Три примы. три богини балета

Оглавление

Невероятно артистичная

Нежная и в то же время дерзкая… Прима-балерина Мариинского театра, Народная артистка России Ульяна Лопаткина в октябре отметит 43-летие. Она известна всему миру, но о себе говорить не любит. Ульяна очень практична и предпочитает словам действия.

«Это не Голливуд, в балете все ближе к делу. В балете все доказывается работой. Работа очень тяжелая, физически, психически, эмоционально тяжелая, и есть за что уважать людей, которые занимают высокое положение в балете, — они своим трудом это место оправдывают», — заметила в одном из интервью Лопаткина.

Ульяну называют «иконой русского балета».

Но артистка вовсе не страдает звездной болезнью и полагает, что каждый из нас в некоем смысле может быть «иконой».

Детство и юность

Василий Георгиевич Герелло родился 13 марта 1963 года в селе Васлововцы, Украина. Прадед — итальянец, родом из Неаполя, воевал в Первую мировую войну в австрийской армии. Потом встретил девушку-украинку и женился на ней.

В семье царила демократия. Родители, Георгий Васильевич и Домка Тодоровна, никогда не кричали на детей и не били их ремнем.

Василий Герелло с сыном Андреем

В детстве Герелло пел, чтобы заработать себе на одежду. Играл на свадьбах на аккордеоне — трофейном немецком «Хонере». Также «халтурил» игрой на баяне, трубе, саксофоне, гитаре. По словам певца, получал больше денег, чем советский инженер.

Армейскую службу проходил в оркестре Прикарпатского военного округа.

Музыкальное образование начал в Черновцах, затем поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова, где занимался у замечательного педагога Нины Александровны Серваль.

Личная жизнь

В личной жизни Герелло нашлось место любви на всю жизнь. Жену артиста зовут Алена, она тоже родом с Украины. Молодые люди вступили в брак в 1983 году. Сын Андрей окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета.

Герелло с юного возраста поселился в Санкт-Петербурге, но признавался, что большую часть времени «живет в «Сапсанах» и самолетах». Он оспаривал мнение, что жители города склонны к депрессии и мрачному настроению. Сейчас петербуржцы стали более светлыми и жизнерадостными, потому что берут пример со старшего поколения, пережившего блокаду и войну. Каждый год в День Победы Василий Георгиевич дает праздничный концерт на Исаакиевской площади под открытым небом и в любую погоду, ведь наши деды и прадеды не жалели себя, когда воевали.

Василий Герелло с женой

Однажды Герелло полгода плавал по морям на паруснике «Мир». В водах Северного моря он взобрался на мачту и затянул песню «О дайте, дайте мне свободу», глядя на полярные ледники. Это было самое необычное место для выступления в его творческой биографии.

Василий Георгиевич любит футбол, болеет за клуб «Зенит». На его официальном сайте есть фото символического удара по мячу, который певец совершил во время матча любимого клуба с «Тереком» в мае 2017 года. Он был послом от Санкт-Петербурга на чемпионате мира 2018 года.

Герелло считает, что богатые люди, миллиардеры, обязательно должны делиться с бедняками, заботиться о детях, больных и стариках.

В аккаунте артиста в «Инстаграме» можно найти совместные фото с Александрой Пахмутовой, модельером Кендзо Такадой, Юрием Башметом.

Балет

По окончании академии девушка получила приглашения сразу в 8 балетных трупп (в том числе зарубежных), но, не соблазнившись и Большим, остановила выбор на Мариинском театре. Ведь он еще во время учебы стал родным — студентка дебютировала на его сцене в образе Терпсихоры в одноактном «Аполлоне» в паре с британцем Ксандером Паришем:

Мария Хорева и Кимин Ким

Осенью 2018-го балерина попала в трио одалисок в «Корсаре» и перевоплотилась в одного из друзей Принца в па-де-труа из «Лебединого озера». В тот же период ей доверили исполнение заглавной партии Пахиты в одноименной постановке, что является большой редкостью для недавнего выпускника, и, переведя из кордебалета, назначили первой солисткой.

В течение дебютного сезона Хореву сравнивали то с Сильви Гиллем, с 16 лет блиставшей в Парижской опере и в 19 лет названной этуаль, то с Дианой Вишневой. А она, оправдывая ожидания, легко справлялась с непростыми ролями: с начала 2019-го — в «Щелкунчике», «Драгоценностях» и «Дон Кихоте», с июля — в «Баядерке», образовав лиричный дуэт с Кимином Кимом, с декабря — в «Раймонде».

В феврале 2020-го петербурженка вписала в творческую биографию «Спящую красавицу» (Аврора), в августе — «Пионерскую сюиту», в сентябре — «Семь сонат».

4 ноября на телеканале «Культура» стартовал 4-й сезон «Большого балета». Честь представлять родной храм Мельпомены и Терпсихоры выпала Марии, выступавшей в тандеме с премьером Владимиром Шкляровым, участвовавшим вне конкурса. За 10 дней до наступления нового 2021 года подопечная Эльвиры Тарасовой, номинированная на премию «Душа танца» журнала «Балет» в категории «Восходящая звезда», победила в проекте.

