Оглавление
«Повесть временных лет» очень краткое содержание
Летопись «Повесть временных лет» краткое содержание для читательского дневника:
В летописи византийцев упоминается о походе на Царьград какой-то «руси», чья земля охвачена междоусобицами: северные, включая новгородских словен, народы под данью варяг, южные, вместе с полянами, — под властью хазар.
Северные племена сбрасывают захватчиков за Балтийское море, и решают позвать от других варягов, народ которых звался «русью», себе единого князя.
На зов откликнулись три брата:
- Рюрик, ставший княжить у словен в Новгороде;
- Синеус, — у весей в Белозерске;
- Трувор, — у кривичей в Изборске.
Через два годя, в связи со смертью младших братьев, Рюрик становится единым князем, передавая в управление варягам-руси города. Так, новое государство, в честь правителей, стало зваться «Русской землею».
Два боярина Рюрика, с его позволения, отправились с военным походом в Царьград, по дороге попав в государство покойных Кия, Щека и Хорива. Поход окончился полным поражением: по молитвам византийского царя буря разбила двести кораблей Аскольда и Дира.
Умирает Рюрик, оставляя малолетнего Игоря. Наместник Олег узнает о незаконном княжении Аскольда и Дира в Киеве, судит их с дружиной и убивает.
Игорь провозглашает «Киев будет матерью Российским городам!», пленяет древлян и княжит в Киеве, и облагает данью Царьград. Но вещему Олегу предсказано погибнуть от своего любимого коня. Конь давно умер, и Олег, смеясь над пророчеством, ногой толкает его череп. Змея выползает из останков, и смертельно жалит князя.
Игорь обложил древлян еще большей данью, и идет на Царьград дважды. Во второй раз Византия дает Игорю богатую дань, но алчные дружинники надоумливают Князя совершить еще один поход на древлян. Возмущенные жители Искоростеня убивают Игоря вместе с дружиной.
Древляне, став свободными, решили княгиню Ольгу сделать женой своего князя Мала. Однако мстя за смерть мужа, Ольга убивает всю знать, приехавшую в Киев на сватовство, и с помощью птиц сжирает город Искоростень. Язычница Ольга принимает крещение от византийского царя в Царьграде, избежав, таким образом, свадьбы с ним.
Неподкупный и суровый сын Ольги ведет много завоевательских войн, снискав уважение и признание греков. Возвращаясь домой, Святослава с остатками дружины осаждают печенеги: весной князь преодолевает осаду, но погибает от князя Кури.
Сын Святослава, Владимир, становится князем Киева. Он отказывает магометянам из-за запрета их религии есть свинину и пить вино. Также отказывает католикам и иудеям. Владимир все оттягивает крещение, пока не теряет зрение. Чудесно исцелившись, он принимает христианство и крестить Русь.
Белгород, осажденный печенегами, вот-вот сдастся из-за голода. Старцы варят овсяный кисель, и разыгрывают перед печенегами чудесное превращение воды в колодцах в пищу. Изумленные печенеги снимают осаду.
Воевода Киевского князя, Ян Вышатич, расправляется с волхвами, убивающими и издевающимися над народом. Владимир Мономах со Святославом Изяславичем идут на половцев, убегающих в страхе от дружин русичей. Владимир казнить клятвопреступника, — князя половцев Белдюзя.
Иаков Черноризец написал «Сказание о Борисе и Глебе» в 11 веке. Это один из памятников древнерусской литературы. Краткое содержание «Сказание о Борисе и Глебе» можно прочитать на нашем сайте.
Действия
- Какова цель написания?
Нестор считал своей целью не только сохранение памяти об исторических событиях, но и исследование поведения русского народа, его происхождение, обычаи и нравы
Также внимание уделялось и княжеской власти. Главными действующими лицами в летописи как раз и являются князи и их родственники
- Все о появлении славян и зарождении государственности на Руси.
