Оглавление
История
Должность премьер-министра не создавалась; она развивалась медленно и органично в течение трехсот лет из-за многочисленных парламентских актов , политических событий и исторических случайностей. Таким образом, офис лучше всего понимается с исторической точки зрения. Истоки этой позиции лежат в конституционных изменениях, произошедших во время Революционного урегулирования (1688–1720 гг.), И в результате перехода политической власти от Суверена к Парламенту. Хотя суверен не был лишен древних прерогативных полномочий и по закону оставался главой правительства, в политическом плане постепенно стало необходимо, чтобы он или она управляли через премьер-министра, который мог иметь большинство в парламенте.
К 1830-м годам появилась Вестминстерская система правления (или кабинетное правительство); премьер — министр стал первым среди равных или первым среди равных в кабинете и главы правительства в Соединенном Королевстве. Политическая позиция премьер-министра была усилена развитием современных политических партий, внедрением средств массовой информации и фотографии. К началу 20 века появилась современная премьер-лига; офис стал доминирующим положением в конституционной иерархии по отношению к Суверену, Парламенту и Кабинету министров.
До 1902 года премьер-министр иногда приходил из Палаты лордов при условии, что его правительство могло сформировать большинство в палате общин. Однако по мере того, как в 19 веке власть аристократии ослабевала, было разработано соглашение, согласно которому премьер-министр всегда должен заседать в качестве члена парламента в нижней палате, что сделало их подотчетными только палате общин в парламенте. Власть премьер-министра как лидера Палаты общин была дополнительно усилена Законом о парламенте 1911 года, который ограничил влияние Палаты лордов на законотворческий процесс.
Авторитет, полномочия и ограничения
Премьер-министр является главой правительства Соединенного Королевства . Таким образом, современный премьер-министр возглавляет кабинет (исполнительную власть). Кроме того, премьер-министр возглавляет крупную политическую партию и обычно имеет большинство в палате общин (нижняя палата парламента). Действующий президент обладает значительными законодательными и исполнительными полномочиями. В британской системе существует скорее единство сил , чем разделение . В Палате общин премьер-министр руководит законотворческим процессом с целью принятия законодательной повестки дня своей политической партии. В качестве исполнительной власти премьер-министр назначает (и может увольнять) всех других членов кабинета и министров , а также координирует политику и деятельность всех государственных ведомств и сотрудников государственной службы. Премьер-министр также выступает в качестве публичного «лица» и «голоса» правительства Ее Величества как внутри страны, так и за рубежом. Исключительно по совету премьер-министра, Суверен осуществляет многие установленные законом и прерогативные полномочия, включая высокие судебные, политические, официальные и церковные назначения англиканской церкви ; присвоение званий пэров и некоторых рыцарских званий, наград и других важных почестей.
Привилегии[править | править код]
Тони Блэр и Дик Чейни у главного входа на Даунинг-стрит 10, лондонской резиденции премьер-министра. 11 марта .
Премьер-министр получает зарплату первого лорда казначейства. На 2006 год она составляет £127 334, сверх того, что он получает £60 277 как член парламента. Премьер-министр традиционно живёт на Даунинг-стрит, 10, в Лондоне, в доме, который Георг II подарил Роберту Уолполу в качестве личного подарка. Уолпол, однако, согласился принять его только как официальную резиденцию Первых лордов, а не как подарок для себя лично, и поселился там в 1735 году. Хотя большинство Первых лордов жили на Даунинг-стрит, 10, некоторые жили в своих частных домах. Обычно так поступали аристократы, которые сами владели большими домами в центре Лондона. Некоторые, такие как Гарольд Макмиллан и Джон Мейджор жили в , пока на Даунинг-стрит, 10, вёлся ремонт и реконструкция. В примыкающем доме Даунинг-стрит, 11, располагается резиденция второго лорда казначейства. Даунинг-стрит, 12, является резиденцией главного парламентского кнута.
Премьер-министр также может использовать загородную резиденцию Чекерс в Бакингемшире.
Премьер-министр, как и другие министры кабинета, по обычаю является членом Тайного совета.
Министры культуры и СМИ
Департамент цифровых технологий, культуры, медиа и спорта
- Государственный секретарь по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту
- Государственный министр по цифровым технологиям и культуре
- Государственный министр по СМИ и данным
- Парламентский заместитель государственного секретаря по цифровой инфраструктуре
- Парламентский заместитель государственного секретаря, министр спорта, туризма и наследия
- Парламентский заместитель государственного секретаря по гражданскому обществу, цифровым технологиям, медиа-культуре и спорту
Департамент цифровых технологий, культуры, медиа и спорта
- Государственный министр спорта, СМИ и творческой индустрии
- Парламентский заместитель государственного секретаря по искусству, наследию и туризму
- Парламентский заместитель государственного секретаря по цифровой и широкополосной связи
- Государственный министр связи (совместно с Бизнесом)
Популярное мнение
2008 Newsnight опрос
В 2007 году телепрограмма BBC The Daily Politics предложила зрителям выбрать своего любимого премьер-министра из десяти, которые служили в период с 1945 по 2007 год (за исключением Черчилля). В 2008 году BBC Newsnight провела опрос 27 000 человек, чтобы определить величайшего и худшего послевоенного премьер-министра Великобритании.