Личная жизнь

Длинноногая красавица тщательно оберегает личную жизнь от посторонних глаз и, кажется, ни о чем, кроме балета, не думает. В персональном инстаграм-аккаунте первой солистки Мариинского театра не найти ни намека на предполагаемого возлюбленного. Ведь фото и видео там опубликованы исключительно рабочие — со спектаклей, репетиций и из гастрольных поездок.

Шпагат Марии Хоревой

Уже в 18 лет девушка стала амбассадором Nike, сотрудничество с которым завязалось после того, как она провела для нескольких спортивных брендов мастер-классы для любителей.

Хорева — заядлый киноман. В числе ее любимых фильмов значатся «Семнадцать мгновений весны», «Они сражались за Родину», «Звездный путь», «Гладиатор», «Иллюзия обмана», «Матрица», «Миссия невыполнима», «Одиннадцать друзей Оушена», «Железный человек», «Тор» и иные.

Мария Хорева сейчас

Хорева и сейчас продолжает радовать поклонников появлением на сцене родной Мариинки в «Пионерской сюите», «Дон Кихоте», «Баядерке», Closure, «Раймонде», «Аполлоне», «Пахите» и других спектаклях. Полный перечень работ с ее участием найдется на официальном сайте театра.

В начале мая Мария получила премию журнала «Балет», на церемонии награждения исполнив с премьером Андреем Ермаковым дуэт из «Драгоценностей». В конце месяца она дебютировала в заглавной партии «Жизели» в паре с Ксандером Паришем, а в июне предстала в образе Принцессы Флорины в «Спящей красавице» в тандеме с Никитой Корнеевым.

Мария Хорева и Ксандер Париш

Сил знаменитости хватает и на развитие личного блога в «Инстаграме», и именного ютьюб-канала. На последнем автор на английском языке дает подписчикам советы по тренировкам, рассказывает, какие постановки ни в коем случае нельзя пропускать, и показывает различные упражнения.

Баритоны и бас-баритоны

до 1917 1917—2000 после 2000
  • Мельников, Иван Александрович (—)
  • Хохлов, Павел Акинфиевич ( и —)
  • Тартаков, Иоаким Викторович (—, c главный режиссёр)
  • Смирнов, Александр Васильевич ( — ?)
  • Лейферкус, Сергей Петрович (—)
  • Киняев, Владимир Федорович (—)
  • Алексеев, Иван Павлович (1945—?)
  • Валерий Алексеев
  • Александр Гергалов
  • Герелло, Василий Георгиевич ( — н. в.)
  • Карабанов, Андрей Николаевич ( — н. в.)
  • Лаптев, Юрий Константинович ( — н. в.)
  • Валерий Лебедь
  • Федор Можаев
  • Александр Никитин
  • Путилин, Николай Георгиевич ( — н. в.)
  • Владимир Самсонов
  • Андрей Спехов
  • Владислав Сулимский
  • Евгений Уланов
  • Эдем Умеров
  • Черноморцев, Виктор Михайлович ( — н. в.)
  • Цанга Эдуард Николаевич (2008—2017) †
  • Марков, Алексей Анатольевич ( — н. в.)

XXI век

В новом тысячелетии в балетной труппе театра: Ульяна Лопаткина, Диана Вишнёва, Юлия Махалина, Алина Сомова и Виктория Терёшкина.

Балерины и премьеры

  • Екатерина Кондаурова
  • Ульяна Лопаткина
  • Юлия Махалина
  • Дарья Павленко
  • Оксана Скорик
  • Алина Сомова
  • Виктория Терёшкина
  • Диана Вишнёва
  • Тимур Аскеров
  • Андрей Ермаков
  • Евгений Иванченко
  • Кимин Ким
  • Владимир Шкляров
  • Игорь Колб
  • Данила Корсунцев
  • Денис Матвиенко (приглашённый солист)
  • Андрей Баталов (приглашённый солист)

Первые солисты

  • Надежда Батоева
  • Софья Гумерова (Лазуткина)
  • Елена Евсеева
  • Анастасия Колегова
  • Анастасия Матвиенко
  • Олеся Новикова
  • Екатерина Осмолкина
  • Кристина Шапран
  • Константин Зверев
  • Антон Корсаков
  • Ксандер Париш
  • Александр Сергеев
  • Филипп Стёпин
  • Никита Щеглов

Вторые солисты

  • Надежда Батоева
  • Оксана Бондарева
  • Ирина Голуб
  • Надежда Гончар
  • Александра Иосифиди
  • Валерия Мартынюк
  • Яна Селина
  • Татьяна Ткаченко
  • Екатерина Чебыкина
  • Рената Шакирова
  • Мария Ширинкина
  • Давид Залеев
  • Максим Зюзин
  • Эрнест Латыпов
  • Иван Оскорбин
  • Юрий Смекалов
  • Алексей Тимофеев
  • Василий Ткаченко

