§ 11. начало реформации в европе. обновление христианства

Оглавление

Вормсский Рейхстаг: общеимперское дело

Октябрь 1517 года стал отправной точкой в истории Реформации в Германии — это был пролог непростого процесса борьбы ряда общественных групп внутри империи. По сути, 31 октября 1517 года — формальная дата, обросшая красивой легендой, которую, скорее всего, придумал соратник и ученик Лютера Филипп Меланхтон. Якобы к стенам Виттенбергского кафедрального собора доктор богословия прибил открытое письмо архиепископу Майнца Альбрехту Бранденбургскому — 95 тезисов. Сам Лютер никогда не вспоминал об этом событии как о публичной демонстрации своих идей. Период с 1517-го по 1521-й пройдёт в спорах с видными интеллектуалами от церкви, а также в процессе публикации самых известных трактатов. Получат своё распространение такие произведения, как «К христианскому дворянству немецкой нации», «О свободе христианина» и «О вавилонском пленении пап». Апостольский престол был обеспокоен распространением учения бывшего августинского монаха, но в немецких землях пока ещё не случилось бурной реакции.


«К христианскому дворянству немецкой нации». (pinterest)

Однако ситуация внутри империи менялась: в 1519 году Максимилиан I ушёл в лучший из миров, и княжеская ассамблея во Франкфурте выбрала государем Карла V. Ревностный католик, негативно относившийся к опусам Лютера, был обязан избранию на престол голосу протектора богослова, саксонского курфюрста Фридриха III Мудрого. После того как мятежный доктор из Виттенбергского университета сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви, верховная власть империи намеревалась выдворить еретика за границу. Но по личной просьбе курфюрста Фридриха Мудрого император Карл V даёт возможность выступить богослову на Вормсском рейхстаге в первой половине 1521 года.

Центральным вопросом рейхстага стала турецкая проблема, далее — жалобы князей на церковную юстицию. Элита хотела разграничения сфер влияния церковной и светской юстиций, так как обе соприкасались слишком часто. Самый главный пункт — право суда над духовными лицами.

17 апреля Мартину Лютеру предоставили возможность выступить. Ему предстояло произнести свою речь в очень непростых условиях. Разбор его дела шёл 3 дня: говорил он путано, очень стеснялся княжеской ассамблеи, чувствовал себя некомфортно. Позднее доктор богословия не любил вспоминать Вормсский съезд, ибо, как сам считал, выглядел он там очень неубедительно

Император не воспринял речь реформатора, но часть князей всё же обратила внимание на его высказывания, ведь он защищал те же постулаты, что выдвигали и они.

В итоге в майские дни 1521 года были приняты два серьёзных решения. Первое — Лютер покидал в 20-дневный срок территорию Священной Римской империи. Второе — ему и его сторонникам запрещалась проповедь, а также решение по его делу откладывалось до следующего вселенского собора. Многие князья, даже архиепископ Майнца, не осмелились подписать это постановление. Официально Лютер — изгой. Он торопится в Саксонию, где попадает в руки местного дворянства: реформатора якобы похищают. Появляется некий рыцарь Георг в замке Вартбург, что в Тюрингии, который занимается переводом Библии на немецкий язык. Эта хитрая операция была подготовлена не без помощи курфюрста Фридриха Мудрого.


Замок Вартбург. (Wikimedia Commons)

Фактически с 1521 года о себе официально заявляет Реформация в Германии: общественные массы начинают включаться в спор Лютера с Римом. Теперь это общеимперское дело.

Начало Реформации в Германии

Продажа индульгенций, начатая для финансирования строительства собора Св. Петра в Риме, приобрела особенно широкий размах при папе Льве X (1513-1521 гг.). Человеком, бросившим ему вызов, стал саксонский монах Мартин Лютер (1483—1546).