премьер-министр | Вечеринка | Владение | BBC The Daily Политика 2007 | BBC Newsnight 2008 |
---|---|---|---|---|
Уинстон Черчилль | Консервативный | 1940–1945 1951–1955 | — | 01 |
Клемент Эттли | Труд | 1945–1951 | 02 | 02 |
Энтони Иден | Консервативный | 1955–1957 | 09 | 11 |
Гарольд Макмиллан | Консервативный | 1957–1963 | 06 | 04 |
Алек Дуглас-Хоум | Консервативный | 1963–1964 | 08 | 10 |
Гарольд Уилсон | Труд | 1964–1970 1974–1976 | 04 | 05 |
Эдвард Хит | Консервативный | 1970–1974 | 07 | 07 |
Джеймс Каллаган | Труд | 1976–1979 | 10 | 09 |
Маргарет Тэтчер | Консервативный | 1979–1990 | 01 | 03 |
Джон Мейджор | Консервативный | 1990–1997 | 05 | 08 |
Тони Блэр | Труд | 1997–2007 | 03 | 06 |
Гордон Браун | Труд | 2007–2010 гг. | — | 12 |
Кроме того, по результатам опроса BBC, проведенного в 2002 году, в число 100 величайших британцев вошли пять премьер-министров. Уинстон Черчилль был признан величайшим британцем, герцог Веллингтон занял 15-е место, Маргарет Тэтчер — 16-е, Тони Блэр. был 67-м, а Дэвид Ллойд Джордж — 79-м.
Срок полномочий[править | править код]
Суть должности премьер-министра определяется не кодифицированными законами, а неписанными и изменчивыми обычаями, известными как конституционные обычаи, которые развивались на протяжении британской истории. В настоящее время эти обычаи пришли к тому, что премьер-министр и кабинет министров должны пользоваться поддержкой демократически выбранной части Парламента Великобритании: Палаты общин. Суверен, как конституционный монарх всегда действует в согласии с этими обычаями, как и сам премьер-министр.
Когда должность премьер-министра оказывается незанятой, Суверен назначает нового премьер-министра. Назначение формализовано как церемония известная под названием Целование рук. В согласии с неписанными конституционными обычаями монарх должен назначить человека пользующегося поддержкой палаты общин: обычно, лидера партии получившей большинство в палате. Если ни у одной партии нет большинства (редкий случай при избирательной системе Соединённого Королевства), две или более группы могут создать коалицию, лидер которой становится премьер-министром. Партия большинства становится «Правительством её Величества» а следующая крупнейшая партия «Верной оппозицией её Величества». Глава крупнейшей оппозиционной партии становится «Лидером оппозиции» и носит титул «Лидера верной оппозиции её Величества».
Маргарет Тэтчер была первой женщиной, занявшей пост премьер-министра Великобритании. Фотография 18 сентября, .
Срок полномочий премьер-министра связан со сроком полномочий Палаты общин. Максимальный срок полномочий палаты — пять лет, на практике, однако, она по запросу премьер-министра распускается Монархом раньше. Обычно премьер-министр выбирает наиболее выгодный для его партии момент для роспуска, чтобы получить больше голосов на выборах. В некоторых обстоятельствах премьер-министр может быть вынужден либо распустить Палату общин, либо уйти в отставку. Это происходит в случае если палата выражает недоверие или отказывается выразить доверие. То же самое происходит, если Палата общин отказывается принять бюджет, или какую-то другую особенно важную часть программы правительства. Такое, однако, происходило редко: дважды в 1924, и однажды в 1979. Первый случай произошёл сразу после неопределённого исхода выборов в и привел к смене правительства, другие два случая завершились новыми всеобщими выборами.
Какой бы ни была причина — истечение пятилетнего срока, выбор премьер-министра или поражение правительства в Палате общин, после роспуска следуют новые всеобщие выборы. Если партия премьер-министра теряет большинство в Палате общин, премьер-министр уходит в отставку. Лидер победившей партии или коалиции назначается премьер-министром Монархом. Обычай, обязывающий премьер-министра немедленно уйти в отставку после выборов появился относительно недавно. Раньше премьер-министр мог встретить новый парламент и попытаться добиться его доверия. Эта возможность исчезла не полностью и может быть использована в случае, скажем, когда ни у кого не будет в палате общин большинства. Нечто подобное произошло в 1974, когда ни одна партия на выборах не получила абсолютного большинства. Тогда Эдвард Хит предпочёл не уходить в отставку сразу, а пытался договориться с третьей, Либеральной партией о формировании коалиции. Однако после неудачи переговоров Хиту всё-таки пришлось уйти в отставку.
