Почему на гербе россии двуглавый орел: история становления герба

Оглавление

Что символизируют цвета

Цветовое оформление играет значительную роль в геральдике, это оптимальное средство передачи конкретизированного значения языка символов. Существует и общепринятое толкование, допускающее незначительную вариативность. Щит, являющийся фоном, изображается красным, что означает кровь, пролитую защитниками Родины в многочисленных сражениях против внешних врагов во имя сохранения независимости. Наряду с мужеством и отвагой, оттенок олицетворяет яркое чувство, в частности — любовь к Отечеству, которая проявляется в бескомпромиссной стойкости его граждан, готовности защищать рубежи, в братском отношении к соотечественникам разных этнических групп.

проект Г. А. Ильина. 1918

Двуглавый орёл имеет золотистый цвет, что отражает богатство во всех смыслах. Речь идёт не только о материальных ресурсах и благах, но и о природном достоянии, а также духовной, душевной составляющей. Последнее понятие тесно связано с проявлениями качеств, выполняющих роль духовной канвы в православии — сострадания, милосердия, смирения, великодушия и верности. Во времена Петра Первого орёл окрашивался в чёрный цвет, как выражение преемственности имперских традиций Византии, а золотистый цвет «вернулся» к птице только в 1993 году.

Щит на груди орла — вновь красный, а «заключённая» в его границах композиция воспроизведена с преобладанием серебристых тонов. Таким создан всадник, копьё и конь. Светлые тона — чистота мыслей и намерений, благородные устремления к высшим идеалам. Ярким элементом на таком фоне кажется плащ воина — он синий, что обозначает освобождение или стремление к достижению и сохранению свободы, а также мирное небо над головой. Змей под копытами коня — чёрный, это знак, олицетворяющий зло, альтернативная трактовка побуждает воспринимать чёрный цвет как символ памяти, неизбывной скорби о погибших в кровопролитных войнах разных эпох, одновременно это и демонстрация постоянства в преодолении тяжёлых испытаний.

Проект герба предлагавшийся Конституционной комиссией РФ

Трезубец – значит воля

После Октябрьской революции в русской эмигрантской среде знак Владимира Крестителя стал восприниматься как символ исторического наследия древнерусского государства с центром в Киеве. К примеру, в 1930 году находящиеся в Белграде русские эмигранты основали «Народно-трудовой союз российских солидаристов», эмблемой которого стал трезубец великого князя Владимира Святого, красующийся на фоне российского бело-сине-красного флага.

Но особый интерес знаки Рюриковичей вызвали на Украине, когда после развала Российской империи встал вопрос об образовании национального государства, продолжавшего традиции Киевской Руси. Одним из первых идею взять за основу герба Украинской Республики трезубец князя Владимира выдвинул историк Михаил Грушевский. Он даже специально написал статью по данному поводу в журнале «Народная воля».

Идеологи новой Украины полагали, что в трезубце зашифровано дорогое для каждого украинца слово «воля», которое во все времена являлось синонимом свободы. 22 марта 1918 года постановлением Центральной рады личный знак Владимира Святославича получил статус малого герба Украинской Народной Республики. Спустя 74 года, уже после распада СССР, желтый трезубец на синем фоне стал основным элементом герба независимой Украины.

История гербового двуглавого орла

Орел в гербовой эмблеме берет свое начало еще с Византии. Позже он появился на гербе Руси. Изображение орла используется в гербах многих стран мира: Австрии, Германии, Ирака, Испании, Мексики, Польши, Сирии, США. Но двуглавый орел присутствует лишь на гербах Албании и Сербии. Российский двуглавый орел претерпел много изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Рассмотрим эти этапы. Как уже было сказано выше, гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки на печатях царей, они не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. До XVI века Россия была разрозненным государством, поэтому о государственном гербе России не могло быть и речи. Но при Иване III (1462- 1505) в качестве герба выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змея, а на оборотной — двуглавый орел. Первые известные изображения двуглавого орла относятся к XIII веку до н.э. — это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Таким был герб хеттских царей. Двуглавый орел был символом Мидийского царства — древней державы на территории Передней Азии при мидийском царе Киаксаре (625-585 года до н.э.). Затем двуглавый орел появился на эмблемах Рима при Константине Великом. После основания в 330 г. новой столицы — Константинополя — двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. После принятия христианства из Византии Русь стала испытывать сильное влияние византийской культуры, византийских идей. Вместе с христианством на Русь стали проникать новые политические порядки и отношения. Особенно усилилось это влияние после брака Софьи Палеолог и Ивана III. Этот брак имел важные последствия для монархической власти в Москве. Как супруг, великий князь Московский становится преемником византийского императора, считавшегося главою всего православного Востока. В отношениях с малыми соседними землями он носит уже титул царя всея Руси. Другой титул, «самодержец», является переводом византийского императорского титула autocrator; первоначально он означал самостоятельность государя, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб — двуглавый орел, он комбинируется с прежним московским гербом — изображением Георгия Победоносца. Таким образом, Русь подтвердила преемственность от Византии.

