Крестьянки с хворостом

Оглавление

Композиция полотна, сюжет, детали

Сюжет картины подчеркнуто прост: молодая женщина, служанка, наполняет чашу молоком. На столе, кроме глиняной чаши с двумя ручками, стоит плетеная корзина с хлебом и фарфоровый кувшин. На скатерти лежит несколько кусков разломанной булки, свешивается вниз платок. Из зарешеченного окна падает свет, который разливается на всех предметах и фигуре женщине, ее лице. Белая стена за спиной молочницы под действием света также излучает сияние.

Художник показывает красоту обыденной жизни, прелесть простых хозяйственных забот, быта. В облике служанки читается целомудренность: открытый, чистый лоб, умиротворение на лице, спокойствие и сосредоточенность в движениях. Все, что было связано с молоком и продуктами из него в Голландии того времени приобрело форму некоего священного поклонения. Молочница с картины Вермеера предстает некоей Мадонной с ликом святой, свершающей священнодействие.

Акцент сделан на фигуре женщины, ее сосредоточенном, спокойном лице и тонкой струйке густого молока, льющегося из кувшина. Женщина одета в лимонного цвета блузу с зелеными отворотами рукавов, ярко синий передник и красную юбку. Ее голову украшает белый чепец, под который убраны волосы. Оттенки белого цвета молока, чепца и стены доминирующие в картине, несмотря на яркие тона одежды женщины.

Художник искал средства для выделения фигуры молочницы. Радиологическое исследование показало, что изначально стену за спиной женщины украшала картина, или, возможно, карта. Но мастер убрал ее, чтобы не загромождать полотно деталями, отвлекающими от главного – фигуры женщины.

Франсуа Милле в литературе

Марк Твен в рассказе «Жив он или умер?» описал историю о том, как группа художников, устав от нищеты, решила разрекламировать, а затем инсценировать смерть одного из них, чтобы поднять цены на его картины. Художники руководствовались высказыванием о том, что денег, потраченных на похороны и эпитафии мастеров, умерших от голодной смерти, с лихвой хватило бы им на безбедную жизнь. Выбор пал на Франсуа Милле. Написав несколько картин и несколько мешков набросков, он «после тяжелой и продолжительной болезни умер». Примечательно, что в рассказе Франсуа Милле сам нес «свой» гроб. Цена на картины сразу подскочила и художники смогли добиться своей цели — получить за свои произведения реальную цену при жизни.

Семейная жизнь в Сассексе

Джонни Милле c 1907 г.

Майор Жоффруа Де Картерет Милле скончался от ран во Франции 21 августа 1918 года.

Милле женился на Фрэнсис «Фанни» Маргарет Скипворт, дочери землевладельца из Линкольншира . Он поселил свою семью в Хоршеме в Западном Сассексе. Их первый ребенок, Дафна, родилась в 1895 году (умерла от аппендицита в 1904 году). Жоффруа «Жорж» родился в 1896 году (погиб в бою в августе 1918 года). Рауль родился в 1901 году; он стал самостоятельным известным художником. Розамунда (или Розамунда) родилась в 1904 году. В 1900 году Милле организовал строительство дома под названием Compton’s Brow в Хоршеме, где он создал частный музей, состоящий из 14 000 экземпляров. Коллекция, собранная в Хоршеме, отражала его широкие интересы и включала образцы крупной дичи, оленей, водоплавающих птиц, летучих мышей, тюленей. Коллекция даже включала в себя целого медведя гризли и лосося Тай весом 50 фунтов. Он постоянно создавал иллюстрации и рисовал свою коллекцию дикой природы. Милле регулярно на несколько месяцев уезжал на охоту и в путешествия, привозя многочисленные экземпляры, чтобы пополнить свою обширную коллекцию. Так продолжалось вплоть до 1920-х годов. В Хоршеме он развлекался широко и с энтузиазмом. Хилэр Беллок приходила на ужин раз в месяц и сидела до раннего утра, выпивая большое количество пива, пока не пьющая Милле слушала его экстравагантные сказки.

В Хоршаме Милле разбили сад, который запомнился своей красотой. Он вырастил несколько новых рододендронов, в том числе тот, который назвал в честь своей жены Фанни и дочери Розамонды. В 1917 году он опубликовал первый из двух томов « Рододендроны и их различные гибриды» , включив в него советы по размножению, полученные от своего друга и коллеги-натуралиста сэра Эдмунда Лодера . В 1923 году Милле был награжден Лодер Рододендрон Cup, а затем в 1927 году Виктория Почетная медаль по Королевского садоводческого общества . В 1927 году Милле опубликовал свою последнюю большую работу « Магнолии» .