Наконец, проигрыш на выборах не единственное событие, которое может окончить полномочия премьер-министра. Например, Маргарет Тэтчер оставила свой пост потому что потеряла поддержку своей собственной партии. Премьер-министр может оставить свой пост по личным причинам (таким как состояние здоровья). Последним премьер-министром, умершим на своём посту был Генри Джон Темпл, третий виконт Пальмерстон (в 1865). Единственным убитым премьер-министром был Спенсер Персеваль в 1812.
Список вице-премьеров
Вопреки приведенному выше списку неофициальных депутатов, на самом деле лишь очень немногие люди были официально назначены заместителями премьер-министра. Министры назначаются монархом по рекомендации премьер-министра. Только четыре человека можно назвать однозначно назначенными таким образом вице-премьером.
Портрет | Имя (Рождение – Смерть) | Срок полномочий | Другие министерские портфели, удерживаемые во время пребывания в должности | Вечеринка | Министерство | Монарх (Правление) | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Достопочтенный Майкл Хезелтин, член парламента от Хенли (1933 г.р.) | 5 июля 1995 г. | 1 мая 1997 г. | Консервативный | Майор II | Елизавета II (1952-настоящее время) | ||||
Достопочтенный член парламента Джона Прескотта от Кингстон-апон-Халл-Ист (род. 1938) | 2 мая 1997 | 28 июня 2007 г. |
|
Труд | Блэр I | ||||
Блэр II | |||||||||
Блэр III | |||||||||
Достопочтенный Ник Клегг член парламента от Шеффилд Халлам (1967 г.р.) | 11 мая 2010 года | 8 мая 2015 | Либерал-демократ | Кэмерон-Клегг | |||||
Достопочтенный Доминик Рааб, член парламента от Эшера и Уолтона (1974 г.р.) | 15 сентября 2021 г. | Действующий |
|
Консервативный | Джонсон II |
Резиденция премьер-министров Великобритании
Британия известна своими традициями, жителям страны кажется абсолютно естественным, что премьер-министр Англии имеет свою собственную резиденцию, передающуюся вместе с должностью. Корни этой традиции стоит искать в восемнадцатом веке. Тогда, пораженный преданностью Роберта Уолпола короне Великобритании, Георг II решил пожаловать своему преданному слуге резиденцию на Даунинг-стрит. Первый премьер-министр оказался очень скромным человеком и согласился принять дар только на условиях перехода дома своему преемнику и последующим главам правительства. Так повелось, что уже два с половиной века все премьер-министры, вступив в должность, переезжают в дом под номером десять на Даунинг-стрит.
Некоторые аристократы, возглавляющие кабинет министров, предпочитали жить в своих собственных резиденциях. Но для официальных приемов всегда использовалась историческая резиденция на известной всем улице.
Объем власти премьер-министра
Главная задача премьер-министра – своевременно сформировать правительство страны
Важность этого мероприятия состоит в том, что назначенный премьером Кабинет должен сохранить, после назначения Королевой, поддержку Палаты общин. В обязанности премьера входит также координация действий министров, представление страны на политической арене и консультирование монарха по ряду вопросов
Елизавета II является формальным главнокомандующим, однако, в случае войны, развертыванием и определением стратегии и тактики армии будет заниматься премьер-министр, который сможет дать «добро» на использование ядерного потенциала государства. За королевой остается право объявлять войну или заключать мир, эта функция действует в отношении не только Соединенного Королевства, но и, к примеру, Австралии или Великобритании.
За последние полвека значимость премьер-министра возросла. Многие решения и законы принимаются не кабинетом, а главой правительства единолично. Политологи пришли к выводу, что в настоящее время можно говорить о том, что в Великобритании существует негласное президентство, но многие министры не согласны с таким положением и стараются всячески пресечь попытки самостоятельности и централизации власти в одних руках.
Англия: премьер-министр женщина
«Железная леди» Англии стала первой в истории страны женщиной, способной управлять кабинетом министров. Баронесса Маргарет Тэтчер стала семьдесят первым премьер-министром Великобритании и стояла у власти около одиннадцати лет. Управляла она страной довольно жестко и уверенно, за что и получила свое прозвище.
Политика Тэтчер характеризуется рядом экономических мер, которые не всегда пользовались популярностью у народа. К примеру, за время правления премьер-министра в несколько раз увеличился уровень безработицы, и было существенно ограничено влияние профсоюзов. Не совсем понятны были кабинету министров предпринятые меры по национализации убыточных частных предприятий. Но в конечном итоге данная политика оказалась крайне дальновидной.
