчас считается классиками этого направления.

https://youtube.com/watch?v=qZ0ii76PLMA

Рок-клубы, к слову, были практически в каждом крупном городе. Популярность рока росла, а вместе с ним в народ уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко и вовсе обретут вторую популярность в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» станет чуть ли не главным героем поколения.

Наиболее скандальной группой тех лет по праву можно считать «Гражданскую оборону», известность которой пришлась на конец десятилетия. Группа Егора Летова на протяжении всего существования оставалась наиболее влиятельной панк-группой в СССР и России. Состав команды не один раз менялся, но жёсткая лирика, провокационное поведение на сцене и гаражный звук остаются неизменными её атрибутами.

Несмотря на протестный ореол и непрофессиональный подход к музыке, в конце десятилетия русский рок окончательно вышел из подполья. Исполнители начали сниматься в популярных кинофильмах, популярные группы собирали огромные площадки, – о временах всем известных «квартирников» можно было забыть. Пришло время продюсеров.

Имена: Р. Паулс, А. Пугачева, Б. Гребенщиков, В. Цой, С. Ротару, Ю. Антонов, Е. Летов, И. Николаев, В. Малежик.

Главные песни:  А. Пугачева – «Миллион алых роз», «Старинные часы», Л. Вайкуле – «Вернисаж», Ю. Антонов – «Под крышей дома твоего», Т. Ефимов – «Тверской бульвар», Д. Тухманов – «Чистые пруды», В. Матецкий – «Лаванда», гр. «Зоопарк» – «Пригородный блюз», гр. «Аквариум»– «Город золотой», гр. «Гражданская оборона» – «Всё идёт по плану», гр. «Кино» – «Алюминиевые огурцы», «Восьмиклассница», «Группа крови», «Хочу перемен (Мы ждём перемен)».

90-е: «Там, только там»

С распадом Советского союза исчез и идеологический налёт в лирике, и государственная цензура. Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Популярными в эти годы становятся авторы песен, мгновенно ставших хитами: Игорь Николаев, Наташа Королёва, группа «На-На», Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии.

https://youtube.com/watch?v=KRuPhmJ33-E

Гёрл – и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» – коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки.

Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» – основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року.

В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр – «хип-хоп».

Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» – их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит – «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны.

«Пипл хавает» – автором этого известного всем выражения также является один из известных хип-хоп исполнителей того времени – Богдан Титомир. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, – в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин.

Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей.  В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям.

Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Лагутенко, «Мумий Тролль», «Блестящие», «На-На», «Иванушки International».

Главные песни: И. Николаев  – «Дельфин и русалка», В. Меладзе – «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. «На-На»– «Фаина»,  гр.«Блестящие»  – «Там, только там», гр. «Гости из будущего» – «Зима», гр. «Иванушки International»  – «Тучи»гр. «Мумий Тролль» – «Владивосток 2000», «Утекай».

Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше? Что изменилось с приходом нового тысячелетия и «поколения нулевых»? Узнаем совсем скоро.

«The Man Who Sold The World»

David Bowie

Неожиданно заимев крупный хит в виде заглавного трека к альбому «Space Oddity», вслед за ним будущий Зигги Стардаст записал клаустрофобный, нервный и довольно жесткий рок-альбом, отличающийся как от мечтательного арт-фолка его ранних вещей, так и от «хэви-металлолома» современных ему музыкантов. Ведущую роль в этом сыграл гитарист Мик Ронсон – он писал аранжировки для синтезаторщика Ральфа Мейса, давал советы басисту-продюсеру Тони Висконти и даже пел вместе с ним бэк-вокалы через вокодер. Как и в прошлый раз, главным хитом на этой пластинке стала заглавная вещь, которую удачно присвоила группа Nirvana. Сам Боуи, по слухам, просто закипал, когда ему задавали вопрос, с чего это он поет песни Кобейна. И все же этот альбом великолепно слушается сам по себе: «золотую эпоху» Дэвида Боуи принято начинать именно с него.

Русский рок в СССР в 1970-1980 годах

1970 год в истории развития русского рока запомнилось, как время, в котором впервые на территории СССР прошел первый рок фестиваль. Это одни из немногих выступлений, которые проводились не подпольно.

Однако после его окончания музыкальные группы и сольные исполнители продолжили показывать свою музыку только для узкого круга слушателей. Русский рок, как полу запретный феномен продолжал свое существование.

Чтобы создавать и распространять свои произведения коллективам и сольным исполнителям приходилось репетировать в подвальных помещениях или актовых залах столичных вузов. Однако это не влияло на качество музыкальных проектов. Появлялось все больше представителей этого музыкального направления.

Во второй половине 1970 годов запрет на русский рок на территории СССР постепенно снижается. Появляются не только открытые группы и исполнители, но и официальные концерты. Начинаются выпуски полноценных альбомов. Впервые за эту деятельность взялась известная в стране студия звукозаписи «Мелодия».