Корифеи

  • Виктория Брилёва
  • Ксения Дубровина
  • Екатерина Иванникова
  • Светлана Иванова
  • Виктория Краснокутская
  • Анна Лавриненко (Толмачёва)
  • Анастасия Лукина
  • Анастасия Никитина
  • Ксения Острейковская
  • Анастасия Петушкова
  • Татьяна Тилигузова
  • Елена Фирсова (Васюкович)
  • Юлиана Черешкевич
  • Злата Ялинич
  • Виталий Амелишко
  • Роман Беляков
  • Илья Живой
  • Фёдор Мурашов
  • Алексей Недвига
  • Антон Пимонов
  • Григорий Попов
  • Дмитрий Пыхачов
  • Андрей Соловьёв
  • Василий Щербаков

Репертуар

  • Адажио Хаммерклавир
  • Анна Каренина — версия Алексея Ратманского
  • Аполлон
  • Балет Империал (Балет № 2)
  • Бэмби
  • Баядерка
  • Фабрика Болеро
  • Медный всадник
  • Камера-обскура
  • Кармен-сюита
  • Карнавал
  • Кот на дереве
  • Шопениана
  • Хореографическая игра 3×3
  • Золушка — версия Алексея Ратманского
  • Концерт DSCH
  • Le Corsaire
  • Le Divertissement du roi
  • Дон Кихот
  • Элегия. Офелия
  • Жар-птица
  • Бахчисарайский фонтан
  • Четыре сезона
  • Жизель
  • Инфра
  • Посередине, несколько приподнятая ‘
  • В ночи
  • В джунглях
  • Внутри линий ;;
  • Драгоценности
  • Легенда о любви — хореография Юрий Григорович
  • Ленинградский симфонический оркестр
  • Конек-Горбунок — версия Алексея Ратманского
  • Маргарита и Арман
  • Сон в летнюю ночь
  • Les noces
  • Щелкунчик -версия Мариуса Петипа
  • Щелкунчик — версия Михаила Шемякина
  • Пахита — версия Юрия Смекалова
  • Paquita Grand Pas
  • Павловск
  • Le Parc
  • Петрушка
  • Петрушкаверсия Владимира Варнавы и Константина Федорова
  • Половецкие пляски (балет)
  • Блудный сын
  • Раймонда
  • Le Réveil de Flore
  • Ромео и Джульетта -версия Леонида Лавровского
  • Русская увертюра
  • Le Sacre Du Primtemps
  • Sacre
  • Шахерезада
  • Скотч Симфония
  • Второй я
  • Серенада
  • Шурале
  • Соло
  • Спящая красавица -версия Константина Сергеева
  • Спящая красавица — версия Сергея Вихарева
  • Спартак -версия Леонида Якобсона
  • Le Spectre de la rose
  • Каменный цветок
  • Лебедь
  • Лебединое озеро
  • Ла Сильфида
  • Сильвия
  • Симфония до мажор
  • Симфония в трех частях
  • Тарантелла
  • Па-де-де Чайковского
  • Головокружительное возбуждение от точности
  • Вариации для двух пар
  • Концерт для скрипки № 2
  • Без
  • Ярославна. Затмение
  • Барышня и хулиган
  • 5 танго

Воплощение грации и изящества

А также железной воли и несгибаемого духа. Это прима Большого театра и миланского Ла Скала — Светлана Захарова. Она дебютировала в Мариинском театре в возрасте 17 лет, и вот уже двадцать лет в ее карьере не было ни одной осечки. Она с успехом исполняет классику и современный танец.

«Я станцевала уже все партии, о которых можно мечтать, в самых разных редакциях. Например, «Лебединое озеро» исполнила более чем в десяти вариантах на разных сценах мира. Мне хочется экспериментов, испытать возможности своего тела в чем-то другом. Современный танец — это движение, которое дает свободу. Классика же имеет рамки и правила, за которые нельзя выходить», — поделилась Светлана в одном из интервью.

Что больше всего нравится Захаровой в профессии? По словам балерины, она счастлива во время подготовки к спектаклю. Примерки, репетиции. В это время она порой не спит ночами – в голове звучит музыка.

Сама премьера уже не вызывает столько радости. Становится даже немного грустно, ведь то, к чему я так готовилась, уже состоялось.

Кстати, звездой себя Светлана не считает. «Я просто человек, который пашет каждый день», — говорит она.

Утонченная и одновременно стремительная

Прима Мариинского театра и Американского театра балета Диана Вишнева в этом году отметила сорокалетие. Но это раньше считалось, что карьера балерин досадно скоротечна. Диана не только постоянно радует поклонников премьерами, но и выступает организатором международного фестиваля Context.

Она исполняет и классику, и современные танцы. В одном из интервью Вишнева призналась, что совмещать различные направления в хореографии — это словно выучить другой язык. В прошлом году Диана даже сняла фильм под названием Language — о языке собственной пластики.

О себе Вишнева говорит в первую очередь как о человеке упорном. Она уверена: без упорства и целеустремленности о балете и думать не стоит. «Сколько жертв надо приносить каждый день! Нужно укрощать свое тело и сознание. Физически изнуряющий труд — обязательное условие, если хочешь чего-то достичь. «Каторжный труд» — это не гипербола. Нужно уметь летать, парить, нести красоту, любовь… Искусство требует от тебя больших эмоциональных, моральных и физических сил».