Время возникновения главных элементов герба

Использование орла-могильника о двух головах в роли государственного знака зафиксировано впервые во времена князя Ивана III, женившегося на греческой царевне Софье Палеолог и получившего формально права на данный государственный знак последних императоров Византии. Герба в тот период не существовало: его заменяла фактически общегосударственная печать князя. На ее лицевой стороне был Георгий Победоносец на коне (ездец), на оборотной – императорский орел. Оттиск этой печати имеется на меновой грамоте 1497 г. Это первый обнаруженный историками документ, где стоит этот знак.

Всадник стал эмблемой Московского княжества, заменив собой льва, терзающего змею, и единорога, которые в разное время были эмблемами московских князей.  Фигура «ездца» (то есть всадника) трансформировалась в образ святого Георгия путем различных изменений: конник был без копья или с охотничьим мечом или соколом и воплощал образ правящего князя, иногда поражающего змея, а порой — и без оного.

При Юрии Долгоруком святой Георгий стал изображаться в привычном для нас виде, став символом г. Москвы. А в результате объединения земель под властью Москвы Георгий Победоносец стал символом государства в целом наряду с орлом.

Что держит орел на гербе России в правой лапе

У державы есть второе название – псикетр. То есть сосуд, но сосуд искусственный, не существующий в природе. Он должен быть всегда полным, что символизирует богатство страны.

Заткнут сосуд на изображении российского герба лапчатым крестом. Это символ видама – правителя страны, которому принадлежит верховная власть. Сейчас крест символизирует власть президента России.

Шекспир в Венецианском купце писал: «Самой короны пуще, грозный псикетр». Почему же русский камень ему казался пуще короны? Потому что Шекспир знал, что он ещё и камень на распутье. Это на нём написано: «направо пойдешь…, налево пойдешь…». Русский камень это судьба. А она может повернуться так, что любой короне, действительно, станет «пуще некуда».

Народ должен своей державе – руке берущей. Мы платим налоги, служим в армии и так далее.

Чей же лук со стрелами

В предыдущей главе мы уже упоминали загадочный герб «короля Руси» — синий щит с изображением двух рук, натягивающих лук перед выстрелом. Точно такой же герб изображен и в практически копии гербовника Конрада Грюненберга — гербовнике Георга Ортенбурга, 1602 года.

Герб «Короля Руси» в гербовнике Конрада Грюненберга. 1480 г.

Тот же русский герб в Гербовника Георга Ортенбурга. 1602 года (фактически — копия рисунка из Грюненберга).

Украинские исследователи считают, что это одно из первых изображений герба города Киева. Действительно изображение самострела, арбалета или куши — первый известный городской символ Киева. Однако есть ряд обстоятельств, заставляющих засомневаться в «киевской» версии:

Как правило, древние гербовники имеют четкую структуру: например, сначала описываются гербы королевств в пределах Священной Римской империи, затем королей, не входящих в империю, затем — восточных владык, информации о которых мало, затем — полуфантастические государства, затем — страны, о которых вообще почти ничего не известно (вроде полумифического царства пресвитера Иоанна или страны людей с собачьими головами); а после завершения описания гербовладельцев королевского сана начинают рассказывать о следующих в феодальной иерархии группах: великих герцогах, герцогах, епископах и т.п.

