Сказание о невидимом граде китеже и деве февронии в нашей жизни

Оглавление

Китеж современный

Перенесемся теперь во времена, близкие к нашему веку.

Легенда о граде Китеже взволновала умы интеллигенции. Прежде всего, литераторов, музыкантов и художников. Писатель 19 века Павел Мельников-Печерский, вдохновленный озером Светлояр, рассказал его легенду в романе «В лесах», а также в повести «Гриша». Озеро посещали Максим Горький (очерк «Бугров»), Владимир Короленко (очерковый цикл «В пустынных местах»), Михаил Пришвин (очерк «Светлое озеро»).

О загадочном городе написал оперу «Сказание о невидимом граде Китеже» Николай Римский-Корсаков. Озеро рисовали художники Николай Ромадин, Илья Глазунов и многие другие. Поэты Ахматова и Цветаева упоминают в своем творчестве град Китеж.

Декорации Ивана Билибина к опере Римского-Корсакова

В наши дни легендой о Китеже заинтересовались фантасты и особенно авторы фэнтези. Понятно, почему: образ потаенного города романтичен и как нельзя лучше вписывается в фантастическое произведение. Из произведений подобного толка можно назвать, например, рассказ «Молоты Китежа» Ника Перумова и «Красное смещение» Евгения Гуляковского.

В советском телефильме «Чародеи», который был снят по мотивам романа Стругацких «Понедельник начинается в субботу», работник фабрики музыкальных инструментов едет в вымышленный Китежград. Он хочет спасти от злых чар невесту, и оказывается в царстве добрых и злых волшебников.

Озеро Светлояр в наши дни

Естественно, не обошли вниманием загадку Китежа и ученые. На озеро Светлояр отправлялись экспедиции, причем не раз

Бурение у берегов озера ничего не дало. Ничем окончились и поиски археологов. На подступах к озеру следов загадочного города не было. В 70-х годах прошлого века экспедицию снаряжала «Литературная газета»: на дно спускались подготовленные водолазы. Работа их была непростой, так как глубина озера больше 30 метров. На дне много коряг и затонувших деревьев.

Неопровержимых доказательств существования города, к сожалению, они не нашли. Для верующих этот факт, конечно, ничего не значит. Известно, что нечестивцам Китеж не откроет своих тайн.

Появились гипотезы, что Китеж находился вовсе не на озере Светлояр. Сразу же возникли другие предполагаемые места «обитания» святого града. Поговаривали даже о Китае, якобы Китеж и легендарная Шамбала — одно и то же место.

Николай Рерих «Песнь о Шамбале»

В наши времена ученые забыли о Китеже — не до того стало. Зато легендой одно время спекулировали бизнесмены, которые надеялись превратить сказания в источник самофинансирования.

В настоящее время территория озера охраняется государством. Озеро и окрестности входят в состав заповедника, который находится под защитой ЮНЕСКО. Ежегодно 6 июля в день Владимирской иконы Божией Матери православные верующие совершают крестный ход от Владимирского храма в селе Владимирском до часовни во имя Казанской иконы Божией Матери. Часовня была построена неподалеку от озера Светлояр в конце 1990-х годов.

Православные молятся на берегу озера. Кто-то тайком разглядывает свое отражение в озере — не мелькнет ли Китеж? Некоторые верят, что земля, собранная в святом месте, лечит недуги. Они берут ее на могилах «убиенных богатырей», а затем относят домой вместе с пластиковыми бутылками, в которых плещется вода из святого источника. Существует поверье, что вода из Светлояра не испортится, даже если простоит в бутыли несколько лет.

Часовня Казанской Божьей матери на берегу Светлояра

Комментарии

Половоe воспитание, дневники советских девушек и сборище уродов

А Сидороввалуа
сегодня в 07:53

Мы знаем, где мозги у Эрдогана

Емеля
вчера в 20:21

Вопрос ответ Валерий Пякин от 20 сентября 2021 г.

Александр собянинбуржец
вчера в 13:32

Сир, вы будете принимать ликование России ?