Басы

до 1917 1917—2000 после 2000
  • Петров, Осип Афанасьевич (—)
  • Матчинский, Иван Васильевич (—)
  • Стравинский, Фёдор Игнатьевич (—)
  • Шаляпин, Фёдор Иванович (—)
  • Рейзен, Марк Осипович (—)
  • Яшугин, Иван Петрович (1938—1959)
  • Ярошенко, Лаврентий Артемьевич (1946—1968)
  • Штоколов, Борис Тимофеевич (—)
  • Нестеренко, Евгений Евгеньевич (—)
  • Охотников, Николай Петрович ( — н. в.)
  • Кит, Михаил Иванович ( — н. в.)
  • Алексашкин, Сергей Николаевич ( — н. в.)
  • Беззубенков Геннадий Иванович ( — н. в.)
  • Огновенко, Владимир Михайлович ( — н. в.)
  • Шкляр, Юрий Аркадьевич (—)
  • Абдразаков, Ильдар Амирович ( — н. в.)
  • Владимир Ванеев
  • Григорий Карасев
  • Федор Кузнецов
  • Вадим Кравец
  • Вячеслав Луханин
  • Александр Морозов
  • Никитин, Евгений Игоревич ( — н. в.)
  • Михаил Петренко
  • Алексей Тановицкий
  • Евгений Федотов
  • Богданович Юрий Михайлович 21.08.1946 года рождения

( — до )

Сегодня

Балет Мариинского театра сегодня признан одной из величайших балетных трупп мира, в которой работают более 200 танцоров, в том числе резервная труппа и характерные артисты. Директор балета Мариинского театра — Юрий Фатеев.

Будучи по образцу других ведущих оперных театров / балета , таких как Королевский оперный театр , Лондон и Ла Скала , Милан , Мариинского балета и Мариинский театр оперы и приходят под руководством Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева в качестве художественного руководителя. Гергиев также является директором оперной труппы. Обе компании работают как отдельные подразделения.

«Раймонда»: два лика

«Раймонда» – балет непростой. В нем много слоев. Буквальный пересказ сюжета не дает ничего, лишь вскроет несообразности балетного «средневекового» колорита. Зато метафорический подход срабатывает.

Это, как и «Спящая красавица», символ пробуждения души в ожидании любви. А все прочее – венгерские рыцари и буйные сарацины, графиня из Прованса и трубадуры – надлежащая театральная рамка и повод для разнообразия танцев.

Стилизация средневековья в музыке и хореографии минимальна, большей частью ее вообще нет. Но есть, начиная с увертюры, неоромантическое томление в теме выбора.

Мария Хорева и Мария Ильюшкина – открытие последних лет, балерины высокого класса и почти ровесницы, их негласное творческое соперничество многим навевает воспоминания о временах, не столь уж и давних, когда любители балета не знали, куда в Мариинке бежать, на Ульяну Лопаткину или на Диану Вишневу. Впрочем, эстетическая разница между примами была столь велика, что балетоманы выбирали то, что им ближе.

Самые мудрые не входили ни в какие партии, но стремились понять, как преображается балетная партия в трактовке интроверта или экстраверта.

В нынешнем случае речь скорее может идти о двух подходах к образу Раймонды – она или решительная и сильная духом, делающая выбор сразу, или нежный цветок, колеблющийся и распускающийся сообразно обстоятельствам. Хоревой ближе первый подход, Ильюшкиной – второй. При этом техника первой Марии уверенней и отчетливее, но она уже давно танцует Раймонду. Вторая Мария только что вошла в балет, и некоторая «размазанность» отдельных па – видимо, признак волнения в дебюте. Хотя…

Мария Хорева. Фото – Александр Нефф

Хорева вносит в партию нестандартную смесь подростковой решительности и лирической шаловливости: ее четко очерченный танец основан на определенности психологических и пластических мотивов, и рельефный отталкивающий жест рукой у лица, отвергающий любовные атаки шейха, недвусмысленно означает «нет». Что и вызывает дальнейшие события (похищение и прочее). Ильюшкина же словно «гасит» графику академической выучки в поэтической «дымке»: ее жесты исподволь наполнены трепетом и маревом, поэтому непонимание женского отказа шейхом в ее случае более мотивировано. Ведь она завлекает неведомо для себя.

В общем, Хорева – как бы Раймонда-Одиллия, а Ильюшкина – Раймонда-Одетта. При этом туры в обе стороны, плавная легкость и умение взмахнуть ногой так, что мало не покажется, у обеих прекрасны. Как и сочетание венгерского танца с классическим в последней картине.

Мария Ильюшкина. Фото – Наташа Разина

И тут мы возвращаемся к идее «Раймонды». К ее средневековому посылу.

Я бы так сказала: сравнение выступлений Хоревой и Ильюшкиной в таком, казалось бы, насквозь условном жанре псевдоисторического балета, претерпевшего к тому же множество редакций (в Мариинке идет версия Константина Сергеева, тоже ставшая классической) позволяет подумать о феномене куртуазности не меньше, чем ее «аутентичная» стилизация в каких-нибудь реконструкциях средневековых церемоний. Такова уж природа классического балетного спектакля, построенного на культе женского образа и преклонении перед балериной.