М. Лютер

Будущий реформатор родился в семье рудокопа, ставшего впоследствии владельцем небольшого медеплавильного предприятия. Он сумел получить университетское образование, несколько лет провёл в монастыре, а затем начал преподавать богословие в университете г. Виттенберга, расположенного во владениях герцога Саксонского. Хорошее знание церковной жизни и многолетние размышления над религиозными проблемами привели Лютера к мысли о необходимости очистить католическую церковь от пороков, вызывавших всеобщее возмущение. Средство к достижению этой цели он видел в возврате к идеалам раннего христианства, когда единственным авторитетом для христиан был текст Библии в его первозданной чистоте.

31 октября 1517 г. в соответствии с принятым в те времена обычаем Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации.

Переведённые с латыни на немецкий язык тезисы Лютера стремительно распространялись по всей Германии, заставляя миллионы его соотечественников задуматься над сложившимся в их стране положением

Попытка папы опровергнуть опасные мысли привела лишь к тому, что внимание народа ещё более сосредоточилось на Лютере

В 1520 г. Лютер сделал следующий, ещё более решительный шаг, опубликовав обращение «К христианскому дворянству германской нации об исправлении христианства» и ряд других сочинений, в которых опровергал основные догматы католической церкви и осуждал господствовавшие в ней нравы. В доказательство серьёзности своих намерений Лютер демонстративно сжёг папскую буллу об отлучении его от церкви.

В 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе, где предстал перед судом императора Карла V. Согласно легенде, в ответ на предъявленные ему обвинения непреклонный реформатор решительно заявил: «На том стою и не могу иначе». Императору в тот момент было не до Германии. Назревала война с Францией, поэтому едва ли не в самую критическую минуту истории Германии он спешил оставить её для осуществления своих внешнеполитических замыслов. Карл V издал эдикт об осуждении Лютера, но тот вовремя скрылся во владениях герцога Саксонского Фридриха Мудрого, который первым из крупных германских князей встал на сторону Реформации.

Реформация в Германии

Лютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение.

Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.

Библия в переводе Мартина Лютера

Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами).

Основной смысл лютеранства сводится к идее об «оправдании верой», что означает отказ от внешних проявлений религиозности в пользу внутренних переживаний каждого человека. Спасение души провозглашалось индивидуальным делом верующего, не требующим вмешательства со стороны официальной церкви. Священное Писание объявлялось единственным авторитетом в вопросах веры, который не нуждался ни в каких толкованиях, а тем более — в формальных решениях церкви для своего подтверждения.

Лютеранство утверждало ненужность посредника между человеком и Богом — и, таким образом, ненужность церкви как особой организации. Новое учение предполагало отказ от монашества и церковного имущества. На место роскошных, богато декорированных католических храмов приходила «дешёвая церковь», лишённая ненужных украшений и пышных обрядов. От католичества сохранялось лишь то, что прямо не противоречило Писанию: крест, алтарь, орган. Важнейшее значение имело и то, что вместо латыни богослужение велось теперь на родном языке верующего. Религиозная жизнь сосредоточивалась теперь в церковных общинах, возглавляемых проповедниками — пасторами.

Причины и цели реформации

Главное причиной реформации современные историки считают не какие-то религиозные противоречия между верующими и руководством католической церкви, а чисто экономические мотивы.

В XVI в. в северной и центральной Европе происходит зарождение капиталистического строя: происходит бурный рост производства и торговли. В городах строятся крупные мануфактуры и фабрики, основываются первые банковские дома, товарные биржи и торговые компании.

Подобные социально-экономические изменения не могли не привести к столкновению между крупными феодалами, сторонниками традиционного уклада жизни, и новым, только нарождающимся классом буржуазии.

Католическое духовенство в этой борьбе классов однозначно приняло сторону феодалов. С давних времён именно крупное и мелкое дворянство было основой могущества католической церкви.

Достаточно вспомнить эпоху крестовых походов, где именно рыцарство являлось главной движущей силой распространения католичества на Восток.

Оплотом католической религии традиционно являлись южноевропейские регионы, где к началу реформации располагались наиболее сильные и богатые страны того времени – Венецианская и Генуэзская торговые республики, Испания и Португалия со своими обширными заморскими колониями.

Между этими старыми мировыми «грандами» и нарождающимися новыми центрами мировой промышленности в XVI в. назрел целый клубок противоречий, выливающийся в частые войны (испано-голландские, испано-английские и т.д.).