Тэтчер значительно подняла налоги и активно выступала с критикой СССР. Ее антикоммунистический настрой порой даже служил поводом для шуток в советской прессе. Кстати, «железной леди» премьер-министра прозвали именно советские журналисты, что очень порадовало Тэтчер.
Когда начинаешь изучать жизнь премьер-министров Англии, то все они представляются интересными людьми. Каждый из семидесяти шести глав правительства достоин уважения от своего народа, интересам которого он служил.
В художественной литературе
- В телесериале « Карточный домик » (1990) Генри Коллингридж (которого играет Дэвид Лайон) является премьер-министром Великобритании.
- В фильме « Реальная любовь» (2003) Дэвид (его играет Хью Грант ) является премьер-министром Великобритании.
- В фильме «Падение Лондона» (2016) Лейтон Кларксон (его играет Кларксон Гай Уильямс) — премьер-министр Великобритании.
- В серии книг о Гарри Поттере, написанной Джоан Роулинг , мы узнаем, что каждый британский премьер-министр знает волшебный мир и может встретиться с министром магии, когда последний заявляет о себе через портрет Улика Гэмпа (премьер-министра магии), который выставлен в особняке премьер-министра на Даунинг-стрит, 10.
- Харриет Джонс (играет Пенелопа Уилтон ) — премьер-министр в нескольких сезонах сериала « Доктор Кто » .
- В сериале «Корона» роль премьер-министра исполняется там каждый сезон, например ( Клемент Эттли , сэр Уинстон Черчилль , Энтони Иден , Гарольд Макмиллан , Эдвард Хит , Гарольд Уилсон , Маргарет Тэтчер , Джон Мейджор ).
Победа на выборах премьер-министра Великобритании
По 2 сценарию в Британии устраивается еще 1 референдум, по итогам которого решается, сохранять членство в Европейском союзе или нет. Согласно 3 способу, государство самовольно выходит из экономического блока, но в этом случае наверняка столкнется с нежелательными для своей экономики последствиями.
Поскольку Мэй не сумела найти общий язык с чиновниками ЕС и британскими депутатами, она была вынуждена сложить с себя полномочия. Тереза подала в отставку месяц назад. Затем стартовала подготовка к выборам нового премьер-министра.
Процедура избрания главы правительства включала в себя несколько фаз. В каждом туре отсеивалось по 2 кандидата. В участниках оставались те, кому доставался предельный размер поддержки от прочих консерваторов. В финальном этапе соревновались Хант и Джонсон.
Джереми считал, что государству необходимо выйти из Евросоюза, сохранив с этим политическим блоком нормальные отношения. Лишь в таком случае, по мнению Ханта, экономика Британии получила бы наименьший урон. Борис, в свою очередь, был уверен, что стране необходим «жесткий Brexit».
Министры иностранных дел
- Государственный секретарь по иностранным делам, делам Содружества и развития
- Государственный министр Ближнего Востока и Северной Африки
- Государственный министр по делам Тихого океана и окружающей среды (совместно с DEFRA)
- Государственный министр Азии
- Государственный министр по делам Южной Азии и Содружества
- Парламентский заместитель государственного секретаря по Африке
- Парламентский заместитель государственного секретаря по вопросам европейского соседства и Северной и Южной Америки
- Парламентский заместитель государственного секретаря по заморским территориям и устойчивому развитию
Бывшие должности
- Государственный секретарь по иностранным делам и делам Содружества
- Государственный секретарь Северного департамента
- Государственный секретарь по делам колоний
- Государственный секретарь по делам Содружества
- Государственный секретарь по делам Содружества
- Государственный секретарь по делам доминиона
- Заместитель государственного секретаря по иностранным делам ( Хит )
- Государственный министр по международной энергетической стратегии
- Государственный министр по Ближнему Востоку
- Государственный министр по делам Содружества
- Государственный министр по делам Содружества
- Государственный министр иностранных дел
- Государственный министр иностранных дел и по делам Содружества
- Парламентский заместитель государственного секретаря по Азиатско-Тихоокеанскому региону
- Парламентский заместитель государственного секретаря по колониям
- Заместитель государственного секретаря по колониям
- Заместитель государственного секретаря по северному департаменту
Офис в Индии и Офис в Бирме
Государственный секретарь Индии
- Президент Контрольного совета
- Государственный секретарь по Индии и Бирме
- Государственный секретарь Бирмы
Департамент по выходу из Европейского Союза
- Государственный секретарь по выходу из Европейского Союза
- Государственный министр по вопросам выхода из Европейского Союза
- Парламентский заместитель государственного секретаря по выходу из Европейского Союза
Департамент международного развития
- Государственный секретарь по международному развитию
- Государственный министр по международному развитию
- Парламентский заместитель государственного секретаря по делам сирийских беженцев (совместно с сообществами и министерством внутренних дел)
Неофициальные депутаты
Заместитель премьер-министра исполнял обязанности заместителя премьер-министра, первого секретаря и де-факто заместителя, а в других случаях премьер-министры предпочитали вообще не выбирать постоянного заместителя, предпочитая специальные меры. Также было высказано предположение, что должность лорда-президента Совета (которая имеет преимущественное значение ) в прошлом периодически использовалась для депутатов.