Кстати, о преклонении. Партнеры обеих Раймонд (маститый Владимир Шкляров и дебютант Никита Корнеев) весьма в этом преуспели. Учитывая, что собственно танца этим рыцарям без страха и упрека в «Раймонде» дано мало.

На этом, поскольку в мою задачу не входит анализ исполнения «Раймонды» труппой Мариинского театра, я закончу. Скажу только, что артисты хорошо выдерживают и ярко подают заложенный в хореографии баланс между танцем и жестом, между танцами на каблуках и на пуантах, между строгостью классики и относительной свободой характерного танца.

В памяти останутся «пророческие» танцы сна Раймонды, Сарацинский танец и Панадерос, Мазурка и Венгерский, и некоторые вариации финального Гран па.

XIX век


Рикардо Дриго, 1894


Лев Иванов, 1885


Цезарь Пуньи, 1840


Мариус Петипа, 1898


Леон Минкус,1865

Пётр Чайковский

Александр Глазунов

Заметное влияние на развитие петербургского балета оказал Ш. Л. Дидло. Танцевальные поэмы Дидло «Зефир и Флора» (), «Амур и Психея» (), «Ацис и Галатея» () Кавоса предвещали наступление романтизма. В театр поставил балет «Кавказский пленник, или Тень невесты» на муз. Кавоса (). В репертуаре, созданном Дидло, раскрылись таланты М. И. Даниловой, Е. И. Истоминой, Е. А. Телешовой, А. С. Новицкой, Огюста (О. Пуаро), Н. О. Гольца. В 1837 году итальянский хореограф Ф. Тальони и его дочь М. Тальони показали в Петербурге балет «Сильфида». В в балете «Жизель», в постановке Ж. Коралли и Ж. Перро, с успехом выступила Е. И. Андреянова. В —1859 годах петербургский балет возглавил Ж. Перро, который поставил балеты «Эсмеральда», «Катарина» и «Фауст» Пуньи. В 1859 году балет возглавил балетмейстер А. Сен-Леон, поставил балеты «Конёк-Горбунок» () и «Золотая рыбка» ().
Преемником Перро и Сен-Леона стал Мариус Петипа (с солист балета, затем — балетмейстер, в — — главный балетмейстер театра).

За время своего пребывания в России Мариус Петипа поставил на императорской сцене балеты: «Дочь фараона» на музыку Цезаря Пуни, в году; «Царь Кандавл» Цезаря Пуни, в 1868 году; «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса, ; «Две звезды» Цезаря Пуни, ; «Баядерка» Л. Ф. Минкуса, ; «Спящая красавица П. И. Чайковского, в ред. Дриго, (—), I и III акты, в сотрудничестве с Львом Ивановым (ивановский текст — 2-я картина первого акта, венецианский и венгерский танцы во втором акте, третий акт, за исключением апофеоза); «Лебединое озеро» (совместно с Л. И. Ивановым, ); «Раймонда» на музыку А. К. Глазунова, ; «Корсар» на музыку Адана, Пуни, Дриго, Делиба, Петр Ольденбургского, Минкуса и Трубецкого, ; «Пахита» Дельдевеза, ; «Испытания Дамиса» А. К. Глазунова, ; «Времена года» (Четыре времени года) А. К. Глазунова, ; «Арлекинада» (Миллионы Арлекина) Дриго, ; «Ученики господина Дюпре», ; «Волшебное зеркало» Корещенко, ; «Роман бутона розы», Дриго (премьера не состоялась).

Балеты Мариуса Петипа требовали высокого профессионализма труппы, который достигался благодаря педагогическим талантам Христиана Иогансона, Энрико Чеккетти . В балетах Петипа и Иванова выступали: М. Суровщикова-Петипа, Екатерина Вазем, Е. П. Соколова, В. А. Никитина, Мария Петипа, П. А. Гердт, П. К. Карсавин, Н. Г. Легат, И. Ф. Кшесинский, К. М. Куличевская, А. В. Ширяев.

Сопрано

до 1917 1917—2000 после 2000
  • Вильгельмина Рааб (—)
  • Мария Дейша-Сионицкая (—)
  • Евгения Мравина (—)
  • Аделя Больска (1897-1918)
  • Наталия Ермоленко-Южина (—)
  • Надежда Забела-Врубель (—)
  • Елена Катульская (—)
  • Александра Сазонова (1906—1909)
  • Ольга Кашеварова (—)
  • Галина Ковалёва (—)
  • Софья Ялышева ( — н. в.)
  • Лариса Шевченко ( — н. в.)
  • Людмила Касьяненко ( — н. в.)
  • Татьяна Новикова (1980 — н. в.)
  • Ольга Кондина ( — н. в.)
  • Татьяна Кравцова ( — н. в.)
  • Елена Миртова ( — н. в.)
  • Евгения Целовальник (конец 1980-х—1997)
  • Светлана Волкова ( — н. в.)
  • Марина Шагуч ( — н. в.)
  • Лариса Гоголевская ( — н. в.)
  • Лия Шевцова ( — н. в.)
  • Маргарита Алавердян ( — н. в.)
  • Анна Нетребко ( — н. в.)
  • Татьяна Павловская ( — н. в.)
  • Ольга Трифонова ( — н. в.)
  • Ирина Лоскутова ( — н. в.)
  • Валерия Стенькина ( — н. в.)
  • Млада Худолей ( — н. в.)
  • Ирина Гордей ( — н. в.)
  • Ольга Сергеева ( — н. в.)
  • Татьяна Бородина ( — н. в.)
  • Жанна Домбровская ( — н. в.)
  • Екатерина Попова ( — н. в.)
  • Ирина Васильева ( — н. в.)
  • Анастасия Калагина ( — н. в.)
  • Ирина Матаева ( — н. в.)
  • Наталия Тимченко ( — н. в.)
  • Оксана Шилова ( — н. в.)
  • Ирма Джиголаты ( — н. в.)
  • Екатерина Шиманович ( — н. в.)
  • Виктория Ястребова ( — н. в.)
  • Людмила Дудинова ( — н. в.)
  • Лариса Юдина ( — н. в.)