Крупные феодалы и монархи не скупились на щедрые дары церкви, видя в ней основу своего могущества.

Религиозные догмы прямо предписывали простому народу полное послушание своим господам, ибо «всякая власть — от Бога».

Аристократия, по сути не принимавшая участия в непосредственном создании своих богатств, а получавшая их в виде податей, оброков и прочих поборов с подвластного населения, легко расставалась с ними, жертвуя церкви.

Новый класс буржуазии, в отличие от аристократов, лично принимал участие в создании собственных богатств, поэтому расставался с ними не так охотно, зная реальную цену деньгам. Католичество, в ответ на такую прижимистость, отвечало буржуа взаимной нелюбовью.

Причём подобная торговля приняла не только завуалированные виды, типа отпущения и отмаливания грехов священниками за определённое пожертвование.

Отпущение грехов было поставлено на коммерческий поток: церковные деятели, а подчас и простые торговцы-подрядчики, продавали народу особые бумаги – индульгенции, в которых заранее прописывалось отпущение всех грехов, совершённых и ещё несовершённых.

В зависимости от своей стоимости, индульгенция освобождала как от мелких, так и от самых тяжёлых грехов — убийства и богохульства.

Всё это не могло не выразится в осуждении со стороны многочисленной прослойки верующих и мелких церковных служащих, видевших такое разительное различие между словами католических проповедников, и их реальными поступками.

Таким образом, негативное отношение к католичеству буржуазии и простого народа накладывается друг на друга, и приводит к всплеску массового недовольства высшим духовенством.

Следует сразу сказать, что реформация не носила антиклерикального направления. Целью её была борьба не против религии как таковой, а против отдельных лиц, верховного духовенства, узурпировавших право представлять бога на земле.

Начало движения за переустройство церкви

Особенно остро религиозный кризис ощущался в Германии, которая и стала центром начала Реформации. Германия все еще оставалась феодально раздробленным государством, не имела сильной королевской власти. Большинство германских земель принадлежало князьям-феодалам и католическому духовенству. Горожане и крестьяне обязаны были содержать католическое духовенство, которое слишком часто проводило дорогостоящие богослужения, пышные обряды.

Реформация в Германии охватила все слои общества:

  • князья стремились освободиться от всевластия духовенства, обогатиться за счет конфискации его земель;
  • горожане мечтали о закрытии монастырей, стремились к более простым и дешевым религиозным обрядам;
  • крестьяне добивались отмены церковных поборов.

Первым человеком, открыто начавшим борьбу за переустройство католической церкви в Германии, стал Мартин Лютер.

Родившийся в крестьянской семье Мартин Лютер получил хорошее образование, учился в нескольких религиозных школах, а окончив университет — принял монашеский обет. Спустя время он стал священником, держателем 11 монастырей, преподавателем богословия. В возрасте 32 лет Мартин приходит к мнению, что верующий может получить прощение грехов только искренне раскаявшись перед Богом, но никак не купив индульгенцию. Эта идея стала центральной в учении Мартина Лютера.

31 октября 1517 года возмущенный лицемерием духовенства, активно торговавшего индульгенциями, Мартин Лютер вывешивает на дверях церкви свое письмо – «95 тезисов против индульгенций». Лютер расписал по пунктам, почему он выступает против торговли папскими грамотами на отпущение грехов. Он утверждал, что искреннему верующему не нужны посредники между ним и Богом. Его тезисы взбудоражили всю Германию, «пробудили ото сна» всех сторонников Реформации.

Папа Римский проклял Лютера за его призывы к отказу от папской власти, содержания католического духовенства, проведения дорогостоящих религиозных обрядов и богослужений. Однако его проклятие еще больше сплотило сторонников Мартина Лютера, обеспечило ему сочувствие населения и всестороннюю поддержку.

Мартин публично выступал с проповедями, писал письменные обращения. Будучи хорошим оратором, он умело излагал свои мысли так, чтобы они были понятны и князьям, и горожанам, и безграмотным крестьянам. Тезисы Мартина Лютера не только разошлись по всей Германии, но и дошли до соседних стран Западной Европы.