Его сын Рауль вспомнил хаотичный оживленный дом и отца, который был «чрезвычайно умен, обладал энергией гоночного автомобиля, трудоголиком с огромным энтузиазмом и острым чувством смешного». Дом и сад пережили не его смерть, а Было спасено несколько более мелких примечательных растений, некоторые из которых были пересажены в Виндзор-Грейт-Парк его племянником Эдвардом Греем Милле (1918-2003), ведущим специалистом по размножению рододендронов и азалий. Огромная коллекция шкур животных и птиц была разогнана и продана. В местном музее Хоршема хранится несколько шкур и скульптур.

Милле обладал способностью передавать тонкости мира природы с художественным мастерством, которое выделяло его, в частности, как великого художника-птицееда. Его дар состоял в том, чтобы передать свою любовь и уважение к миру природы.

Милле умер в Хоршеме в свой шестьдесят шестой день рождения.

Крестьянки с хворостом — Жан-Франсуа Милле

Почти все творчество французского художника Милле посвящено крестьянам, их труду. На его полотнах они обычно поглощены повседневной работой: пасут стада, прядут шерсть, сбивают масло, собирают в поле колосья, мотыжат землю

Очень часто внимание Милле привлекает фигура бедняка, согнувшегося под тяжестью вязанки хвороста

Картины на этот сюжет есть в Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и других собраниях.

Иногда Милле переводит этот печальный мотив в аллегорический план, и тогда усталая фигура с вязанкой становится персонажем из сказки Лафонтена «Дровосек»-перед крестьянином появляется Смерть, которую он позвал в отчаянии. Очевидно, в этом сюжете художник находит глубокий смысл.

Здесь скрещиваются несколько особенно близких ему тем — тяжелая борьба за существование, безрадостность вечного труда, человек среди неприветливой природы.

«Мне никогда не открывается светлая сторона жизни,- писал однажды Милле своему другу Сансье,- я не знаю, где она, я никогда ее не видел». Эти слова невольно вспоминаются перед эрмитажной картиной «Крестьянки с хворостом».

Ее глухие тона, словно расплывающиеся в серой сумеречной глубине, определяют минорный строй колорита. Две женские фигуры с огромными вязанками хвороста медленно бредут по лесной тропинке.

Монотонные повторы стволов как бы аккомпанируют из полумрака их замедленному движению.

Окружение едва намечено: неровные вертикали деревьев позади, куча камней справа и еще одна-две немногословные детали, но из этих беглых штрихов вырастает образ суровой природы. И цвет, и движение, и пластика — все выдержано в одном ключе, сосредоточенно-скорбном.

Но этими печальными нотами не исчерпывается замысел картины. Какими бы угнетенными ни выглядели женские фигуры, сильная и плотная живопись Милле придает им монументальность.

Крупные формы, обобщенный лапидарный рисунок, демонстративная неловкость медленного, но ритмичного и твердого движения изгоняют из произведения малейший оттенок сентиментальности — картина становится бескомпромиссной и мужественной прозой.

Это ощущение силы в изображении крестьян неизменно свойственно Милле и придает его работам серьезность и значительность.

Эти два столетия многое меняют — герои Милле утрачивают ту спокойную и уверенную ясность, которой отличаются персонажи Лененов, их жизнь окрашивается в более драматические и сумрачные тона.

Но неизменной остается твердость и молчаливая сила духа, которую эти художники разных эпох видят во французском крестьянине и которую они вкладывают в свои произведения.

Картина «Крестьянки с хворостом» поступила в Эрмитаж в 1922 году из Музея Академии художеств.

Сборщицы колосьев

  • Жан-Франсуа Милле.
  • Название: Сборщицы колосьев.
  • Год создания: 1857

Масло. холст.

  1. Техника письма: Барбизонская школа.
  2. Жанр: Бытовой жанр.
  3. Оригинальный размер: 84 x 111 cm.
  4. Париж, музей Орсе.