Теноры

до 1917 1917—2000 после 2000
  • Фигнер, Николай Николаевич (1887—1903)
  • Ершов, Иван Васильевич (1893—1929)
  • Собинов, Леонид Витальевич (1901—1904)
  • Смирнов, Дмитрий Алексеевич (1907—1917)
  • Артамонов, Николай Степанович (1918—1922, 1926—1931)
  • Печковский, Николай Константинович (1924—1941)
  • Большаков, Григорий Филиппович (1930—1936)
  • Бугаев, Иван Максимович (1945—1980)
  • Плужников, Константин Ильич (1971 — н. в.)
  • Стеблянко, Алексей Алексеевич (1976 — н. в.)
  • Марусин, Юрий Михайлович (1980 — н. в.)
  • Ахмед Агади
  • Михаил Макаров
  • Евгений Акимов
  • Михаил Векуа
  • Максим Аксенов
  • Юрий Алексеев
  • Август Амонов
  • Олег Балашов
  • Виктор Вихров
  • Михаил Вишняк
  • Галузин, Владимир Васильевич (1990 — н. в.)
  • Николай Гассиев
  • Василий Горшков
  • Сергей Дробышевский
  • Владимир Живописцев
  • Леонид Захожаев
  • Андрей Зорин
  • Виктор Луцюк
  • Андрей Попов
  • Сергей Семишкур
  • Сергей Скороходов
  • Евгений Страшко
  • Александр Тимченко
  • Владимир Феленчак
  • Штода, Даниил Александрович (2007 — н. в.)

Известные танцоры

  • Алтынай Асылмуратова
  • Михаил Барышников
  • Вахтанг Чабукиани
  • Петра Конти
  • Наталья Дудинская
  • Илья Гафт
  • Павел Гердт
  • Тамара Карсавина
  • Мария Хорева
  • Ирина Колпакова
  • Теодор Кослофф
  • Матильда Кшесинская
  • Нинель Кургапкина
  • Пиерина Леньяни
  • Лариса Лежнина
  • Ульяна Лопаткина
  • Аскольд Макаров
  • Наталья Макарова
  • Варвара П. Мей
  • Галина Мезенцева
  • Вацлав Нижинский
  • Рудольф Нуриев
  • Алла Осипенко
  • Анна Павлова
  • Ольга Преображенская
  • Фарух Рузиматов
  • Леонид Сарафанов
  • Марина Семёнова
  • Константин Сергеев
  • Алла Сизова
  • Юрий Соловьев
  • Ольга Спессивцева
  • Галина Уланова
  • Диана Вишнева
  • Светлана Захарова
  • Игорь Зеленский

Предшественник Мариинки

В Петербурге тоже когда-то был свой Большой театр. Он открылся 5 октября 1783 года на Карусельной площади, впоследствии переименованной в Театральную.

Построенный по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди Большой каменный театр был выполнен в стиле классицизма и на фоне невысоких соседних зданий выделялся своим величием. Его сцена для XVIII века была невероятно современной и оборудованной по последнему слову техники. В день открытия театра давалась опера «Лунный мир» композитора Джованни Паизиелло. Помимо оперных выступлений здесь устраивались инструментальные концерты и драматические спектакли при участии русской, итальянской и французской трупп.

В 1802-1803 гг. выдающийся зодчий Ж.-Ф.Тома де Томон изменил облик Большого театра за счет капитального переустройства его внутренней планировки и внешней отделки. С измененными пропорциями здание приобрело еще более торжественный вид и превратилось в одну из главных столичных достопримечательностей наряду с Адмиралтейством и Казанским собором. К сожалению, этой красоте не суждено было сохраниться надолго: в первый день 1811 года в театре случился пожар, уничтоживший и внутреннее убранство, и причудливые элементы фасада. Тома де Томон поспешил составить проект восстановления театра, но до самих работ не дожил. Большой каменный театр открылся в 1817 году, уже после его кончины.

Вид на Большой каменный театр в Санкт-Петербурге

После реконструкции театр переживает период расцвета и становится популярным местом встреч и светского общения. У крыльца здания находилось подобие пандуса, пологий скат к мостовой, так что конные экипажи могли заезжать прямо под фронтон и посетителю было достаточно сделать всего пару шагов, чтобы из кареты попасть сразу в театральный вестибюль. Это позволяло защитить нарядную одежду от грязи и пыли. Кстати, гардероба в театре не было, и в зал зрители входили в верхней одежде или оставляли ее лакеям до окончания представления.