А Сидороввалуа
27 сентября в 23:30

Инстинкты против личной жизни

Olga Gorr
27 сентября в 19:05

М.В. Величко. Ответы на вопросы читателей блога «Восстановление смыслов», август 2021 г., ч. 2

Ксения Кошелева
26 сентября в 20:07

Страна обломовых

Емеля
25 сентября в 20:32

«Балансирование, поддерживающее стабилизец»

Емеля
22 сентября в 08:20

Что такое коммунизм, царь-пьяница, Ростсельмаш и деградация массовой культуры

Александр собянинбуржец
21 сентября в 14:13

Глобализация и Образ будущего

Александр собянинбуржец
21 сентября в 02:07

Денежная радиация и Русский Дух

Иван Груздев
18 сентября в 18:17

Чьё оно – Овертоново окно?

Александр Вершинин
18 сентября в 08:20

COVID-19 и Вакцинация — что это?

А Сидороввалуа
17 сентября в 13:25

Почему столицу переносят в Сибирь?

Alexander53
14 сентября в 17:07

Не проспать Восход: Атака разумных от народа

Юрiй Финистъ
13 сентября в 11:39

Мода — 2021

Александр Вершинин
10 сентября в 05:13

Началось! Врач Владимир Зеленко обратился в Раввинский Суд по поводу коронавирусного геноцида!

А Сидороввалуа
8 сентября в 08:58

Зазнобин Владимир Михайлович. Биография

vodjanitsa
4 сентября в 21:57

Имущественные права ограбляемых

А Сидороввалуа
3 сентября в 08:42

Воплощение второго смыслового ряда сказки Пушкина

Валерий Вагин
2 сентября в 08:58

Ядерный проект России или пример успешного управления по ПФУ, с элементами магии

Александр Вершинин
2 сентября в 03:26

Новости сталинских репрессий. Явление Богуславского

Alexander53
28 августа в 21:39

Расия, Расия, Расия …

Алексей Михайлович
25 августа в 22:28

Непривитые дети здоровее: Новое исследование уровня здоровья американских детей из штата Орегон

Емеля
23 августа в 08:57

Научные зарубежные исследования о вакцинации

Александр
20 августа в 06:47

Надо ли жалеть Авериных?

Александр Ильченко
19 августа в 16:32

«Мир пошёл под нож?

Емеля
18 августа в 13:25

Статистики судеб вакцинированных и невакцинированных детей

Емеля
16 августа в 19:32

О том, почему люди не могут жить по-человечески

Алексей Михайлович
9 августа в 23:43

Автор книги: Автор Неизвестен

Легенда о граде Китеже

Книга, называемая Летописец, написана в год 6646 (1237) сентября в пятый день

Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сын святому благоверному и великому князю Всеволоду, псковскому чудотворцу, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод сын был великому князю Мстиславу, внук же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович – правнук святому благоверному и великому князю Владимиру.

А святой благоверный князь Всеволод сначала княжил в Великом Новгороде. Но в свое время возроптали новгородцы на него и решили сами промеж себя: князь наш, некрещеный, владеет нами, крещеными. И сотворили совет, и пришли к нему, и изгнали вон. Он же пришел в Киев к дяде своему Ярополку и сказал ему все, за что изгнан был новгородцами. А тот, узнав об этом, дал ему во владение Вышгород. И здесь уже умоляли его псковичи княжить у них, и он пришел к ним в город Псков. И по некотором времени восприял благодать святого крещения, и наречен был во святом крещении Гавриил. И пребывал в великом лощении и воздержании, а спустя один год в вечный покой отошел, 6671 (1163) года, месяца февраля в одиннадцатый день. И погребен был сыном своим благоверным и великим князем Георгием. И были чудеса многие от святых мощей его во славу и хвалу Христу, богу нашему, и всем святым. Аминь.