Списки
Энтони Идена часто называют заместителем Уинстона Черчилля, хотя его назначение заместителем премьер-министра в 1951 году было фактически отклонено Королем .
Выбор окончательных заместителей премьер-министра был описан как весьма проблематичная задача.
Богданор в своей публикации 1995 года «Монархия и конституция» сказал, что следующие люди действовали в качестве заместителей премьер-министра (под этим он имел в виду, что они возглавляли кабинет в отсутствие премьер-министра и возглавляли ряд ключевых комитетов кабинета министров ):
Клемент Эттли |
Герберт Моррисон |
Энтони Иден |
Раб Батлер |
Джордж Браун |
Майкл Стюарт |
Реджинальд Модлинг |
Уилли Уайтлоу |
Джеффри Хоу |
В академической статье, впервые опубликованной в 2015 году, Джонатан Киркуп и Стивен Торнтон использовали пятибалльный критерий, чтобы попытаться идентифицировать заместителей: в газете или стилизованном под Хансардом заместителя премьер-министра, «официально» назначенного премьер-министром на должность заместителя премьер-министра, широко признанного. своими коллегами в качестве заместителя премьер-министра, второго в рейтинге министров и председательствующего в кабинете министров или ответивших на вопросы премьер-министра в его отсутствие. По их словам, на должность заместителя премьер-министра больше всего претендуют следующие люди:
Клемент Эттли |
Герберт Моррисон |
Энтони Иден |
Раб Батлер |
Джордж Браун |
Майкл Стюарт |
Уилли Уайтлоу |
Джеффри Хоу |
Майкл Хезелтин |
Джон Прескотт |
Ник Клегг |
Они также сказали, что следующие три человека будут иметь обоснованные претензии:
Эндрю Бонар Ло |
Эдвард Шорт |
Майкл Фут |
Бразье перечислил следующих министров как однозначно заместителей или де-факто заместителей премьер-министра:
Клемент Эттли | 1940–1945 |
Энтони Иден | 1945 1951–1955 |
Раб Батлер | 1955–1963 |
Джордж Браун | 1964–1970 |
Реджинальд Модлинг | 1970–1972 |
Уилли Уайтлоу | 1979–1988 |
Джеффри Хоу | 1989–1990 |
Майкл Хезелтин | 1995–1997 |
Джон Прескотт | 1997–2007 |
Ник Клегг | 2010–2015 гг. |
Джордж Осборн | 2015–2016 гг. |
Дамиан Грин | 2017 г. |
Дэвид Лидингтон | 2018–2019 |
Доминик Рааб | 2019–2021 гг. |
Лорд Нортон перечислил следующих лиц, занимающих должности заместителей премьер-министра, но официально не названных таковыми:
Герберт Моррисон | 1945–1951 |
Энтони Иден | 1951–1955 |
Раб Батлер | 1962–1963 |
Уилли Уайтлоу | 1979–1988 |
Джеффри Хоу | 1989–1990 |
Дэвид Лидингтон | 2018–2019 |
История офиса
Оригинальный офис
Канцелярия премьер-министра Зимбабве обязана своим происхождением государствам-предшественникам страны. Позиция началась с Джорджем Митчеллом , который стал премьер — министром в Южной Родезии в 1933 году Все последующие предшественники-государства продолжали с поста до Музорева , который стал премьер — министром в Зимбабве Родезии в 1979 году в рамках внутреннего урегулирования . Соглашение Ланкастер-хаус принесло конституцию независимости, которая предусматривала парламентскую систему с президентом в качестве главы государства и премьер-министром в качестве главы правительства. Президентство было в основном церемониальным; реальная власть была наделена премьер-министром.
Выборы 1980 года привели к победе ZANU – PF, когда Роберт Мугабе стал премьер-министром и президентом Canaan Banana . Мугабе и Банан вернулись к своим обязанностям на выборах 1985 года .
Однако в 1987 году правительство изменило конституцию и сделало президентский пост исполнительным. Пост премьер-министра был упразднен, а его функции были фактически объединены с функциями президента. Мугабе стал президентом.