Именно в эти годы частым посетителем здесь был А.С. Пушкин, черпавший вдохновение для поэмы «Евгений Онегин». Герой вечного произведения, как известно, тоже являлся завсегдатаем Большого театра. Любопытно будет вспомнить, что театральный зал делился на партер и пять ярусов лож и женщинам разрешалось занимать только их. Недаром в поэме Онегин скользил взглядом именно по ложам!

В 1836 году архитектор Альберто Кавос убирает колонны, затрудняющие обзор и искажающие акустику. Зал Большого театра приобрел форму подковы, стал более высоким и вместительным: количество зрителей доходило до двух тысяч. После очередной перестройки первой постановкой стала опера М.И. Глинки «Жизнь за царя», во многом знаковая для дальнейшей истории театра. Ровно через шесть лет зрители посетили премьеру второй оперы великого композитора – «Руслан и Людмила». Кроме того, репертуар Большого каменного театра составляли и бессмертные шедевры европейского музыкального искусства, созданные именитыми композиторами: Верди, Моцартом, Беллини. Со временем спектакли, в которых задействовалась русская оперная труппа, были перенесены на сцену Александринского театра (основан в 1756 году императрицей Елизаветой Петровной) и так называемого Театра-цирка, находящегося прямо напротив Большого.

Мариинский театр

Что будет дальше?

В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран. При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок. Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.

Новая Мариинка. 2013 год.

Обложка: https://commons.wikimedia.org

Василий Герелло сейчас

В сентябре 2020 года семья Герелло заразилась коронавирусной инфекцией, когда находилась на даче. У всех троих пропали нюх и вкус, но температуры не было. В больницу никто не обращался, и здоровье полностью восстановилось.

5 ноября 2020 года певец рассказал правду о концерте Валерии в Королевском «Альберт-холле» в Лондоне, вступив в публичную полемику с Любовью Успенской. Звезда шансона ранее заявляла, что исполнительница хита «Часики» не в состоянии собрать такой зал.

Герелло, приглашенный на тот концерт как друг, пел свои песни и выступал дуэтом с Валерией. Артист сказал, что зал был полон, и он даже снял видео, где это показано. Так что Успенская оказалась неправа.

27 ноября 2020 года на сцене «Мюзик-холла» состоялся праздничный концерт, приуроченный к 55-летию выдающегося дирижера Фабио Мастранджело. Юбиляра поздравили Василий Герелло, Ильдар Абдразаков, музыканты Дмитрий Илларионов и Станислав Чигадаев, певица Ольга Черемных и телеведущая Сати Спивакова.

Музыка

Уже на четвертом курсе, пройдя прослушивание у Валерия Гергиева, Василий Георгиевич начал служить в Мариинском театре, а вскоре состоялся международный дебют оперного певца в спектакле «Севильский цирюльник» в Амстердаме. Герелло исполнял партию Фигаро.

Артист одним из первых исполнил «Травиату» на языке оригинала. Точно так же он исполнял Рихарда Вагнера на немецком, а Петра Ильича Чайковского — только на русском.

Баритон выступал в лучших театрах мира — Ковент-Гарден, Ла Скала, Метрополитен-опере, Карнеги-холле. Пел русские романсы и исполнял камерную музыку в Вене, Праге, Братиславе. Но часто отказывался участвовать в западных постановках, когда «уродовали» классику. Он отказался петь в немецком «Трубадуре», где действие начиналось с убийства младенца в морге.

В 2013-м артист вошел в состав жюри телевизионного конкурса «Большая опера». Из-за плотного графика Герелло побывал на съемках только три раза — два раза как судья и один раз выступал на гала-концерте.

30 ноября 2015 года артист представил сольный концерт на сцене Большого зала Московской консерватории. Герелло исполнял арии из опер Вольфганга Амадея Моцарта и Джузеппе Верди, неаполитанские песни. Василий Георгиевич признался, что сольная программа серьезной музыки стала редкостью в современном мире, где идет пропаганда дешевой попсы — «тазик-унитазик, мочалка-промокашка».

Мариинский театр – жемчужина Санкт-Петербурга

Образование Мариинского театра связано с историей страны. Конец XVIII века – время сближения России с Европой. Российские правители перенимали многое из европейского быта и культуры, в том числе и театр.

История возникновения

В 1783 году Екатерина II учредила театральную труппу для представления драматических и оперных спектаклей в открытом на Карусельной площади Петербурга Большом Каменном театре.

В здании, отвечающем веянию моды и техническим требованиям, выступали иностранные актеры, приглашенные императрицей из Италии, свои представления российская труппа ставила редко.

Супруга императора Александра II, Мария Александровна, слыла покровительницей изящных искусств. Певцы и хореографы ее личной труппы давали представления в Театре-цирке, который находился напротив Большого Каменного театра.

В 1859 году на месте сгоревшего Театра-цирка итальянский зодчий Альберт Кавос построил новый театр, названный Мариинским в честь Марии Александровны. В короткие сроки театр, основу которого составляла личная труппа супруги императора, стал популярным.