Давайте посмотрим, в какой части гербовника Конрада Грюненберга расположен якобы киевский герб. Итак листаем гербовник: идет рассказ об императоре Священной римской империи, королевствах в пределах Германии, затем — соседи Германии, потом окраины Европы — короли Сицилии и Калабрии; потом другая окраина — король Польши (вместе с гербами Литвы и Руси с центром во Львове); затем короли Наварры, Гранады, короли Далмации и Хорватии; со следующей страницы начинаются сомнительные гербы короля Эфиопии, библейской Сабы, несколько индийских королей, императоры Китая. Персии, несколько гербов татарских ханов, герб Эдома близ Иудеи, герб библейского короля Балтазара, несколько неизвестных гербов, и наконец — герб «КОРОЛЯ РУСИ». После него идут еще несколько сложноидентифицируемых «королей», а затем автор переходит от фантазий к вполне адекватной информации о следущей ступени иерархии — европейских герцогах.

Будь герб с руками, луком и стрелой действительно гербом Киева, он должен был размещаться либо в разделе Польского королевства (там же, где герб Руси с центром во Львове), либо в разделе великих герцогов (князей), рядом с Мазовией. А фактически руки с луком размещены среди малоизвестных европейцам азиатских «королевств», но именно самостоятельных королевств, а не зависимых от них герцогств или княжеств. Наиболее естественно было бы разместить там именно герб Московской Руси, информации о которой (тем более, достоверных сведений о ее гербе, у европейцев не было).

Вы спросите, а почему же не осталось никаких поздних свидетельств о связи лука со стрелой и герба Московии? Во-первых, герб в гербовнике Грюненберга скорее всего фантазийный, приписанный Москве (равно как и большинство гербов азиатских «королей»), а во вторых — свидетельства остались: на хорошо известной в древности карте Олафа Магнуса рядом с сидящим на троне царем Иваном Васильевичем изображен как раз гербовый щит со всадником, натягивающим лук (а совсем не копейщик).

Морская карта Carta Marina Олафа Магнуса 1539 г. Рядом с царем Иваном Васильевичем (MAGNUS PRINCEPS MOSCOVITAR) изображен герб — всадник, стреляющий из лука.

Эмблема России 1917 года

Гербовый орёл 1917 года

В 1917 году после отречения от власти Николая II встал вопрос о новом государственном гербе. «Для разъяснения» данного вопроса собралась группа специалистов: В. К. Лукомский, С. Н. Тройницкий, Г. И. Нарбут, И. Я. Билибин. Это были прекрасные знатоки геральдики, однако решение их отличалось выжидательностью. Они не признавали возможным до созыва Учредительного собрания решать вопрос о государственном гербе России, но считали, что допустимо использование «во всех предусмотренных законом случаях» двуглавого орла без всяких атрибутов и без Георгия Победоносца на груди. Этого орла нарисовал Билибин: двуглавая птица без атрибутов украшала печать временного правительства.

В период Временного правительства с двуглавым орлом конкурировала и свастика — бегущий крест, когда-то солярный знак и символ вечности, благополучия, прогресса. По-видимому, именно в этом качестве она «приглянулась» Временному правительству, которое избрало её вместе с двуглавым орлом и изображением Таврического дворца (где размещалась Государственная дума) в качестве символов новой, демократической России.

Что такое тамга

С помощью лично-родовых знаков удостоверялось право собственности князя на ту или иную вещь. Такой предмет, по свидетельству «Русской Правды», обозначался словом «знамение». При раскопках находят помеченные тамгами оружие и украшения (перстни и подвески), бляшки от поясов и другие вещи. Очевидно, их проставляли княжеские ремесленники. Также эти знаки чеканились на реверсах монет, клеймах и печатях, выдававшиеся тиунам и дружинникам.
При необходимости личными знаками удостоверялись сделки. Как сообщал в X веке персидский автор Ибн Мискаве́йх, описывая поход русов на город Бердаа (ныне в Азербайджане), захватчики пользовались особыми символами при получении выкупа за пленника. Комок глины с печатью означал, что человек свободен. Предположительно, речь в этом тексте идёт о личном знаке Игоря Рюриковича.

Символизм

Оказывается, что герб Российской Федерации является фракталом. На скипетре расположен орёл, держащий скипетр, который держит орла и т.д.

Три короны означают суверенитет страны. Скипетр и держава – символ государственной власти и единства государства. Автор наиболее распространённого изображения герба Российской Федерации — народный художник Ухналёв Евгений Ильич. Впервые символ двуглавого орла появился в истории России в 1497 году, хотя на тверских монетах встречался еще раньше. Двуглавые орел – символ Византийской Империи. Заимствование этого символа, также как у Сербии, Албании от Византии объясняется экономической, дипломатической, а также культурной близостью. Геральдический щит стал красного цвета по той причине, что изображение орла на красном относится к Византийской геральдической традиции, а изображение орла на жёлтом ближе к Римской геральдической традиции (герб Священной Римской Империи).