Сторонников Мартина Лютера стали называть лютеранами, а новые церкви, возникшие в некоторых районах Германии — лютеранскими. Лютеранская церковь отличалась от католической следующими особенностями:

  • она была простой и дешевой, не владела землями, дорогостоящим имуществом, не располагала большими денежными средствами;
  • исчезли дорогостоящие обряды и богослужения, верующие перестали поклоняться святым мощам и иконам;
  • лютеранское духовенство имело право заводить семью (католическое духовенство не имело право иметь жену и детей).

Несмотря на большое количество последователей Мартина Лютера, около половины населения оставалось верным католицизму. Католики стали называть сторонников Реформации протестантами, так как последние выступали против существующих религиозных порядков.

Отношения между католиками и протестантами накалялись, по мере того как крестьяне и городская беднота стали настаивать на полном уничтожении власти церкви, конфискации земель феодалов и ликвидации имущественного неравенства.

Запоминаем даты!

1524-1525 гг.-Крестьянская война в Германии.

Даже после окончания крестьянской войны столкновения между католиками и протестантами не прекращались. Ситуация изменилась лишь в 1555 году, когда германский император Карл V заключил религиозный мир в Аугсбурге, уравняв в правах католиков и протестантов.

Памятник Мартину Лютеру в Дрездене 

Контрреформация

Процессы Реформации поставили католическую церковь на грань катастрофы — целые государства выходили из под контроля папства. Тем не менее, очень долго оно никак не реагировало на угрозу протестантизма, полагая, что со временем страсти улягутся. Однако уклонение в «ересь» Германии, Скандинавии, Венгрии и значительных регионов Франции и Англии сделали очевидным тот факт, что католическая церковь нуждается в реформе, если хочет сохранить лидирующие позиции в христианском мире.

Игнатий де Лойола

Процесс обновления католицизма получил среди противников название «Контрреформация«, а среди сторонников — «Католическая реформа«. На ее первом этапе шло активное создание новых монашеских орденов, которые ставили своей задачей восставить безупречный моральный облик церкви. В 1534 году Игнатием Лойолой было основано общество иезуитов, признанное папой римским в 1540 году. Оно ставило своей задачей проповедь католицизма, важнейшим условием которого стало повышение образовательного уровня духовенства — в короткие сроки иезуиты покрыли Европу сетью учебных заведений с весьма передовой для того времени системой обучения. Иезуитские школы окончили такие великие люди, как Декарт, Корнель, Мольер, Лопе де Вега и др.

Другим принципом иезуитов стала беззаветная служба папе, чья власть, по их представлениям, была выше власти земных монархов. Вскоре иезуиты приобрели темную славу — им приписывали устранение многих противников католицизма и репрессии против протестантов.

Тридентский собор

Еще в 1536 году папа Пий IV (Джоффре Борджиа) издал буллу, запрещавшую апелляцию мирян к церковному собору, тем самым отсекая все попытки реформы снизу. В 1542 году Лев X (Ипполито Медичи) создал Комиссию по чистоте вероучения, которой была подчинена инквизиция. А 15 марта 1545 года открылся первый за 100 лет Вселенский собор в городе Тренто, получивший название Тридентского собора. Он с перерывами проработал 18 лет, за которые сменилось три папы. Были рассмотрены основные вопросы католического вероучения, по итогам чего собор вынес постановление о запрете продажи индульгенций и введении однообразия церковной службы.

Тридентский собор

При этом ни один из догматов пересмотрен не был — сохранилось учение о чистилище, церкви, как вместилище благодати, непогрешимости папы римского, не произошло изменений в структуре духовенства или порядке назначения епископов. По итогам заседаний собора все духовенство и профессуру духовных учебных заведений обязали принести клятву полностью придерживаться его решений.

Папа Адриан VII (Николас Хит), закрывший собор, не внесший никаких принципиальных изменений в его постановления, тем не менее, в 1563 году разослал письма всем католическим государям, в котором заявил, что если Реформация дает возможность феодалам сосредоточить в руках огромную власть, то и католицизм должен предоставить такую возможность. Это обозначило второй этап Контрреформации — обновление структуры церкви.