Описание: В Салоне 1857 художник показал картину Собирательницы колосьев, изображающую женщин, занятых изнурительной работой, их одежда бедна, но опрятна; классическая ясность композиции, гармоничность неярких, но чистых тонов, плавные линии силуэтов, мягкий, золотистый свет, льющийся с осеннего неба, объединяющий пространственные планы, — все создает ощущение подлинной жизни, претворенной в художественный образ, в шедевр, исполненный поэзии. Надо было не только глубоко уважать любой труд, но и видеть в людях, занятых им, своих собратьев, чтобы с такой человечностью написать их. Работа вызвала разные оценки публики и критики, что заставило мастера временно обратиться к более поэтичным сторонам крестьянского быта. Сельская жизнь была одной из любимых тем Милле, и эта картина стала кульминацией десятилетней работы над темой сборщиц колосьев. Сборщицам разрешалось проходить по полям на рассвете и подбирать колоски, пропущенные косцами. На этом полотне художник изобразил трёх из них, согнувшихся над землёй в низком поклоне — только так им удаётся собрать оставшиеся после жатвы колосья.. В них Милле показал три фазы тяжёлого движения, которые женщины должны были беспрестанно повторять раз за разом — сгибаться, подбирать колосок с зерном и снова распрямляться. Маленькие пучки в их руках контрастируют с богатым урожаем, который виден на заднем плане. Там стога, снопы, повозка и занятая работой толпа жнецов.

Собирательницы колосьев: dao_nyxa

Les Glaneurs et la Glaneuse (2000) — документальный фильм Аньес Варда про собирателей. Название — кивок в сторону известной картины Милле «Собирательницы колосьев». Это фильм про очень разных людей: молодых и не очень, служащих и безработных, горожан и селян, которые занимаются собиранием (glaner — собирать): остатков неубранного урожая в полях и садах, или нераспроданных фруктов и овощей под конец рынка, или даже просроченного товара в содержимое мусорных контейнерах супермаркетов. Собирают герои фильма не только еду, но и разные вещи на улицах и в урнах: бедняки — чтобы починить и пользоваться, художники — чтобы смастерить objet d’art. Берлинская художница и дизайнер miumau рассказывает, что в Европе ширится движение «спасателей еды» — небедные люди объезжают на своих лимузинах торговые точки и собирают там нераспроданные продукты, которые все равно выбрасывать: продавцы отдают их за так. У многих такие акции вызывают брезгливое отдергивание: еду на выброс — себе? Я что, нищеброд? Те же, кто не стесняется, быть принятым за бедняка — или идейные борцы со сверхпотреблением — или любители халявы — принимают идею на ура. Мне понравилась такая формулировка от miumau, зачем участвовать в «спасении еды»: все равно большая часть потребителей бесплатно раздаваемых продуктов — неимущие, так сделаем же их жизнь менее стыдной — тем, что сами встанем рядом и «протянем руку», сделаем этот жест — банальным, разделив неловкость. А хватит (в Европе) — на всех.

Лично я живу среди glaneurs уже много лет. Насельники сквота питаются исключительно в бесплатных столовых и пунктах раздачи еды, им известны точки и время таких раздач. Мой сосед каждый день, порой не по разу, приносит домой туго набитые сумки: у него «контракт» с какой-то бутербродной, и еще не знаю сколькими дармовками. И вот что меня напрягает в таком образе жизни:

— ты не сам выбираешь, а ешь что дают. Для скучающего обеспеченного буржуа такое развлечение раз в неделю даже приятно: «а что я получу сегодня на ужин?» — но изо дня в день не иметь права выбора, это не по мне

— достаточно много времени занимает такая добыча пропитания, и каждый день тащить пакеты, порой издалека — утомительно

— все-таки некоторая брезгливость: «спасение еды», придумали тоже: скажите честно — «лучше в нас, чем в таз»… фи

Так что я в бесплатные столовые не хожу, просроченные продукты не собираю — скучным образом покупаю в магазинах еду по своему выбору. А вот к остальным категориям собирательства у меня предвзятости нет. Вся мебель в моем доме — с улиц: те крупногабаритные вещи, что раз в месяц выставляются на тротуары жителями деревни. А также большая часть посуды (ах, какие тарелки я нашла однажды на Севастопольском бульваре!), половина книжного шкафа и некоторая одежда. Ну и пакистанский секонд-хэнд по вторникам: юбки по евро, платья по два. Купила зеленое платье с карманами и отчаянно жду апреля.

dao-nyxa.livejournal.com

ТВОРЧЕСТВО

Он писал крестьян с глубиной и проникновенностью, напоминающими о религиозных образах. Его необычная манера принесла ему заслуженное признание, не подвластное времени.