Восстановленный офис
Восстановление должности премьер-министра в 2009 году стало результатом соглашения о разделе власти, заключенного в сентябре 2008 года между ZANU – PF Мугабе и MDC – T конкурирующего кандидата Моргана Цвангираи после президентских выборов 2008 года и последующего второго тура . Мугабе оставался президентом, в то время как Цвангираи был приведен к присяге в кабинете премьер-министра 11 февраля 2009 года. Исполнительная власть была разделена между президентом, премьер-министром и кабинетом министров, а ZANU – PF и министерства, разделяющие портфель MDC – T. Роль премьер-министра заключалась в том, чтобы председательствовать в совете министров и действовать в качестве заместителя председателя кабинета министров, а также контролировать формирование правительственной политики Кабинетом министров. Кроме того, премьер-министр был членом Совета национальной безопасности под председательством президента и сидел рядом с руководителями вооруженных сил, разведки, тюремных служб и полиции. В соответствии с разделом 20.1.8 поправки к Конституции Зимбабве 1980 года (№ 19) премьер-министр, вице-президенты и заместители премьер-министра становились членами Палаты собрания ex officio без необходимости представлять парламентские округа, а партия депутат от округа, который одновременно работал в любом из вышеперечисленных офисов, имел право номинировать членов, не входящих в состав округа, на такие должности. Пост премьер-министра не давал полных исполнительных полномочий, которыми он обладал в 1980-х годах, и президент оставался главой кабинета министров. В 2012 году Цвангираи заявил, что соглашение о разделе власти не соблюдается и что президент не консультируется с ним по поводу некоторых назначений. В марте 2013 года правительство провело референдум по принятию новой конституции. В результате пост премьер-министра был упразднен с 11 сентября 2013 года. Цвангираи и Мугабе участвовали в всеобщих выборах в июле 2013 года за единственную должность президента. Мугабе был избран.
Привилегии
В порядке старшинства премьер-министр затмевает всех других британских сановников, за исключением членов королевской семьи, лорда-великого канцлера и двух крупных церковных деятелей, архиепископа Кентерберийского и архиепископа Йоркского .
Он получает зарплату в размере 142 500 фунтов , включая зарплату члена парламента (65 737 фунтов).
Премьер-министр обычно является членом Тайного совета Ее Величества и, следовательно, имеет право на титул Достопочтенного ( The Right Honourable ). Согласно Конституции, только Тайный советник ( Тайный советник ) может стать премьер-министром (единственным исключением был Рамси Макдональд в 1924 году, входивший в Тайный совет непосредственно перед своим назначением премьер-министром).
По окончании срока своих полномочий суверен обычно оказывает почести уходящему премьер-министру. Часто это член крупнейшего британского рыцарского ордена — Ордена Подвязки ( Order of the Garter ). Традиция делать «рыцарь» (или «леди» в случае Маргарет Тэтчер ) с середины в XIX — го века . Когда уходящий премьер-министр был родным шотландцем , он был сделан членом Ордена Чертополоха ( Орден Чертополоха ), одна из Подвязок обычно считается английским орденом.
Премьер-министры также часто получают титул сверстников после их пребывания в качестве члена парламента (МП) в Палате общин , что дает им право заседать в Палате лордов . До 1960-х им обычно давали титул графа ( графа ) — Уинстон Черчилль отказался от титула герцога ( герцога ). С тех пор они будут получать пожизненный пэр ( жизнь пэрство ), за исключением Гарольда Макмиллана в 1984 году , который получил титул графа Стоктона ( графа Стоктона ). Некоторые премьер-министры, однако, не приняли дворянский титул (например, Эдвард Хит , Джон Мейджор и Тони Блэр ), и Гордон Браун решил вернуться на свое место в качестве частного члена в Палате общин после всеобщих выборов 2010 года .
Премьер-министр: как появилась должность
Премьер-министр Англии является самым первым советником и помощником правящей династии. Можно сказать, что должность накладывает ряд определенных обязательств, но не ограничивает круг обязанностей. Так как помимо общей деятельности премьер-министр Англии все же должен иметь определенную подведомственную структуру, то ему предлагалось на выбор несколько должностей. Чаще всего премьер-министр становился Лордом канцлером или Первым лордом казначейства.
Стоит отметить, что до восемнадцатого века премьер-министром советника монарха называли довольно редко, и лишь Роберт Уолпол, возглавлявший правительство более двадцати лет, удостоился данного звания. В дальнейшем титул вошел в обиход и стал официальным названием должности.
В Англии с большим уважением относятся к своим премьер-министрам. К примеру, двенадцать лет назад была выпущена лимитированная серия марок с изображением самых значимых глав правительства за всю историю страны.
Литература[править | править код]
-
Bagehot, Walter (англ.)русск.. The English Constitution (неопр.). — Wm. Collins & Sons, 1963. — ISBN 0-521-46535-4.
Беджгот, Уолтер Государственный строй Англии — М., 1905. — 359 с.
- Chrimes, S. B. English Constitutional History (англ.). — Oxford: Oxford University Press, 1947. — ISBN 0-404-14653-8.
- Barnett, Hilaire. Constitutional & Administrative Law (неопр.). — 7th. — Abingdon, Oxfordshire: Routledge-Cavendish, 2009.