Изменения в структуре церкви

В 1564 году, после признания автономии польской церкви, Адриан VII вынужден был одобрить изменения в структуре Католической церкви — чтобы не допустить перехода в протестантизм тех монархов, где шло религиозное противостояние, необходимо было продемонстрировать выгоды сотрудничества с Римом. Катализатором реформ стал переход Дании в Реформацию.

Памятник папе Адриану VII

Опыт выстраивания особых взаимоотношений между папой и королями уже был — еще в 1520 году был заключен конкордат между Мартином VI и Карлом IX Французским, по которому последний получил право назначать епископов, получать часть доходов с церковной десятины и распоряжаться имуществом церкви на территории Франции. Теперь этот опыт был расширен — в 1565 году аналогичный конкордат был заключен с английским королем Эдмундом III. В 1566 была признана автономия хорватской церкви, благодаря чему хорваты в большинстве своем сохранили католицизм. В 1567 году с королевой Дании Маргрете II был заключен конкордат, однако в дальнейшем Дания вновь уклонилась в Реформацию.

Со странами, где протестантизм не получил распространения — Италией, Испанией и Португалией, договоры были подписаны в 1590-е годы, однако они не вносили существенных изменений в отношения между монархами этих государств и папой. В целом, такая политика принесла плоды — католицизму удалось удержать позиции в Западной, Южной и, отчасти, Восточной Европе.

Реформация — это движение, направленное на реформирование католической Церкви

Реформация (лат. reformatio «исправление; превращение, преобразование; реформирование») — это широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование Католической Церкви.

Кроме того этим же термином обозначается период в истории Нового Времени, охватывающий XVI и первую половину XVII столетия («реформационный период», 1517 — 1648 гг.).

Несмотря на то, что это крупнейшее событие всемирной истории часто называют религиозной (или церковной) реформацией, оно имеет гораздо более широкое значение, являясь важным моментом как в религиозной, так и в политической, культурной и социальной истории Западной Европы.

«95 тезисов» Мартина Лютера, 31 октября 1517 года. «Тезисы» считаются манифестом Реформации в Западной Европе. Фото: upload.wikimedia.org

Эпоха Реформации получила свой анализ в начале xvi века и в то время ею обозначали исключительно совершившиеся в XVI веке церковные преобразования.

При этом религиозная реформация не представляла собой что-то единое целое, так как она прилагался вообще ко всякого рода государственным и общественным преобразованиям в том или ином государстве.

При этом в те времена были очень распространены проекты церковных реформы, средних, например, можно называть «Реформацию Сигизмунда» или же «Реформацию Фридриха III».

Реформация — это религиозное движение, направленное на реформирования католицизма.

В XVI в., когда религиозные вопросы и церковные споры выдвинулись на первый план, термин реформация получил более узкий смысл. То же самое случилось и с изучением реформационного движения.

Лишь в середине XIX в. религиозная Реформация стала изучаться с более правильной точки зрения. Так, например, именно тогда Циммерман положил начало изучению реформации с социальной точки зрения, написав «Историю великой крестьянской войны».

Пауль Туманн. Лютер прибивает 95 тезисов к дверям церкви». Картина. Вартбург, 18 век. Считается, что Реформация в Западной Европе началась после того, как Мартин Лютер прибил свои знаменитые «95 тезисов» к воротам церкви в Вартбурге. Фото: kraeved1147.ru

Принято считать, что история Реформации началась 31 октября 1517 года. Легенда гласит, что в этот день доктор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер, по легенде, прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций.

Эпоха Реформации закончилась с подписанием Вестфальского мира в 1648 году, по итогам которого религиозный фактор перестал играть существенную роль в европейской политике. Таким образом, историкам точно известно, кто положил начало Реформации католической Церкви.

Презентация на тему: » Опрос на тему Реформация в Европе. Быстро отвечайте на вопросы использую схему 1)а 2)б 3)в На каждый вопрос отводится 15 секунд. После данного опроса.» — Транскрипт:

1

Опрос на тему Реформация в Европе

2

Быстро отвечайте на вопросы использую схему 1)а 2)б 3)в На каждый вопрос отводится 15 секунд. После данного опроса не забудьте написать свои Имя Фамилию, класс и сдать учителю.