Его произведения интерпретируют совершенно по-разному. Творчество художника казалось одновременно обращенным и в прошлое, и в будущее. Одни находили в картинах Милле ностальгию по патриархальной жизни, рухнувшей под натиском буржуазной цивилизации; другие воспринимали его работы как гневный протест против угнетения и притеснения крестьян. Прошлое и будущее встречается не только в тематике Милле, но и в его стиле. Он любил старых мастеров, что не мешало ему чувствовать себя своим среди художников-реалистов. Реалисты отвергали долгое время господствовавшие в «серьезном» искусстве исторические, мифологические и религиозные сюжеты и ориентировались на окружающую жизнь.

На них мы видим крестьян, по преимуществу, в двух положениях. Они или поглощены работой, или отдыхают от нее. Но это не «низкий» жанр. Образы крестьян величественны и глубоки. С юных лет Милле не уставал ходить в Лувр, где изучал работы старых мастеров. Особенно восхищали и привлекали его картины Никола Пуссена, отличающиеся прозрачностью и торжественностью.


Женщина печет хлеб


Путь на работу


Пильщики

В том, что касается цвета, Милле, бесспорно, являлся художником XIX века. Он знал, что такое «живой» цвет, и умело использовал резкие контрасты света и тени. Нередко художник покрывал нижний слой краски еще одним, с применением техники сухой кисти, что позволяло ему создавать жесткую фактурную поверхность. Но задний план Милле обычно писал очень мягко и гладко. Холст, состоящий из «разнофактурных» частей, — характерная особенность его манеры.

До 1860-х годов Милле всерьез пейзажем не занимался. В отличие от своих друзей-барбизонцев, он не писал с натуры. Сельские же пейзажи, необходимые для картин, Милле вызывал из памяти. Именно поэтому на полотнах художника так много видов Нормандии, где он провел свое детство. Другие ландшафты воссозданы по наброскам, написанным в 1860-е годы близ Виши, где по совету врачей поправляла свое здоровье жена Милле.

В середине 1840-х годов Милле пытался заработать на жизнь созданием легких и беззаботных картин , стилизуя модный тогда стиль рококо. Это были мифологические и аллегорические полотна, а также картины легкого эротического содержания, изображающие обнаженную женскую натуру (например, «Лежащая обнаженная женщина»). На тогдашних холстах Милле появлялись нимфы и купальщицы, писал он и пасторали, рисующие сельский мир земным раем, а не ареной изматывающей борьбы за кусок хлеба. Сам художник называл эти произведения исполненными в «цветистом стиле». К нему относится и картина «Шепот», 1846 (другое название — «Крестьянка и дитя»).

ВЛИЯНИЕ МИЛЛЕ НА ТВОРЧЕСТВО ДРУГИХ ХУДОЖНИКОВ

Милле стал кумиром Ван Гога, относившегося к его работам, как к образцам, и много копировавшего их.

Другими почитателями таланта Милле были Камиль Писсарро и Жорж Сера.

Позже картины Милле пропагандировались как пример для подражания в коммунистических странах, где культура строилась на принципах «социалистического реализма».

Сальвадор Дали был в восторге от картины «Анжелюс», создав ее сюрреалистическую версию.

Более того, именно его популярность способствовала тому, что имя Милле стало ассоциироваться с характеристикой «сентиментальный художник». Эта формула была совершенно ошибочной. Сам художник таковым себя не считал. И лишь совсем недавно, после больших выставок Милле в Париже и Лондоне (1975—76 гг.), художника открыли заново, обнаружив во всей полноте его уникальный художественный мир.

В 1848 году знаменитый критик и поэт Теофиль Готье восторженно писал о картине «Веяльщик»:

,

Краткая биография

  • 1834 год – стал обучаться живописи непосредственно в Шербуре у неизвестных на тот момент мастеров – Ланглуа и Мушеля.
  • 1837 – 1839 гг. – переехал в Париж, где на протяжении двух лет занимался живописью в мастерской Поля Делароша, который был салонным художником.
  • 1840 год – Жан-Франсуа Милле начинает выставлять свои работы в Салоне.
  • 1841 год – «Портрет Луизы-Антуанетты Феардент»
  • 1847 год – «Эдипа снимают с дерева». Одна из ранних картин, является представителем мифологической живописи, что не так часто будет появляться в работах художника в будущем.
  • 1848 год – написана картина «Веяльщик». Её настроение и стиль написания уже соответствуют по настроению последующему творчеству мастера.