В самом начале повести автор рассказывает, откуда же взялись славяне? Он утверждает, что славянский род является потомком Иафета, одного из сыновей Ноя. Нестор очень подробно описывает, как жили славяне до прихода Рюрика, как был призван известнейший выходец из Скандинавии, как призвание повлияло на жизнь народа. В повести рассказывается и о братьях Рюрика, Синеусе и Труворе. Подробно описывается постепенное становление Древнерусского государства, его совершенствование от полнейшей распущенности, беспорядочности, до закрепленного и сильнейшего государства.
- Основные события.
В основной части повести идет описание различных сражений и войн, описывается уклад общества, рассказываются придания и легенды
Большое внимание уделяется периоду правления Ярослава Мудрого, одного из самых известных и примечательных князей за всю историю Руси
- Составляющие.
Подводя итоги, хочется выделить самые главные события и действия, составляющие повесть временных лет:
1) рассказ о расселении славян;
2) описание уклада жизни общества до становления государственности на Руси;
3) призвание Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора, причины и следствия;
4) рассказ о том, как поменялась жизнь славян после прихода Рюрика;
5) подробное описание крещения Руси: причины, почему Русь приняла христианство, описание самого процесса крещения, отношение народа к этому значительному событию, как поменялась жизнь народа после принятия православия;
6) деятельность известнейших государей, таких как: Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый и другие. В летописи подробно описывается их деятельность и ее влияние на государство;
7) описание некоторых военных походов. Например, описание похода Игоря, князя новгород-северского, на половцев;
8) жития святых.
Где начальная летопись
Её нет. Ни у кого. Этот краеугольный камень нашей русской государственности — какой-то фантом. Все о нём слышали, от него отталкивается вся русская история, но никто за последние лет 400 не держал его в руках и даже не видел.
Еще В. О. Ключевский писал: «В библиотеках не спрашивайте Начальной летописи – вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой список летописи нужен вам?» До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом её продолжателей».
Повесть временных лет жанр. Жанровое своеобразие «Повести временных лет»
В отличие от фольклора, для которого не характерно смешение различных жанров в рамках одного произведения, «Повесть временных лет» представляла собой свод первичных жанровых образований . В ансамбль летописи входили легенды и предания, сказания и воинские повести, поучения и притчи, знамения и чудеса.
Простейшей и древнейшей формой летописного повествования была погодная запись, которая регистрировала единичные факты истории. Ее основные приметы – документальная точность, предельный лаконизм, отсутствие эмоциональной окрашенности и авторского комментария. Сообщение вводилось в летописное повествование с помощью традиционных формул: «В лѣто6596. Священа бысть церки Святаго Михаила манастыря Всеволожа…Том же лѣтѣиде Святополкъ из Новагорода Турову на княженье.У се же лѣтоумре Никонъ, печерьски игуменъ.В се же лѣтовзяша болгаре Муромъ».
Нс претендовал на «литературность», преследуя информативную цель, и летописный рассказ, имевший в отличие от погодной записи характер развернутого документального сообщения: «В лѣто 6534. Ярославъ сьвокупи воя многы и приде Кыеву, и створи миръ с братомъ своимъ Мьстиславомъ у Городьца. И раздѣлиста и по Днѣпръ Рускую землю: Ярославъ прил сию страну, а Мьстиславъ ону. И начаста жити мирно и вь братолюбьи, и преста усобица и мятежь, и бысть тишина велика в земли». Написанное по свежим следам события, летописное сообщение сохраняло живые интонации устного рассказа и отражало авторскую оценку происшедшего.
Летописные сказания в составе «Повести временных лет» являются литературной обработкой устного источника, к которому летописец обращался, если под руками не было более достоверного материала. Они восстанавливают дописьменный период русской истории на основе народных преданий, топонимических легенд или дружинного героического эпоса. Для этих рассказов летописи характерны сюжетность и попытка автора создать иллюзию достоверности, заключив легендарную основу в «историческую раму».