В 1886 году на месте Большого Каменного театра построили консерваторию, и все спектакли, проходившие там, перенесли в Мариинский театр, который открыл первый театральный сезон оперой «Жизнь царя».

На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина и Леонид Собинов, Федор Шаляпин и Софья Преображенская, Матильда Кшесинская и Рудольф Нуреев. Декорации создавали Константин Коровин, Александр Бенуа, Александр Головин.

Архитектура и стиль театра

Здание Мариинского театра, построенное в стиле неоклассицизма, впечатляет красотой и многофигурным силуэтом, расположено на Театральной площади. В 1885 году архитектор Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов и гримерок.

Главный фасад стал монументальней, под самой кровлей появился новый зал. Над куполом – башенка, которая маскирует вентиляционную трубу.

Внутреннее обустройство главного здания

Зрительный зал Мариинского театра – один из самых красивых в мире. Первоначальное убранство сохранено до наших дней. Мягкое сияние позолоты, лепные украшения и скульптуры, обивка и драпировка в цвете морской волны создают лирический колорит в помещении.

Восстановлен декор Царской ложи: некогда ее украшала монограмма, живописно сочетавшая первые буквы имён царя Александра II и его супруги. В советское время здесь сияла эмблема из серпа и молота. В 90-е годы XX века императорская монограмма ложи возвращена на прежнее место.

Интересный занавес, ставший эмблемой Мариинского театра, создал в 1914 году художник Александр Головин. Соединив технику живописи и аппликации, художник оформил рисунок занавеса, который повторяет узор платья императрицы Марии Александровны.

Трехъярусная бронзовая люстра весом 2,5 тонны, созданная в 1860 году, состоящая из 230 лампочек и 2300 хрустальных подвесок, дает необыкновенно яркий свет. Каждый год ее опускают вниз, чтобы почистить хрусталь и сменить перегоревшие лампы.

Потолок зрительного зала украшает живописный плафон, на котором итальянский живописец Дузи изобразил 12 танцующих нимф в окружении амуров, а по кругу разместил 12 медальонов с портретами русских драматургов.

Зал Александра Головина, обустроенный под кровлей театра, носит имя русского живописца конца XIX века, здесь создаются декорации к операм и балетам

Оркестровая яма с поднимающимся и опускающимся потолком во время реставрации в 1970 году удивила тем, что под полом нашли груду хрустальных осколков. Обескураженные реставраторы выбросили находку. Позднее оказалось, что 200 лет назад архитекторы использовали битый хрусталь для улучшения акустики зала.

Колокол, обитающий за сценой 200 лет и названный актером театра, звучит во время опер «Борис Годунов» и «Хованщина». В годы борьбы с религией его сняли с церкви и утопили в Крюковом канале. Позднее колокол подняли со дна и подарили театру.

Танцоры

Основу балета Мариинского театра составляют артисты:

Руководители

  • Екатерина Кондаурова
  • Олеся Новикова
  • Оксана Скорик
  • Алина Сомова
  • Виктория Терешкина
  • Диана Вишнева
  • Тимур Аскеров
  • Евгений Иванченко
  • Кимин Ким
  • Игорь Кольб
  • Ксандер приход
  • Владимир Шкляров
  • Андрей Ермаков

Первые солисты

  • Надежда Батоева
  • Мария Хорева
  • Анастасия Колегова
  • Анастасия Матвиенко
  • Мэй Нагахиса
  • Екатерина Осмолкина
  • Рената Шакирова
  • Кристина Шапран
  • Мария Ширинкина
  • Елена Евсеева
  • Александр Сергеев
  • Филипп Степин
  • Константин Зверев

Вторые солисты

  • Мария Буланова
  • Екатерина Чебыкина
  • Надежда Гончар
  • Мария Илюшкина
  • Александра Иосифиди
  • Анастасия Лукина
  • Валерия Мартынюк
  • Анастасия Нуйкина
  • Яна Селина
  • Татьяна Ткаченко
  • Виктор Кайшета
  • Роман Беляков
  • Евгений Коновалов
  • Иван Оскорбин
  • Юрий Смекалов
  • Алексей Тимофеев
  • Василий Ткаченко
  • Давид Залеев
  • Максим Зюзин

Персонажи-солисты

  • Елена Баженова
  • Ольга Белик
  • Алина Красовская
  • Алиса Русина
  • Ислом Баймурадов
  • Сослан Кулаев
  • Владимир Пономарев
  • Дмитрий Пыхачев
  • Василий Щербаков
  • Андрей Яковлев

Корифеи

  • Влада Бородулина
  • Виктория Брилева
  • Юлиана Черешкевич
  • Ксения Дубровина
  • Шамала Гусейнова
  • Дарья Ионова
  • Виктория Краснокутская
  • Анастасия Никитина
  • Ксения Острейковская
  • Екатерина Петрова
  • Анастасия Петушкова
  • Злата Ялинич
  • Никита Корнеев
  • Всеволод Маевский
  • Федор Мурашов
  • Алексей Недвига
  • Григорий Попов
  • Александр Романчиков
  • Андрей Соловьев
  • Илья Живой