История происхождения герба России

Герб России 1497 года

Процесс объединения разрозненных княжеств начался до Иоанна III. Именно его отец – Василий II Васильевич (правил с 1435 г. по 1462 г.) начал процесс объединения земель русских.

При Иоанне III Московской княжество окончательно набрало силу и подчинило Псков, Новгород, Рязань. Тверь в этот период значительно ослабла как центр объединения земель.

В период правления Иоанна III начались меняться традиции правления. Вся знать в подчинённых землях теряла свои привилегии. Именно в период царствования Иоанна III вечевой колокол Новгорода был демонтирован и привезён в Москву.

Иоанн III также выстраивал новую дипломатическую политику. Он принял титул «Государь Всея Руси».

Интересный факт
В XIV-XV веках знаки на печатях изменялись довольно часто. Князья меняли изображения всадников по собственному желанию. До 1497 года именно всадник являлся главным изображением на печатях и монетах. Так всадник мог быть с мечом («мечник»), с копьём в руке («копейщик»), с соколом в руке («сокольник»). В период царствования Василия Тёмного утвердился «копейщик» – символизирующий Георгия Победоносца.

В этот период Иоанн III женится на византийской царице Софией (Зинаидой) Фоминичной Палеолог.

«Иоанн III мудро принял для России символический герб Византийской Империи: чёрного двуглавого орла на жёлтом поле и соединил его с Московским гербом – всадником (Св. Георгием) в белой одежде на белом коне, поражающим змея. Государственный же герб, по государственному праву, признаётся символом видимым отличительным знаком самого государства, эмблематично изображаемым на государственной печати, на монете, на знамени и т.п. И в качестве такого символа герб государства выражает отличительную идею и основы, осуществлять, которые государство считает себя призванным.

Вследствие употребления царём Иоанном III герба Византийского совместно с Московским на печатях внутренних и внешних государственных актов, сохранившихся с 1497 года, год этот принято считать годом принятия и слияния герба империи Византийской с гербом царства Русского«. /Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год./

Таким образом, герб появился в момент появления современного государства Российского.

Однозначно невозможно сказать, что герб появился в 1497 году, так как матрицы для печати монет служили по 5-15 лет. На монете 1497 года на одной стороне был отражён копейщик, а на другой двуглавый орёл. Но точно можно сказать, что этот период может быть ограничен с 1490 по 1500 годы.

Это интересно: Сообщение о ВДВ России

Значение герба

Основной элемент представляет собой двуглавого орла, который призван символизировать направленность России и на Запад, и на Восток, при этом подразумевается, что сама страна не является ни западом, ни востоком и сочетает в себе их лучшие качества. Расположенный посередине герба всадник на коне, убивающий змея, имеет довольно древнюю историю. Практически все древние князья на Руси использовали подобные изображения на своей символике. При этом подразумевалось, что сам всадник – это и есть князь. Лишь позже, уже во времена Петра Первого, было решено, что всадник – это Святой Георгий Победоносец.

Интересен тот факт, что на некоторых гербах древних князей использовались изображения и пеших воинов, а направление, в котором расположен всадник, также менялось. К примеру, на гербе Лжедмитрия всадник развернут направо, что больше соответствовало традиционной символике Запада, в то время как ранее он был развернут влево. Три короны, которые расположены сверху герба, появились не сразу. В разные периоды времени было от одной до трех корон, и только российский царь Алексей Михайлович первым привел объяснение – короны символизировали три царства: Сибирское, Астраханское и Казанское. Позже короны были признаны символами независимости государства. С этим связан печальный и интересный момент. В 1917 году по постановлению временного правительства герб России был в очередной раз изменен. С него убрали короны, которые посчитали символами царизма, но с точки зрения науки геральдики, государство самостоятельно отказалось от собственной независимости.

Держава и скипетр, которые двуглавый орел держит в лапах, традиционно символизируют единую державу и государственную власть (и они также были убраны в 1917 году). Несмотря на то что традиционно орел изображался в золотом цвете на красном фоне, во времена Российской Империи, недолго думая, взяли традиционные не для нашего государства, а для Германии цвета, потому орел получился черным и на желтом фоне. Золото орла символизирует богатство, достаток, благодать и так далее. Красный цвет фона символизировал в древности цвет жертвенной любви, в более современной трактовке – цвет мужества, отваги, любви и крови, которая была пролита во время сражений за родину. Также иногда используется флаг России с гербом.