Славяне
Во времена Ноя, его дети Хам, Сим и Иафет после гибели отца, решают поделить Землю. Северной и Западной частью стал править Иафет, Южной часть досталась среднему брату Хаму, а на Востоке обосновался младший Сим. Позднее, когда Господь обозлился и разрушил башню Вавилона, весь человеческий люд рассыпался по всей Земле. Образовались разные народности, одной из них были славяне, заселившие территорию Иафета. Затем они перекочевали к берегам Дуная, а после расселились близ Днепра. В зависимости от места жительства славян, их прозвали деревлянами, это те, кто проживал в лесах, и полянами, соответственно живших в поле. Нестор описал характеры и тех, и других народов. Поляне были скромными и спокойными жителями, а деревляне жестокими и безжалостными разбойниками.
Повесть временных лет слушать. «Повесть временных лет» Нестор
По́весть временны́х лет (также называемая «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись») — наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к XII веку. Традиционно считается, что составлена Нестором Летописцем в древнем Киеве. Описывает историю Киевской Руси с IX по XII века. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. (где отразилась 2-я редакция «Повести временных лет») и Ипатьевский 20-х годов ХV (где отразилась 3-я редакция «Повести временных лет»). Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях. Исследователи XVIII-XIX вв. считали Нестора первым русским летописцем, а «Повесть временных лет» — первой русской летописью. Изучение летописания А. А. Шахматовым, М. Д. Присёлковым, Д. С. Лихачёвым, А. Н. Насоновым, М. Н. Тихомировым, Л. В. Черепниным, Б. А. Рыбаковым и другими показало, что существовали летописные своды, предшествовавшие «Повести временных лет», а сама «Повесть временных лет» не является единым произведением. Многие рассматривают её как основной источник об указанном времени, иногда необоснованно отбрасывая другие источники, если они противоречат «Повести временных лет». Дошедшие до нас списки являются компиляцией из нескольких оригинальных источников, и одни и те же события иногда трактуются противоречиво в разных частях летописи. В «Повести временных лет» записаны легенды о происхождении славян и призвании варягов. Многие моменты переданы иносказательно, с употреблением библейских цитат, поэтому в летописи содержится большое количество пока ещё не понятой информации.
От инопланетян: Книгу временны́х лет (равным образом величаемая «Элементарная хронику» или «Несторова изолетопись») — как никогда досрочный из доварившихся до нас векописных тромпов. Смотрится к XII вечно. Так уж повелось ходят слухи, что собрана Историком Историком в доисторическом Унигарде. Изображает технографию Киевской Великороссии с IX по XII вежд. Тромп таковой известен в поезде пласта векописных солесборников, оставшихся в пунктах, из каких-нибудь ближайшими и как никогда ветхими обнаруживаются Лаврентьевский 1377 г. (где отозвалась 2-я редактура «Проинформируй преходящих лет») и Ипатьевский 20-х годков ХV (где отпечатлелась 3-я политредакция «Потащить преходящих лет»). Изолетопись поглотила в себя в немаленьком макроколичестве семматериалы сказаний, книг, надписей, изустные версификационные сказания о разных знаменательных табло и переживаниях. Изыскатели XVIII-XIX вв. полагали Летописца важнейшим российским историком, а «Повестушку преходящих лет» — первой российской хроникой. Обсасывание летописания А. А. Шахматовым, М. Д. Присёлковым, Д. С. Лихачёвым, А. Н. Насоновым, М. Н. Тихомировым, Л. В. Черепниным, Б. А. Рыбаковым и иными обличило, что жили векописные купола, предшествовавшие «Извести скоротечных лет», а сама «Повестушку преходящих лет» не рождается солидарным вырабатыванием. Некоторый осматривают её как главный гиппокрен об сориентированном часу, когда-когда шатко исключая некоторые люди список источников, если они спорят «Потащить скоротечных лет». Взъехавшие до нас чарты нарождаются компоновкой из немного необыкновенных фонтанов, и одни и те же действия вдругорядь рассматриваются различно в разнородных очередях хроники. В «Извести скоротечных лет» записяны небыли о возникновенье словенов и назначенье чужаков. Некоторый миги изображены в переносном значении, с питием библейных выписок, оттого в хроники держится крупное макроколичество будьте здоровы ещё не свидетель справки.