«Веяльщик» (1848)

  • Вообще, начало жизни автора пришлось на трудный период во французском искусстве – между собой боролись классицизм и романтизм, и по отношению к пейзажу, который вскоре станет важным в творчестве Милле, академики говорили о нём только как о фоне для античных сюжетов и не более, что видно, например в картине 1847 года. Романтики же наоборот украшали свои пейзажи, доводя их этим до нереалистичности. Барбизонцы в свою очередь настаивали на реалистичном и обыденном пейзаже, изображению на картинах простых людей, занятых трудом.
  • Желание последних выразить настроение простого народа, увидеть гармонию в простоте природы, уловить то мимолётное, что видно лиши мгновение очень близко к будущим стремлениям импрессионистов.
  • 1849 год – художник переехал в Барбизону и прожил там до конца своей жизни. С того момента крестьянский мотив становится главенствующим в его картинах. «Я крестьянин и ничего больше, как крестьянин», — так говорил о себе сам Жан-Франсуа Милле.
  • 1850 год – была закончена картина «Сеятель».
  • 1851 – 1853 гг. – «Путь на работу»
  • 1857 год – написана, пожалуй, одна из самых знаменательных картин его – «Сборщицы колосьев». Она отражает тяготы и лишения простого рабочего народа. Солнце пронизывает своими лучами весь холст, а на заднем плане – грузные кучевые облака, отработавшие крестьяне толпятся и разговаривают. Но на их место пришли другие фигуры – ведомые нуждой, три женщины собирают оставшиеся колоски. Хоть работа эта невзрачна и проста, руки их черны от пыльной земли, спины согнуты в печальном поклоне, а одежды стары и уже выцветают.

«Сборщицы колосьев»

  • Около 1858 года – написано полотно «Крестьянки с хворостом», которое сейчас находится в Эрмитаже.
  • 1859 год – довольно богатый на произведения год. В нём были написаны:
    • «Анжелюс». Прекраснейшее в своём роде полотно, оно отражает сокровенные чувства во время молитвы. Услышав колокольный звон, муж и жена сложили в молитве руки, говоря с Богом о радостях, нуждах и печалях. Данное произведение вызвало обильные отзывы различного рода, потому что для своего времени картина была весьма неординарной.
    • «Смерть и дровосек». Причисляется к жанру мифологической живописи, достаточно необычно для того периода творчества художника.
    • «Крестьянка, пасущая корову». Фигура девушки, пасущей худую корову с выраженными костями, слегка растворяется в морозном тумане. «Манифест бедности» – вот как критики назвали эту картину.
  • 1860 – 1862 гг. – «Человек с мотыгой».

«Человек с мотыгой»

  • 1866 год – под влиянием барбизонской школы была написана картина «Зимний пейзаж с воронами». Крестьяне уже закончили свою работу и на поле остались только вороны. Что примечательно, это именно пейзаж – на картине не изображено ни одной фигуры, и в том явное влияние барбизонцев, писавших в ту пору пейзажи.
  • Художники барбизонской школы взяли для своей основы традиции, сформированные французскими (Никола Пуссен и Клод Лоррен) и голландскими (Якоб ван Рейсдаль, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема) пейзажистами живописцами. Влияние на творчество оказывали как их предшественники – Юэ и Бонингтон, так и их современники, вовсе не принадлежащие барбизонской школе – Коро, Курбе, Делакруа.
  • 1867 год – прошла Парижская всемирная выставка, после которой Жан-Франсуа Милле стал известен в более широких кругах.
  • 1868—1873 гг. – «Весна». Это последняя работа художника – она переполненная светом, росою, чистотой после дождя, на небе виднеется радуга – символ примирения Бога с человеком. Закончил её мастер незадолго до своей кончины.
  • 20 января 1875 года – художник скончался в Барбизоне, а похоронен был около деревни Шалли, рядом со своим другом, также барбизонцем, – Теодором Руссо.

Жан-Франсуа Милле на фото

Срок службы

Милле начал свою карьеру в армии у горцев Сифорта , но через шесть лет ушел в отставку, чтобы путешествовать по миру. Его явно интересовала страсть к путешествиям, основанная на желании увидеть, запечатлеть и нарисовать мир природы. С этой целью он много путешествовал по Европе, Африке и Северной Америке. В Новом Свете в 1880-х / 90-х годах он исследовал Канаду и Ньюфаундленд и помог нанести на карту неизведанные области Аляски .