Сей святой благоверный князь Георгий Всеволодович по преставлении отца своего благоверного князя Всеволода, нареченного во святом крещении Гавриилом, остался на месте его по мольбе псковичей. Было же это в 6671 (1163) году. Изволил святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович ехать к благоверному князю Михаилу Черниговскому. И когда пришел к благоверному князю Михаилу благоверный и великий князь Георгий, то поклонился благоверному князю Михаилу и сказал ему: «Здрав будь, о благоверный и великий князь Михаил, на многие лета, сияя благочестием и верою Христовою, во всем уподобился прадедам нашим и прабабке нашей, благоверной великой княгине, христолюбивой Ольге, которая обрела самое дорогое и великое сокровище – Христа и веру его святых пророков и апостолов и святых отцов, и благоверному христолюбивому царю и равноапостольному прадеду нашему царю Константину». И сказал ему благоверный князь Михаил: «Здрав будь и ты, о благоверный и великий князь Георгий Всеволодович, пришел ко мне с благим советом и независтливым оком. Ведь что приобрел из-за зависти к дедам нашим Святополк, который возжелал власти и убил братьев своих, благоверных и великих князей! Бориса повелел копьем пронзить, Глеба же ножем заклать, в годы княженья их. Ведь обманул он их льстиво по наущению сатаны, будто мать их при смерти. Они же, как незлобивые агнцы, уподобились благому пастырю своему Христу, не стали супротив брата, врага своего. Господь же прославил святых угодников своих, благоверных князей и великих чудотворцев Бориса и Глеба».

Бесчинства Батыя и великое чудо

Ворвался Батый в Малый Китеж, стали его люди грабить и убивать жителей города. Никого не щадили они – ни малых детей, ни стариков. Разорил Батый некогда богатый Китеж-град. Когда ушло монгольское войско из города, нашли местные жители тело Георгия, которое переместили в одну из церквей, что построил князь. Пришло запустение в края эти, стали уходить люди из Китежа. Да и сам город вдруг исчез от глаз людских.

Когда же орды Батыя подошли к Большому Китежу, куда один из пленных указал тайную тропу, увидели они чудо, что привело в ужас захватчиков. Прямо на их глазах город, звоня во все колокола церквей, стал погружаться в озеро. 

Словно зачарованные, смотрели Батый и его воины на то, как исчезают в волнах Светлояра крыши домов и городские ворота. Последним они увидели крест на куполе собора, который в следующее мгновение уже скрылся в воде.

Легенда о Китеж-граде

Светлоя́р — озеро, с которым связана легенда о затонувшем городе Китеже. Находится в Нижегородском Заволжье примерно в 130 км к северо-востоку от областного центра и в 1—1,5 км западнее села Владимирское Воскресенского района. Памятник природы федерального значения. Расположен на территории природного парка Воскресенского Поветлужья.

Легенды гласят, что во времена монголо-татарского нашествия под воду озера Светлояр ушел целый город Китеж — весь, вместе с его защитниками, вместе со стариками и детьми. Считается, что божественное вмешательство скрыло его от глаз неприятеля на сотни, а может быть, и тысячи лет. Если верить легенде, рано или поздно в Нижегородской области появится еще один населенный пункт — древний город Китеж.

Единственные намеки на реальное существование Китежа можно найти в книге «Китежский летописец». По мнению ученых, эта книга была написана в конце 17 века.

Если верить ей, град Китеж построил великий русский Князь Юрий Всеволодович Владимирский в конце 12 века. Согласно легенде князь, возвращаясь из путешествия в Новгород, по пути остановился возле озера Светлояр — отдохнуть. Но толком отдохнуть ему не удалось: князь был пленен красотой тех мест. Сразу же повелел он построить на берегу озера град Большой Китеж.

За дело принялись немедленно. Длина построенного города составила 200 саженей (прямая сажень — расстояние между концами пальцев, раскинутых в разные стороны рук, приблизительно 1,6 метра), ширина — 100. Соорудили также несколько церквей, а по случаю лучшие мастера принялись «писать образа».

Церквей много, икон тоже — что еще нужно простому русскому человеку? Город не замедлили прозвать «святым», и народ потянулся к озеру Светлый Яр.