- Dodd, A. H. The Growth of Responsible Government from James the First to Victoria (англ.). — London: Routledge and Kegan Paul, 1956.
- Farnborough, Thomas Erskine, 1st Baron. Constitutional History of England since the Accession of George the Third (англ.). — 11th. — London: Longmans, Green and Co., 1896.
- Foord, Archibald S. His Majesty’s Opposition (англ.). — Oxford University Press, 1964. — ISBN 0-313-21974-5.
- Hanchant, W.L. England Is Here—Speeches and Writings of the Prime Ministers of England (англ.). — Bodley Head (англ.)русск., 1943.
- Jennings, Ivor (англ.)русск.. The Formation of a Government // Cabinet Government (неопр.). — 3rd. — Cambridge University Press, 1959.
- King, Anthony. The British Constitution (англ.). — Oxford University Press, Oxford, 2007. — ISBN 0-9691436-3-X.
- Knappen, M. M. Constitutional and Legal History of England (англ.). — Harcourt, Brace & Company (англ.)русск., 1942. — ISBN 0-8377-2335-3.
- Le May, G. H. L. The Victorian Constitution, Conventions, Usages and Contingencies (англ.). — Duckworth, 1979.
- Leonard, Dick. A History of British Prime Ministers, Walpole to Cameron (англ.). — Palgrave Macmillan, 2014. — ISBN 978-1-137-33804-4.
- Marriott, J. A. R. (англ.)русск.. English Political Institutions (англ.). — Oxford University Press, Oxford, 1925.
- Pike, E. Royston. Britain’s Prime Ministers: From Walpole to Wilson (англ.). — Odhams Books, 1968. — ISBN 0-600-72032-2.
- Roseveare, Henry. Treasury, 1660–1870: The Foundations of Control (англ.). — Allen and Unwin, 1973. — ISBN 0-04-942115-8.
- Tuchman, Barbara W. (англ.)русск.. The Proud Tower, A Portrait of the World before the War, 1890–1914 (англ.). — The Macmillan Company (англ.)русск., 1966. — ISBN 0-345-40501-3.
- Tuchman, Barbara W. The March of Folly, From Troy to Vietnam (неопр.). — Random House, 1984. — ISBN 0-345-30823-9.
- The Prime Ministers, From Sir Robert Walpole to Edward Heath (англ.) / Van Thal, Herbert (англ.)русск.. — Stein and Day (англ.)русск., 1974. — ISBN 0-8128-1738-9.
- Walpole, S. Essays Political and Biographical (неопр.). — BiblioBazaar, llc, 2009. — ISBN 1-113-70982-0.
- Farnborough, Thomas Erskine, 1st Baron. (1896). Constitutional History of England since the Accession of George the Third, 11th ed. London: Longmans, Green and Co.
Журналистское мнение
И The Times, и Иэн Дейл специально составили рейтинг всех (или почти всех) премьер-министров Соединенного Королевства и премьер-министров Великобритании .
премьер-министр | Вечеринка | Владение |
The Times 2010 |
Пэррис 2010 |
Ридделл 2010 |
Макинтайр 2010 |
Дейл 2020 |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Роберт Уолпол | Виг | 1721–1742 | 09 | 14 | 16 | 07 | 10 |
Граф Уилмингтон | Виг | 1742–1743 | — | 50 | 51 | 42 | 52 |
Генри Пелхэм | Виг | 1743–1754 гг. | 29 | 19 | 34 | 20 | 19 |
Герцог Ньюкасла | Виг | 1754–1756 1757–1762 | 41 год | 40 | 32 | 41 год | 22 |
Герцог Девонширский | Виг | 1756–1757 | 44 год | 35 год | 44 год | 47 | 53 |
Граф Бьют | Тори | 1762–1763 | 46 | 44 год | 49 | 40 | 42 |
Джордж Гренвилл | Виг | 1763–1765 | 48 | 51 | 48 | 39 | 44 год |
Маркиз Рокингем | Виг | 1765–1766 1782 | 32 | 30 | 42 | 38 | 27 |
Уильям Питт старший | Виг | 1766–1768 | 16 | 25 | 14 | 18 | 25 |
Герцог Графтон | Виг | 1768–1770 гг. | 49 | 42 | 50 | 49 | 38 |