Происхождение

Существует много разных версий происхождения знаков Рюриковичей. Одно из них возводит эмблемы древнерусских князей к античности. Очень похожие по рисунку геральдические знаки использовали правители Боспорского царства – государства в Крыму и на Таманском полуострове, исчезнувшего в VI веке. Иногда среди находок в Северном Причерноморье встречаются полные аналоги русских символов. Однако каким образом могли быть заимствованы боспорские изображения, неясно. Русское княжество Тмутаракань в этих местах появилось лишь тремя столетиями позже.
Возможно, промежуточным пунктом бытования знаков стала Хазария, разгромленная князем Святославом Игоревичем в X веке. У хазарской знати тамги являлись символами власти. Такая версия подтверждает практику широкого заимствования хазарских реалий в Киеве – например, князь Владимир носил титул «кагана».

Ну так Смоленск или Новгород?

Как уже говорилось выше (см. ), в «Хронике Констанцского собора» Ульриха Рихенталя изображены два герба, связанные со Смоленском: герб «князя Федора пана Смоленска в Красной Руси» (идущие львы в двухчастном сине-золотом щите) и герб «князя Белой Руси» (четверочастный щит, в двух полях которого кресты на красном поле, а в двух других на синем поле золотые орлы, сидящие на задних половинах львов).

Гербы князя Федора Смоленского. т.н. Констанцская рукопись «Хроники Констанцского собора…», 1464 г.

Слева — герб «герцога Федора из Белой России, пана Смоленского» из аугсбургской печатной версии «Хроники Констанцского собора У. Рихенталя. 1483. Фото – Библиотека земли Баден, Карсруэ. Электронный архив. Справа — тот же герб «герцога Белой Руси и Смоленска». Гербовник Вернигероде (Шаффхаузен), 15 в.

Изображение из гербовника Конрада Грюненберга. 15 в. В описании нет никаких «Смоленсков». Герб назван «БЕЛАЯ РОССИЯ», в подписи присутствует также упоминание главного города этой Белой России, но прочитать его не удается…

Интересная разновидность этого герба изображена в гербовнике Виндхага: орёл и полулев в этом гербовнике разделены по разным полям герба и окрашены эти половины по-разному.

Гербы Белой Руси и Смоленской земли в обрамлении герба Великого князя Московского, Львовского, Русского и Лифляндского из «Гербовника из библиотеки графа Иоахима фон Виндхага«, 16 в. (Kolorierte Wappenbucher aus der Bibliotheca Windhagiana). Фото – библиотека Университета Тюбингена

Так уж получилось, что герб «Смоленска в Красной Руси» практически не использовался в более поздние годы (за исключением воспроизведения его в гербовнике Конрада Грюненберга) и был скоро забыт, а вот четверочастный герб «князя Белой Руси» стал восприниматься как герб Смоленской земли. На рисунке ниже этот герб изображен рядом со Смоленском на карте Каспара Вопелия, он же перепечатан в Польском гербовнике Марка Амброзиуса (1570 г.).

Герб Смоленской земли на карте Каспара Вопелия. XVI в.

Представляется более интересным то, что князь Федор назван в «Хронике Констанцкого собора» князем Белой Руси. Да и герб с крестами, орлом и половиной льва в рукописной редакции «Хроники…» подписан как «Белая Русь». Между тем Белой Русью в те времена часто называли земли Великого Новгорода. На наш взгляд кресты в гербе Белой Руси могли символизировать связи Новгорода с Ганзой (даже на гербе Ганзейской конторы в Новгороде изображался подобный крестик), а странная композиция из орла, сидящего на разрубленном льве могла быть попыткой древних художников свести воедино различные изображения на новгородских печатях. Среди нескольких наиболее употребляемых типов новгородских печатей есть и печать с орлом, и печать с непонятным зверем, напоминающим льва. Чем не прототипы для герба?

Новгородские печати по книге В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков »Актовые печати Древней Руси X-XII вв.»

Резюмируем: герб с изображением креста, орла и половины льва, часто идентифицируемые как герб Смоленска, скорее всего являлся гербом новгородской «Белой Руси». Это, конечно, гипотеза. Достоверное ее подтверждение вряд ли возможно…

Значение гербовой символики

Эмблема страны воссоздана Санкт-Петербургским художником Евгением Ильичом Ухналевым.