То были времена далеко не мирные и не идиллические. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия. А в 1237 году на Русь вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

Батый якобы услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления. Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан. Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж. Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

Материалы взяты из интернета.

Синопсис

Время : Лето 6751-го года сотворения мира.
Место : Местоположение не указано, за Волгой.

Акт 1

Керженский лес
Эти дикие леса с густыми зарослями и болотами — дом Февронии (и ее «брата», ползучего дерева), которая живет в хижине. Она одержима мечтами и поэтическими фантазиями, дочь природы, дружная с птицами и дикими животными и знающая все тайны леса. Однажды она встречает в лесу молодого принца, который на охоте заблудился. Он Всеволод, сын князя Юрия Китежского, влюбляется в ее красоту, духовную целостность и любовь к людям и природе. Они поют любовный дуэт, в котором он надевает кольцо ей на палец, но это издалека прерывается звуками охоты. Он прощается с ней и идет на поиски вечеринки, а она узнает, с кем она стала суженой.

Акт 2

Маленький Китеж

Маленький Китеж на Волге
На рыночной площади здесь проходят праздничные гуляния, ведь ожидается свадебное шествие княгини Февронии. Народ толпится вокруг шута и смеется над выходками медведя. Приходит старый гитарист и поет торжественную песню. Богатые горожане, считающие, что князь Всеволод должен был жениться на девушке с лучшими семейными связями, уговаривают Гришку Кутерму (местного пьяницу) издеваться над принцессой. Процессия приближается к звона колоколов, и (по старинному обычаю) гости свадьбы бросают в толпу медовые лепешки, ленты и монеты в качестве «выкупа» невесты. Народ прогоняет Гришку, и процессия подает свадебную песню.

Внезапно веселье прерывается, так как город окружает армия вторгшихся татар. Слышится скорбный причитающий хор народа. Феврония попадает в плен к татарам и терзается тревогой за судьбу своего жениха и за город Большой Китеж, на который татары нападут в следующий раз. Гришка соглашается предать Россию и привести татар к городу, а Феврония молится, чтобы он стал невидимым.

Акт 3

Сцена 1 — Великий Китеж
Услышав о нашествии, жители Большого Китежа собираются с оружием в руках на главной площади посреди ночи. Ослепленный татарами егерь князя Федор Поярок рассказывает им о зверствах, совершенных в Малом Китеже. Мальчик объявляет о приближении татар. Народ готовится к битве, и князь ведет батальон, который поет хором решимости сражаться до конца. Затем золотой туман поднимается над озером и окутывает город, укрывая его от врага: только церковные колокола слабо гудят. На берегу реки Херженец разгорается ожесточенный бой. Симфоническая интерлюдия, составленная на тему боевой песни и другая, представляющая татарские орды, изображает мрачную сцену и вводит:

Сцена 2 — У озера Светлый Яр
После долгого перехода по пустыне Гришка привел татар к берегу озера. Не видя города из-за тумана, татары обвиняют его в предательстве и привязывают к дереву, намереваясь убить его утром. Они разводят костры и делятся добычей. Два вождя татар, Бурундай и Бедяй, ссорятся из-за Февронии, и Бедяй убит. Татары, готовясь к ночи, поют мрачную песню о воронах, стекающихся на бойню. Они спят, и слышно, как Феврония оплакивает Всеволода, павшего в битве. Гришка, мучимый страхом и раскаянием, умоляет ее освободить его, и она делает это, веря, что доброта исцелит его душу. Но его преследуют кошмары, в которых перезвон китежских колоколов искажается в его мозгу. Он спешит утопиться, но останавливается на берегу, поскольку рассвет показывает, что, хотя город остается невидимым, отражение города можно увидеть в воде, а колокола звенят все громче. Татары устрашаются видом и расходятся.