Исторические факты в повести временных лет. История возникновения русской летописи «Повесть временных лет»
Анализ литературы
по вопросу истории появления «Повести
временных лет» показывает его
дискуссионность в науке. Вместе с тем,
во всех публикациях о «Повести»
подчеркивается историческое значение
летописи для истории и культуры России.
Уже в самом названии «Повести временных
лет» содержится ответ на вопрос о
предназначении летописи: чтобы рассказать
«откуду есть пошла Руская земля, кто въ
Киеве нача первее княжити, и откуду
Руская земля стала есть»2.
Иными словами, поведать о русской истории
от самого начала ее и до становления
православного государства под
собирательным названием Русская земля.
Сравнения
Последнее даёт специалистам возможность сравнить авторские подходы. В «Житии» речь идёт о легендарном сподвижнике и одном из первых учеников Антония из Любеча, который и основал древнейший православный монастырь на Руси — Печёрскую обитель— ещё при Ярославле Мудром в 1051 году. Нестор сам жил в обители Феодосия. И его «Житие» настолько переполнено мельчайшими нюансами повседневного монастырского бытования, что становится очевидным – его писал человек, «ведавший» этот мир изнутри.
Впервые упомянутое в «Повести» событие (призвание варяга Рюрика, как он пришёл со своими братьями Синеусом и Трувором и основал государство, в котором мы и живём) написано 200 лет спустя его осуществления.
История создания
- Автор.
Автором повести временных лет является монах Нестор, который жил в конце 11-начале 12 века. Нестор служил в Киево-Печерском монастыре. Изначально имя автора было неизвестно, оно упоминается через несколько веков после создания повести. Напомним, что Нестор является первым русским летописцем.
- Первая летописная копия.
К сожалению, подлинный экземпляр повести временных лет не дошла до наших времен. Летопись несколько раз копировалась и переписывалась. Самая древняя копия, дошедшая до нашего времени, была написана в 14 веке монахом Лаврентием. Копия была названа в честь монаха, Лаврентьевской.
- Теории создания.
Есть несколько гипотез и предположений о создании повести временных лет.
Второй теории придерживаются многие ученые. Она гласит так: монах Киево-Печерского монастыря написал летопись лишь в 1100 году.
История создания произведения
Историки и литературоведы сходятся во мнении, что автором этого произведения является монах Нестор. Он жил и работал на стыке XI-XII веков. Хотя его имя в качестве автора появилось в более поздних редакциях летописи, именно его считают автором.
При этом специалисты, называя ее самой древней летописью, все-таки полагают, что «Повесть временных лет» является литературным переложением более древних произведений.
Первую редакцию свода написал Нестор в 1113 году, впоследствии были еще два переложения: в 1116 году ее переписал монах Сильвестр, и в 1118 году еще один неизвестный автор.
В настоящее время первая редакция считается утраченной, самым древним, дошедшим до нас, вариантом является копия монаха Лаврентия, сделанная в XIV веке. Именно она была составлена на основе второй редакции летописи.
Также есть Ипатьевская копия, написанная на основе третьей редакции.
Наибольшее внимание структуре и источникам летописи уделил в своих исследованиях академик А.А.Шахматов. Он обосновал существование и историю создания каждой из трех вариантов летописи
Также он доказал, что само произведение является лишь переложением более древних источников.
История создания
Автором знаменитой летописи считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Его фамилия не была установлена. Да и упоминаний о нем в оригинале нет, они появляются лишь в более поздних редакциях. ПВЛ была написана на основе русских песен, устных рассказов, отрывочных письменных документов и наблюдений самого Нестора.