У Большого герба имеются существенные различия с современным символом:

  • орлиный клюв раскрыт шире на царском гербе;
  • в современной интерпретации нет ни гербов княжеств, ни цепи апостола Андрея Первозванного;
  • конник развернут в современном варианте вправо по отношению к смотрящему на изображение, в императорском – в другую сторону;
  • цветовая палитра императорского герба – черно-золотая, современного – красно-золотая.

Современный вид герба РФ близок к гербу царских времен с атрибутикой той эпохи, но символика его элементов переосмыслена и стала иметь иное значение:

  • Двуглавый орел, будучи первоначально символом государства, наследовавшего Византии, в наше время просто подчеркивает могущество и силу государства, трансконтинентальный характер страны, частично расположенной в Европе, частично – в Азии. Перья птицы сейчас расположены в три ряда, что трактуется такими понятиями, как добро, истина и красота.
  • Три короны воплощают уровни власти либо ветви власти. Короны Петра Великого теперь символ российского суверенитета. Поначалу это был знак Святой Троицы, а позже обозначал три царства.
  • Держава в современной версии олицетворяет целостность, единство государства и его могущество. Скипетр стал олицетворением государственного суверенитета страны, ее политической независимости. Изначально эти предметы являлись просто атрибутами царской (императорской) власти.
  • Фигура всадника, поражающего дракона, сохранила свое историческое значение. Это изображение символически показывает победу добра над злом, и всадник — Георгий Победоносец – выступает здесь как защитник Отечества. Щит также традиционно олицетворяет защиту.
  • Черный дракон становится олицетворением тяжелых испытаний в судьбе страны, а также он является знаком скорби по невинно погибшим.

В целом символика герба РФ на сегодняшний день обозначает государственную власть и единство страны.

Пикирующий сокол

Наиболее популярная трактовка нарисованного на тамгах Рюриковичей гласит, что эти знаки ничто иное, как изображение птицы. Причем кто-то в загадочных линиях видел ворона, а кто-то – голубя. За последнего выступали Уваров и Толстой, напоминая, что летящий вниз головой голубь присутствовал в византийской геральдике вплоть до XIII века.

Известный шведский археолог Туре Арне, исследовавший в начале XX века тамги Рюриковичей, найденные в Скандинавии, также пришел к выводу, что на них схематично нарисована «птица с распущенными крыльями». Его уверенность подкреплял тот факт, что скандинавские конунги имели тамги, на которых были достаточно ясно прорисованы птицы.

Позднее ученые стали придерживаться мнения, что на монетах и подвесках Рюриковичей изображен один из видов хищных пернатых – орел, ястреб или сокол. Детальная проработка данной версии позволила выяснить, что, судя по соотношению туловища и крыльев, это все-таки сокол. У орла и ястреба туловище более массивное, у сокола же короткое – точно такое, как на монетах Владимира Святославича и Ярослава Мудрого.

Русский историк и искусствовед Степан Гедеонов в книге «Варяги и Русь» писал так: «Изображенная на Игоревой гривне птица с поднятыми кверху когтями может быть соколом-рерик». Последний термин употреблен не случайно, ведь в некоторых славянских языках слово «сокол» звучит очень похоже: в польском – rarog, в чешском – raroh, в староукраинском – раріг

Многие исследователи обращают внимание на созвучность этого слова с именем легендарного зачинателя правящей династии на Руси – Рюрика

В пользу сокола говорит и древнерусский фольклор, в котором эта птица очень часто фигурирует. К примеру, во Владимировых былинах рассказывается, как Илья Муромец и Добрыня Никитич ходят по синему морю Хвалынскому (Каспийскому) на корабле «Соколе», на который нападают «черные вороны» (либо половцы, либо татары), и после победы успешно возвращаются в родную гавань. В «Слове о полку Игореве» соколами называются князья из рода Рюриковичей.

Кроме того, по словам специалистов, когда сокол пикирует на свою добычу, задняя часть его туловища и хвост поднимаются вверх точно так, как это нарисовано на тамгах. Сокол с распростертыми крыльями – очень популярное изображение в геральдике. Эта птица присутствует в гербах Новосокольнического района Псковской области и города Балабаново Калужкой области, но больше всего изображение на древних тамгах напоминает пикирующего сокола с герба Старой Ладоги.