Акт 4

Сцена 1 — Керженский лес
В кромешной тьме Феврония и Гришка, измученные, борются через пустыню. Гришка в бреду, спев песню про дьявола и бешено танцуя, с криком убегает. Февронию убаюкивают звуки леса. В ее сне сцена преображается с фантастическими распускающимися цветами, свечами на деревьях и сказочными певчими птицами. Мифическая птица печали, Алконост, кажется, говорит ей, что она должна умереть. Она приветствует смерть, и ее князь, кажется, ведет ее в Китеж. Вторая птица, Сирин, сулит бессмертие. Очарование неотразимо проявляется в симфонической интерлюдии, ведущей к:

Сцена 2 — Город-невидимка
Сцена в легендарном городе красивых людей с добрыми сердцами. Вновь появляются Феврония и Всеволод, князь Юрий и Федор Поярок. Феврония посылает Гришке послание надежды, говоря ему, что однажды он тоже найдет путь в Невидимый город. Всеволод ведет свою невесту к алтарю с свадебными песнями, и гимн радости, как торжественный хор, завершает оперу. Добро, Любовь и Справедливость побеждают.

Роли

Роль Тип голоса Премьера актерского состава Санкт-Петербург 20 февраля 1907 г. (дирижер Феликс Блюменфельд ) Премьера актерского состава Москва 15 февраля 1908 г. (дирижер — Вячеслав Сук )
Князь Юрий Всеволодович бас Иван Филиппов Василий Родионович Петров
Князь Всеволод Юрьевич тенор Андрей Лабинский Николай Ростовский
Феврония сопрано Мария Кузнецова-Бенуа Надежда Салина
Гришка Кутерма тенор Иван Ершов Антон Боначич
Федор Поярок баритон Василий Шаронов Жорж Бакланов
Страница меццо-сопрано Мария Маркович Елизавета Азерская
Гусли игрок бас Владимир Касторский
Медведь укротитель тенор Григорий Угринович
Ведущий певец баритон Николай Маркевич
Бедяй, могучий татарский воин ( прототипом может быть Субутай ) бас Иван Григорович Христофор Толкачев
Бурундай, могучий татарский воин ( прототипом может быть Боролдай ) бас Константин Серебряков Степан Трезвинский
Сирин , райская птица сопрано Надежда Забела-Врубель
Алконост , райская птица контральто Евгения Збруева Серафима Синицина
Хор, Безмолвные роли: Состоятельные, попрошайка, люди, татары.

Беловодье

Многие средневековые легенды повествуют о царствах Добра и Справедливости, наподобие Китежа. В этих «сокровенных местах» будто бы можно спрятаться, спастись от происков зла. Одно из таких мест — волшебная страна Беловодье. Это сказочный край, где живут мудрецы, которые даруют вечную жизнь и сокровенные знания прошлого. Согласно преданиям, страна находится где-то на Алтае.

После введения в России крепостного права многие крестьяне уходили на восток. В 17 веке на Алтай двинулись российские переселенцы. Причиной тому была не только «теснота» Центральной России и бедность, но и надежда отыскать Беловодье. Примерно в конце 18 — начале 19 века был создан «Путешественник Марка Топозерского», в котором описывалась дорога на Беловодье. «Путешественник» указывал путь через Красноярск и Китай в «Опоньское» (Японское) царство, которое лежит посреди «окиян-моря» Беловодья.

В России существуют реальные «Китежи» — города и деревни, затопленные при строительстве водохранилищ. На фото — Крохино в Вологодской области

Источник

Нашествие монголо-татар

То были времена, не лучшим образом приспособленные для мирного существования. Раздоры между княжествами, набеги татар и болгар, лесные хищники — за городские стены редкий человек решался выбраться без оружия.

В 1237 году на территорию Руси вторглись монголо-татары под руководством хана Батыя.

А теперь забудем на время о легенде и вспомним историю.

Первым нападению подверглись рязанские князья. Они пытались обратиться за помощью к князю Юрию Владимирскому, но получили отказ. Татары разорили Рязань без труда; затем двинулись на Владимирское княжество.

Посланный Юрием сын Всеволод был разбит у Коломны и бежал во Владимир. Татары захватили Москву и взяли в плен другого сына Юрия — князя Владимира. Князь Юрий, когда узнал об этом, оставил столицу на сыновей Мстислава и Всеволода. Отправился собирать войска.