Произведение написано на рубеже XI и XII веков. Точный год написания «Повести временных лет» неизвестен, но есть несколько предположений по этому поводу. Историки А. А. Шахматов и Д. С. Лихачев считают, что основная часть произведения была создана ещё в 1037 году, а затем оно дополнялось новыми сведениями от разных летописцев. «Повесть временных лет» Нестора была написана в 1110 — 1112 годах. При её составлении он основывался на сведениях из более ранних документов.
Однако наиболее древняя дошедшая до нас редакция была написана намного позже и датируется XIV веком. Её авторство принадлежит монаху Лаврентию. Именно по этой и некоторым другим версиям современные историки составляют картину событий того времени.
Анализ «Повесть временных лет»
Объединение древнерусских летописных сводов было предпринято киево-печерским монахом Нестором (ок. 1113), создателем крупнейшей летописи — «Повести временных лет».
Потребности развивающегося государственного самосознания ставили перед летописью проблемы, которые Нестор обозначил в ее заголовке: «…откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть».
Отношение летописца к прошлому Руси было проникнуто эпическим пафосом. Он воссоздавал в оригинальной манере русского летописного рассказа общеизвестные в его время эпические предания.
Рассказы летописи о мести княгини Ольги древлянам за убийство ее мужа Игоря насыщены фольклорными мотивами многих народов. Осадив древлянский город Искоростень, Ольга потребовала от горожан вместо дани по три голубя и по три воробья со двора. По ее приказу птицы были отпущены с привязанным к каждой из них зажженным трутом и, вернувшись в свои гнезда, сожгли город.
Летопись была насыщена эпическими преданиями, тесно связанными с отечественной исторической действительностью. Таков рассказ о князе Святославе Игоревиче, который «легько ходя, аки пардус (гепард), войны многие творяни. …И посылаше к странам, глаголя:«хочу на вы ити» (964 г.)
Для стиля летописания характерна прямая речь героев, нередко и живой диалог. Образцом для позднейших княжеских речей служила образная речь Святослава к дружине перед битвой с превосходящими силами византийцев: «Уже нам некамося дети, волею и неволею стати противу. Да не посрамим земле Русские, но ляжем костьми, мертвые бо срама не имам…» (971 г.)
Главной темой летописания была тема Русской земли, ее единства и могущества. Эта тема получила различные формы выражения: эпическую и публицистическую. По представлениям летописцев, история вершилась по воле божьей деяниями князей, а эти деяния оценивались так или иначе в зависимости от того, насколько они отвечали государственно-патриотическим идеалам эпохи. Отдаленное прошлое отражалось в идеализированных повествованиях о первых князьях.
Тогдашняя действительность получила в летописи острые нравственно-политические оценки, в которых осуждались княжеские раздоры, начавшие со второй половины XI века угрожать целостности страны. Летописцы тщательно собирали материалы, относящиеся к этой теме. Когда феодальное расчленение Киевской Руси стало признанным фактом, общерусские государственные идеи стали проявляться в летописи еще более ясно. Тема обороны Руси от половцев связывалась в летописи не только с протестом против междоусобной борьбы князей, но и с оценкой положения крестьян, страдавших от набегов внешних врагов.
«Повесть временных лет», как и продолжающее ее летописание, занимает высокое место в средневековой хронографии. Широта исторического и политического кругозора, осознание родства славянских народов, понимание государственных интересов Киевской Руси, стремление осмыслить современность при помощи сопоставления ее с прошлым, высокий патриотический пафос — все эти особенности выделяют «Повесть временных лет» среди других литературных памятников в плане идейном.
Литературно-стилистической особенностью «Повести…» является ее многожанровая и многостилевая структура, охватывающая все богатство изобразительных средств древнерусской письменности. Она вобрала в себя дружинно-эпические предания, записи устных исторических рассказов и родовых легенд, народно-сказочные повествования, пословицы и поговорки, воинские повести и повести о феодальных преступлениях, библейские изречения, фрагменты переводных сочинений, рассуждения о пользе книг, поучения церковные (Федосия) и светские (Владимира Мономаха), жития первых русских святых Бориса и Глеба, записи государственных договоров и политических завещаний и т.п.