Распространение рока начинается и на телевидении. Транслируются фестивали поп-музыки, проходящие не только на отечественной сцене, но и за границей.

В 1980 году был организован фестиваль «Советский вудсток». На него съехались популярные и известные рок-группы из Ленинграда и Москвы.

Постепенный выход из подполья открыл для музыкантов множество дверей. Они не только стали культовыми фигурами в советском шоу-бизнесе, но и распространили свою деятельность на другие области. Российская рок-музыка стала появляться в виде саундтреков к известным советским фильмам.

«Abraxas»

Santana

В отличие от Creedence Clearwater Revival, группа гитарного виртуоза Карлоса Сантаны в полной мере воспользовалась успехом на «Вудстоке», закрепив удачу дебютного альбома на следующем диске. Распробовавших латин-рок не смутило и то, что из девяти композиций нового альбома три были инструментальными, а две – кавер-версиями: «Black Magic Woman» и «Oye Como Va» совершенно затмили в сознании фанатов оригиналы Питера Грина и Тито Пуэнте. «Мне говорили: почему вы не играете эту песню так, как Santana? Сперва меня это бесило, но потом я подумал: черт, у меня же есть новый дом благодаря авторским отчислениям с этой песни! Так что ладно, без проблем», – цитировал гитарист слова самого Пуэнте.

70-е: «Как прекрасен этот мир»

В 70-е курс на эстраду и лирику продолжился. Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева, Д. Тухманова, М. Танича, В. Шаинского и многих других. Интересным подходом отличался Таривердиев:  его песни, известные и по сей день, сочетали эстрадную музыку и советскую поэзию, – ­например, «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой, «Со мною что-то происходит» и «Ты уходишь, как поезд» на стихи Евтушенко.

Другого яркого автора тех лет отличал особый подход к аранжировкам. Песни Д. Тухманова представляли своего рода «сплав» танцевального стиля и классической лиричной песни. Он был первым композитором, создавшим песни, предназначенные исключительно для воспроизведения в записи. Высокое признание получили такие композиции,  как «Олимпиада-80», «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна».

В 70-е возрос интерес и к вокально-инструментальным ансамблям, которые начали формироваться в конце 60-х. Репертуар «ВИА», с одной стороны, был написан профессиональными композиторами и поэтами, с другой – значительно отличался от классической эстрады тех лет и был явно ориентирован на молодежь. Несмотря на то, что в своём творчестве ВИА ориентировались на популярные на западе рок-группы, все композиции проходили строгий отбор на художественном совете. Советские ВИА, безусловно, отличались от западных рок-групп: когда за рубежом главным был продюсер, деятельность советских ВИА регулировал художественный руководитель. Участники музыкального состава часто менялись, но неизменно оставались профессиональными музыкантами. К популярным ансамблям тех лет можно причислить ВИА «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Цветы», «Земляне» и ещё десяток команд  со схожими названиями и внешним видом. Классическими композициями тех лет стали песни, написанные в соавторстве со знаменитыми композиторами, например, «Не повторяется такое никогда» Туликова и «Увезу тебя я в тундру» Фрадкина, получившие широкую известность в исполнении ансамбля «Самоцветы». Музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна: от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны.

https://youtube.com/watch?v=lKUsZxXpUN4

Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди соотечественников, стало то, что сейчас мы называем «саундтреком». Главные темы из популярных кинолент  – например, «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной из «Иронии судьбы» всё того же Таривердиева или «У природы нет плохой погоды»  Петрова в «Служебном романе»  – становятся у всех на слуху и плотно входят в повседневную жизнь. Впрочем, тенденция на музыкальное сопровождение кинолент, создающее практически второй план для основного сюжета, сохранилась и в начале 1980-х годов.

Главные песни: М. Таривердиев  – «Со мною что-то происходит», «Мне нравится», ВИА «Самоцветы» – «Увезу тебя в тундру», «Мой адрес — Советский Союз», В. Шаинский – «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идет солдат по городу», А. Пахмутова – «Как молоды мы были».

Имена: А. Пахмутова, М. Таривердиев, М. Танич, В. Шаинский, Д. Тухманов.

«Bridge Over Troubled Water»

Simon & Garfunkel

1970 год стал финальным и для другой великой группы – точнее, дуэта, – без которого невозможно представить себе музыку 60-х. Альбом, по традиции почти целиком написанный Полом Саймоном, записывался в непростых условиях: Арт Гарфанкел наслаждался работой над фильмом «Уловка-22» и был готов сосредоточиться на работе в кино, а самому Саймону было явно тесно в рамках фолк-поп-дуэта. Как бы там ни было, получивший смешанные отзывы альбом впоследствии был признан классикой стиля. Заглавный номер, берущий начало в музыке госпел, впоследствии перепевали решительно все, от Элвиса Пресли до Ареты Франклин, «Cecilia» стала ярчайшим воплощением радостной стороны творчества обычно меланхоличного Саймона, а «El Condor Pasa» на полтора десятилетия предвосхитила его эксперименты с этнической музыкой. Дальше у Саймона и Гарфанкела будет несколько попыток воссоединения, реюнион-туры, волшебный концерт в Центральном парке Нью-Йорка, но творческая история дуэта закончится именно в 1970-м.