Артур Нойман (1897)

В 1903 году Милле стал соучредителем Общества охраны дикой фауны Империи (SPWFE). Ясно, что клубный и веселый человек в 1909 году Милле был одним из основателей Shikar Club , спортивного клуба , где единомышленники могли пообедать и обсудить свою страсть к охоте, особенно охоте на крупную дичь. Милле был увлечен охотой, и в его состав входили знаменитый охотник Фредерик Селус (брат орнитолога Эдмунда Селуса ) и исследователь и охотник Фрэнк Уоллес . Клуб все еще существует, и среди его членов есть герцог Эдинбургский .

После того , как в 1914 году разразилась Первая мировая война , Милле был принят в секретную службу Королевского флота Норвегии и Исландии. Как он позже объяснил в своей автобиографической книге « Странствия и воспоминания» , он участвовал в контрразведке, получил звание лейтенант-командора и был назначен британским вице-советником в Хаммерфесте на севере Норвегии, где оставался до 1917 года. встретился с двумя немецкими шпионами в Христиании и отправился с ними на Лофотенские острова . Он занимался созданием и поддержкой сети контрразведки

Важность Норвегии в военных действиях заключалась в том, что северные моря обеспечивали путь для продовольствия и материалов, чтобы добраться до британских портов. Милле сообщил из Норвегии, что, хотя норвежские власти в целом настроены про британцев, большая часть населения настроена прогермански

В декабре 1917 года он чуть не попал в плен к немцам, но с помощью капитана порта ему удалось выбраться из Норвегии и вернуться в Ньюкасл.

После войны Милле написал и опубликовал книгу о своей жизни и охотничьих подвигах в Африке и Шотландии. «Странствия и воспоминания» рассказали о его страсти к охоте на крупную дичь и его любви к Шотландии в детстве. В нем есть глава близкого друга Милле, африканского охотника за дичью Артура Генри Ноймана . Эта книга была переиздана несколько раз, в том числе в американском издании, переименованном в «Странствия спортсмена» . В 1921 году он путешествовал со своим сыном Раулем Милле в южный Судан и впервые нанес на карту большие районы Бахр-эль-Газала , благодаря чему в 1924 году была опубликована книга о Верхнем Ниле « Далеко вверх по Нилу ».

Милле Жан Франсуа ( 1814 — 1875 )

И классицизм, и романтизм были далеки от современной жизни, поскольку они идеализировали прошлое и в основном изображали сюжеты из давних времен.

В середине 19-го века ведущее место в изобразительнои искусстве Франции заняло направление реализм, которое более всего интересовалось современностью, повседневной жизнью обыкновенных людей.

Реалисты стремились передавать реально существующих людей, природу — без искажения и приукрашивания. При этом они отражали, конечно, и пороки современной жизни, стремясь помочь их устранению и исправлению.

Такое критическое направление в искусстве принято называть критический реализм, расцвет которого относится ко 2-й половине 19-го века.

Реализм во французской живописи заявил о себе прежде всего в пейзаже художников так называемой» барбизонской группы», получившей название от деревушки Барбизон близ Парижа, где художники подолгу жили и писали.

Одно время жил в Барбизоне Жан Франсуа Милле, очень известный французский художник — реалист. Он родился в крестьянской среде и навсегда сохранил связь с землей. Крестьянский мир — основной жанр Милле. Но пришел к нему художник не сразу.

Из родной Нормандии в 1837 и в 1844 годах приезжал в Париж, где приобрел славу портретами и небольшими картинами на библейские и античные сюжеты.

С этого времени начинается зрелый период творчества Милле. Его героем отныне и до конца его творческих дней становится крестьянин. Подобный выбор героя и темы мало отвечал вкусам буржуазной публики, поэтому всю жизнь Милле терпел материальную нужду, но теме не изменил.

В маленьких по размеру картинах Милле создал обобщенный монументальный образ труженика земли («Сеятель» 1850). Он показал сельский труд как естественное состояние человека, как форму его бытия. В труде проявляется связь человека с природой, которая облагораживает его. Человеческий труд умножает жизнь на земле.

Этой идеей пронизаны картины «Собирательницв колосьев»,1857, «Анжелюс»,1859.

Для живописи Милле характерен предельный лаконизм, отбор главного, позволяющий передать общечеловеческий смысл в самых простых, обыденных картинах повседневной жизни. Милле достигает впечатления торжественной простоты спокойного мирного труда при помощи объемности изображения и ровной цветовой гаммы.

Большинство произведений Милле пронизано чувством высокой человечности, покоя, умиротворения.

Правдивое и честное искусство Милле, прославляющее человека труда, проложило пути для дальнейшего развития этой темы в искусстве второй половины 19-го века.