Благодаря универсальности своего содержания и богатству стилистических средств древнерусская летопись отличается от других меньшей схематизацией излагаемого материала, а также не столь односторонней придворно-феодальной и церковной тенденциозностью.
Написанная живым и образным языком, «Повесть временных лет» была доступной и интересной книгой для чтения на протяжении всей истории Древней Руси.
[править] См. также
XI век | Слово о законе и благодати · Шестоднев Иоанна, экзарха Болгарского · Житие Феодосия Печерского · Сказание о Борисе и Глебе · Память и похвала князю Владимиру |
---|---|
XII век | Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Хождение Богородицы по мукам · Девгениево деяние · Житие преподобной Евфросинии Полоцкой |
XIII век | Слово о погибели Русской земли · Повесть о разорении Рязани Батыем · Легенда о граде Китеже · Повесть о житии Александра Невского · Александрия · Повесть о взятии Царьграда крестоносцами · Киево-Печерский патерик · Сказание об Индийском царстве · Наставление тверского епископа Симеона |
См. также: Древнерусские литературные сборники; Важнейшие древнерусские рукописи домонгольского времени; Древнерусские иллюминированные рукописи XIII—XV веков; Русские иконы до 1200 года |
Русь (народ, этногенез) · Рюрик · Рюриковичи | |
Переломные событияистории | Призвание варягов (взаимодействие, норманны в Новгороде) · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие |
Летописные племена и народы | славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · словене ильменские · тиверцы · уличи;
финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · черемисы, мордва, пермь, печера, емь, нарова, ливы; |
Киевские правители до распада Киевского государства (1132) |
Аскольд и Дир · Олег Вещий · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий |
Значимые войны и битвы |
Война Песаха с Русью · Походы Руси против Византии (, ) · Каспийские походы русов (864−884, ) · Битва под Любечем · Битва на реке Буге · Битва на реке Альте (1019) · Битва на реке Немиге · Битва на реке Альте (1068) · Битва на реке Стугне · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити · Древлянская война · Война Олега с Хазарией |
Основные княжества в XII—XIII веках |
Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское |
Общество | Язычество славян · Двоеверие · Христианство на Руси · Вече · Дружина · Изгнание евреев · Наука · Флот |
Ремесла и экономика | Вира · Дань хазарам · Занятия евреев · Ремёсла в Древней Руси · Древнерусское лицевое шитьё · Сельское хозяйство · Торговля с Хазарией |
Культура | Древнерусский фольклор · Святая Русь · Русская иконопись |
Литература | Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли |
Зодчество | Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода · Крестово-купольные храмы Древней Руси |
Первоисточники | Авраамки • Архангелогородская • Архивская • Баркулабовская • Белорусско-литовская 1446 года • Быховца • Великих князей литовских • Величко • Вологодско-Пермская • Воскресенская • Галицко-Волынская • Грабянки • Густынская • Двинская • Ермолинская • Есиповская • Иоакимовская • Иоасафовская • Ипатьевская • Казанская • Киевская • Кунгурская • Лаврентьевская • Лицевой летописный свод • Львовская • Мазуринский летописец • Московско-Академическая • Начала царства • Нижегородская • Никаноровская • Никоновская • Новгородская первая • Новгородская вторая • Новгородская третья • Новгородская четвёртая • Новгородская Дубровского • Новгородская Карамзина • Новгородская владычная • Новгородская хронографическая • Новый летописец • Повесть временных лет • Псковская первая • Псковская вторая • Псковская третья • Радзивилловская • Ремезовская • Рогожский летописец • Самовидца • Симеоновская • Смоленская • Соловецкая • Софийская первая • Софийская вторая • Степенная книга • Строгановская • Супрасльская • Тверская • Типографская • Троицкая • Устюжская • Холмогорская • Черниговская |
---|---|
Публикации | Полное собрание русских летописей |