3

1Движение за переустройство церкви называлось: А)реформа Б)реформация В)контрреформация Г)революция

4

2 Родиной Реформации принято считать: А)Англию Б)Францию В)Италию Г)Германию

5

3 Одной из причиной Реформации является: А)невежество священнослужителей Б)изменения в обществе В)политика королей Г)взгляды деятелей эпохи Возрождения

6

4 Чье учение явилось катализатором Реформации : А)Томас Мюнцер Б)Жан Кальвин В)Мартин Лютер Г)Игнатий Лойола

7

5 Как называлась работа Мартина Лютера, в основе которой лежали возражения против торговли индульгенциями: А)»95 тезисов» Б)»Общество Иисуса» В)»12 статей» Г)»Новая церковь»

8

6 Что лежало в основе учения М.Лютера: А)вера — основа спасения человека Б)основа церковного вероучения — Священное писание В)богослужение на родном языке Г)верно все перечисленное выше

9

7 С какого года началась Реформация: А)1513 г. Б)1517 г. В)1555 г. Г)1530 г.

10

8 Кто возглавил крестьянскую войну в Германии в период Реформации: А)Томас Мюнцер Б)Жан Кальвин В)Мартин Лютер Г)Игнатий Лойола

11

9 Кто такой протестант: А)это участник крестьянской войны в Германии Б)это сторонник Лютера В)это сторонник реформации церкви Г)верно 2, 3

12

11 Кто возглавил общество иезуитов в борьбе с протестантами в период Реформации: А)Мартин Лютер Б)Папа Римский В)Игнатий Лойола Г)Жан Кальвин

13

12 Королем какой страны был Филипп II, возглавивший борьбу против Реформации: А)Англии Б)Испании В)Италии Г)Германии

14

13 Что было итогом Реформации в Европе: А)появление национальных церквей Б)укрепление светской власти В)создание условий для развития национальных государств Г)верно все перечисленное выше

15

Сдайте свои работы учителю. Достаньте двойные листки и готовьтесь писать развёрнутый ответ

16

I ВАРИАНТ Что произошло в этом году: 1517 год год года-

17

II ВАРИАНТ Что произошло в этом году: 1555 год год год-

18

III ВАРИАНТ Что произошло в этом году: 1572 год года год-

19

I ВАРИАНТ Всё о Кальвинистской церкви. II ВАРИАНТ Всё о Лютеранской церкви. III ВАРИАНТ Всё о Ордене Иезуитов. ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ Нажимать только после того, как вы сдадите свои бланки с ответами.

20

Проверка знаний 1)б 2)г 3)а 4)в 5)а 6)г 7)б 8)а 9)г 10)б 11)в 12)б 13)г

Итоги Реформации

К концу XVI века процессы Реформации пришли к своему завершению — из 12 существовавших в Европе независимых королевств 5 приняли протестантизм в разных его версиях. Духовное единство народов Европы было разрушено, но зато выросло их национальное самосознание. Это влекло за собой развитие национальных языков, что потребовало создания новых учебных заведений, где их изучали и преподавали. В то же время, в протестантских странах многие естественные науки оказались в плачевном положении — так, в Священной Римской империи учение Коперника о гелиоцентризме, осужденное Лютером и Меланхтоном, не было признано вплоть до конца XVII века.

Реформация. Территории, на которых господствовали:

Католицизм

Евангелизм

Реформатство

В странах, где утвердилось реформатство, и миряне были допущены к управлению церковью, а граждане — к управлению государством, популярность стали набирать идеи равенства, что стало идеологической основой первых буржуазных революций.

Главным же итогом Реформации стал переход от феодализма к капитализму — буржуазия освободилась от религиозных ограничений, отказ от дорогих богослужений, призывы протестантов к скромности и умеренности способствовали накоплению капиталов, которые вкладывали в развитие промышленности. В итоге протестантские страны резко рванули вперед в развитии и к середине XVII века уверенно опережали католические в области экономики.