Он разбил лагерь неподалеку от Ростова на реке Сить и стал ждать своих братьев Ярослава и Святослава. В отсутствие великого князя 3-7 февраля были взяты и разорены Владимир и Суздаль, в огне пожара погибла семья Юрия Всеволодовича.

Князь и его дружина. Шествие монголо-татар.

Князь успел узнать о гибели семьи. Дальнейшая его судьба была еще более незавидной: Юрий погиб 4 марта 1238 года в битве с войсками Батыя на реке Сить. Ростовский епископ Кирилл отыскал на поле битвы обезглавленное тело князя и увез его в Ростов. Позже отыскали и присоединили к телу голову.

Здесь заканчиваются факты, которые подтверждены учеными. Вернемся к легенде.

Батый услыхал о богатствах, что хранились в граде Китеже, и послал часть войска на святой город. Отряд был небольшой — Батый не ожидал сопротивления.

Войска шли на Китеж через лес, а по пути прорубали просеку. Вел татар предатель Гришка Кутерьма. Его взяли в соседнем городе, Малом Китеже (нынешний Городец). Гришка не выдержал пыток и согласился указать путь к святому Граду. Увы, Сусанина из Кутерьмы не получилось: Гришка привел татар к Китежу.

Рассказ о гибели Малого Китежа. Палехская лаковая миниатюра.

В тот страшный день неподалеку от города несли дозор три китежских богатыря. Они первыми увидели врагов. Перед битвой один из воинов сказал сыну, чтоб он бежал в Китеж и предупредил горожан.

Мальчик кинулся к городским воротам, но злая стрела татарина догнала его. Однако смелый парнишка не упал. Со стрелой в спине добежал он до стен и успел крикнуть: «Враги!», и только потом упал замертво.

Богатыри тем временем пытались сдержать ханское воинство. Не выжил никто. По преданию, на том месте, где погибли три богатыря, появился святой ключ Кибелек — он бьет до сих пор.

Святой Георгий Победоносец собственной персоной. Георгий Победоносец на фреске Ферапонтова монастыря.
Другой вариант легенды гласит, что сам Георгий Победоносец спустился на землю, чтобы помочь защитникам Китежа. Но конь Георгия споткнулся. Понял тогда святой, что спасение Китежа — не его задача. И отступил.

А в том месте, куда провалилось копыто коня, и забил святой источник Кибелек.

Монголо-татары осадили город. Горожане понимали, что шансов нет. Горстка народа против хорошо вооруженной и организованной армии Батыя — это верная гибель. Тем не менее без боя горожане сдаваться не собирались. Они вышли на стены, с оружием, а также иконами и крестами в руках. Люди молились с вечера и всю ночь напролет. Татары же ожидали утра, чтобы начать атаку.

И свершилось чудо: зазвонили вдруг церковные колокола, затряслась земля, и на глазах изумленных татар Китеж стал погружаться в воды озера Светлояр.

Легенда неоднозначна. И люди трактуют ее по-разному. Кто-то утверждает, что Китеж ушел под воду, кто-то — что он погрузился в землю. Есть приверженцы теории, будто город от татар закрыли горы. Другие считают, что он поднялся в небо. Но самая интересная теория гласит, что Китеж попросту стал невидимым. Непонятно, правда, почему тогда на город до сих пор никто не натолкнулся случайно.

Пораженные мощью «русского чуда», татары бросились бежать кто куда. Но божий гнев настиг их: кого звери пожрали, кто в лесу заблудился или просто пропал без вести, уведенный таинственной силой.

Город же исчез. Согласно легенде, он должен «проявиться» в день Страшного Суда. В тот день, когда мертвые восстанут из могил, поднимется из воды и Китеж.

Возможно, именно так вы можете увидеть Китеж в наши дни.

Но увидеть его и даже достичь можно уже сейчас. Человек, в котором нет греха, различит отражение церковных маковок и белокаменных стен в водах озера Светлояр.