«Black Sabbath»

Black Sabbath

Третья из групп, которые обычно называют среди главных в хард-роке, также явила себя публике в 1970-м году и радикально отличалась от двух предыдущих. «У общинного центра в Сикс Уэйз, где мы репетировали, был кинотеатр под названием «Orient«, и когда там показывали фильмы ужасов, очередь выстраивалась на всю улицу, заворачивала за угол и терялась вдали. «Разве не странно, что люди платят деньги за то, чтобы их пугали? – помню, однажды спросил Тони. – Может, нам перестать играть блюз и написать зловещую музыку?». Мы с Биллом решили, что это отличная идея и написали основу для текста песни, которая впоследствии будет названа «BlackSabbath«. А потом Тони придумал этот жуткий рифф», – вспоминает в автобиографии великий и ужасный Оззи Осборн. Как ни странно, блюз при этом никуда не делся: выяснилось, что его тягучая атмосфера подходит не только для песен о том, как бывает плохо хорошему человеку. Такой взгляд на музыку оказался близок довольно многим Вышедший в том же году второй альбом «Paranoid» закрепил успех и подарил миру песню, навсегда прописавшуюся в концертных сет-листах не только Black Sabbath, но и сольного Оззи. Такие стили, как трэш, стоунер, дум и блэк-метал явно вышли из шинели «первенца» самой мрачной из хард-роковых групп начала 1970-х.

«Elton John»

Elton John

Пока звезды 60-х сходились и расходились, пытаясь обрести свое место в меняющемся музыкальном мире, на смену им приходили другие герои. Одним из них неожиданно стал неуверенный в себе пианист-очкарик, которому упорно не давалось сочинение текстов песен. Его первый альбом «Empty Sky» был больше пробой сил, нежели впечатляющим дебютом, зато второй по счету альбом прогремел и в Англии, и в Америке, получив номинацию на премию «Грэмми». Впитав в себя влияние музыки соул, госпела, кантри и того, что впоследствии назовут стилем американа, «Elton John» стал не столько подражанием, сколько оммажем американской музыке того времени, а заодно и ее переосмыслением. Здесь пока еще не очень много хитов, зато первый из них – написанную за 15 минут «Your Song» – сам Элтон признавал лучшей из тех, что когда-либо были написаны им и автором текстов Берни Топином.

Список советских рок-групп 70х

Из-за сформировавшегося в 1970-80 годах полноценного рок движения, на эстраде появилось множество популярных групп исполнителей. В список популярных русских рок-групп 70-е вошли:

Агата Кристи;

Акварели;

Алиса Альтаир;

Аргонавты;

Ария Арника;

Вайрас;

Волшебник изумрудного города;

Гражданская Оборона;

ДДТ;

Звуки My;

Кино;

Комбинация;

От сердца к сердцу;

Рок-ателье;

Синяя птица;

Сокол.

Особой популярностью пользовалась старая группа «Агата Кристи». Ее произведения относились к психоделическому пост-панку с элементами готик рока. Помимо этого, появлялись и другие проекты, включая «Смысловые галлюцинации», «Ноль» и «Ногу свело». На сцену выходили коллективы, которые предпочитали русскоязычный христианский рок. В это список вошли «Новый завет» и «Трубный зов».

1970-1980 года – это период, в котором образовалось огромное число популярных исполнителей. Из-за приоткрытого железного занавеса со стороны правительства музыкальная культура потерпела серьезные изменения. Исполнители перестали бояться публичных выступлений.

К концу 80-х годов разрешали проводить официальные фестивали и гастроли

Советские группы начали завоевать внимание и любовь слушателей не только на отечественной эстраде, но и на западной сцене

Наиболее мощное направление было создано именно в Ленинграде. Этот город считался центром русского рока. В нем зародились такие группы, как «Алиса», «Кино» и «Аквариум».

Московское течение было более самостоятельным и коммерциализированным. В него входили группа «Машина времени», «Центр», «Браво» и «Воскресенье».

https://youtube.com/watch?v=xvrcSPpC1Pg

Рок, формировавшийся в Сибири, отличался более экстремальной подачей. Такую особенность поддерживали «Сибирский панк», «Гражданская оборона» и «Калинов мост».

Рок-течение, сформировавшееся на Урале, имело большое западное влияние. В него входили такие популярные группы, как «Апрельский марш» и «Наутилус Помпилиус».