Лорд север | Тори | 1770–1782 | 50 | 49 | 37 | 44 год | 40 |
Граф Шелберн | Виг | 1782–1783 гг. | 26 | 29 | 41 год | 05 | 41 год |
Герцог Портленда | Виг- тори | 1783 1807–1809 | 39 | 27 | 43 год | 37 | 43 год |
Уильям Питт Младший | Тори | 1783–1801 1804–1806 | 04 | 12 | 05 | 03 | 03 |
Генри Аддингтон | Тори | 1801–1804 | 39 | 36 | 39 | 36 | 26 |
Барон Гренвилл | Виг | 1806–1807 | 43 год | 39 | 40 | 35 год | 36 |
Спенсер Персеваль | Тори | 1809–1812 гг. | 36 | 38 | 47 | 33 | 37 |
Граф Ливерпуль | Тори | 1812–1827 гг. | 19 | 22 | 22 | 15 | 20 |
Джордж Каннинг | Тори | 1827 г. | 31 год | 08 | 36 | 23 | 54 |
Виконт Годерих | Тори | 1827–1828 гг. | — | 37 | 52 | 51 | 55 |
Герцог Веллингтон | Тори | 1828–1830 1834 | 24 | 18 | 30 | 17 | 33 |
Эрл Грей | Виг | 1830–1834 гг. | 08 | 09 | 10 | 06 | 13 |
Виконт Мельбурн | Виг | 1834 1835–1841 | 25 | 26 | 21 год | 32 | 24 |
Роберт Пил | Консервативный | 1834–1835 1841–1846 | 06 | 06 | 08 | 08 | 12 |
Лорд Джон Рассел | Виги- либералы | 1846–1852 1865–1866 | 21 год | 15 | 29 | 14 | 18 |
Граф Дерби | Консервативный | 1852 1858–1859 1866–1868 | 18 | 23 | 19 | 16 | 16 |
Граф Абердина | Пилит | 1852–1855 гг. | 42 | 41 год | 31 год | 43 год | 39 |
Виконт Пальмерстон | Виги- либералы | 1855–1858 1859–1865 | 13 | 11 | 20 | 11 | 17 |
Бенджамин Дизраэли | Консервативный | 1868 1874–1880 | 10 | 07 | 06 | 09 | 08 |
Уильям Юарт Гладстон | Либеральный | 1868–1874 1880–1885 1886 1892–1894 | 03 | 04 | 02 | 04 | 02 |
Маркиз Солсбери | Консервативный | 1885–1886 1886–1892 1895–1902 | 11 | 10 | 12 | 25 | 09 |
Граф Розбери | Либеральный | 1894–1895 | 45 | 46 | 46 | 50 | 46 |
Артур Бальфур | Консервативный | 1902–1905 гг. | 30 | 28 год | 38 | 31 год | 31 год |
Генри Кэмпбелл-Баннерман | Либеральный | 1905–1908 гг. | 22 | 24 | 26 | 30 | 23 |
HH Асквит | Либеральный | 1908–1916 | 11 | 21 год | 09 | 26 | 07 |
Дэвид Ллойд Джордж | Либеральный | 1916–1922 | 02 | 02 | 03 | 02 | 06 |
Бонар Ло | Консервативный | 1922–1923 гг. | 34 | 47 | 35 год | 24 | 49 |
Стэнли Болдуин | Консервативный | 1923–1924 1924–1929 1935–1937 | 14 | 20 | 11 | 13 | 11 |
Рамзи Макдональд | Лейбористский национальный лейборист | 1924 1929–1935 | 33 | 48 | 33 | 29 | 30 |
Невилл Чемберлен | Консервативный | 1937–1940 гг. | 35 год | 45 | 28 год | 52 | 47 |
Уинстон Черчилль | Консервативный | 1940–1945 1951–1955 | 01 | 01 | 01 | 01 | 01 |
Клемент Эттли | Труд | 1945–1951 | 07 | 05 | 07 | 22 | 05 |
Энтони Иден | Консервативный | 1955–1957 | 47 | 43 год | 45 | 48 | 51 |
Гарольд Макмиллан | Консервативный | 1957–1963 | 15 | 17 | 13 | 21 год | 21 год |
Алек Дуглас-Хоум | Консервативный | 1963–1964 | 36 | 32 | 27 | 34 | 48 |
Гарольд Уилсон | Труд | 1964–1970 1974–1976 | 20 | 33 | 17 | 19 | 15 |
Эдвард Хит | Консервативный | 1970–1974 | 23 | 13 | 18 | 46 | 35 год |
Джеймс Каллаган | Труд | 1976–1979 | 27 | 31 год | 24 | 27 | 34 |
Маргарет Тэтчер | Консервативный | 1979–1990 | 05 | 03 | 04 | 10 | 04 |
Джон Мейджор | Консервативный | 1990–1997 | 28 год | 16 | 23 | 28 год | 28 год |
Тони Блэр | Труд | 1997–2007 | 16 | 34 | 15 | 12 | 14 |
Гордон Браун | Труд | 2007–2010 гг. | 36 | 52 | 25 | 45 | 32 |
Дэвид Кэмерон | Консервативный | 2010–2016 гг. | — | — | — | — | 29 |
Тереза Мэй | Консервативный | 2016–2019 гг. | — | — | — | — | 50 |
Борис Джонсон | Консервативный | 2019– | — | — | — | — | 45 |