История легенды

В районе Нижнего Новгорода, в центральной России есть озеро Светлояр. История его появления на свет связана со многими мистическими событиями и окутана тайной. По легенде, оно всегда гладкое, и только очень лёгкий ветерок оставляет на нём немного ряби. Некоторые слышат около него даже колокольный звон.

Город Малый Китеж был построен Георгием Всеволодовичем на берегу Волги. Однако он показался ему маленьким, и он создал на другом берегу Большой Китеж. Случилось строительство городов ещё до нашествия Батыя. Хан хотел завладеть городом, убил брата князя и окружил город. Тем более, что это легко было сделать – город был совершенно ничем не защищён. Хан очень удивился: когда войска подходили к городу, все его жители горячо молились. И вот войска ворвались в него, и случилось непредвиденное. Вокруг города забились фонтаны, и он скоро ушёл под воду. Никому из врагов не удалось в него проникнуть, и войско отступило. Только крест был виден в середине озера, и то вскоре и он под водой исчез.

К озеру есть даже проход, который в народе зовут проход Батыя. И только чистый душой человек может увидеть под водой красивейший город или услышать церковное пение.

Легенда о невидимом городе легла в основу не только сказок и песен, но и различных произведений искусства.

Русская утопия

Град Китеж — символ чего-то недоступного, но желанного. Это райское место, куда праведники могут бежать от невзгод жестокого мира

Неважно, существовал ли Китеж — красивая легенда дает надежду отчаявшимся. И в прошлом на поиски благодатной земли бежали крестьяне-лапотники, и сейчас находятся фанатики, которые уходят в нижегородские леса, где прячутся от современной жизни

Китеж — это русская утопия. Это место, где в кисельных берегах текут молочные реки. Для многих — это страна Фантазия, сказочное государство, в котором правят добро и справедливость

Самое важное в Китежской утопии то, что людям в любом случае нужен такой город. И если б не было этой легенды, они бы выдумали другую

Людям необходима вера в то, что можно убежать из этого, полного боли и отчаянья, мира. Люди нуждаются в месте, куда можно бежать. Хотя бы в мыслях. И этим местом стал священный русский град Китеж.

Константин Горбатов «Потонувший город»

Поделиться с друзьями:

Критический анализ

«Китеж» , пожалуй, лучшая опера Римского-Корсакова, которую часто называют «русским парсифалем» , однако она не входит в стандартный оперный репертуар за пределами России. Стилистически она более характерна для творчества Римского-Корсакова, чем более известная « Теория». «Золотой петушок» . В его использовании русской истории и легенд, восточной экзотики и смеси реального и сверхъестественного произведение было названо «суммированием националистической оперной традиции Глинки и Пятерки» . работа будет его последним художественным заявлением, он не планирует писать еще одну оперу, пока неожиданно не вдохновится написать «Золотого петушка» как сатиру на текущие политические события в России. Хотя композитор часто использовал сказки, « Китеж» — единственная из его опер. использовать сверхъестественные или религиозные темы. Саймон Моррисон указывает, что, несмотря на христианские темы, « это был светский рай».

Приход беды на русские земли

Увы, светлые времен на Руси были не так часто, а прерывали их мрачные нашествия жестоких завоевателей. Так вышло и в этот раз. Созидание и радость жизнью для людей были нарушены приходом на Русь коварного и злого хана Батыя. Он возглавлял орды монголо-татар, что хотело покорить русские земли, а на пути своём убивали, грабили, сжигали целые поселения.

Выступил против врагов князь Георгий со своим войском, да только неравными были силы. Слишком бесчисленной была орда хана, слишком малым оказался отряд князя. Разбитой оказалась дружина Георгия, после чего князю с разбитыми отрядами пришлось скрыться в дремучих лесах – как раз тех, что находились неподалёку от озера Светлояр. 

Скоро уж войско Батыя приблизилось к Малому Китежу. В отчаянии рванулся князь с небольшим отрядом дружинников

Отважно сражались русские воины, да только повержены были врагом. Погиб и сам Георгий у стен города, что некогда возвёл

Есть поверье, что когда-нибудь Китеж вновь появится из вод озера